Ап. Варнава замечает, что «крест буквою Т долженствовал указывать на благодать» (Посл. ап. Варн. гл. 9), без сомнения-искупления, страданий Христовых. Св. Климент рим.– «Драгоценна пред Богом кровь Его (И. Хр.), которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния» (1 Кор. гл. 7). Игнатии Бог . – «Верую благодати И. Христа, что Он разрешит вас от всяких уз» (Филад. гл. 8). «Не почтившие их да будут прощены благодатью И. Христа» (ibid. с. 11). «Благодать воздаст ему за все», – т. е. Христос, по апостолу, праведный Судия (Смирн. 12) 54 . В силу всего этого у мужей апостольских в их посланиях встречаются и заключения подобные апостольским, как например у св. Климента: «Благодать Господа нашего И. Христа да будет с вами» (1 Кор. гл. 59). И у св. Игнатия послания обыкновенно заканчиваются пожеланием, чтобы верующие укреплялись в И. Христе. «Укрепляйтеся (ωσϑε) в единомыслии Божьем, имея неразделенный дух, который есть И. Христос» (Магнез. гл. 15), «до конца в терпении И. Христа» (Римл. гл. 10), «в И. Христе, общем нашем уповании» (Филад. гл. 11), «в Господе» (К Полик. гл. 8) 55 . Тоже и у св. Поликарпа: «будьте невредимы в Господе И. Христе. Благодать со всеми вами» (Полик. к Филип. гл. 14) 56 . Подобно апостолам, мужи апостольские не употребляют выражения «благодать Св. Духа», а когда говорят о Св. Духе в сочетании с понятием благодать, то пользуются апостольским выражением – «Дух благодати». Так св. Климент пишет: «не один ли Дух благодати излит на нас и не одно ли призвание во Христе?» (1 Кор. гл. 46). Не мало говорят об излиянии Св. Духа, полном «излиянии Его на всех» верующих (Клим. Рим. 1 Кор. гл. 2), о «полноте Св. Духа (πληροφορας Πνεματος γου), с которою апостолы вышли благовествовать царство Божье» (там же гл. 42), об «облечении благодатью» их преемников 57 , о великом участии Св. Духа в строении церкви (башни) при принятии в нее верующих чрез крещение и миропомазание и при возвращении их к истинной жизни Христовой чрез покаяние, что в «Пастыре» Ермы выражено в подобиях 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Казанская Калужская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1703 г. Иконописец Роман Родионов (ГИМ) Казанская Калужская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1703 г. Иконописец Роман Родионов (ГИМ) Один из наиболее интересных списков К. К. и. (55×39,7 см) сделан в 1703 г. калужским иконописцем Романом Родионовым (ГИМ); 2-строчная надпись о создании иконы расположена на нижнем поле ( Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5). На боковых полях - изображения арх. Рафаила, прор. Анны, прп. Тихона и блж. юродивого Лаврентия Калужских. Образ находился в Никольском приделе храма Нерукотворного образа Спаса на Божедомке в Москве (ныне ул. Дурова), построенном в 1696 г. царицей Марфой Матвеевной в память об упокоении царя Феодора Алексеевича (разрушен в 1934) ( Скворцов Н. А., свящ. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке в Пречистенском сороке, более известная по приделу св. великомученицы Параскевы-Пятницы. М., 1904. С. 3. Табл. I - икона в окладе). Список К. К. и. 1-й трети XVIII в. с 8 клеймами из Повести митр. Ермогена создан, видимо, в Калуге (Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию Музея им. Андрея Рублева/Авт. вступ. ст. и ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2007. Кат. 52. С. 178. Ил. на с. 68). По сторонам средника - святители Гурий и Варсонофий Казанские в рост, вверху и внизу - клейма из истории явленного в 1579 г. образа Божией Матери в Казани. Под изображением К. К. и. на рамке средника надпись: «Истин(н)ое Изображение Подобиемъ I [ме]рою Ссамого Чюдотворнаго б[раза] Каза(н)ски Пре(с)ты Б(д)цы Что Вколги Смирн[ых]». В храмах Калуги бытовали списки К. К. и. с подобными надписями внизу. Об особом почитании Казанского образа в Калуге говорит основание здесь в 1-й пол. XVII в. Казанского девичьего мон-ря недалеко от Преображенской ц. Из монастырской описи 1857 г. известно, что храмовая Казанская икона, стоявшая слева от царских врат и украшенная серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, имела клейма с изображениями чудес (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2652. Л. 5). Значение К. К. и. как символа города выразилось в том, что она вместе с иконой Спасителя помещалась на величественных триумфальных Московских воротах города ( Малинин. 2004. С. 71). Перед иконами на воротах теплились лампады, масло для к-рых было ежедневным пожертвованием калужан.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Игнатия Богоносца – несомненна. Писания его дышат ясной и непоколебимой верой, слог их живой и сильный. § 3. Учение 1.      Послания священномуч. Игнатия обычно начинаются довольно пространными приветствиями, выражающими благопожелания автора, похвалу и благодарность той или иной местной Церкви. 2. Затем обычно следует призыв священномуч. Игнатия к пасомым – быть в полном согласии с иерархией, так как епископ есть центр, около которого объединяется местная Церковь , он заступает место Христа, пресвитеры – места апостолов, диаконы, учрежденные Господом, совершают вверенное им служение. Без этих лиц не может быть речи о Церкви; в особенности без епископа не должно ничего делаться. Заметим здесь, что традиционным для Православия является взгляд на епископов, как на преемников апостолов, а не как на заместителей Христа. 3. В посланиях священномуч. Игнатий пишет об истинном Божестве Иисуса Христа, о действительности Его присутствия в Евхаристии. Он утверждает, что как Христос один, так одна только и кафолическая Церковь , управляемая Христом, и одна Евхаристия – Тело и Кровь Христа. 4. Следует особо отметить, что в послании священномуч. Игнатия к смирнянам, впервые в церковной письменности, встречается понятие Кафолическая ( καθολικ; аналоги: Вселенская, Соборная) Церковь , впоследствии включенное в Никео-Цареградский « Символ Веры » (Смирн., 8). Понятие это, безусловно, и ранее содержалось Священным Преданием, и священномуч. Игнатий лишь первый формулирует его терминологически и выражает письменно. 5. Приведем наиболее характерные наставления священномуч. Игнатия из его посланий: «Оказывайте друг другу уважение, и никто не взирай по плоти на ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего такого, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предстоящими... Ничего не делайте без епископов и пресвитеров; и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва , одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной» (Магнез., 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Вопрос о еретиках вопрос очень сложный. Между еретиками есть большое различие. Есть еретики, осуждённые соборами, и есть соборами ещё не осужденные; бывают также осуждённые некоторыми соборами, а другими, притом большими, не осуждённые. 1) Когда рукоположен был Филикс, тогда ещё не было строгого разделения между православными и арианствующими пастырями. Многие епископы находились на стороне ариан по неведению, а не по вражде к истине. Те и другие принимали тогда равное участие в соборных совещаниях; даже Соборы Антиохийский и Сардикийский (бывшие в 315 и 347 годах), правила коих помещены в Кормчей, состояли из православных и арианствующих епископов. И между арианами было несколько партий, или оттенков: многие из них разнились от православных тем только, что не хотели принять в никейском Символе слово единосущен, но самого единосущия Сына со Отцем не отвергали; другие же прямо отвергали и признавали Его Сыном Божиим по благодати, а не по естеству. «Едини прияша слово существа или естества, яко общее есть Сыну со Отцемъ, якоже исповдаша во на и въ и въ Смирн, Собора Никейскаго, ниже словесе единосущенъ и симъ отъ православныхъ разнствоваху, которыхъ совершенное бысть съ симъ словомъ ниже существо, ниже Сыну со Отцем общее даяху» (Бароний, лето 358). Действительные ариане отлучены от церкви и причтены ко второму чину еретиков спустя 26 лет после поставления Феликса, именно Вторым Вселенским Собором, который обращающихся от них повелел подвергать миропомазанию и хиротонию еретическую отвергал (см. 7 правило II Вселенского Собора и в житии Григория Богослова , Четьи-Минеи, 25 января; у нас отдел 4, статья 74). Итак, святой Феликс был рукоположен в православной церкви епископами, хотя и разделявшими некоторые арианские мнения, но ещё не отлучёнными от церкви. Сам же Феликс не отступал от православия и потому никакому чиноприёму не подвергался. Бароний пишет о нём, что «кесарь еретикъ, аки почитая церковь римскую, не даде на мсто (Ливерий был удалён с кафедры за несогласие на осуждение святого Афанасия), но Феликса, римскаго, который ещё и соблюде вру каолическую, обаче на соизволи и (против Афанасия) окаляся» (лето 355).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Слов. Конст.=CPG 3498. TLG 2018/22. Слово царю Константину по случаю 30-летия его царствования. Рус. пер. в кн.: Сочинения. Т. 2. СПб., 1858 2 . Переизд. в кн.: Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998, 215–268 (коммент. на с. 337–345). Хроника= см. Иероним ЦИ =CPG 3495. TLG 2018/2. Церковная история. Первый перевод: т. 1–2. СПб., 1848–1849 (СПб., 1858 2 ). Второй перевод М.Е. Сергеенко: БТ 23 (кн. I-II), 24 (III-IV), 25 (V-VI), 26 (VII-X) ( Евсевий Памфил . Церковная история. М.: 1993 п , 2001 п ). Praep. ev.=CPG 3468. TLG 2018/1. Рус. пер. А.Ястребова отрывков (XI, 1–6; продолжение следует): Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 7, 2001, 143–161. Епиф. Панар.= св. Епифаний Кипрский , Панарий. CPG 3745. TLG 2021/2. Рус. пер.: Творения, ч. 1–4 (=Творения святых отцов 42, 44, 46, 48, 50). М., 1863–1882. Ерм.= Ерма, «Пастырь» (см. библиографию выше на с. 584 сл.). Отрывки: Ранович 1990, 199–203, 206. Вид.= Книга I, Видения. Зап.= Книга II, Заповеди. Подоб.= Книга III, Подобия. Завещ. 12 патр.=TLG 1700/1. Смирнов А. , проф. прот. Завещание двенадцати патриархов сыновей Иакова. Введение и рус. пер. [по изд. Charles, 1908]. 4-й вып. апокрифов Ветхого Завета. Казань, 1911. 301 с. Перевод с греч. с учетом армянского (параллельных редакций) и славянского переводов. Переизд. перевода с опущ. аппарата: Книга Еноха. Апокрифы. СПб., 2000, 209–280. Новый пер. с греч. В.Витковского (по устар. изд. Charles 1908): Витковские 2000, 48–128. Вениам.= Вениамина. Дан.= Дана. Завул.= Завулона. Иосиф.= Иосифа. Исах.= Исахара. Симеон.= Симеона. Игн. Ант.= Игнатий Антиохийский (Богоносец; см. библиографию выше на с. 586 сл.) Еф.= Послание к Ефесянам. Магн.= Послание к Магнезийцам. Полик.= Послание к Поликарпу. Рим.= Послание к Римлянам. Смирн.= Послание к Смирнянам. Трал.= Послание к Траллийцам. Иерон.= Бл. Иероним Стридонский . Творения в рус. пер. в 17 ч. ТСОЗ 1 1879–1903 (из ТКДА), ТСОЗ 2 1893–1915 (ч. 1–15). О знам. мужах=CPL 616. CPG 3635. О знаменитых мужах. Рус. пер.: Твор., ч. 5. 1879 1 , 1910 2 ( ТСОЗ 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

" Смирн. " , 8:… Да будет считаться действительной евхаристией, которая совершается во главе с епископом или того, кому он это вверит. Там, где появляется епископ, да будет масса народа, точно также, где есть Иисус Христос, там — кафолическая Церковь " . 246 Любое противопоставление " местного " и " вселенского " в этом контексте могло бы означать, что " вселенская " Церковь объединяется вокруг Христа, в то время как " местная объединяется не вокруг Христа, но вокруг епископа. Такой вид богословия чужд Игнатию, который, наоборот, не видит никакого различия между единством во Христе и единством в епископе (напр., Еф.5,51; " Магн. " , 3, 1–2; сравн. " Полик. " ) и это не ввиду метафоры, но в мистическом смысле реального отождествления. 247 Рим.16,23. 248 1Кор.1,2.; 2Кор.1,1; 1Фес.1,1; Деян.11,12 и далее. 249 1Кор.11.20,33,34; Сравн. Игнатий Еф.5,2–3. 250 Соблюдение субботы было почти идентичным евхаристическому синаксису. Сравни В. Родорф, " Воскресенье: История для покоя и богослужения в первые века христианской Церкви " , 1968, стр.177 и далее и 233 и далее. 251 Деян.2,46; 20,7. 252 Существование " Церквей домовых " в этом отношении не представляет проблему, даже если эти Церкви понимаются как евхаристические собрания, потому что — достаточно многозначительно — в каждом городе имелось не больше одной таковой " домовой Церкви " . Эти основания представлены в моей " Единство Церкви… " , стр.64 и далее. 253 Таций, " Анналы " , 14, 17; Плиний, 34, 97; Мекуций Феликс, " Окт. " 8–9; Ориген, " Против Цельса " , 1, 1. Сравни И. Р. Вальтцинг, " Историческое исследование… " 1, стр.113–129. 254 Сравн. Ф. Кс. Краус, " Братство " в " Реальной энциклопедии христианской древности " 1, 1880, кол. 540. 255 Сравни Э. Шюфер, " История иудейского народа " , 1914, стр.14–17. 256 Очень рано исповедания веры были присоединены к литургии, так что между ними было установлено взаимодействие. Сравни К. Федерер, " Литургия и Вера, богословско–историческое исследование " , 1950, стр.59 и дал. 257

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

е. всего себя) Богу. Хиротонисающие (посвящающие) епископы держат над главою посвящаемаго отверстое Евангелие, да помнит, что, хотя он возвышается, но подвержен законам Евангелия, и имеяй заповедати другим, заповедь закона приемлет, и (да помнит же), яко совершающая сила священства подается от благодати Виновника таинств, и что посвящаемый должен иметь совершенное познание Евангельских истин, дабы силен был и иных научать. Три, а по нужде – два Епископа потребны к посвящению Епископа. Ибо, по преданию Церкви, ни патриарх един, паче же митрополит, архиепископ или епископ доволен к избранию епископа, а след. и к посвящению, потому что избрания право имеет Собор (§§302–306)». Должность Епископа: 1) проповедовать слово Божие (Св. Игнат. посл. к Смирн. заповед. Апост.); 2) посещать епархию и наблюдать благосостояние паствы и поучать народ; 3) посвящать священников, диаконов и клириков; 4) от епархии не отлучаться; 5) заступать обидимых; 6) быть на соборах; 7) иметь училища и приготовлять воспитанием и науками к чинам священным... Соблазн двояким образом бывает, говорит бл. Тихон (кн. 6 §71): 1) развращенным и слову Божию противным учением, как то делают еретики  и прочие суеверы; 2) подает соблазн и тот, кто противно слову Божию живет, и развращенно между братиею своею обходится... Соблазн подобен моровой язве, которая, зачавшись в одном человеке, многих, близь живущих, заражает и умерщвляет: так и развращенное учение в одном ересеначальнике зачинается, но бесчисленный народ поражает и погубляет; так и беззаконное одного житие подает случай многим беззаконновать, и то, что видели или слышали, делать. Отсюда видим, что иной град и село – тем, иный другим беззаконием отличается от другого. Иным мамона и сребролюбие обладает наипаче: в ином роскошь и всякое плотское угодие преизобильно разливается; в другом гордость житейская паче прочего себя оказывает. Тоже примечается по домам и фамилиям... Хотя и всякий может подать соблазн еретическим, неправославным учением и мышлением, или житием беззаконным, но наипаче родители бывают соблазном детям, пастырь – людям, начальник – подчиненным, господа – рабам своим, учитель – ученикам своим, старые – младым. Ибо высших житие, и мысли и пример для низших есть, как правило, или как зеркало, в которое смотрят и по которому себя исправляют последние. Горе миру от соблазн, глаголет Христос ( Мф. 18:7 )! Горе же – его же ради соблазн приходит! Уне ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единаго ( Лк. 17:1, 2 ). Из сего видим, коль великое зло – соблазн: это язва и зараза моровая! Сие зло да убедит нас уклоняться от беззакония и берещися еретических мыслей слов, дабы то горе, которым Божие слово угрожает соблазнителям, нас не постигло.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, вера Православной Восточной Церкви в действительное пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы имеет неизмеримо больше важности и силы, чем мудрование лютеран 146 . Ж. Образ присутствия Иисуса Христа в Евхаристии В учении о присутствии Иисуса Христа в Евхаристии нужно различать: а) действительность, б) образ сего присутствия. А) Православная Церковь , вопреки заблуждениям еретиков древних (докетов) и новых (Виклефа, Цвингли и Кальвина), в особенности реформатов, которые учат, что хлеб и вино и по освящении остаются простым хлебом и вином и служат только символами Тела и Крови Христовой, верует, что Иисус Христос действительно присутствует в Евхаристии. Эта истина имеет, как мы видели выше, неопровержимые основания: a) В Св. Писании. б) В Св. Предании: сюда относится учение о присутствовании Иисуса Христа в Евхаристии не только отцов Церкви, напр. – Игнатия Богоносца (посл. к Смирн. 7), Иустина (an. 1. гл. 66), Иринея (Contra haeres. liber. IV. c. 18. n. 4. 5), Кирилла Иерус. (Тайн. поуч. IV. 1, 2, 3, 6.), Иоанна Златоустог о (Бесед. на еванг. Матф. 82 -я), Иоанна Дамаскина (Точн. изложение прав. вер. кн. IV, гл. 13), но и целых соборов: первого (Gelas, Cyzik. Comment in Akta Concil. Nicaen., cap. XXXI, Diatyr 3), третьего (Epist. Synodika Cyrilli Alex, ad Nestor.) и седъмого (Consil. Nik. II Akt. IV Lekt Epiph. Diacon. Bce эти свидетельства приведены в «Бесед. о таинств.» архиеп. Евсевия, стр. 154–164). Б) Иисус Христос присутствует в Евхаристии не так, будто бы только проницает (по лжеучению лютеран) хлеб и вино, остающиеся неизменными, и только пребывает с ними, в них, под ними (in, cum, sub pane); но так, что хлеб и вино прелагаются, пресуществляются, претворяются в самое Тело и в самую Кровь Его (Прав. испов. ч. I, ответ. на вопр. 56; Посл. восточ. патриарх. о прав. вере). В подтверждение этой истины могут быть приведены: а) места Св. Писания, где прямо и ясно самый хлеб называется Телом Христовым, самое вино Кровью Христовою; а хлеб и вино не иначе могут сделаться Телом и Кровью Христовою, как только чрез преложение, претворение. б) Различные чинопоследования Литургии, так как во всех древних литургиях, употребляющихся не только в Православной Церкви, но и у несториан, евтихиан, сирийцев, яковитов и в Церкви Римской, есть молитва к Богу Отцу, пред освящением даров, чтобы Он преложил, пременил, претворил Духом Святым хлеб в честное Тело Христа, а вино в Честную Кровь Его (Renaudot. Liturg. oriental. Collection, Paris, 1685; Asseman. Cod. Eccles liturgy. Univers. Rom. 1784 ). в) Учение отцев и учителей Церкви: Кирилла Иерусалимского (Тайн. поуч. 1,7), Григория Нисского (Catech. с. XXXVII), Амвросия Медиоланского (In libro de myster.), Иоанна Дамаскина (Точ. изл. пр. веры, кн. IV, гл. 13), блаженного Феофилакта (In. loh. VI). – Указанные свидетельства. отцов Церкви см. в «Беседах о таинств.» архиеп. Евсев., 169–173).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы. 1.6. Церковь есть единство Духа в союзе мира (Еф. 4, 3), полнота и непрерывность благодатной жизни и духовного опыта. " Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать " (св.Ириней Лионский. " Против ересей " . книга 3. гл. XXIV). В единстве благодатной жизни заключается основание единства и неизменности церковной веры. Всегда и неизменно " учит Дух Святой Церковь через посредство святых отцов и учителей. Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения " (Послание Восточных Патриархов). 1.7. Церковь имеет вселенский характер – она существует в мире в виде различных Поместных Церквей, но единство Церкви при этом нисколько не умаляется. " Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство — при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения " (св.Киприан Карфагенский. " О единстве Церкви " ). 1.8. Единство церковное находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии, в котором верующие, причащаясь Единого Тела Христова, подлинно и действительно сочетаются во единое и кафолическое тело, в таинстве любви Христовой, в преображающей силе Духа. " Ведь если «все от одного хлеба приобщаемся», то все одно тело составляем (1 Кор. 10,17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и телом Христовым называется Церковь, а мы – отдельные члены, по пониманию апостола Павла (1 Кор. 12, 27) " (св.Кирилл Александрийский). 1.9. Единая Святая Соборная Церковь есть Церковь Апостольская. Чрез богоустановленное священство дары Святого Духа сообщаются верующим. Апостольское преемство иерархии от святых апостолов есть основание общности и единства благодатной жизни. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. " Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (св. Игнатий Антиохийский. Смирн. 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/429403/

Примечания 1. Евсевий. " Церковная история " , 8,11,2. 2. Святой Игнатий Богоносец. Смирнянам. 8,2. См. также: Г.В.Г. Лампе. Святоотеческий греческий лексикон. На слова καθολικς и εκκλησα (G.W.H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. Oxf., 1976). 3. См.: Г.В.Г. Лампе. Святоотеческий греческий лексикон. 4. См.: Г.В.Г. Лампе. Святоотеческий греческий лексикон. На слово " православный " , ορθδοξος. 5. Примеры, когда Церковь называлась " православной " , крайне редки в святоотеческой литературе. Я могу назвать только три: Epiph. Rescr. H (PG.41. Col.161B); Basilisc. Encycl. (PG.85. Col.2601A); Cyr. S. Vita Sabae 52 (p.144.15). 6. Cyr. H. Cartech. 18.23 (PG.33. Col.1044). 7. Cyr. H. Cartech. 18.26 (PG.33. Col.1048). 8. Афанасьев Н.Н. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. 9. Did. 94 и 10.5. 10. Афанасьев Н.Н. Церковь Духа Святого. С.1. 11. Ерма. 2,4. 12. Святой Игнатий Богоносец. Послание ефесянам, 3,2. 13. Мученик Поликарп. 5.1. 14. Ириней. Против ересей. 1.10.1-2. 15. Святой Игнатий Богоносец. Смирнянам, 8,1. 16. Там же, 8,2. 17. Единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископы в первых трех веках. Афины, 1965 (на греч. яз.). 18. Архиепископ Василий. Экклезиология святого Василия Великого//Вестник Западно-Европейского экзархата, 1969, с.75-102. 19. Святой Игнатий Богоносец. Смирнянам. 8,2. 20. Афанасьев Н.Н. Кафолическая Церковь//Православная мысль, Париж, 1957, с.17-44. 21. В подтверждение своего перевода Афанасьев говорит в примечании 36: " Правильность этого перевода зависит от значения слова ωστε " . И ссылается при этом на авторитет Зома. Но дело именно в том, что слова, которое он хочет правильно перевести, вообще нет в тексте святого Игнатия! 22. Сравнительно правильную интерпретацию этого места (Смирн.8,2) дает Г. Барди, " Богословие Церкви от святого Климента, папы Римского, до святого Иринея " , Париж, 1945. с.64-65. Барди идет далее, чем юридически дозволяет текст и его язык: " Il ne s " agit pas ici d " opposer I " Eglise universelle aux conventicules dissidents, mais bien de mettre en comparaison L " Eglise universelle, dirigee par le Christ, et les Eglises locales, conduites par leurs eveques. A la premiere preside un eveque invisible: les eveques visibles qui sent a la tete des secondes ne sont que ses representants et ses deleguees " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/181/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010