Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду 4-й седмицы Великого поста в московском храме апостола Иоанна Богослова на Бронной 26 марта 2014 г. 15:22 26 марта 2014 года, в среду 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Андрей, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры! Я очень рад посетить этот исторический храм, один из древнейших в Москве, история которого восходит к XVI веку. В то время здесь стояла еще деревянная церковь, но уже тогда она была очень почитаема москвичами, и царь Федор Иоаннович делал пожертвования в этот храм, отмечая его своей царской милостью. Мы знаем, что большинство деревянных зданий в Москве либо сгорело, либо было разобрано из-за ветхости, но этому храму в каком-то смысле «повезло», потому что через сто лет был построен другой храм, который сохраняется в основных своих элементах до сегодняшнего дня. Храм был освящен Патриархом Адрианом; в XIX веке, после реставрации и значительной перестройки, — святителем Филаретом; и, наконец, в 90-х годах, после замечательного восстановления, — Святейшим Патриархом Алексием, моим блаженнопочившим предшественником. С 1993 года здесь трудится настоятелем отец Андрей Хохлов, которого я помню еще совсем юным, — он был студентом Ленинградских духовных школ и моим послушником, когда я был ректором. Всякий раз, когда я встречал отца Андрея, я спрашивал его о том, где и как он служит, и он мне рассказывал об этом храме и о своем служении. Патриарху действительно непросто выбрать время для посещения московских храмов, но я стараюсь это делать, и в моем, таком насыщенном, расписании стоял и храм святого Иоанна Богослова, возлюбленного ученика и апостола Христова. Радуюсь, что в преполовение Великого поста, Святой Четыредесятницы, в среду Крестопоклонной седмицы, я смог осуществить свое благое намерение и посетить ваш приход. Мы сегодня не отмечаем особого праздника, но всякий раз, когда христианская община собирается для того, чтобы помолиться, причаститься Святых Христовых Таин, — это праздник, ведь каждый человек знает, что, выходя из храма, он чувствует обновление своих душевных сил через прикосновение благодати Божией. Светские праздники, сопровождаемые безудержным весельем, возлиянием спиртного, нередко кажутся радостными, когда мы в них участвуем, но за этим следует глубочайшее разочарование, потому что веселье — это не радость. Веселье — это некое воздействие внешних возбуждающих факторов на психику человека, и не всегда это воздействие бывает полезным. В каких-то случаях оно полезно, но нередко оно избыточно и разрушает нервную систему человека.

http://patriarchia.ru/db/text/3612465.ht...

В среду 4-й седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме апостола Иоанна Богослова на Бронной 26 марта 2014 г. 13:46 26 марта 2014 года, в среду 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: епископ Серафим (Зализницкий) ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы; протоиерей Андрей Хохлов, настоятель храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова ; духовенство Москвы. Пели хор Данилова монастыря (регент — Георгий Сафонов) и хор храма Иоанна Богослова (регент — Ирина Хохлова). Проповедь перед причастием произнес священник Владимир Соколов, клирик храма святых Девяти мучеников Кизических г. Москвы. По окончании Литургии от лица клира и прихожан храма Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Андрей Хохлов, который преподнес Его Святейшеству икону святого апостола Иоанна Богослова. «Сегодня наш приход испытывает огромную радость — Предстоятель Русской Православной Церкви совершает богослужение в нашем храме. Это событие, которое мы долго ждали, будет описано в летописи нашего храма. Наши потомки будут вспоминать об этом так же, как мы вспоминаем тех, кто ранее служил в нашем храме, — это Патриарх Адриан, который служил здесь 320 лет назад, святитель Филарет, освящавший в 1842 году наш храм, и Святейший Патриарх Алексий, который освятил наш храм 15 лет тому назад. И во второй раз в новейшей истории нашего храма Вы, Святейший Владыка, совершили здесь Божественную Литургию Преждеосвященных Даров», — сказал, в частности, отец Андрей. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель передал образ Святой Живоначальной Троицы с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3612385.ht...

В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. Храм практически полностью восстановлен. При храме действует воскресная школа для детей. Исторический обзор о строительстве, разрушении и воссоздании храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь. Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Для больницы купили усадьбу Анны Неклюдовой на Малой Бронной, пережившую нашествие Наполеона, а купчую подписал Николай Андреевич Небольсин, гражданский губернатор Москвы и владелец того самого здания, в котором ныне размещается Филатовская больница. Он же стал ее первым почетным опекуном, когда она еще размещалась на Бронной. Усадьбу под больницу перестроил именитый архитектор М.Д. Быковский. Здесь были и помещения для персонала и прислуги, и комнаты для игр, и инфекционное отделение, и даже ванные с водопроводом. А в центре здания на третьем этаже была устроена церковь во имя святой мученицы Татианы – в память Татьяны Васильевны Голицыной. 5 декабря 1842 года ее освятил святитель Филарет, митрополит Московский, а на следующий день больница приняла первых пациентов. Москвичи называли ее просто Бронной больницей. Первое время она существовала безбедно благодаря Голицыну, который мог обеспечить пожертвования. Но уже в июне 1843 года он вышел в отставку по болезни и через год умер в Париже. Его тело привезли в Москву и похоронили в Донском монастыре, в усыпальнице князей Голицыных – церкви архангела Михаила. Больница же была передана Воспитательному дому и причислена к ведомству учреждений императрицы Марии. Ее финансовое положение было очень тяжелым, но тем не менее, как единственная детская больница Москвы, она стала клинической базой для студентов медицинского факультета Московского университета, в которой проводились практических занятия по изучению детских болезней. За годы существования больницы на Бронной в ней оказали помощь 40 тысячам пациентам. Здесь служили замечательные врачи. Одним из них был Н.А. Тольский, который начал преподавание педиатрии в Московском университете и организовал самостоятельную кафедру детских болезней. Между тем строения Бронной больницы медленно разрушались. Первый пожар случился уже в 1848 году, и врачи взывали к городским властям о постройке нового здания. Император начертал загадочную резолюцию «Сообразить», но старое здание продержалось еще почти 40 лет. В 1883 году, после очередного пожара, больница, кроме амбулаторного отделения, была закрыта. Это вызвало массу протестов, но городские власти не располагали средствами. Помощь снова пришла неожиданно. От полной ликвидации больницу спас князь А.А. Щербатов, приходившийся дальним родственником покойному губернатору Д.В. Голицыну. С именем князей Щербатовых была связана и новая эра благотворительности, и вторая страница истории детской больницы и ее домовой церкви.

http://pravoslavie.ru/29027.html

Во 2-х, дни первой седмицы Великого поста. В них в понедельник, вторник, среду и четверток читается Великий канон св. Андрея Критского (Тип., послед., сих дней), а в пяток – канон Октоиха, покойный (Тип., послед. пятка 1-й сед. Вел. поста), который положен в Октоихе в последовании утрени и, кроме того, читается канон из Минеи святому, случившемуся в субботу или неделю этой седмицы (Там же). В первую неделю (воскресение) Великого поста на повечерии читается канон пророкам, положенный в Триоди наряду. В 3-х, пятки сырной седмицы и седмиц Великой Четыредесятницы, кроме седмицы ваий, и пятки седмиц Пятидесятницы, кроме седмицы пасхальной. В эти пятки полагаются на повечерии каноны покойные настоящего гласа той Недели, т. е. каноны за усопших из Октоиха, положенные там в последовании субботы на утрени (Тип., послед. пятка, сырнаго. Последование пятка 1-й седм. Великого поста и послед. 2-й седм. пр Пасхе пятка). Кроме того поются и каноны святых, прилучившихся в Недели или субботы (Тип., послед. пятка 1-й седм. Великого поста и Нед. св. ап. Фомы). В 4-х, дни от пятка седмицы ваий до дня Пасхи. В эти дни читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной (Тип., послед. пятка недели ваий – послед. велик, понедельника и др.). В 5-х, в день Пятидесятницы читается канон не к Богородице из Октоиха, а канон Святому Духу из Триоди (Тип., послед. пят. и др.). В некоторые же дни в году полагаются на повечерие два канона, как это и видели из некоторых предыдущих указаний. К таким дням относятся: Во 1-х, дни от понедельника 2-й седмицы Великого поста до пятка седмицы ваий. В эти дни поются каноны тех святых, коих память случится в дни – от субботы Лазаря до недели св. ап. Фомы. Каноны святых поются с канонами Богородичными Октоиха. Прежде поется канон Богородицы, потом канон Минеи. По 3-й песни поется кондак и седален Минеи (Тип., послед. понед. 2-й седм. Велик. поста). Во 2-х, на повечерии с канонами Октоиха читаются каноны тех святых, коих память случится в недели (воскресения) 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю Великой Четыредесятницы (Тип., послед. пятка 1-й седмицы Вел. поста), также в среду 4-й седмицы (Тип., послед. вторника 4-й седмицы Великого поста), в четверток 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 4-й нед. вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки мучениц Татианы и Софии с Патриаршим благослвоением. Храм святых мучениц Софии и Татианы при Детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова (б. Софийская больница) (Москва, улица Садовая-Кудринская д. 15, стр. 9) Первая в Москве детская больница учреждена была князем Дмитрием Владимировичем Голицыным в январе 1841 года. Изначально была основана на другом месте — на Малой Бронной улице. 5 декабря 1842 года больницу и церковь на Малой Бронной освятил святитель Филарет, митрополит Московский. Первая домовая церковь была освящена в честь св. Татианы в память умершей супруги Голицына, Татьяны Васильевны, урожденной Васильчиковой. Княгиня много занималась делами благотворительности. Однако строения Бронной больницы плохо подходили для лечебного учреждения. В 1883 году, после очередного пожара, больница, кроме амбулаторного отделения, была закрыта. Это вызвало массу протестов, но городские власти не располагали средствами. От полной ликвидации больницу спас генерал-губернатор Москвы князь Александр Алексеевич Щербатов. 30 апреля 1885 года князь А.А. Щербатов передал в дар городу усадьбу своей умершей матери княгини Софьи Степановны Щербатовой для размещения детской больницы. Его условиями были: больницу назвать Софийской в память покойной княгини и домовую церковь освятить во имя святых Софии и Татианы, чтобы восстановить посвящение престола старой Бронной больницы. Для перестройки усадьбы и устройства церкви пригласили известного архитектора академика Александра Степановича Каминского, зятя братьев Третьяковых. В декабре 1897 года храм был освящен. Настоятелем храма был протоиерей Иоанн Соколов (его сын епископ Пензенский Кирилл (Соколов) был расстрелян в 1937 году). В 1920-х годах больнице присвоили имя доктора Н.Ф. Филатова, работавшего в ней и снискавшего большую любовь москвичей. В 1930-е годы храм Софийской больницы закрыли. Было изъято ценностей весом 20 фунтов золота и серебра (ок. 10 кг).

http://patriarchia.ru/db/text/3892659.ht...

Они явились образцами синтеза старых и новых канонов церковной архитектуры. И церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе является одним из лучших образцов приходских храмов этого периода. В ее архитектуре можно встретить первые попытки согласовать стиль, ставший уже народным, с новыми — никоновскими — архитектурными канонами. Здесь мы встретим привычные для архитектуры XVII века детали: фасады, расчлененные карнизом на два яруса и украшенные в уровне окон второго яруса полуколоннами; кокошники, отделенные от стены развитым антаблементом; и окна, обрамленные колончатыми наличниками двух типов — с килевидными и треугольными навершиями. Всё это вполне соответствует вкусам XVII века, стилю русское узорочье. Но так как храм всё же принадлежал уже к новой эпохе, обращавшей свой взгляд на Православный Восток и подражавшей архитектуре XIV–XV веков, его архитектура должна была отвечать новым требованиям. Мы видим монументальные пропорции объема храма, напоминающие сооружения времени правления царя Иоанна III (Иван Великий), стройное классическое барабанное пятиглавие, увенчанное шлемовидными куполами. С сооружениями XVI века его сближает также трактовка некоторых деталей фасадного декора: крупные, напоминающие закомары кокошники, присутствующие также в украшении барабанов и широкие перспективные порталы с килевидными завершениями. Столь долгое строительство было связано, очевидно, с бедствиями, обрушившимися на Москву в середине 50-х гг. XVII века. Твердость и усердие жителей Бронной слободы в стремлении построить новый каменный храм и благоукрасить его нашли живейший отклик у одного из видных церковных деятелей той эпохи, известного писателя, просветителя, воспитателя царских детей Симеона Полоцкого. В своем сочинении «Увещание на собрание к созиданию храма Иоанна Богослова» он воздавал хвалу благочестию прихожан, радением которых был возведен новый величественный каменный храм, и уподоблял их библейским суманитянам. Внимание Симеона Полоцкого к храму в Бронной слободе не случайно.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Что касается самого училища при храме, то тут главный вопрос стоял о лице, способном возглавить новое учебное заведение. И здесь опять не обошлось без содействия влиятельных покровителей приходской общины Иоанно-Богословского храма, в особенности Симеона Полоцкого и царского духовника Андрея Савинова. В 1669 г. новым настоятелем церкви был назначен некий Иван Андреевич Шматковский, бывший протопоп Троицкого собора города Глухова. Такое перемещение в Москву, в Царскую Бронную слободу было не случайно. Еще будучи на Украине, он открыто выступал за необходимость объединения с Россией и принимал активное участие в борьбе против прозападной коалиции. До нас дошло торжественное обращение к царю Алексею Михайловичу, где автор выражал надежду на победоносное завершение объединения исконно русских земель под рукой российского самодержца. О том, что новый настоятель храма в Бронной слободе, отец Иоанн, был приближен ко двору и пользовался особыми привилегиями, свидетельствует тот факт, что он был единственным приходским священником во всей Москве, который выступал на приемах у патриарха и непосредственно общался с представителями высшего духовенства. Вот именно этому новому настоятелю церкви Иоанна Богослова и поручалось возглавить славяно-греческое училище. К сожалению, до нас не дошло никаких документов о деятельности этого училища. Под давлением ортодоксально настроенных иерархов все действующие на тот момент в Москве славяно-греко-латинские училища, очаги «зломысленного мудрования» были закрыты к началу 1670-х гг. Сам же отец Иоанн был настоятелем Иоанно-Богословского храма недолго, уже к концу 1671 г. в храм был направлен другой настоятель. Однако о работе, пусть и непродолжительной, уже открытого в Бронной слободе училища свидетельствует биография одного из певчих этого храма. Иван Федорович Волошеинов, бывший певчий храма в Бронной слободе, в 1673 г. был приглашен на должность учителя во вновь отрытую школу для мещанских детей, указав на полученное систематическое образование именно в своем бывшем приходе.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Дело в том, что значительная часть местного приходского населения состояла из так называемых «мастеров-иноземцев», точнее из белорусов, во множестве переходивших на русскую службу и селившихся в дворцовых слободах. А так как Бронная слобода сильно опустела после «морового поветрия» 1655–1656 гг., то приезжавшие в Москву белорусы с охотой селились здесь и начинали обучаться местному ремеслу. Вот их-то и любил навещать в Бронной слободе Симеон Полоцкий, не забывая о нуждах своих бывших земляков и радуясь их благочестию. Конечно, строительство каменного храма, а потом и его внутреннее обустройство потребовали значительных материальных и людских ресурсов от местных слободчан. Осознав, что собственными силами завершить обустройство и украшение храма не удастся, прихожане Иоанно-Богословского храма решились обратиться к самому царю Алексею Михайловичу с коллективной челобитной. В ней они просили царя пожертвовать в храм необходимую для церковного богослужения утварь. Царь удовлетворил их просьбу, прислав всё необходимое. Следующий важный период в жизни прихожан церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе связан со знаменитым Большим Московским собором 1666–1667 гг. Одним из важнейших результатов работы этого собора стало осуждение старообрядчества. Анализируя причины появления раскола в Русской Церкви, собор архипастырей пришел к выводу о том, что он был вызван отсутствием на Руси «народных» училищ. Восточные иерархи настоятельно рекомендовали царю и пастырям Русской Церкви озаботиться открытием русских школ, где бы систематически изучались славянские и греческие языки и другие важные предметы. Эти призывы привели к положительным результатам — к декабрю 1667 г. относится попытка учреждения славяно-греческого училища в московской Бронной слободе при храме Иоанна Богослова. Программа его должна была выходить за рамки обычной приходской школы — в нее бы включались греческий язык и грамматика. Но самое главное отличие состояло в том, что инициаторами учреждения училища выступали не церковные лица, а светские люди.

http://sobory.ru/article/?object=03413

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010