16 октября. «От скорби происходит терпение» ( Рим. 5:3 ) Жизнь дает нам великий урок терпения. В какой бы школе мы ни учились ему, мы всегда должны его принимать с готовностью. Терпение нам нужнее всего в жизни. Многие теряют все, потому что у них не хватает терпения. «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21:19 ) – сказал Господь. Действительно, мы подчас погибаем от нашего нетерпения, тогда как, перенося испытание терпеливо и кротко, мы становимся победителями. Итак, стоит того – научиться терпению, так как без этого мы ничего не достигнем в жизни. Тяжелая школа нужды и страдания учит терпению. Подвергая нас такому испытанию, Господь не хочет, чтобы мы жаловались и стонали, но чтобы воспевали хвалу Всевышнему. Говорят, некоторых птичек запирают в темноте, чтобы они научились новым песням. Многих верующих Господь лишает на время света и радости, чтобы научить их терпению. Мы невольно любуемся терпеливыми людьми, не подозревая, какою ценою достается им этот драгоценный дар, которого мы должны добиваться, хотя бы путем всевозможных лишений и невзгод. «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак. 1:4 ). 17 октября. В этот день поучение отсутствует 18 октября. В этот день поучение отсутствует Любящий взор Спасителя 19 октября. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53:4 ) Когда под гнетом скорби нашей мы повергаемся к ногам Спасителя, мы повергаемся перед Тем, Кто Сам изведал все скорби. Когда мы взываем к Нему среди искушения, мы взываем к Тому, Кто Сам был искушен. Когда мы вздыхаем о злобе людской, нас слышит Тот, Кто Сам был огорчен ожесточением человеческим. Когда, уничтоженные ударом, отнявшим у нас любимое существо, мы скорбим о нем в нашем опустевшем жилище, нас видит Тот, Кто плакал над могилою друга. Когда в одиночестве мы напрасно ищем сочувствия в ближних, нашу сердечную тоску понимает Тот, Кто испытал одиночество и чья душа «скорбела смертельно» в саду Гефсиманском. И когда, в минуту слабости и сердечной боли, свет Божий скрывается от нас и нами овладевает ужасное сомнение, в этот темный час нас подкрепляет Тот, Кто восклицал в предсмертной борьбе: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мк. 15:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

1,1 Желающий угодить Богу и, веруя, стать сонаследником Христа 5666 , при этом стараясь быть подражателем Господним, чтобы и самому именоваться «сыном Божиим», [родившимся] от Духа, прежде всего должен, окрылившись 5667 долготерпением и стойкостью, доблестно переносить встречающиеся [ему] разные тяготы, невзгоды и нужды, будь то телесные болезни и страдания, будь то поношения и оскорбления со стороны людей, а также – невидимые различные скорби, насылаемые на душу злыми духами, чтобы воспрепятствовать ей войти в Царство и привести в расслабление, равнодушие и нетерпение, что происходит по промыслу Господа, допускающего, чтобы каждая душа была испытана в различных скорбях, дабы души, любящие Господа всем сердцем, обнаружили себя, доблестно перенося все насылаемое им лукавым и не отступая от надежды на Господа, но всегда ожидая в вере и великом терпении, когда благодать [Божия], [силою] которой они возмогут избегнуть всякого искушения, освободит их; и таким образом, достигнув обетования Духа 5668 , они становятся достойными Царства. 1,2 Итак, душа, последующая слову Господню, должна – по написанному 5669 – с радостью брать на себя 5670 крест Господень, 5671 быть готовой, ради Господа, перенести всякое приходящее 5672 искушение, как скрытое, так и явное, и всегда возлагать надежду на Господа, веруя, что в Его власти как допустить душе испытать скорби, так и освободить ее от всякого искушения и скорби. 1,3 Если же она мужественно и доблестно не переносит всякую скорбь, но горюет, и унывает, и удручается, и томится, и теряет волю для борьбы, и приходит в отчаяние, будто бы ей уже никогда не избавиться от этих [скорбей] (что также является зла, 5673 ), и не будет с твердой надеждой и в незыблемой вере всегда ожидать милости Господней, то таковая душа не становится чадом жизни, поскольку она не стала последовательницей всех святых и не пошла по стопам Господним. 1,4 Познай и виждь, что от начала отцы, патриархи и пророки, апостолы и мученики прошли узким путем 5674 скорбей и искушений, и таким образом возмогли угодить Богу, доблестно претерпев всякое искушение и скорбь, и, [укрепляемые] надеждой на ожидаемое мздовоздаяние, радовались, находясь в невзгодах и бедствиях, как говорит Писание: «Чадо, если ты приступаешь служить Богу, то приготовь душу твою к искушению: углуби 5675 сердце твое и будь тверд» 5676 ; и апостол говорит: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» 5677 ; и в ином месте 5678 говорится: «Все приключающееся с тобой прими за благо, зная, что без 5679 Бога ничего не бывает»; 1,5 и Господь говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 5680 ; и: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 5681 : гонимы же они бывают или явно, со стороны людей, или сокровенно – со стороны лукавых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2:16); « ибо день покажет, потому что в огне открывается » (1 Кор. 3:13); и еще: « ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления » (Еф. 5:6). Так он говорит, когда нужно вразумить; также, когда нужно утешить, он заимствует утешение от того и другого, например, от прошедшего: « благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1:3, 4), и от будущего: « нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим. 8:18). Потому–то и Псалмопевец говорит: « вспомнил я дни древние, находил поучение во всех делах Твоих », не просто: « вспомнил », но: « находил поучение », т. е. сделал для себя занятием и тщательно старался размышлять в самом себе о том, что случилось в древности. Действительно, великое утешение и назидание получаем мы от событий, повествуемых в Писаниях. Потому Павел и говорит: « терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду » (Рим. 15: 4); и еще: « все Писание богодухновенно и полезно для научения » (2 Тим. 3:16). 5. Так и Псалмопевец, находясь в скорби и смущении, отсюда заимствовал утешение, от размышления о древних событиях, от воспоминания о различных действиях промышления Божия. Другой переводчик (Акила) говорит: и изучал все деянии твои (και εμελτησα). « Творениями рук Твоих назидался ». Другой (Симмах): дела рук твоих я изучал (τ εργα). Этим он выражает, что, поступая таким образом, он получал великое утешение и становился ближе к Богу. Тоже объясняет он и в дальнейших словах: « Простирал к Тебе (молитвенно) руки мои: душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная » (ст. 6). Не сказал: простер , но: воздел , желая выразить сильное расположение сердца, стремившегося как бы вырваться из тела и удалиться к Богу. Воодушевившись, говорит, воспоминанием великих событий, размыслив о человеколюбии, о вразумлении посредством несчастий и спокойствии, доставляемом по избавлении от них, я прибегнул к тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

41:3—5).» . Это приговор от Господа над всякою плотью. Больше всего люди боятся смерти. И из-за страха смерти они нередко продают семью, совесть, веру. А между тем смерть для нас, христиан, должна быть желанной. Что есть смерть? Переход от жизни земной к жизни будущей. Земная жизнь почти у всех нас полна скорбей и всяких болезней. А будущая жизнь предлагается нам, как светлая, радостная, вечноблаженная. Отчего же впадать в страх и уныние при наступлении смерти? Она ведь несет нам отраду и освобождение от страданий... Впрочем, смерть дает нам свободу от скорбей, но не от мучений совести. Иное — внешние скорби, а иное — муки совести. Внешние скорби — это нищета, голод, позор, болезни... Муки совести — от грехов... Грехи нераскаянные останутся с нами и за гробом, и мы будем мучиться вечно, если не покаемся здесь, в земной жизни. Поэтому забота наша в земной жизни — всеми силами бороться с грехом, прибегая к помощи благодати Божией, подаваемой в Таинствах Православной Церкви... А случающиеся с нами по воле Божией внешние страдания, большие или меньшие для каждого из нас, — терпеть нам безропотно и терпеливо. Чем тяжелее эти скорби, тем большую радость получим мы, когда смерть положит им конец, а Милосердный Господь воздаст нам вечным блаженством в жизни будущей, по Его неложному слову: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11—12). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2:4).» Исполнятся ли эти слова святого пророка на земле? Нет, здесь постоянно будут войны. Почему? Потому что всегда среди людей будут зависть и вражда. А могло быть так, как говорит святой Исаия? Могло быть, если бы люди стали действительными христианами: не на словах, а на деле молились Богу и любили друг друга... Но пророчество это осуществится в полной мере лишь в жизни загробной: там, в Царствии Божием, не будет никакой вражды среди людей, а лишь любовь, когда будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28), а сатана со своим царством отдавшихся ему злых духов и злых людей — будет бессилен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

   Внимая апостольскому учению о скорбях, терпении и надежде, возьмем из него для себя правила в руководство. Апостол Павел желал, чтобы последователи Иисуса Христа хвалились скорбями. Поэтому мы, если и не имеем столько великодушия и мужества, чтобы почитать за счастье терпеть скорби, встречающиеся на пути спасения, по крайней мере, будем стараться встречать их без смущения, с благодушием, с искренней готовностью переносить их ради Христа, нашего Спасителя.    Находясь под бременем болезней, убожества или тяжких обстоятельств, будем убеждены, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18), если по благодати Христа Спасителя удостоимся быть участниками Его царства. Будем смиренно просить помощи у Господа, чтобы не изнемочь в печали и со спокойствием духа преодолевать всякие несчастья, непоколебимо уповая на благость и человеколюбие Господа Спасителя, ибо Он — Помощник несчастным, Он — Утешитель скорбящим, Он — Врач больным, Он — Покровитель вдовиц, девственников и девственниц, Он — Отец сирот, Он — Надежда безнадежных.    Но будем заботиться и о том, чтобы и самим нам не быть виновными перед Господом за тяжелую участь наших ближних. Кому не известно, что легче рассуждать и проповедовать о перенесении скорбей, нежели переносить их? Святой апостол Петр, говоря о взаимной любви и терпении скорбей, умоляет христиан внимать себе: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1Пет. 4:15), утратив христианское и человеческое достоинство.    Быть завистником, или распутным, или ленивым, или пошлым, или грубым, — вот скорби поистине ужасные; вот клейма, трудно смываемые; вот позор семьи, неутешные скорби мужа, жены, детей, отца, матери и всех, нежно любящих и любимых. «А если, — говорит ап. Петр, — страдает каждый из нас как христианин, то не стыдись, брат мой, или сестра моя, или дочь моя, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет. 4:16).    Как бы тяжела ни была наша скорбь, не будем колебаться в надежде на Господа. С какого времени наши сердца восприняли ее? С самого св. Крещения. Она продолжает изливаться в спасительных Таинствах исповеди и Св. Приобщения Тела и Крови Христовой, дающих нам право, подобно ап. Павлу, взывать к Спасителю: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Скорби, очищая нас от грехов, приближают к Богу. «Приближение же человека к Богу есть приближение его к своему (истинному) счастью». Блаженны поскорбевшие здесь на земле и возделывающие спасительный плач, чтобы премного возвеселиться в будущем! Сеющие слезами в настоящей жизни пожнут рукояти (снопы) никогда не прекращающегося радования. Чем больше скорбей, тем больше утешений от Господа.    «По множеству, — сказано у Псалмопевца, — болезней (скорбей) моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс.93:19): по мере приключающихся нам горестей находим мы равносильную отраду у Бога. «Когда душа, — говорит преп. Нил Синайский, — явно и тайно бывает сокрушаема и уничижаема различными (скорбными) искушениями, тогда утешают ее Ангелы, восстановляющие (ободряющие) ее воспламеняющею сладостью слез, утонченными (духовными утешительными) мыслями и силою добродетелей».    Где скорбь, где великая печаль ради Бога, там явно и вечная будет радость, и всегда так, что прежде скорбь, а потом радость. «Прискорбна есть душа Моя до смерти», — сказал Господь (Мф.26:38). Однако же печаль Его послужила в радость вселенной. Через скорби — прославление. Перед Своими страданиями сказал Господь Иисус Христос: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин.12:23). Крест Свой Он признал собственной Своею славою. А идя на крестные страдания, Господь сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин.13:31) не потому, что не имел славы прежде (ибо был прославлен славою еще прежде сложения мира) — Он всегда прославляем был как Бог, — «ныне же прославился, прияв венец терпения» — вольную смерть за род человеческий. В церковном песнопении поется сначала «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», а потом «и святое воскресение Твое славим». Так и в человеческой жизни сначала страдание, а потом радость.    Уходя из мира сего, Господь наш Иисус Христос завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдание и другие скорби (ср.: Ин.16:2, 20). Однако Он оставил все это последователям Своим не для того, чтобы сделать их несчастливыми и угнетенными, повергнуть достоинство и славу их в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как и Самому Христу «надлежало пострадать и войти в славу Свою» (Лк.24:26), так будет и с нами. «Скорбь ваша, — говорит Он, — в радость будет» (Ин.16:20). Он оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и прискорбным, они достигли неотъемлемой радости. Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне всякий день наследуют плач, согласно написанному: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25), так и плачущие (скорбящие) ныне наследуют радость и веселие: «Блаженны плачущие, — сказал Господь, — ибо они утешатся» (Мф.5:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Через напрасные (безвинные) скорби мы прививаемся Кресту Христову и из него принимаем силу крестную, очищающую, освящающую и привлекающую благоволение Божие. Господь Бог Духом Своим Святым утешает верных Своих в скорбях и является Помощником невинноскорбящих. Свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, говорит, что «тот, кого несправедливо обижают, в Боге имеет помощника». Подобное говорит и преп. Марк Подвижник: «Обижаемый людьми избегает греха и получает равное скорби заступление от Бога». Христианский опыт показывает, что если мы кротко и терпеливо будем переносить обиды от кого бы то ни было, то тем более великой и щедрой помощи удостоимся свыше. Земные скорби и страдания для истинно верующих во Христа теряют свою мрачность, потому что являют им Бога вблизи, как Помощника.    «В самом искушении (скорбью), — говорит свт. Иоанн Златоуст, — Господь присущ нам Своей помощью и доставляет нам немалое утешение, поддерживает, укрепляет, простирает руку помощи, не допускает до падения. Подлинно, хотя бы мы были тысячекратно любомудрыми, хотя бы были крепче и сильнее всех, но если не будет Его содействия, мы не в состоянии будем переносить даже малого искушения. Но что я говорю о нас, слабых и ничтожных? Хотя бы кто был (апостолом) Павлом, или Петром, или Иаковом, или Иоанном, без помощи свыше он легко побеждается, претыкается и падает. Об этом я прочитаю вам слова Самого Христа. Он сказал апостолу Петру: “Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” (Лк.22:31—38). Что значит “сеять”? Водить, обводить, колебать, двигать, (кружить), потрясать, как бывает с веществами, просеваемыми через решето; но Я, говорит Господь, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения без Моей помощи. Поэтому и апостол Павел говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1Кор.10:13). Не только, говорит, Он не посылает искушения сверх силы, но и при посильном искушении (Сам) присутствует, поддерживая нас и укрепляя, если мы сами наперед привнесем должное с нашей стороны, — готовность, надежду на Него, благодарность, твердость, терпение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение второй Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Матф.5:4 ) . Плачущие, о которых говорится в этой заповеди, это те обычные люди, которые искренне раскаиваются и чистосердечно скорбят о своем грехе. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лука.6:25). Таким образом под плачущими Христос имел ввиду людей, истинно скорбящих о своих грехах и просящих со слезами прощение у Бога. Таким людям Господь говорит: «Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» ( Иер.31:13 ). Человек, ставший «нищим духом», то есть человек, освободившийся от душевных и физических вожделений, не может также не оплакивать греховное состояние падшего человечества. Такого человека ужасает и заставляет возрыдать безбожие греховного мира, плененного собственной гордыней и тщеславием. Такой человек плачет из сострадания над грешным миром заблудших людей, как Господь над Иерусалимом. Такие люди блаженны, то есть счастливы, так как они плачут со Христом из чувств сострадания к грешному миру. Благословенная скорбь о грешниках и слезы сострадания к ним, являются неотъемлемой частью духовного развития человека и его нравственной жизни. Но такая скорбь не окрашена мраком и безысходностью, а пронизана светом надежды и веры в то, что Христос поможет людям избавиться от грехов их, и принесет им утешение. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» ( 2Кор.1:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо, думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим.8:15–18 ). Святые желают прославиться со Христом. А для сего, самый надежный путь есть крестный, путь усеянный терниями, скорбный. Спаситель всем своим ученикам говорил: в мире скорбны будете ( Ин.16:33 ) и, побуждая их к терпению, заповедал: в терпении стяжите души ваша ( Лк.21:19 ). И Ап. Павел свидетельствует, яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). Так ради вечного блаженного царствия праведный человек с радостью несет и скорби. Вот в этом и найди разгадку, насколько полезны беды и напасти даже для благочестивых людей. Они суть горнило, в котором очищается, тлеет ветхий человек, но обновляется новый внутренний. Они суть ограда, защищающая праведного от внутренних падений в гордость и самомнение. Для благочестивых людей напасти и скорби не наказания, а средства испытания их веры, твердости в терпении. Посему и нам, братия, как православным христианам, не подобает малодушествовать, роптать и впадать в отчаяние при разного рода напастях. Но мы, скажете вы, немощны, слабы. Мы сил не имеем, чтобы нам не только радоваться, но и спокойным быть в бедах. Так будем Господа просить, чтобы Он избавил нас от тяжелых и небезопасных для нас искушений. Но зато в радостях и благополучии будем вести себя, как подобает истинным христианам, чадам Отца небесного, а иначе, ведь скорби и напасти будут для нас необходимы, как средство для обращения нас к Богу, для плача и покаяния в грехах. Но в чем же заключалась беда Иаира? Была у него единственная дочь, лет двенадцати. Ее постиг тяжелый недуг. Казалось, что жизнь ее была в опасности. Сам отец заявлял, что пока он шел к Иисусу Христу, дочь его, быть может, уже скончалась. Можно понять горесть отца. С тяжелым чувством грусти повергается Иаир к ногам нашего Спасителя. Приметь, каково его смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

архим. Илия (Рейзмер) По трудам русских богословов и мыслителей Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Ин. 12, 24 Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Деян. 14, 22 . Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтобы сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его. Св. Игнатий (Брянчанинов) Вступление Множество благодеяний оказал людям Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни. Многих болящих Он исцелил, многим слепым даровал зрение и скорби многих претворил в радость. Воистину был Он другом страждущих и утешителем скорбящих, как предрёк о Нём пророк Исаия: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» 1 . Евангельское повествование о благодеяниях Господа нашего Иисуса Христа страждущим рождает неодинаковые мысли и чувства в душах слушателей. Души, искренне верующие, преисполняются благоговением перед благостью и всемогуществом Господа Иисуса. В душах же маловерных возникает недоумение, они готовы обвинять и упрекать Самого Господа, говоря: «Если Господь так милосерден и всемогущ, то почему Он попускает скорби и испытания людям?» Действительно, слово Божие ясно говорит нам, что против силы Божией ничто и никто не устоит. Но то же слово Божие устами святого псалмопевца вещает нам: много скорбей у праведного 2 . Если Господь силен сохранить и избавить нас от всякой скорби, то почему много скорбей должен терпеть праведник? Такой вопрос рождается в душе, не утверждённой в вере. Ответ даёт нам Божественное Откровение. Слово Божие говорит нам, что скорбь наша в руках промысла Божия – лекарство для исцеления и исправления плотоугодливой души. Бог , желающий всем спастись, потому попускает многие испытания праведным, что в этих страданиях душа их очищается от греха и уготовляется для вечной жизни, ибо страждущий плотию перестает грешить 3 . И святой апостол Павел пишет: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» 4 И Господь наш Иисус Христос ясно учит, что жизнь наша немыслима без испытаний. «В мире скорбны будете» 5 ‚ – говорит Он. Эти испытания составляют крест, который каждый христианин должен понести в своей жизни. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми»“ 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010