Кроме этого общего обозрения древних памятников со стороны худож. представлений, обследовались с той же стороны отдельные серии памятников, напр., геммы, имеющие значение для истории гностических систем первых веков осмотрены и разобраны Маттером (1828 г.): Мюллер, еп. Мюнстерский, трактовал о мозаиках, сохранившихся в алтарях христианских церквей с V в. (1835 г.). Отдельные памятники иконографии встречаются в руководствах по археологии, напр., в археологии Рейнвальда упоминаются некоторые символы и прилагаются снимки, а также в сочинениях по истории догматов худож. представления принимаются во внимание. Дорнер в своем сочинении о лице Иис. Христа (1845 г.) в доказательство веры в божество Иисуса Христа против Бауровой школы, ссылается, между прочим, и на памятники древнехристианского искусства, на символы древних христиан. В то же время, появились важные вспомогательные средства к изучению памятников древнехристианского искусства вообще, и иконографии в особенности: атлас к истории искусства Кутлера (1845 г.), Dictionair von Guenerbault. Dictionair Martigay и учебник иконографии христианской Grosnier. Между археологами позднейшего времени, занимавшимися изучением катакомб римских, одно из видных мест занимает М. Louis Perret. Обширное сочинение его высоко ценится в художественном отношении, особенно, по прекрасным рисункам. В нем в первый раз сделана попытка верного воспроизведения этих небрежных, но полных жизни очерков, которые составляют первые опыты христианской живописи. Но величественные рисунки, из коих некоторые знакомят с памятниками неизданными и весьма интересными с художественной и археологической стороны, не составляют единственного достоинства произведения Перре: пятый том заключает в себе много надписей христианских, воспроизведенных посредством калек, которые (надписи) не потеряли своей цены даже с появлением несравненного собрания de Rossi. Благодаря этим художественно-историческим и археологическим работам, в которых все больше и больше открывалось значение художественных памятников в богословском отношении, естественно должна была все больше и больше созревать мысль – рассматривать памятники христианского искусства вообще, как проявления и свидетельства христианского церковного веросознания и жизни, и во взаимной связи с тем и другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

(236) Ник. Трубецкой – князь Николай Иванович (1797–1874), богатый помещик, камергер. (237) Норов – Авраам Сергеевич (1795–1869), участник Отечественной войны 1812 г., писатель. (238) Кукольник – Нестор Васильевич (1809–1868), поэт и драматург, эпигон романтизма, автор драм: «Торквато Тассо», «Рука всевышнего Отечество спасла» и многих других. Драма Кукольника «Ляпунов» была им затем переименована в драму «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». (239) Хомяков – Алексей Степанович (1804–1860), поэт-славянофил, автор трагедии «Дмитрий Самозванец», изданной в 1833 г. Задуманная им новая трагедия «Прокопий Ляпунов» не была окончена. (240) Розен – барон Егор Федорович (1800–1860), литератор, поэт, автор ряда исторических трагедий, впоследствии (1836) автор либретто для оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». (241) Смирнов – Николай Михайлович (1807–1870), камер-юнкер, служивший в Министерстве иностранных дел, приятель Пушкина, муж А. О. Смирновой, рожд. Россет. Был избран в члены Английского собрания в 1834 г. (242) Икскуль – барон Александр Карлович (1805–1880), камер-юнкер, переводчик в канцелярии начальника Главного морского штаба князя А. С. Меншикова; состоял членом Английского собрания (клуба) в Петербурге с 1831 по 1866 г. (243) Чернышев – граф (затем князь) Александр Иванович (1786–1857), генерал-адъютант, военный министр. (244) Гладков – Иван Васильевич (1766–1832), генерал-лейтенант, московский (1808–1811) и петербургский (1821–1825) обер-полицеймейстер. (245) Зайцевский – Ефим Петрович (1801–1860), моряк, поэт. (246) Оговорка – письменная оговорка на общем листе, на котором расписывались приглашенные к участию в словаре Плюшара. См. том X, «Деловые бумаги» (подпись на листе сотрудников Энциклопедического словаря 16 марта 1834 г.). (247) Сперанский – Михаил Михайлович (см. прим. к стр. 27). (248) «Телеграф» – «Московский телеграф», журнал, издававшийся Н. А. Полевым (основан в 1825 г.); был запрещен 3 апреля за отрицательную рецензию Полевого на драму Н. В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла». Подлинной причиною закрытия журнала был собранный и представленный министру народного просвещения С. С. Уварову материал о политически неблагонадежном направлении его на протяжении ряда лет (1828–1834).

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

136 Так думают Дилльман, Зинкер, Эвальд, Лянгек, Цокклер и др,; все они относят написание апокрифа к царствованию Домициана или Траяна. 137 Так, в древней славянской письменности существовали две редакции Заветов, из которых одна представляет полный перевод греческого текста, а другая – сокращение его почти наполовину. См. Тихонравов, Памятники отреч. литер., Спб. 1863. 139 См. Zockler, Kurzgef Komment., IX, стр. 475. .Konig, Einleitung in d. A. T., стр. 497–498; ср. Schurer, Gesch. d.jud. Volk., II, стр. 665; H. Holtz mann – Lehrbuch der neutest. Theologie, Freiburg n. Leipzig 1896, I, стр 43. 140 мессианских чаяниях Иосифа Флавия см. Gerlach – Die Weissagungen des A. Test. in den Sehriften des Flavins Jos., 1863; стр. 41–89; Langen в Trbing. Theol. Quartalsclirift 1865, стр. 39–51. Сочинениями Иос. Флавия мы пользовались по изданию Dindurfius " a (Flavii Josephi opera, graece et latine, Paris 1815 – 1817) и по русскому переводу Самуйлова (Спб. 1795) и Алексеева (1786). 146 Das Judentlinm in Palasm. стр. 441–443; более подробное развитие этих мыслей см. в статье того же Лянгена – Der theolog. Standpunkt des Flav. Ios. в Theolog. Quartalschr. 1865, стр. 39 и далее. 147 Прот. Апп. I, 9; ср. О войне иуд. V, 9,3; III, 8, 9. Едва ли можно верить искренности Иосифа Флавия, когда он говорит, что он заботится об объективной передаче описываемых событий; О войне иуд. V, 1, 3. 151 Мы пользовались Лейпцигским изданием сочинений Филона: Philonis Judaei opera omia (Bibliotheca sacra patrum ecclesiae) 1828, т. 5. О мессианских идеях Филона см. Muller – Die messian. Erwartungen d. Juden, Philo, Basel 1870; Gfrorer – Philo und die alex. Theosophie, I, стр. 495 и далее. 152 Langen-Das Judenthum in Palastina, стр. 396–397; ср. Hausrath, Neutest. Zeitgesch. I, стр. 171. 155 В Bibel – Lexikon Schenkels, Leipzig 1869, I, стр. 98; ср. Oehler Real – Enc. Herzog’s, IX, стр. 655. 159 Греческое название сочинения – Περ ρν, но обыкновенно оно цитируется с латинским названием: De execrationibus; см. Philonis Judaei opera omnia: T. V; Leipzig 1818, стр. 246–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

ВСЕРОССИЙСКАЯ Кирилл Грек II ВСЕРОССИЙСКАЯ 1224(06.01.1225) Кирилл Грек III ХОЛМСКАЯ в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.11.1281 (ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) (ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Кирилл Гундяев в/у ВЫБОРГСКАЯ 19.11(02.12)1975 01(14)03.1976 ВЫБОРГСКАЯ 01(14)03.1976 13(26)12.1984 в/у ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 23. 08(05.09) 1978 29.09(12.10)1978 СМОЛЕНСКАЯ 13(26)12.1984 в/у КОРСУНСКАЯ 07(20)02.1990 12(25)10.1990 в/у ГААГСКАЯ 07(20)02.1990 05(18)07.1991 в/у КОРСУНСКАЯ, паки 18(31)03.1999 23.09(06.10)1999 Кирилл Завидов ЯРОСЛАВСКАЯ 18.03.1605 04.1606 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ, паки 06.1611 07.05.1616 Кирилл Ильинский ТОТЕМСКАЯ 31.05(13.06)1921 ТОТЕМСКАЯ, обн. ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ, обн. 25.02(10.03)1925 Кирилл Квашенко КИРОВСКАЯ, обн. ОДЕССКАЯ, обн. 23.09(06.10)1937 Кирилл Куницкий ЧИГИРИНСКАЯ 13.05.1828 05.01.1835 Кирилл Ляшевецкий (Лещевицкий) ВОРОНЕЖСКАЯ 06.08.1758 19.10.1761 ЧЕРНИГОВСКАЯ 19.10.1761 14.05.1770 Кирилл Наконечный в/у БОГОРОДИЦКАЯ 13(26)02.1998 02(15)03.1998 БОГОРОДИЦКАЯ 02(15)03.1998 06(19)07.2000 ТУЛЬСКАЯ 06(19)07.2000 24.09(07.10)2002 ЯРОСЛАВСКАЯ 24.09(07.10)2002 Кирилл Наумов МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ 13.10.1857 10.02.1866 Кирилл Орлов ОСТРОГОЖСКАЯ 14.12.1880 24.04.1882 ЧЕБОКСАРСКАЯ 24.04.1882 13.02.1888 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 13.02.1888 02.04.1888 КОВНЕНСКАЯ 13.05.1889 26.12.1890 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 10.11.1890 13.12.1890 Кирилл Поспелов ПЕНЗЕНСКАЯ 19.03(01.04)1944 ТАШКЕНТСКАЯ 07(20)06.1946 ИВАНОВСКАЯ 07(20)06.1946 14(27)01.1947 ПЕНЗЕНСКАЯ, паки 14(27)01.1947 05(18)12.1953 Сщмч. Кирилл Смирнов ГДОВСКАЯ 06.08.1904 30.12.1909 ТАМБОВСКАЯ 30.12.1909 19.03(01.04)1918 КАРТАЛИНСКАЯ (КАВКАЗСКИЙ ЭКЗАРХАТ) 19.03(01.04)1918 04.1920 КАЗАНСКАЯ 04.1920 02(15)02.1930 Кирилл Соколов ФЕОДОСИЙСКАЯ 26.11(09.12)1921 ЛЮБИМСКАЯ НИЖНЕУДИНСКАЯ в/у ИРКУТСКАЯ ЕЙСКАЯ САРАНСКАЯ 25.08(07.09)1927 КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 25.08(07.09)1927 11(24)08.1928 ПЕНЗЕНСКАЯ 11(24)08.1928 08(21)11.1933 Кирилл Терлецкий ПИНСКАЯ 08.07.1576 09.05.1585 ЛУЦКАЯ 29.05.1585 09.10.1596 Кирилл Флоринский ОРЛОВСКАЯ 13.01.1768

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При чтении академических отчетов приоткрываются некоторые подробности распределения обязанностей между членами редакционного комитета. В частности, редакцией переписки святителя Филарета Московского с протоиереем А.В. Горским и составлением примечаний к этим письмам занимался ректор академии протоиерей С.К. Смирнов 71 . Он же занимался подготовкой ряда других архивных материалов с примечаниями: писем святителя Филарета Московского к Филарету, архиепископу Черниговскому, писем Филарета Черниговского к А.В. Горскому 72 , дневника А.В. Горского 73 . Как и все органы церковной печати, академический журнал выходил с цензурным грифом. Еще в 1828 году был создан цензурный комитет при академии с самыми широкими цензорскими и издательскими полномочиями. Первоначально в данный комитет входили три члена академической конференции 74 . Должность цензора была достаточно трудной и крайне ответственной: он не должен был пропустить в печать, во-первых, ни одной мысли, не согласной с Православием, во-вторых, ничего такого, что могло бы нанести ущерб верховной самодержавной власти и государству, в-третьих, никаких непроверенных и ненаучных сведений. На протяжении многих лет цензурный комитет опекал святитель Филарет Московский , который нередко принимал на себя функцию высшего цензора. Известно, что до начала издания ТСО с «Прибавлениями» цензурный комитет при академии уступил место редакционному комитету, в обязанности которого входила и подготовка к печати периодических изданий академии. Однако постепенно академия возвратила себе право быть собственным критиком и цензором: если первые цензоры были духовными лицами, прямо не связанными с академией 75 , то начиная с 1852 года цензоры журнала – это инспекторы, преподаватели, а впоследствии ректоры академии. Первым академическим цензором «Прибавлений» оказывается инспектор МДА архимандрит Сергий 76 . В дальнейшем эту функцию исполняли: экстраординарный профессор священник Н.И. Аничков-Платонов 77 ; бакалавр академии соборный иеромонах (со временем архимандрит, затем инспектор МДА, ректор Вифанской семинарии) Порфирий 78 ; экстраординарный профессор богословия священник Ф.А. Сергиевский 79 ; архимандрит Михаил 80 . В 1871 году происходит упрощение цензурной процедуры – журнал выходит со следующим грифом: «Печатано по определению Совета Московской духовной академии» за подписью ректора, в данном случае – за подписью протоиерея А.В. Горского 81 . Следующие подписи, которые удалось найти после нескольких журналов с отсутствующим или утерянным разрешением, – это подписи ректоров МДА протоиерея С.К. Смирнова 82 , архимандрита Христофора 83 и, наконец, архимандрита Антония (Храповицкого) 84 , при котором произошло превращение «Прибавлений» в «Богословский вестник». Архимандрит Антоний стал ответственным цензором нового журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Здесь кстати заметить, что скромность и детская робость, так вредившая Клименту на первых порах в училище, долго еще не оставляла его и в семинарии. Иначе ничем нельзя объяснить такого, например, явления, что первый ученик, в котором профессор вполне уверен, на экзамене отвечает недостаточно для чести первенца: в списке против его имени, рукою испытателя, о. ректора архим. Илидора, поставлена отметка – «St. bene; exprompt, dixit bene, но тут же приписано по-русски – «почти хорошо, скоро, но нужно лучше». Этим же объясняется и то, что Муретов не всегда назначался на публичные экзамены, которые в рязанской семинарии до последнего их существования (до 1866 г.), отличались парадностью Симоновских времен, с рассылкой по городу печатных программ и с приглашением высшего чиноначалия и почетных горожан. Со временем перехода Муретова из низшего отделения в среднее совпадало разделение философского класса в рязанской семинарии на две половины. При разбивке переводных списков низшего отделения, разделили сначала список первого класса, а потом к той и другой половине приписали учеников второго класса, и Климент Муретов оказался в списке под 48-м. Обстоятельство, напоминавшее ему первое положение в сапожковском училище! Но хозяином в классе был старый знакомый – проф. Беневоленский, перешедший на кафедру философии в том же 1828 году 24 , и Муретов к декабрю месяцу занял второе место и в этом класса. Философию в то время проходили по обширной программе: в нее входили логика, чистая и прикладная, всеобщая философия (метафизика), естественное богословие и полная история философии. Все это преподавалось на латинском языке, по новым в каждом курсе запискам профессоров. Второстепенными предметами философского класса были: математика с физикою и языки греческий и новые. Весь курс среднего отделения Климент Муретов в общих разрядных списках, составлявшихся преимущественно на основании списка проф. философии, значится под 3-м 25 . Под этим же он переводится и в высшее, богословское отделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

П. «поведения хорошего», отлучившегося с товарищем, который сказал, что в 8 вечера тот от Казанского Собора скрылся от него и пропал (П 1828г. 5 март.); розыски не привели ни к чему (там же 25 сент.); но вот в П 1851г. 4 июл. заслушивается бумага городничего г. Ельца: взят с фальшивым свидетельством на имя крепостного г. Энгельгарда В. Коваленко, а на допросе показал себя Мих. Иудивым Л., сыном А. губ. Борецкого прихода диакона, теперь иерея, учившимся сначала в семинарии, потом в Петерб. акад., откуда он отлучился и странствует по разным местам; по справке: действительно был такой, 3 февр. 1828 г. пропал, сообщали в Каретную часть, там ничего; приметы такие-то. Уведомление городничему сделано, конец, однако, неизвестен. Считаю неизлишним добавить, что в общем смертность была средним числом никак не больше двух на курс: особенных случаев не заметил, был, кажется, один случай смерти от цынги (П 1817г. 28 янв.), да один пошел без позволения купаться и утонул (П 1838г. 23 июл.). Во время холеры очень береглись (П 1830г. 27 окт.; 1848г. 13 март.); в 1-ю холеру заболел, но чрез месяц выздоровел Мысин (П 1831г. 4 июл.); во 2-ю заболел и чрез сутки скончался Ф. Крыловский (П 1849г. 26 июн.), да в 1871 г. в каникулы скончался от холеры А. Г. Каратыгин, который только что кончил и был предназначен на русскую церковную историю. К даровитым профессорам смерть была безжалостнее. 65 Промах (положились на опрометчивую справку) был исправлен самой семинарией, и поэтому все-таки в Петербургской академии учился теперешний Высокопреосвященный Новгородский Гурий (П 1849г. 13 мая). Но был очень даровитый Гусев, который настойчиво рвался именно к нам; родная семинария Московск. Округа никак его не найдет, чтобы послать к нам по нашему вызову чрез КДУ. Моск. акад. советует (sic) ЕДУ задержать его для поступления к ней: а он все просится – готов ехать на свой счет, и кончилось тем, что вынужден был учиться не у нас и конечно магистром (Смирнов, Ист. Моск. акад. 541); не справились: будучи еще семинаристом, преподавал в качестве лектора греческий в философск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

В сборниках этих, кроме рассуждений, печатались и проповеди студентов. Но в 1826 году комиссия духовных училищ (от 10 июня) потребовала от академической конференции, чтоб «вместе с разрядными списками студентов, кончивших учебный курс, представляемы были на рассмотрение комиссии духовных училищ по две или по три диссертации каждого из них, на латинском и российском языках, о предметах особенно к православной нашей церкви относящихся и по содержанию своему заслуживающих название собственно ученых сочинений сего рода». Конференция представила сочинения, и чтение их возложено на Григория, архиепископа Калужского, который в сентябре возвратил часть прочитанных им сочинений, а остальные отправил в комиссию, советуя конференции «учинить тоже самое и с диссертациями, ей от него доставленными». Таким образом сборниик сочинений студентческих в свое время не был готов, и по этому случаю комиссия в предписании правлению Академии (от 6 сент. 1828 г.) изобразила: «ректору Академии поставить на вид допущенный им беспорядок, по коему нужные к напечатанию сочинения остались неготовыми к своему времени». В 1836 году комиссия духов. училищ относительно студенческих Сочинений повторила свое требование в таких выражениях. чтобы «из сочинений, пишемых студентами Академии в продолжении двухгодичного курса, лучшие отделяемы были для представления комиссии духовных училищ благовременно, и рассмотрение сих сочинений оканчиваемо было пред окончанием курса, и чтоб сочинения студентов отправляемы были в комиссию духовных училищ вместе с разрядными списками немедленно после публичных испытаний, и не далее, как чрез две недели» 134 . Чтение сочинений поручаемо было нередко, кроме членов св. Синода, преосвященным, находившимся в своих епархиях. Читавшие курсовые сочинения не оставляли их без замечаний, иногда довольно строгих. В 1840 году читать сочинения студентов, предназначенных к степени магистра, поручено было от св. Синода Филарету, митрополиту киевскому, Кириллу архиепископу подольскому и обер-священнику армии и флотов В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

5) О назначаемых представлять мне прежде исполнения» 277 . В 1854 году по завещанию московского купца Харлампия Ивановича Протопопова Академия получила 2150 р, сер. с тем, чтобы на проценты с этого капитала содержался один из воспитанников Академии 278 . В 1858 году Иван Степанович Орлов, протоиерей московской Троицкой, что в троицкой церкви, пожертвовал московской Академии банковый билет в 700 руб. сер. с тем, чтобы проценты с оного выдаваемы были в пособие одному из бедных, благонадежнейшему воспитаннику Академии. В 1862 году к сей сумме он же присоединил еще банковый билет в 100 руб. сер. 279 По определению правления, утвержденному митрополитом, проценты с суммы протоиерея Орлова назначено ежегодно выдавать одному из студентов за лучшую проповедь , им сочиненную. По штатам 1808 года на содержание московской духовной Академии отпускалось в год 55,800 руб. асс. Деньги выдавались по подугодиям из московской казенной палаты и в течение первых двух лет – медной монетой, а с 1816 года, по ходатайству комиссии духовных училищ стали выдавать ассигнациями 280 . Несмотря на то, что сумма эта по-видимому была довольно ограниченна, правление Академии владело искусством оставлять почти от каждого года сбережения и передавало остаточные суммы в банк для приращения процентами, который, тогда получалось по 5. Так в 1815 году положено было в банк на бессрочное время остаточных 10 000 руб; по стольку же и в следущие три года. В 1820 году по новым штатам на содержание Академии прибавлено 23 600 р., и Академия стала получать ежегодно 79 400 р. Взносы остаточных денег в опекунский совет продолжались: в 1822 году внесено в банк 15 000. Таким образом в короткое время Академия стала иметь в своем распоряжения пять банковых билетов на сумму 55 000 руб. Согласно определению комиссии дух. училищ от 30 июля 1826 года эти пять билетов высланы в оную по ее требованию 281 ; но из описи принадлежавших Академии банковых билетов за 1830 год видно, что в этом году Академия имела в своем распоряжении шесть новых банковых билетов, именно два билета 1828 года, один в 15 000 руб., другой в 20 000 р., три билета 1829 года в 20 000, 10 000 и 30 000 руб., и один 1830 года в 20 000 руб. В отчете замечено, что «суммы сия положены для приращения без определительного назначения о процентах и проценты по оным не были подучаемы» 282 . В 1837 году билетов на остаточные суммы в Академическом правлении было на 195 355 руб. асс., и из этой суммы назначено на построение нового профессорского корпуса 168 581 руб. 283 К августу 1870 года денег в билетах, принадлежащих Академии, состояло 33 240 р. сер. в том числе:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Dissertatio hisiorico-critico-elenchtica. M. 1830. В конце 1831 года утвержден ординарным профессором московского Университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. В мае 1835 года оставил службу при Университете, так как по случаю введения нового устава кафедра эстетики и археологии была упразднена. В 1836 году за напечатание в издаваемом под его редакцией Телескопе статьи Чаадаева был уволен от службы и удален на жительство в вологодскую губернию, где продолжал свои ученые и литературные занятия. В 1842 году вступил на службу по министерству внутренних дел чиновником особых поручений при министре и назначен редактором журнала министерства, редакцией которого заведывал до самой смерти. Скончался на 52 г. жизни 11 января 1856 года. Надеждин был человек чрезвычайно даровитый, и при необыкновенной памяти, зорком уме, увлекательном даре слова обладал широкой, многосторонней эруднцией (Сведения о Надеждине смотр, в Русск. Вестн. 1856, май. – Вестн. Географ. Общ. 1856, ч. XVI. Тут и список его сочинений. – Москвит. 1856, март. – Моск. Вед. 1856. 81. – Ж. М. В. Д. 1856. ч. XVI. – Биограф. словарь профессоров моск. Университета, т. 2. – Обзор русск. дух. литер. Филарета, кн. 2. 237). Знаменский Василий Потапович. Из ярославской Семинарии поступил в студенты Академии в 1824 году, и занимал в разрядных списках первое место. Оставалось ему полгода до окончания курса, как, вследствие доклада Сперанского Императору о необходимости избрать из духовных Академий – петербургской и московской по трое воспитанников для образования их в российском законоведении, был избран и в феврале 1828 года вместе с двумя своими товарищами благовещенским и Неволиным отправлен в Петербург. Здесь они слушали в Университете уроки по юридическим наукам, и кроме того во 2-м отделении канцелярии Его Величества у Балугьянского. Куницына. Плисова и Клокова. За ходом их образования наблюдал сам Сперанский. После экзамена, который произвел им Сперанский вместе с профессорами-юристами, они в сентябре 1829 года отправлены были за границу и в Берлине отданы в руководство профессору гражданского права Савиньи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010