704 Отпуст, как выше разъяснено, с точки зрения Типикона может быть только при известном условии. 705 Ср. 2 подстр. примечание в Дополн. примеч. о веч. накануне понедельников св. Четвер. (см. 20 гл. 2 ч. – примечание 708 Разумеется седмичный из числа напечатанных в дополнит. части Минеи под заглавием: „Богородичны осьми гласов: поем их, егда есть Слава святому в Минеи“ (ср. послед. 9 марта, Тип., л. 197). 709 В день памяти 40 мучеников Типикон указывает малую ектению: но своеобразность содержащегося в последовании 9 марта указания на нее (пред словом: ектения, поставлена точка; после слова: малая, опять точка; след. подлежащее с определит. словом оставлено без сказуемого), отсутствие указания на возглас после неё и прямое предписание последования 24 февр., что „ектении малыя не глаголем“, приводят к мысли, что здесь – типографическая ошибка, заключающаяся в том, что пропущено свово: „не глаголется“ (слич. Минею за март). 711 1-ый мученичен находится в первых субботних стихирах на Господи, воззвах, остальные три во вторых. Все эти четыре мученична и указывает москов. издание служб на каждый день 1-й седм. Вел. поста (см. пяток, л. 66). 712 В особ. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред. Москв., 1893 г., 71, пред псалмом указаны: Благословен Бог... Аминь. Приидите поклонимся 3. 713 Моск. изд. Сл. на кажд. д. 1 седм. Вел. поста, кроме тропарей, для каждой песни назначает ирмос. 717 Хотя, как выше, ч. 1, отд. 4, гл. 37, мы сказали, Триодь Постная назначает стихословить по отделу Ирмологиона: Господеви всем (л. 131 на обор.). 718 В 31 гл. 2 ч. чит. подстрочное примечание касательно этого повечерия. Кондак на повечерии, без сомнения, должен быть Взбранной воеводе... 719 Если где храм Похвалы пр. Богородицы, то после 2-го чтения икосов и кондаков поются полиелейные псалмы и величание (общее) Богородице; затем малая ектения и седален храма Богородицы. Слава, и ныне, тот же. Чтение, Степенна – 1 антифон 4 гл. Прокимен праздника Богородицы и т. д. Всякое дыхание и т. д. Евангелие праздника. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Слава. Молитвами Богородицы... И ныне, то же. Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Аминь, – и канон храма Похвалы пр. Богородицы с ирмосом на 14, ирмос по 2, тропари на 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

 Ср., напр., FR. THOMAS DA CELANO: Leqenda secunda beati Francisci, c. 124, (Roma, 1906, recensuit P. Eduardus Alenconiensis, p. 293) et passim. 70 " La cata resplandent de Ghesu Christ qui resplandis e ri ins la beutat de las creaturas " - Scala divini amoris (провансальский трактат 14 века), hrsg. von De La Motte, 1902. 71 Мф. 25. 35 сл. Ср. . уже ранее неканоническое слово, приписывавшееся Христу: " Ты видел твоего брата, так ты видел твоего Бога " (у ROPES: Die Sprüche Jesu. Tmaine und Untersuchungen zur Gesch. d. altchristlichen Literatur, XIV. 2. 1896, 40. 72  Ср. слова Франциска Ассизского к ученикам, приведенные у Фомы Челанского (во втором сказании, с. 52.) и у Бонавентуры (Leqenda Set. Fransisci, c. 8). 73 Ср., напр., JACOPUS DE VORAGINE: Leqenda aurea, cap. 100, (ed. Th. Graesse, 1850, p. 432). 74 Exordium magnum ordinis Cisterciensis. Dist, IV, cap. 1, (MIGNE, t. 185, col. 1095). 75 " ...inter omnia infelicia monstra mundi Franciscus naturaliter leprosos abhorrens " - читаем, напр., об юношеских годах Франциска во " Второй Легенде " ФОМЫ ЧЕЛАНСКОГО (гл. 5). 76 THOMAS DA CELANO: Leqenda secunda, cap. 5; BONAVENTURA, Leqenda Sct. Fransisci, cap. 1. 77 " ... Senti si gran fragranza di soavissimo odore, che tutte le spezie delle cose odorifere parevano ivi ragunate " - FEO BELCARI, Vita del beato Giovanni Colombino da Sienna, (памятник 15 века), гл. 5, стр. 28 (в серии Scrittori nostri, 43, Lanciano, 1914). 78 CAESARIUS HEISTERBACENSIS: Dialoqus miraculorum, Dist. VIII, cap. 31. Можно бы привести еще из агиографической литературы, как христианского Запада, так и христианского Востока, бесчисленное количество примеров этих видений Христа в образе бедного, больного или странника. Укажу лишь хотя бы на сходные рассказы в ряде хроник южно-германских женских монастырей позднейшего Средневековья (см. Р. Н. WILMS: Das Beten der Mystikerinnen darqestellt nach den Chroniken der Dominikanerinnen-KIöstei..., 1916, p. 139); далее, напр., в житии провансальской святой 13 века Ste Douceline (La Vie de Ste Douceline, - publiée par L " ABBE ALBANES, 1879, pp. 7-9; 66-68) и т. д. Из житий подобные рассказы перешли в фольклор: так, в русском фольклоре они весьма многочислены. 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

87 В такой форме – μ φοβεσθωσαν τ ρνα τος λκους μετ ποθανεν ατ эта фраза несколько странна, хотя Гарнак (Worte Jesu, с. 21) и вслед за ним Чэмберлен (Worte Christi, с 15) еето именно особенно и приветствуют как якобы случайно сохранившуюся черту яркой «иронии» в беседах Иисуса Христа «herbe Jenseitigkeit und Ironie Jesu» – «tiefes Wort von der ausgezeichneten Derbheit» Нам кажется, что объяснение здесь скорее лежит в совсем иной плоскости судя по всему контексту естественнее просто предположить пропуск (в рукописи) после слова λκους слов μηδν δυναμνους, т. е. «Не убоятся овцы волков, ничего не могущих (сделать), кроме убиения их» и т. д. 88 II Clementis ad Cor., V, 2–4 – Resch Agr 125, с. 169 след., Preuschen, с. 32 сл., Harnack Worte Jesu, с. 19 сл. – Так называемое 2-е Послание Папы Климента к Коринфянам (высоко почитаемое в древнем христианском мире) в настоящее время, обыкновенно, приписывается Папе Сотеру (середина II века). См. полный его текст с вводными комментариями у Hennecke. Цит. соч., с. 590–595. 92 Этот чудный рассказ отсутствует в тексте Евангелия от Иоанна почти во всех древнейших дошедших до нас греческих рукописях Евангелия (например, в кодексе Aleph, Vaticanus и др.), латинских и сирийских. Ср. также Pott, 71 и Harnack. Worte Jesu, с. 24 сл. 94 Так. наз. «Послание Варнавы» – первое по времени из древнейших, не внесенных в канон Нового Завета святоотеческих посланий, высокоценное в первые века христианства и помещенное в знаменитом Синайском (бывшем Петербургском) кодексе Тишендорфа непосредственно вслед за Откровением Ап. Иоанна. Несмотря на то, что оно анонимно (без имени автора и адресата), послание это согласным мнением всей древней Церкви всегда приписывалось св. Апостолу Варнаве , одному из 70 учеников Христовых, известному спутнику, сотруднику, и духовному наставнику Ап. Павла (ср. Деян. 4:36, 9:27, 11:30 сл., 13:2 сл.). Подлинность его определенно и почти бесспорно признавалась, начиная с Климента Александрийского , и только Евсевий (Hist. eccl. III, 25) и Иероним (De vir. III, с. 6) считали, что вместе с некоторыми Апостольскими Посланиями и Апокалипсисом оно должно быть отнесено к категории «спорных» священных книг (ντιλεγμενοι или νθοι).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Наконец, при традиционной трактовке этимологии рус. борона это слово выступает как единичный случай, который не образует ряда, т. е. не входит в какую-либо систему ни в семантическом, ни в словообразовательном отношении. Все это вместе взятое заставляет усомниться в правильности традиционной этимологии слова борона. Как уже говорилось выше, мы вправе предположить, что рус. борона, как и другие имена, обозначающие орудия действия, было образовано от глагольного корня. Если это так, то морфема –нá может рассматриваться как форма женского рода древнеиндоевропейского суффикса отглагольных прилагательных Этот суффикс, потерявший или почти потерявший свою продуктивность в большинстве индоевропейских языков исторической эпохи, был весьма широко распространен в древнеиндоевропейский период. Почти во всех индоевропейских языках сохранились довольно многочисленные реликтовые формы этих древних образований, значительную часть которых составляли имена действия. Примером подобных образований мужского рода могут служить ст.-сл. СЪНЪ < (ср. СЪПАТИ), др.-гр. πνος, др.-инд. svápnah, лит. sãpnas, лат. somnus < (ср. sopre), др.-исл. suefn, др.-ирл. suan «сон»; женского рода: ст.сл. ΛОУΗΑ < или (ср. ст.-сл. ЛОУЧЬ), совр. рус. излучать, др.-гр. λευς »светлый», др.-гр. λχνος «светильник», лат. lna < (ср. Losna, а также lcre »светить», lx «свет» и др.), др.-прус. lauxnos »звезды», авест. rauxšna- «блестящий», др.-ирл. lan »луна» (т.е. букв, «светящая, блестящая»); среднего рода: ст.-сл. ЗРЬНО (ср. ЗЬРТИ), лат. grnum, др.-ирл. grn, кимр. grawn, гот. kaúrn, др.-в.-н. corn, др.-прус. syrne »зерно», лит. ìrnis «горох», др.-инд. jrá »сморщенный, старый, распавшийся». Образованиями такого же типа, сохранившимися в современном русском языке, являются также: стан, дерн, горн (мужской род); домна, страна (сторона), цена, струна (женский род); сукно, руно, волокно, толокно, веретено, пшено (средний род). 71 Почти все реликтовые образования подобного типа сохранили в русском языке место ударения, соответствующее древнеиндоевропейской акцентуации (ср. др.-инд. bhinná, jrá, др.гр. στεγνς, γνς и др.). Такое же ударение на суффиксальной части имеет и слово боронá, которое, как нам кажется, следует отнести к именам действия, восходящим к индоевропейским отглагольным прилагательным с суффиксом -ná.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Аллюзии на И. содержатся уже в первых главах повествований синоптических Евангелий. В хвалебной песни старца Захарии, посвященной рождению Иоанна Предтечи, отражены нек-рые темы, связанные с богословием И.: «...Бог... посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк 1. 68), чтобы спасти его от врагов и вспомнить завет с ним (Лк 1. 71-72; ср.: Исх 3. 16 сл.; 6. 4 сл.; Пс 104. 8 сл.; 105. 10, 45). Рассказ об убиении по приказу царя Ирода младенцев напоминает приказ фараона уничтожить евр. первенцев (Исх 1. 16; Мф 2. 16). Сам Христос, будучи перворожденным Сыном Божиим, спасается от преследования Ирода в Египте, из к-рого затем был призван, как и Израиль, первенец Господень, во времена И. (Мф 2. 14 сл.; ср.: Исх 4. 22; Ос 11. 1). Слова из Евангелия от Марка, сопровождающие начало служения Иоанна Крестителя: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк 1. 2) - восходят к Исх 23. 20: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути…» Возможные ассоциации с И. можно найти в описании Крещения Спасителя св. Иоанном Предтечей, к-рое знаменует наступление эпохи нового И. (т. е. спасения). Сказано, что, «крестившись, Иисус тотчас вышел [νβη] из воды» (Мф 3. 16). Возможно, что глагол ναβανω содержит отсылку к евр.   к-рый используется для обозначения И. (Исх 13. 18) и вхождения в землю обетованную (Втор 1. 21). Рассказ об искушениях Христовых и о 40 днях поста Его в пустыне (Мф 4. 1) связан с тематикой И., т. к. напоминает о 40 годах странствия Израиля по пустыне и 40 днях пребывания Моисея на горе Синай (Исх 24. 18). Параллели между чудесами, совершаемыми Иисусом во время земного служения и Моисеем во время странствия по пустыне, подкрепляются словами: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11. 20). Выражение «перст Божий» восходит к Исх 8. 19, где повествуется о чудесах Моисея перед фараоном. Нагорная проповедь и дарование евангельских заповедей напоминают о даровании закона на горе Синай и подчеркивают роль Иисуса Христа как 2-го Моисея. Ученики Христовы называются «малым стадом» (Лк 12. 32), что, возможно, подразумевает отсылку к образу Бога, ведущего народ, словно стадо, через пустыню во время И. (Пс 76. 21; 77. 52; 79. 2).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   Сам всегда необыкновенно живой и вдохновенный, о. Иоанн хочет и в духовных руководителях видеть самоотверженных деятелей и обращается к ним с таким пламенным увещанием: «Духа не угашайте , говорит слово Божие (1 Сол. 5:19). «Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей. Нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. Как много сделали бы мы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовию, с усердием, с горячностью и энергией занимались своим делом!» («Моя ж.» I, 148).    «Велико и существенно-важно исполняемое» воспитателями «дело. Но для того, чтобы оно было во всем благоуспешно, — должно утверждаться на вере во Христа, иметь в основе своей Его божественное учение, и совершаться под покровом и водительством св. Церкви. Пусть, поэтому, божественное учение Спасителя, преподаваемое в Законе Божием, будет стоять во главе всех ваших уроков не по имени только, а и действительно, на самом деле. Только тогда вы станете верными слугами Царя и Отечества. Верою во Христа живите и будьте истинными чадами православной Церкви» (Сл. 1899, 71-72).     Исходя из догмата о грехопадении, повредившем ум, волю и сердце человека, о. Иоанн справедливо указывает на необходимость для каждого из нас — «воспитывать в себе полного человека, а не частичного, т. е., просвещать, образовывать и совершенствовать все три силы души: разум, сердце и волю, а не один только разум — стихийным просвещением и образованием» (Сл. 1899, 18).    Наилучшим средством к воспитанию цельной человеческой личности служит слово Божие, потому что «книги ветхого и нового завета — самая достоверная истина и первое необходимое основное знание для духовной жизни христианина, а потому с них и начинается обучение детей всякого звания и состояния, и самих царских детей» (Ответ пастыря Церкви Л. Толстому, см. Сл. 1903, 152). «Мы все с детства знаем историю ветхого и нового завета и получили от изучения их самое всеоживляющее спасительное знание и высокое религиозное наслаждение» (ib. 133).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Иаков сделал Иосифу пеструю одежду 69 . И Господь дарует кроткому познание истины, как написано: научит Господь кроткия путем Своим 70 . Всегда делай благое по силе своей. И когда предстоит случай сделать большее, не обращайся к меньшему, ибо обративыйся вспять, сказано, несть управлен в Царствии Божии 71 . 24 Это относится не ко всем, а только к тем, которые уже очистили сердце свое от страстей; к немощным же и страстным прп. Марк говорит ниже сего таким образом: «Прежде нежели истребишь [из себя] зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо каково вложенное в него, таковых оно и приложений требует» (см. ниже гл. 178). «Находящийся под грехом сам собою не может преодолеть плотской воли, ибо имеет непрестанное и содержащееся в членах разжжение» (см. сл. 2, гл. 146). «Страстным надлежит пребывать в молитве и повиновении, ибо и с помощию [наставника] едва можно вести брань с прежними греховными навыками» (см. сл. 2, гл. 147). – Примеч. пер. 27 Видимо, данное высказывание следует понимать в соответствии с изречениями 58, 59 и 85: нет смысла оправдываться забвением, поскольку в этом забвении виноват только сам человек. «Познание полезного» дано всем людям, поэтому забвение не может быть естественным. – Примеч. ред. 28 Общепринятый перевод слова φρνησις – «рассудительность», однако он справедлив только для античной культуры (наряду со справедливостью, благоразумием и умеренностью рассудительность входила в четверку античных добродетелей). В христианской традиции слово φρνησις приобрело значение «мудрость» (см.: A Patristic Greek Lexicon/Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961. P. 14901491). Примечательно, что слова, обозначающие другие античные добродетели, претерпели еще более серьезные смысловые изменения: слово δικαιοσνη вместо «справедливости» стало обозначать «праведность», а σωφροσνη вместо «благоразумия» – «целомудрие». – Примеч. ред. 36 Согласно дореволюционному переводу Оптиной пустыни, враг «подвергает подвластного себе трудам покаяния». В этом случае остается неясным, как диавол может «подвергать» грешника покаянию. Согласно переводу свт. Феофана Затворника , враг делает человека «повинным» трудам покаяния, т. е. вводит человека в грех (который сам по себе требует покаяния), но само покаяние остается делом свободной воли человека; и если человек не кается, то диавол получает возможность «обременить его невольными болезненными скорбями (и тяготами, которые обычно Бог посылает на таких для вразумления)» (см.: Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. М., 1895. С. 528). – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

55 См.: Мень А. Вестники Царства Божия, rл.IV. Христос отклонил титул «благой», сдерживая чрезмерную почтительность юноши, поскольку в его глазах Он был лишь человеком. 56 Мф 19:16-22 ; Мк 10:17-31 ; Лк 18:18-30 . Последняя фраза Иисуса отсутствует в канонических Евангелиях. Она взята из древнего Евангелия от Назарян. Иеремиас относит ее к разряду достоверных аграф (см.: Jeremias J. Les paroles inconnues de Jésus. Paris, 1970, p.47-50). 57 Деян 20:35 . 58 Мф 25:31-46 . 59 Иак 5:1-6 . См.: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. Пер. с нем. М., 1913; Булгаков С. Очерки по истории экономических учений. М., 1918, с.122 сл. 60 Лк 12:14 . 61 1 Енох 84,2; 90,30; 92,4; 103,1; Вознесение Моисея, 10,1-10. См.: прот.Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, с.418 сл. 62 Мф 5:3-12 . Как было уже сказано выше, идея «духовной нищеты» восходит к Ветхому Завету, где слова анавим и эбионим (бедняки) были часто синонимами праведников, возложивших все упование на Бога. Само выражение «нищие духом» впервые встречается в кумранских текстах (Свиток Войны, 14,7). См.: Gelin F. Les pauvres de Yahvé. Paris, 1953, p.92-97. 63 Лк 17:20-21 . Другой перевод — «среди вас». В учении пророков о Царстве Божием есть также два аспекта. С одной стороны, оно ожидается в грядущем ( Соф 3:15 ; Мих 4:1-4 ; Ис 2:1-4 ), а с другой — оно пребывает от века ( Ис 6:5 ; Пс 92:1 ; 95:10 ). 64 Эта сторона евангельского учения тщательно рассмотрена английским экзегетом Чарлзом Доддом. См. его «The Parables of the Kingdom» (London, 1965). См. ниже с. 65 Мк 4:26-32 ; Мф 13:31-33 ; Лк 13:18-21 . 66 Мф 11:12 . 67 Мф 7:13-14 ; Лк 13:23-24 . 68 Евангелие от Фомы, 86. 69 Мф 5:30 ; Мк 9:43-47 . 70 Мф 13:44-46 . 71 Ис 4:3-4 ; 10:20 , ср.: Рим 9:27 ; Гал 6:16 . 72 Мф 19:28 ; Лк 22:30 ; ср. Иак 1:1 . По-видимому, 24 старца, сидящие у престола Божия ( Откр 4:4 ), в Апокалипсисе Иоанна обозначают родоначальников ветхозаветной и новозаветной Церкви. Ср. Откр 21:14 , где сказано о «двенадцати апостолах Агнца». В Послании Варнавы об апостолах говорится: «их двенадцать во свидетельство колен Израилевых, которых тоже двенадцать» (8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Другое доказательство своего мнения безпоповцы находят в следующих словах св. Ефрема Сирина : «воцарившуся змию на земли, с радостию сии людие (т. е. признавшие его царем) поборницы ему будут» (сл. 105, л. 300 об.). По толкованию их, под змием, т. е. антихристом, здесь разумеется диавол, потому что по Апокалипсису ( Апок. 20:2 ) и по толкованию Андрея Кесарийского (Толк. Апок. зач. 34, стр. 56) змий означает диавола. 94 Но такое понимание слов св. Ефрема не согласно с мыслью его, потому что в том же 105 сл., несколько дальше, он прямо называет антихриста человеком (л. 300 об.). Змием же антихрист называется, вероятно, по причине его диавольских свойств – хитрости, лести и коварства, или потому, что он будет «сосудом», в котором будет жить и действовать сам диавол – змий древний, – подобно тому, как Иуду предателя Иисус Христос назвал диаволом ( Ин. 6:70 ). 95 Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей Церкви, родится он от жены – блудницы, родом иудеянки, из колена Данова 96 и будет даже обрезан по обычаю иудейскому (Кн. о вере л. 270; Б. Соборн. л. 126 об. и 127). В Толковом Апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410). г) Время явления антихриста По учению православной Церкви, антихрист явится пред кончиной мира; его убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол. 2:8 см. также Ирин. прот. ерес. кн. 5. гл. 25, Кир. кн. л. 24, Богосл. Иоанна Дамаскина гл. 26). Безпоповцы же утверждают, что антихрист уже явился в мир, и в доказательство этого ссылаются, во 1-х, на слова Иоанна Богослова: «слышасте, яко ныне антихристи мнози быша» ( 1Ин. 2:18 , зач. 71) «и ныне в мире есть уже» ( 1Ин. 4:3 . зач. 73). Но в словах апостола заключаются две мысли: первая, что антихрист грядет самолично, а вторая, что он уже есть в мире ересями, предшествующими ему. 97 Об этом ясно говорится в Толковом Апостоле: «сей (антихрист) уже явился есть в мире, предыдоша бо ереси его, иже суть ему любовны и дружелюбны». О самом же последнем антихристе в том же толковании говорится, что он еще не пришел, а придет при кончине мира (л. 202).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010