1910. Вып. 9. С. 150-151). В 10-20-х гг. XIX в. епархиальные власти предпринимали попытки возобновить обитель, но монастырские храмы оставались приходскими, а в постройках Д. м. проживал причт с семьями. С одним из ходатайств, имевшим значение в вопросе возрождения Д. м., в 1821 г. выступил строитель Коротоякского мон-ря иером. Моисей. Он доносил еп. Воронежскому Епифанию (Канивецкому), что дальнейшее существование Коротоякской обители затруднено: Дон подмывал и разрушал берег у мон-ря; в 1823 г. ограда дала трещины. Иером. Моисей предложил перевести Коротоякский мон-рь в Дивногорье, где «в уединении, удобнее выполнять монастырский устав; а теперь, в Коротояке, около монастыря рынок, трактир и питейные дома». В 1828 г. стараниями еп. Воронежского Антония (Смирницкого) Д. м. был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Коротоякского мон-ря. 25 янв. того же года последовал указ Синода, разрешающий перенести Коротоякскую обитель на новое место, 8 февр.- указ духовной консистории о перенесении мон-ря «в местечко Дивы». Коротоякский мон-рь стал подворьем Д. м. 7 февр. 1837 г. указом архиеп. Антония (Смирницкого) Д. м. был приписан к Толшевскому в честь Преображения Господня мон-рю . В 1840 г. в Д. м. было введено общежитие, в 1864 г. мон-рь отнесен ко 2-му классу. В 1903 г. в Д. м. праздновалось 250-летие основания обители, к-рое возглавил архиеп. Воронежский Анастасий (Добрадин) . Настоятели и братия, именитые посетители Вместе с первым игум. Гурием в Д. м. подвизались 10-15 насельников, а также «бельцы» и миряне-строители. При игум. Андронике (с 1658) в Д. м. проживало до 20 насельников, в 1714 г.- 12 иноков, в 1723 г.- 25 иноков. Акад. С. Г. Гмелин, посетивший монастырь в 1769 г., застал лишь игумена, в 1778 г. в Д. м. числилось 7 иеромонахов, в 1781 г.- 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, в 1788 г.- игумен, келарь, 2 иеромонаха и 5 монахов, в нач. ХХ в.- архимандрит, 10 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 10 монахов, 40 послушников, 60 трудников и «неуказных послушников».

http://pravenc.ru/text/171961.html

Примеру Смирницкого следовал и священник Виленской госпитальной церкви Соколов, тоже подлежащий военному ведомству. Он, между прочим, повенчал два довольно неприличные тайные браки учителям здешнего благородного института и здешней гимназии. О сих браках приходское духовенство узнало только случайно и вытребовало запись для внесения в метрические книги. Но Соколов поставил в затруднение епархиальное начальство ещё и тем, что не взял от повенчанных им женщин, принадлежащих Римскому исповеданию, требуемых законом предварительно подписок на воспитание детей в Православном вероисповедании. Не знаю, виновен ли я в шестилетнем долготерпении и снисхождении к сим беспорядкам, не смотря на неоднократные представления местного благочинного и самой консистории. Но я думал, что это можно искоренить частными внушениями и ожидал их последствий; да и не желал гласно обнаруживать язвы Православной Церкви на глазах господствующего здесь иноверия. Наконец я убедился, что внушения мои бесполезны, и что беспорядок принимает час от часу большие размеры. Священник Смирницкий произведён в протоиерея и определён местным благочинным; назначен третий ещё местный священник военного ведомствами уже не частным своевольством, а официально генерал-губернатором, без ведома епархиального начальства, исторгнуто из епархиального ведомства до двух тысяч прихожан и подчинено сему последнему священнику, – как видно из поступающего ныне от меня в Св. Синод рапорта за 3449. После сего, меня уже не удивит никакое самоуправство со стороны тех, от которых должен бы я ожидать содействия к водворению порядка. Но на этот предмет нужно смотреть ещё и с другой стороны. Мы стараемся завести порядок в пастве воссоединённой и указываем на паствы древлеправославные. Какие ж последствия произойдут от моих внушений, когда древлеправославные именно священники дают первый пример беспорядка и самоуправства, а гражданские власти, хвалящиеся, что они древлеправославные и Велико-россияне, способствуют этому беспорядку. Час от часу распространяется между воссоединённым духовенством мнение, что древлеправославные в здешней стране осуждают это духовенство именно потому, что оно не желает или не умеет потворствовать частным их противозакониям и самоуправству, подобно священникам древлеправославным. Здесь, наконец, не удивляются, что между великороссийским населением столь господствующа наклонность к расколам, когда видят в самих начальствующих Велико-россах потворство и поощрение любимым своим попам против иерархической власти, – и едва ли Православная Церковь выиграет этим в мнении духовенства, к ней присоединившегося, и в мнении господствующих в здешней стране иноверцев. Да притом, каково положение епархиального начальства, которое, находясь в постоянной борьбе с всемогущими в здешней стране иноверцами, должно ещё бороться с своевольными и недальновидными действиями враждующих древлеправославных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Рисунок для иконостаса стоил 200 р., столярная и позолотная работа 3750 р., иконы 1100 р. Церковь освещается вверху 4 большими венецианскими окнами, отапливается 3 унтермарковскими круглыми печами. Снаружи церковь и колокольня разделаны продолговатыми четырехугольниками и окрашены клеевою краскою молочного цвета; крыша и карнизы железные, окрашены медянкою. Престол и жертвенник из березы. Под престолом восьмиконечный деревянный крест. В храме достопримечательны: 1) деревянный крест с мощами Пантелеймона, в серебряной оправе, вделанный в другой, серебряный, вызолоченный, с разноцветными камнями, крест. Крест вложен в икону св. Пантелеймона с «чудесами». По надписи крест пожертвован священником Иоанном Смирницким, в память сына его Пантелеймона, скончавшегося 24 июня 1875 г. и погребенного близ храма. Крест этот был в 1800 г. привезен с Афона Иеромонахом Софронием, в дар Дарье Ефимовне Давыдовой; по смерти ее (1861 г.), крест достался сестрам ее, Марии и Елене, жившим в Царском селе; в 1874 г. Елена Давыдова подарила его священнику Смирницкому; 2) напрестольный крест, сребропозлащенный, с надписью: «внесен сей крест в царскосельскую Казанскую городскую кладбищенскую церковь графом Владимиром Александровичем Стенбок-Фермором, 19 августа 1876 г.»; 3) запрестольный крест, обложенный серебром, дар Василия Никифоровича Привалова, умершего 2 ноября 1847 г. Пред крестом – бронзовый, вызолоченный, семисвечник, приобретенный в 1882 году; 4) священные сосуды, с изображениями креста, Спасителя, Божией Матери и Иоанна Богослова, сделанными из устюжской чернеди. На священных сосудах выставлен год 1788; 5) ковчег, сребропозлащенный, с финифтяными изображениями страданий Спасителя, ап. Петра и Павла. Распятия, Богородицы и Иоанна Богослова. На ковчеге год 1788; 6) две лампады пред местными иконами Спасителя и Божией Матери; весу в них 29 ф. 26 зол.; 7) евангелие в лист (Москва 1854), с серебряными, вызолоченными досками, в корешке из малинового бархата. Иконы Воскресения и евангелистов окаймлены крупными французскими стразами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

  Келья великого старца Парфения находилась тут же, у Ближних Пещер. И едва только Прокопия начинали угнетать помыслы или обуревать страсти, он с младенческим доверием немедленно спешил к старцу Парфению, чтобы получить от него полезное назидание. Проста и безыскусственна была речь старца Парфения. Но, будучи преисполнена воды живой, она напаяла, укрепляла и врачевала простую и горячо верующую душу Прокопия. После таких бесед Прокопий внутренне перерождался. Он думал лишь об одном: как бы непрестанно трудиться, молиться, всегда и во всем слушаться своего начальника, никого не оскорблять и не осуждать. И утверждаясь всегда в этом правиле, действовал и поступал согласно его требованию. Положив, таким образом, доброе начало спасению своей души, Прокопий стал понемногу совершенствоваться духом. Клиросные обязанности, которые исполнял Прокопий на пещерах, считались послушанием нелегким. Но Прокопий, отдавая этому труду все свое время, никогда не жаловался на тягость своего утомительного послушания и продолжал служить для всех образцом кротости, терпения и смирения. По всем недоуменным вопросам духовной жизни он сразу же обращался к своему духовному отцу старцу Парфению. Тридцать первого октября 1854 года Прокопий был пострижен в рясофор с именем Паисий. Добровольно принял на себя вид безумного, а нередко и мнимо нравственно падшего человека. За добровольное мученичество Господь прославил блаженного старца даром прозорливости и исцелений. В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Прокопия Яроцкого клику местночтимых святых вместе с преподобными Парфением, Феофилом, Алексием и Досифеей (Киевскими подвижниками благочестия XVIII – XIX веков). День памяти его 17/30 апреля. Преподобный Алексей Голосеевский, Киевский Преподобный Алексий (в миру Шепелев Владимир Иванович) родился 14 апреля 1840 года совершенно немым. Задолго до его рождения, в 1831 году, его мать, Мария Казимировна, получила от архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) такое предсказание: «У тебя родится сын – калека, но не скорби об этом: он будет Божиим слугою». Через семь с лишним лет после этого, в первый день Пасхи 1840 года, родился девятый ребенок, совершенно немой мальчик, которого назвали в крещении Владимиром. Отец Владимира, потомственный дворянин, служивший в Киевском Арсенале, умер, когда Владимиру было три года. Все заботы о семье легли на Марию Казимировну, которая больше всего заботилась о благочестивом воспитании детей. Большую роль в судьбе Володи сыграл митрополит Киевский Филарет. В первый день Пасхи 1853 года Господь через святителя Филарета исцелил Володю от немоты. В июле 1853 года мать отдала тринадцатилетнего Володю в Киево-Печерскую Лавру и спустя четыре дня умерла. Владыка Филарет, забрал осиротевшего мальчика в свои послушники, взяв на себя и все заботы о нем. Заботясь об умственном образовании отрока, не забывал Владыка и о его нравственном воспитании.  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

В последний раз перед открытием монастыря перестройки в соборе были осуществлены в начале 1830-х годов при преосвященном Антонии II (Смирницком). Устроили новую кровлю, позолотили главы. При замене пола 11 декабря 1831 года обнаружили тело епископа Митрофана. В связи с подготовкой к открытию святых мощей начались обширные работы по украшению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по рисунку архитектора Осипа Бове. На четыре особо ценимые иконы в Москве заказали позолоченные чеканной работы ризы, стоившие более тридцати двух тысяч рублей. В конце 1833 года в соборе был учрежден придел во имя святого Митрофана. «Усердием» местного купечества на московском заводе Полтавцева заказана рака для мощей святителя весом в 35 пудов, из которых серебра 9 пудов 34 фунта. Благовещенский собор до 1840 года не отапливался, был летним. Епископ Тихон I (Соколов) решил возвести собор для богослужения в зимнее время. Имя ему решено было дать в честь архангела Михаила (во времена Митрофана существовал такой придел, где он завещал похоронить себя). В августе 1764 года владыка (позже он был канонизирован как святитель Тихон Задонский) обратился к мирянам с просьбой о пожертвованиях на возведение Архангельской церкви. Весной 1765 года храм был заложен и два года спустя построен, освящен уже новым епископом, Тихоном II (Якубовским), 30 декабря 1768 года. Строительство Архангельского собора вел «искусный в каменном деле» монах Мельхиседек (1731-1788). В 1832 году в этом храме был устроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, упраздненный через полвека. С августа 1832 по июнь 1833 года в зимнем соборе временно пребывали мощи святителя Митрофана Воронежского. Появление на архиерейском подворье прекрасных в архитектурном отношении зданий, ставших потом украшением монастыря, связано с именем зодчего Джакомо Кваренги (1745-1817). Эта страница строительной истории Воронежа два десятилетия назад была раскрыта воронежским архитектором В.А. Митиным и московским искусствоведом А.Ф. Крашенинниковым, мне остается лишь повторить их основные выводы.

http://sobory.ru/article/?object=49675

+ + + Кто не знает об одесском Привозе? Но в городе есть не менее известный Новый рынок, именуемый в Одессе как базар. Возле него 27 сентября 1847 года был освящен прекрасный пятикупольный Сретенский храм с тремя престолами. Он был сословным, т.е. построенным для торговцев и мещан. Для детей была создана церковно-приходская школа, причем с ремесленным уклоном, т.е. вместе с грамотой обучали еще и профессии. Однако в 30-е годы ХХ века Сретенская церковь попала в число малоценных храмов и была взорвана. Но память о разрушенном храме жива. Ему посвящена страничка на сайте «Нового базара». А в крытых корпусах, освященных еще священниками Сретенского храма, присутствуют изображения уничтоженной святыни. И закончить наш выборочный обзор мы хотим рассказом о самом старом одесском храме. Приход Покровской церкви был основан в 1799 году, практически одновременно с городом. 6 октября 1822 года был освящен и сам храм. Его приход отличался особой мощностью и традициями. Одной из них являлся крестный ход, устраиваемый на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, во главе которого несли икону с частицей мощей святителя Митрофана Воронежского - дар Антонина Смирницкого, сомолитвенника преподобного Серафима Саровского. В 1932 году храм закрыли и впоследствии взорвали. Сегодня на его месте - на углу Александровского проспекта и ул. Жуковского - находится известная в городе гимназия 1 имени А.П.Быстриной. Но сохранились и исторические постройки, в которых некогда располагалось женское приходское училище, а ныне - музыкальная школа. Мудрая поговорка гласит: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». Трудно не согласиться, как и со следующими словами авторов цикла «Забытые алтари»: «Как показывает история: внешние войны, внутренние гражданские войны и, вообще, всякое пролитие крови и смерть - это та самая низкая ступень, которая может хоть как-то отрезвить человеческие души от греха, помочь осознать его вред и бессмысленность и сделать человека настоящим христианином. Дойти ли до этой последней ступени или нет, одуматься по-хорошему или через вынужденные страдания по-плохому - это зависит уже от нас»... http://odnarodyna.org/node/33714

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Душепопечительский центр во имя Св. Прав. Иоанна Кронштадтского Действует с 1996 года. Реабилитация амбулаторно. Совместное участие в Таинствах церкви, паломнические поездки, катехизаторские и психотерапевтические группы, прохождение послушаний в монастырях Руководитель: Игумен Анатолий (Берестов) тел. 8 (496) 676–67-63 Email: berestov-dpc@mail.ru Сайт: www.dpc.ru Христианский региональный общественный благотворительный фонд “Старый Свет” Год начала работы 2003; реабилитационная программа рассчитана на одномоментное прохождение 12 человек; проводится первичное консультирование, основной этап реабилитации, ресоциализация, работа с родственниками наркозависимых Руководитель: Проценко Евгений Николаевич, Контакты: тел. 8 (916) 722–36-26 тел. 8 (499) 501–71-78 Email: oldworld@orc.ru Сайт: www.stsv.org Национальная ассоциация реабилитационных центров Создана 21 ноября 2012 г. НП “НАРЦ” – социальная реабилитация и ресоциализация граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Членами НП «НАРЦ» являются 22 реабилитационных организации. Руководитель: Крупнов Юрий Васильевич, президент, член Правления НП “НАРЦ”, председатель Движения Развития, председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития. Пресс-служба Юрия Крупнова: +7 (910) 450–99-39 Email: proektnoegosudarstvo@gmail.com другие телефоны: 8 (499) 519–02-46 +7 (499) 340–37-33 Email: info.reabilitazia@gmail.com Email: tvojaprogramma@gmail.com Сайт: www.narc.org.ru Воронежская епархия «Центр социальной реабилитации наркозависимых во имя св. Антония (Смирницкого)» при отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Воронежской и Лискинской епархии. Год начала работы – 2011. Реабилитационная программа занимает 12 месяцев. Руководитель: Иерей Евгений Фёдорович Лищенюк. Контакты:  тел. о. Евгения: 8 (904) 213–24-24 Тел. 8 (473) 229–94-75 Факс: 8 (473) 255–22-45 Email: apologet-lef@mail.ru Калужская епархия АНО «Общинный Центр Педагогики “Спас”» Год начала работы – 1999. Реабилитационная программа занимает 12 месяцев.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnye-c...

Задонский Тихоновский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. XIX в. По преданию, на месте буд. мон-ря в лесной чаще, на берегу р. Проходни, любил уединяться «от треволнений мира» свт. Тихон Задонский , пребывавший на покое в близлежащем задонском Сретенском мон-ре (см. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 1; Записки о свт. Тихоне его келейников В. И. Чеботарёва и И. Ефимова// Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12). После обретения мощей святителя в 1846 г. по благословению архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) настоятель Богородицкого монастыря архим. Серафим решил выкупить участок земли у р. Проходни с родником и колодцем, устроенным свт. Тихоном. К сер. XIX в. часть левого берега Проходни из собственности семьи помещиков Викулиных перешла в общинную собственность гос. крестьян с. Тёшевка. В 1852 г. архим. Серафим предложил крестьянам обменять эту землю на другой, принадлежавший задонской обители участок. В 1853 г. земля при роднике на Проходне перешла в собственность Богородицкой обители. Однако свободный доступ к роднику был затруднен, т. к. смежная земля не являлась монастырской собственностью. Проблема разрешилась после переговоров с помещицей Елецкого у. А. И. Викулиной (одной из владелиц прилегающей к роднику лесной дачи), уступившей мон-рю 41 дес. земли на правом берегу Проходни. Трудами архим. Серафима и его преемника архим. Димитрия (Григорьева) на территории близ колодца и источника были поставлены дубовый сруб, неск. изб, устроена пасека. После прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г. монастырские владения у Тихоновского источника на берегу Проходни были расширены за счет пожертвования помещика Ливенского у. Орловской губ. Костомарова: он завещал обители 250 дес. земли в Ливенском у. По благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) эта земля была продана, а на вырученные средства мон-рь приобрел примыкавшие к меже прежнего монастырского участка на берегу Проходни 250 дес. земли в т. н. Семёновской лесной даче, включавшие часть левого берега лесной речки с источником, луговое ее правобережье и 41 дес. леса.

http://pravenc.ru/text/182471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович; 1842 или 1843, слобода Ольховатка Острогожского у. Воронежской губ.-1918 или 1920), архим., духовный писатель, проповедник. Род. в семье диакона. В 1865 г. окончил Воронежскую ДС, затем преподавал в Черкасском ДУ. В апр. 1867 г. рукоположен во священника и приписан к храму в Сиротиной слободе Острогожского у., в 1876 г. переведен в слободу Марченкову того же уезда. Овдовев, в сент. 1908 г. удалился в Митрофанов воронежский мон-рь , где жил на положении заштатного священника. В нач. 1913 г. архиеп. Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) пострижен в монашество, 12 марта того же года указом Святейшего Синода возведен в сан архимандрита и назначен наместником Митрофанова мон-ря. В 1915-1916 гг. принимал активное участие в подготовке к канонизации архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) . Последний раз упоминается в дек. 1918 г. Возможно, был замучен вместе с архиеп. Тихоном (Никаноровым) 9 янв. 1920 г. А.- автор многочисленных проповедей и статей историко-религ. содержания в Воронежских ЕВ . Его проповеди печатались также в столичных и провинциальных религ. журналах, в 1895 г. изданы отдельной книгой «Глас пастыря». Перу А. принадлежит значительное число книг и брошюр, мемуарные очерки памяти архиеп. Анастасия (Добрадина), воспоминания и др. А. состоял членом Воронежского церковного историко-археологического комитета и Правосл. братства святителей Митрофана и Тихона. Соч.: Глас пастыря. М., 1895; Знаменательные события: Из дневника священника. 1893; 19072; Высокопреосвященнейший Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский (Воронеж, 1906, 1915), Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василия - Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 19082; Перед исповедью (Воронеж, 1908); Благовещенский собор воронежского первоклассного Митрофанова монастыря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; В Толшевском монастыре. Воронеж, 1911; Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912, 1998п; Протоиерей Евферий Иванович Сабинин. Воронеж, 1915.

http://pravenc.ru/text/64260.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010