Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава 1. Композиция и характер Корана Уважение мусульман к Корану Божественное совершенство Священной Книги ислама Коран – это Священная Книга мусульман всего мира. Он является божественным удостоверением веры, которую последователи ислама ревностно исповедуют. Мусульмане верят, что Коран был передан миру Аллахом через его посланника Мухаммада. Но несмотря на то, что пророк ислама почитается как величайший слуга Всевышнего, к нему относятся всего лишь как к человеку – вестнику, который жил и умер подобно другим смертным. Считается, что города Мекка и Медина, подобно Корану, священны для мусульман, но, как и все прочие земные вещи в исламском мире, они не более чем материальные части сотворенного порядка. Коран же, ниспосланный свыше, является каламом Аллаха, божественным Словом (или речью), выражающим сифу, истинное свойство его существования и личности. И если письменный или печатный текст Корана может быть воссоздан из земного материала, то его истинная первооснова представляется не чем иным, как записью божественного сообщения. В начальные столетия существования ислама в мусульманском мире разгорелись дебаты о том, был ли Коран, являющийся Словом Аллаха, создан в определенный момент времени? В связи с этой проблемой возникла группа свободомыслящих людей, известных как мутазилиты. Их центр располагался в Багдаде – городе, где воцарилось правление аббасидов. Мутазилиты не сомневались, что Коран является Словом Аллаха, но полагали, что человеческий интеллект есть конечный источник всех знаний. Они учили, что Коран – только часть сотворенного порядка, он имеет начало и не может быть назван божественным. Ортодоксальные мусульмане категорически выступали против этой точки зрения. Они считали, что как Слово Аллаха Коран нельзя отделять от него, Коран сосуществует с ним в вечности. Из своего божественного источника Коран был ниспослан Мухаммаду в качестве откровения в удобный момент истории человечества. Точка зрения ортодоксов победила, и с тех пор считается, что Коран извечен. Сам же Коран учит, что его письменная форма – это точное отражение того, что начертано на небе:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

196 Агнцы называются малыми потому, что партия Маттафии в первое время была мала по численности и слаба по силам; поэтому-то псевдо-Енох называет агнцев малыми только в начале повествования об них, а затем он говорит, что у них выросли рога. 200 Рейсс относит написание 2 Маккавейской книги ко временам очень близким к Р. Хр.; Die Geschichte der heiligen Schriften des Alten Testaments, Braunschweig 1882, стр. 670. 202 Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils, B. I, стр. 104–108; J. Ch. K. Hofmann, Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, 1852, B. VI, стр. 89; Wieseler, Die 70 Wochen und 63 Jahrwochen des Propheten Daniel, стр. 166 и д.; Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, 1882, стр. 190–192; Philippi, Das Buch Henoch, стр. 50 и д. 203 Philippi, Das Buch Henoch, стр. 49; Алфионов, Хилиазм первых трех веков, стр. 14. Ср. Завет Левия у A. Fabricius, Codex pseudepigraphus, стр. 581–584. 204 Ewald, Abhandlung über des äthiopischen Buches Henökh Entstehung, стр. 86 и д.; Dillmann, Das Buch Henoch, стр. 298–301. 206 Дилльман и Эвальд неправильно отмечают границы седмин; так вторая седмина заканчивается по их вычислению Евером, а не Ноем, третья – Исааком вместо Авраама и т. д. 211 Dillmann, op. cit., стр. XIV; Jos. Langen, Das Judenthum in Palästina, стр. 35–36; Reuss, Die Geschichte der heiligen Schriften des Alten Testaments, стр. 621 и др. 212 Das Buch der Jubiläen (cap. 4), übers. von Dillmann, в Jahrbücher der Biblischen Wissenschaft, 1849, стр. 240. 215 В иудейских сказаниях изобретение астрономии приписывается, кроме Еноха, также Сифу и Аврааму; см. Порфирьев, Апокрифические сказания, стр. 42. 216 Eusebius, Praeparat. evangel. IX, 17, 8 и д.; см. Fabricius, Codex pseudepigraphus Veteris Testamenti, t. I, стр. 203. Люкке объясняет это отожествление Еноха с Атлантом таким образом: Атлант по Гезиоду был одним из титанов; следовательно он принадлежит к эпохе исполинов, как и Енох; первоначально его представляли под образом великой горы, но затем народная фантазия наделила его человеческими свойствами, так что он явился в мифических рассказах разумным мужем, знающим глубины морские и созерцающим небесные тайны; это-то и подало повод к отожествлению Атланта с допотопным мудрецом Енохом; Lücke, Einleitung in die Offenbarung des Johannes, стр. 118, прим. 5; ср. Jakobis, Mythol. Handwörterbuch, I, стр. 166 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Откуда такое внимание к Сифу, который вообще-то играет в библейских повествованиях второстепенную роль? Толкователи обращают внимание прежде всего на то, что в именно с Сифом и его сыном Еносом связывается то время, когда «начали призывать имя Господа». Когда богословы первых веков начинали размышлять о природе зла, им неизбежно приходилось обращаться к истории сыновей Адама и Евы: Авель был убит, Каин оказался убийцей, так что угодное Богу человечество могло происходить только от третьего брата, Сифа 323 . Библейская критика: продолжение спора Классическая библейская критика, разумеется, начинает с того, что объявляет этот отрывок осколком чего-то более древнего и обширного, в нынешнем виде не представляющем особого интереса. Г. Гункель замечает: «Это даже трудно назвать историей, всего лишь три предложения, которые стоят рядом без какой-либо связи. Оригинальное повествование должно было быть куда богаче» 324 . Более современный автор, А. Кляйн, называет тот же отрывок «причудливой вставкой (erratic block) неясного происхождения с мифологическими элементами» 325 . Однако такое замечание ничего не объясняет в этом тексте: допустим, он поздний, но что он все-таки означает? В библейской критике ангельская гипотеза была вновь востребована и стала основой для разного рода реконструкций верований древних израильтян. В качестве яркого примера гиперкритического подхода можно привести современных авторов, которые пишут, опираясь как на Книгу Бытия, так и на различные апокрифы (а больше всего, пожалуй, на собственное воображение): «Сыны Божьи были посланы на землю учить человечество правде и справедливости... Потом, однако, они возжелали смертных женщин и осквернили себя сексуальной близостью с ними». Разумеется, для критически настроенного исследователя недостаточно просто пересказать текст, надо извлечь из него исторический факт, что и делают эти авторы: «Объяснением этого мифа, который стал камнем преткновения для теологов, может быть появление в Палестине во II тысячелетии до н.э. высоких и невежественных иудейских кочевников и их приобщение посредством браков к азиатской цивилизации. Имя «сыны Эла», таким образом, может означать «имеющие скот приверженцы семитского бога-быка Эла», а «дочери Адама» – «женщины земли» (adama), т. е. поклоняющиеся Богине ханаанейские селянки, известные своими оргиями и добрачной проституцией» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Вычисление окружности земли, данное Аристотелем не могло быть сделано греками, очень мало сведущими в этой области и никаким другим народом древности. Между тем градус по этому вычислению отличается всего лишь на шесть туазов (туаз немного менее русской сажени) от того, который был измерен в Париже и который соответствует 49° широты. Определение окружности земли существовало у различных народов древности. Сами они не могли произвести его. Они должны были заимствовать его у народа более искусного, и мысль Жуана направляется ко временам допотопным. Знание зодиака восходит к ним же. Но вопрос об обитаемости? Браманы допускали эту обитаемость. Бюрнэ, доказавши множеством цитат, что Орфей, Музей и Лин признавали множественность миров, добавляет: „это учение восходит не только к грекам, но ко временам потопа. И все, что таким образом предшествовало времени греков и их писаний и что находится у варварских народов, я называю догматом ноахидов. Таковым догматом называется принцип обитаемости миров. Для христианина нет ничего удивительного в том, что точные астрономические познания и вера в обитаемость миров восходят к таким отдаленным временам. Адам, нарекший имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым, мог обладать и астрономическими познаниями. Но для материалиста эти изумительные астрономические познания древних являются необъяснимыми. Аммиан Марцеллин дает сообщения о потоп подобных темах, которые находятся у Иосифа и у египтян (?). Люди озабоченные сохранением священных обрядов и церемоний выгравировали на стенах скал с великим трудом различные иероглифы, в которых изложили свое знание. Они сделали это, когда потоп угрожал им гибелью. Кассиан, сообщивши, что Сиф получил естественнонаучные познания от Адама, обвиняет потомство Каина в том, что оно эти знания извратило. Софроним и Моисей газский также говорят о преданиях, которые Сиф получил от своего отца и передал детям. Св. Епифаний (Haereses, contra Setheanos, η°) также говорит нам о семи книгах которые еретики приписывали Сифу и из которых по-видимому заимствовали свои основные положения восточные писатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Написали они и естественную философию, объясняющую божественную сущность всех естественных ценностей, плотских и духовных, и философию нравов, которая помогает разумно управлять государствами и обществами, утверждает правду и разум, мужество и целомудрие, и другие духовные добродетели, которые происходят из этих основных, заложенных в нас Богом от природы. Описали и устройство небесного свода, то есть законы обращения звезд, открытые праотцу Сифу архангелом Михаилом (как об этом пишет Филон Еврей), в которых был весьма сведущ его правнук Авраам, познавший таким образом Бога. Так смотри же, возлюбленный, и не бойся! Все это трисиянным Божеством даровано нам, и не только нам, но и всем вещам от глубин до высот вселенной, которые им из небытия в бытие приведены, из хаоса созданы и украшены. Как я уже сказал, пребезначальной Троицей все создано и свершено. Так говорит и пророк: «Словом Господним небеса утвердились, и духом уст его вся сила их». Господу слава вовеки. Аминь. ПРЕДИСЛОВИЕ АНДРЕЯ, ГРЕХМИ ИСПОЛНЕНАГО Сладокъ убо медъ паче иных овощей вкушателнымъ чувствомъ познавается. Зело того сладчайши словеса божественные умной и невещественной душе обртаются. А сего ради сею пищею духовъною, паче тлесные, питати душу безсмертную достоитъ. Яко и божественный Давыдъ глаголетъ: «Коль сладки гортани моему словеса твои, паче меда устамъ моимъ». 1267 Не точию убо прочитание божественныхъ словесъ во благоденствие живущимъ полезны (которые преизобилуютъ и оплываютъ богатествы), – тмъ научаются страху Божию, тмъ ко милосердию и милости склонни бываютъ, тмъ воспоминается смертный часъ и отшествие ко иному животу, – но и во скорбехъ живущимъ, и бдами объятымъ паче ползнейши, ибо мати имъ утшению и радости Писания прочитание бываетъ, услажаетъ бо и окормляетъ душу, и кости душевные крпки и несокрушительны сотворяетъ, яко тотъ же пророкъ реклъ: «Хранитъ Господь вс кости ихъ и не едина от нихъ не сокрушится», 1268 сирчь силы естества душевнаго костми нарицающе. Сие бо и мн, недостойному, по благодати Христа моего многажды во странствию моемъ случалось, егда объятъ былъ отъ живущихъ окрестъ нечестивыхъ обидами и потварми 1269 нестерпимыми (которые паче всякие остроты желза острйши), имиже ко губительнйшему унынию принуждаемъ бывахъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно важен первый счет. Он дает возможность провести непрерывную линию лет от Адама до всякого последующего патриарха: следует только складывать годы каждого, прожитые до рождения первого сына. Так, Адаму было 130 лет, когда у него родился сын Сиф, Сифу было 105 лет при рождении Еноса, Еносу было 90 лет при рождении Каинана. Сумма этих лет составить период от сотворения Адама до рождения Каинана: 130† 105† 90­ 325 лет. Тем же способом можно определить количество лет от Адама до Ноя, от которого началась новая эпоха в истории человечества 14 . Но при видимой простоте летосчисление представляет почти неразрешимые трудности в другом отношении. Чтобы установить хронологию этой первобытной эпохи, необходимо еще предварительно найти прочную опору в самом счете лет жизни патриархов – как всей, так и до рождения первого сына, так как этот счет значительно разнится в трех наиболее древних и авторитетных текстах библейской летописи: еврейском, самаританском и греческом. Разницу эту можно видеть из следующей сравнительной таблицы: Цифрами обозначены столбцы: 1) Лета до рождения первого сына; 2) Остаток лет; 3) Вся жизнь. Над разрешением и соглашением этого различия в счете лет трудились многочисленные толкователи, но до сих пор дело не выяснено с достаточною полнотою. Делались всевозможные предположения. Одни объясняют эту разницу из случайных ошибок переписчиков св. книг; другие в отступлениях самаритянского текста видят последовательное стремление к уменьшению невероятной будто бы долговечности патриархов, а в отступлениях греческого текста от еврейского – стремление семидесяти толковников подвести библейское летосчисление под формы египетского; иные, наконец, в уменьшенных показаниях еврейского текста видят преднамеренное искажение текста иудеями, желавшими этим доказать, что еще «не пришло исполнение времен», которое по древнему пророчеству должно было совершиться на шестой тысяче лет от сотворения мира. Больше вероятности имеют первое и последнее предположения, хотя, быть может, существовали и другие причины, еще не открытые наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Над Гробом Господним один благочестивый человек сделал такую надпись: „смерть, но не мертвого поглощает эта гробница». (Mortem, non mortuum devorat hoc sepulcrum). Примеры Уверенность во спасении. Воскресший Господь сказал Марии Магдалине: „не прикасайся ко Мне, а иди к братиям Моим» ( Ин. 20:17 ). Не прикасаться только к святыне должны мы, а действовать, не смотреть и слушать только, а встать и двигаться, не мешкать, а спешить. К этому зовет нас Воскресший. Следуя Его зову, нам не должно заботиться о нашем личном спасении. Оно добывается не заботой, а верностию Христу, близостью к Нему. Когда судьи спросили Италийского мученика Эония Палеари, в чем первое основание его уверенности во спасении, он отвечал: „во Христе». – А второе? „Во Христе». – А третие? „Во Христе». С этой преданностию Христу Палеари испустил дух на костре. По стопам Христовым. Христианин пришел к своему благочестивому, но глубоко несчастному другу. При прощании с другом посетитель сказал ему в утешение слово Иисуса: „в дому Отца Моего обители многия». Несчастный с оживлением ответил: –  Прекрасен этот текст, но что следует за ним, еще отраднее: „иду уготовать вам место». Воскресением место уготовано, но как его найти? Существует древнее предание: когда Адам лежал на смертном одре, он приказал своему сыну Сифу сходить к вратам рая и выпросить у ангела веточку древа жизни, чтобы отразить смерть. Сын отвечал, что он не знает дороги к раю. Адам разъяснил: „когда ты пройдешь Хеврон и двинешься к югу, то увидишь следы, которые отпечатлелись при нашем, с матерью твоею, шествии из рая. Эти следы отвердели: на них ни дождь не попадает, ни трава в них не пробивается. Доселе предание. Если по следам Адама и Евы можно проникнуть до рая, то в рай придти их следы не помогут. Единственный и несравненный путь в рай – по следам Иисуса от Его крещения до воскресения. Аз с вами . Четырехлетняя девочка лежала при смерти. Отец сидел у постели ее и старался развлечь ее разсказами. –  Папа, заговорила малютка: ведь, лекарь вам сказал, что я умру?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

7) О добронравии человека, 18-ть стихов для детей – Яу-фу-жень хуа хай-эрр-гэ: послушание, не делать зла или вреда, не блудить или не шалить, не сердиться, не жаловаться напрасно, не играть в карты, не быть жадным или скупым, также – пьяницей, не убивать животных и птичек, не расходовать много денег, не пресыщаться в пище и питии, не иметь лишней одежды, не лгать, не льстить, не быть глупым или тупоумным, не задумываться много, не слишком печалиться, не быть вовсе дураком, пользоваться каждою минутою в жизни для добра, ибо неизвестно, когда постигнет смерть. III-я бэнь. 1) Примерно хороший мужчина – хао-нань-жень. 2) Примерная женщина – хао-нюйэрр. 3) Дурная женщина – бухао-сифу. 4) Стихи о небесном блаженстве – тянь-фу-гэ. 5) Увеселительные стишки на случаи печали, горя – мо-чау-гэ. 6) Семь разных прибауток. 7) Слова о спокойствии небу подобном. 8) Пятьдесят девять разных притч, загадок, пословиц в вопросах и ответах. 9) Десять хороших качеств души благородного человека и десять дурных неблагородной души порочного человека. 10) Хорошие примеры – хао-му-ян. 11) Дурные примеры – хуай-му-ян. 12) Распознавание примет хорошего человека – ду-дэ чэн. 13) Нехорошие приметы – ду-бу чэн. 14) О скором богатстве – дин жань-фу. 15) О быстрой бедности и убожестве дин жань-пин. 16) О великом благополучии – да цзу-ли. 17) О великом несчастии – да бу-ли. 18) Полезный совет, коего следует слушать – цзи сян-и. 19) О том, чего не должно делать – цзи бу-и. IV-я бэнь. 1) Приятные, веселые мысли предохраняющие от дурного – си-пянь. 2) Сохраняющие тело – си-шэнь. 3) Подающие счастье – си-фу. 4) Приятное занятие – си-ши. 5) Мысли доставляющие удовольствие детям, оберегающие их от худого – си-эрр. 6) Доставляющие возможность беречь деньги – си-цай. 7) Приятное слово, речь –си-янь. 8) Хорошая кисть для письма – си-би. 9) Приятная книга – си-шу. 10) Приятные письмена, буквы – си-цзы. Продолжение той же бэни в виде правил отрицательных – чего должен человек избегать, не делать: 1) Не блудодействуй – мо се-ин. 2) Не убий – мо цзуо-цзэй. 3) Не оскорбляй никого, не вреди никому – мо сян-до. 4) Не будь доносчиком, не жалуйся суду – мо гао-чжэ. 5) Не спи с блудными девками и женщинами – мо су-чан. 6) Не играй с азартом на деньги, не мотай их – мо-шуа-цянь. 7) Не пьянствуй – мо лань-цзуй. 8) Не бери в долг без отдачи – мо-цянь-чжай. 9) Не расходуй много денег, не будь мотом – мо лан-фэй. 10) Не ленись – мо лань-дуо. V-я бэнь. 1) О знании потребном в делах житейских – чжи-ши-ши. 2) Самый перечень сего рода дел и отношений к людям. 3) О счастье мирного времени – ань-лэ-мин. 4) О необходимости многих знаний – ду-нэн-цзи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

158 С. G. H. στη ν τ σπηλα (c. πνω το σπηλαου) π τν κεφαλν (C. . τς–λς; G. τη–λ) το παιδου, и проч., срт. 40, примеч. 3, «evang. аросгурн.», Tischend. 162 Вот, например, свидетельство Страбона о достоинстве даров природы Персии: το δ λιβνου βλτιστον τν πρς τ περσδι εναι (Geogr. I. XVI. p. 129. ed. Amst). 165 Автор Operis imperf. in Matth. hom. II взял, как кажется, из апокрифической литературы, следующее место: « stellam novam Magis primum apparuisse descendentem super montem illum Victorialem, habentem in se formam quasi pueri parvuli, et super se similitudinem crucis, et locutam esse eis, et docuisse eos et praecepisse, ut proficiscerentur in Judaeam. См. Thilo, p. 390 и sqq. 170 Рассказ о перенесении пальмовой ветви в рай небесного Отца, где она должна была послужить источником великой радости для всех святых, живо напоминает собой легенду Евангелия Никодима (19 гл.), которую, вероятно, знал сочинитель этой истории о рождения Марии. Именно в евангелии Никодима рассказывается, что Адам, однажды заболевши, послал своего сына Сифа ко вратам рая, чтобы он принес оттуда масличную ветвь, или вообще елея от древа милосердия. Но ангел Господень отвечал Сифу, что теперь еще нет её, этой ветви, но что, по исполнении 5.500 лет от сотворения мира, принесет её с собой единородный Сын Божий и т.д. Итак, рассказ в истории о рождении Марии представляет, как бы дополнение этого пророчества и дает объяснение происхождению этого сказания. Иначе была бы совершенно непонятна цель перенесения в рай пальмовой Ветви. 178 Чудодейственная сила воды играет по апокрифам весьма важную роль, почему усвоено ей такое особенное значение, это можно видеть из следующих слов 18 главы Евангелия детства (арабского): «Блаженна матерь, родившая Тебя, Иисусе. Ты освятил водою людей своих и явил их причастниками природе Своей». Может быть, это грубый намек на таинство крещения. 180 Между апокрифическими повествованиями есть еще подобный рассказ. Именно, однажды Иисус превратил вместе игравших с ним сверстников в козлов и потом снова исцелил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

В две тысячи лет после сотворения первого человека начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им. В таковое продолжение времени линия сынов человеческих, чад тьмы, рода Каинова и в мужеском, и женском поле весьма умножилась. При таковом же умножении рода Каинова поколение Сифово, яко поколение сынов Божиих, чад света очень уменьшалось и ослабевало, так, что во дни Ноевы и последние из сынов Божеских, видев наружное доброзрачие человеческих дщерей, пленились красотою их, пленившись же сею чувственностию взяли их себе в жены. Видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша 114 . А смесившись с ними наружно, плотским супружеством, смесились с ними и внутренно, духом своим, нравами своими, так заразились тьмою их, чувственностию их, плотию их, что и сами учинились плотию. Как-то Господь Бог, видя таковое смешение, и показуя всегдашнее от него отвращение, рек: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть. От сего наружного смешения таковое внутри человеков воспоследовало смешение, и таковый беспорядок, что вся земля растлеся пред Богом, и наполнися земля неправды, и что видев Господь Бог землю, и бе разтленна, яко разтли всяка плоть путь свой на земли, видев Господь Бог, яко умножишася злоба человеков на земли: и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни, видев Господь Бог вся сия, вознамерился погубиши и наказати Потопом весь человеческий род, исключая Ноя, человека праведного и совершенного в роде своем, исключая Ноя, мужа верного, последователя благочестивым предкам своим, Сифу, Еносу, и Еноху, ревностного хранителя и умножителя принятого Адамом Света Божия, тщательного сочлена продолжающейся верующей Церкви, истинного, исключая Ноя, который угоди Богу, и по сему обрете благодать пред Господем Богом 115 . Ной обрете благодать пред Господем Богом. Ибо по оной Божеской благодати не только не был погублен с нечестивыми всеобщим Потопом, но еще предуведомлен был об оном наказании, и научен от Господа, как ему с семьею своею спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010