М., 1996). Величие Божией Матери утверждено на первых страницах святого Евангелия и соответственно является верой благовестителей. Архангел Гавриил, повествует святой евангелист Лука, послан был от Бога в галилейский город Назарет к Деве Марии и, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... ибо Ты обрела благодать у Бога ( Лк.1:26–30 ). Получить благодать Божию, стать благословенной среди женщин, услышать от Небесного Вестника: Господь с Тобою, – есть подлинное величие. И вскоре Дева Мария пророчески возвестила: Отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:48 ). Если так сказала Сама Пресвятая Дева, и эти слова записал святой евангелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Её! Святой евангелист Лука оставил и ещё весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Деве Марии от народа и от Ее Божественного Сына. Одна женщина, – пишет святой евангелист, – возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27–28 ). Изъясняя эти евангельские слова, Рязанский митрополит Стефан (Яворский) , местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, затем и президент Святейшего Синода († 1722), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим ещё более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить Слово Божие плотью, и то, во-вторых, что значит зачать и носить Слово Божие мыслью. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя», за второе же Сам Христос похвалил Её, когда сказал: «Блажени слышащий слово Божие и хранящий е». Обе сии похвалы, или лучше блаженства, по истине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробою зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы не зачала Его верой» (Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по Стефану (Яворскому) . М., 1887. С. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Случилось, когда Иисус Христос говорил слово, некоторая женщина из народа, возвысив голос, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя. Он же сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:27–28). Слушатели-христиане! Иисус Христос пришел к Марфе в дом для того, без сомнения, чтобы откушать хлеба-соли. Но когда подавали, по обыкновению, на стол, Он говорил слово, поучение, и Мария, сестра Марфы, с таким вниманием слушала Его, что все забыла, забыла и о том, что надобно позаботиться об угощении Гостя. Почему Мария так внимательно слушала Иисуса Христа, что и о хлебе забыла? Потому что Иисус Христос так говорил, как никто из людей говорить не может. Из уст Его исходила благодать, слово Его слаще меда, поучение Его вкуснее всякой пищи. Счастлива Марфа, что удостоилась принять в дом свой Иисуса Христа, но еще счастливее сестра ее, что удостоилась слышать слово Божие из уст Иисуса Христа. Слушатели-христиане! Как всякий из нас может слушать слово Божие из уст Иисуса Христа? Слушая и читая Святое Евангелие. Да, апостолы в своих посланиях, пророки в своих пророчествах говорят об Иисусе Христе, во имя Иисуса Христа. Но в Евангелии говорит Сам Иисус Христос. Вот потому-то, слушатели, каждому из нас непременно бы следовало иметь у себя в доме книгу Евангелие. Всякий христианин имеет в доме иконы святые, точно так же необходимо всякому христианину в доме и Евангелие Святое. Только надобно, чтобы книга Евангелие так же чтима была нами и в доме, как чтим мы святые иконы. Где святая икона Иисуса Христа стоит у нас, там должно стоять и Его Святое Евангелие. Видите, на каком святом месте лежит Евангелие у нас в церкви, – на самом святом, на святом престоле. Вот особенно почему всякому христианину непременно нужно учиться грамоте – чтобы всякий мог сам читать Святое Евангелие. Да, и для этого одного, чтобы всякому самому уметь читать Святое Евангелие Господа и Спаса нашего, стоит всем учиться грамоте. Счастлив дом, в котором есть книга Святое Евангелие, – домашние, значит, могут видеть у себя Иисуса Христа. Но еще счастливее тот из домашних, кто умеет читать Святое Евангелие, – он, значит, может слышать Самого Иисуса Христа, беседовать с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Наиболее явным утверждением веры ранней Церкви в Божество Иисуса Христа является пролог Евангелия от Иоанна, в котором Христос отождествляется со Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:1–5 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:9–14 ). В Православной Церкви этот евангельский отрывок читается на главном богослужении года – Божественной литургии в ночь святой Пасхи, когда празднуется Воскресение Христово. Именно эти слова являются манифестом веры древней Церкви в Божество Иисуса Христа, – веры, которую Церковь считает краеугольным камнем своего бытия. В прологе Евангелия от Иоанна содержится эксплицитное признание того, что Слово Божие, Единородный Сын Божий, есть Бог. Это Слово Божие изначально существовало «у Бога» (греческое выражение προς τον Θεον точнее переводится как «с Богом» или «к Богу»), то есть Оно всегда было с Богом Отцом: не было такого момента, когда бы у Бога не было Единородного Сына. Слово Божие «стало плотью», воплотилось, сделалось человеком и жило среди людей. Именно в том, что Бог стал человеком, и заключается благая весть, которую принесли миру евангелисты и апостолы Христа. Именно в этой вести – новизна христианства как Нового Завета между Богом и людьми. Пролог Евангелия от Иоанна заканчивается словами: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Современные критические издания Нового Завета приводят этот текст в несколько иной редакции: вместо «Единородный Сын» (μοονογενης υιος) в них стоит «Единородный Бог» (μονογενης Θεος). Это чтение основано на наиболее древних рукописях (тогда как чтение «Единородный Сын» встречается лишь в некоторых рукописях, начиная с IV века). Аутентичность этого чтения подтверждается также использованием выражения «Единородный Бог» у Василия Великого , Амфилохия Иконийского , Григория Нисского и многих других восточнохристианских авторов. Выражение «Единородный Бог» является еще одним подтверждением веры ранней Церкви в Божество Христа. Имя Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

земное, а «новое». Второе слово – гораздо непостижимее: почему это Царство называется – Царством Отца? Господь Иисус Христос говорил с учениками как Человек, а все Божественное, Небесное Он относил к Отцу Своему; для евреев это было приемлемее – в противоположность земному. Следовательно, это «Отца Моего» – то же, что «Царство Божие», не земное, а Божественное, присносущное, сверхъестественное. А таковое всё исходит – от Бога Отца: от Него рождается и Сам Сын и исходит Святой Дух. Тем более – для человека: всё изливается от Него же. Под Богом, конечно, разумевается вся Троица, но прежде всего – Бог Отец: источник, корень Божества и всего бытия. Поэтому Господь Иисус Христос всё, в конце концов, относил к Отцу Своему. Но и это не уясняет нам содержания понятия «Царства Божия». Пока мы негативным (отрицательным) путём пришли к тому, что не есть Царство Божие. Царствие Божие, говорит св. Григорий Палама, не создано. Тварь вся создана, есть сотворена, а Царство Божие – не создано, присносущно, как сущее в Боге, как неотъемлемое от Него, как свет и тепло – неотъемлемы от солнца. Но если мы пожелаем конкретнее понять теперь, что же оно есть, то вот какие мысли приходят мне и какие открыты нам святыми отцами. А. Прежде всего условимся в мыслях, что это Царство действительно есть, истинно существует. Бог есть. И следовательно, Его Царство с Ним существует. После Страшного суда Господь скажет праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Б. В чём же оно состоит? На этот вопрос мы должны ответить себе, что оно – никак не просто, не скудно, не бледно, как можем мы воображать себе его, живя на земле и не зная его. Наоборот, оно необычайно сложно, так сказать, – чрезвычайно богато, непостижимо разнообразно. И не может быть иначе: если Бог сотворил мир таким разнообразным, то тем более должно быть многообразным Царство Божие. В. В чём же состоит это многообразие, мы не вполне можем сказать – это нам неизвестно, – но лишь отчасти. Апостол Павел говорит: «Мы отчасти знаем, и

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

   Вот смотрите — пред вами образ Владимирской Иконы Божией Матери. Когда-то этот образ был совсем темным, и ничего нельзя было на нем рассмотреть. На руках у покойной матушки игуменьи Руфины образ чудесно просветлел и засиял. Этим поразительным чудом Господь приводит нас к тому, чтобы мы вспомнили о том, что и в нас — образ Божий, и мы должны стремиться к тому, чтобы подобие Божие сияло бы в нас, и чтобы человек уподоблялся бы не «скотам несмысленным» , а Господу Богу своему. Который создал его по Своему образу и подобию, и ждет, что он не станет на путь неверности Богу и отступления от Него, и это подобие не утеряет, а будет идти путем доброй христианской жизни и угождения Богу. Этим путем шли угодники Божии, которых мы именуем как сказано выше, преподобными, за то, что они обновили и раскрыли в себе подобие Божие и достигли высшего духовного совершенства, какое достижимо для человека в его земной временной жизни. Аминь.             Евангелие на Богородичные праздники    Сегодня в день праздника в честь Божией Матери, слышали мы с вами то Евангелие, которое почти всегда, за исключением праздника Благовещения Божией Матери, читается за литургией во все богородичные праздники — Евангелие, хорошо нам знакомое, о том, как Господь наш Иисус Христос посетил благочестивое семейство Марфы и Марии, как Он там беседовал и как на это отозвались те, кто слушали Его божественное слово.    Мы знаем, что Евангелие это оканчивается словами: «Бысть егда глаголаше сия (когда Он говорил это) одна женщина из народа воскликнула: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (Лк.11:27), т.е. блаженна Та, Которая сподобилась быть Материю Твоею. И знаете вы ответ Спасителя: «Емже убо (тем более) блаженнее слышащие слово Божие и хранящие его». Отсюда может появиться, если не недоумение, то, во всяком случае, некоторое удивление: Что же получается? Когда ублажают пренепорочную Матерь Господа, то Сам Он утверждает, что тот, кто слушает слово Божие и хранит его, тем более блажен...    Здесь вспоминаётся еще один случай, о котором говорит Евангелие. Когда Господь был окружен народом, а Ему сказали, что Матерь Его и братья Его хотят Его видеть, Господь ответил: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» (Мф. 12:48). И показав рукой на окружавших Его, говорит: «Кто творит волю Отца Моего, тот Мне и брат и сестра и Матерь» (Мф. 12:50), т.е. поставил духовное родство выше кровного. Вот и тут можно, казалось бы, понять, что, действительно, те, которые Его слово понимают и исполняют, ближе Ему, чем Матерь Его и братья по плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§ 397. Христиане должны язык свой хранить, ибо ничем так не грешит человек, как языком необузданным. Святой апостол Иаков, описывая необузданность и от того вред языка человеческого, говорит: «язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак.3:5–9 ). Такое страшно есть зло – язык, когда прилежно не хранится! Страшные и премногие злые следствия необузданного языка представляет нам и Сирах: «язык трегубый многи потрясе, и разлучи я от языка во язык, и грады тверды разори, и домы вельможей преврати; язык трегубый жены доблия изгна, и лиши я от трудов их. Внемляй ему не имать обрести покоя, ниже вселится с безмолвием. Язва бичная струпы творит: язва же язычная сокрушает кости. Мнози падоша острием меча, но не якоже падшии языком. Блажен, иже укрыется от него, иже не пройде в ярости его, иже не повлече ига его, и узами его не связан бысть: иго бо его, иго железно; и узы его, узы медяны. Смерть люта, смерть его, и паче его лучше есть ад» ( Сир. 28:16–24 ). Так много зол язык необузданный делает! Сего ради должно христианам весьма стараться о том, чтобы его хранить во ограде своей, и не попускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). И Христос судом грозит необузданному языку: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Если за слово праздное, тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ. Сего ради так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» ( Иак.1:19 ). «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( Пс.33:13–14 ; 1Петр 3 и в прочих местах). Помнить христиане должны, что они святое и страшное имя Божие призывают, поют и хвалят. Как имя Божие, великое и святое, призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, буесловием, кощунством, клятвою, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им помнить должно, что причащаются пречистого Тела и Крови Христовой. Как примут во уста ту Святыню, – во уста, говорю, которые гнилыми и смрадными словами оскверняют? Внимай сему прилежно, необузданный язык, да неосужденно имя Божие призовешь, и Святых Тайн причастишься. (Смотри еще главу о языке в книге первой).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, притчу о сеятеле нужно понимать не только в смысле вообще проповеди христианского учения и евангельских заповедей, но и в узком смысле — в смысле Иисусовой молитвы, которую мы должны хранить так, как учит нас Евангелие. И молиться мы должны так, как учит Евангелие, и жить так, как учит Евангелие, а не по своей логике, не по своему уму. Как в физическом, так и в духовном мире существуют свои непреложные законы. И как тот, кто попытается нарушить законы физического мира, только причинит себе этим лишнюю скорбь, а то и погибнет, так и тот, кто попытается в духовной жизни руководствоваться не евангельским законом, а своим собственным и изобретенным, обязательно падет. Поэтому будем жить, мыслить и чувствовать по Евангелию, ибо другого пути у христианина нет. Можно сказать просто: иного пути вообще нет. Ибо что такое христианин? Это человек, живущий правильно, по естеству, каким его создал Бог. Именно поэтому можно сказать, что другого пути, кроме пути Евангелия, в духовной жизни нет. Аминь. 27 октября 1996 года Почему слово Божие не доходит до нашего сердца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Вышел сеятель сеять семя свое» (ст. 5). Под сеятелем нужно понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. По толкованию святых отцов, только о Нем можно сказать, что Он сеет «семя Свое», тогда как все остальные, сеющие слово Божие, сеют не свое семя, а принадлежащее Богу. Если какой-либо проповедник преподает не слово Божие, а какое-то свое собственное учение, то он на самом деле распространяет лжеучение, ибо ценность истинного учителя в том и состоит, что он учит не своему, а Бо-жию. Только Господь Иисус Христос, Истинный Бог, сеет «семя Свое», то есть проповедует слово Божие, Ему принадлежащее и от Него Самого исходящее. «И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его» (ст. 5). Некоторые толкователи считают, что дорога — это путь Божий, а слова «при дороге» означают, что семя оказывается вдали от этого Божественного пути. Но мне кажется, что это не совсем точное толкование. Наверное, правильнее будет понимать под дорогой страсть, действующую в сердце человека, как протоптанный путь к какому-либо искушению. У каждого из нас есть какие-то господствующие страсти: один человек гневливый, другой — сребролюбивый, третий — подвержен блудной страсти. Любая из страстей является протоптанной через сердце человека «дорогой». Когда семя слова Божия падает в сердце человека возле этого проторенного страстью греховного пути, тогда «птицы небесные», то есть демоны, или, иначе говоря, греховные помыслы, как хищники, уничтожают его, похищая из сердца. Как грунтовая дорога обычно бывает утоптана прохожими не только в середине, но и по краям, и земля там также непригодна для произрастания семени, так и в сердце: семя, упавшее не только на самой «дороге», но и «при дороге», уже не может взойти и становится пищей для птиц. Упавшее же на вспаханную землю скрывается в ней и для птиц недоступно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Монах, не удерживающий языка, никогда не сможет обуздать сладострастия ( 82, 282 ). Не удерживающий языка в гневе не сможет удержать и страсти. Авва Иперхий ( 82, 282 ). Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин ( 104, 2368 ). Как много зол от необузданного языка! Потому христиане должны заботиться о том, чтобы его хранить в ограде своей и не допускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак. 1, 26 ). И Христос грозит судом необузданному языку: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12, 36 ). Если за слово праздное – тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» ( Иак. 1, 19 ) «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла... и делай добро» ( Пс. 33, 13–15 ) ( 104, 2368–2369 ). «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс. 140, 3 ). Никакими членами телесными не согрешает так человек, как языком, а особенно трудно его удержать во время скорби и напасти. Потому должно просить помощи у Бога, чтобы помог нам справиться с ним, и говорить только то, что полезно, и молчать о том, что вредно ( 104, 2370 ). Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53, 9 ), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом ( 104, 2370–2371 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но при этом даётся ещё и частное, особое определение его характера во всей его исключительной духовной значительности. Если в пророческих книгах мы постоянно встречаем общее самосвидетельство пророка: «и было ко мне слово Господне», «так сказал мне Господь» и подобное, то в Откровении Иоанна мы имеем ещё и большее того. Именно здесь дается особое конкретное свидетельство о божественном источнике этого пророчества. Именно оно есть не только слово Божие или откровение Божие вообще, в ряду многих других подобных, но с особой торжественностью свидетельствуемое: «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог» ( Θες) (1:1). Бог , т. е. Бог Отец, подаёт это откровение Сына, Иисуса Христа, ησο Χριστο. Это определение может быть понято двояко: здесь говорится об откровении Христа, получаемом Им от Отца, или же об откровении об Иисусе Христе, подаваемом от Отца. Оба смысла могут быть соединены, причём, конечно, источник этого откровения должен быть понят и тринитарно, т. е. сюда должно быть включено и действие Духа Святого, хотя оно прямо и не названо. Оно символизируется далее в образе семи духов (1:4), находящихся пред престолом Божиим. Такое троичное самосвидетельство пророчества не венчается в Ветхом Завете уже в силу его ветхозаветной ограниченности, вследствие не наступившего ещё боговоплощения Иисуса Христа. Христос сам есть пророчествующий и пророчествуемый, Им, о Нём и чрез Него даётся пророчество. Однако оно подаётся не Иоанну непосредственно, как Господь свидетельствовал о Себе в явлении Своем ап. Павлу, первомученику Стефану, но оно подаётся чрез Ангела, нарочито к тому «посылаемого к рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел» (2). Такое посланничество Ангела для возвещения пророчества говорит не только об особой его важности, но и об обширности и сложности его содержания, как это ясно будет из его раскрытия. Общее же содержание свидетельствуемого чрез Ангела есть «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Однако в приведенном повествовании как будто бы нет ни одного слова о Божией Матери. Какое же отношение оно имеет к Ней, почему мы читаем его в праздник Успения? Вторая часть сегодняшнего евангельского чтения взята совсем из другого контекста, но по смыслу весьма подходит к тому, что мы только что прочитали и попытались истолковать. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Непосредственно перед этими словами приводится поучение Спасителя о том, что когда нечистый дух выходит из человека и не может нигде успокоиться, то он вновь возвращается к человеку и, найдя его душу пустой, приводит с собой семь злейших духов. В самом повествовании Евангелия слова женщины относятся именно к этому поучению Господа, но святые отцы посчитали нужным и справедливым совместить их в евангельском чтении на Богородичные праздники с сюжетом о Марфе и Марии, чтобы объяснить нам смысл поведения Марии и на ее примере показать, какова была Божия Матерь. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» — конечно же, это похвала Божней Матери. Может быть, эта женщина, которая восхитилась учением Спасителя, прозрев своим духом, внутренне осознала, что перед ней — Мессия, Христос, Помазанник Божий, и потому от всей души воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то есть восхвалила Ту, Которая Его выносила и родила, — Пресвятую Богородицу. Возможно, ею руководило и то чувство, которое обычно называют «белой завистью», то есть доброжелательная зависть, в основе которой — восхищение человеком, намного и заслуженно превосходящим тебя. Но Спаситель как бы утешил эту женщину, а вместе с ней и всех остальных, присутствовавших там. «Он же рече: темже убо блажени слышащий слово Божие и хранящий е», то есть: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Блаженна не только Та, Которая носила Христа во чреве и питала Своими сосцами, но и все те блаженны, кто слушает слово Божие так же, как и Она. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» — эти слова, безусловно, относятся к Марии, сестре Марфы и Лазаря, потому что она избрала «едино на потребу», то есть слышание слова Божия, но не просто слышание, а с целью соблюсти услышанное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010