СКОРБИ 1 (см. также: Грех, Искушение, Крест). ...Что без скорби сделаешь, то непрочно бывает, и что посеешь да слезами не польешь, то худо всходит. 29 . ...Слава Богу за все скорбное, случающееся с нами! Кому попускаются скорби, тот, значит, помянут Богом в Царствии Его, а кто живет бесскорбно, тот забвен Богом. 36 . К нашей обители есть милость Божия, потому что в ней хотя и не столько, сколько следовало бы, есть люди, имеющие намерение быть приятными Богу. Господь посылает и искушения: кому посылаются скорби, тот, значит, есть часть Божия, а кому идет все, как по маслу, тот – часть диавола. А когда Господь восхощет взять его из части диаволовой, то взимает посланием скорбей. Скорби – чаша Христова на земле. Кто на земле участник чаши Христовой, тот и на Небе будет участником этой чаши. Нам она – непрестающее наслаждение. 65 . ...Милосердный Господь, избирающий тебя в число Своих, попускает тебе различные скорби и от людей, и от болезней телесных. Это благой знак – прими его с великодушием и верой. Когда осыпают ругательствами и стараются уловить тебя в чем словами, помяни, что то же делали со Христом, и вкуси благодушно чашу чистительную. 73 . Подобает душе и телу истончиться, как паутине, пройти сквозь огонь скорбей и воду очистительную покаяния и войти в покой духовный – в духовный разум, или мир Христов, что одно и то же. [...] Чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека: Давид идет в пустыню, а Саул – к волшебнице. 74 . Когда человек во время своей скорби обращает взоры на кого-нибудь, с доверенностью простирает к нему руки, просит помощи, это значит – предполагает в нем духовную силу. Духовной силы не имею. Я окован цепями страстей, нахожусь в порабощении у них, вижу в себе одну немощь. Но проведши всю жизнь в страданиях, почитаю сострадание страждущим священным моим долгом. Только из этого побуждения пишу к Вам; только в этом отношении сочтите письмо мое достойным внимания Вашего; примите его как отклик души, участвующей в Вас. В одиночестве, в скорби и ничтожное участие приятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пятнадцатый день. Св. великомуч. Никита. (Скорби нужно переносить великодушно). I. Святый ныне прославляемый великомученик Никита, родом готф, жил на берегах Дуная и, приняв христианскую веру, распространял ее среди готфов. В это время в народе готфском была междоусобная война. Два царя готфских – Фритигерн и Атанарик состязались о власти. Фритигерн был христианин, а Атанарик поклонялся идолам. Фритигерн был побежден, убежал в Грецию, и, собрав здесь войско, возвратился на берега Дуная. Воинские знамена его полков были украшены знамением креста. Победив Атанарика и заняв престол, Фритигерн начал обращать своих подданных к христианской вере. Епископ Ульфила содействовал этому делу изобретением готфской азбуки, а Никита – проповедию и примером святой жизни. Но спокойствие готфского народа было не продолжительно. Атанарик язычник, победив Фритигерна, христианина, отнял у него власть и начал жестоко преследовать христиан. Проповедник Христовой веры Никита, неустрашимо обличавший Атанарика, дабы вразумить и обратить его на путь истины и добра, был схвачен и, после тяжких страданий, без ропота и великодушно им перенесенных, был сожжен. Тело его, оставшееся в огне невредимым, было брошено без погребения. Один из друзей пошел, в глубокую ночь, отыскивать тело мученика и, нашедши его по сиявшему над ним свету, отнес на свою родину, в Киликийскую страну, и здесь тело Никиты, положенное в церкви, прославилось чудесными исцелениями. II. Св. великомученик Никита, без ропота перенесший тяжкие страдания за Христа, служит для нас, братие, живым учителем той истины, что скорби нужно переносить великодушно, без ропота, с полною преданностью Промыслу Божию, допустившему сии скорби. А. Если скорби, обременяющия нас, произошли от наших грехов: то их надобно переносить великодушно по двум причинам. а) Во-первых, потому, что скорби в таком случае неизбежны . Скорби следуют за грехами рука об руку. Никакая естественная сила, никакая мудрость не может отстранить скорбей от грехов. Оне соединены между собою также тесно, как естественно быть соединенным действиям с своими причинами. Где дождь, там и грязь; где грех, там и скорбь. Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое ( Рим. 2, 9 ), говорит апостол Павел. Видите, в каком тесном союзе грех со скорбями. И следовательно, где допущены грехи, там скорби неизбежны. А потому те, которые имели несчастие впасть в грех, должны поставить себе в непременную обязанность переносить великодушно скорби, их постигшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

СКОРБИ 2 (см. также: Грех, Искушение, Крест). Он тем, кого любит, посылает скорби, а вслед за скорбями – утешения. То, что скорби сменяются утешениями, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его перед Богом. – Такой человек возносится превыше мира: под ногами его – мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы, облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады. 178 . Святая Истина, Слово Божие говорит: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Скорби – особенно удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Перед Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была, потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет перед Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностью, со славословием. 199 . Бог, кого хочет приблизить к Себе, попускает тому скорбь. Волна, которой Вы закинуты в страну креста, послана на Вас Богом, любящим и избирающим Вас, послана, как буря и кит были посланы на пророка Иону. 201 . Постигла Вас скорбь крепкая, необыкновенная, но соответствующая крепости души Вашей! Вам предлежит облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твердость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим. 204 . «Многими скорбями подобает Вам внити в Царствие Божие» (см.: Деян.14:22 ). Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство. 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Вступление (3–11). Разъяснение причины, по какой Ап. не исполнил своего обещания прибыть в Коринф (12–24). 2Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2Кор.1:2 .  благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Надписание и приветствие послания походит на надписание и приветствие первого посл. к Коринф. Вместо Сосфена приветствующим Коринфян является Тимофей, недавно побывавший в Коринфе ( 1Кор 4:17, 16:10 ). – «Со всеми святыми по всей Ахаии», т. е. с христианами, жившими в Елладе и Пелопонесе (южная Греция), которые видели в Коринфской Церкви центр религиозной жизни южно-греческого христианства. – «Благодать». Объяснение см. в толков. на посл. к Рим 1:7 . 2Кор.1:3–11 . Здесь содержится вступление в послание… Ап. благодарит Бога за то, что Он посылает ему и его спутникам утешение в скорбях, потому что это утешение дает им возможность обращаться с утешениями к другим христианам, также подвергающимся скорбям. Из скорбей своих, постигших его и его сотрудников, Ап. останавливается здесь на опасности, какой они подверглись недавно в Ефесе и от которой их избавил Бог отчасти и по молитвам коринфских христиан. 2Кор.1:3 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, «Бог и Отец Господа нашего И. Христа». Первое выражение – «Бог» – определяет отношение к Богу Христа по Его человечеству, а второе – «Отец» – по Божеству (Феофилакт Болг.). – «Отец милосердия» или, иначе, источник милостей (ср. Рим 12:1 ). – «Бог всякого утешения». Так называет здесь Ап. Бога потому, что далее намерен говорить о том, что Бог послал ему утешение в скорби. 2Кор.1:4 .  утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Нас. Ап. имеет здесь в виду Тимофея и, быть может, своих сотрудников. – «Утешающий», т. е. не один и не два раза, а постоянно посылающий нам утешения (Злат.). – «Во всякой скорби нашей» – точнее: «при всей нашей скорби». Все страдания Ап. рассматриваются здесь как одно целое. – «Чтобы и мы могли утешать». Испытавший сам на себе что-либо может понять и испытанное другими людьми. – «Находящихся во всякой скорби», т. е. удрученных всякою скорбью, со всех сторон обуреваемых напастями. – «Утешением, которым…», т. е. сообщая о тех неожиданных милостях, какие получил Ап. и его спутники от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не только освобождение — преображение Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. 8 декабря, 2014 Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. О Втором послании к Коринфянам апостола Павла, часть первая В каноне Нового Завета за Первым посланием святого апостола Павла к Коринфянам следует Второе послание, адресованное этой же христианской общине. Как известно из Первого послания, среди христиан Коринфа были разделения и споры (см.: 1 Кор. 1, 10), которые и стали причиной того, что апостол писал к ним. Первое послание произвело благотворное действие. Сподвижник апостола Павла, Тит, доставивший в Коринф Первое послание, рассказал об усердии, плаче и ревности коринфян и их готовности к исправлению (см.: 2 Кор. 7, 5-7). Но несмотря на это некоторые продолжали вносить смуту, пытаясь оспорить авторитет апостола, представив его деятельность в неблагоприятном свете. Это и стало причиной создания еще одного послания, о котором мы начинаем рассказ. В скорбях — утешение Начав с обычного приветствия (см.: 2 Кор. 1, 1–2), апостол Павел переходит к теме скорби и утешения: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 3–5). В этих словах содержится очень важная мысль: если Бог утешает каждого из нас в наших личных скорбях и трудностях, то каждый из нас должен утешать других. Благодать Божия не должна расцениваться нами как собственность, как то, на что мы имеем исключительное личное право. Если Бог видит нашу скорбь, то и мы должны видеть скорби других. Страдания апостола Павла и его спутников — это страдания Христовы, то есть все те скорби, лишения и трудности, перенесенные во время проповеди Евангелия. Но чем больше скорбь апостола, тем более он чувствует утешение Христово.

http://pravmir.ru/ne-tolko-osvobozhdenie...

О скорби, страдании и кресте Скорбь, которую Господь попускает претерпеть, лучше счастья, которое мы созидаем для себя. Своим верным Господь всегда вовремя посылает испытание. Это – голос друга, который в полночь будит спящего: пожар! И мудрый оставляет дом гореть и бежит, спасая жизнь. А безумец стонет среди огня и ждет, пока сам сгорит в пламени пожара. Знает Господь, что святая скорбь освящает человека, и потому не сразу прерывает ее. Ибо от святой скорби рождается истинно небесный человек, новый человек, так же как телесный человек рождается в муках от матери своей. Но женщина, когда родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин. 16:21 ). Ведает Всеведущий, что от святой скорби рождается великое добро. Потому и смотрит Он на скорбь твою и считает слезы твои, но молчит, ибо знает день и час, когда обратит твою скорбь в великую радость. Его устами дано миру великое свидетельство: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф. 5:4 ). Все потрясения, все страдания и беды, злоба и подлость человеческая – все, что Ей пришлось вынести за Сына, было ничто в сравнении с тем страшным ударом, который готовился Ее Сыну и Ее душе. Она Своими глазами видела Иисуса связанным, оплеванным, окровавленным, слышала адский вой: распни, распни Его! ( Лк. 23:21 ; Ин. 19:6 ). Она шла с Ним до Голгофы, видела, как Он падает под тяжестью креста, склонялась, чтобы собрать Его кровь из грязи, слышала звук молотка, забивающего гвозди в Его руки, когда- то обнимавшие Ее шею, видела, как Он, нагой и израненный, в судорогах, обливается потом и как силы оставляют Его. Если бы Она могла хотя бы достать до Его окровавленных ног, обнять и поцеловать их – но и в этом было отказано несчастной Матери. О, матери, страдающие о своих больных сыновьях! Вспомните Марию, Которая страдала под крестом, на котором бился в муках Ее Сын! Вспомните и укрепите сердца ваши тем же, чем Она укрепляла Себя, – упованием на милость Божию! Не горюй, дорогая мать. Грешно сильно горевать. Божия земля и все, что на ней, Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кто согрешил: он или родители его?» Слово в Неделю 6-ю по Пасхе 06.06.2021 1632 Время на чтение 5 минут Христос воскресе! Когда мы прощаемся с сорокадневным праздником Пасхи, Господь хочет сказать нам самое главное: Он — Победитель смерти, ада и греха, и не существует таких ситуаций, которые были бы безнадежными для человека. Он исцеляет слепых, потерявших зрение. Он исцеляет и слепорожденного человека, который не имеет никакой надежды на избавление от страшной тьмы здесь на земле и в вечности. И удивительнее всего, что на вопрос, кто согрешил — он или родители его, — следует неожиданный ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его». Святой Иоанн Златоуст говорит, что в данном случае такой вопрос имеет как бы второстепенное значение. Не на то направлено внимание Спасителя, Он хочет сказать о другом. Когда мы слышим о страданиях праведного Иова, мы не задаем вопроса, кто согрешил — он или родители его. И когда мы слышим о страданиях нашего царя-страстотерпца Николая, день рождения которого пророчески совпадает с днем памяти праведного Иова, и о страданиях многих праведников, мы с благоговением размышляем о подвиге их терпения и верности Господу, и вовсе не думаем об их грехах, от которых не может быть свободен ни один человек. Господь хочет сказать сегодня другое — что самые страшные беды даются нам для того, чтобы на нас, как на этом слепом от рождения человеке, «явились дела Божии». Блаженны те, кто принимает скорби и страдания со Христом в Господе. И горе тем людям, которые в скорбях отворачиваются от Бога и уходят во тьму и в смерть безысходную, в то время как Господь уготовляет им Свою вечную славу, желая приобщить их всему, что у Него есть, и прежде всего — Своему Кресту. Пасха Христова завершается напоминанием того, что скорби и страдания, как бы ни были они велики, есть дар Божий. Ни один день скорби, ни один час страданий, ради Христа принятых, не останется без награды в блаженной вечности. И в будущей жизни люди больше всего будут жалеть о том, что у них мало было скорбей. Через скорби, как ни через что другое, Господь бывает близок к нам. Святые отцы говорят, что когда мы молимся Богу, то предстоим перед Ним как Его должники. Но когда Он посылает нам (за наши грехи, конечно) скорби, то Он как бы становится нашим должником. А когда мы знаем, что имеем Бога — если только действительно можно так выразиться — своим должником, то молитва наша уже совершенно другая, исчезает всякое наше уныние. И Господь, конечно, не останется перед нами в долгу. Он воздаст всем, что у Него есть.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/_k...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вступление на путь крестный Не для скорбей, не для страданий создан человек. Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, говорит свт. Григорий Богослов , и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтобы наслаждаться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу, – дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон (св. Григория Богослова Слово 45, на Св. Пасху. Часть 4я) , не сохранили покорности и послушания Богу. За преслушание праотец наш изгнан из рая. За преслушание человек должен был испытать многоразличные скорби, болезни и печали и наконец подпал смерти (св. Феофила Антиохийского , книга вторая, о вере, к Автолику, глава 25). С того времени земля сия сделалась для нас местом изгнания и страданий. Так грех был для человеческого рода источником слез и рыданий, которые составляют теперь общий удел всех живущих на земле. И не только временным бедствиям и страданиям-подвергся человек через преступление Божественной заповеди, но оно удалило его от Бога, соделало его чуждым жизни вечной, заключило для него врата Царствия Небесного, так что, до пришествия на землю Искупителя, души и праведников нисходили во ад. Но многомилостивый Господь не оставил человека в этом бедственном состоянии. По безмерному милосердию Своему, Он в предопределенное время для спасения рода человеческого приклонил небеса, снизшел на землю, соделался человеком, пострадал на кресте и пречистою Своею Кровию искупил нас и избавил от проклятия, воскресением Своим отверз Царствие Небесное и открыл нам доступ к наслаждению небесными благами. Однако Он не освободил последователей Своих в сей земной жизни от скорбей и страданий. Напротив, как Сам путем страданий и креста совершил дело нашего спасения и вошел в славу Свою, так и нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ), и заповедал нам: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф.16:24 ); и еще: иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин ( Мф.10:38 ). И опять, в предсмертной Своей беседе с учениками Своими Господь возвестил им: в мире скорбни будете ( Ин.16:33 ). Так Спаситель мира благоволил, чтобы скорби составляли неизбежный удел человека в земной жизни. По непостижимой же премудрости Своей и по безмерной любви к роду человеческому, Господь спасительными Своими страданиями соделал то, что самые скорби и страдания временные, которые человек навлек на себя преслушанием заповеди Божией, обращаются для верующего христианина в средство к достижению вечного блаженства, как о сем сказано в слове Божием: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие ( Деян.14:22 ).

http://azbyka.ru/pochemu-veruyushhie-str...

Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную Часть 1. Вступление на путь крестный Глава 1. Не для скорбей, не для страданий создан человек. Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, говорит Св. Григорий Богослов, и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив её, заслужить славу, — дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон (Св. Григория Богослова Слово 45, на Св. Пасху), не сохранили покорности и послушания Богу. За преслушание праотец наш изгнан из рая. За преслушание человек должен был испытать многоразличные скорби, болезни и печали, и наконец подпал смерти (св.Феофил Антиохийский, книга вторая, о вере, к Автолику, гл. 25.). С того времени земля сия сделалась для нас местом изгнания и страданий. Так грех был для человеческого рода источником слез и рыданий, которые составляют теперь общий удел всех живущих на земле. И не только временным бедствиям и страданиям подвергся человек через преступление Божественной заповеди; но оно удалило его от Бога, сделало его чуждым жизни вечной, заключило для него врата Царствия Небесного, так что, до пришествия на землю Искупителя души и праведников нисходили в ад. Но многомилостивый Господь не оставил человека в этом бедственном состоянии. По безмерному милосердию Своему, Он, в предопределенное время, для спасения рода человеческого приклонил небеса, снизошел на землю, сделался человеком, пострадал на кресте, и пречистою Своею кровью искупил нас и избавил от проклятия, воскресением своим отверз Царствие Небесное, и открыл нам доступ к наслаждению небесными благами. Однако Он не освободил последователей Своих в сей земной жизни от скорбей и страданий. Напротив, как Сам путем страданий и креста совершил дело нашего спасения, и вошел в славу Свою, так и «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 2:21), и заповедал нам: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24); и еще: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38). И опять в предсмертной Своей беседе с учениками Своими Господь возвестил им: «в мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33). Так Спаситель мира благоволил, чтобы скорби составляли неизбежный удел человека в земной жизни. По непостижимой же премудрости Своей и по безмерной любви к роду человеческому, Господь спасительными Своими страданиями соделал то, что сами скорби и страдания временны, которые человек навлек на себя преслушанием заповеди Божьей, обращаются для верующего христианина в средство к достижению вечного блаженства, как о сем сказано в слове Божьем: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь 264 Дорогие мои чада! Многострадальный Иов 265 , этот гигант терпения и покорности воле Божией, сказал: «Чуден, кто провёл жизнь свою без печали» 266 . Это значит, что увидеть человека, который прожил бы на земле без печали, без скорби, без воздыханий и без труда – всё равно, что увидеть чудо. Ведь чудо – это нечто удивительное, сверхъестественное, выходящее за границы реального. Значит, невозможно обычному человеку прожить жизнь свою без скорби и печали. Боль и скорбь – неизменные спутники смертного человека. Кто не страдал и кто не плакал в жизни? Рождаясь, человек с плачем делает свой первый вздох и с плачем и слезами уходит из сей жизни. Перед смертью, когда душа готовится выйти из тела, слезы текут у человека из глаз и не только у людей старых, обременённых грехами, но и у детей и даже у младенцев. Иов, сей великий святой муж Ветхого Завета, страдал очень много, хотя и был лучшим из всех людей на земле, был истинным праведником по свидетельству Самого Бога 267 . И всё же мы видим, как скорби находят на него одна за другой: в одну ночь погибают все его дети, он лишается всего своего имущества, здоровья, жена побуждает его произнести проклятие на Бога. Кругом одни несчастья! Но Бог сказал Иову: «Через это Я тебя испытывал, я попустил всему этому случиться, дабы привести тебя к святости». Не для нас ли хотел Господь явить Иова святым, показать на нём пример терпения в скорбях, ведь абсолютно ничего не бывает без воли Божией. Скорби и страдания сопровождают жизнь человека. Сколько людей на земле невыносимо страдают от различных скорбей и болезней! Но самые большие страдания, невыносимую печаль и отчаяние, словно обоюдоострый нож проходящие душу, испытывают люди, уже ушедшие из этого мира в мир иной, не святые и не праведники – те ушли из жизни печалей и, конечно, упокоились в Боге, во славе Его; нет, для них окончилась жизнь печали и страданий и теперь они упокоеваются – страдают другие, люди – те, которые «проиграли» и ныне находятся в вечной темнице, а по Втором Пришествии предстанут на Страшный Суд. Они трепещут и ужасаются от одной лишь мысли о страшном дне Суда, когда они будут осуждены на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010