Далматинские сербы после просвещения их христианством в IX веке вместе с другими сербскими племенами совсем не жили самостоятельно государственной жизнью; их страна постоянно переходила от одних завоевателей к другим. В начале XV века Венецианская республика окончательно упрочила свое господство в Далмации, следствием чего было совращение большей части далматинских сербов, а равно сербов-беглецов из Боснии и Герцеговины в католичество. Православные далматинцы не могли даже получить во все время венецианского владычества (до конца XVIII века) разрешения иметь своего епископа, почему в церковных делах обращались большей частью к епископам сербским и босно-герцеговинским. Только в 1808 году, когда Далмация попала во владение французов, православные получили разрешение учредить у себя епископскую кафедру, которая и была открыта в 1810 году. В 1815 году на Венском конгрессе Далмация была присуждена Австрии, и православная Далматинская епархия была подчинена карловицкому митрополиту. Местопребыванием православного далматинского епископа был сначала город Шибеник, а потом, с 1841 года, стал город Зара или Задар, где епископская кафедра находится и в настоящее время. В 1871 году в Далмации открыта другая православная епископская кафедра в городе Которе или Каттаро, по просьбе местного населения. В 1873 году обе кафедры, Задарская и Каттарская, подчинены были вместо митрополита Карловицкого митрополиту Буковинскому. Православных сербов в Далмации в последнее время считалось свыше 80 тысяч человек, а сербов-католиков свыше 300 тысяч. Буковина – в настоящее время Австро-Венгерская область, прилежащая к юго-западным границам России, до 1775 года входила в состав Молдавии, находившейся в зависимости от Турции; в этом же году она была присоединена к Австрии. Православное население Буковины состоит из русских, или, как называют их немцы, русинов, и румын и простирается до 380 тысяч; русских немного менее, чем румын. Это православное население еще с начала XV века имело своего особого епископа с кафедрой в местечке Радовце, находившейся в зависимости от молдовлахийских митрополитов. После присоединения Буковины к Австрии, Буковинская епископия с 1783 года, вместо митрополита Молдовлахийского, была подчинена митрополиту Карловицкому, а самая епископская кафедра в 1784 году перенесена в главный город области – Черновцы, где она находится и в настоящее время. Зависимость буковинских епископов от карловицких митрополитов была скорее номинальная, чем действительная, так что в управлении церковными делами своей епархии они были совершенно независимы от какой-либо высшей церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Платона, согласно его завещанию, полностью передана в Вифанскую семинарию, но доселе еще не описана в полном объеме; лишь рукописная ее часть описана свящ. Муретовым, при чем приведены и самые пометки, сделанные на рукописях м. Платоном. В библиотеках Московской Духовной Академии, Троице-Сергиевой Лавры, Синодальной и др. находятся рукописи, бывшие в распоряжении м. Платона и носящая критические замечания, сделанные его рукой; замечания эти иногда приводятся в печатных описаниях этих библиотек 1641 , но было бы важно собрать их все вместе 1642 . Из напечатанного литературного наследия м. Платона остаются еще вовсе незатронутыми специальными исследованиями труды по систематическому богословию и исторические. К первого рода трудам принадлежит вышедшее в 1755 г. «Православное учение, или Сокращенная Христианская Богословия» (с прибавлением молитв и рассуждения о. Мелхиседека), с построенными на его основе тремя катехизисами: «сокращенным» – для священнослужителей, с приложением мест из Слова Божия, правил Св. Апо- —208— стол и Св. Отец, Духовного Регламента и Присяг (М. 1775), другим «сокращенным» – для обучения отроков, с присовокуплением Молитв и Христианского Нравоучения, и «кратким» – для обучения малолетних детей Христианскому закону (М. 1775). Обследование этих трудов представляет интерес с двух точек зрения. С.К. Смирнов называет «богословие Платона» «первым опытом решительного изгнания из системы богословской приемов схоластических» 1643 . С другой стороны, труды Платона в этой области вызывали обвинение в причастности протестантскому духу. Особенно любопытно здесь то, что протестанты встретили перевод богословия и катехизиса Платона большим сочувствием и даже прямо указывали наличность будто бы близости воззрений Платона с их собственными. «Один ученый англичанин, сообщает Снегирев, поместив (в Anecdotes of the Russian Empire. Lond. 1784) сокращение его катехизиса, говорит, что «оный во многих местах не только дышит благородным и благочестивым духом, но сочинен с великой “простотой языка и изложения”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 – 51. 186; ср. в магистерской диссертации Д. И. Абрамовича , Исследование о Киево-Печерском Патерике, как историко-литературном памятнике; (Спб. 1902), стр. 139. Блаженного Феодорита Епископа Кира Поучительные Слова о Промысле, в которых истинные христиане всякого состояния усмотрев, что всякий своим должен быть доволен жребием, всегда душевное спокойствие сохранить, как в счастье, так и несчастье, и самое спасение получить нескудно могут. Переведены с еллино-греческого Н. М. В Москве: в привилегированной типографии у содержателя Ф. Гиппиуса, 1784. Переводчик Николай Малинин посвятил свой труд ректору славяно-греко-латинской Академии архим. Аполлосу Байбакову, † 14 мая 1801 г. епископом архангельским (о нем см. у † прот. С. К. Смирнова, История Московской славяно-греко-латинской Академии, Москва 1855, стр. 334 – 335. 355, и в Православной Богословской Энциклопедии, т. I, Спб. 1900, стлб. 1090). См. об этой книге в „Библиографиче- ских Записках”, издававшихся в Москве под редакцией А. Н. Со­ловьева, 1892 г., 2, стр. 125, и у † А. С. Родосского , Описание книг гражданской печати XVIII-ro столетия, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской Духовной Академии (Спб. 1899), стр. 290 – 291 448). Славянский перевод Толкования на Песнь Песней в издании Москов­ской Синодальной Типографии печатался трижды – в 1808, 1840 и 1855 годах. Извлечение из Церковной истории Феодорита о первом Вселенском Со6оре (кн. 1. гл. 7, 10, 11) в „Христанском Чтении” 1835 г., ч. II, стр. 283 – 296. Проф. А. С. Хаханов, Источники по введению христианства в Грузии в „Древностях восточных”: Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического Общества, взд. под редакцией М. В. Никольского , т. I, вып. III (Москва 1893), стр. 308 – 309, где дана выписка русского перевода 24 гл. Церковной Истории блаж. Фео­дорита с указанием на грузинский ее перевод; см. еще стр. 329. 334. 343. 344. Сборник отеческих изречений в извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов (составлен Иеромонахом Далматом), выпуск II (Москва 1899), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Арх. Тр. сем. 1744 г. Слич. дел. 1785 г. N 53. Указом 1785 г. апреля 14Св.Синод спрашивал, когда, кем и по каким указам заведена Троицкая семинария. По справке ответствовано: «хотя во первых имянным Ея Императорского Величества блаженные памяти Государыни Императрицы Анны Иоановны, состоявшимся в 1738 г. сентября 21 дня указом и поведено при Троицком Сериевом монастыре немедленно, выбрав пристойное место завесть семинарию, но в том 1738 году заведена не была, а действительно учреждена, по имянному Ея Императорского Величества блаженный памяти Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Высочайшему указу, данному бывому в оной лавре архимандриту Кириллу, в 1742 году. По ведомости о учениках за 1746 г. оказывается, что ранее октября 1742 года никого не было из поступивших учиться в семинарно.– См. еще словарь Щекатова. 5,843· 142 Арх. Троиц, сем. 1784 г. N25. Тут же и инструкция интенданту следующего содержания: 1.) Интенданту семинарии поручается покупка, хранение и выдача всех в генеральном расписании, или по особдивым резолюциям для содержания семинарии назначаемых припасов и других вещей, также наблюдения в приуготовлении пищи, одежды, обуви и прочего. 2.) Покупать же помянутые припасы должен он с ведома ректора и префекта благовременно и верно, без передачи назначаемой цены, а если можно, о чем непременно должно стараться, то и низшею ценою, наблюдая притом всемерно доброту оных. 3.) Хранить ему припасы, съестные, в семинарском магазине, а другие, как-то: сукно, овчины, каламенок, свечи, бумагу, сапоги и прочее в особливой палате, какая для того ректором и префектом назначена будет, под хозяйским присмотром, охраняя отвсякого повреждения и ущербу; почему от оного магазейна и палаты должен он ключи и печать держать у,себя. 4.) Припасы выдавать благовре- менно, безостановочно и в предписанном количестве, располагая по числу казеннокоштных студентов и учеников, а сколько их когда будет за стол и на кого именно по каким-либо обстоятельствам не будет приказано выдавать, о том уведомлять его имеет сеньор запискою, 5.) Присмотр иметь в Рассуждении печения, хлебов, и варения кислых щей, квашню печатать (sic), и хлебников – заставлять оную месить, и хлебы валять, и в печь сажать при себе; а как при монашеской должности, при варении кушанья быть ему всегда неудобно, то к тому для надлежащего надзирания временно имеют быть приставляемы и дежурные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

п., операционные инструменты, имевшиеся в достаточном количестве (53 NN) и принадлежавшее лавре, приказал перенести в аптеку при больнице. Кроме денег, издержанных на постройку больницы, употреблено на сделание кроватей, постелей, шкафов, белья и проч., и на покупку лекарств и аптекарской посуды 547 рублей. На последующее время Платон определил ежегодный расход на больницу в 658 руб., назначив 100 руб. на содержание больных пищею, 100 руб. на лекарство, 130 на жалованье лекарю и проч. из остаточной суммы 1342 руб. он приказал 342 руб. обращать в награду ректору, префекту и учителям, а из 1000 р. одну половину употреблять на платье и обувь семинаристам, а другую на стол 170 . Лекарем в это время был сын лаврского служителя Егор Жуков, учившейся в семинарии до риторики (1784–1792), потом в московском гошпитале, где в 1795 г. получил звание лекаря. Он заступил место Соколова, который долгое время занимал место врача в лавре, а при Жукове; возвращен на должность подлекаря, которую исполнял еще при лекаре Чубенском (1763–1768). В 1805 году на место Жукова определен штаб-лекарь Степан Витовский, служивший до конца существования троицкой семинарии и бывший потом не малое время врачем при московской духовной академии. Витовскому назначено было получать жалованья от семинарии 200 р., от лавры 100, и от митрополита 50 р. Для Витовского написана была инструкция, равно как для лекарского ученика, больничного инспектора, и старух сиделок (последнюю писал сам Платон) 171 . В 1807 году состоялся новый штат для семинарии: прежняя штатная сумма, 4901 руб. 62½ коп. и 2000 руб., прибавленные при императоре Павле, удвоены, и на семинарию стали отпускать 13,803 р. 25 к. Сверх этой суммы семинария получала 500 руб. процентных с денег, положенных митрополитом, и 76 руб. 99 коп. процентных с билета Твердышевой итого 14,380 руб. 24 коп. К 1808 году от прежних лет было остаточной суммы 10,717 руб. 74¼ коп. В 1811 году, по приказанию Платона, из остаточной семинарской суммы положено в банк для приращения процентами 18,000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

2) Особенно интересен курс лекций «ректора» же и той же семинарии – « Мефодия Смирнова , читанный между 1784 и 1790 гг.» Последняя из «трех книг», составляющих данный курс, является системою «Нравственного Богословия», ведущею речь в «пролегоменах» – «о сущности и свойстве» данной науки, затем – «в 1-й гл. – о благодати и природе вообще, во 2-й – о различии между природою и благодатью в отношении к рассудку и его действиям, в 3-й – в отношении к воле и нравственным действиям, в 4-й – о несовершенствах и слабостях людей возрожденных, об искушениях и борьбе духа с плотию..., в 5-й – о святости людей возрожденных и степенях духовной жизни, в 6-й – о признаках, по которым можно узнать человека возрожденного, освященного и обновленного и о различении духов..., в 7-й», наконец, «о средствах возрастать в святости и в жизни духовной»... Сохранившийся курс лекций Мефодия не исчерпывает всей данной науки, не освещая вопросов «о частных обязанностях христианских, о взаимных отношениях господ и рабов, родителей и детей, начальников и подчиненных» 146 ... Мефодий находился под влиянием, шедшим со стороны – «Платона, Феофана Прокоповича , Феофилакта Горского, Брейтгаупта, Голлазия»... 147 , но проявлял и самостоятельность 148 . Напр., им придуман «свой план» 149 , предложенный в нашем изложении выше. Правда, этот план особыми достоинствами отличается далеко не везде, иногда он является искусственным (особенно в первых трех главах системы, а также по местам и в других её главах) и проч., но уже то его – несомненное достоинство, что Мефодием «не принята порядок рассмотрения добродетелей и пороков по заповедям десятословия» 150 . О неудобствах такого «порядка» мы отчасти уже говорили выше. Он – наследство, доставшееся нашим богословам от западных схоластических моралистов: не вдруг освободились от него (да и то не везде) и западные, богословы, тем менее, конечно, оказались в состоянии сразу порвать с ним связь наши отечественные, стоявшие в худших сравнительно условиях. Проявляет свою самостоятельность Мефодий и в некоторых частностях, характеризующих план его системы 151 , от чего последняя иногда выигрывает по сравнению, напр., с Феофилактовою 152 , иногда – наоборот... Впрочем, это, как уже и сказано нами, лишь частности, которым придавать особенное значение нет надобности. Но в общем Мефодий в данном случае сделал несомненный успех. 153 Наиболее выдающимися качествами Мефодиевой «системы», весьма привлекательными, являются «ясность и краткость» её положений и мыслей 154 , их «связность и отчетливость» 155 и проч 156 . 157

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Он так и не женился и вряд ли женится. До сих пор он один справляется со своей задачей; и эта задача близка к завершению: его славное солнце клонится к закату. Последнее письмо, полученное от него, вызвало у меня на глазах слезы: он предвидит свою близкую кончину. Я знаю, что следующее письмо, написанное незнакомой рукой, сообщит мне, что Господь призвал к себе Своего неутомимого и верного слугу. Примечания Гольдсмит Оливер (1728—1774) — английский писатель, автор романа «Векфильдский священник». Перевод Т. Казмичевой. Гай Фокс (1570—1605) — английский офицер, один из обвиняемых по делу о Пороховом заговоре, представлявшем попытку католической партии взорвать английский парламент «История Расселаса, принца абиссинского»  — роман Сэмюэля Джонсона (1709—1784), ученого и критика, составителя толкового словаря английского языка как один человек (фр.) быть (фр.) «Воскресну» (лат.) солидному (фр.) Thorntree (англ.)  — боярышник «Что с вами? — сказала одна из крыс. — Говорите!» (фр.) Моя коробка, моя коробка! (фр.) Сиди смирно, дитя, понимаешь? (фр.) О Боже! Какая прелесть! (фр.) и я на этом настаиваю (фр.) Мое платье идет мне?.. А башмачки? А чулки? Я, кажется, сейчас танцевать начну! (фр.) Мсье, примите тысячу благодарностей за вашу доброту! Так мама делала, не правда ли, мсье? (фр.) таким образом (фр.) пылкую страсть (фр.) атлетическое сложение (фр.) Мой ангел! (фр.) мужской красотой (фр.) пикантная мордочка (фр.) нежных чувств (фр.) Риччио Давид (1540—1566) — итальянский музыкант, фаворит Марии Стюарт, королевы Шотландской. Босвел Джемс Хэпберн (1536—1578) — шотландский аристократ. Был женат на Марии Стюарт. с воодушевлением (ит.) Невеста (англ.) Брайд  — невеста; уэлл  — колодец (англ.) . Все вместе — тюрьма в Англии. Добрый вечер! (фр.) готова скушать свою английскую маму (фр.) чтобы приободриться (фр.) Перевод Б.Лейтина. игра природы (лат.) «Мармион»  — поэма английского писателя Вальтера Скотта. Зачем? (ит.) Перевод Б.Лейтина. Еще молод (фр.) Рекомендуем Самое популярное

http://azbyka.ru/fiction/dzhen-jejr-shar...

4.ВАРЛААМ Синьковский, Иеромонах. В 1761 году. Потом Ректор оной же Семинарии. 5. ПАРФЕНИЙ Посников, по 1766 год; а тогда Ректором той же Семинарии. 6. МИХАИЛ Ильинский, из светских учителей, с 1766 по 1775 годы. 7. АМВРОСИЙ Серебренников. С 1775 по 1778 год, в коем переведён в Московскую Академию Префектом же. 3. ГАВРИИЛ Петров, Иеромонах и Наместник Сергиевой Лавры, с 1753 года, Июля 7, по 1761 год. Потом Ректор Московской Академии и наконец, Митрополит Новгородский. 8. MEЛЬXICEДEK, Иеромонах, с 1778 по 1783 годы. 9. МЕФОДИЙ Смирнов, с 1783 по 1784 годы. А тогда Ректор той же Семинарии. 4. ПЛАТОН Левшин, Иеромонах и Наместник Сергиевой Лавры, с Марта по Июнь 1762 года; потом Законоучитель ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА, бывшего Великого Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА, ныне Митрополит Московский. 10. ИЛИОДОР, Иеродиакон, с 1785 по 1788 годы. 11. ЕВЛАМПИЙ Веденский, Иеромонах, с 1783 по 1792 годы. Потом Ректор сей же Семинарии. 5. ВАРЛААМ Синьковский, Иеромонах, с 1762 по 1765 годы; потом Архимандрит Троицкий, что по Петергофской дороге, пустыни. 12. АВГУСТИН Виноградский, с 1792 по 1795 годы; а тогда Ректором оной же Семинарии. 6. ПАРФЕНИЙ, Иеромонах, в Ректорской должности скончался в 1766 году. 7. ИЛАРИОН, с 1767 по 1770 годы. Скончался в Вологодском Спасо-каменском монастыре. 13. МОИСЕЙ Платонов, соборный Иеромонах, с 1795 по 1800 годы. Потом Префект Московской Академии. 8. ТИХОН Малинин, с Сентября по Октябрь 1770 года, потом Префект Московской Академии. 9. ПАВЕЛ Зернов, Наместник Сергиевой Лавры по 1775 год. Потом Спасо-Ярославский Архимандрит и Ректор. 13. ЕВГРАФ, соборный Иеромонах, с 1800 по 1802 годы. Потом Ректор сей же Семинарии. 10. АПОЛЛОС Байбаков, Наместник, Иеромонах, с 1775 по 1783 годы. Потом Ректор Московской Академии. 15. СЕРГИЙ Платонов, соборный Иеромонах, с 1802 по 1804 годы. Потом Префект Московской Академии. 11. MEЛЬXICEДEK, Иеромонах и Наместник Лавры по 1784 год. 12. МЕФОДИЙ Смирнов, с 1784 по 1792 годы. Потом Ректор Московской Академии. 13. ЕВЛАМПИЙ Веденский, с 1792 по 1795 годы. Потом Ректор Академии Московской. 14. АВГУСТИН Виноградский, Архимандрит, с 1795 по 1802 годы. Потом Ректор Московской Академии. 15. ЕВГРАФ, Архимандрит Волоколамского Иосифова монастыря. С 1802 года и находится доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Федор (Феофан) Колоколов, воспитанник Троицкой семинарии, в 1778 г. учитель высшего класса; в 1779 г. вызван в новгородскую семинарию, а оттуда перешел в Москву во священника к церкви Священномученика Антипы. По овдовении пострижен в монашество и определен в 1785 г. проповедником в московскую академию. Александр, (в монашестве Агапит) Скворцов учитель нисшего класса в 1782 г., в котором и по- стрижен в монашество. В августе 1785 г. переведен в московскую академию на кафедру пиитики; в 1787 году проповедник академии, в 1789 году префект перервинской семинарии. Гавриил Смирнов, брат ректора Мефодия. Учился в Троицкой семинарии с 1774 года. В 1782 г. поступил в учители греческого языка в московскую академию; в генваре 1784 г. вызван на тот же класс в Троицкую семинарию; в октябре 1786 г. переведен на риторический класс. В 1788 г. определен наставником философии, 1790 г. уволен для определения в московский университет. После был на службе в Казани. Иван Сокольский учился в Троицкой семинарии; в сентябре 1781 г. определен учителем нисшего класса. а в ноябре сего года отправлен в московский университет, где изучал языки под руководством Маттеи, Киндерманна, Сапожникова, Шварца и Бодуэна. С сентября 1782 г. опредлен учителем французского и немецкого языков в семинарии; в августе 1785 г. перемещен на тот же класс в московскую академию. Антоний Оренов (Antoine Orenove), француз из Лангедока, учился сперва в Монпелье, потом в парижском университете, затем слушал лекции в немецких университетах и между прочим в гей- дельбергском. Окончив образование, произведен в пастора реформатской церкви. Эту должность исправлял в Галле, потом переселился в Петербург, где между прочим давал уроки в новых языках, наконец открыл училище в Волочке. В 1784 году он предложил Платону свои услуги принять участие в образовании духовного юношества и выразил желание перевести проповеди его на французский и немецкий языки. Платон велел приехать ему в Москву и предложил ему занять место учителя в академии, или в Троицкой семинарии. Оренов дал письменный отзыв: quant à l’endroit, pour la tranquillité et le ménage je préfèreTroiza.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010