598. Указания на Шеол и состояние умерших: Быт 37, 35; Числ 16, 33; 1 Цар 28, 13 сл; 3 Цар 2, 6; Ис 14 гл. 38, 9; Втор 32, 22; Иов 3, 13 сл; 7, 9 сл; 10, 21 сл.; 17, 16; 26, 5; Пс 29, 4; 87, 11; Иез 26, 20 и др. (см.: П. Страхов. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. М., 1916, с. 133; Galbiatti. Op. cit., р. 250; J. McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 275). 599. Дан 12, 2; 2 Мак 7, 9, 26, 46; Прем 2. 600. Кениты обитали между Синаем и Аравией. Мадиамский священник тесть Моисея был кенитом (Суд 1, 16). Кениты присоединились к израильтянам и жили в южных областях, в пустынях Негеба (1 Цар 30, 29). Очевидно, им принадлежал палестинский город Каин, упомянутый в Книге Иисуса Навина (15, 57). См.: RFIB, v. I, p. 355. 601. Ср. родословие, данное в Быт гл. 5, и список шумерских допотопных царей ( Л. Вулли. Ур Халдеев, с. 251). 602. См. выше гл. 5. 603. Быт 6, 4. 604. См., напр., А. Лопухин. Библейская история, т. I. СПб., 1889, с. 160. Для этой цели некоторые переводчики переводят слова «бене-хаэлогим», как «люди Божий» (Тора. Берлин, 1872, с. 12. Пер. Л. Мандельштама). 605. Пс 28, 1; 88, 7; Иов 1, 6; 38, 7. См.: Р. Киттель. Цит. соч., с. 107; H. Ringgren. Israelite Religion, p. 96; G. von Rad. Old Testament Theology, I, p. 155. 606. Сравнительное изложение сказаний о Потопе см. в кн.: Д. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете, 1931, с. 46. Очевидно, шумерское сказание послужило прототипом для вавилонского и греческого и, м. б., даже индийского. 607. Современное состояние вопроса освещено в кн.: Л. Зайдлер. Атлантида. М., 1966; Н. Жиров. Атлантида. М., 1957. В этой книге разобрана геологическая сторона вопроса; Его же. Основные проблемы атлантологии. М., 1964. Там же дана и обширная библиография; Популярные книги: Е. Андреева. В поисках затерянного мира (Атлантида). Л., 1961; А. Горбовский. Старые загадки истории и новые гипотезы. — «Наука и жизнь», 1963, (есть отдельное издание). 608. Перевод и комментарии фрагментов даны в кн.: С. Крамер. История начинается в Шумере, с. 175

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

5). 5 Фрагмент Еврипида, известный только из Афиногора. Ср.: Финикиянки. 86–87. 6 Фрагмент Еврипида, часто цитируемый апологетами, ср.: Климент Александрийский. Протрептик. II, 25, 3; VII, 74, 1. 7 Фрагмент приводится у Плутарха как относящийся к трагедии «Меланипп». См. этот стих в: пс. — Иустин. О единовластии. 5. 8 См. в: пс. — Иустин. Увещании к эллинам гл. 18 и О единовластии гл. 2. 9 Лисий и Опсим — последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36). 10 Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять. 11 См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10. 12 См. Тимей. 41a 13 Κατ ξτασις λογισμου: подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: εν εκστσει), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22). 14 Ср. Исх. 20:2–3; Пс. 88:7 15 Точнее: силу в единстве (εν τη ενσει δυναμιν) 16 Платон. Горгий. 523c–524a. 17 Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). См. об этом у Афиногора. О воскресении. 16, 5. 18 Гомер. Илиада. IX, 499–501. 19 Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. 20 Эти имена вероятно вставлены в текст переписчиками. 21 О Филиппе, родом кротонце, который по смерти был удостоен божеской почести, см. Геродот. V, 47. 22 Онесил был брат Георгоса царя саламинского, на острове Кипр. Геродот. V,104 и сл. 23 Гамилькар — карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Геродот. V II, 167. 24 Государство. 269d. 25 Геродот. Ист. II. 53. 26 Саврий и Кратон известны только по этому упоминанию. 27 См. у Плиния. XXXV. 12. 28 Безгрудой 29 Гомер. Илиада. ХХ, 131. 30 Гомер. Илиада. XII, 302. 31 Гомер. Илиада. XIV, 246. 32 Орфический фрагмент 57 (Kern). 33 Платон. Тимей. 17d. Ср.: пс. — Иустин. Увещание к эллинам. 22. 34 Орфический фрагмент 167 (Kern). 35 Гомер. Илиада. IV, 23. 36 Гомер. Илиада. IV, 24. 37 Гомер. Илиада. XXII, 168. 38 Гомер. Илиада. XVI, 433–434. 39 Гомер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

25. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 342 26. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 344—345. 27. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 375. 28 . Там же. С. 563—564. 29. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 572—573. 30 . Диодор Сицилийский. I, 51. 31. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 131—133. 32. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 263. 33. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 306 - 307 34. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 321. 35. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 509—511. 36. И.Чистович. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. 1871. С. 14—15. 37 . И. Чистович. Там же. С. 95. 38. И. Чистович. Там же. С. 191. 39. Св. Иустин Мученик. Увещание к эллинам. Гл. 6, 27. 40 . Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты. 41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87. 42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души. 43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25. 44 . Ed. Bonen, p. 151-152. 45 . А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187—188. 46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36). 47 . Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4). 48. Древние евреи хорошо различали слова «шеол» и «кебер» (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово «кебер» (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37).  49.    Там же.  см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34;  Вопрос о дикарях В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос — вопрос о дикарях.  Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека,— отсутствие этих идей у дикарей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

83 О. Гессе (Hesse) посвятил этому специальную статью: «Markus Eremita in der syrischen Literatur»//Deutscher Orientalistentag. Teil 2. Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Supplementa 1. Wiesbaden, 1969. S. 450–457. Прив. по: Durand G.-M. Introduction//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 17. 84 Hesychius Hierosolymitanus. De temperantia et virtute. PG. 93. Col. 1479–1544, ср. Leg., Justif. и Causid. 85 Юрьевский A. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. 1900. 1. С. 30–31. 87 Theodorus Studita. Testamentum S. Theodori PG. 99. Col. 1816. Здесь и далее цитаты значительного объёма выделяются отдельным шрифтом и приводятся в отдельном блоке. 89 К догматико-полемическим преп. Марка относятся сочинения: «О Мелхиседеке», «Против несториан». 90 Georgius Hamartolus. Chronicon. 2. 12. PG. 110. Col. 147–149. Там сдержится пересказ Melch. 4, 6, 7. 95 Другого мнения придерживается Ж.-М. Дюран, по которому речь у святителя идёт об остатках монархианства (Durand G.-M. Introduction//Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 21). Но свт. Фотий говорит о ереси, которая должна была появиться уже после написания сочинения, а на эту роль монархианство подходить не может. 99 Callistus et Ignatius Xanthopuli. Methodus et regula cum Deo accuratissima. 6. PG. 147. Col. 641–644, ср. Bapt. 17. 116 Παπαδοπολου-Κεραμως A. Ανλεκτα Ιεροσολυμιτικς σταχυολογας, , συλλογ ανεκδτων κα σπανων ελληνικν συγγραφν περ τν κατ τν Εαν ορθοδξων εκκλησιν κα μλιστα τς τν Παλαιστινν. T. Α´. Σ. 89–113. 117 Marcus Eremita. Sermo dogmaticus adversus eos qui dicunt sanctam carnem non fuisse unitam cum Verbo/Ed. J. Cozza-Luzi and A. Mai//Novae Patrum Bibliothecae. Vol. 10/1. 1905. 124 Богословский сборник. ПСТБИ. 1999. 4. С. 129–152. [гл. 1–26]; 2000. 5. С. 118–182. [Гл. 27 сл.]. 129 В Приложении 1 приведена таблица соответствия нумерации текста «Sources Chrétiennes» нумерации переводов на русский. 138 Название по CPG: De his qui putant se ex operibus justificari. В диссертации используется сокращение: Justif.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

568 Этим обстоятельством объясняется длительная задержка с канонизацией Владимира; упоминание о нем указывает на то, что Память и похвала была создана до канонизации. 570 Поход против хазар в самом источнике не выделен среди прочих и не связывается со взятием Корсуня. (А.Н.) 571 [ПСРЛ. T.l. Стб. 116. – Прим. изд. (А.Н.)]; Петров Н. Из славянорусского пролога (прим. 364); Бегунов Ю.К. Русское слово о чуде Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция//Slavia. 1974. Т.43. S. 26–46; Walter Chr. S. Clement in the Chersonese and the Iconography of His Miracle//Αρχεον Πντου. 1979. Т.35. P. 246–260. [См. также: Верещагин Е.М. Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского – возможное поэтическое произведение Кирилла Философа//Служебная минея за январь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв./Hg. von H.Romhe, E.M.Verešagin. (Bausteine zur Slav. Philologie und Kulturgesch., B: Editionen). Köln, etc., 1993. S. 1–24. – Прим. изд. (К.А.)]. (Верещагин Е.М. Последование под 30-м января из Минеи 98 (Ф.381) РГАДА (Москва) – предполагаемый гимн первоучителя славян Кирилла//Palaeobulgarica. 1994. Т.18/1. С.3–21 (только изд. пам-ка!).) См. также прим. 1210, 1211. 573 Здесь впервые находит себе отражение херсонская традиция; относительно споров о месте крещения см. прим. 30. 575 Stupperich R. (прим. 384); Philipp W. Die religiöse Begründung der altrussischen Hauptstadt//FS M. Vasmer. Wiesbaden, 1956. S. 377–379. Сам термин позаимствован из круга эпитетов Константинополя; см.: Житие Даниила Столпника (Стилита), гл. 10 (ed. H. Delehaye. Paris, Bruxelles, 1923. P. 12); Монодия на Св. Софию Прокопия из Газы (PG. Т.87, 3. Со1.2841А); Послание патриарха Фотия к армянскому католикосу Захарии/Изд. А.Пападопуло-Керамевс //ПрПалСб. 1892. Т.11/1. С.232 и сл. [текст издан неполностью, с русским переводом Н. Марра; новое, полное издание см.: N.Akinean//Handes Amsorya. 1968. 82. Р. 73–76, 1.156–166. – Прим. изд. (КА.)]; Zoras G. Περ τν αλωσιν της Κωνσταντινουπλεως. Athen, 1959. Ρ. 253; Darrouzès J. Documents inédits d’ecclésiologie byzantine. (AOCh. T.10). Paris, 1966. P.226 (note).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духа, в силу которого Лица Св. Троицы должны всецело, а не по частям, владеть одной и той же нераздельной Божеской сущностью. На эту характеристическую черту никейского символа, которую отрицает Неандер, указывал ещё святой Афанасий. (Посл. к епп. ег. и лив.; Epist ad. Afros. 11). 559 Говорим – «обыкновенно»; потому что – не всегда. У св. Афанасия есть одно место, по крайней мере – одно замеченное нами место, где он единосущием Св. Духа с Отцом доказывает Его единосущие с Сыном. В 25 главе 1-го послания к Серапиону (41 стр.) читаем: «если же Сын, как сущий от Отца, собствен Отчей сущности, то и Духу, Который, как сказуется, от Отца, необходимо быть по сущности собственным Сыну. И действительно, поскольку Господь есть Сын, то и самый Дух именуется Духом сыноположения. И ещё, поскольку Сын есть Премудрость и истина; то и о Духе написано, что Он – Дух премудрости и истины» ( Ис.11:2 ) и т. д. 561 К Серап. 3, 1 гл. 68 стр. Ατς γ τ Πνεματι δσι, α σα χει τ Πνεμα πα το Λγου χει. 564 Ibid. 33 стр. Все перечисленные выражения, толкуемые иногда в субординатическом смысле, находят для себя сходное место у св. Вас. Великого, имеющее для нас то важное значение, что в нём указан источник для всех сходных выражений в формуле крещения (Пр. Савл. Ария и аном.). 567 De Trinit. et. Spr. S. c. 19. 20. Migne t. 26, col. 1212: Videtis avtem Unigenitum insufflantem in faciem apostolorum et dicentem: accipite Spiritum Sanctum, Spirationem Filii in propria vita et substantia manente Spiritum esse doceamur. Iste igitur Spiri- tus Sanctus cum sit sensus domini, in propria vitae substantia existens sicut frequenter didicimus, novit omnia (119 et 20)... Hane igitur pertinescentes sententiam ( Мф.12:31 ), qualia de Patre et Filio, talia etiam de Spiritu Sancto sapiamus (с. 21). 568 Ad Serp. 1, с. 20. Μαν εναι δε τελεαν α πλη τν γιαστιν α ωτιστιν ξσαν νγειαν το ϒο α δωαν. Migne col. 580. 572 1 псл. к Серап. 20–22 гл. 34–35 стр.; 2 гл. 3 стр.; 14 гл. 28 стр.; 3 сл. 1 гл. 68 стр.; 2 гл. 69 стр. 579 Насколько состоятельно это мнение, можно судить уже потому, что Фойт в числе недостатков в учении Афанасия о Св. Духе, между прочим, отмечает то, что св. Афанасий учил, что Св. Дух исходит только от Отца и не исходит также и от Сына (L. с. 87 стр.). Признанием этого недостатка, а по-нашему – достоинства в учении св. Афанасия о Святом Духе Фойт отверг все труды западных богословов найти у св. Афанасия Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

XVII в.) – даже 2/3. Рущинский «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков», издание Импер. Общ. Истор. и древн. рос. при Моск. Универ. Москва 1871 г., стр. 143–144 и 321. 26 Эти соборы были следующие: соборы 1488, 1490 и 1504 годов против жидовствующих; собор 1491 года о продолжении пасхалий на восьмую тысячу лет от сотворения мира; собор 1503 года о невзимании мзды при посвящении в священные степени, о вдовых священнослужителях и о монастырских недвижимых имениях. – Макарий, т. VI, гл. II, стр. 91 и сл. 27 Митрополит Даниил был свергнут в феврале 1539 года, а преемник его Иоасаф в январе 1542 года. Жмакин «Митрополит Даниил и его сочинения», изд. Импер. Общ. Истории и древ. рос. при Моск. Унив., Москва, 1881 г., стр. 244 и 246. – Макарий, т. IV, стр. 204 – 206. – Карамзин, т. VIII, СПб, 1817 года, стр. 50 и 70. 29 Об этих соборах см. у Макария, т. VI, стр. 215 – 219 . О соборе 26 февраля 1547 г. у Карамзина, т. VIII, ср. 49 и прим. 87; т. IX, прим. 87 и Стоглав, изд. Казанской Дух. Акад., гл. 4, стр. 43–46. См. еще А. А. Э. т. I, 213 [окружная грамота м. Макария в Вологду и Белоозеро об установлении празднования новым русским святым]. 31 Стоглав, изд. Каз. Дух. Акад., гл. 4, стр. 47. [Все последующие ссылки на Стоглав сделаны по изданию Казанской Духовной Академии]. Срав. Латкин, назв. сочинение, стр. 10. Макарий, т. VI, стр. 219. Карамзин, т. VIII, стр. 109 и прим. 201. 35 Г. Жданов считает Стоглавый собор сколько церковным, столько же и земским; основанием его мнения служит присутствие на соборе князей и бояр, а не одних только духовных лиц [н. с. стр. 54, прим. 1]. Г. Латкин совершенно справедливо возражает, что Стоглавый собор нельзя считать земским собором вследствие отсутствия в нем специфического признака земского собора – представительства всех сословий [н. с. стр. 74]. 41 Макарий, т. VI, стр. 207 и сл., 288–289; Карамзин, т. VIII, стр. 71 и прим. 120; т. IX, стр. 48–49. Подробнее о всей жизни и деятельности митрополита Макария см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) В Coll. const, eccl. III, 1, Voelli II, 1316, 4) в Номоканоне Фотия 14 титул. 9, 29 (изд. Pitra. Juris cedes, historia et monumenta II, 445 сл. и 4) в Толковании на Номоканон Вальса и она. Нарбеков, op. cit., 349. X I, стр. 211–213: печати, славян. Кормчая, ч. 2, гл. 44, 58 обор.. Πηδαλιον, 19, прим. 3) Новелла 22, и. 42. 1) В Василинах XXVIII, 14, Heimbach III, 333. 2) В извлечении в Синопсисе Василик (по изд. Zachariae, Jus gracco-romanum, V, р. 198); 3) в сокращении в номоканоне 50 титулов, титул 26, Voelli II, 633. где приводится из 4) вышеупомянутой Επιτομ Афанасия. Heimbach. Anecd. I, 119 и др. 4) Новелла 123, гл. 12. 1) В Номоканоне 50 титулов, в титуле 25, по изд. Voelli, стр. 628 2) в Номоканоне 14 титулов с толкованием Феодора Веста 9, 29; о нем см. Pitra, op. cit, I. 660, II, 441; Krueger, в Zeitschrift für Rechtsgeschichte IX, 185 Zachariae, Die griechischen Nomocanonen, Petropoli 1877; B. Нарбеков. Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия, 1889 г., стр. 143–215. 3) В Василиках, III, 1, 24 (27) по изд. Heimbach’a. 4) В Синопсисе Василик 18, 3. стр. 434 по изд. Zach. 5) В Номоканоне Фотия и 6) в Толковании Вальсамона, I, 23, по изд. Voelli, стр. 840, по изд. Нарбекова, стр. 79–82. X. I, 59. 5) Новелла 123, гл. 14. 1) Номоканон 50 титулов Appendix cap. eccl. 6, стр. 662 и tit.25, 26, стр. 632, 633, изд. Voelli; 2) Coll. Const. eccl. III, 11, Voelli 1317, 1322. 3) Вышеупомянутый номоканон Веста, 9, 29; 4) Эпанагога, титул 8, гл. 12 (в изд. Zachariae, Coll. librorum juris graeco-roman, ineditorum, Lipsae 1852, стр. 79; 5) Номоканон Фотия 14 титулов 1, 8 (ссылка); Нарбеков, op. cit. II, 61); 9, 29, в сокращении Нарбеков, op. cit II, 61); 9, 29, в совращении; Нарбеков, 350, текст 2, 6) В Василиках, III, 1, 27, ср. Синтагма Властаря Г. 2 (VI, р. 153, Πηδαλιν р. 224 прим.). 7) В «Collectio 93 capitom», включенном впоследствии и в древне-славянскую Кормчую, в главах 42, 44–47 (ср. 87) помещена 12 и 14 главы 123 новеллы Юстиниана. См· В. Н. Бенешевич , «Древне-славянская Кормчая XIV титулов без толкований».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

333 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст). 334 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник). 335 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6. 336 Там же. С. 139, § 10. 337 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2). 338 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210. 339 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57. 340 Там же. С. 142. 341 Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87. 342 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376. 343 Там же. С. 60. 344 Там же. С. 342. 345 Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166. 346 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236. 347 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62. 348 Там же. С. 234—235. 349 Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42. 350 Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348. 351 Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836. 352 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369. 353 Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8. 354 Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838. 355 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243. 356 Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11. 357 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132. 358 Там же. Слово 80. С. 13. 359 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176. 360 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60). 361 Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 4. С. 24. 362 Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 9. Беседа 26. СПб., 1903. С. 250.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

139 См. El Koran or the Koran, translated from the Arabic, the Suras erranged in chronological order; with notes and index, by I. M. rodwell, London, 1876. 143 См. в Указат. Саблукова к переводу Корана под сл. Евангелие, Иисус, Мария. Особенно гл. 2, ст. 59, гл. 5, ст. 50, 51 и 85. 144 Собиратели Корана заботились только о том, чтобы внести в свой сборник все наречения Мухаммеда, не думая при этом о последствиях такой чисто механической работы. О науке и научной критике среди арабов, конечно, не могло быть и речи в то время (VI. в. по Р. Хр), когда самый алфавит только еще входил в употребление и состоял из неуклюжих букв. 158 Ученый индийский мусульманин Мир–Али (как сообщает г. Гаспринский), издавший в 1902 г. в Берлине русский перевод своей книги «Жизнь и учение Мухаммеда или дух ислама» (стр. 1 – 437). 162 В Мекке Мухаммед оставил неприкосновенными Каабу и обряды хаджа, а в Медине, в подражание иудеям и христианам, установил пост и допускал сначала обращение лица к иерусалимскому храму во время молитвы. (См. подр. в Миссионер. противомусульм. сборнике вып. VII-VIII). 163 См. описания мусульманских возстаний в разных странах и главу X в соч. Н. Ф. Дубровина «История Крымской войны и обороны Севастополя». Том I (С.–Петербург, 1900). 164 Жизнь и учение Мухаммеда или дух ислама. Том I, стр. 361 и 362 и вся глава XII. Но автор умалчивает об отношениях мусул. правителей к вероотступникам и к иноверцам: первых побивали камнями, а последних разными стеснениями принуждали к принятию ислама (Гиргас). 165 Главы Корана, в которых нет отменяющих и отмененных стихов, следующия: 1, 12, 14, 23, 26, 27, 31, 34, 35, 30, 47, 40, 50, 53, 55, 56, 57, 62, 66, 67, 69, 71, 72, 75, 77 – 108, 110 – 114. 166 Шесть глав Корана, в которых есть стихи отменяющие, но нет отмененных, следующие: 48, 59, 63, 64, 65, 87. 172 На русск. яз. можно читать об этом в разных вып. Миссионер. противомусул. сборника и в Хидае, перев. под ред. Н. И. Гродекова (Ташкент, 1893). 176 Но автор, должно быть, не знает, что в Ветхом Завете было ясно сказано: Блажен, иже милует скот, а в законодательстве Моисея предписано не завязывать рта вола молотящего и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010