Вера народа всегда питала к этому источнику особенное уважение и приписывала ему чудодейственную силу. И по той же вере, множество людей получают исцеления до настоящего времени. Источник: " Минские духовные Академия и Семинария " Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией». Из источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км. Своим возникновением монастырь обязан маленькому образу Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах». Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди. Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «...и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими...».

http://sobory.ru/article/?object=09617

Яко Иосиф древле красный сотворил есть, нудим 3556 от госпожи си, не соизволил 3557 есть 3558 . Четвертый – вся иныя страсти умерщвляти, чювства уму, ум Богу благо покоряти, Яко же угодници Божии твориша, волю свою Божией воли подчиниша 3559 . Сие есть духовное себе мучение, еже всеизвестное деет спасение. Тем поне сицевыми образы страдати потщимся, да бы в небе венец восприяти. 3 Кто за Христа страдати готов пребывает, страстотерпческа венца не лишен бывает, Ибо Господь, зряй сердце, за волю самую, яко за дело, дает мзду совершенную. 4 Мученици суть, иже страдати желают о имени Христове, и бедств не гонзают. Мученици и, иже терпят 3560 ради Бога скорби, досаждения от недруг си многа. Мученици и тии, иже ниществуют 3561 волею, а Господа сил благодарствуют. Мученици суть девство хранящий цело, многажды бо палимо тех бывает тело. Мученици – иже плоть выну укрощают труды, постом, бдением страсти 3562 умерщвляют. Мученици – за любовь 3563 нищым служящии 3564 и 3565 ина дела любве ближним творящии. Без крове убо и ран, ибо духовное сие мученичество, но точне 3566 святое. 5 Иже постом и труды плоть си удручает, той духовным образом мученик бывает. 6 Инок некто за Христа страдати желаше, у аввы Пахомия отпуста прошаше. Он рече ему: Брате, страдалец будеши, аще по иноческу право поживеши. Потщися звание ти благо сохранити, общник в небе страдалцем возможеши быти. Храни послушание, на всяк час молися, пости, досады терпи, по вся дни трудися. Умерщвляй страсти плоти, бди, покорен буди, мученика содеют сии тебе труди. Мучителство Махмет 3567 Оттоман солтан Цариграда вниде с отроки треми внутрь ограда Красноутешна, и в нем веселися. Яблко едино ему возлюбися На древе нецем и, не взем, отьиде. Потом же отрок отай к нему прийде 3568 И сластолюбне предал е си чреву. Солтан по часе возвратися к древу, Да видит паки. Не обрет же плода, на три отроки пречестнаго 3569 рода Вселюте яр бысть, грозно вопрошаше, кто от них плод ов во снедь себе взяше. Они же за страх вси ся отрицаху, клятвы велики на ся возлагаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Известен также текст ставленной грамоты митр. Ионы еп. Мисаилу (РФА XIV — 1-й трети XVI в. М., 1987. Вып. 3. С. 600–601). Отношение короля Казимира к восстановлению контактов между Киевом и Константинополем было, по-видимому, довольно сложным. С одной стороны, есть все основания вслед за Б. Бучинским (Бучинський. Cmyдii. II. С. 20) видеть в обращении короля к папе Павлу II в 1468 г. с просьбой об основании бернардинских монастырей на «русских» землях великого княжества Литовского враждебную реакцию на возвращение Киевской митрополии под юрисдикцию Константинопольского патриархата. С другой стороны, в условиях, когда литовское правительство пыталось утвердить свое влияние в Новгороде, для Казимира было выгодно иметь под своей властью законного, признанного Константинополем, митрополита. Грамота патр. Дионисия в этом отношении шла явно навстречу пожеланиям короля и его советников. Найденные уже в XX в. памятные записи из рукописи, принадлежавшей Эразму Вителлию Ч¸лке, главе виленского капитула и послу вел. кн. литовского Александра к папе Александру VI, позволяют представить предысторию обращения ряда светских вельмож и духовных лиц к папе Сиксту IV несколько иначе, чем это представлял себе митр. Макарий. В 1469–1471 гг. православный литовский аристократ Александр Солтан предпринял заграничное путешествие, во время которого он посетил Рим, где был принят в лоно католической Церкви самим папой Павлом II. При этом литовский вельможа лишь торжественно отрекся от «заблуждений греков» и от него не потребовали, как это делало польское духовенство, повторного крещения. Когда Александр Солтан вернулся на родину, католическая община Вильно отказалась принять его в свои ряды (публикацию записей см.: Kutrzeba S., Fija³ek J. Kopiarz rzymski E. Cio³ka//Archiwum Komisji Historycznej. Kraków, 1923. Ser. 2. T. 1. S. 75). Под влиянием этого инцидента, запечатлевшегося, как видно из записей, в сознании общества, в некоторых кругах православной знати и духовенства зародилось представление о том, что между отношением к православным со стороны Рима и со стороны местного латинского духовенства имеются заметные различия. Отсюда идея искать в Риме защиты от преследований со стороны латинян в собственном государстве, которая легла в основу послания папе Сиксту IV.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Спросили, наконец, старого боярина церковного Пацка Есковича, и он сказал: «Я помню уже шестого митрополита, а того не слыхал и не видал, чтобы мещане брали церковные ключи и сами давали их попам... по их просьбам митрополит поставлял священников, но увязать священника к церкви и дать ему ключи всегда посылал своего «увяжчего». Тогда Иосиф, обмолвивши с своими духовными в своем духовном совете, определил: «За какого попа или дьяка будут просить граждане, чтобы назначить его в ту или другую приходскую церковь, и он покажется нам годным, мы того и назначим, но подавание священнику престола и ключей церковных принадлежит нам. Когда мы поручим нашему наместнику подать какому-либо попу церковь и увязать его, наместник имеет оповестить граждан, чтобы они прислали в ту церковь двух или трех своих депутатов, которые бы вместе с ним пересмотрели церковные вещи и передали новому попу за собственною подписью, а если граждане не захотят явиться в церковь по повестке наместника, тогда он и без них имеет увязать в ту церковь попа по нашему благословению, чтобы церковь не стояла без пения». При расследовании вопроса о праве подаванья церковных ключей вполне выяснилось, кто были ближайшие предшественники митрополита Иосифа, как назывались существовавшие тогда виленские церкви и кого ставили митрополиты своими наместниками в Вильне. Предшественниками Иосифа Солтана были митрополиты: Иона Глезна, Макарий, Иосиф Болгаринович и Иона, которого сам Иосиф Солтан называет здесь своим «предком», предместником. Церкви существовали тогда в Вильне кроме Троицкого собора и Пречистенского собора следующие: Николо-Перенесенская, Воскресенская, Екатерининская, Никольская, Михайловская, Ивановская, Пятницкая, Рождественская, Спасская, Косьмодемьянская, Юрьевская и какая-то «городская». Наместничество в Вильне поручалось митрополитами то троицкому архимандриту, то священникам приходских церквей — Воскресенской, Юрьевской, Косьмодемьянской, которые наравне с прочими виленскими священниками считались крылошанами Пречистенского собора .

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Отпуская послов нового польского короля и великого князя литовского Сигизмунда, приходивших в Москву с вестию о его вступлении на престол, московский государь Василий Иванович (в марте 1507 г.) дал им наказ: «Молвите от нас брату и свату нашему Сигизмунду, чтобы и ныне сестра наша Елена, а его сноха ведала свой греческий закон во всем, а он бы ее жаловал, и берег, и держал в чести, как пригоже, и к римскому закону ее не нудил бы ничем» . И надобно отдать справедливость Сигизмунду: он так и действовал по отношению к Елене. Еще прежде (генваря 5) он пожаловал ей в пожизненное владение свой замок Бельск с городами Суражем и Брянском, со всеми боярами, слугами и людьми Бельского повета, со всеми землями, лесами, сеножатями, со всеми ловами, рыбными, звериными и птичьими, со всеми данями, доходами и пожитками. А через три года (12 марта 1510 г.) отдал ей по ее просьбе виленский Свято-Троицкий монастырь в ее патронатство, чтобы она сама избирала архимандрита монастырю и подавала его кому захочет, а ни митрополит, ни даже король в то не вступались . Потому-то и Елена, насколько могла, старалась пособлять Сигизмунду в его сношениях с ее братом. Когда князь Михаил Глинский с своими братьями и приятелями взбунтовался против литовского государя и Василий Иванович, приняв их в подданство России, послал им (весною 1508 г.) на помощь войско для разорения Литовской земли, тогда вместе с послом от Сигизмунда в Москву присылала и Елена своего человека и просила Василия Ивановича, чтобы он был с королем «в любви, и в братстве, и в приязни», а о Глинском писала, что он, забыв милости ее мужа Александра, который сделал его из смерда паном, посягнул на здоровье своего государя и своими чарами свел его со света. Правда, Глинский и его приятели уверяли Василия Ивановича, что в Литве опять пришла на Русь великая нужда о греческом законе, что ее нудят там к закону римскому, и Василий Иванович поверил им, почему и стал за них, и поднял свое оружие в оборону православной Руси в Литве, как сам объяснял своей сестре Елене, намекая ей, не настала ли теперь и ей великая неволя . Но это, без сомнения, была клевета изменников польского короля, которою они рассчитывали сильнее подействовать на московского государя и скорее вызвать его на борьбу с Сигизмундом: не сохранилось никаких указаний, чтобы тогда возобновлялась в Литве попытка к обращению православных к латинской вере . Доходили в Москву известия (1509), что король «держит не в чести» свою невестку Елену, и в другой раз (1512), что ее сильно обидели паны воеводы, виленский и троцкий, не пустили ехать в Бреславль, ее имение, а насильно отвезли в Троки, потом в Бирштаны и отобрали у нее казну, города и волости. Но первое известие ничем не подтвердилось, а последнее оказалось преувеличенным или искаженным, как видно из слов короля московскому послу: «Нам хорошо известно, что паны казны и никаких имений у нашей невестки не отнимали, в Троки и Бирштаны ее не возили, нечести ей никакой не чинили,

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

В издательстве Минской духовной семинарии вышла новая книга о раннем периоде истории Жировичской обители 19 мая 2020 г. 14:37 В издательстве Минской духовной семинарии вышла книга «Милости источник: Жировичская чудотворная икона Божией Матери и Жировичская Успенская обитель в 1470-1618 гг.». Автор нового издания — протодиакон Павел Бубнов, старший преподаватель кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии , преподаватель Минской духовной семинарии, кандидат богословия. Книга посвящена 550-летию первого обретения Жировичского образа Пресвятой Богородицы, 500-летию явления Божией Матери на камне и основания Жировичского монастыря. Созданию книги предшествовали многолетние поиски в архивах и библиотеках России, Литвы, Украины, Польши, Франции сведений о древнейшем периоде истории Жировичской обители. Были изучены сотни научных публикаций, проведены консультации с десятками специалистов в различных областях научного знания. В результате скрупулезного научного исследования были получены новые сведения, уточнены и дополнены ранее известные данные. Благодаря обширной исследовательской работе удалось воссоздать основные вехи жизненного пути основателя первого Жировичского храма — Солтана Александровича, известного в популярной литературе как Александр Солтан, и проследить его участие в богослужебной жизни храма, основанного им на месте явления чудотворной иконы. Отдельное внимание в издании уделено вопросу о начале монашеской жизни в Жировичах и деятельности потомков Солтана Александровича по благоустройству церковной жизни в Жировичах. В новом свете предстает в книге процесс отнятия обители у православных попечителей и возникновение в Жировичах базилианской монашеской общины в начале XVII века. Автор также обращает внимание на широкое почитание Пресвятой Богородицы на белорусских землях, рассказывает читателям о древних храмам в честь Пречистой Девы, а также о чудотворных образах, явленных Богородицей. В приложения книги включены наиболее интересные документы, а также очерк об изучении и освещении истории Жировичского монастыря в XVII-XXI веках. Отдельный очерк «Жировичи или Жировицы?» посвящен теме происхождения обоих вариантов написания и древности каждого из них. Книга иллюстрирована фотографиями уникальных древних документов, фрагментов рукописных богослужебных книг, прижизненными портретами исторических персонажей, а также современными фотографиями Жировичей с высоты птичьего полета. Новое издание ориентировано на широкий круг читателей. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1511 году митрополит Иосиф от имени всего духовенства и мирян обратился к королю за подтверждением прав православной церкви и получил соответствующую грамоту. В 1514 году был созван новый собор, посвященный канонизации Елисея Лаврашевского 404 . Действуя в духе соборных решений 1509 года, Иосиф Солтан попробовал ограничить полномочия виленских православных мещан в отношении городских церквей. Об этом свидетельствует документ, относящийся к 1511 г. 405  и касающийся процедуры передачи церкви новопоставленным священникам. В грамоте митрополит Иосиф объявляет, что к нему пришла делегация виленских бурмистров и «присяжников»: Алексей Грицевич, Гаврило Максимович, Богдан Савич, Харитон Хацутич и другие. И они предъявили требование, чтобы митрополит их держал в той же чести, в какой их держали прежние митрополиты в том, что касается «годового пописыванья» церквей и описывания имущества тогда, когда это делает наместник митрополита после смерти священника. Мещане требовали права делать одновременную опись имущества и вносить ее в городские книги, с тем чтобы церковное имущество не пропадало. При этом «скарб церковный» рассматривается как «наш». По словам горожан, покойник митрополит Макарий этого не разрешал и много принес зла («опять гибель в церкви Божей бывала»). А самим мещанам в этом деле нет «жадное корысти». Как ответил митрополит? Обсудив эту просьбу со всем крылосом соборной церкви, он пришел к выводу, что в писаниях святых отцов нет того, чтобы «мирские люди касалися ко всякому церковному исправленю или церковью обладали». Но ему кажется хорошим делом, если каждый христианин бережет церковь от ущерба: «а наболей тым, которыи (к) которой церкви приход мают и накладают» 406 . Поэтому митрополит решил допустить виленских мещан к участию в описании церковных имуществ наместником в случае болезни священника. А если прихожане знают, в каком году и при каком священнике происходят потери, они должны сообщать об этом митрополиту, который станет таких священников карать. Дальше решается вопрос о назначении новых священников. Митрополит принимает старое правило: получать от мещан кандидатов в священники и ставить их, коли найдет их достойными. Но если не получит такой кандидатуры, может прислать своего кандидата с письмом к приходу, и все более поздние претенденты будут считаться недействительными. А если священник окажется недостойным, следует о том сообщить митрополиту, и он даст нового. Иными словами, решение митрополита, во-первых, исключает право мирян самостоятельно смещать «плохих» священников, во-вторых, сохраняет за иерархом возможность упредить мещан с предложением кандидатуры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Кондак 3 Силою вразумления о явлении чудотворныя иконы Твоя просвещенный, позна болярин Солтан, яко икона сия во утешение страждущим Тобою свыше низпослана бысть, и, слезно моляся о неразумии своем, воздвиже храм на месте явления ея, да вси людие, молитвы в нем Богу возносяще, воздают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе икона Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденну, паки явила еси на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узревше таковое чудо, воспеша ти хвалебную песнь сицевую: Радуйся, Купино Неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; радуйся, скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. Радуйся, кровом крилу Твоею христиан покрывающая; радуйся, Предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. Радуйся, на камени пречестный Твой образ паки явившая; радуйся, вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. Радуйся, яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; радуйся, яко благомощную Покровительницу Тя познахом. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное Заступление. Кондак 4 Бурею страстей и искушений одержимии вернии Твой, молящеся пред чудотворною иконою Твоею, покой и душевную радость обретают. Ты бо, Дево чистая, христиан Путеводительнице, правому пути их наставляеши и смысл бытия земнаго познати пособствуеши, да вси богокрасною песнию восхвалят Бога, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше людие, яко явленная Тобою икона даром чудес преизбыточествует, с верою и упованием на милосердие Твое к ней притекают и, богатством щедрот Твоих обогатившеся, воспевают Ти хвалу таковую: Радуйся, Мати милосердия, море щедрот христианом изливающая; радуйся, радость всему миру приносящая. Радуйся, священное прибежище верных; радуйся, Подательнице благ вечных. Радуйся, Усладительнице горестей наших; радуйся, крепкое востание всех падших. Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление; радуйся, в страданиих наших присное утешение. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное Заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Избегают ученых католиков и даже мужей своего обряда (вероятно подразумеваются люди кружка Иосифа Болгариновича), – ненавидят их учение, отвращаются от их наставлений. Признают только самих себя истинными последователями апостолов и первоначальной церкви. А все анафемы против них из Рима считают для себя вечным благословением». Упомянув далее об изгнании митр. Исидора, Сакран ссылается на жгучие военные события текущего дня. «Всем известен» – пишет он – «у всех перед глазами новый поступок русских, какой совершали они в нынешнем 1500 г. по отношению к той же самой унии. Едва только вел. кн. Литовский Александр возымел намерение и начал в своих обширных владениях кроткими убеждениями обращать их – русских к единству с римской церковью, как князья и вожди их с яростью поспешили предаться московскому великому князю, защитнику их схизмы. А этот последний, считая намерения Александра обидой для себя, рад был случаю напасть на литовские области и произвел в них страшные опустошения. Русские до того ненавидят веру латинян, что желали бы не только всячески вредить ей, н о даже искоренить ее во всем мире». В дальнейшем длинном списке фактических разностей религиозного быта русских и латинян автор свидетельствует о некоторых чертах, характерных для национальной русской религиозности, об ее напряженности и тотальности, которая породила и нашу драму старообрядчества. Например, «русские говорят, что христиане совершают смертный грех , когда бреют себе бороды и едят удавленину или едят мясо в последнее воскресенье перед постом». «Говорят, что священники их впадают в грех, когда убивают воробья или другую птицу, за это они подлежат епитимии». «Отвращаются от католических икон и бесчестят их, а иконы своего писания почитают, когда они помещены или написаны в их синагогах (!)». «Презирают и поносят католические церкви, не признавая их священными. И не оказывают никакого почтения даже к святейшему таинству, в них совершаемому, говоря, что оно не может совершаться на опресноках». Митрополит Иосиф II Солтан (1507–1522 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Не лишено характерности попутное запрещение мирянам, под угрозой церковного отлучения, держать у себя на дому Кормчую Книгу. Очевидно, патронатское право мирян, разросшееся до больших злоупотреблений, в некоторых случаях казуистически ссылалось на разные комментарии к канонам и ослабляло тем власть епископского усмотрения. Епископату было обидно такое вторжение в каноническую область мирских сутяг. Они завидовали клерикальной свободе в этом отношении латинского духовенства, и Иосиф Солтан не постеснялся ввести столь клерикальное и несоответствующее духу восточной церкви правило и в этом поддержан был епископской братией. III. Ряд постановлений ограждает церковь от злоупотреблений светского патроната. Напр., чтобы впредь князья и паны не отнимали церковных земельных участков без сношений с епархиальными властями. В том же порядке не отчуждали бы и всякого другого церковного имущества. Так как патроны по своим расчетам или небрежности надолго оставляли свои церкви без священников, то епископам вменено в обязанность в таких случаях по своему усмотрению замещать пустующие места. Таким образом, митр. Иосиф II стремился усилить власть митрополита над епископами, епископов над духовенством и власть духовенства над мирянами. Очевидно, примером ему служили порядки римско-католической администрации. Поскольку эта реформа удалась, хотя она и не была порочной по существу, в конечном счете, она обернулась здесь, на западной почве, не на пользу православия. Впитавший в себя клерикальную заразу здешний епископат с сравнительной легкостью изменил православию для унии в силу своего автократического самосознания и ложного права – распоряжаться судьбой веры и без народа. IV. Заключительное постановление собора старалось забронировать силу всех предписаний собора некоторыми внешними гарантиями. Если государь или какие-либо паны и власти будут присылать к митрополиту или епископу, чтобы исполнить их волю и нарушить в чем-либо хотя одно из положенных нами соборно определений, то никому из нас на то не дерзать, а всем нам съехаться на собственный счет к митрополиту и бить челом государю и непоколебимо стоять, чтобы закон нашей православной веры не был нарушен. Все это мы соборно, единоумно и единодушно положили и записали и утвердили нашими печатями, чтобы все эти правила нам и после нас будущим митрополитам и епископам беречь и содержать ненарушимо. А если кто-нибудь из нас или будущие после нас пастыри церковные по их нерадению или корысти захотят преступить эту заповедь, положенную и утвержденную нами и за нее не пострадают, те да будут лишены своего сана».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010