В этом же году начало выходить в свет руководство ко всеобщей истории Лоренца, которое еще в 1840 году известно было в Академии в форме литографированных лекций, а вскоре затем появился Вебер, которого курс истории и принят был в руководство при повторении студентами уроков по истории. Сам П. С. Казанский в 1863 году издал в свет учебную книгу всеобщей истории для употребления в семинариях, но издание это ограничилось одною первою частию (до Константина Великого ). Математические науки С 1814 до 1828 года для преподавания математических наук назначаем был один наставник; но с 1828 года профессору математики дан адъюнкт, или бакалавр. Математике учились не все студенты, но в курсе одни из них по желанию слушали лекции гражданской истории, другие избирали математический класс. Так было до 1844 года, когда и математика, и история сделаны обязательными для всех студентов. В первом курсе учившихся математике было 18, и математику преподавал их В. И. Кутневич, а второму – А. Е. Покровский. С первого курса учебным руководством по геометрии назначена геометрия Гурьева; в 1819 г. введено, как руководство, его же дифференциальное исчисление. По алгебре руководством с третьего курса была книга Сербжинского. Но независимо от данных руководств, наставники составляли свои записки и предлагали научные сведения более полные и обстоятельные. Предписанием комиссии дух. училищ в 1834 году наставникам математики указано следовать курсу Лакроа, содержащему дополнение к основаниям алгебры, основания тригонометрии и приложение алгебры к геометрии, равно как основание дифференциального и интегрального исчисления. Класс математический открыт 24 октября 1814 года – профессором Кутневичем, который прочитал студентам 1-го курса геометрию, потом алгебру и высшую геометрию, но физика не была преподаваема. После А. Е. Покровского, который в течение одного курса приобрел известность отличного математика и который, по поступлении на священническое место в Москве, не оставлял занятий своею любимою наукою, преподавал математические науки в течение 45 лет профессор П. С. Делицын. Во время продолжительного служения науке он составил полные курсы алгебры и тригонометрии, написал об аналитическом определении кривых линий и поверхностей, руководства по механике, математической географии и пасхалии. (Все сии труды остаются в рукописи). В преподавании Делицын отличался отчетливостию изложения, строгим порядком, логическою последовательностью и связью. Сверх того, одно из достоинств его преподавания, это способность упростить решение сложных и трудных задач математики, искусство облегчать слушателям усвоение цельной операция в ходе решения того, или другого вопроса. – Искусство вести их внимание, ничем не отвлекая оного, к результату выкладок, нередко продолжительных 33 . Языки

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

17 В 1903 году проф. С. И. Смирнов поместил в «Православной Богословской Энциклопедии» (изд. Лопухина , т. IV, Спб. 1903, стр. 541–550) краткую, но обстоятельную статью, посвященную А. В. Горскому. Наконец, в «Русск. Архиве», 1913 г., т. I, стр. 762–768, напечатано: «А. В. Горский в воспоминаниях одного из его учеников» (сообщ. Н. Г. Высоцкий). II. А. В. Горский – студент Московской Духовной Академии «Новая эпоха моей жизни – поступление в Академию». (Дневник А. В-ча). Весной 1828 года в Костромской семинарии происходила ревизия. Бакалавр М. Д. Академии иеромонах Афанасий Дроздов обратил внимание на ответы 16-тилетнего сына костромского кафедрального протоиерея, ученика философского класса Александра Горского. Опасаясь, что талантливого ученика возьмут в Петербургскую Дух. Академию 488 , ревизор назначил его, минуя богословский класс, в состав VIII курса Моск. Дух. Акад. С рекомендательным письмом 489 отца к земляку-профессору Феодору Алекс. Голубинскому (от 18-го августа 1828 года) приехал юноша в лавру. «Рано молодое деревцо с отечественного грунта пересажено в вертоград, требующий возмужалости и опытности», писал о нем отец своему «несумненному благодетелю Ф. А.» Быстро, незаметно прошли здесь первые дни жизни А. В. Не сразу привыкал он к новому положению. «Сначала я и здесь держался той нитки, которой конец крепко привязан был в Костроме, – записал он в дневнике о времени своего первоначального пребывания в Академии, – довольно прошло времени, доколе меня не вывели на круг более просторной и более свободной деятельности» 490 . Свое академическое образование Горский начал с ревностного изучения наук. Старательно слушал он профессоров, и «почти никогда не оставался в номере на время лекций» 491 . Академическая наука того времени только начинала самостоятельно развиваться, а наставники были стеснены рекомендованными им учебниками и цензурой митр. Филарета 492 . Но многие из них старались заинтересовать студентов, составляли собственные записки, пользуясь лучшими по тому времени пособиями. Особенно охотно слушали студенты лекции Ф. А. Голубинского. Горский позже полюбил историю философии и буквально записывал слова профессора 493 . Другим любимым предметом А. В-ча на низшем отделении была всеобщая гражданская история. Ее читал бакалавр Ф. А. Терновский -Платонов, который увлекательно и красноречиво излагал свой предмет 494 . Он старался глубже взглянуть на дело, основательнее раскрыть причины различных исторических событий 495 . Эту особенность подметил А. В-ч и увлекся лекциями даровитого бакалавра. Он не только старательно записывал их, но и повторял взгляды Терновского-Платонова в своих студенческих сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий Зертис-Каменский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 07.11.1753 08.03.1761 КРУТИЦКАЯ 08.03.1761 18.01.1768 в/у МОСКОВСКАЯ 18.04.1767 18.01.1768 МОСКОВСКАЯ 18.01.1768 16.09.1771 Амвросий Казанский КРЕМЕНЕЦКАЯ 20.01(02.02)1920 ВОТКИНСКАЯ СЫЗРАНСКАЯ 07.1924 (1925) МЕЛЕКЕССКАЯ Амвросий Келембет ОРЕНБУРГСКАЯ 13.11.1799 26.05.1806 ТОБОЛЬСКАЯ 25.05.1806 28.10.1822 Амвросий Ключарев МОЖАЙСКАЯ 15.01.1878 06.04.1878 ДМИТРОВСКАЯ 06.04.1878 15.09.1882 в/у МОСКОВСКАЯ 31.03.1879 08.04.1879 в/у МОСКОВСКАЯ 09.06.1882 27.06.1882 ХАРЬКОВСКАЯ 22.09.1882 03.09.1901 Амвросий Либин ЛУЖСКАЯ 18.06(01.07)1929 07(20)03.1935 Амвросий Морев ОРЕНБУРГСКАЯ 17.06.1823 01.12.1828 ЖИТОМИРСКАЯ 01.12.1828 01.02.1832 НИЖЕГОРОДСКАЯ 01.02.1832 19.01.1835 ПЕНЗЕНСКАЯ 19.01.1835 15.10.1854 Амвросий Нагорский ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ, обн. 16(29)11.1925 27.05(09.06)1926 МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн. 27.05(09.06)1926 НИКОЛАЕВСКАЯ, обн. 23.09(06.10)1937 в/у ХЕРСОНСКАЯ, обн. 23.09(06.10)1937 Амвросий Орнатский СТАРОРУССКАЯ 12.03.1816 09.03.1819 ПЕНЗЕНСКАЯ 09.11.1819 04.09.1825 Амвросий Подобедов ОРЛОВСКАЯ 05.07.1778 28.04.1782 КРУТИЦКАЯ 28.04.1782 27.03.1785 КАЗАНСКАЯ 27.03.1785 16.10.1799 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 16.10.1799 26.03.1818 НОВГОРОДСКАЯ 19.12.1800 06.04.1818 Амвросий Поликопа НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 15(28)06.1998 03(16)10.2003 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 02(15)07.2003 03(16)10.2003 ЧЕРНИГОВСКАЯ 03(16)10.2003 Св. Амвросий Полянский ВИННИЦКАЯ 22.10(04.11)1918 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 17(30)11.1925 Амвросий Протасов ТУЛЬСКАЯ 10.01.1804 07.02.1816 КАЗАНСКАЯ 07.02.1816 06.11.1826 ТВЕРСКАЯ 06.11.1826 01.07.1831 Амвросий Райнис АЛЯСКИНСКАЯ, обн. Амвросий Рождественский-Вещезеров ВЯТСКАЯ 15.07.1817 28.10.1822 ТОБОЛЬСКАЯ 28.10.1822 14.02.1825 Амвросий Серебренников (Сербинов) ЛАДОЖСКАЯ 26.12.1783 28.11.1786 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 28.11.1786 13.10.1792 в/у КИШИНЕВСКАЯ 22.12.1789 29.12.1791 Амвросий Смирнов МИХАЙЛОВСКАЯ 31.07.1911 26.05.1917 в/у РЯЗАНСКАЯ 14.04.1917 26.05.1917 ЕЛЕЦКАЯ 26.05.1917 04(?) 1921 БРЯНСКАЯ 04.(?)1921 12(25)09.1923 РЯЗАНСКАЯ 12(25)09.1923 20.10(02.11)1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савиньи отозвался о них Сперанскому, что из 500 студентов Берлинского Университета они были первые. Их предназначили к занятию кафедр юридических наук в Университетах или в предполагавшемся к открытию училище правоведения, а до времени их причислили ко 2-му отдалению канцелярии Его Величества, и Сперанский поручил им обрабатывать свод законов остзейских губерний. В 1833 году им дано Высочайше разрешение держать экзамен прямо на степень доктора. Весной 1834 года этот экзамен был ими выдержан и потом они представили докторские диссертации. Знаменский написал на тему: de philosophica iuris civilis tractandi ratione, per comparationem iurium diversarum gentium institaenda. Диссертация одобрена и уже печаталась: автору назначена кафедра законоведения в киевском Университете, как вдруг он сильно занемог воспалением легких и скончался в январе 1835 года (См. подробности о нем в моей статье: один из питомцев Сперанского. Русск. Вестн. 1866, январь). «Неволин Константин Алексеевич. Действительный статский советник. В одно время с Знаменским (см. это слово) в начале 1828 г. избран из студентов Академии и отправлен в Петербург и потом в Берлин для изучения правоведения. Возвратившись из-за границы выдержал докторский экзамен и защитил в феврале 1835 диссертацию на степень доктора: о философии законодательства у древних, и назначен профессором энциклопедии законоведения в киевский Университет, из которого в 1843 г. переведен в с.-петербургский на кафедру русских гражданских законов и гражданского судопроизводства. Скончался в октябре 1855 года, оставив, после себя значительное количество сочинений, которые изданы в 1857 году в шести томах. Из этих сочинений имеют особенно важное значение: Энциклопедия законоведения, в двух томах (изд. в Киеве в 1839 г.). История российских законов, в 3 частях (Спб. 1851), и О новгородских пятинах (Спб. 1853 г.) (Сведения о Неволине: Очерк служебной и ученой деятельности К.А. Неволина, М. Усова, в Северной Пчеле в 1855, 234 и 236; и особой брошюрой с прибавлением краткого изложения содержания всех его сочинений и с портретом. Спб. 1855. Москвит. 1855, т. VI, 21. Заблоцкого воспоминание о Неволине в Вестн. географ. общ., ч. XV, кн. 5, отд. 5. Русск. Вестн. 1866, январь. Императ. петерб. Университет В.В. Григорьева. Спб. 1870. «Благовещенский Алексей Андреевич. Вместе с Знаменским избран из студентов Академий в 1828 г. для изучения юридических наук – в Петербурге и за границею. По возвращении из Берлина выдержал экзамен на доктора прав и написал диссертацию: «О методе науки законоведения в XVIII веке» (напеч. в Ж.М.Н.Пр. 1835). Скончался в 1835 году». (Прот С.К. Смирнов, – История Московской Духовной Академии до ее преобразования. М., 1879, стр. 484–487. Несколько стихотворных произведений В. П. Знаменского напечатано в той же книге на стр.615–622, 623:624). 2899 Впрочем, на его слова об этом еще положиться нельзя, как мы видим из соображения всего дела и из прежних примеров. 2900

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В праздник Ага — Пайрэм кости зарывают в землю и, чтобы собаки не потревожили их, накладывают на них деревья. Керемети Купланган приносились в жертву: нос, ноги, уши жертвенного животного.    На Пасху бросают в огонь кусочки блинов, хлеба, лепешек, сырцев. В Сюрем всплескивается из варева несколько капель на священное дерево.    Люди становятся все более и более деятельными помощниками богов в деле уничтожения жертвоприношений», говорит проф. Смирнов (стр. 158). Интересен рассказ проф. Знаменского об одной жертве. „У одного из Юм кони объездили себе все ноги». Поэтому и должно было совершить жертвоприношения коней, ибо и Юмы нуждаются в поездках и в смене лошадей, для чего и нужны им лошадиные жертвы, хотя в большинстве они довольствуются и запахом жертв.    Случается, что черемис, не имея жертвы, разводит огонь, сыплет в него муку, соль, мед, а настоящую жертву просит подождать. Зная аппетит богов, черемис, вкушая, всегда частицу отделяет им, а проходя мимо керемети бросает и деньги. Особенно обильные угощения богам бывают в особые для того времена и в местах специально для того определенных. Эти жертвоприношения устраиваются за общий счет. Места и времена жертвоприношений черемис    В 1827 году в ноябре месяце, черемисы, в числе 4000 человек совершили торжественное жертвоприношение в деревне Варангуше, Царевококшайскаго уезда (см. Миссионер 1878 г. 31). В 1828 году особенно прославилось мольбище черемисское около деревни Кюпрюсь-соля, Уржумского уезда Вятской губернии. Двум черемисам здешним было сновидение, чтобы здесь совершено моление всего черемисского народа. Девять нарочито посланных глашатаев разгласили о сем, и собралось великое множество черемис не только Вятской губернии, но и Казанской, Уфимской и Оренбургской. Проф. Смирнов видел в этом народную общность черемис, а можно думать и так, что они очень суеверны. He меньше того известны черемисам величавые рощи Конганурские, Сернурские, Ирмучатские и Турекские. По словам проф. Смирнова есть молитвенные рощи (кю-соты) в несколько десятин. Но рощи — это позднейшие мольбища, а прежде кю-соты были в лесах. С уменьшением лесов, каждый домохозяин стал устраивать свой кю-сот, насаждая 9—10 деревьев, а потом стали устраивать мольбища и на горах, особенно там, где имеется источник, или на склонах гор, у оврагов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Садиков. Садиков П. Царь и опричник: (Иван Грозный, В. Гр. Грязной и их переписка 1574–1576 гг.)//Века: Исторический сб. Пг., 1924. Т. 1. Салтыков–Щедрин. Салтыков–Щедрин Μ. Е. Поли. собр. соч. М, 1937. Т. 8. Сарафанова (Демкова). Сарафанова (Демкова) Н. С. Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума//ТОДРЛ. М.: Л., 1958. Т. 14. Сб. Кирши Данилова. Сборник Кирши Данилова/Изд. Имп. Публичной библиотеки по рукописи, пожертвованной в библиотеку кн. Μ. Р. Долгоруковым; Под ред. Π. Н. Шеффера. СПб., 1901. Сб. РИО. Сб. РИО. СПб., 1883. Т. 38. Свиньин. Свиньин Π. П. Картина Оренбурга и его окрестностей. Из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 году//Отеч. зап. 1828. Ч. 35. 99. Симеон Полоцкий. Симеон Полоцкий. Избранные соч./Подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина. М.; Л., 1953. Синаксарь. Синаксарь. Чернигов, 1710. Сказания… Сказания современников о Димитрии Самозванце. СПб., 1834. Ч. 5. Скрынников, 1969. Скрынников Р. Г. Опричный террор. Л., 1969. Скрынников, 1978. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978. Смирнов. Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1912; 1914. Т. 2. Соболевский. Соболевский А. И. Образованность Московской Руси в XV–XVII веках. СПб., 1894. Созонович. Созонович И. К вопросу о западном влиянии на славянскую и русскую поэзию. Варшава, 1898. Соловьев. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962. Т. 7; Т. 8. Софронова, 1979. Софронова Л. А. Некоторые черты художественной природы польского и русского театров XVII–XVIII вв.//Славянское барокко: Историко–культурные проблемы эпохи. М., 1979. Софронова, 1982. Софронова Л. А. Принцип отражения в поэтике барокко//Барокко в славянских культурах. М., 1982. Стасов. Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент. СПб., 1886. Стефан Яворский. Стефан Яворский. Риторическая рука/Пер. с латин. Федора Поликарпова. СПб., 1878. Стоглав. Стоглав/Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863. Таможенные книги. Таможенные книги Московского государства XVII в. М., 1950. Т. 1.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Во главе общины каждого монастыря стоял настоятель, выбираемый на бессрочное время, смотря по обстоятельствам – или братией одного монастыря, или всех. Акт избрания утверждался сначала земским исправником, потом удельной конторой, а после 1828 года губернатором. Иногда избрание падало на лицо, указанное предшественником по должности, иногда – на лицо, состоящее под покровительством какого-либо крупного купца, благодетеля монастырского, иногда – на прославившегося строгой жизнью. Со званием настоятеля не соединялся, как непременное условие, священнический сан. Настоятель был ответственным представителем всей монастырской братии в глазах гражданского начальства. В помощь настоятелю избирались, тоже на бессрочное время, 12 соборных старцев. Из них один нес обязанность казначея, другой уставщика. Обыкновенно настоятель с казначеем вдвоем правили делами, оставляя остальным соборным старцам одно только преимущество чести. Как настоятель, так и каждый из соборных старцев имел право принимать к себе в духовное руководство молодых иноков и бельцов; по отношению к таким «евангельским детям» отцы пользовались правом наказания, которое носило характер или келейной епитимьи, в виде поклонов, розог, темного чулана с «стуловою» цепью, или публичной, в виде стояния на коленях в храме с обязательством положить известное количество поклонов. Не освобождались от епитимьи и попы с диаконами. Иночествующие носили, пока находились в стенах монастырских, особую одежду: длинная, почти до пят, рубашка; поверх неё черный шерстяной кафтан, ничем не опоясанный; вокруг шеи, сверх кафтана, круглая перелинка с красной оторочкой; на голове круглая, в виде скуфьи, черная суконная шапочка с околышем испанской черной овчинки; на эту скуфейку надевался еще род чехла с очень длинным воротником, от которого идут длинные четырехугольные полы, с отделкой по краям из красного снурка, – это «кафтырь». Схимники надевали еще, когда причащались и перед смертью , «подсхимник» – круглую шишоватую шапочку, на которой вышивались кресты с обычными инициалами и по херувиму спереди и сзади, и «схиму» – род священнической епитрахили из грубой белой или бледно-красной волосяной ткани.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

«И.В. Платонов. Через три года учения в Академии в сентябре 1829 г. был избран вместе с братьями С.И. и Я.И. Баршевыми для изучения юридических наук и в октябре 1829 года вместе с ними явился во второе отделение канцелярии Его Величества. После двухгодичного слушания лекций по правоведению в Отделении и в Петербургском Университете он вместе с Баршевыми слушал лекции по той же специальности в берлинском Университете и в свободное время по приглашению обучал двух сыновей графа Д.Н. Блудова, и преподавал русский язык принцу Прусскому Адальбергу. По возвращении в Петербург и по выдержании экзамена на степень доктора прав, Платонов в 1835 году определен был в Харьковский Университет по кафедре законов благоустройства и благочиния государственного, и в 1837 г. получил звание экстраординарного, а в 1848 – ординарного профессора. В 1856 г. за выслугою срока оставил службу при Университете». (С.К. Смирнов, – История Моск. Дух. Акад., стр. 488–489. Там на стр. 489 помещен список сочинений И.В. Платонова. Еще о нем см. на стр. 270). Ред. 2901 Рукопись эту приобрел я в Костроме, состоя там на службе, в 1879-м году. Она писана на шести тетрадках зеленой (современной) бумаги, в 8-ю д.л., мелким шрифтом и тонким плотным почерком. Сохраняя в этом издании орфографии и местный (Костромской) выговор подлинника, я не удерживаю, однако, всех его знаков препинания, поставленных так небрежно (?), что, при сохранении их, было бы затруднительным чтение и понимание подлинника. Автор. Василий Зарин – кандидат пятого курса; окончил Академии в 1826 году. В том же году 5 октября Костромским семинарским Правлением определен инспектором и учителем латинского языка в Галичское уездное училище, о чем см. «дело» Академической Конференции за 1826 г. 11. Ред. 2905 Профессор философии (1815–1824 гг.) протопресвитер Московского Архангельского собора Василий Иоаннович Кутневич. Ред. 2908 Вероятно, студент старшего курса Ипполит (в монашестве Иона) Капустин, магистр четвертого курса (1824 г.). Ред. 2927 Моисей Георгиевич Молчанов. Бакалавр, читавший в 1822–1828 гг. историю систем философских. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полиевктова в 1828 г., Ладинского в 1832 г., которого заслуги указаны были собственно по псковской семинарии. А. Михайлов представлен был за свыше 10-летнюю службу к годовому окладу 1500 р., особенно за труды по экономии, и не получил. Но по вниманию к особым обстоятельствам иногда выдавалось пособие даже уволенным со службы, напр. Окулову в 1838 г., по определению Комиссии дух. уч., выдано пособия 400 р., по уважению к бедности его и трудам по изданиям на финск. языке. Что касается вознаграждения лиц, исправлявших должность за выбывших, то относительно этого издано было постановление Комм. д. уч., выраженное в предписании акад. правл. от 6 мая 1835 г., подтвержденное Комиссией и от 5 июня 1837 года, по которому полагалось выдавать означенное «вознаграждение из остаточного жалованья наставников убылых», если наличный преподаватель исправлял должность не менее 3-х месяцев «и притом с усердием и пользою для учащихся». Инсп. Николай за исправление ректорской должности в 1831 г. три месяца получал половину остаточного ректорского жалованья, 258 р. 34 к. Инсп. Феодосий за исправление инспекторской должности в ал. -невском училище (1822) – 20 р. в месяц. Масальский и Тяжелов (1832 г.), по выходе Ладинского, преподавали за него и получали его оклад пополам. Смирягин в 1834 г. исправлял должность за больного Жемчужина за половину его жалованья, а в 1835 г. за исправление сверх своей другой профессорской должности, по классу словесности, получил за 4 месяца 170 р. 83 к., Галахов и Крылов (1837 г.) за исправление должности умершего Жемчужина – по 200 р. Лектора с академическим образованием получали различно, смотря по имеющимся суммам: С. Каменский – 250 р. в год, С. Галахов – 150 р., а Тяжелов в 1831 г. и Смирягин в 1834 г. – 300 р. Лекторам же из учеников семинарии, согласно опред. акад. правл. 1818 г., полагалось еще более умеренное вознаграждение, по усмотрению сем. правления. Павинский в 1818 г. получал 40 р. в год; в 1819–23 г. лектор греч. языка (Смирнов) получал 12 р. 50 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отделения, коего долг состоять будет в рассмотрении сочинений». По греческому языку, как общему предмету, постановлено давать профессору одного или двух помощников, отделяя им учеников менее успешных. На этом основании в 1819 г. было от семинарского правления представление академическому о необходимости лекторов по словесности и всеобщей истории и двух лекторов на греческий язык. По вниманию к просьбе наставника словесности Ив. Смирнова, который принял на себя и секретарскую должность, в 1818 г. назначен был лектором к нему ученик высш. отд. И. Павинский. Тогда же лектором греч. языка был Фил. Кудрявцев, потом Ив. Смирнов (1820–21 г.), Ив. Чупровский (1823 г.), так как более 200 учеников было у одного преподавателя греч. языка, (сначала у инспектора Андрея, потом у Е. Успенского). В 1828 г. Ив. Мелиоранский, проф. словесности и греч. языка и секретарь просил назначить на греч. яз. лектора, которым и назначен М. Петропавлоский. В 1830 г. лектором, был Чупровский (другой), смененный потом Я. Налимовым. В 1832 г. определены в помощь проф. Тяжелову лекторами по словесности 1-го отд. М. Сиженский, 2-го отд. В. Долоцкий, по греч. яз. И. Скроботов. За тем в 1834 г., за выходом Тяжелова, назначены лекторами по 1 и 2 отд. словесности А. Педешев и В. Ушаков, а по греч. яз. Е. Михайлов 1–й; но Ушаков вскоре был уволен «за нерачительность», по донесению проф. Массальского, а вместо него назначен уже магистр Галахов. В 1839 г. за болезнию проф. Семеновского посылали за него в класс – на гражд. историю П. Петровского, а на нем. язык А. Кедрова. В 1-й половине 1841 г., за болезнию наставника Д. Успенского, на класс греч. языка ходил Е. Добронравин, а на финский класс И. Зосимовский. Лекторы из учеников подавали также конспекты пройденного; напр. между конспектами 1834 г. находим и конспект по греч. яз. лектора Е. Михайлова 1-го. Но уже в 1835 г. (от 18 предписано было – лекторов из учащихся более не назначать на главные предметы, т. е. богословие, философию и словесность. Да и на греческий язык с этого времени семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010