Это – еще остатки самонадеянной схоластики» 133 . Последнего рода недостатка Феофилактовой системы не заметил вышеприведенный у нас историк (С. К. Смирнов), усмотревший здесь, как мы выше видели, только одну достохвальную особенность 134 . Огромное значение имеют и для нашего времени, как и для всех других эпох, творения св. Тихона Задонского 135 : а) «О истинном христианстве, содержащее в себе учение о истинной вере, о святом житие, о спасительном покаянии, о сердечном умиление, о болезновании грехов, о пребывании истинных и неложных христиан; такожде, как истинный христиан может победить грех ,смерть, диавола, мир и всякое бедствие» (Спб., 1785 – 1786 гг.); 136 б) » Сокровище духовное, от мира собираемое» (Спб., 1784 г.); в) «Наставление христианское» (Спб. 1783 г.) или, как оно после называлось, «Наставление о собственных каждого христианина должностях»; г) « Скрижали нравоучения, заключающиеся в древнем и новом Завете и в преданиях великого вселенского учителя св. И. Златоустаго, с приложением кратких о каждом предмете рассуждений» (Спб. 1784 г.) или, как после оно названо, «Плоть и дух» и т. д. (Спб. 1796 г.); д) «Нравоучителъные краткие слова» (Спб. 1784 г.) и другие произведения «проповеди», «письма»...). Образцово понимая сущность христианства, святитель всюду делает высоконазидательные «нравственные» выводы «из» христианских «догматических» истин. Всякий найдет, чему в святительских творениях можно было бы поучиться: и «простые люди», простой народ [даются ему наставления, как жить, даются, в частности, советы «исповедывающимся», посещающим Божии «храмы», «заимодавцам», «подсудимым» и т. под.], и «духовенство», сами «проповедники», и «монахи» и т. д. Св. Тихону был присущ «особенный дар объяснять невидимое видимым, изображать духовные мысли в видимых образах, возносить мысль с земли на небо» (чит. особенно творение св. Тихона, отмеченное под буквой «б» 137 ... Творение св. Тихона, названное выше нами под буквою «а», «составлено им из тверских его лекций 138 », но «не в форме ученой системы, а в форме простого и общедоступного изложения богословских истин» и, как такое, оно «имело значение только книги для назидательного чтения» 139 . Впрочем, оно, как увидим ниже, играло известную роль и в истории академического изучения Нравственного Богословия, почему здесь нами специально и должно быть отмечено. Да и вообще глубокомысленные творения святителя, часто открывающие нам самые тайные стороны человеческого существа, могут быть всегда поучительны для исследователя нравственных вопросов, и в этом смысле они ценнее весьма многих специальных нравоучительных систем 140 . 141

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Занятый составлением биографии м. Евгения к грядущему его стол[етнему] юбилею, я неожиданно был поражен одним крупным противоречием в известиях о его жизни. Именно, во всех его биографиях и автобиографии сказано, что он в 1778 г. поступил в Воронежскую семинарию, пробыл там до половины философского курса, и только в 1784 году отправился в Москву; а в Вашей «Истории М.С.Г.Л. Академии», на стр. 390, встречаю выписку из академических ведомостей за 1785 год, в которой читаю: «Ефим Болховитинов… поступил учиться в Академию в 1778, 11-ти лет от роду». Итак, по Вашей выписке выходит, что Евгений вовсе не был в Воронежской семинарии, что он в 1778 г. уже был в Москве; значит, является двойное разноречие с показаниями других источников. Я никак не смею думать, чтобы Вы неверно привели эту выписку, не решаюсь думать и того, чтобы официальная бумага допустила такую грубую ошибку; два числовые данные, приведенные Вами, еще более укрепляют верность академической ведомости: но ведь в таком случае приходится отвергнуть показания всех других источников, отвергнуть свидетельство самого м. Евгения, который очень ясно говорит о своем учении в Воронежской Семинарии и о своей поездке в Москву в 1784, а не 1778 году. Остается предположить, что, вероятно, при наборе этой страницы Вашей книги, выпала строчка и, может быть, так нужно читать Вашу выписку: «поступил учиться в Академию в 1784 году, из Воронежской семинарии, куда был принят в 1778 г., 11-ти лет от роду». Или же… Но оставляя догадки, я гораздо лучше сделаю, если попрошу Вас – помочь мне разрешить это диковинное разногласие. Потрудитесь заглянуть еще раз в Академические Ведомости, да кстати уж – собрать там все, что попадется Вам под руку о Болховитинове, и сотворить мне великую и богатую милость – прислать все важнейшие материалы по адресу: Степану Ивановичу Пономареву, в Севастополь, до востребования. Вы можете быть вполне уверены, что все присланное будет сбережено, сохранено и возвращено немедленно, я готов Вам в этом отношении представить какое угодно поручительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Павел. С.-Петербург. Генваря 13. 1778. Ваше Преосвященство. Получив письмо ваше с посылкою драгоценною к сыну моему благодарю вас за оную и от себя и от него. Письмо Вашего Преосвященства ободрило меня в рассуждении воспитания сына моего, и привыкнув слушать советы ваши и верить словам вашим, приятным сим уверением ласкаю себя, что Бог благословит воспитание сына моего и оградит его от всех зол и пошлет ему Ангела мирна, верна, наставника и хранителя душ и телес. Приимите еще мое благодарение за принесение вами Богу молитв публичных и будьте уверены, что я пребуду на всегда вашим верным другом Павел. Жена моя кланяется и благодарить Ваше Преосвященство. С.-Петербург. Марта 10 дня 1781 Ваше Преосвященство. Академии ректору и префекту публика и я весьма обязаны тем, что вздумали новую и полную эдицию напечатать ваших сочинений. Яже с своей стороны нахожу особливое удовольствие встречаться на всякой строке с теми правилами и наставлениями, которым я столь много обязан, и которыя поставили основание нашей дружбы и моей благодарности. Прочтением оных возобновлю я в памяти своей все то, что может быть суетами света сего во мне уже начало слабеть; но конечно не дружба моя с которою пребуду на всегда вашим верным Павел. Жена моя с благодарностью получила то чему детям моим останется учиться. С.-Петербург. Марта 12. 1784. Весьма благодарю ваше Преосвященство за присылку трудов ваших при письме вашем от 5, но ни как пропустить не могу без обыкновенней моей оговорки то, что пишете о старости своей. Желаю, чтобы вы о ней не помышляли сие заставляет меня писать дружба моя к вам с каковою есмь и буду вашим верным Павел. С.-Петербург. Ноября 9 1784. В письме вашего Преосвященства от 31 прошедшего много приятного, но удивительно ученику учителя учить, в протчем вам я должен тем самим, что меня питает и утверждает, Нет же дня где бы не получал новой пищи и нового утверждения. Благословение ваше всегда приемля есмь и буду и со всею семьею вашим верным Павел. С-Петербург. Декабря 1. 1785.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Розанов Фома Филимонович, московской епархии села Крымского дьячков сын. Поступил в Троицкую семинарию из звенигородской в генваре 1781 г. Сентября 18-го 1784 г. Из философского класса уволен для продолжения учения в московскую академию. Скончался в 1810 г. в должности директора моек, синодальной типографии. Извстен своим латино-русским словарем, русскою и славянскою грамматиками и переводами с латинского и французского языков (См. роспись Смирдина). Руссов Степан Васильевич калужского узда, села Репнина пономарев сын. Из калужской семинарии поступил, в Троицкую в риторический класс, в сентябре 1784 г., имея 15 лет от рождения. В 1786 году по желанию отправлен в Петербург в коммисрию народных училищ. Ход его службы неиз- вестен; известно только, что он был членом российской академии, виленским губернским прокурором, потом служил в сенате. Скончался 21 марта 1842 г. Литературную деятельность он начал стихотворениями, а в двадцатых годах стал печатать свои исследования и заметки по русской истории, которых напечатал в разных повремменных изданиях весьма много. По Высочайшему повелению занимался описанием волынской губернии и издал это описание в 1809 г. под заглавием: Волынские записки. В 1832 г. печатал ежемесячное издание под названием: воспоминания на 1832 год. Это издание состоит из статей преимущественно исторического содержания 331 . Синьковский Димитрий Николаевич, дмитровского уезда, села Синькова священников сын. Принят в Троицкую семинарию 20 генваря 1747 г., будучи 9 лет от рождения. В 1760 г. поступил студентом в московский университет и по окончании курса определен преподавателем истории и географии, но чрез два года по обстоятельствам перешел на должность учителя в переславскую семинарии. В 1776 г. опять поступил в университет учителем латинского и греческого языков, и по экзамену, получив степень магистра, назначен и преподавателем риторики и славянского языка. В 1788 г. возведен в звание ординарного профессора философии. Скончался в 1792 г. Из ученых трудов его известны: Рассуждение о вероятном познании нравов человеческих по некоторым знакам (М. 1789): Баумейстера логика, исправленное издание перевода Александра Павлова (М. 1787.): Бау- мейстера метафизика (М. 1789), также исправленный перевод 1-го издания; Баумейстерова нравоучительная философия, перевод с латин. (М. 1788); полный латинский Геснеров лексикон в 3-х частях (М. 1796–1798). Издание и работа над третьею частью принадлежит племяннику его А. Ф. Синьковскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Образование получил в знаменитой тогда Лаврской (Троицкой) семинарии (которую даже митр. Филарет, в бытность на службе в Петербурге, называл в письмах академией, а учеников – студентами), в которой, тотчас по окончании курса в ней, и сделался учителем, в 1805 г. (родился он в 1784 г.); здесь же принял монашеский постриг. В 1811 г., по-видимому, неожиданно он переведен был в Петербург на должность профессора церковной истории в здешнюю, авансом преобразованную академию. Чем вызвано было это перемещение, для меня остается не ясным. Перевод этот, есть крупный шаг вперед; но мы решительно ничего не знаем о каких-либо обнаружившихся в это время преподавательских талантах. Я полагаю, что Филарет, сам учившийся одновременно с Иннокентием в Троицкой семинарии, и бывший с ним одновременно же учителем в этой семинарии, сумел оценить умственные дарования своего коллеги и, так или иначе, способствовал повышению его по службе с переводом в Петербург. Не мешает сказать, что Иннокентий лишь на два года и, даже менее, был моложе Филарета. В 1813 году Иннокентия уже видим ректором столичной семинарии. Иннокентий, не смотря на противоположность Филарету во многих отношениях, вскоре начал входить в славу в Петербурге. Он даже сделался, некоторого рода, звездою на богословском горизонте своего времени. Будущность сулила ему самые приятные картины. Профессор Бодянский, кратко изобразивший жизнь Иннокентия в одном своем (уже упомянутом нами) этюде, напал на счастливую мысль сравнить историю повышения в должностях Иннокентия и Филарета, и приходит к тому заключению, которое он подтверждает фактами, что первый, почти во всех должностях, был преемником второго 38 , другими словами, Иннокентий только на шаг отставал от Филарета и, судя по человеческим расчетам, Смирнов должен был очень скоро сделаться вторым Филаретом по быстроте успехов на жизненном пути. Даже награды, между которыми встречаем одну редкую и даже неслыханную в наше время, если примем во внимание, что награду эту они получили еще молоденькими архимандритами, награды они оба получали почти одинаковые.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

). Я посылаю в начале следующего года печатать мою крупную вещь…Очевидно, Гоголь говорит здесь о «Мертвых душах», которые к этому времени были еще далеки от завершения. Штиглиц — петербургский банкир. Письмо из Рима — письмо Гоголя к Прокоповичу от 3 июня. К адресу Гоголя другой рукой приписано внизу: «В 9 линии, дом Желтоухова». 51. Н. М. СМИРНОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые опубликовано в «Русской Старине» 1909, март, стр. 467–469. Смирнов, Николай Михайлович (1807–1870) — муж фрейлины Александры Осиповны Россет. Богатый помещик, владевший более чем двадцатью тысячами десятин земли и шестью тысячами душ крестьян, Н. М. Смирнов служил сначала по министерству иностранных дел; с 1845 г. был калужским, а позднее петербургским губернатором. Зарг — лицо неустановленное. …встретился я с Тургеневым. Тургенев, Александр Иванович (1784–1845), друг Карамзина, Жуковского, Вяземского, Пушкина. А. И. Тургенев часто бывал и подолгу живал за границей, где занимался извлечением из французских и итальянских архивов сведений о России. На письмо мое, писанное из Рима…Письмо Гоголя к Жуковскому из Рима от 18/6 апреля 1837 г. (см. ). …стихи Пушкина под названием: Отрывок («… Вновь я посетил») были напечатаны после смерти Пушкина в «Современнике» 1837, V, стр. 320–322. 52. Н. Я. ПРОКОПОВИЧУ. Печатается по подлиннику ( КАБ). Впервые опубликовано Н. Гербелем в «Русском Слове» 1859, I, стр. 104–106. Карандашная помета Прокоповича: «1837». Продажа библиотеки не состоялась. Прокопович занял полторы тысячи рублей и отправил их Гоголю в Женеву с просьбой вернуть по возможности скорее. Однако письмо и деньги, не застав Гоголя, месяца два пролежали в Женеве, потом столько же у банкира Валентини и лишь в половине апреля 1838 г. попали, наконец, к Гоголю (см. и 68 ). …получил 1000 рублей от Плетнева…Вероятно, эти деньги были присланы Плетневым от книгопродавца Смирдина. 53. В. А. ЖУКОВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ПБЛ). Впервые опубликовано в «Русском Архиве» 1871, кн. 4–5, стр. 957–959.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Будет весьма полезно, если заставить и тех повторять учение греческого языка, кои тому обучались прежде». Преподавание языка в то время происходило таким образом: учили греческую грамматику Братиславскую, переводили из нового завета и письма Златоуста, разбирали греческие сентенции и разговоры, которые после разбора выучивали на память: писали задачи и версии. Платон приказал, чтоб для перевода взяты были беседы Златоуста к антиохийскому народу и речи Демосфена. Из отчетов наставников последующего времени видим, что на греческом классе переводили речи Ливания, Χρηοηθεαν, Антония Византийца, Киропедию Ксенофонта, разговоры Лукиана, занимали учеников переводами с русского на греческий и разговорами греческими (1771–1772). В 1786 году, когда некоторое время преподавал греческий язык ректор Мефодий, для перевода избрано было сочинение Златоуста против тех, которые вооружаются против жизни монашеской; «цель выбора этого сочинения та, писал ректор, чтоб наши студенты легче склонились к избрании того рода жизни, который восхваляется у св. отца». Для перевода избирали потом Диодора сицилийского и учили языку ромейскому (1789). После указа 1784 года, которым предписано усилить преподавание греческого языка в духовных училищах, указом св. синода 1798 года предписано всем студентам учиться греческому языку. Инструкцию 1802 года Платон требовал от наставника греческого «крайнего прилежания, чтоб студенты философии по-гречески могли говорить, в чем их упражнять, как в эллинском, так и πλ " .В это время греческий класс уже разделялся на два: высших и нисший, из которых в каждом были иногда особые учителя. Как преподавался тогда греческий язык, можно видеть из рапорта учителя Семена Платонова за ноябрь 1807 года: «по понедельникам были преподаваемы правила для наблюдения красоты в греческом языке при сочинении, по вторникам занимались переводом с эллинского языка на российский и на просто греческий с показанием красот и свойства оного; по середам были упражняемы переводом с просто-греческого на российский и эллинский языки с диктацией, с показанием различая оных в сочинении; по четвергам были объясняемы трудные места, встречающеяся в недельных лекциях; по пятницам переводили Евангелия следующих воскресных дней, и как в сии, так и в прочие дни, когда оставалось свободное время от вышепоказанных занятий, то были упражняемы разговариванием па просто-греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Старец Даниил Старец Даниил Корнилиев Делиенко из малороссов, был сын жителя м. Ковые-Сенжары, Кобелякского уезда, Полтавской губернии, Корнилия и жены его Дарии Деменковых; родился 12 декабря 1784 года, в приходе Успенской церкви. В малолетстве жил, как все вообще дети жили, и был нрава смирного, непамятозлобив; грамоте не учился. Даниил был холост; в январе 1807 г. был взят в военную службу, в ратники, а затем был через два года определен в артиллерию. Он судился за принятое намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства и выключен из воинского звания, и назначен в ссылку в Нерчинск на работы в рудниках тамошних горных заводов, куда и был отправлен из Воронежского губернского правления. По прибытии в Сибирь, в Нерчинские заводы, куда он следовал вместе с другими преступниками в кандалах, он был определен в Томскую губернию, в Боготольский винокуренный завод на вечную работу. В этом заводе Делиенко находился несколько лет под начальством пристава Егора Петрова Афанасьева, от которого он претерпел много гонений и даже мучений. Пристав называл его святошею и употреблял на самые тяжкие работы, но Даниил все работы исправлял без упущения и все ночи стаивал на молитве. Пищи вкушал очень мало, да и то только хлеб с водою; среди дня, когда отдыхали, он удалялся на молитву в уединенное место, где бы его никто не видал. Пристав Афанасьев на него сердился и насмехался, говоря ему: «Ну-ка, святоша, спасайся на каторге!» Однажды, в зимнее время, посадив его, обнаженного, на крышу своего дома, велел поливать его водой из машин и в насмешку кричал ему: «Спасайся, Даниил — ты святой!» Он ничего не отвечал, а молился только о нем же Богу, чтобы не поставил ему во грех сего. Но Богу угодно было наказать жестокого пристава: у Афанасьева вдруг повернуло голову на сторону, так что лицо его было уже назади. Жена стала укорять его за неповинного старца. Тогда он приказал позвать к себе Даниила и просил у него прощения — и после того Афанасьев стал здоров и начал уважать старца. А когда, ехавши в г. Ачинск, Афанасьев с кучером сбились с дороги и попали под буран, то пристав опять заочно просил прощения у старца, обещая, по благополучном возвращении, отпустить его — и они вдруг очутились близ дороги и селения и были спасены.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

122 Ор. cit. С.К.Смирн.; стр. 205,– П. В. Знаменский («Дух. школы»... стр. 761) в данном случае рядом с Феофилактом называет еще «митр. киевского Самуила Миславского [о нем мы не будем говорить специально, так как его труды непосредственного отношения к нашей науке нф имеют (см. о нем в «Обзоре» арх. черн. Филарета: стр. 375–377, § 75). См. наше 208а) примеч. 123 У нас в руках – издание 1828 г. (Petropoli) – 2-я ч., и 1827 г. – 1-я часть. 124а Впрочем, и в первой по местам обсуждаются предметы, относящиеся к области нравственного богословия: «о состоянии первого человека, о падении»... (articulus IV)..., «о благодати Божией» (artic. V), «о усвоении спасения или о приготовлении человека ко спасению, о вере, возрождении, обращении, о добрых делах» (artic. VI) и т. д. [см. первую часть системы Феофилакта, именно «de credendis»; см. в «Обзоре» арх. черн. Филарета стр. 357–358]. 128 О Макарии Петровиче говорить не будем, так как его труды к нашей науке, о которой у нас идет речь в настоящем очерке, не имеют отношения: он известен, «как толкователь Писания, догматик, проповедник» и пр., но не как моралист (в научном смысле слова). См. о нем, напр., в «Обзоре» арх. черн. Филарета стр. 337, 37. 129 С. К. Смирнова. «Ист. м. сл.-гр.-лат. Акад.»: стр. 292. П.В. Знаменского: «Дух. школы»..., стр. 761. 130 О нем см. у нас выше: примеч. 21-е и текст к нему. 131а Это констатирует, напр., митр. Евгений Болховитинов («Словарь: писателей росс. духовного чина». Спб. 1818 г.; см. о Феофилакт Горск.) и совершенно верно. Миллер известен тем, что он закончил предпринятый Мозгеймом труд: «Sittenlehre der h. Schrift» (о нем у нас будет речь ниже) (Мозгейму принадлежат книги: 1–5, а Миллеру 6–9), а затем и – как автор «Einleitung in die theolog. Moral» (1772) и «Lehrbuch’a» (1773... 1783...) всей христианской морали для общего употребления, где выставляется принцип: постоянно согласуйся с волею и намерениями Божьими..,, споспешествуй своему, неразрывно с общим счастием связанному, благу только такими средствами, которые тебе и всем людям предписал Сам Бог» (Gass: op. cit. «Zweiten Bandes Zweite Abtheilung», Berl. 1887, S.,70. – Wuttke op. c. S. 258. Luthardt " a op. cit. в 45 примеч. S. 397. 400. 406 и др.; напр., Schmid " a «Christliche Sittenlehre», Stuttgart, 1861, S. 99, 100). Да и удивительно было бы, если б такой человек, как Феофилакт Горский, был не знаком с Миллером-Мозгеймом! Феофилакт «читал» лекции, как сказано выше, «с 1769 до 1774 г.», а отпечатал свой курс «в 1784 г.» Мозгейм издал 5 книг в «1735–1752 г.г.», а Миллер окончил это издание (6–9 кн.) в «1762–1770 гг.», а другие свои сочинения выпустил в «1772 г.» и «1773 г.» (см. выше и у Gass’a 1. cit.). Естественно, что Феофилакт особенно интересовался своим современником, тем более, что последний, как мы видели, проповедывал весьма симпатичный принцип.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

сердца умиленныя глаголы испущаше: «не остави убо, рече, и мене грешницу, преподобныи отче, и избави мя от належащия ми скорби, да не когда речет враг мои: «укрепихся на нь [на ню]» и буду в поругание и посмех ищущим нашу погибель 1779 ; можеши бо, святче Божии, елико хощеши, о Христов угодниче и Божии воистинну человече». В сицевых убо молебных глаголех успе жена, не почув болезни: явися еи во сне преподобныи, глаголя: «вскую вопиеши, рече, о жено, и молвиши, мятяс сокрушая си [свою] душу; иди, рече, на кладезь, егоже аз ископав своима рукама, хотяи благословение подати вама, и, испив от него, будеши здрава». Возбнув же абие жена, никого же виде, разсуждая умом своим, глаголя: «аще тако благоволи о мне преподобныи, иду, рече, на кладязь святаго и с ближними. Почерпше от кладязя воды, даша ми пити и абие здрава бых, яко николи ж болев, молитвами преподобнаго». (22) Чюдо преподобнаго о младенце 1780 Петре. об. Федоровскаго монастыря священник Викул 1781 поведа, глаголя: «грех ради моих седящу сыну моему Петру близ устия пещи, яко ж обычаи есть детем греющимся 1782 , напрасно спаде на помост храма, и от падения обратися глава ему на страну; и бывшу ему в таковеи болезни до тридесяти днеи, назад себе зряше и зело крича; и скоро ми шедшу на кладязь преподобнаго и почерпше воды, возлиях на главу отрочати, и бысть здрав, яко николи же болев, молитвами преподобнаго». (23) Чюдо преподобнаго о Флоре 1783 . Града Переаславля Залескаго муж некто, именем Флор, ремеством плотник, имея у себе жену, именем Феодору, поведа, глаголя: «грех ради наших сыну моему Симеону случися болезнь люта зело, пометаше бо его на землю и творяше пены, тещи на мног час, ни мало себе помня; егдаж прихождаше в л.107 . бываше яко изумлен. Пребывшу ж в тои болезни многое время, начахом же к Богу плакатися о детищи нашем и о своих согрешениих каятися: «Господи, Владыко, почто неправды наша скоро помянул еси? буди нам милостив, милостивыи, и не по всем делом нашим 1784 , но но милости и по человеколюбию твоему суди нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010