Вышеупомянутый запрет существования Чешской Православной Церкви был распространен на общины как сербской, так и константинопольской юрисдикций. Владыка Савватий (Врабец) провел в концлагере почти три года, в конце 1944 г. он заболел сыпным тифом, от которого в Дахау умирало ежедневно до 160 заключенных. 29 апреля 1945 г. архиепископ был освобожден из лагеря американскими войсками, и через месяц, 30 мая, доставлен в санаторий г. Пльзеня для лечения (в Прагу он смог вернуться лишь осенью 1945 г.) 805 . Архиепископ Савватий до конца жизни формально оставался в юрисдикции Константинопольского Патриархата, хотя и не имел реальной возможности поддерживать с ним связь. Владыка жил в Праге под пристальным наблюдением органов государственной безопасности, получая денежное пособие, как бывший узник Дахау. Богослужения он совершал в своей квартире, продолжая окормлять оставшихся верными ему духовных чад. Скончался архиепископ Савватий 14 ноября 1959 г. и был похоронен на Ольшанском кладбище в Праге 806 . После того как в ноябре 1938 г. часть словацкой территории была передана Венгрии, в ставшей формально независимой Словакии осталось примерно 90–95 тысяч евреев. После подписания союза этой страны с Германией в 1939 г. были начаты широкомасштабные преследования евреев. Их собственность оказалась конфискована и передана словакам и немцам. 9 сентября 1941 г. был утвержден «Еврейский кодекс», резко ограничивавший права гонимых. Евреи Словакии стали первыми жертвами лагерей уничтожения Майданек и Освенцим. До августа 1942 г. от 54 до 60 тысяч словацких евреев были депортированы в лагеря смерти в оккупированной Польше и практически все уничтожены. В этих репрессиях принимала участие Глинкова гвардия – полувоенная организация словацких националистов. Примерно 13 тысяч евреев были отправлены в лагеря смерти после подавления Словацкого восстания 1944 г. Всего, по разным данным, погибли от 70 до 100 тысяч словацких евреев, или примерно 77 % их довоенной численности 807 . Словацкое государство в годы войны имело полуклерикальный характер, так как его в качестве президента возглавлял прелат Иосиф Тисо, являвшийся послушным орудием в руках нацистской Германии. В этих условиях часть католического духовенства поддерживала гонения на евреев. Так, когда в 1942 г. группа словацких евреев во главе с раввином обратилась к католическому епископу, умоляя о помощи (их должны были депортировать) и жалуясь на свою судьбу, тот ответил: «Вас не просто отправят на Восток. Вы не просто умрете там от голода и болезней. Вас перебьют всех, от мала до велика, женщин вместе с детьми. И это будет наказанием, которое вы заслужили за смерть нашего Господа и Спасителя» 808 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арношт Мука Лужицко-сербское отделение состояло из выставки типических народных построек и небольшого народописного музея... " . Планировалось, что экспонаты выставки пополнят коллекцию Народного Дома Матицы Сербской (23). Славянские общества жертвовали на Дом Матицы уже в 1878 году (24). Торжество открытия Дома широко освещалось в русской печати начала XX века. В " Церковных ведомостях " Святейшего Синода в 1907 году отмечалось: " Кроме нескольких просветительных учреждений лужичане имеют 60 обществ и несколько народных библиотек. В 1904 году в Будишине создан обширный " Сербский Дом " , - одно из лучших зданий города, в котором помещаются Сербский музей, Матица, театральный зал, читальня. народ сохранил многие черты славянского характера " (25). Матица Словацкая была создана позже Серболужицкой, и погибла под ударами мадьяризации. «Я жил в Австрии, в Венгрии, - писал академик В.И. Ламанский, - когда была разрешена правительством и торжественно открыта Словенская (здесь подразумевается - словацкая - А.П. ) Матица. На моих глазах производилась народная агитация в её пользу. Дружеские связи со многими словаками - вождями позволили мне довольно близко следить за этим делом. Боже мой! Какими бы огромными капиталами ворочало теперь наше общество, если бы его одушевляли та же любовь к народности, та же вера в неё и та же твёрдая добрая воля, как у словаков. Бедный двухмиллионный народец, находящийся под двойным гнётом немецкого и мадьярского правительства, оставленный совершенно своим испорченным дворянством, - помощью одних католических и лютеранских священников, нескольких малых торговцев, адвокатов, врачей и студентов, собрал на Матицу в течение года до 150000 гульденов. Правда, в этих бедных, маленьких обществах не царит дух официальности или вражда поколений старших и младших. Так отцы не отчаиваются в своих детях, но с надеждою и любовью глядят на них и вверяют им довершение своих замыслов. Там дети стараются не безоглядчиво ломать и разрушать, а исправлять и продолжать дело отцов». (26).

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

Плакаты, листовки, особенно для врага Ifl, MA795. Bl. 240. Копия. Г. Проблема допуска священников из других государств на оккупированную территорию СССР 4 июля 1942 – 13 марта 1943 г. Существовала определенная связь между немецкой религиозной политикой на Востоке и отношением нацистов к церковной жизни в рейхе. Чтобы лишний раз не взаимодействовать с Церквами Германии и, таким образом, не укреплять их положение, нацисты, как правило, запрещали священникам из рейха выезжать на территорию СССР и обслуживать проживающих там немцев. Так, 13 марта 1943 г. Розенберг был вынужден в своем письме Борману униженно оправдываться по поводу, в сущности, мелкого факта разрешения нескольким пасторам приехать и служить в немецких колониях на Украине. Здесь наглядно проявлялось значительное различие с церковной политикой союзников Германии: финские, румынские, венгерские, словацкие и итальянские военные священники с разрешения своего начальства активно старались заниматься в России миссионерской деятельностью. Это вызывало негативную реакцию и запреты со стороны германских ведомств. Письмо рейхскомиссара Украины Э. Коха министру занятых восточных территорий А. Розенбергу о проведении богослужений священниками союзных войск Ровно, 4 июля 1942 г. Мне сообщили, что в Проскурове венгерские военные священники провели римско-католическое богослужение для украинского населения и взялись за крестины. Хотя командующий частями Вермахта на Украине неоднократно запрещал богослужебную деятельность для гражданского населения, венгерские, как и словацкие военные священники не руководствуются этим запретом. Премьер-министр Тисо, который уже неоднократно бывал здесь, всегда желает во время своего здешнего пребывания присутствовать на публичных мессах, к которым тоже имеет доступ население 178 . Так как распространение римского католицизма кажется мне принципиально нежелательным и опасным, я прошу дать распоряжение союзным войскам указать их военным священникам ограничиться только душепопечением армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремления к восстановлению единства христианства проявились и в православной среде. Свидетельством этого являются Родосские конференции, на которых было принято решение о начале богословских диалогов с другими конфессиями. Постепенно начались диалоги с римо-католиками, евангеликами, реформатами, англиканами и дохалкидонскими Церквами. Впрочем, диалоги с дохалкидонскими Церквами мы можем оценивать как бесперспективные, поскольку они не приводят к единому взгляду в основных вероучительных вопросах. С падением так называемого железного занавеса началась экспансия различных западных миссионеров на канонические территории Поместных Православных Церквей. Актуальным стало насаждение унионизма как модели восстановления единства между Римом и Православной Церковью , что мы считаем большой ошибкой в построении экуменизма. Экуменическое движение переживает кризис. Мы все удивляемся этому, но не хотим видеть подлинную причину кризиса, которая состоит в том, что все экуменическое движение было построено не на истинной любви, а скорее на дипломатических устремлениях. Однако дипломатия не имеет ничего общего с христианством, особенно в вероучении, в чем нас, возможно, убедит и данная работа, которая посвящена вероучительным различиям между римско-католическим и православным богословием исходя из Католического Катехизиса. Почему именно из Католического Катехизиса? Потому что Католический Катехизис – результат вероучительной деятельности II Ватиканского собора и обязателен для всех католиков в целом мире. Поскольку в словацком переводе его еще не существует, мы использовали Католический Катехизис в чешском переводе. Цель данной работы состоит в том, чтобы указать на принципиальные различия между православными и римо-католиками, которые остаются непреодолимыми и после II Ватиканского собора. Глава 1. Гносеология Во вступлении к этой теме римско-католическое богословие утверждает, что человек может естественным светом разума определенно познать Бога на основании сотворенного (п. 36) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Однако, неужели западные славяне навсегда потеряны для православной церкви? Нет; надежда есть, но пока только идеальная и теоретическая. Тысячелетняя борьба немецкой нации и римского католичества, направленная против славян и их православия и всюду наносившая славянам поражения, конечно, не могла не отразиться тяжко на судьбе „праслован“. В среде народностей, вошедших в состав Австро-Венгрии, ближайшие потомки первобытных славян представляют собою вторую после руссов беззащитную народность, столь же разрозненную, как руссы, и столь же подверженную притеснениям со стороны чуждых (немецкой и угорской) и одноплеменной (хорватской) народностей. Между тремя главными частями нынешних потомков „праслован“, как и между тремя группами руссов, полное разъединение. Даже в церковно-исповедном отношении между „праслованами“ и „руссами“ можно заметить аналогию: как руссы принадлежат к трем группам (католической, униатской и православной), так и прасловане группируются в трех церквах (католической, евангелической и православной). После руссов, эту „славянскую“ народность следует считать наиболее близкою симпатиями к России. И если бы суждено было „воскреснуть из мертвых“ православному славянскому собору, то по всей вероятности они оказались бы первыми после руссов прозелитами восточно-православной церкви. —155— Словаки. Словаки занимают северо-западную часть Угрии – „горно-угорское словенское околье“, или просто „Словенско“, отделенное природными и политическими границами от Моравии, Силезии и Галиции (на северо-западе) и, за отсутствием политических границ на юго-востоке, сливающееся с уграми и угроруссами. Не смотря на природные границы (Малые и Белые Карпаты, Бескиды с отрогами Татр), словаки всегда состояли в близких общениях со своими славянскими соседями, с мораванами в особенности; поэтому, пограничное словацкое население – смешанное. Как далеко простирается черта словацкого обывательства на юго-восток, – это можно определить только приблизительно. Преобладающее население словаков ограничивается девятью словацкими округами („столицами“): оравскою, липтовскою, тренчанскою, зволеньскою, турчанскою, нитранскою, шарышскою, спишскою и тековскою. Но также довольно значительный процент словацкого обывательства – и в след. мадьярских комитатах: гонтском, прешбургском (вратиславском), гемерском, землинском, унгарском, новоградском, обай-торнянском, бекешском и щанадском. Общее число словаков, по счету самих словаков, восходит к 2 300 000; между тем пристрастное угорское правительство, по народной переписи 1890 года, насчитало их всего только 1 937 517.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сопоставление соответствующих слов Остромирова Евангелия с польскими формами натолкнуло Востокова на догадку, что в старославянском языке были носовые гласные и что их передаче служили юсы. Патриарх славянской филологии, чешский католический священник Иосиф Добровский (1753-1829), сам автор первых историко-грамматических исследований по старославянскому языку, был поражен этим открытием и до конца своих дней не решался принять его. Между тем Востоков установил, что при написании Остромирова Евангелия использован болгарский оригинал. Так были заложены основы научной классификации славянских языков на три группы - южную (болгарский и сербский), западную (польский, чешский, словацкий и словенский) и восточную (русский, украинский, белорусский), - и определено, что старославянский язык относится к первой из этих групп. Памятники славянской письменности представляли собою по преимуществу переводы с греческих оригиналов и принадлежали церковному обиходу, именно они, однако, послужили основой для изучения фонетики и грамматики живых славянских языков древнейшей эпохи и для первых достижений исторического языкознания. Востоков же осуществил в 1843 г. издание Остромирово Евангелие. Кроме текста рукописи, который передан в издании строка в строку и буква в букву, здесь дан очерк грамматики, полный словоуказатель с грамматическими характеристиками всех форм, а также роспись литургических перикоп краткого апракоса, как они расположены по листам кодекса. Сам Востоков не пользовался термином апракос, известным тогда лишь по употреблению старинных книжников, и в оправдание неполноты евангельского текста в осуществленной публикации писал в предисловии к ней: «Здесь помещены не все Евангелия и не в обыкновенном порядке Евангелистов, а только чтения Евангельские на известные дни и праздники. Так расположены все древнейшие списки Евангелий. Полные же, по евангелистам расположенные Евангелия, или Четвероевангелия, большей частью сохранились только в списках XV-ro и позднейших веков. Мало их встречается принадлежащих XIV веку».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

д. Также и священнослужители вермахта, несмотря на августовский запрет, еще некоторое время продолжали совершать богослужения для местного населения. Например, в сообщении полиции безопасности и СД от 4 сентября 1941 г. из Белоруссии говорилось: «По различным наблюдениям к распоряжению о том, что богослужения вермахта должны проходить без участия гражданского населения, все еще относятся с недостаточным вниманием. К примеру, при походном евангелическом богослужении в Борисове присутствовало многочисленное гражданское население, и в конце богослужения священник даже благословил его. Подобное можно было наблюдать и в Смоленске, где многочисленные гражданские лица в качестве зрителей присутствовали на германском походном богослужении. Группа армий „Центр“ была об этом проинформирована. Было предложено, в интересах само собой понятной дистанции между немецкими солдатами и гражданским населением чужого народа, проводить походные богослужения только в закрытом кругу военнослужащих вермахта» 261 . В другом подобном сообщении от 21 сентября 1941 г. подчеркивалось, что директивами фюрера, выраженными в приказе шефа ОКВ от 6 августа 1941 г., создана ясность в вопросе о возобновлении церковной жизни для военных организаций, и отмечалось «Теперь наконец прекратятся попытки римско-католических священников вермахта проводить богослужения для гражданского населения (как, например, в Витебске, Смоленске)» 262 . Кроме того, в первые недели оккупации военные власти еще разрешали одиночные миссионерские поездки русских священников-эмигрантов на Восток 263 . Чтобы полностью прекратить подобные факты, одного указа оказалось недостаточно, и проявлявший по этому поводу заметное беспокойство Гитлер в сентябре выпустил новые дополнительные директивы. Они были изданы вместе с прежними 4 директивами 2 октября в виде приказов командующих тыловыми областями групп армий «Центр» и «Юг»: «Данные определения о поведении войск в религиозном вопросе по отношению к гражданскому населению на занятых восточных территориях касаются итальянских, словацких, венгерских войск или прочих добровольческих соединений только в тех местах, где имеются германские комендатуры. Германским местным комендатурам следить за тем, чтобы эти определения соблюдались иностранными войсками и добровольческими соединениями. Военное богослужение в оккупированных восточных областях разрешается проводить только как полевое богослужение, ни в коем случае не в бывших русских церквах. Участие гражданского населения (также и фольксдойче) в полевых богослужениях вермахта запрещено. Церкви, разрушенные при советском режиме или во время военных действий, не должны ни восстанавливаться, ни приводиться в соответствие с их назначением органами немецких вооруженных сил. Это следует предоставить русскому гражданскому населению» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск встретился с президентом Словакии 15.12.2020 13:21 Версия для печати Рим, 15 декабря. Утром 14 декабря Папа Франциск принял на частной аудиенции в Государственном секретариате Ватикана президента Словацкой Республики госпожу Зузану Чапутову. По сообщению Ватиканского зала печати, в ходе беседы была выражена признательность за добрые двусторонние отношения, с надеждой на их дальнейшее укрепление в области образования, а также подчёркнут вклад Католической Церкви в развитие словацкого общества. В центре обсуждения были темы взаимного интереса, в частности, последствия пандемии COVID-19, социальная справедливость и защита окружающей среды. Стороны обсудили некоторые вопросы регионального и международного значения, такие как безопасность, феномен миграции, многостороннюю приверженность делу предотвращения и разрешения конфликтов, с особым вниманием к вызовам настоящего и будущего Европы. После беседы с Папой Франциском президент Словацкой Республики встретилась с ватиканским секретарём по связям с государствами архиепископом Полом Ричардом Галлахером, сообщает Vatican News .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как церковная организация православие удержалось лишь в Восточной Словакии. Тем не менее, в Западной Словакии и Чехии много веков из поколения в поколение передавалась память о миссионерской деятельности свв. Кирилла и Мефодия и принесенные ими традиции православия. Сохранились данные о том, что в XIII в. в словацком городе Спише жили два православных епископа Иаков и Лука и совершалась литургия по восточному обряду на славянском языке. Православие, несмотря на политику насильственного насаждения католицизма, все же не было абсолютно уничтожено. Ярким примером того, что народ помнил о восточном происхождении христианства в Чехии и Словакии, стало гуситское движение в XV в. Последователь английского реформатора Джона Уиклифа магистр Пражского университета Ян Гус (1371–1415) требовал реформы католической церкви и ее возврата к евангельским и апостольским идеалам. Кроме того, Гус настаивал на праве совершения богослужений на национальном языке и причащения народа «под обоими видами». Один из лидеров гуситов ближайший друг и сподвижник Гуса Иероним Пражский (ок. 1380–1416), получивший магистерские степени Парижского, Оксфордского, Кёльнского и Пражского университетов, посетил западнорусские земли, где поклонился русским святыням и ближе познакомился с православной традицией (по некоторым данным, он даже перешел в православие). Именно эта поездка послужила впоследствии одним из главных пунктов вынесенного ему обвинительного ему приговора. В 1416 г. Иероним был сожжен на костре. После казни Я. Гуса и Иеронима гуситы (на тот момент к их числу можно было отнести практически весь чешский народ) отделились от Римской церкви. Так как у них не было собственной иерархии, они посылали кандидатов в священники для рукоположения православному епископу города Мультанска. Ища опору в древней традиции, гуситы обратили взоры на Восток, в Константинополь, откуда некогда им было принесено христианство. В 1451 г. в столицу Византии прибыл «благочестивый иерей» Константин Ангелик, представивший от лица чехов «Книгу (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство из них наказаны. Причем кардинал Ратцингер, до того, как стать папой, возглавлявший Конгрегацию доктрины веры (читай – Орден иезуитов), по долгу службы был в курсе каждого скандала. Во-вторых, в разговорах о " геевском лобби " под сводами храма Святого Петра куда больше экспрессии, чем фактов. Если верить статистике, за последние тридцать лет лишь двум сотрудникам из двух тысяч ватиканского персонала были предъявлены обвинения по сексуальным статьям. И еще: все эти кривотолки, как утверждается, основаны на секретном докладе, сделанном для Бенедикта XVI к 17 декабря прошлого года специальной кардинальской " тройкой " . " Но в том-то и парадокс, что на трех сотнях страниц объемистого доклада, подготовленного под руководством испанского кардинала Хулиана Эрранца аппаратами словацкого кардинала Йозефа Томко и итальянского – Сальваторе Де Джорджи, информации о геях посвящено минимум миниморум объема, – рассказывает " Итогам " наш источник в Ватикане. – Меня не покидает ощущение, что разборки вокруг " сексуалов понтифика " – не более чем отвлекающий маневр. Кому-то очень надо взбить на базе общедоступной информации дутые сенсации для того, чтобы отвлечь общественное мнение от поистине кардинальных проблем Ватикана " . Cui prodest Cui prodest ( " Кому это выгодно? " ) – с этих слов обычно начинали свою дедукцию древние римляне. Попробуем с помощью нашего ватиканского информатора порассуждать в том же ключе и мы. Ведь не случайно скандал в " святом семействе " по ассоциации с WikiLeaks назвали VatiLeaks. " Разоблачения вокруг Ватикана совпали с проведением предвыборной кампании в Италии, – продолжает наш римский собеседник. – Левым силам, а точнее – их маргиналам вроде комика Беппе Грилло надо было оторвать колеблющихся избирателей от правого электората. Раскачать его хотели и политики от традиционных левых. Вот они и предприняли массированные атаки на Ватикан – оплот католической морали. Кто автор якобы сенсационной публикации в " Репубблика " о " мафии геев " под патронатом папы? Кончита Де Грегорио, бывшая директриса " Унита " , газеты итальянских экс-коммунистов. Ни она, ни один из ее коллег не могли видеть ни строчки из доклада под грифом " Сов. секретно " , положенного в конце прошлого года на рабочий стол папы. Просто-напросто журналисты опросили сотрудников папской администрации, с которыми ранее общались следователи, и на основании этого взбили свою информационную пену " .

http://religare.ru/2_100034.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010