60. Мусоний : Слово убеждения для подчиненных полезнее, чем устрашение, ибо за первым следует благоговение, а за вторым – беспощадность. 61. Демокрит : Дурная природа, увлеченная властью, народу приносит бедствие. 62. Антисфен : Тогда государства погибают, когда правящие не могут отличить дурных от стоящих. 63. Опасно давать безумному меч, а развращенному – могущество. 64. Менандр : Неисчислимое богатство, принося власть, Даже и считающих себя разумными неразумными делает. 65. Демосфен : Преуспевать не по достоинству – повод дурно думать о преуспевающих по достоинству. Слово 10-е. О порицании и клевете 1. Мф. 5, 11 : Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 2. 1Кор. 4, 12 : Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим. 3. Притч. 10, 18 : Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 4. Сир. 28, 11 : Человек грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире. Каково вещество огня, так он и возгорится. 5. Сир. 11, 1 : Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. 6. Свт. Василий Великий : Не слова приводят в действие печаль, но гордость против оскорбляющего нас и гордость каждого из нас. 7. Бывает, что великими правителями взращиваются несвободные слуги, которые поднимаются рядом с ними и, пользуясь недостатками доброго дома, становятся известными, разглашая [эти недостатки]; также с помощью интриг утверждают [они] свое положение. 8. Свт. Григорий Богослов : Порицать – не великое дело, ибо легко и всякому желанно, но поменять свое собственное намерение – дело мужа благочестивого и ум имеющего. 9. Лучше слушать плохое, чем плохое говорить. 10. Позор касается не только толпы, но и лучших. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Подобно тому как говорить хорошее и хвалить есть начало дружбы, так и говорить плохо и клеветать есть начало вражды и ненависти и основание множества зол. 12. Тем, кто проводит жизнь добродетельную, невозможно от всех слышать только хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии делах Божественного Промысла. В Книге Притч.Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его (Притч.8:30). В Прем.7Она также названа художницею всего. В Прем.9прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет (Прем.7:26-27). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла.    Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все).    Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я — как виноградная лоза, произращающая благодать (Сир.24:20). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви (Ин.15:1, 5). Премудрость говорит: Приступите ко мне (Сир.24:21), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... (Мф.11:28).    В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово». Это наименование встречается в Псалмах:     Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс.32:6).     Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их (Пс.106:20).    На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества:     Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс.2:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Поистине, кающийся в том зле, которое он сотворил, желает и сам себя порицать, и от других порицание терпеливо переносить. Ибо покаяние означает подвергаться оскорблениям от неразумных и терпеть это и от всего сердца приносить исповедание Господу. Исаия же, переживая о жестоких и нераскаянных, говорит: Еда не может Господь спасти; или грех ради ваших обрати лице Свое от вас… никтоже не глаголет правды, ниже есть суд истинен (Ис. 59:1-4). Другой говорит: «Сколь прекрасно обличенному явить покаяние! Ибо так он избежит [Col. 1664] добровольного греха». И еще: если ты согрешил, не прилагай более[грехов] и о прежних молись (Сир. 21:1). И прибавляет: Беги от греха, как от лица змея (Сир. 21:2); Премудр убояся уклонится от зла (Притч. 14:16). Говорит и Иов: Аще же и согрешал волею, скрых грех мой: не посрамихся бо народнаго множества, еже не поведати пред ними (Иов. 31:33-34). Также и в Деяниях Петр говорит народу: Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады (Деян. 3:19-20). И мы, возлюбленные, как было сказано выше, обратившись к Богу от чистого сердца, за зло, которое мы сотворили, да принесем покаяние, говоря: «Согрешили мы — помилуй, беззаконствовали — прости, прогневали — примирись с нами. Как блудницу очисти (Ин. 8:4-11), как мытаря оправдай (Лк. 19:2-10), и да придет на меня человеколюбие Твое. И не попусти мне быть преданным грехам моим и чтобы мне не уснуть и не умереть горькой смертью греха, но искупи меня от настоящего века лукавого. Дай мне время покаяния и место оправдания, потому что несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко время тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37:4-5). Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит: яко у Тебе очищение есть (Пс. 129:3-4)».     Молитва    Посему мы, отчаявшиеся в жизни нашей из-за грехов наших, да поверим Богу и обратимся к Господу Богу нашему от всего сердца нашего и будем творить правду в остальные дни жизни нашей и поработаем Ему правильно по Его воле, и Он сотворит исцеление от первых наших прегрешений, и тогда мы получим силу одолевать дела диавола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Блаженно чрево Марии Девы, носившее Сына Вечного Отца 579 . Стихи из Св. Писания 580 Видом Твоим и красотой Твоей стремись, успевай и царствуй. Поможет Ей Бог лицем Своим; Бог среди Нее, и Она не подвигнется. Возлюбит Ее Бог и изберет Ее: в чертоге Своем сотворит Ей жилище. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. Ублажат Меня все роды, ибо сотворил Мне Господь величие; Он – сильный, и свято имя Его. И милость Его в роды родов боящимся Его. Излилась благодать во устах Твоих: посему благословит Тебя Бог во век. Излило сердце мое слово благое; говорю я о делах моих Царю 581 . Когда царь возлежал за столом своим, нард Мой дал запах приятности 582 . Левая рука Его у Меня под головою, а правая обнимает Меня. Черна Я, но красива, дщери иерусалимские: поэтому Царь возлюбил Меня и ввел Меня в чертог Свой. Уже буря миновала, дождь прошел и перестает: встань, Подруга Моя, и иди. Прекрасной соделалась Ты и приятной в сладости Твоей, Святая Богородительница. Как избранное миро, Я дала приятное благоухание. Пред ложем этой Девы часто пойте нам сладкие песни. Поможет Ей Бог лицем Своим; Бог среди Нее и Она не подвигнется. Как веселящихся всех жилище в Тебе, Святая Богородица. Избрал Ее Бог и предызбрал; в селении Своем дал Ей обитать. Чтения Capitula а) На вечерне, в конце утрени и на 3 часе: Сир. 24 " Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки; Я служила пред Ним во святой скинии». б) На 6-м часе Сир. 24:11–13 : «И так утвердилась в Сионе. Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме власть Моя. И укоренилась Я в народе прославленном и в наследственном уделе Господа». в) На улицах так, как корица и бальзам, издающий приятный запах, и как смирна избранная распространила благоухание. Большие чтения (lectiones) На утрени 1-е, 2-е и 3-е из 1 гл. Песни Песней (любовь и красота возлюбленной). 4-е, 5-е и 6-е выдержка из слова бл. Августина (о славе Пресв. Девы, сравнение Ее с Евой и о песни Богородицы) 7-е и 8-е чтения из комментария бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источник жизни ( Притч. 4:23 ). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем; они не делают беззакония» ( Пс.118:1,3 ). «Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим.8:1 ), – похоти плотские не исполняют, но в сердце хранят слова Господни, «которые суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ).– Живущие по духу помышляют о духовном и тем самым умерщвляют желания плотские, – становятся бодры духом, безбоязненны, полностью уповают на Господа. И Писание говорит: «Блажен человек, который не погрешал и не уязвился печалью греха; блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей» ( Сир.14:1–2 ). Но «горе сердцам боязливым... и грешнику, ходящему по двум стезям; горе сердцу расслабленному» ( Сир.2:12–13 ). «Если кто и хранит свое тело от блуда, – говорит преподобный Макарий Великий , – но блудодействует мысленно (желанием сердца), тот не получает (от внешнего своего девства) никакой пользы». И преподобный Евфимий Великий, указывая на такого, говорит: «Тот есть блудник, и бес им обладает». По словам же святителя Иоанна Златоуста , «делает девственником не одна безбрачная жизнь, но непорочность сердца, удаление от женщин и пребывание в богомыслии». Похоть плоти весьма обольстительна: легко уловляет она неосторожного и делает душу пленницей дьявола. По слову же Господа, «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Можно, значит, осквернить себя и не касаясь чужого тела, посредством глаз, посредством воображения и сердечного желания. Когда в сердце входят помыслы любодеяния, то они уже сквернят человека (см. Мф.15:19–20 ). Посему и говорит Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое» ( Притч.4:23 ). Хранение телесных чувств Сердечные желания часто возбуждаются в нас от внешних впечатлений – следовательно, нужно хранить телесные чувства, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. На них указывая, Писание говорит нам: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» ( Иер.9:21 ). Через эти входы соблазны мира проникают в сердце и, хотя бы оно было полно добрых желаний, производят в нем опустошение, как и сказано: «Худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В книге, кроме нравственных вопросов, можно выделить несколько богословских тем: учение о Премудрости Божией, учение о творении, антропология, амартология. Также есть косвенные свидетельства по ангелологии и эсхатологии, но в недостаточном объёме. Как и во всех учительных книгах, учение о Премудрости имеет здесь двойственный характер. С одной стороны, под понятием мудрости может подразумеваться человеческое качество – ум, опыт, знание, умение и пр., но, с другой стороны, подразумевается качество Бога – совершенное свойство, доступное только Богу. В этой двойственности, впрочем, проявляются истоки учения о человеческой душе. «Божественное свойство Премудрости, как совершенного знания, недоступно человеку, вечно и неизмеримо; но, поскольку человек есть образ Божий, постольку и он, при известных условиях, может получить от Господа этот дар. Условия эти – исполнение воли Божией, послушание его закону, который он открыл Своему избранному народу, и усердное искание премудрости» 68 . Выделив все места, в которых говорится о Премудрости, можно выстроить определённую структуру этого учения. В гл. 24 Премудрость рассказывает о себе: «я вышла из уст Всевышнего, и, как туман, покрыла землю… я укоренилась в прославленном народе, в уделе Господнем… Приступите ко мне желающие меня, и насытьтесь от плодов моих» ( Сир. 24:3 и далее). В 15-й главе: «Боящийся Господа будет поступать так, и твёрдый в законе овладеет ею. И она встретит его, как мать, и примет его к себе, как целомудренная супруга; напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его. Он утвердится на ней и не поколеблется; прилепится к ней и не постыдится» ( Сир. 15:1–4 ). Во многих учительных книгах для изображения Премудрости используется приём олицетворения. Так, Премудрость олицетворяется и говорит от своего имени в книге притчей Соломоновых ( Прит.8:4–5 ). В книге Варуха идёт речь о местонахождении её: «Нет никого, знающего путь её, ни помышляющего о стезе её. Но Знающий всё знает её; Он открыл её Своим разумом» ( Вар. 3:31–32 ). Особенно же олицетворение Премудрости используется в книге Премудрости Соломона, где Премудрость обретает свою историю, вид и голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Вопрос прихожанина. Не строг ли суд Божий? За один грех Адамов Господь наложил столь великое наказание на весь род человеческий, все должны бедствовать и умереть? Ответ Священника. Так! Суд строг Всевышнего, потому что праведен, но он вместе и весьма милостив. Не может правосудие вечное, не потребив греха, помиловать грешника; но бесконечная благость положила в самых наказаниях средство для смирения грешников и, лишив их древа жизни земного, показала им другое древо жизни – небесное, Господа и Спасителя всех Иисуса Христа. Кто от сего древа вкушает верою и любовью, имать живот вечный и на суд не придет, но придет от смерти в живот ( Ин.5:24 ). Что значит рай земной со всеми красотами и блаженствами своими пред тем вечным жилищем славы и блаженства, которое готовится истинно верующим в Господа? Поистине, все мы – падшие, все – осужденные на смерть; но все же и призываемся к совершеннейшей жизни; все по естеству – наследники первого человека, согрешившего пред Богом, но все, по благодати и вере – сонаследники Христа Сына Божия ( Рим.8:17 ). Которому все покорено на небеси и на земли. 1019. Отче духовный! Какие должен я соблюдать правила при употреблении пищи и пития? Вопрос прихожанина. Отче духовный! Какие должен я соблюдать правила при употреблении пищи и пития? Ответ Священника. Вместо моего ответа на твой вопрос, послушай, что говорит о сем св. Сирах, он говорит так: Чадо, в животе твоем искуси душу твою и виждь, что ей зло есть, и не даждь ей. Ибо не все всем на пользу, не вся душа во всех благоволит. Не пресыщайся во всякой сладости и не разливайся на различие брашна. Ибо во мнозих брашнах недуг будет, и пресыщение приблизит даже до холеры: пресыщением бо мнози умроша, внимаяй же приложит житие ( Сир.37:30–34 ). Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей, и не рцы: много на нем есть. Помни, что алчный глаз – злая вещь... куда он посмотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с ним в блюде. Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя. Аще сядешь посреди многих, то не протягивай руки твоей прежде их. Сон здравый от чрева умерена, встал рано, и душа его с ним. Труд, бдения и холера и чревоболения с мужем ненасытным. И аще обременил себя явствами, то встань из-за стола и отдохни ( Сир.31:13–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Выслушивая молитвы на самой исповеди, постарайтесь заглянуть в свое внутреннее «я», вслушивайтесь в голос своей совести, обличающей наше отступничество от заповеданного Богом и напоминающей наши тяжкие грехи. Надобно возненавидеть грехи и себя за то, что совершали их. Душа, пишет святитель Василий Великий , «должна возненавидеть прежнюю свою предосудительную жизнь, чувствуя отвращение и омерзение к самому о ней воспоминанию» 153 . Попытайтесь путем смиренного сознания своей греховности создать в своем сердце покаянное настроение, глубоко проанализировав свое недостойное для христианина греховное поведение в жизни. В кающемся христианине должно быть твердое намерение покончить со своими греховным прошлым, не возвращаться ко грехам, не повторять их; принять решение жить по заповедям Божиим и, с помощью призываемого в молитве Спасителя Бога, впредь жить без греха. Не старайтесь перечислить все свои грехи (это ведь невозможно!), но старайтесь смиренно покаянною молитвою испросить прощение грехов от Господа, любящего миловать кающихся грешников. Помните мытаря, умилостивившего Господа одним смиренным своим сокрушенным воплем: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18:13 ). Вспомним и покаявшуюся блудницу, напутствуемую словами Христовыми: «Иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ). «Не стыдитесь исповедовать грехи свои» ( Сир.4:30 ). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» ( Сир.28:13 ). Господь – всеведущий. «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ). «Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» ( Иов.34:21 ). «Ты разумеешь помышления мои издалеча. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс.138:2–4 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). По своей жертвенной любви к нам Христос Своими страданиями и смертью заплатил наш долг перед Богом, который мы должны были бы сами уплатить за грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Если только хочет кто принадлежать к малому стаду, которому одному благоизволил, как сказано, Отец наш дать Царство (Ср. Мф.12:32 ); если кто хочет принадлежать не к одним званным, которых много, но и к избранным, которых мало (Ср. Лк.14:24 ), – то непременно должен будет иметь свое сокровище на небесах, перенести его туда, где уготована избранным жизнь вечная. И потому, если хочешь ты уже быть не в числе людей мира сего, которых удел в этой жизни, но в числе сынов Царствия, сынов света (Ср. Лк.16:8 ), то и позаботься уже, возлюбленный, не быть сребролюбивым, но более боголюбивым; а для сего уже не желай себе благ земных, отрекись от всего своего имения и помышляй только об одном, – как угодить Богу и получить радость спасения, надежду вечного блаженства. Итак, познавай же, друг мой, что, где будешь скрывать сокровище свое, там иметь будешь и сердце свое (Срк.13:34). И если не будешь ты собирать с Господом заодно сокровище себе на небесах, то будешь ты только расточать, как говорит Господь, будешь лишаться или, что то же, удаляться вечного блаженства, вечной радости на небесах. Не напрасно же говорит нам Писание: смотрите, поступайте осторожно, живите, не как неразумные, но как люди мудрые ( Еф.5:15 ), руководимые Божиим советом. Не бывайте несмысленны, но разумевайте – что есть воля Божия благая, угодная для души и совершенная в правде. Если вы любите только любящих вас – какая вам за то награда? и благотворите одним благотворящим вам, – что особенного делаете? Не так ли поступают и люди, не ведущие Бога? И если живете вы так, как и все живут, – все делаете для своего удовольствия, и ничего доброго другим, то идете и вы во след того, которому по прошествии сей жизни было сказано: помяни яко восприял еси благая твоя в животе твоем; ныне же здесь страдаешь ты ( Лк.16:25 ). Потому вот и сказано: горе вам мужие нечестивии, иже остависте закон Бога Вышняго ( Сир.41:11 ). И – не будет, во век не будет добра прилежащему во злых и не подающему милостыни ( Сир.12:3 ). Горе будет, вечное горе тому, как говорит Господь, домоправителю, который любит есть, пить и себя одного покоить, а меньших в доме гонит прочь и лишает необходимого для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И все это на том основании, что она же «просвещенная», а они-то – «непросвещенные». Хотя на самом деле, раз она первая стала православной, то должна тем более прилагать усилия к сохранению истинно-православного устроения в семье – и начать с себя, а не с других. Семейная иерархия О семейной иерархии в Писании сказано многократно и вполне определенно. «Жены, повинуйтесь своим мужьям», – говорит апостол Петр (1 Пет. 3, 1), и апостол Павел повторяет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены » (Еф. 5, 22–23), «ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11, 8–9). Так Писание ясно устанавливает иерархию семейных отношений. И когда жена, прикрываясь идеями «православного перевоспитания семьи» начинает эту иерархию нарушать, муж возмущен. Будучи неверующим, он не может объяснить причину возмущения на церковном языке, интуитивно понимая, что «досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем» (Сир. 25, 24). Отсюда и упоминаемые авторами угрозы развода, которые нередко слышат воцерковляющиеся жены от возмущенных мужей. Если муж дотоле был воздержанным, то, скорее всего, на угрозы его толкает совсем не телевизор с топ-моделями; неверующий муж, сам того не зная, пытается таким поведением воплотить слово Библии: «Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей» (Сир. 25, 29). О том, что учительная власть в семье по закону Божьему принадлежит мужу, говорится так же прямо: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих » (1 Кор. 14, 34–35). Конечно, причин для ссоры между верующей женой и неверующим мужем множество, но одна из самых распространенных – именно та, что воцерковляющаяся жена начинает учить «уму-разуму» своего мужа, и это вызывает его протест. Он, будучи неверующим, не знает процитированных выше слов апостола Павла, но, обладая душой, созданной по образу Божиему, чувствует, что происходит что-то ненормальное, что жена покушается на его естественное и божественное право. И неудивительно, что чаще всего муж воспринимает навязчивые веро- и нравоучения в штыки. Это не бес в нем противится, это противится чувство правды.

http://pravoslavie.ru/5759.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010