Сказанное об Иване Ходкевиче в значительной мере можно отнести к подписавшим грамоту сыновьям Александра Юрьевича, земского подскарбия — распорядителя государственной казны Великого княжества Литовского: Михаилу, Александру Солтану, Андрею и Ивану; их карьера оказалась связанной, как и деятельность их отца, с финансовым ведомством. О Михаиле нет таких сведений, Александр Солтан ко времени составления послания заведовал, по-видимому, личной казной монарха и назван в нем «подскарбием великославного двора пресветлого короля Казимира». Иван Александрович, младший из братьев, унаследовал должность отца, став «подскарбием найвышшим земским великого князства Литовского», и занимал ее в 80-х гг. XV в. Столкновения Александра Солтана и Ивана с католическими прелатами Вильно отрицательно не повлияли на их административную карьеру. Третий из братьев, Андрей, владелец Папорти, стал подскарбием дворным Казимира IV с середины 80-х гг. Члены этой семьи, не принадлежавшие по рождению к литовской знати, смогли сделать столь успешную административную карьеру потому, что относились к узкому кругу людей, которых монарх стремился продвигать и на чью поддержку опирался. Из лиц, поставивших подписи под посланием, к этому кругу доверенных лиц монарха принадлежал и писарь Якуб. Начавший службу в великокняжеской канцелярии в конце 40-х гг., он к моменту составления послания возглавлял этот важнейший орган государственного управления («наивышший писар великого князства литовъского»), что также говорит о высокой степени доверия к нему монарха. Именно лица, принадлежавшие к этому кругу,— писарь Якуб и земский подскарбий Иван Александрович,— должны были вручить послание папе. Очевидно, что и при составлении документа эта группа лиц играла активную роль . Анализируя круг лиц, подписавших послание, митрополит Макарий (Булгаков) пришел к выводу, что обращение к Сиксту IV было сделано с санкции и одобрения Казимира Ягеллончика . Позднее этот вывод был принят и другими исследователями. Против него можно выдвинуть лишь одно возражение: обращение в Рим было направлено против католического духовенства польской церковной провинции и находилось в прямом противоречии с интересами местного католического епископата.

http://sedmitza.ru/lib/text/442970/

Кондак 3 Силою вразумления о явлении чудотворныя иконы Твоея просвещенный, позна болярин Солтан, яко икона сия во утешение страждущим Тобою свыше ниспослана бысть, и, слезно моляся о неразумии своем, воздвиже храм на месте явления ея, да вси людие, молитвы в нем Богу вознося, воздают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: Радуйся, Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; Радуйся, скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. Радуйся, кровом крылу Твоею христиан покрывающая; Радуйся, предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. Радуйся, на камени пречестный Твой образ паки явившая; Радуйся, вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. Радуйся, яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; Радуйся, яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. Радуйся, Премилосерд-ная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Кондак 4 Бурею страстей и искушений одержимии вернии Твои, моляшеся пред чудотворною иконою Твоею, покой и душевную радость обретают. Ты бо, Дево чистая, христиан Путеводительница, правому пути их наставлявши и смысл бытия земнаго познати пособствуеши, да вси богокрасною песнию восхваляют Бога, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавшие людие, яко явленная Тобою икона даром чудес преизбыточествует, с верою и упованием на милосердие Твое к ней притекают и богатством щедрот Твоих обогатившеся, воспевают Ти хвалу таковую: Радуйся, Мати милосердия, море щедрот христианом изливающая; Радуйся, радость всему миру приносящая. Радуйся, священное прибежище верных; Радуйся, Подательнице благ вечных. Радуйся, Усладителънице горестей наших; Радуйся, крепкое востание всех падших. Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление; Радуйся, в страданиях наших присное утешение. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

http://pravicon.com/info-1172

Парламентарий не скрывает, что катализатором для разработки этого документа стали попытки передать Русской православной церкви (РПЦ) Благовещенскую усыпальницу Александро-Невской лавры и Исаакиевский собор. «Нельзя взваливать решение столь важных вопросов на плечи одного человека. Даже если этот человек губернатор, — считает господин Резник. — Законодательное собрание — это срез разных мнений в нашем городе. В парламенте подобные вопросы должны всесторонне и открыто обсуждаться». При этом народный избранник подчеркнул, что градоначальник все равно будет участвовать в принятии данных решений, ибо он подписывает или отклоняет законы, принятые ЗакСом. Параллельно Максим Резник просит губернатора Петербурга Георгия Полтавченко не торопиться с принятием окончательного решения по поводу Исаакиевского собора и отложить его до рассмотрения законопроекта. Ранее депутат ЗакСа от «Яблока» Борис Вишневский обещал осенью внести на рассмотрение петербургского парламента проект федеральной законодательной инициативы, запрещающей передавать религиозным организациям здания, в которых более 30 лет находятся государственные учреждения культуры (см. «Ъ» от 27.07.2015). Идеи оппозиционеров вызвали у их коллег из других фракций неоднозначную реакцию. «Мне кажется, к этому (принятию решения о возвращении недвижимости религиозной организации. — «Ъ») должны привлекаться все жители. Как бы пафосно это ни звучало, такие объекты принадлежат народу. Мне кажется, будет не совсем правильно, если Законодательное собрание станет брать на себя ответственность и принимать решение за всех горожан, — заявил «Ъ» вице-спикер ЗакСа Павел Солтан («Справедливая Россия»). — Здесь нужно подумать, проводить референдум или нет, но нельзя спешить с такими решениями. Нужно к ним очень тщательно подходить, понимая историю этих зданий». Член фракции «Единая Россия» Виталий Милонов выступил категорически против проекта господина Вишневского. По его мнению, этот документ противоречит федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», и подобные инициативы выдвигают те, кто «забыл, что пора освободить от своего нежелательного присутствия объекты, в которые они въехали с пьяной матросней». «Очень многие учреждения культуры въехали в ворованную собственность, когда священников расстреливали и вселяли Швондеров», — пояснил политик. Идея господина Резника кажется единороссу более рациональной. «Резник, мне кажется, настроен на конструктивное решение вопроса, поскольку он все-таки понимает, что он депутат, а не эстрадный артист. Можно провести общественные слушания на эту тему», — считает господин Милонов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769). Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» ( Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г. В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Другой класс правил составляют те, которые касаются поведения духовных лиц и отчасти мирян. Некоторые епископы, не желая повиноваться великой церкви (т. е. митрополичьей) и иметь к ней послушание, не приходили на Соборы для совещаний об утверждении православной веры и не имели попечения о своей духовной пастве, а принимали на себя мирские дела и теми делами оправдывали себя; иногда же без вины отнимали от игуменов и священников их церкви. Монахи исходили из своих монастырей без воли и отпустной грамоты настоятелей, и иеромонахи священствовали вне монастырей без благословения святительского. Вдовые священники мирские имели наложниц и продолжали священствовать, к величайшему соблазну мирян. Священники, подпадавшие под запрещение от своего архиерея, отходили в другие епархии и там получали благословение и священствовали. Равно и миряне, подвергшиеся за какие-либо духовные вины отлучению от своих епископов, уходили в иные епископии и там принимались в общение. А некоторые миряне, имея у себя «Божественные правила», не хотели слушаться своих пастырей и думали сами себе быть законом. Против этих нестроений Собор определил: 1) всем епископам без всякого прекословия, кроме великой какой-либо нужды, собираться на Соборы, а которые епископы ради мирских дел будут уклоняться от священных Соборов, презирать свою духовную паству и не иметь о ней попечения, таковые да будут безответны (правило 14). 2) От игуменов и священников не отнимать церквей без вины и без преступлений, указанных в их ставленой грамоте. Если же священник начнет свою церковь держать в небрежении, бесчинно, или церковные службы совершать не по уставу, или упиваться, у такого бесчинника отнять церковь и отлучить его на время. А если он не перестанет творить бесчиния, тогда епископу «соборне, с своим крылосом, с священноиноками и с попами» (вот имя и состав духовного управления и суда при тогдашних епархиальных архиереях!) запретить такому бесчиннику священнослужение (правило 7). 3) Монахам из своих монастырей без воли игуменской отнюдь не исходить и без отпустной грамоты от настоятеля нигде их не принимать, а священноиноки да не священствуют нигде без благословения святительского (правило 12). 4) Попам и диаконам, не имеющим своих жен, запрещается священствовать во всем пределе митрополии Киевской, и Галицкой, и всея Руси, как «и ныне Вселенская великая Константинопольская Церковь держит», последуя правилам соборным и отеческим и законам царским. А если бы митрополит или кто-либо из

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Упомянутый жертвователь сделал в обитель еще один вклад – несколько земельных участков . Оригинал фундуша находится в НИАБ в сильно поврежденном виде . Мы публикуем его в Приложении 6. При сопоставлении текста грамоты с ее копией, сделанной позднее, удается восстановить имена нескольких насельников обители того времени – это « архимандрит лаврашовскый прокопей», « священникъ лаврашовский герман» и « старецъ яковъ» . Датировать вклад точно не представляется возможным. Однако он определенно относится к первой половине XVI века. Косвенным подтверждением тому может служить тот факт, что в одном из документов под датой 1521 г. также упоминается архимандрит Прокопий.   В 1517 г . маршалок ВКЛ и основатель Супрасльского монастыря Александр Иванович Ходкевич жертвует обители « весь свою дедичную Лычицкую, Полшевом названную» . Свидетельство об этом фундуше внесено в реестр монастырского архива – один раз ошибочно под 1530 г. , и в ином месте с верной датой – 1517 г.   Оригинал дарственной, к сожалению, на данный момент не известен, но сохранилась ее копия, написанная по-славянски латинскими буквами. В данном документе впервые упоминается прославленный незадолго до этого в лике святых основатель обители преподобный Елисей , а сама обитель почтительно именуется лаврой . Кроме того, стоит отметить и художественную сторону текста, который мы публикуем в Приложении 7, применив обратную транслитерацию.   В 1519 г. пан Федко Хребтович, земский подскарбий ВКЛ , передал Лавришевской обители поле « нового розробу», а также « угол своих хмелищ сенненских» . Оригинал дарственной хранится в НИАБ (см. Приложение 8). В документе упоминается митрополит Киевский и всея Руси Иосиф II Солтан, при котором, как предполагается, состоялось прославление преп. Елисея.   Отметим здесь, что позже, в 1522 г., Федко Хребтович получил от короля право подавания обители, на чем мы подробнее остановимся ниже.   Вклад в монастырь Оношко Витонизского и его сыновей Андрея и Феодора в 1521 г. стал наиболее поздним пожертвованием, оригинал которого записан на пергаменте. Соответствующая вкладу запись занесена в реестр монастырского архива . Текст грамоты, в которой упомянут архимандрит обители Прокопий, с большим количеством неточностей опубликован в 1880 г. , а оригинал был найден нами в НИАБ (см. Приложение 9). Глава семейства со своими детьми пожертвовали « волоки две сеножати в щерсовской пущи за немном… такъже и половину луга древоскипища сумежную зъ его м[и]л[о]стю паномъ ходкевичомъ» .  

http://bogoslov.ru/article/2973415

Последнее (15-е) правило составляет собственно заключение соборного деяния и имеет целию утверждение и ограждение всех постановленных Собором правил. «Если,— говорят святители,— господарь или какие-либо вельможи и власти будут присылать к митрополиту или епископу, чтобы исполнить их волю и нарушить в чем-либо хотя одно из положенных нами соборне определений, то никому из нас на то не дерзать, а всем нам съехаться, на собственный счет, к митрополиту и бить челом господарю и непоколебимо стоять, чтобы закон нашей православной веры не был нарушен. Все это мы соборне, единоумно и единодушно положили, и записали, и утвердили нашими печатьми, чтобы все эти правила нам и по нас будущим митрополитам и епископам беречь и содержать ненарушимо. А если кто-либо из нас или будущие после нас церковные пастыри по своему нерадению или скупости захотят преступить эту заповедь, положенную и утвержденную нами, и за нее не пострадают, те да будут лишены своего сана» . Не напрасно с такою силою и настойчивостию отцы Собора желали утвердить постановленную ими заповедь: они видели и сознавали, как велико зло, против которого боролись, и как необходимо положить ему преграду. Особенно эта покупка святительских кафедр и других священных степеней, эта непокорность епископов митрополиту, их неявка на Соборы, нерадение о своих паствах и занятия мирскими делами, эта безнравственная и соблазнительная жизнь вдовых попов, эти своевольные распоряжения князей, бояр и самого великого князя в делах православной Церкви угрожали ей самыми гибельными последствиями. Деяние Виленского Собора, бывшего под председательством митрополита Иосифа Солтана, заметим кстати, служит неопровержимым свидетельством, что Иосиф вовсе не был униатом: во всем деянии нет ни слова ни о папе, ни об унии, ни о каком-либо отношении к папе Литовской митрополии; напротив, отцы Собора говорят только о нашем греческом православном законе и свое постановление о вдовых священниках основали прямо на примере Вселенской великой Константинопольской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Коложский монастырь. – Уже в 1185 г. в Гродно было много каменных церквей, сделавшихся в этом году добычей пожара, начавшегося от молнии. К XII-мy же веку относится построение в Гродне, на берегу Немана, каменной Борисоглебской церкви на Коложи, вследствие чего церковь получила название Коложской. При Коложской церкви основан был монастырь. По смерти благотворителей его, Богушей-Боговитиновичей, 222 патронатством монастыря овладели Волковичи и только расхищали монастырское добро. По смерти Гринко Волковича, королева Бона отдала монастырь его супруге, которая положительно его грабила, истребляла леса и рощи, и употребляла другие насилия. При самом начале унии, гродненский монастырь обращен в униатский с титулом архимандрии. 223 При обращенной тогда же в униатскую гродненской соборной Пречистенской церкви основан был женский монастырь. 224 Супрасльский монастырь. – На реке Супрасли, недалеко от истоков ее, в местечке Гродке, в 1498 г. основан владельцем этого села, Александром Ивановичем Ходкевичем, новогрудским воеводой и великим маршалом, Супрасльский Благовещенский монастырь. Первыми иноками этого монастыря были монахи, вызванные, по преданно, с Афонской горы. Но как выбранное для монастыря место не было довольно уединенно, то в 1500 году перенесли его на другое, совершенно уединенное место, среди лесов, в 20-ти верстах от Белостока. 225 В 1510 году митрополит Иосиф Солтан и А. Ходкевич дали монастырю устав. В 1589 г., пред началом унии, был в Супрасльском монастыре константинопольский патриарх Иеремия и низложил архимандрита Тимофея Злобу за буйство и другие преступления. Но в начале XVII в. супрасльский монастырь уже обращен в униатский. 226 Та же фамилия Ходкевичей в начале XV века основала монастырь в местечке Заблудове в 14-ти верстах от Белостока. В 1568 г. сын основателя супрасльского монастыря, гетман Григорий Ходкевич, устроил здесь типографию, в которой московскими типографщиками, Федоровым и Мстиславцем, печатались церковно-славянские книги, впрочем, не долго. Около 1576 года Заблудовская типография закрыта или перенесена в Супрасль. Впоследствии заблудовский монастырь подчинен был слуцкому Троицкому и оставался православным во все время унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Дерзнувша приступити солтан вопрошаше, чесого с 153 дерзновением у него искаше? Рече монах: Правду ти хощу глаголати, да возмогу за Христа от тебе страдати. Тогда солтан рек 154 ему: Труд тщетно дееши, яко смерти за Христа от нас желаеши. Мы не имамы о сем тя смерти предати: у князей 155 христианских дерзай глаголати Правду, у них конечно ону обрящеши, каковы от мусулман 156 , монаше, ишеши 3 Болный очима на свет не глядает. сердцем лукавый правды обегает. 4 Камвизес 157 царь 158 Персидский вину прилежаше, что величеству его неприлично бяше. Име же в друзех своих болярина думна, вернаго себе во всем, Праксаспа разумна, Иже за любовь к царю дерзнул увещати, воеже бы пития многаго престати. Огорчися Камвизес за увещание, и за праведна слова к нему вещание. Рече: Вмале узриши, яко ум мой цело 159 в пиянстве 160 пребывает, и рук моих дело. По времени немнозе много 161 вина пил есть, сын же Праксаспов царю у стола служил есть 162 , Ему же царь повеле за прагом 163 стояти и леву руку горе 164 подьемшу 165 держати. Сам же взем лук и стрелу остру наложил есть, в сердце 166 того юношы прямо угодил есть, Еже велев из персей юнаго изьяти 167 , и обличителю си оно показати С сицевыми словесы: Вижд, не погрешает рука царская, аще чашы истощает. Оле лютаго правды ненавидения, и безчеловечнаго за ту отмщения! Тиранское убийство 168 пиянству придал есть, кровь невинну за слово правды излиял есть Оле злобы пиянства! того вси гонзайте, правды слово любите, не месть содевайте 169 . Праведник едва спасется 170 Нуждно есть спасение во мире живущым, не грешником токмо, но и праведным сущым. Вины сего многи суть, яже труды дают, яко и праведници едва ся спасают. Первая 171 есть 172 , яко плоть на духа ратует и того в спасения пути удержует. Вторая 173 – яко тело 174 дух обременяет, тлением своим спону ему содевает. Третия 175 – яко страсти всяка человека не 176 содостойны славе будущаго века. Четвертая 177 есть, яко в небеси бывают, иже нуждею оно себе восхищают 178 . Нужду же и праведным тяжко есть деяти 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года (журнал 99) Кондак 1 Избранней от всех родов Царице и Владычице/похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго,/Ты же, яко благая Предстательница пред Господем,/умоли Сына Твоего и Бога нашего/даровати нам наследие благ вечных,/да радующеся о Тебе взываем://Радуйся, премилосердая Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Икос 1 Архангел Гавриил, с Небесе посланный к Тебе, Дево Чистая, веща Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Мы же, благодатию Божиею чрез Тебе озареннии, восхваляем Тя песньми сицевыми: Радуйся, прежде веков Советом Божиим предызбранная; радуйся, Агнице, Агнца Божия рождшая. Радуйся, сокровищнице спасения нашего, превышшая сил Ангельских; радуйся, Отроковице пренепорочная и Мати Света. Радуйся, горо несекомая, источник воды живыя источившая; радуйся, раю цветоносный, Божественное Древо жизни произрастившая. Радуйся, богообрадованная Мати, радость Небу и земли рождшая; радуйся, силою Всевышняго осененная, Божественный Клас прозябшая. Радуйся, премилосердая Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление. Кондак 2 Видящи верная чада Твоя, в бедах житейских унывающая и помощи Небесныя от Тебе требующая, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением близ веси Жировицкия святыя иконы Твоея исполнила еси радости и веселия сердца всех, в скорби припадающих к Тебе, да благодарственно вопиют о Тебе Богу: Аллилуия. Икос 2 Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоея, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчежце явленный Тобою образ. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия, людем Тобою низпосылаемый, и в веселии возопиют:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010