7. Предоставление автокефалии и отношение к этому Константинополя 8. Нестроения в связи с восстановлением «Греко-Католической Церкви» 9. Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии 11. Современное положение Чехо-Словацкой Православной Церкви: статистические данные; национальный состав паствы; духовное просвещение, печать; богослужение; положение Церкви в государстве; организация Церкви 12. Экуменическая и миротворческая деятельность 13. Связи между Чехо-Словацкой и Русской Православными Церквами Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви Библиография к главе IX «Чехо-Словацкая Православная Церковь» Примечания Юрисдикция Чехословацкой Православной Церкви распространяется на территорию Чехо-Словакии . Чехо-Словакия (с 1 января 1993 года два государства — Чешская Республика и Словацкая Республика) расположена в центральной части Европы. Состоит из трех исторических областей: Чехии (Богемии), Моравии и Словакии. Имеет общие границы с Украиной, Венгрией, Австрией, Германией и Польшей. Площадь — 127.900 кв.км. Население — 15.600.000 (на 1990 г.). Столица Чехии — Прага (1.200.000 жителей), столица Словакии — Братислава (446.880 жителей). Чехи и словаки составляют 94% населения. Из национальных меньшинств преобладают венгры. Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к первым десятилетиям IX в. Однако массовое крещение началось в 863 г., со времени прибытия в Моравию святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, направленных сюда византийским императором Михаилом III и Патриархом Константинопольским Фотием по просьбе Моравского князя Ростислава и народа. Около 874 г. чешский князь Боривой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Проповедь святых Кирилла и Мефодия и их учеников простиралась на теперешние Чехию и Словакию и на соседние страны. Святые братья создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык с греческого языка Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Так было положено основание славянской письменности и культуры. Ученики святых Кирилла и Мефодия ушли впоследствии с проповедью христианства на восток, юг, к другим славянским народам.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

13 июня 1968 г. Чехословацкое правительство разрешило деятельность Греко-католической Церкви, что вызвало массовое возвращение в унию правосл. общин Вост. Словакии, сопровождавшееся конфликтами из-за храмовых помещений. Правосл. Церковь смогла сохранить лишь часть своих церковных объектов. На 1 янв. 1980 г. в состав Михаловской епархии входили 21 храм, 17 приходов и 31 филиал, в которых несли служение 17 клириков; 19 храмов находилось в совместном пользовании с Греко-католической Церковью (Ibid. S. 370). После смерти еп. Кирилла (25 июля 1979) Чехословацкая Церковь оказалась в сложном положении, т. к. в ней не было кандидатов для хиротонии в епископы. 4 сент. 1979 г. митр. Чехословацкий Дорофей (Филипп) попросил Московского патриарха Пимена прислать для служения в Чехословакию достойных кандидатов для назначения на Оломоуцко-Брненскую и Михаловскую кафедры. 30 нояб. того же года в Троице-Сергиевой лавре патриарх Пимен и митр. Дорофей хиротонисали во еп. Подольского викария Московской епархии архим. Никанора (Юхимюка) , к-рый 12 апр. 1980 г. был избран и до 1982 г. руководил Михаловской епархией. После его перевода на Оломоуцко-Брненскую кафедру 23 мая 1983 г. еп. Михаловским стал Иоанн (Голонич ; впосл. архиепископ, с 2006 архиепископ Прешовский). В 1989 г. в связи с демократическими реформами в Чехословакии вновь активизировалась деятельность Словацкой греко-католической Церкви . 29 мая 1990 г. Президиум Народного совета Словакии принял закон «Об урегулировании имущественных взаимоотношений между Греко-католической и Православной Церквами», в соответствии с к-рым греко-католикам в 3-месячный срок возвращалось недвижимое имущество, принадлежавшее им до 1950 г. Если возвращение было затруднительным, православным и греко-католическим общинам предлагалось в течение 3 месяцев прийти к взаимному соглашению, в случае если соглашение не достигалось, вопрос решался гос. властью. Поскольку в положенный срок православные и греко-католики не достигли согласия ни по одному объекту недвижимости, решение перешло к уполномоченному по урегулированию имущественных взаимоотношений между Греко-католической и правосл.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

Данной цитатой предваряется история Польской Православной Церкви по той простой причине, что в ней бросается яркий свет на понимание фактов, подлежащих описанию. 1. Древнейший период истории Церкви: распространение христианства на польских землях; епархии в Галицком и Волынском княжествах; усиление католической пропаганды в XIV в. (брак королевы Ядвиги с князем Ягайло. Городельский сейм) Христианство проникало в районы, входящие в нынешнюю Польшу, с трех сторон: с юго-запада — из Моравского княжества, с запада — из Германской империи, и с востока — из Киевской Руси. До объединения в Центральной Европе отдельных славянских племен в единое Польское государство под властью Мешко I (Мечислава) здесь существовали небольшие княжества (например, Вислян, Полян), куда христианство проникало в разное время. Так, в IX столетии оно пришло в княжество Вислян. Начало благовестил христианской веры на этой территории связывается с просветительной деятельностью апостолов-славян святых братьев Кирилла и Мефодия. С миссионерской целью в 863 г. они прибыли из Константинополя в Моравию. Утверждая христианство в Моравии посредством перевода священных и богослужебных книг на славянский язык, святые братья, как об этом еще будет сказано в очерке о Чехо-Словацкой Православной Церкви, направили слово благовестия в соседние славянские страны. Эта деятельность особенно усилилась с того дня, когда святой Мефодий был поставлен архиепископом всей Великой Моравии. Естественно, что польские земли как сопредельные Великой Моравии были одними из первых, на которые должна была обратиться спасительная миссия сего святого мужа. Со времени же расширения Велико-Моравского княжества при Святополке (870—894), когда в его состав вошли коренные польские районы—Силезия, Краков, Малая Польша и следовательно сделались частью Велеградской или, как иногда называют славянские историки, «Мефодиевской» епархии, влияние святого Мефодия стало здесь непосредственным и постоянным. Необходимо отметить, что позднейшие польские исследователи не отрицают, что миссионерская деятельность святых братьев и затем их учеников, если не прямо, то косвенно, но простиралась на польские земли. Вопрос ставится лишь о том, что конкретно принесла эта деятельность и насколько твердо упрочен был здесь славянский церковный обряд. Решить это в какой-то мере помогают проводимые в последнее время археологические работы, и прежде всего в районе Кракова. Памятники прошлого свидетельствуют, что в XII веке в городе Кракове и его окрестностях еще сохранялся древний славянский обряд. Одним из таких памятников служит храм святого Креста «на Клепаре», построенный в византийском стиле еще до крещения князя Мешко I. Согласно свидетельству летописца Чарницкого, приведенному в холмском греко-униатском месяцеслове на 1866 год, в этом храме еще в XIII столетии совершались богослужения на славянском языке .

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Наибольшее количество В. к. Ц. (13 из 22) исторически связано с Поместными Православными Церквами. Заключенная в 1596 г. Брестская уния , ставшая основой для образования совр. Украинской и Белорусской греко-католических Церквей, явилась образцом для Ужгородско-Мукачевской унии (1646) и Мармарошских уний (1687-1720) в Закарпатье, положивших начало Русинской греко-католической Церкви. В 1698 г. в результате унии, принятой правосл. духовенством Трансильвании в Дьюлафехерваре (см. ст. Алба-Юльское национальное церковное собрание 1948 г. ), возникла Румынская греко-католическая Церковь. В 1777 г. для окормления перешедших в католицизм правосл. сербов и русинов папой Пием VI была создана греко-католич. епархия Крижевци (совр. Хорватия), ныне являющаяся отдельной В. к. Ц., в юрисдикцию к-рой входят греко-католики, проживающие на территории бывш. Югославии, за исключением Македонии, где в янв. 2001 г. была образована Македонская греко-католическая Церковь. В 1818 г. в Русинской греко-католической Церкви папа Пий VII учредил Прешовскую епархию, из к-рой впосл. развилась Словацкая греко-католическая Церковь. В связи с начавшимся национальным движением венг. униатов в 1873 г. был основан греко-католич. викариат в Хайдудороге, преобразованный в 1912 г. папой Пием Х в самостоятельную епархию Венгерской греко-католической Церкви. В Российской империи после издания в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» для пребывавшего на нелегальном положении небольшого числа рус. католиков визант. обряда появилась возможность легализации. В 1908 г. по предложению Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого папа Пий Х одобрил создание миссии греко-слав. обряда в Российской империи. С 1909 г. в С.-Петербурге открыто действовал первый приход Русской католической Церкви, канонически утвержденной Римом после организации экзархата рус. католиков визант. обряда в 1917 г. Патриарх Мелькитской католической Церкви Григорий III Лахам. Фотография. 2001 г. Патриарх Мелькитской католической Церкви Григорий III Лахам. Фотография. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Польская Православная Церковь Исторический очерк Польской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Церкви 2. Положение православных после Люблинской унии до конца XVIII в. 3. Возрождение Православия вслед за присоединением польских земель к России 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в. 5. Общее состояние Православной Церкви в Польше накануне Второй мировой войны 6. Церковь Польши на территории, отошедшей к Советскому Союзу в 1939 г., и в так называемом «Генерал-губернаторстве» 7. Украинские Автономная и «Автокефальная» Церкви на оккупированной немцами территории во время Второй мировой войны 8. Белорусская Церковь 9. Судьба украинских и белорусских эмигрантов 10. Православная Церковь в ПНР после Второй мировой войны 11. Предстоятели Польской Православной Церкви 12. Современное положение Польской Православной Церкви 13. Отношение к экуменическому и миротворческому движению; братские связи с Церковью Русской Митрополиты Польской Православной Церкви Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь» Глава IX. Чехо-Словацкая Православная Церковь Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века 2. Православие у чехов в XIX и начале XX вв. 3. Положение Православия в Восточной Словакии 4. Православная Церковь в Чехословацкой Республике 5. Общий обзор истории Православия в Чехиии Словакии 6. Православная Церковь в Чехословакии после Второй мировой войны 7. Предоставление автокефалии и отношение к этому Константинополя 8. Нестроения в связи с восстановлением «Греко-Католической Церкви» 9. Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии 11. Современное положение Чехо-Словацкой Православной Церкви 12. Экуменическая и миротворческая деятельность 13. Связи между Чехо-Словацкой и Русской Православными Церквами Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви Библиография к главе IX «Чехо-Словацкая Православная Церковь» Глава X. Православная Церковь в Америке Исторический очерк Православной Церкви в Америке 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

управления по церковным делам с представителями центральных и местных органов власти и представителями местных отд-ний КПЧ, на к-ром было принято решение провести 28 апр. не конференцию, а Собор Словацкой греко-католической Церкви, к-рый объявит об упразднении Ужгородской унии 1646-1649 гг. и о воссоединении униатов с правосл. Церковью. По окончании совещания Е. был в срочном порядке вызван из Праги в Прешов. 28 апр. в Прешове действительно состоялся Собор, объявивший об отмене Ужгородской унии. По окончании его работы участники передали Е. меморандум, в к-ром высказывалась просьба сообщить о результатах Собора Московскому Патриарху Алексию и Правительству Чехословакии. В тот же день кафедральный собор Словацкой греко-католической Церкви в Прешове был передан правосл. Церкви. 30 апр. Е. направил телеграмму Патриарху Алексию, в к-рой сообщил о решениях Прешовского Собора. В ответной телеграмме Патриарх приветствовал состоявшееся воссоединение. О решениях Собора Е. также сообщил в Чехословацкое гос. управление по церковным делам, к-рое 26 мая ответило, что «считает постановление Собора от 28 апреля о ликвидации унии и возвращении бывших униатов в Православие полностью законным решением… в силу которого Православная Церковь приняла все права, имущество и учреждения бывшей Греко-Католической Церкви» (цит. по: Gorazd (Vopatrn ý ). 1998. S. 83-84). В июле в Вост. Словакии была открыта еще одна правосл. епархия - Михаловская во главе с еп. Александром (Михаличем). Е. оставался правящим архиереем Пражской епархии и главой Экзархата, в к-рый теперь входило уже 4 епархии. Несмотря на то что Е. принял в состав Экзархата бывш. паству Словацкой греко-католической Церкви, он все же считал, что воссоединение словац. греко-католиков с правосл. Церковью было проведено с излишней поспешностью. 6 июля 1950 г. он писал митр. Николаю (Ярушевичу): «Дело воссоединения униатов не считаю в данный момент прочным. Слишком быстрыми темпами оно было проведено, и притом гражданской властью, и с помощью полиции; применялись репрессии, угрозы и т.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Пришедшая к власти в Чехословакии в 1948 г. коммунистическая партия в конфессиональной политике взяла курс на ослабление в обществе позиций католич. Церкви. Одной из составляющих этого курса было стремление упразднить Словацкую греко-католическую Церковь, воссоединив ее духовенство и паству с правосл. Церковью. С 1949 г. Чехословацкое гос. управление по церковным делам активно занималось подготовкой этого воссоединения. В населенных пунктах Вост. Словакии с преобладающим униат. населением создавались воссоединительные комитеты, в к-рые входили греко-католич. священники и миряне. После визита в Вост. Словакию делегации РПЦ (февр. 1950) воссоединительное движение здесь заметно усилилось. В ходе визита члены делегации провели ряд совещаний с Е. и представителями посольства СССР в Праге, посвященных униат. проблеме. Как Е., так и митр. Николай (Ярушевич) и архиеп. Макарий (Оксиюк) неоднократно упоминали, что переход греко-католиков в Православие в обязательном порядке должен быть предварен широкой разъяснительной работой среди духовенства и мирян этой конфессии. Иерархи настаивали на том, что в Вост. Словакии должна проводиться «постоянная подготовительная работа в низовых массах» и что необходимо также создать здесь инициативную группу для работы среди униатов (Там же. Д. 735. Л. 5). Однако церковная комиссия Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) приняла решение форсировать процесс воссоединения греко-католиков с Православием. Поэтому Е., в целом поддерживая перспективу возврата униатов в лоно правосл. Церкви, все же уклонялся от активного участия в подготовке воссоединения, полагая, что оно должно быть результатом свободного выбора самих греко-католиков. 28 апр. 1950 г. в Прешове было намечено проведение конференции представителей воссоединительных комитетов. Предполагалось, что на этом форуме будет создан Центральный воссоединительный комитет, к-рый издаст обращение ко всем греко-католикам Чехословакии. В ночь с 27 на 28 апр., накануне открытия конференции в Прешове, состоялось совещание руководителей Чехословацкого гос.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Остальные стали костяком Православия в нынешней Восточной Словакии. Приток верующих из Греко-католической церкви (а также возвращение волынских православных чехов после войны) внезапно вызвал стремительное развитие Православной Церкви. Следующим ключевым моментом стало предоставление автокефалии Русской Православной Церковью в 1951 году и приезд митрополита Елевферия (Воронцова). Однако эти события использовались критиками Православия, чтобы показать, что Русская Православная Церковь стала продолжением «руки» коммунистической власти. Но история не является черно-белой. Как мы знаем, верующие из России, Украины и Белоруссии явили яркие свидетельства искренней веры своим исповедничеством в советскую эпоху, а сам Елевферий был заключен коммунистами в тюрьму. Тем не менее Православная Церковь по-прежнему борется со стигматизацией, вызванной опытом коммунистического прошлого, и эти обвинения несправедливы. Коммунизм стал причиной остановки многообещающего развития Православия в наших землях. Коммунисты пытались убедить тогдашних православных церковных деятелей в их значимой роли для Чехии и пытались создать иллюзию реально действующей церковной администрации, которая, однако, была колоссом на глиняных ногах. В духовенство тогда пошли оппортунисты, авантюристы, просто сумасшедшие и люди, связанные с государственной властью. Впрочем, появились и хорошие, благочестивые священники. А что сегодня? О чешском атеизме и других проблемах После революции 1989 года внезапно открылось множество накопившихся за прошлые десятилетия проблем. Оказалось, что никого не интересовали национальная идея епископа Горазда и связь Православия с чешским, моравским или словацким народом. Кроме того, уход верующих обратно в униатскую церковь и другие вскрывшиеся проблемы показали, что Церковь должна найти совершенно новый ключ к развитию. Тогда Константинопольский Патриархат уже повторно предоставил нам автокефалию. Коммунисты разрушили церковную жизнь с точки зрения соборности, православного социума. Однако можно сказать, что по крайней мере православное образование процветало в коммунистическую эпоху и, возможно, парадоксальным образом гораздо больше, чем сейчас.

http://pravoslavie.ru/139440.html

Архидиоцез Австралии, Новой Зеландии и Ливана Ассирийской Церкви Востока (см. ст. Церковь Востока ) имеет 2 прихода на территории Н. З. (в Веллингтоне и Окленде). В 2013 г. 222 чел. причислили себя к приверженцам этой Церкви. В Крайстчерче и Окленде действуют приходы Эфиопской Православной Церкви . В Окленде, Веллингтоне, Гамильтоне и Крайстчерче действуют приходы Маланкарской Церкви (Индийской Ортодоксальной Церкви). Римско-католическая Церковь Католич. собор св. Иосифа в Данидине. 1886 г. Архит. Ф. Питр Католич. собор св. Иосифа в Данидине. 1886 г. Архит. Ф. Питр Римско-католическая Церковь представлена архиеп-ством Веллингтон (44 прихода), в подчинении которому находится 5 еп-ств: Окленд (68 приходов), Данидин (37 приходов), Гамильтон (36 приходов), Палмерстон-Норт (32 прихода), Крайстчерч (27 приходов). Действуют военный ординариат Новой Зеландии, Епископская конференция Новой Зеландии, 45 католических орденов, а также в Окленде 2 католич. семинарии и национальный теологический колледж. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1914 г. Есть ряд католич. общин вост. обряда, гл. обр. Маронитской католической Церкви , Мелькитской католической ц еркви, Халдейской католической Церкви , Украинской греко-католической Церкви . Также есть немногочисленные общины др. восточнокатолич. Церквей: Армянской католической Церкви , Албанской греко-католической церкви, Сирийской католической Церкви , Коптской католической Церкви , Сиро-Маланкарской католической Церкви , Венгерской католической Церкви, Румынской греко-католической Церкви, Русинской греко-католической Церкви , Словацкой греко-католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Как правило, все эти приходы относятся к епархиям соответствующих Церквей в Австралии, откуда в Н. З. направляются священники. В наст. время в Н. З. насчитывается более 500 тыс. католиков, большинство из них придерживаются лат. обряда. За последнее столетие доля католиков к общему числу населения страны практически не изменилась, однако существенные перемены произошли в этническом составе католич. общины. С 80-х гг. XX в. число католиков европ. происхождения (гл. обр. ирландцев, а также англичан, шотландцев, французов, итальянцев, поляков, немцев, хорватов, голландцев, португальцев) в связи с секуляризацией стало резко сокращаться, в то время как количество переселенцев-католиков из неевроп. стран увеличилось. В 10-х гг. XXI в. в католич. общине увеличилась доля выходцев с других островов Тихого океана, из Филиппин, Кореи, Индии, Вьетнама, Китая. Католицизм исповедуют и мн. местные жители маори. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАГАНЕЦ Гаганец [Gaganec] Иосиф (10.04.1793, Вишни-Тварожец, близ совр. Бардеёва, Словакия - 22.12.1875, Эперьеш (Пряшев), ныне Прешов, Словакия), униатский еп. Пряшевский, карпаторосский просветитель. Изучал философию в Вельки-Варадине (ныне Орадя, Румыния) (1810-1812), богословие в Альбертинском католич. колледже в Трнаве (1812-1816). 8 марта 1817 г. был рукоположен во греко-католич. пресвитера, имел приходы в русинских селах Руске-Пекляни (1817-1820) близ Пряшева, Вислава (1820-1828) и Хейёкерестур (1828-1835). В 1835 г. Пряшевским греко-католич. еп. Григорием Тарковичем был назначен диоцезальным канонистом, в 1839 г.- каноником Пряшевского капитула. После смерти еп. Тарковича († 16 янв. 1841) Г. был избран капитулярным викарием Пряшевского еп-ства (2 авг. 1842). 25 июня 1843 г. введен в должность епископа в Вене в присутствии имп. двора, рукоположен 30 янв. 1843 г. При Г. была завершена организация Пряшевского греко-католич. еп-ства, выделенного в 1818 г. из Мукачевского (см. ст. Словацкая греко-католическая Церковь ). Г. возобновил строительство епископской резиденции в Пряшеве, при нем был перестроен униатский кафедральный собор в соответствии с нормами визант. обряда (сооружены алтарь и иконостас). Епископ отстаивал чистоту вост. обряда и противился попыткам латинизации униатской русинской Церкви. С 17 нояб. 1868 г. ассистент Папского престола. Г. уделял внимание проблемам национального самосознания закарпатских русинов - восточнослав. населения, жившего на территории Австрийской империи. В 1848 г. провел 1-й епархиальный синод, к-рый принял меры к национально-религ. возрождению пряшевских русинов. В 1849 г. подал доклад в Ужгородскую консисторию «по делу прав угрорусов» и добился поддержки позиции русинских депутатов в австр. парламенте (рейхсрате) в Вене. В окт. того же года он направил послание Мукачевской консистории, призывая, в частности, к поддержке русинского языка и лит-ры.

http://pravenc.ru/text/161385.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010