Ко второму пункту: Прилично упомянуть слово о. Иоанна Кронштадтского : «Когда ты про себя или в сердце говоришь или произносишь Имя Божие: Господь, или Пресвятая Троица, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа; в нём Его благость божественная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим и верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесовершенному, всеуправляющему Имени. Вот почему воспрещает заповедь Божия произносить Имя Божие всуе потому что имя Его есть Сам – единый Бог в Трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим. Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Св. Дух, воображённые в душе – суть Сам Бог и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах... Само Это божественное простое существо, может быть некоторым образом обнято нашей мыслию, одним словом» 401 . То же явствует из Добротолюбия 402 где сказано, что молитва Иисусова есть Бог; а также из православного катехизиса 403 : Преславными и различными именами нарещися может Бог, ихже никтоже от Него отлучити может 404 . Это изречение катехизиса относится почти и ко всем пунктам исповедания. Св. Симеон Новый Богослов ясно свидетельствует что Имя Божие есть Бог, так, что хотя мы называем Бога именами, которыми также и человеков называем, как например: отцами, сынами и Иисусами, но когда сии слова говорят о людях, то они суть просты и безжизненны, когда же этими именами именуют Бога, или истинного Иисуса Христа, тогда и имена эти суть Сам Бог Сый и Живый 405 . Из Евангелия видно тоже: «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ). Если слова Господни суть «Дух и Жизнь» то чем же меньше суть те Его слова, которыми Господь наименовал нам Отца, Сына и Святаго Духа или Самого Себя Иисуса Христа? Если Имя Божие и всякое Слово Божие есть Дух и Жизнь, то что же это значит иное, как не Самый Бог? Ибо есть ли что под небесами, что было бы Духом и Жизнью, и не было бы Богом? И сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына его Иисуса Христа ( 1Ин. 3:23 ). Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:18, 36 ). Еп. Игаатий Брянчанинов пишет: Положить другого основания для моления Именем Иисуса, кроме положенного невозможно, оно есть Сам Господь наш Иисус Христос 406 . Св. Ап. Ерма сказал: Сын Божий, Который явился в последние дни, но Которого Имя велико и неизмеримо, и держит весь мир 407 . Св. Иоанн Дамаскин в своей книге «Изложение православной веры»: О каждой Ипостаси Имя Бог, глаголется... Имя – Бог и общее естество знаменует и о кийждо ипостаси равно именуется, якоже и имя человек 408 ...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Всякий раз, когда мы делаем какой-то выбор, мы этот мир меняем: либо приближаясь ко Христу, либо, наоборот, удаляясь от Него. Далее следует рассказ о знаменитом чуде: Христос пятью хлебами и двумя рыбами кормит пять тысяч человек. При этом удивительно даже не само чудо – Богу возможно все. Первое, что поражает в этом отрывке – жажда народом слова Божия. Сложно представить себе, чтобы наши современники оставили свои дома, бросили земельные наделы и скот просто потому, что увидели: мимо них проходит Христос, чтобы учить людей. А тогда многие сотни, даже тысячи семей удалились в пустынное место только для того, чтобы услышать Его. Но разве можно расслышать проповедника, обращающегося к столь многолюдной толпе? Посчастливится лишь сидящим в первых рядах, но это нисколько не смущает тех, кто пришел в числе последних, ведь слово Божие – и есть самое главное чудо. Апостол Павел говорил: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4: 12 ). Тот, кто хоть раз принял слово Божие так, как сказал об этом апостол, действительно этим словом пронзен и больше уже не может жить без него. Оно должно насыщать его постоянно. Люди идут за Христом в пустыню, потому что именно пустыня в тот момент оказывается самым благодатным местом на земле. Даже если они сами и не слышат слова Божия, то переспрашивают своих соседей, а те, в свою очередь, обращаются к сидящим ближе. И слово Божие, пусть опосредованно, но доходит до всех и насыщает этих людей так же, как потом насытят их пять хлебов. Люди смогли передать это слово и тем самым умножить его настолько, что оно сделалось общим объединяющим началом. Люди сидели до вечера, никто не мог оторваться от самых главных слов, которые являются смыслом жизни. Не зря Христос на искушение дьявольское отвечал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Перед нами – наглядный пример того, как люди могут забыть о хлебе насущном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского. Множество народа окружало Его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу: «Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что неглубоко было в земле, но от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило семя. Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят и во сто». Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении этой притчи, Он объяснил им ее таким образом: «Семя есть слово Божие. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божие, но к которым тотчас приходит дьявол и похищает слово, посеянное в сердцах их». Слово Господне должно в наших сердцах принести плоды, то есть возбудить веру и ревность к исполнению всех обязанностей христианских. Но как семя, упавшее при дороге, не произрастает, так и слово, принимаемое без внимания, не приносит пользы, оно тотчас же забывается. Иисус Христос сказал, что дьявол его уносит. Однако лукавый имеет власть только над теми, кто сам допускает его к себе своими грехами, ленью и невнимательностью к молитве и слову Господню. Если же мы станем бороться против зла, внимательно слушать учение Христово и стараться исполнять его, доброе семя укоренится в наших сердцах, и дьяволу нельзя будет его похитить. «Посеянное на каменистом месте, – продолжал Иисус, – означает тех, кто когда услышит слово, с радостью его принимает, но слово Божие не пускает в них корня, по временам они веруют, а во время искушения отпадают». Все мы большей частью с радостью слушаем слово Господне. Но этого недостаточно, надо быть готовым исполнять закон Божий даже в том случае, когда бы за то пришлось подвергаться лишениям, трудиться и переносить страдания. В прежние времена, когда еще христианская вера не утвердилась, иудеи и язычники жестоко преследовали христиан. Их заключали в темницы, разлучали с их семьями, мучили и убивали. Но и при этом они не соглашались отречься от Христа, с терпением переносили страдания и шли на смерть, радуясь, что могли тем самым доказать свою верность Богу. Мы чтим память этих страдальцев и почитаем их как святых. Теперь уже нет явных гонений на христиан, но всякий день встречаются случаи, когда мы можем доказать, верны ли мы Богу. Мы верны Ему, если исполнение Его заповедей предпочитаем всякой выгоде, всякому удовольствию. Мы верны Ему, если с терпением переносим бедствия и страдания, зная, что они нам посланы Его волей. Если же, напротив, мы поступаем не по Его заповедям, чтобы получить какую-нибудь выгоду или удовольствие или чтобы избежать опасности и труда, то становимся в число тех, кто по временам верует, а в случае искушения отпадает.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Мк.4:13 . И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Притча о сеятеле, по времени произнесения и по важности содержания, считается первой, она и проще, и яснее других. Господь и говорит Апостолам, что если они не поняли смысла этой притчи, основной по содержанию и более простой по изложению; то как же поймут смысл всех других притчей, между которыми могут быть и более трудные для уразумения? а между тем им, как будущим учителям вселенной, необходимо яснейшее понимание тайн царства Божия, и тем внушает Господь Апостолам, чтобы они старались вникать в смысл притчей. Мк.4:14 . Сеятель слово сеет. Под сеятелем разумеются проповедники слова Божия или веры Христовой, во 1-х, Сам Иисус Христос, принесший на землю учение небесное и проповедовавший его в Иудее, а во 2-х, первые проповедники учения Христова во вселенной, т. е. Апостолы, и их преемники-пастыри и учители, и вообще всякий верующий человек, который учит других вере Христовой. Мк.4:15 . Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Семя, посеянное при пути, означает таких людей, у которых слышимое ими слово Божие лежит как бы на поверхности ума и сердца, подобно тому семени, которое упало при дороге, оно не проникает в их сердце, подобно как семя на дороге не пускает корней вглубь земли, т. е. эти люди, по закоснению во грехе, или по нерадению и рассеянности, не понимают, или не принимают слова Божия. Злой же дух или сатана пользуется этим и, подобно птице, похищающей семя с дороги, похищает слово Божие из сердец их. Таким образом, для таких людей учение Христово остается совершенно бесполезным и бесплодным. Мк.4:16 . Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, Мк.4:17 . но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Семя, которое посеяно на каменистом месте, означает таких людей, которые с радостью принимают слово, им нравится проповедуемое учение, им желательно получить спасение, и они слушают его с удовольствием, но не имеют в себе корня, т. е. слово неглубоко проникает в их сердце, подобно семени, упавшему на каменистое место, не овладевает их сердцем, и потому они оказываются непостоянными, т. е. исполняют слово в спокойное время, но лишь настанет скорбь, гонение за слово, или явится искушение, тотчас соблазняются, – изменяют своей вере и закону, – они падают подобно тому, как вянет и сохнет трава без глубокого корня, палимая солнечными лучами; их вера, как не укоренившаяся в сердце, слаба для того, чтобы перенести гонение и одолеть искушение. Таковыми, например, были отрекавшиеся от христианской веры во время гонений. Таковы слабые волей и из нас христиан, которые легко впадают во грех при искушениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Становление древнецерковного богословия и его характерные черты (Некоторые размышления) 1 Богословие, как слово у Бога, слово через Бога и слово о Боге, всегда пыталось и пытается выразить величайшую и невыразимую Тайну Триединого Бога и Домостроительства спасения рода человеческого слабыми и немощными и в то же время – мощными и яркими, по благодати Божией, средствами языка. Христианство , явившись в мир с Воплощением Бога Слова, не принесло с собою нового языка, но сразу же начало преображать уже имеющийся. И хотя Сам Господь и Его первые ученики говорили на арамейском, но не он явился языком религии Христовой, а греческий, которому суждено было стать первым языком богословия и Благой Вести 2 . И когда любимый ученик Господа, первый великий Богослов, в зачине своего Евангелия написал: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин. 1, 1–4 ), – он этими мощными и благодатными словами выразил саму суть христианского богословия. Альфой и Омегой этого богословия явился и является Господь, воплотившееся Слово Божие, просвещающее, при помощи благодати Святого Духа, немощный ум и сердце человека и открывающее духовному оку его тайны небесного Бога Отца, доселе для него сокрытые или прикровенно намеченные, как в сени и образе, в ветхозаветных прообразах 3 . Один современный историк богословия замечает, что «обозначение Христа как Слова для него (св. Апостола Иоанна Богослова. – А. С.) неразрывно с утверждением о том, что «Слово стало плотью», а это, с точки зрения любого греческого философа того времени, две взаимоисключающие вещи. В то время как «Слово» почти и исключительно употребляется для указания на Божественность Христа, у Иоанна этот термин неразрывно связан с другим термином, который находится на противоположном полюсе от божественности, с «плотью». Слово становится плотью; Слово Божие – это плоть, конкретный человек: Иисус Христос , распятый и воскресший» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

48); Господь дает свидетельство его истинности, совершая руками апостолов знамения и чудеса (Деян 14. 3). Евангелие от Иоанна I. Л. в основном тексте Евангелия от Иоанна. Использование слова λγος в основном тексте Евангелия от Иоанна имеет много параллелей с его употреблением в синоптических Евангелиях и др. книгах НЗ. Так, в Евангелии от Иоанна встречается выражение «слово Божие» как обозначение ВЗ (Ин 10. 35; ср.: Ин 13. 28); «слово» или «слова» указывают на конкретные речи или проповеди Христа (см., напр.: Ин 6. 60; 7. 40). Вместе с тем наиболее частым и наиболее значимым является употребление понятия «слово» для обозначения полноты откровения о Боге, к-рое исходит от Отца и через Христа передается людям. Так, в Ин 5. 37-38 говорится о том, что «слово Отца» не может быть принято теми, кто не принимают свидетельства Христа: «вы... не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал». В Ин 8. 55 знание Отца, которым обладает Христос, соотносится с соблюдением слова Отца: «И вы не познали Его, а я знаю Его... Я знаю Его и соблюдаю слово Его». В молитве об учениках Христос представляет Себя как посредника, принимающего «слово» от Отца и передающего его ученикам: «Ты дал их мне, и они сохранили слово Твое (τν λγον σου)... ибо слова (τ ματα), которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли... Я передал им слово Твое... слово Твое есть истина ( λγος σς λθει στιν)» (Ин 17. 6, 8, 14, 17). Однако понимание «передачи слова» в Евангелии от Иоанна принципиальным образом отличается от ветхозаветного восприятия слова Господня пророками и передачи Его народу. Если пророк всякий раз получает слово от Бога, то Христос изначально владеет словом Отца и есть первоисточник этого слова для мира. Хотя в основном тексте Евангелия это не соотносится с именованием Самого Христа Словом (Логосом), такая интерпретация очевидна при прочтении основного текста в свете пролога. На смысловом уровне «слово Бога» и «слово Христа» в Евангелии от Иоанна полностью отождествляются: «Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин 14.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

Чтобы молитва наша была всегда благоуспешна пред Богом, Иисус Христос научил нас, как и о чем мы должны молиться. Глава 13. Воскрешение сына Наинской вдовы Однажды Иисус Христос пошел из Капернаума в город Наин; с Ним были ученики Его и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, из них выносили умершего юношу, единственного сына одной бедной вдовы. Несчастная женщина шла за умершим и горько плакала. Господь сжалился над ней и сказал: не плачь. Потом подошел и прикоснулся к одру Носильщики остановились. Тогда Иисус Христос, обратившись к умершему, сказал: юноша! тебе говорю, встань! Умерший тотчас же поднялся, сел и начал говорить. Видя это чудо, все бывшие тут испугались, начали славить Бога и говорить: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. В воскрешении сына вдовы Наинской виден образ нашего будущего воскресения: Тот, Кто одним словом возбудил от смерти юношу, без сомнения, может даровать жизнь и нашим мертвым телам. Глава 14. Притча о сеятеле И находясь в Капернауме, Иисус Христос вышел на берег озера Геннисаретского. К Нему собралось множество народа. Иисус Христос вошел в лодку и оттуда начал учить. Он говорил: вышел сеятель сеять… и, когда он сеял, случилось, что иное семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Ученики спросили Иисуса Христа: что значит эта притча? Он им отвечал, что семя есть слово Божие, земля – сердце человеческое; семя, посеянное при дороге, означает грубых и рассеянных слушателей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа, и диавол без труда уносит его. Упавшее на каменистую землю означает людей непостоянных и малодушных, которые хотя и с радостью принимают учение Христово, но при первом же искушении или гонении отпадают; упавшее между тернием семя означает тех, которые слушают слово Божие, но житейскими заботами и наслаждениями заглушают его. Лишь семя, которое упало на добрую землю, означает людей, которые принимают слово Божие с чистым сердцем, хранят его и приносят плод в терпении. Глава 15. Укрощение бури

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Что такое шлем спасения ( Еф.6:17 )? Сам Владыка Христос. Ибо Он – и Спаситель, и спасение: Он подает спасение; но точно так же Он его хранит и защищает. Взяв на руки Богомладенца, Спасителя, праведный Симеон, благодаря Господа, говорит: Видесте очи мои спасение Твое ( Лк.2:30 ). В Спасителе – спасение и все силы и все средства спасения. Спасение – это избавление от греха, смерти и диавола. Оно приобретается Христом, только Христом; но точно так же и защищается оно Христом, только Христом. Если человек носит в себе Христа, то он имеет спасение и шлем спасения, ибо Христос всегда соблюдет его от всякого греха, от всякого зла, от всякого беса. Святой Апостол говорит: Шлем спасения возьмите, возьмите его сами, так как спасение никому не навязывается силой. Оно предлагается: возьмите. Святой Апостол заповедует: Возьмите... меч духовный (меч Духа), который есть Слово Божие ( Еф.6:17 ). Слово Божие – вот меч, которым воинствует Дух Святой, а с Ним и вслед за Ним и все духоносцы, все христиане. В нашей духовной брани и меч нам нужен духовный. Что надобно им делать? Посекать всякую неправду, всякую ложь, всякое искушение, всякий грех, всякое зло, всякого духа злобы. Таким духовным мечом является каждое слово Спасителя. Ибо о Своих словах Он говорит: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Никакая смерть не может их умертвить и никакая сила зла уничтожить. Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Это значит, слово Божие своей силой отсекает, отлучает от души, от духа, от сердца, от мысли всякое зло, включая самое утонченное и наименее приметное, и истребляет его до конца, полностью, безвозвратно. А возлюбленный Христом тайновидец, святой Воанергес, зрит Владыку Христа на небесном Божественном престоле – и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч ( Откр.1:16 ; ср. Откр.2:12 ). Этим мечом Господь посечет самого антихриста, ибо святой Апостол благовествует, что антихриста Господь Иисус убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В Послании к Евреям апостол Павел так определяет Слово Божие: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр 4:12–13). И вот Слово стало плотью. Господь явился в мир как воплощенное Слово. И принес в этот мир Свое Слово, которое мы теперь имеем в Евангелии. Это слово отождествимо с Самим Словом Божиим, с Самим Христом. Оно онтологично Ему Самому. Сам Господь пребывает в Евангелии. Это Слово действительно живо и действенно. Евангелие — это не просто напечатанные определенным шрифтом буквы, выстроенные в строчки, разделенные на стихи, на главы и несущие некую информацию, как мы привыкли относиться к книге. Это совсем не то, потому что никогда написанное автором не отождествимо с ним, даже если это автобиография. Никогда сотворенное человеком — написанное в книге, изображенное на картине или воплощенное в музыке — не может быть самим исполнителем, самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Богом как чудо пребывания Бога в Своем Слове. На это указывают даже некоторые моменты самого богослужения. Например, во время архиерейского богослужения архиерей снимает с себя омофор и митру, знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит. Когда на всенощной выносят Евангелие, мы прикладываемся к нему вместо иконы воскресения Христова, потому что это Слово Божие, воплощенное и воскресшее. Евангелию кадит священник, Евангелие мы целуем, когда Господь прощает нам грехи на исповеди. Евангелие в общем-то являет собой икону, образ Божий. И когда мы говорим о чтении Евангелия во время Божественной Литургии, о месте его в жизни христианина, оно может быть правильно определено как явление в этот момент Слова Божия, как присутствие на Литургии Самого Христа. 15.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Претыкание тринадцатое Слово Божие, которое постигается одной только верой, исцеляет и спасает безо всяких дел: Послал слово Свое и исцелил их ( Пс. 106, 20 ). Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам ( Ин. 15, 3 ). Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим. 1, 16 ). Напоми­наю вам, братия, Евангелие, которое Я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь ( 1Кор. 15, 1–2 ). Примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак. 1, 21 ). Исправление претыкающимся Слово Божие исцеляет и спасает, но для исцеления и спасения недостаточно толь­ко принять его с верой, а должно и исполнить его с любовью, ибо Слово Божие не только обещает, но и повелевает делать добро. Поэтому Христос уподобляет человека, слуша­ющего его слова, но не исполняющего, человеку безрассудному, который построил дом свой на песке ( Мф. 7, 26 ). К тому же Слово, которое постигается верой, не является спасением само по себе. Это семя спасения, которое нуждается не только в принятии, но и в согревании, и в забо­те, для того, чтобы оно принесло плод. Поэтому, чтобы принести плод, его надо не толь­ко принять, но и согреть, и позаботиться о нем. Поэтому не без тайной цели Апостол Иаков говорит: Примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак. 1, 21 ), не говоря «спасающее ваши души», а говоря могущее спасти ваши души, то есть, если будет принято с добрым сердцем и будет терпеливо храниться во время искушения, как пишется в притче о сеятеле ( Лк. 20, 15 ). Претыкание четырнадцатое Когда древние Израильтяне страдали от укусов змеи, они исцелялись от одного взгляда на змею, висящую на дереве ( Чис. 21 ). Это был прообраз висящего на Кресте Иисуса ( Ин. 3, 14 ). Исцеляет и спасает один только умный взгляд на Него с верой. Исправление претыкающимся Укушенные исцелились не от одного только взгляда, но были необходимы и их по­каяние и молитва. Прочтите несколько выше, где говорится: И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись господу, чтоб Он удалил от нас змеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010