2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода. 10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора. 11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных. 12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве. 13. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. 14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых. 15. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь. АЛЕКСИЙ II Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА Средник иконы Собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церквио канонизации митрополита Макария (Невского; 1835–1926), протоиерея Алексия Мечева (1859–1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846–1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866–1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (†1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697–1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784–1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792–1847), священника Алексия Гнеушева (1762–1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816–1867)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Иларион – рясофорный монах Оптинского скита, † 5 марта 1850. В мире Иван Козьмин Козлов. Из московских купцов, был богат, имел семью, детей. В 1812 г. лишился достояния, потом овдовел. В 1836 г. прибыл в Оптину, в 1837 г. пострижен в иночество. Доставлял обители щедрые благотворения через знакомых купцов. С 1845 г. ослабевал силами и зрением, в 1848 г. лишился памяти, но устную молитву не оставлял до смерти. Скончался, имея от роду, по его словам, более 100 лет, по бумагам – 96 лет. – 70. Илиодор – архиепископ Курский и Белгородский, † 5 ноября 1860. В мире Иоанн Борисович Чистяков. Родился в селе Воскресенском Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника. Обучался в Калужской семинарии и Московской духовной академии. В 1820 г. определен инспектором и профессором Костромской семинарии и пострижен в монашество. В 1821 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1822 г. назначен инспектором Московской семинарии, в 1823 – ректором Рязанской и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 1824 г. – игумен Рязанского Богословского монастыря. В 1825 г. переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита. С 1827 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1832 г. хиротонисан во епископа Курского, в 1844 г. возведен в сан архиепископа. В 1845 г. управлял Белгородским Троицким монастырем. С 1847 г. член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия. В 1860 г. уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался. Погребен под Троицким собором Белгорода. По отзывам современников, преосв. Илиодор отличался излишней ревностью и жесткостью в борьбе с расколом. – 130, 157. Илия – св.пророк. Память 20 июля. – 126. Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский. 30 мая 1784 † 10 октября 1819. В мире Иларион Дмитриевич Егоров. Родился в Павловском Посаде Московской губернии в семье церковного причетника. Окончил Перервинскую семинарию, где за особую скромность получил фамилию Смирнов, и лаврскую семинарию, где потом был определен учителем и префектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Среди иерархов — выходцев из ученого монашества имелись выдающиеся богословы, научные интересы которых отвлекали их от административной деятельности, заставляя раньше уходить на покой  . Типичной фигурой в их ряду является митрополит Евгений Болховитинов (1767–1837): на всех многочисленных кафедрах, которые ему приходилось занимать, он интересовался более архивами, нежели текущими делами. Велики его заслуги в развитии русской церковно–исторической науки. Таков же был и Макарий Булгаков (1816–1882), который после десяти лет епископского служения признавался: «Ах, как скучна епископская служба, скорее бы на покой!» Ему был в то время всего 51 год. Самым главным делом была для него работа над «Историей Русской Церкви»  . Ученым по призванию был также архиепископ Филарет Гумилевский (1805–1866), но его способностям и основательным богословским познаниям трудно было развернуться в николаевскую эпоху. Его работа об отцах Церкви получила отрицательную оценку Святейшего Синода и вызвала неодобрение Протасова за то, что он назвал «Катехизис» Петра Могилы западной схоластикой. Этот печальный опыт послужил причиной колебаний Филарета, когда ему было предложено написать руководство по догматическому богословию. «Эти предложения, — пишет он А. В. Горскому, — льстивы для самолюбия, но нельстивы для благоразумия, внимательного к положению дел. Я и теперь еще не касаюсь сего дела». Работа над историей казалась Филарету более соответствующей сложившейся ситуации  . Неблагоприятно отразилась научная работа на карьере епископа Порфирия Успенского, заставив его уйти на покой. Его труды и по сей день опубликованы только частично. Ученым по призванию был епископ Иннокентий Смирнов (1784–1819), человек кроткий, расположенный к мистике. Известность как историк Церкви заслужил епископ Макарий Миролюбов (1817–1894). Велик ученый вклад в области церковной археологии и палеографии также епископа Амфилохия Казанцева (1818–1893). Архиепископ Афанасий Дроздов (1800–1876) имел обыкновение сжигать свои работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

В Пензе состоялась презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия (Смирнова) 22 февраля 2021 г. 19:47 21 февраля 2021 года в Спасском кафедральном соборе города Пензы состоялась презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (Иларион Дмитриевич Смирнов, 1784-1819 гг.) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог начала XIX столетия, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского, первый святой Пензенского края. Он отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако оставил разнообразное и оригинальное наследие. К 200-летию со дня кончины святителя Иннокентия Пензенская епархия издала первое его Полное собрание творений, в котором собраны все исторические, богословские и экзегетические труды, проповеди, заметки, стихи, письма, административные документы, а также материалы о жизни и почитании подвижника. Все сочинения публикуются по рукописям, прижизненным либо первым изданиям и снабжены современным научным комментарием. Представляемое десятитомное издание — первое полное собрание творений святителя Иннокентия. В истории Пензы полное собрание чьих-либо сочинений также издается впервые. Первые четыре тома включают «Начертание церковной истории…» — главный научный труд святителя Иннокентия. В 5-м томе представлены его богословские труды, в 6-м — проповеди, заметки, стихотворения и письма, тома 7 и 8 содержат административные документы, в 9-й и 10-й вошли документы о святителе Иннокентии, воспоминания современников, свидетельства о его почитании и прославлении. В основу издания легли документы из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пензы и Саратова. Главный редактор Полного собрания творений — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , ответственный редактор — Евгений Петрович Белохвостиков. В ходе презентации, состоявшейся в канун дня тезоименитства святителя Иннокентия Пензенского, митрополит Серафим выразил признательность творческому коллективу, принимавшему участие в создании собрания творений святителя Иннокентия и всем людям, благодаря кому издание десятитомника стало возможным. Глава Пензенской митрополии рассказал об испытаниях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время работы над этим проектом.

http://patriarchia.ru/db/text/5776211.ht...

«Господи, Ты близ нас, Ты с нами» Наставления святителя Иннокентия Пензенского Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский Святитель Иннокентий (Смирнов; 1784–1819), епископ Пензенский и Саратовский, прожил совсем недолгую жизнь – 35 лет. Богослов, проповедник, церковный историк, преподаватель… Друг и сподвижник святителя Филарета (Дроздова) , наставник архимандрита Фотия (Спасского), он отличался такою же ревностию о благочестии. При огромном объеме церковных послушаний, несмотря на высокие звания, посты и награды, святитель Иннокентий всегда сохранял глубокое смирение и мягкость своего характера. Многочисленные речи и поучения святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма. Выдержки из них мы предлагаем нашим читателям в день памяти святителя – 10/23 октября. О милосердии и милостыне Свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем все в себя, все вовлекаем в себя, к своему отягощению! В то же время для Иисуса Христа, если ничего нельзя, подайте со стола половину куска своего; только повторяю: ради Иисуса Христа, Коего хотите причаститься. Подайте нищему – найдите его, поищите, как брата или как сестру, – подайте, как Господу. Если же сам придет, поблагодарите его, что пришел, и особенно – Господа, что привел. Когда вы подадите кусок хлеба Господу, Он подаст вам исцеление. По мере вашей любви и веры будет мера и силы лекарства. О празднословии Господи! Время ли празднословия, когда все минуты недостаточны то для покаяния, то для благодарности, то для благотворения, то для молитвы, то для исправления житейских нужд! Время ли празднословить душе, которая стоит на краю бездны и одной ногой уже там, в неописанной глубине, другой же еще держится здесь для того, чтобы вместо бездны выйти к свету, на небо!

http://pravoslavie.ru/116714.html

подвижников XIX века: епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819) — праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). Ревностно исполняя повеление Воскресшего Господа идти, учить все народы (Мф. 28:19), архимандрит Макарий со смирением и самоотверженностью потрудился «во благовестии Христовом» народам алтайского края. Новое поколение христианских миссионеров видит в нем образец апостольского горения; народ церковный благоговейно хранит память о нем, его трудах и чудесах по его молитвенному предстательству, на протяжении всего времени со дня его смерти не угасает особое почитание подвижника в Алтайской и Орловской епархиях; священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), – подвижника и аскета Нижегородской епархии, за праведность удостоенного Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившегося многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом, и великое множество людей с теплой верой и любовью и до ныне ходит молиться на его могилу; игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступили материалы: – о праведной жизни, исполненной смирения и благодатных даров Святого Духа, чудесах и молитвенном подвиге преподобного Иова (+1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита. Память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году; – о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев, причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году. Со дня их прославления в Оптину пустынь обратилось около 300 приходов и монастырей Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей с просьбой выделить частицы святых мощей преподобных Оптинских старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Упразднена в 1935 г. Именовалась: Орехово-Зуевская; Ореховская. 06(19)11.1929 02(15)09.1930 06.1931 10(23)03.1932 10(23)03.1932 13(26)09.1932 25.09(07.10)1932 26.11(08.12)1932 05(18)12.1932 Тихон Попов 05.1934 Николай II Смирнов 02(15)08.1934 08.1934 09.1935 Софония Яскевич, паки Ореховская, обн. (см. Орехово-Зуевская, обн.) Орджоникидзевская (см. Владикавказская) Орловская Основана 13.01 (по др. 29.05) 1764. Московское викариатство; полусамостоятельная. Самостоятельная с 06.05.1788. Местопребывание – в г. Севск, с 1819 г. – в г. Орел. Именовалась: Севская и Брянская; с 09.1783 – Севская и Орловская; с 06.05.1788 – Орловская и Севская; Орловская и Брянская; с 13(26)02.1994 – Орловская и Ливненская. Викарные кафедры: Елецкая, Брянская, Болховская, Ливненская. 08.08.1764 17.12.1767 Тихон Якубовский 13.01.1768 26.04.1778 05.07.1778 28.04.1782 Амвросий Подобедов 05.07.1782 22.09.1783 Дамаскин Семенов-Руднев 07.01.1784 09.02.1787 Феоктист Мочульский (Могульский) 05.06.1788 26.10.1798 Аполлос Байбаков 26.10.1798 04.06.1817 22.07.1817 21.07.1821 Иона Павинский 18.09.1821 22.05.1828 Гавриил Розанов 15.07.1828 30.12.1839 28.01.1840 25.04.1840 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 27.06.1840 12.11.1844 Евлампий Пятницкий 12.11.1844 05.06.1858 Смарагд Крыжановский 12.07.1858 29.08.1867 29.08.1867 25.12.1876 Макарий Миролюбов 25.12.1876 31.12.1882 13.02.1883 03.06.1889 Симеон Линьков 03.06.1889 10.08.1896 Мисаил Крылов 10.08.1896 02.01.1899 Митрофан Невский 02.01.1899 28.03.1902 Никанор Каменский 28.03.1902 10.04.1904 23.04.1904 03.02.1906 Кирион Садзегели 03.02.1906 16.09.1908 31.10.1908 31.12.1910 Александр Головин 31.12.1910 28.01.1917 05.06.1913 07.06.1914 30.08.1914 28.01.1917 26.05.1917 27.05.1917 19.08.1917 19.08.1917 01(14)11.1927 1924 (?) 03(16)09.1927 04.1931 16(29)04.1931 18(31)12.1931 Иоанникий Сперанский 08.1931 12.1931 Даниил Троицкий 29.07(11.08)1931 14(27)07.1932 18(31)12.1931 14(27)07.1932 14(27)07.1932 17(30)09.1935 17(30)09.1935 06(19)10.1935 06(19)10.1935 19.11(02.12)1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1805 году Владыка отправлен был опять в Китай, но на этот раз в свите посланника, графа Головкина. Во- время двукратного пребыватния в Китае, он составил богатое собрание китайских и манджурских сочинений и написал грамматику и лексикон манджурского языка. Тот и другой труд остались ненапечатанными. Грамматика хранится в Императорской публичной библиотеке. Сверх того, перевел с манджурского языка напечатанную в 1648 году в Пекине книгу, содержащую в себе древнюю мунгальскую историю. Рукопись эта поступила в академию наук. Владыкин скончался в Петербурге в 1811 году. Гавриил (Василий) Розанов, костромской епархии, окологородской десятины, села Рождествена, священников сын. Прислан в Троицкую семинарии из костромской в октябре 1799 года. По окончании курса в 1803 году поступил в учителя костромской семинарии. Пострижен в монашество в октябре 1811 года в невской лавре и тогда же назначене настоятелем вологодского Спасо-каменного монастыря и префектом тамошней семинарии: в 1814 году ректор вологодской семинарии, а в 1821 году архимандрит ярославского Толгского монастыря, в 1821 г. епископ орловский, в 1828 году – екатеринославский, в 1837 г. архиепископ херсонский, с 1848 года – тверский. В 1857 году по прошению уволен от управления епархией и скончался 8 сентября сего года. Из сочинений его напечатаны: 1) Поучительные слова (М. 1848 г.). 2) Переселение греков из Крыма в азовскую губернию; Остатки христианских древностей в Крыму; Церкви новоросийского края (Записк. одесск. общ. истор. 1844 г.). 3) Письмо о тайнике в городе Мценске (Отеч. Зап. 1825. ч. XXII). 4) Автобиография (Херсон, епарх. ведом. 1861 г. ч. IV). Григорий (Георгий) Постников. Московской губернии, никитского уезда, села Михайловского дьякона Петра Федорова сын. Родился 1 ноября 1784 года, учился сперва в перервинской семинарии и оттуда перешел в философский класс Троицкой· семинарии. В 1808 г. отправлен в петербургскую академию, в которой, по окончании курса со степенью мигистра, в 1814 г. определен бакалавром богословских наук; пострижен в монашество 25 августа 1814 г., в 1816 году назначен на должность инспектора академик, в 1817 получил степень доктора богословия и произведен в архимандрита; в 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010