Иуда был сребролюбив и страст к деньгам сделала его вором. В его голове быстро промелькнула мысль, что если бы такое дорогое миро было отдано в пользу общины апостолов, он сумел бы извлеч от продажи его немалую выгоду для себя. Свою мысль он высказал и прочим ученикам придав ей другой оттенок: к чему такая трата? говорил он: не лучше ли продать бы это муро за триста динариев и деньги раздать нищим? Слова Иуды показались апостолам справедливыми, но Иисус Христос посмотрел на дело совершенно иначе. Он сказал: «Оставьте ее; нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где проповедано будет Евангелие сие, во всемъ мире, сказано будет в память ея, и о том, что сотворила она». Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. (Мф. 21:1–17; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–44; Ин. 12:12–18) На Пасху богомольцы приходили в Иерусалим за несколько дней до начала торжеств, чтобы удобнее разместиться и не спеша приготовиться к великому празднику. Когда, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос пришел в Вифанию, весть о Его прибытии быстро распространилась среди народа и возбудила оживленные толки. Всем хотелось видеть великого Пророка из Галилеи, совершившего столько чудес и еще так недавно воскресившего из мертвых Лазаря. Последнее чудо особенно было поразительно и народ толпами шел в Вифанию смотреть и Воскресившего и воскрешенного. Когда на другой день Иисус Христос направился в Иерусалим, Его окружило великое множество народа, все увеличивавшееся по мере приближения к городу. Иисус Христос всегда ходил пешим, но теперь Он вступал в святой град как Мессия и пожелал придать своему шествию особую торжественность. Подозвав двоих учеников, Он послал их в близ лежащее селение Вивфагию и сказал, что при входе они найдут привяванных ослицу и молодого осла, еще ни разу не бывшего в работе. «Отвязав, приведите Мне», сказал Господь «и если кто скажет вам что, отвечайте, что Господь их требует, и тотчас отпустит их». Ученики пошли и исполнили все так, как сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы – мудрецы с востока поклониться новорожденному Царю. Это были тогдашние астрономы – звездам служащие, и звездою были научены прийти на поклонение Солнцу правды, Христу Богу. – Древнее предание сохранило имена их: Мелхиор, Гаспар и Валтасар. Нет прямого указания, из какой именно страны пришли они – об этом и в древности были разные мнения; более вероятное и принятое мнение, что они были из Персии или из Вавилона. «Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари» (Конд. 5 акаф. Б. М.). Видно, было им известно предсказание Валаама: «возсияет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля» ( Числ.24:17 ); видно, знали они и о других пророчествах о пришествии Мессии и времени его пришествия и последовали за указанием чудной звезды. По мнению свв. Златоуста и Феофилакта – это была божественная, ангельская сила, вместо звезды явившаяся. Все звезды, по данному им Творцом закону, совершают свое течение от востока к западу, а эта звезда шла с востока на юг, к Иерусалиму. Все звезды постоянно движутся, а сия иногда шла, иногда стояла: шли волхвы, шла и звезда, останавливались они, стояла и она. – О времени явления сей чудной звезды также различны мнения: одни полагают, что она явилась в ту самую ночь, в тот самый час, как родился Спаситель; но тогда будет мало времени, чтобы из восточных стран достигнуть Иерусалима и поклониться Спасителю, бывшему в Вифлееме, хотя бы и после дней очищения. Другие же время явления звезды полагают в тот день и час, в оньже благовещением архангеловым, Духа же Святого нашествием, Слово плоть бысть, заченшися в пренепорочней утробе девичестей: за 9 месяцев пред Рождеством Христовым звезда явилась на востоке. (Четьи Минеи 25 декабря. Мф.2:2 ). Вспомнили, увидев чудную звезду, волхвы древнее Валаамово пророчество и двинулись в путь и, под руководством ее, достигли Иерусалима. Войдя в него, они спрашивают: «где родившийся Царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.» (Чет. Минеи 25 дек. Мф.2:3–8 ). Весть эта удивила народ и смутила подозрительного Ирода. Он собирает всех первосвященников и книжников народных и спрашивает у них: где должно родиться Христу, согласно пророчествам и обетованиям? Они сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано чрез пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных: ибо из тебя произойдет Вождь. Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов и стал выведывать у них время появления звезды. Потом послал их в Вифлеем, говоря: пойдите, тщательно разведайте о Младенце; когда найдете Его, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда обратное шествие с источника следовало около Христа, Он встал и громко воекликнул вслух всего народа, что кто жаждет, пусть идет к Нему и пьет живую воду божественного учения. И всякий верующий в Него, сам сделается источником этой живой воды. Видя, что Иисус Христос говорит безбоязненно, народ стал тоже высказываться вслух. Одни называли Его пророком, другие готовы были признать Его Мессией, но их смущало, что Он из Назарета, а не из Вифлиема. Всем казалось удивительным, что начальники не запрещают Ему говорить. Высказывалось даже предположение, не уверовали ли они сами в Него? А священники и книжники, сами не имевшие смелости поднять рук на Иисуса Христа, выслали служителей с приказанием взять Его. Но посланные не исполнили приказа и в свое оправдание откровенно заявили, что были поражены словами Христа:                      «никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Начальники дали им строгий выговор за ослушание и с упреком сказали: ужели и вы прельстились? уверовал ли в Него кто из фарисеев? напротив, один только народ, невежда в законе, – проклят он. Никодим, тайный ученик Господа, нерешительно заметил, что закон не дозволяет осуждать человека прежде, чем выслушаютъ его и подробно разузнают об его поступках, но упреки и насмешки послышались со всех сторон: «Уж и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидиш, что из Галилеи не бывало пророка». В своем озлоблении книжники забыли, что пророки не все были из Иудей, а были и из Галилеи. Иисус Христос удалился из Иерусалима через Елеонскую гору в небольшое селение Вифанию. Пребывание Иисуса Христа в Вифании, в доме Лазаря и сестер его. (Лк. 10:38–42). Вифания находилась в очень недалеком расстоянии от Иерусалима, на восточном склоне Елеонской горы. В этом селении, в доме Лазаря и двух сестер его Марфы и Марии, Иисус Христос часто имел пребывание в последнее время перед Своими страданиями. Господь любил это благочестивое семейство, которое со своей стороны питало к Нему глубокое благоговение. Обе сестры всегда с радостью встречали Христа: Марфа тотчас начинала хлопотать об угощении, а Мария стремилась слушать учение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда потом пришел Фома и ему разсказали о явлении Воскресшего, он решительно отказался верить, сказав: «если не увижу на руках Его раны от гвоздей, и не вложу в раны перста, и не вложу руки моей в ребра Его – не поверю». Прошло семь дней. Апостолы, как и прежде, были все вместе. На этот раз с ними был и Фома. Страх пред начальниками иудейскими заставлял их быть осторожными и держать двери на запоре. Как и в первый раз, Господь внезапно явился среди них и сказал: «мир вамъ!» После этого он обратился к Фоме и сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверен, но веруй». «Господь мой и Бог мой!» воскликнул Фома. «Потому ты поверил», сказал Господь, «что видел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Явление Иисуса Христа ученикам в Галилее. (Мф. 28:16–20; Мк. 16:15–18; Ин. 21:1–23). После воскресения Христова апостолы некоторое время оставались в Иерусалиме, а потом пошли в Галилею, как повелел им Господь. Когда они подходили к горе, которая была указана Господом, Он Сам встретил их. Одни из апостолов поклонились Ему, как Богу, а другие усомнились воздать Ему Божескую почесть. «Дана Мне всякая власть на небеси и на земле», сказал Господь: «вы же идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и се, Я с вами есмь во все дни до скончания века». В Галилее Господь неоднократно являлся апостолам и другим верующим и беседовал с ними о Царствии Боижием. Одно явление было на берегу Галилейского озера. Дело происходило так. Петр с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведея, а также Фома, Нафанаил и некоторые другие апостолы пошли на озеро ловить рыбу. Целую ночь они трудились, но ничего не поймали и с наступлением утра, поплыли к берегу. На берегу стоял Господь. «Дети!» сказал Он: «есть ли у вас что съестное?». Апостолы не узнали Его и кратко ответили, что съестного ничего у них нет. Господь велел им закинуть сеть справа от лодки. Сеть была закинута и сейчас же наполнилась рыбой. Улов оказался так велик, что сеть не могли вынуть из воды и потянули ее к берегу.             

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда и при каких обстоятельствах было это явление – евангелисты не передают. Очень вероятно, что Господь явился Петру вскоре же после явления Своего муроносицам, и может быть тоже в саду Гефсиманском. Выслушав о явлении Господа Петру, Лука и Клеопа рассказали, что произошло с ними в дороге и как узнали они Господа при преломлении Им хлеба. Явление Иисуса Христа апостолам в Иерусалиме. (Мк. 16:  14; Лк. 26; 36–48; Ин. 20: 19–29). Вечером того дня, в который воскресший Господь явился женам-мироносицам, апостолы, собрались все вместе. Не было одного Фомы. Во время вечерней трапезы, когда они возлежали за столом, внезапно Сам Иисус Христос стал посреди их и сказал: «мир вам!» Между апостолами пред этим шел разговор о явлениях воскресшего Господа, бывших в тот день, тем не менее, при виде Его Самого стол внезапно, когда в двери никто не входил и они оставались на запоре, им стало страшно. Они подумали, что видят дух Его. «Что смущены вы и почто помышления входят в сердца ваши?» сказал Господь: «осяжите Меня и смотрите: дух плоти и костей не имеет, как у Меня видите». С этими словами Он показал им язвы на руках и на ногах и рану в ребрах. Собственными глазами апостолы убедились, что пред ними не дух, а Сам Господь их и Учитель. Радость была столь велика, что они боялись верить даже собственным глазам. Чтобы не оставить в них ни малейшего сомнения въ Своемъ воскресенш, Господь потребовалъ, чтобы Ему дали какой-либо пищи, какая найдется. Ему подали печеной рыбы и сотового меда. Он взял и ел. Сомнений больше не могло быть: пред ними был Господь. Господь сказал: «Я говорил вам, еще быв с вами, что подобает совершиться всему, написанному в Законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах о Мне». И апостолам вдруг стали ясны и понятны все пророчества о Спасителе. Господь продолжал: «так писано, и так подобало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». При этом Он дунул и сказал: «примите Духа Святаго: кому отпустите грехи, отпустятся им, на ком оставите, останутся». После этих слов Господь вдруг стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«На дворе был разведен костер, около которого грелись воины и слуги. Холод весенней ночи заставил и Петра подойти к огню. Одна рабыня, привратница, увидев его, спросила, не из учеников ли он Иисуса? Петр промолчал. Женщина продолжала утверждать, что он был с Иисусом Галилеянином. Петр отрекся, говоря, что не знает Иисуса, и поспешил скрыться в тени притвора. Когда, спустя некоторое время, он опять подошел к огню, женщина снова увидала его и стала говорить окружающим, что он был с Иисусом. Петръ уже с клятвой вторично отрекся от Христа. Тут выступил один из рабов, родственник того самаго Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал, что и он припоминает, что видел его при выходе из Гефсиманского сада. Напрасно Петр уверял, что он не был в саду, ему не верили, да и реч его обличала в нем галилеянина. В сильном замешательстве Петр начал божиться и клясться, что он совсем не знает Иисуса. В это время послышалось пение петуха. Петр оглянулся, и взгляд его встретился со взглядом Господа, выводимого из первосвященнического дома. Мгновенно припомнились Петру слова Господни, что не пропоет петух, как он уже отречется от Него трижды. Мучимый стыдом и раскаянием, он вышел со двора и горько плакал. Погибель Иуды. (Мф. 22:3–10). Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял свою ошибку, понял, что его мечты об ожидаемых выгодах в царстве Мессии не осуществятся, что он напрасно погубил Неповинного. На предателя напало глубокое отчаяние. Он пошел к первосвященникам, чтобы возвратить полученные сребреники, но те не приняли их. Они не хотели осквернять рук деньгами, имевшими такое постыдное назначение, и на слова Иуды, что он согрешил, предав кровь неповинную, отвечали с холодным пренебрежением: а нам что до того? ты сделал, ты и в ответе. Иуда бросил сребреники на пол и в отчаянии пошел и удавился. Первосвященники не решились вложить брошенные деньги в сокровищницу храма, как нечистые, и употребили их на покупку земли для погребения странников, так как в устройстве такого кладбища была настоятельная потребность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Не говорю тебе до семи раз, ответил Господь «но до седмижды семидесяти раз». Человек оскорбляет Бога без числа, и однако Господь подает прощение всякому грешнику, лишь бы он раскаялся. Так должны поступать и люди, прощая друг другу обиды. Это необходимое условие для получения и себе прощения от Бога. Поэтому прощение нельзя ограничивать каким-либо определенным числом. Для более наглядного объяснения этой мысли Господь сказал следующую притчу: «Уподобилось Царствие  Небесное человеку царю, как он восхотел сосчитаться с рабами своими. И как начал он считаться, привели к нему одного должника, что был ему должен тму (10,000) талантов. А как он не имел, чем заплатить, то повелел владыка его продать его, и жену его, и детей, и все, что имел он, и заплатить. Тогда пал раб тот и, кланяясь ему, говорил: Господи! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Умилосердившись же владыка над рабом тем, простил его и долг отпустил ему. Раб же тот, вышед, встретил одного из товарищей своих, что был должен ему сто пенязей и, ухватив его, душил, говоря: отдай мне, что ты мне должен. Тогда пал товарищ к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне и все тебе отдам. Но тот не хотел, но повел его и всадил в темницу, пока не отдаст долга. Видев то, товарищи его крепко сжалились и, пришед, сказали господину своему все бывшее. Тогда призвал его господин и говорит: раб лукавый! весь долг тот я простил тебе, так как ты упросил меня; не подобало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я тебя помиловалъ? И, прогневавшись, господин его предал его истязателям пока не отдаст ему весь долг свой. Так и Отец Мой Небесный сотворит вам», заключил Господь, «если не отпустит каждый из вас брату своему от сердец ваших согрешения их». Избрание семидесяти апостолов и посольство их на проповедь. (Лк. 10:1–24; Мф. 11:27–30). Кроме двенадцати ближайших учеников у Иисуса Христа было много других постоянных слушателей, из которых некоторые просили, чтобы Он дозволил им быть всегда с Ним и неотлучаться от Него. Из этих слушателей Господь избрал семьдесят человек и послал их на проповедь о наступлении Царствия Божия. «Жатвы много»  –  сказал Господь при этом «делателей же мало; молите же Господина жатвы, да изведет делателей на жатву Свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Не за доброе дело», отвечали они, «но за хулу, что Ты человеком будучи, творишь Себя Богом». «Когда Мне не веруете, – сказал Господь «делам Моим веруйте; тогда уразумеете и уверуете, что Отец во Мне и Я в Нем». При последних словах Господа фарисеи снова схватили камни и хотели вывести Его из храма и побить, но Он уклонился и скрылся в народе. После того Иисус Христос удалился со Своими учениками из Иерусалима и прошел в Перею. Воскрешение Лазаря. (Ин. 11). Во время пребывания Иисуса Христа в пределах Переи, в Вифании  Марфу и Марию постигло большое горе: тяжко захворал их брат Лазарь. Болезнь усилилась, и сестры поспешили известить об этом Иисуса Христа в надежде, что Он придет и исцелит больного. Целый день должны были употребить посланные на дорогу, пока пришли к Иисусу Христу. Онъ выслушал и отпустил их сказав, что эта болезнь, не к смерти, а к славе Божией. Между тем Лазарь умер. После ухода посланных прошло два дня. На третий день Господь объявил ученикам, что Он намерен идти в Иудею. Ученики смутились так как, не ожидали ничего хорошего от этого путешествия. «Учитель!» – сказали они «недавно иудеи хотели побить Тебя камнями, а Ты опять идешь туда?»  Иисус Христос отвечал, что пока не настало предопределенное время, ничто не может помешать Его деятельности и вслед затем прибавил: «Лазарь друг наш уснул, но иду разбужу его». Думал, что Он говорит об обыкновенном сне, который для больного часто служит хорошим признаком выздоровления, ученики заметили, что если уснул, то выздоровеет. Тогда Господь прямо сказал  им: «Лазарь умер; и Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали: но пойдем к нему». Ученики видели, что Господь не изменит Своего решения. Одно мгновение они колебались как поступить в виду явной опасности, угрожающей и Ему и им в Иудее. Наконец, Фома сказал с глубокой скорбью: «Пойдем и мы умрем с Ним». Был уже четвертый день со смерти Лазаря, когда Господь пришел в Вифанию. В доме умершего собралось несколько друзей, чтоб разделить горе Марфы и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Не судите» – говорит Он «да не судимы будете (и вы Богом); ибо каким судом судите, так и вас судить будут, и какою мерою мерите, такою отмерится вам. И что ты видишь сучек в оке брата твоего, а бревна в твоем оке не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучек из ока твоего; а вот, бревно в твоем глазе? Лыцемер! вынь прежде бревно из ока твоего, и тогда посмотришь, как вынуть сучек из ока брата твоего». В этих словах для более наглядного объяснения Своей мысли Господь употребил ходячую тогда пословицу, в которой под сучком разумелся вообще незначительный недостаток, а под бревном недостаток крупный. В снисходительности к слабостям и недостаткам других сказывается любовь к ближнему. Она снискивает человеку и любовь Божию. А нетерпимость, превозношение пред другими показывает оскудение любви к ближнему и лишает человека любви Божией. Вообще, к ближнему человек должен относиться так, как желает, чтобы относились к нему самому другие: «так во всем, как хотите, чтобы творили вам люди, так и вы творите им; ибо в сем – закон и пророки». Е. Учение о промысле Божием. В словах молитвы Господней раскрыта мысль о Боге, как о милостивом, любвеобильном Отце всех людей. Таже мысль раскрывается Господом еще с большей подробностью. «Не скрывайте себе сокровищ на земле, где червь и тля тлит, и где тати подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небеси; ибо где сокровище, там будет и сердце ваше. Никто не может двум господам работат: либо единаго возлюбит, а другого возненавидит, либо единому прилежит, о другом же нерадеть начнет. Не можете Богу работать и мамоне». Мамон – сирийское божество, бог богатства. Скоплять богатства, стремиться к приобретениям и, таким образом, делать себе идола из богатства совершенно несовместимо с истинным служением Богу, как несовместима служба у двух господ, стремящихся к противоположным целям. Человек, преданный воле Божией, возвышается над заботами о земных нуждах. «Того ради, говорю вам: не пекитесь душею вашею, что вам есть и что пить, ни телом вашим –  во что облечетесь. Не душа ли больше пищи, и тело одежды? Воззрите на птиц небесных: не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не много ли лучше их? Кто же из вас заботою своей может прибавить себе росту и на локоть один? И об одежде что печетесь? Смотрите на лилии полевыя, как они растут? Не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не облекался так, как и одна из них. Если же траву полевую Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Не пекитесь же и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Всего того язычники ищут; но знает Отец ваш Небесный, что вам во всем том нужда. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и то все приложится вам. Не пекитесь же о завтрашнем дне, завтрашний о себе печется. Довольно днешнему дню своей заботы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Никодим все еще недоумевал, и Господь пояснил Свою мысль примером. «Дух» (ветер), говорил Он «где хочет дышет, и гласи его слышишь, а не знаешь,.откуда приходит и куда идет: так бывает и со всяким, рожденным от Духа (Святого)». Не видно, с чего начинается и как происходит возрождение человека, но оно ясно сказывается во всей жизни его. Только духовно возрожденный человек можетъ получить Царствие Божие. Если то, что известно из собственных наблюдений и опыта непонятно Никодиму, то еще менее ему понятны высшие предначертания Промысла Божия о спасении человека, о Царствии Божием. Сын Человеческий, имеющий пребывание на небе, сошел с неба для того, чтобы спасти мир. Для достижения этой цели Он должен быть вознесен (на крест), подобно тому, как Моисей вознес змию в пустыне. В этом выражается бескнечная любовь Божия. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И необходимо веровать в Сына Божия чтобы войти в Царствие Божие, а эта вера невозможна без духовного возрождения от воды и Духа. Таковы мысли, высказанные Господом в беседе с Никодимом. Никодим сделался Его учеником, но тщательно скрывал это от всех. Последнее свидетельство о Христе и заключение в темницу Иоанна Крестителя. ( Ин. 3:22–36; Мф. 14:3–4; Мк. 6:17–20; Лк. 3:19–20). Из Иерусалима Иисус Христос прошел к Иордану и некоторое время пробыл в приречных городах, не выходя из пределов Иудеи. Ученики Его, по примеру Иоанна Крестителя, также стали крестить народ. Это обстоятельство послужило предметом спора между ищущими крещения о том, чье крещение выше – Иоанново или Иисусово, хотя Христос Сам и не крестил, а ученики Его. Для решения спора ученики Иоанна обратились к самому Крестителю. «Учитель»,  –  говорили они с неудовольствием «Тот, Кто был с тобою по ту сторону Иордана и Кому ты свидетельствовал – вот Он крещает, и все идут к Нему». Иоанн еще раз повторил свое свидетельство, сказав: «Вы сами свидетели в том, что я сказал: я не Христос, но послан пред Ним. Ему подобает расти, а мне умаляться. Он приходить свыше, Он возлюбленный Сын Божий. Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а неверующий не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Это были последние слова, сказанные Крестителем вслух всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010