XII. Пребывавшее же в них Слово говорило о Себе. Оно было провозвестником Самого Себя и открыло, что среди людей имеет явиться Слово. А Оно провозглашало так: Я открылся тем, которые Меня не искали; нашли Меня те, которые обо Мне и не спрашивали 92 . Кто же Тот, Который явился, как не Отчее Слово, посылая Которое, Отец явил людям Свою власть ( ξо υа ιаи)? Вот таким-то образом и произошло явление Слова, как говорит блаженный Иоанн, предлагая вкратце сказанное пророками и показывая, что Слово есть Тот, чрез Которого стало все. Он так говорит: Слово было изначала и «Слово было у Бога, и Слово было Бог . Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть " 93 . И ниже: «мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» 94 . Следовательно, если мир, – как говорит, – чрез Него начал быть; если, как утверждает и пророк: Словом Господа небеса утверждены 95 , то Он и есть То Слово, Которое открылось ( μφаи ς δειки μενος). А вследствие этого мы видим Слово воплощенным, чрез Него познаем Отца, веруем в Сына, поклоняемся Святому Духу. Рассмотрим же, как в Писании было провозглашено имевшее последовать явление Слова. XIII. Иеремия говорит: кто состоял в существе ( и πо σт μαти) 96 Господа и видел Слово Его 97 ? Слово же Божие и есть только видимо, тогда как слово человеческое слышимо. Следовательно, если (пророк) говорит, что видел Слово, то я и вынужден верить, что Оно было послано видимым. А послан был, конечно, не кто-либо иной, как Слово. В самом деле, о том, что Оно было послано, свидетельствует Петр в своей речи, обращенной к Корнилию сотнику: Бог послал Слово Свое сынам Израилевым чрез благовествование Иисуса Христа. Он есть Бог, всех Господь 98 . Итак, если Слово посылается чрез Иисуса Христа, то Иисус Христос есть воля (т Ф λημα) Отца. XI. Итак, вот что, братья, показывают Писания. Такое же домостроительство (о αιкоио μιаи) передает нам и блаженный Иоанн, когда свидетельствует в Евангелии и исповедует это Слово Богом в следующих словах: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: " Я сказал: вы боги " (Пс. 81, 6)? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - тому ли, которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что я сказал: Я Сын Божий? Так как Господь сказал, что Я и Отец - одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу. Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями? Они отвечают: мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом. Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе. Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс. 81, 6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству - Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я - Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение. - Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами: " к которым было Слово Божие " , с которыми было, в которых обитало. Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс.23:7). И так в города и страны языческие вошел Царь славы со Своею благодатью и спасением вечным. Не приняли Его, как Истинного своего Царя, иудеи, к которым и послан был, как написано: «пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Ин 1:11). Поэтому и отнялось у них царствие Божие. Народы, не знавшие и не ожидавшие Его, с радостью и верой отворили Ему города свои, приняли Его, поклонились Ему, и приняли на себя сладкое иго Его. Поэтому и царствие Божие обратилось к ним, ибо где Христос, Господь и Царь славы, там и царствие Божие. Богу благодарение, что и в нашу страну, в наше Отечество и города Царь славы и мира Иисус Христос вошел, и с Ним царствие Божие! Но видим, что от многих стран и городов за неблагодарность и презрение слова Его святого опять отошел, а с Ним и царствие Божие от них отнялось. А поскольку видим, что уже и в нашем Отечестве всякая неправда умножилась, любовь уже совсем почти иссякла, безмерная роскошь умножилась, плотская и беспечная жизнь почти везде усматривается, и так слово Божие в крайнем находится презрении, и почти все прихотям плотским и мирским, а не Божиим устам внимают, почти все плоти и миру, а не Богу угождают, временных и мирских, а не вечных благ ищут, то опасно, христиане, очень опасно, как бы и от нашей страны и городов не отошел Христос Господь со Своим царствием. Ни что иное и не последует, если люди мнят, что знают Его, но не почитают Его, а вместо Него почитают мамону неправды, Евангелием Его святым пренебрегают, закон святой попирают, мир и суета, а не царствие Его все ищут. Такие люди, следуя иудеям, выгоняют от себя Христа, и Он так убеждается отойти от них; и что иудеям, то и этим людям говорит: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). Страшное это слово, очень страшное! Что без Христа, как не явная погибель? Обратимся, христиане, ко Христу всем сердцем, и покаемся и восплачемся перед Ним. Да не оставит нас, да не отнимется от нас царствие Божие, как отнялось от ожесточенных иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тогда услышанное будет питаться убежденностью и искренностью человека — самым главным, что действительно делает те или иные слова нашим жизненным принципом, а не только некоторыми сведениями, хранящимися в памяти. «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (ст. 14). Это третье предупреждение в самой большей степени касается именно нас — мы как раз принимаем слово Божие, оно растет в нас и не погибает. Однако, предаваясь заботам о богатстве, поскольку оно обеспечивает наше, как нам кажется, беспечальное существование, чрезмерно увлекаясь житейскими наслаждениями, может быть и сравнительно невинными, разрешенными, придавая им слишком большое значение, мы также губим в себе слово Божие и становимся пустоцветом. Вера как будто бы сохраняется в нас, но никаких нравственных, духовных плодов мы не приносим. Спаситель приводит четыре примера: в трех случаях семя погибает или остается бесплодным, и только в одном случае оно дает плод. Значит, плодоносящих меньшинство, образно говоря, их в три раза меньше. «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ст. 15). Очень важно хранить слово в сердце добром и чистом, то есть подобном доброй почве, чистой от терния, и приносить плод в терпении. Иные люди действительно с радостью принимают слово Божие, но когда приходит время потрудиться, когда необходимы усердие, терпение и понуждение себя, тогда они остывают и становятся тегогохладными, безразличными. И поэтому Господь наш Иисус Христос говорит, что только тот, кто будет в терпении трудиться над словом Божиим, принесет сторичный плод. «Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 15). Не только тот, кто находится пока вне Церкви, должен напрягать свой слух, чтобы правильно понять слово Божие, но и мы, ученики Христовы, также должны приложить усилие, чтобы действительно услышать слово Божие, услышать его внутренним слухом, сердцем, чтобы наше сердце почувствовало что-то, поколебалось, ожило, перестало быть каменным и безразличным.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

д) Христианин не чрез Причащение, а чрез слово Божие очищается от грехов: «Вы уже, говорит ученикам Христос, очищены чрез слово, которое Я проповедал вам“ ( Иоан. 15: 3 ). е) Причащается Христа тот, кто хранит повеления Его: «Общник (по-славянски, по-русски – причастник) я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои“ ( Псал.118: 63 ). Объяснения православного: а) В словах Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“ под «Словом“ разумеется вовсе не слово Божие, не св. Писание, а Единородный Сын Божий; оттого и напечатано здесь ,,Слово“ с большой буквы, а не с малой, в отличие наименования Сына Божия от Его учения, то есть Св. Писания. Только о Слове – Сыне Божием можно сказать, что «Оно было в начале у Бога“ и что «все произошло чрез Него и без Него не начало быть ничего, что произошло“ (ст. 2–3), ибо Слово Божие, т. е. Св. Писание, появилось только при Моисее (ст. 17), и мир весь произошел не чрез Св. Писание, а чрез Сына Божия ( Еф. 3: 9 ), ибо не Писанием, а «Им, то есть Сыном Божиим, создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он (Слово – Сын Божий) есть прежде всего, и все Им стоит“ ( Кол. 1: 16–17 ). Что у Евангелиста Иоанна под «Словом“ (с большой буквы) разумеется не учение или Св. Писание, а Сын Божий, принявший плоть человеческую и велевший нам причащаться Его Плоти, это ясно видно из 14 и 15 стихов той же 1 главы евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию и обитало с нами (т. е. жило на земле; Оно теперь не живет уже плотию на земле, а сидит на небе одесную Бога Отца, писание же и теперь на земле существует), полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня“. Вот о каком Слове товорит св. Иоанн в первой главе своего евангелия, – говорит о Сыне Божием, а не об Его учении. Сектанты писанное слово Божие принимают, а Тела и Крови живого Слова, то есть Сына Божия, не вкушают, ибо не исполняют того, что читают в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– В том правда Божия, что нельзя служить Богу и мамоне. Так Христос сказал: не зависит жизнь человека от изобилия его имения; и какая польза человеку весь мир приобрести, а душе своей повредить! И еще сказал: где сокровища ваши, там и сердце ваше. И еще сказал: легче верблюду пройти через игольное ухо, нежели богатому войти в царствие Божие. Уничтожением жизни служат богатство и прелести мирские, людьми суетными установляемые, и первой стеной, отделяющей человека от царства Божьего. 93 . А сколько стен, отделяющих человека от царства Божьего? – Три: первая стена – плоти угождение, богатству служение; вторая стена – власти искушение, а третья стена – к славе, гордыне стремление. 94 . Кто же воздвиг эти стены? – Грех прародительский. 95 . Что есть грех прародительский? – Наследственная сила искушений, живущая в человеке, которую Иисус победил в Себе в сороковой день поста. 96 . Как выражается в человеке наследственная сила искушений? – Тремя немощами. И первая немощь есть та, что служит человек своим прихотям, а оправдывается, что исполняет необходимые потребности; а вторая немощь есть та, что становится человек ближних теснителем, а выставляет себя их благодетелем; и третья немощь есть та, что для суетного прославления своего житейского имени направлена вся жизнедеятельность человека. 97 . А на что же должна быть направлена вся жизнедеятельность человека? – А на водворение Царства и правды Его. 98 . Где же должно быть водворено Царство Божие и правда Его? – Внутри человека. 99 . Что же есть Царство Божие? – От немощей освобождение, удовлетворение совести, соединение с Богом и людьми душой и сердцем, и приобщенье к жизни вечной есть Царство Божье. Так Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 100 . А на земле может ли быть водворено Царство Божие? – Будет внутри человека, будет и на земле, а не будет внутри человека, не будет и на земле. Через водворение в себе наступает Царство Божие на земле. Кто в себе Царство Божие водворит, для того и наступает Царство Божие на земле; и на суд тот не приходит, но перешел от смерти к жизни; так Христос сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   Правильность данного определения свидетельствуется Священным Писанием в словах: «Сын Человеческий грядет во Царствии Своем» (ср. Мф.16:28), «преобразившись... и просияв лицом, как солнце» (ср. Мф.17:2). «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (ср. Мф.12:28). «Христос-Агнец соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Апок.5:10). «Господи, Ты принял силу Твою великую и воцарился» (ср. Апок.11:17). «Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).    Подобным же образом рассуждают о Царстве Божием и святые отцы, учители и пастыри Церкви и светские богословы, говоря:    «Нам вожделенно Его (то есть Господне) ежедневное присутствие, и мы просим, чтобы Он вскоре явил нам Свое Пришествие (как)... Царствие Божие». Само по себе «Царствие Божие есть пребывающее внутрь сердца Божество», «есть свет» и Христов Дух. Оно то же, что «принятие Божественного привтечения, которое восполняет недостающее в нас и усовершает несовершенное».    Приближение (к душе) Царя Небесного Царства с Его спасительными действиями есть то же, что приближение Царствия. Апостолы «Петр, Иаков и Иоанн увидели Царствие Божие, пришедшее в силе, когда Божество Иисуса... в Его славном преображении просияло сквозь Его человечество». С нашей стороны, «взыскание того, чтобы проникла все наше существо Божия благодать, есть то же, что взыскание Царства Божия или возлюбление... единого на потребу». «Вхождение в Царство Божие» зависит от того, что, например, в молитве «Бог Слово всегда благодатию Своею отзывается в сердце нашем на сердечные наши к Нему слова».    Если в смысле производящей Первопричины Царствие Божие «есть Сам Христос» и есть союз Бога Любви с членами Церкви во Христе, то в смысле человеческого богоощущения оно есть переживание самой высокой пламенной любви к Богу и ближним. Господь Спаситель называл его Небесным и приближающимся к людям в значении наступающего среди них порядка Небесных любвеобильнейших взаимоотношений. Отождествление Божия Царства с упрочением благодатной любви в человеческих сердцах встречается, например, в ответе Господнем книжнику: «недалеко ты от Царствия Божия, сказал ему Спаситель на его утверждение, что любить Бога и любить ближнего есть больше всех всесожжении и жертв» (ср. Мк.12:34, 33). Подобный смысл имеют и другие Христовы слова: «Отец ваш благоволил дать вам Царство... Давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах» (ср. Лк.12:32—33). В истолкование этого места Евангелия можно привести такую параллельную выдержку из церковно-богослужебных песнопений: «В Царство Божие войдут не богатые, но те, кои свои сокровища влагают в руки нищих».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит : «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6). Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие. Апостол Павел так определяет слово Божие : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно. Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры. Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие. Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 1-23; от Марка, гл. 4, 1-20; от Луки гл. 8, 4-15. Притча о зерне горчичном Иисус Христос учил, что Царство Божие, Царство Небесное, начало и основание которому Он положил на земле (то есть Церковь Христова), вначале мало, а потом распространится по всей земле. Он сказал: " Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Это зерно, хотя и меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его " . Много и других притчей говорил Спаситель, поучая народ. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 31-32; от Марка, гл. 4, 30-32; от Луки, гл. 13, 18-19. Притча о закваске Господь Иисус Христос разъясняя учение о Царстве Божием сказал: " Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все " . Проста и кратка эта притча, но глубокий двоякий смысл заключен в ней: обще-исторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека. Исторический процесс: После всемирного потопа от сыновей Ноевых - Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты. Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску - Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения. Как женщина при помощи закваски превращает обычную естественную муку в хлеб, так и Христос при помощи Духа Святого превращает обычных естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных жителей Царства Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010