Op. cit. P. 190, 252. Материалы для истории раскола… T. VI. С. 239. Аввакум. Сочинения… С. 45. Там же. С. 61. Материалы для истории раскола… T. I. С. 310. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц… С. 374. Материалы для истории раскола… T. I. С. 309—311. Александр Б. Указ. соч. T. I. С. 143—144; Материалы для истории раскола… T. V. С. 140—144; Бороздин А. К. Указ. соч. Прил. С. 37. Аввакум. Сочинения… С. 197. Там же. С. 51; Материалы для истории раскола… T. I. С. 481. Материалы для истории раскола… T. I. С. 400; T. VI. С. 324—334; Диакон Федор. Его сочинения и учение//Православный собеседник (Казань). 1859. Ч. 2. С. 314–346, 447–470. Аввакум. Сочинения… С. 57; Сочинения инока Авраамия “Христианоопасный Щит Веры” и “Челобитная” см.: Материалы для истории раскола… T. VII. ЛЗАК. Т. 24. С. 329—334; Виноград Российский. Гл. 10; Евфросин. Указ. соч. С. 11. Т. 24. С. 331. Там же. С. 331. Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Series Grecae. Vol. XIV. Paris, 1864. P. 398—415; Delahaye Hyp. Les Passions des Martyrs et les Genres Literaires. Bruxelles, 1921; Idem. Les Origines du culte des Martyrs. Bruxelles, 1912. P. 460; Византийский Лексикон Свиды (Suida), видимо, спутал св. Лукиана с греческим писателем Лукианом, описывающим самосожжение философа Перегрина. Евфросин. Указ. соч. С. 22. ЛЗАК. Т. 24. С. 335; Евфросин. Указ. соч. С. 11. ЛЗАК. Т. 24. С. 335. О жизни керженских скитов см. роман П. И. Мельникова “В лесах”. Материалы для истории раскола… T. I. С. 198—199, ср.: Там же. С. 335—336. Там же. T. I. С. 343, 444, 449; T. II. С. 98, 100; Мельников П. И. Полн. собр. соч. T. VII. С. 35. Евфросин. Указ. соч. С. 13, 93; Виноград Российский. Гл. 18; Материалы для истории раскола… T. V. С. 238. Максимов С. В. Рассказы из истории старообрядчества. СПб., 1861. С. 5; Житие Корнилия. Житие Епифания см.: Материалы для истории раскола… T. VII. С. 53—63; ЛЗАК. Т. 24. С. 229—256; см. также: Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. М., 1963. С. 179, 203 и сл.; Zenkovsky S. A. Der Мцпсн Epifanij und die Entstehung der altrussischen Autobiographie//Die Welt der Slawen.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Гермонактова деревня – греч. поселение неподалеку от устья Днестра 106, 190 Гермонасса – греч. город, локализуемый на территории совр. Тамани 25, 101, 120, 144, 192, 228, 247, 278 Гермундуры – народ в Центральной Европе 256, 257 Герр (1) – река в Северном Причерноморье восточнее Днепра, идентификация затруднена 40, 45, 46, 47, 185, 231, 232, 242 Герр (2) – местность в Северном Причерноморье восточнее Днепра 47 Герры – народ в Азиатской Сарматии 52, 195, 246 Герулы (элуры) – готский или скифский народ в Приазовье (IV в. н. э.) 272 Геруса – город на восточном побережье Азовского моря 192 Гессак – гора на Балканах 258 Гето Гиторум – местность в Северном Причерноморье 280 Геты – народ фракийского происхождения на Нижнем Дунае 63, 70, 104, 106, 108, 135, 143, 216, 218, 220, 240 Гигреи – населенный пункт на западном берегу Азовского моря 185 Гиер (1) – город в Северо-Восточном Причерноморье 247 Гиер (2) – река в Северо-Восточном Причерноморье 247 Гиерас – река в Северо-Западном Причерноморье 189, 190 Гиерон – укрепленное поселение на азиатской стороне Боспора Фракийского в устье Понта 88 Гилеи – жители Гилеи 242 Гилейское море – часть Черного моря, примыкающая к Гилее 242 Гилея – лесистая местность в Скифии в низовьях Днепра 36, 40, 46, 47, 54, 100 Гиллевионы – народ на севере Европы 246 Гинекократумены (греч. «управляемые женщинами») сарматы – народ в Восточном Приазовье 229, 247 Гипакирис (Гипакарес) – река в Скифии, идентификация затруднена 45, 46, 47, 231, 232 Гипанис – совр. река Южный Буг (иногда Кубань) 40, 45, 46, 56, 98, 108, 120, 121, 135, 184, 232, 242, 244 Гипербореи – мифическое племя блаженных людей на севере Скифии 29, 38, 43, 44, 123, 194, 238, 244 Гиперборейские горы – горы Азиатской Сарматии 193 Гипидия (ср. гепиды) – страна в Центральной Европе 281 Гиппемолги (ипимолги) – легендарное племя в Северном Причерноморье, часто отождествляемое со скифами 16, 17, 18, 19, 23, 143, 277 Гиппийские горы – горы Азиатской Сарматии 194, 195 Гипполаев мыс – совр. мыс Станислава в Бугском лимане 46, 136

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До сих пор это имя продолжают производить от двух различных слов: одни от собственного имени , Садок 228 ; другие – от , праведный. Из первых мы назовем Евальда 229 , Зифферта 230 , Ширера 231 и Штаде 232 . Из вторых укажем на Генгстенберга 233 , Герцфельда 234 и Гамбургера 235 . Но еще труднее для решения более важный вопрос о происхождении и сущности фарисейства и саддукейства. При чем, здесь нужно отличать популярный, ходячий взгляд от научного. Нам думается, что совершенно верно излагает популярное представление дела Каценельсон 236 . Он говорит, что обыкновенно фарисеи считаются классическими представителями строгой, неподвижной ортодоксии, приверженцами буквы унаследованного закона, ревностно изучавшими эту букву, извлекая из нее все возможные и невозможные выводы и мало обращая внимания на дух закона, его идейную подкладку. Фарисеям противопоставляют обыкновенно, с одной стороны, саддукеев, как вольнодумцев прогрессистов, равнодушных к религии вообще; а с другой стороны – ессеев, как людей хотя глубоко религиозных, но усматривавших сущность религии лишь в ее идейных началах, а потому также равнодушных ко всяким внешним обрядам. – Что же касается научного взгляда на фарисейство и саддукейство, то наибольшею сбивчивостью и разноречивостью отличается суждение о саддукеях. Тогда как в вопросе о фарисеях все более или менее согласны видеть в них национальную партию, при рассуждении же о саддукеях нужно различать довольно сложную деградацию отдельных мнений. Одни видят в них крайне эллинистическую партию; другие лишь думают, что саддукеи явились под влиянием эллинизма, – и третьи, наконец, видят в саддукеях точно так же национальную партию, как и в фарисеях. Соответственно этому изменяется взгляд на значимость партий и ее нравственное достоинство. Так Генгстенберг 237 с уверенностью заявляет, что относительно саддукеев не может быть сомнения: они суть не иное что, как „heidnische gottlose Partei in Israelischer Verkleidung“. Лянген 238 видит в саддукеях партию, образовавшуюся под сильным влиянием эллинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

229. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих. 230. Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушался молитвами твоими. 231. Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков ни по какой причине. 232. Никому не ставь в укор его немощей. е) Тщеславием и самомнением 233. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид. 234. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем. 235. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его. 236. Когда совершишь какие дела добродетели, не высокомудрствуй и не говори в себе: я то и то сделал; потому что если будешь так поступать, мудр не будешь. 237. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. ж) Человекоугодием и лицемерием 238. Не оставляй воли Божией, чтоб исполнить волю людей. 239. Божией Заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой. 240. Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом. 241. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив. з) Гордостию 242. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были. 243. Не возносись в гордости и не хвались. 244. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя. 245. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими. 246. Не считай себя мудрым, иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих. 247. Не считай себя всезнающим и мудрым (т. е. не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе. Заключение 248. Кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, приклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем; и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Какому богу вознесу я мольбу?» — спрашивает риши. Откуда и для чего появился мир? Никто этого не знает. Быть может, человек лишь игрушка неведомых сил, и ему суждено вовеки тщетно разгадывать мировую загадку, сидя у беспредельного океана Истины… Великая всемирно-историческая заслуга древнеиндийских мыслителей в том, что они преодолели этот кризис и дерзнули, не останавливаясь на полдороге, вступить в темный храм Вечного и Безусловного, в храм Абсолюта. Но не на этом пути суждено было обрести человечеству утраченное единение Земли и Неба. Не от языческого космизма, не от мистиков, поднявшихся до вершины Сверхбытия, шло спасение. Не здесь, в Индии, а там, на западе, на стыке трех материков, незаметно подготавливалось величайшее Откровение в истории человечества. ПРИМЕЧАНИЯ Глава 9 228. Б. Луния. История индийской культуры, I960, с. 50. 229. PB I, 115 и др. Богами Солнца называются в PB еще Вишну и Савитар. 230. PB VIII, 48; IX, 113. Предки арьев еще до переселения в Индию знали культ Сомы. Отзвуком этого является упоминание культа Хаомы в Авесте (см. С. Радхакришнан. Индийская философия, т. 1, с. 66; 3. Рагозина. История Индии времен Риг-Веды. СПб., 1905, с. 137). 231. Напр., PB IX, 115. 232. PB V, 33; X, 69. 233. В представлении риши Индра был сыном Дьяушпитара (PB III, 1, 4), но он скоро заслонил его и Варуну, небесную ипостась Дьяушпитара. К характеристике Индры: PB VI, 18; II, 18, 3, 8, 45; VI, 29; VII, 41 и др.; G. Oldenberg. Die Religion des Veda. S. 188; W. N. Brown. Mythology of India. — MAW, p. 282 ff. 234. См.: С. Радхакришнан. Индийская философия, т. 1, с. 69. См. также: А. Введенский. Религиозное сознание язычества, 1902, с. 286. 235. PB VII, 21. 236. Например, гимн (PB X 98 или VI, 15, 47). 237. PB X, 90. 238. Первой обособившейся кастой были, очевидно, брахманы, посвященные служению богам. Однако и кшатрии и вайшьи считали себя прошедшими через религиозное посвящение, в отличие от шудр (см.: З. Рагозина. История Индии времен Риг-Веды. СПб., 1905, с.306; Б. Луния. Цит. соч., с. 57).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

458 . Флоренский П. А., свящ. Антоний романа и Антоний предания//БВ 1907. 1(1). 119–159. изд.: Сергиев Посад 1907. 41. же. Соч.: В 4-х тт. М. 1994. 1. 490–527. 459 . Amélineau Е. С. Saint Antoine et le commencement du monachisme chrétien en Egypte//RHR 1912. 65. 16–78. 460 . Antonius Magnus Eremita, 356–1956. Studia ad antiquum monachisma spectantia/Cura Steidle B. Roma 1958. (Studia Anselmiana. 38). 461 . Bacht H. Antonius und Pachomius. Von der Anachorese zum Coenobitentum//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 66–107. 462 . Bettencourt E. L’idéal religieux de saint Antoine et son actualité//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 45–65. 463 . Desprez V. Saint Antoine et les débuts de l’anachorèse//Lettre de Ligugé 1986. 237, 238. 23–36, 10–38. пер.://American Benedictine Rev. 1992. 43. 61–81, 141–172. 464 . Devillers N. St Antoine le Grand, père des moines. Bellefontaine 1971. 465 . Devillers N. Antonio e la lotta spirituale. Bose 1998. 192. 466 . Gould G. E. Recent work on monastic origins: A consideration of the questions raised by Samuel Rubenson’s The Letters of St. Antony//StPatr 1993. 25. 405–416. 467 . Hertling L. von. Studi storici antoniani negli ultimi trent’anni//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 13–34. 468 . Lawyer J. E. Saint Antony of Egypt and the spirituality of aging//CistSt 2000. 35. 1. 55–74. 469 . Leclercq J. Saint Antoine dans la tradition monastique medievale//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 229–247. 470 . Quasten J. St. Antony//Quasten. Patrology-3 4 .308). 148–153. 471 . Rubenson S. The letters of St Antony. Origenist theology, monastic tradition and the making of a saint. Lund 1990. 224. (Bibliotheca historico-ecclesiastica Lundensis. 24). и доп. изд.: Minneapolis 1995. 260. [Добавлено Прилож. (196–231): англ. пер. 7 писем, сделанный по всем сохр. версиям, с осн. опорой на груз, и лат.]. Gragg G.//J. of Religion 1998. 78(1). 108–109; Bartelink G. J. M.//REAug 1991. 37. 171–172; ViC 1991. 45. 185–186; Barnes//JThS 1991. 42. 723–732; Plank B.//OS 1992. 41. 70; Lies L.//ZKTh 1993. 115(2). 210; Young R. D.//ChHist 1993. 62. 237–239; Verbraken P.//RB 1991. 101. 197–198; Müller C. D. G.//OrC 1992. 76. 255–258. [Этапный труд, «революционизирующий наше понимание жизни и мысли великого егип. отшельника» (из отзыва на 2 изд.)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Следы этого знакомства есть в книге пророка Захарии: некоторые места его настолько темны, что объясняются только при сопоставлении их с соответствующими пророчествами книги Данииловой, которые, очевидно, они предполагают, как уже известные, и на которые делают тонкие намеки. Таково, напр., видение Захарии о 4 рогах 228 означающих собою те «роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим», и еще яснее – роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять её» 229 . Не трудно усмотреть здесь те же 4 царства, владычествовавшие преемственно над иудеями, о которых говорит пророк Даниил 230 . Но еще яснее видна связь пророчеств Захарии и Даниила о том же предмете из другого видения пророка Захарии – о 4 колесницах с различными в каждой конями: в первой – рыжими, во второй – вороными, в третьей – белыми и в четвертой – пегими 231 . Эти четыре колесницы, параллельные четырем ветрам небесным 232 , указывают на те же 4 царства Данииловы. Сами цвета коней представляют собою некоторую аналогию с теми образами, в которых изображает свои царства пророк Даниил: рыжий цвет коней первой колесницы своим золотистым оттенком указывает на первое, «золотое» царство Даниила 233 ; вороной и белый цвета коней второй и третьей колесницы своею полною цветовою противоположностью параллельны противоположным символам второго и третьего царств у Даниила: малоподвижному медведю и быстрому барсу 234 или овну и козлу 235 ; кони четвертой колесницы своим пегим или пестрым цветом указывают на четвертое царство Даниилово, – царство разделенное само в себе двухсоставное 236 ; кони эти стремятся пройти всю землю и действительно проходят её 237 ; это – символ четвертого царства, которое будет попирать и разрушать всю землю 238 . Аналогия между пророчествами Даниила и Захарии естественная; но зависимость должна быть приписана, во всяком случае, последнему: видения Даниила более связаны с обстоятельствами его жизни и деятельности, чем у Захарии; сами в себе они иногда содержат и объяснение своих таинственных символов; у Захарии же более отвлеченности и темноты, предполагающей в читателях знакомство с прежними, Данииловыми пророчествами, в связи с которыми и сами они делаются более удобопонятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

вместо Переславля Залескова посацкого человека Игнатья Гребеншикова по ево веленью р.п. 220. Стретенской сотни Ивашко Тимофеев р.п. 221, 222. Гостиные сотни Федоска Косякин вместо Коширенина посацкова человека Тимофея Аксенова да Переславля Резанскова посадцкого человека Григорья Третьякова по их веленью р.п. 223, 224. Вместо Садовые слободы Ивана Телятева да Огородные сло- боды Василья Чанчикова Иванов сын Телятева Ни(ки)форко р.п. 225. Гороховленин посадцкой человек Гришка Кувалдин р.п. 226, 227. Чухломец посадцкой человек Кирилко Гаврилов сын Смолинской и вместо Унженина посадцкого человека Ивана Абакумова по ево веленью р.п. 228, 229, 230. Лучанин посацкой человек Афонасей Павлов и вместо Торопчанина посацкова человека Семена Деева по ево веленью р.п. да он же Афонасей вместо Ржевитина посадцкого человека Максима Мылникова по ево веленью р.п. 231, 232, 233, 234, 235. Алаторец посацкой человек Климко Матвеев вместо отца своево Матвея, да Муромца посадцкого ж человека Гаврила Сафонеева, да Арзамазца посацкого ж человека Михаила Оникеева, да Курмышинина Семена Иванова сына Тверитина, да Ядринца посацкого человека Кирила Гаврилова по их веленью р.п. 236, 237. Голечинин посацкой человек Оска Кувашев и вместа Туленина посадского человека Ивана Данилова по ево веленью р.п. 238. Тверитин посадцкой человек Семенка Григорьев сын 239. Крюков и вместо Новоторца посадцкого человека Исачка Сидорова по их (?) веленью р.п. 240. Вместо Волоченина Федки Иванова Михеева Дмитровской сотни тяглец Фомка Иванов р.п. 241, 242. Яранец посацкой человек Потенка Севенов и вместо Царева Санчюрскова посацкова человека Гришки Дмитриева да 243, 244, 245, 246. Царева Кокшанского города посадцкова человека Евсейка Бирина, да Кузмодемьянца посадцкова человека Фомки Яковлева, да в Цывиленина посадцкого человека Матюшки Филатова, да Васильягородца посадцкова человека Ондрея Трубина по их веленью, что они грамоте не умеют, р.п. 247. Свияженин посацкой человек Оксентей Ульянов р.п. 248. Воронежец сын боярской Леонтей Павлов вместо Воронежца

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источниками Дионисию, указанными им самим, служили греческие историки, старшие и младшие Римские анналисты, вероятно, также, его современник Ливий, с которым он в разных местах своего сочинения вступает в полемику, нигде не называя его по имени. Во втором столетии от Р. X. появилась, написанная по-гречески, «Римская история» Диона Кассия в 80 книгах; она начинается с рассказа о беглеце из трои Энее, и заканчивается 229 г. от Р. Х. Лучше всего сохранились те ее части, которые относятся к гражданским войнам середины и второй половины 1 века до Р. Х., завершившиеся утверждением принципата. Последние книги, от 61-й до 80-й, известны по их сокращенному изложению, выполненному в 11 веке Ксифилином, и по извлечениям из них в «Хронике» Зонары. У Диона не было продуманной концепции исторического процесса. По большей части, считал он, причины исторических событий непостижимы человеческому разуму, за ними стоит судьба. Богине судьбы, явившейся автору во сне, он благодарен за самое решение приступить к труду, она же обещала ему бессмертие его сочинений. У Диона, вообще, особый вкус к знаменательным и чудесным явлениям. Свои политические идеи он выразил речью, вложенной в уста мецената, который советует Августу учредить монархию, с тем, однако, чтобы император избирался сенатом. Достоверность всех, вообще, речей исторических деятелей у Диона, как, впрочем, и у других античных историков, сомнительна. Продолжателем Диона Кассия, был сирийский грек Геродион, который описал события, происходившие от смерти императора Марка Аврелия до 238 г. Современником Диона был Александрийский грек Аппиан, «Римская история» которого построена не хронологически или анналистически, а по тематическому принципу, с выделением книг, посвященных отдельным территориям и народам, и войнам Рима: «О войнах с самнитами», «Война с Ганнибалом», «Сирийские дела», «Митридатовы войны». Вторая часть «Римской истории» в том виде, в каком она дошла до нас, посвящена «гражданским войнам», начиная с эпохи Гракхов, и до середины 30-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Заслуживает внимания, говорит Цан 228 , как рано Константин признал значение христианских праздников для общей культуры и государства. Рядом с этим, Константин развивает чисто апостольскую ревность в распространении христианства у соседних с римской империей народов. Под его протекторатом обращается в христианство Эфиопия, Иверия в даже далекая Индия 229 . Для христиан всего мира он является попечителем и защитником 230 . Узнав о существовании христианства в Персии, он обращается к персидскому царю Сапору с письмом, в котором просит о покровительстве христианам: «да будет им столь хорошо, сколь хорошо тебе (Сапору): да наслаждаются они благополучием, как и ты. За это, Господь, всяческих, Отец Бог , удостоит тебя милостью и благоволением. Поручаю их тебе, как государю великому; вверяю их известному твоему благочестию; люби их согласно с твоим человеколюбием» 231 . Тою же заботою и любовью к распространению христианства вызвана и другая его мера, о которой говорят Евсевий, Созомен и Феодорит. Мы имеем в виду назначение им христиан на должности правителей провинций 232 . Цель этой меры ясна: при помощи правителей из христиан император желал оказать поддержку епископам и митрополитам в их борьбе с язычеством 233 . Новое положение отразилось на монетах. Вскоре после обращения в христианство и, вероятно, тотчас после победы над Максенцием, на монетах появляется монограмма Христа. Уже перед 323 г. рядом с ней чеканится крест. К весьма ранним группам принадлежит монета, которая изображает шлем императора украшенный монограммой Христа 234 . Вообще должно заметить, что в начале христианские знаки свободно лежат на поле, не принадлежа собственно к изображениям реверса, напротив позднее они органически с последними сплетаются 235 . Для последнего класса особенно характерны значки-знамена, отмеченные монограммой Христа. Не только монеты Константина, но также и Лициния носят эти христианские знаки 236 . С 323 г. число таких чеканок увеличивается, напротив античные эмблемы исчезают 237 . Особенно ясно изменение положения вещей сказалось на одной редкой монете, где на аверсе изображена украшенная лавровым венком голова императора, а на реверсе – лабарум, конец копья которого перевит извивающейся змеей 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010