Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСКУШЕНИЕ побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола   (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить - ЭССЯ. Вып. 9. С. 39-40), к-рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении значение «пробовать на вкус» (Там же. Вып. 13. С. 135). Общее понятие И.- одно из основополагающих понятий правосл. аскетики. И. могут быть названы как особое состояние души, при к-ром ей навязываются греховные мысли и чувства, так и вообще любые скорбные переживания, к-рые посещают человека по Божию попущению. В широком смысле к И. относятся также различные нужды и скорби человеческой жизни: болезни, обиды, нищета и др. обстоятельства, в к-рых при правильном отношении закаляется вера в Бога и упование на Него. В целом христ. традиция называет И. все то, что испытывает силу устремления человека к Богу и ставит его перед сознательным выбором. Далеко не всегда термин «искушение» имеет негативную окраску. Помимо диавола, к-рый по ненависти к людям стремится отвратить их от Бога, а также самого человека, к-рый искушается собственной похотью, Свящ. Писание называет источником И. Бога, Который, не желая зла человеку, посредством различных И. ставит его перед нравственным выбором и призывает реализовать дар свободы, данный ему при сотворении. ВЗ об И. Термину «искушение» соответствует евр. глагол   (  ), к-рый имеет основное значение «испытывать, проверять» и во мн. случаях не имеет значения побуждения к злу. Подобным образом в Септуагинте употребляется соответствующий греч. глагол πειρζω и некоторые его синонимы ( L é gasse. 1991. Col. 193). И. в ВЗ встречается в значении испытания одним человеком мудрости (3 Цар 10. 1; ср.: 2 Пар 9. 1) или дружбы (Сир 6. 7) другого, проверки его веры и упования на Бога (Прем 2. 17). Человек может искушать собственное сердце (Еккл 2. 1); нужно испытывать душу, чтобы уразуметь, что для нее вредно, и воздерживаться от этого (Сир 37. 30). Глагол   употребляется в значении испытания вещи на пригодность к использованию (1 Цар 17. 39), свойств и качеств явлений (Еккл 7. 23) и даже испытания Бога (Суд 6. 36-40); кроме того, глагол   употребляется в значении пробовать, стараться (Иов 4. 2; ср.: 1 Макк 12. 10; 2 Макк 11. 19; др.; см.: Helfmeyer. 1998. P. 444-446). Однако чаще в ВЗ этот глагол имеет специальное религ. значение ( Seesemann. 1999. P. 24).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Берегитесь, сестры, почасту оставлять кельи ваши и ходить без крайней нужды к другим сестрам, хотя и будете кем призываемы, дабы не согрешить празднословием, празднословие же есть вместе с сим и празднолюбие, памятуя, что за каждое праздное слово мы воздадим Богу ответ; аще себя не понимаем, то можем ли рассуждать или учить других? Лучше нам претерпеть временную скуку, чем за наше нерадение впоследствии терпеть нескончаемую вечную муку, от чего да избавит вас Господь. Поминай последняя твоя – исход и Страшный Суд, – вовеки не согрешиши ( Сир.7:39 ). Сестры, если иногда по вражескому искушению найдет на нас скука, уныние, спешите открыться в этом старшей по годам и опытной монахине или матери игуменье, а в особенности перед своим духовным отцом не скрывайте ничего, если зародится в мыслях какое-либо греховное пожелание, но соизволяйте и не принимайте к сердцу, а повергшись пред Богом, просите Его всесильной помощи, боритесь и увенчаетесь венцом нетленным: при усердной молитве, трудах и заботах некогда мыслям развращаться и страстям бушевать, «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» ( Сир.7:39 ). Каждое утро и вечер, сестры, поверяйте свою совесть, уделяйте на это благое дело хотя по десять или пятнадцать минут ежедневно, и вы со временем получите от этого большую пользу. Встав утром, благодарите Господа за прошедшую ночь и просите, чтобы Господь помог и день провести безгрешно Вечером молитесь со слезами и с сокрушенным сердцем умоляйте Господа о прощении ваших согрешений, молитесь усерднее за благотворителей вашей обители, которые, надеясь на молитвы ваши, ради Царствия Небесного не оставляют вас своими милостями, молитесь о своих сродниках, живых и умерших, и о всех православных христианах. Мы, иноки и инокини, затем и шли в обитель, чтобы в чине ангельском служить непорочно пред Богом и умолять Его Благость о всем православном мире. Не ропщите, сестры, и не падайте духом если кому из вас придется потерпеть недостаток, скудость в чем-либо: нам, монахам, богатство вовсе не на пользу, это дело мирян, а мы иноки. Иначе должна быть и жизнь наша с миром; наше богатство, при помощи Божией, должно состоять в приобретении всех добродетелей и неуклонном исполнении Его святых заповедей. Господь знает, что нам нужно, то и посылает. Нестяжательность – это первая ступень ко спасению, будьте всем и малым довольны, о всем благодарите Бога, и Господь вас не оставит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Поминай последняя твоя (смерть), и во веки не согрешиши ( Сир.7:39 ) Будущее сокрыто от человека: не знает он – что произойдет с ним даже в ближайшее время. Но одно он знает с несомненностью, – именно то, что он умрет. «Смерть – впереди» вот что нам достоверно известно и к чему мы, как к переходу от временной жизни к вечной, должны готовиться. И однако большинство людей стараются совсем забыть это единственно известное о будущем, живут, как будто они бессмертны, и не хотят видеть того, что та ладья, на которой они беспечно плывут по житейскому морю, уже протекает и постепенно погружается в воду… А то, что они всю жизнь копили, готовили для сытой жизни, для утехи – оказывается, служит тяжким грузом, который лишь способствует их скорой гибели в ненадежной ладье: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Впрочем, есть люди противоположной крайности, которые чрезмерно боятся смерти, боятся даже мыслить о ней и избегают всего, что напоминает о смерти. Такие люди подобны страусу, который, не имея возможности избежать настигающего врага, прячет свою голову в песок в надежде, что его не заметят… И первое, и второе отношение к смерти неблагоразумное, нехристианское и полно крайностей. Христианин должен памятовать о смерти, готовиться к ней ежедневно, так как она приходит неожиданно и, как огонь, пожирает все тленное и оставляет нетленное. Не ужасаясь смерти, христианин все же должен хранить в сердце спасительный страх смерти. Такой спасительный страх смерти или память о ней были заповеданы Господом даже в раю прародителям ( Быт.3:3 ), но диавол похитил у них память о смерти, уверив: «нет, не умрете» ( Быт.3:4 ), как и ныне он похищает спасительный страх смерти у всех беспечных людей, и они живут так, как будто у них нет впереди смерти. Память же о смерти потому называется спасительной, что она обуздывает наши страсти, греховные порывы и, наоборот, насаждает в сердце смирение, молитву и другие добродетели. Христианин, развивший в себе память смертную становится благочестивым и над ним исполняются св. слова: «Во всех словесех твоих поминай последняя твоя (смерть), и во веки не согрешиши» ( Сир.7:39 ). Как конь обуздывается уздою, так и плоть наша – страхом смерти. Хотя и знаем мы, что умрем, но скрыто от нас определенное, точное время нашей смерти: нам неизвестно, когда именно, в какой день и час придет Жених души нашей – Христос, чтобы взять нас в Свой чертог, а потому, как мудрые девы, мы и должны заботиться, чтобы светильник наш – вера горела ярким огнем, лампада наша (душа) была полна елеем добрых дел: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф.25:13 ). Таким образом, «бодрствовать» и значит по слову Господа памятовать о смерти и готовиться к жизни вечной – к чертогу райскому ( Мф.25:34 ). «Блаженны рабы те, которых Господин, придя, найдет бодрствующими» ( Лк.12:37 ). Каким же образом нам «бодрствовать», или готовиться к смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

35). Кому горе? кому тоска? Кому ссоры? Кому жалобы? Кому напрасные раны? Кому багровые глаза? Не умедляющим ли в питии вина? Не выпивающим ли до дна вино растворенное? ( Притч.23:29–30 ). Бессонница, холера и чревоболение мучат ненасытного. А кто мало ест, тот будет иметь здоровой сон, встанет рано по утру, и душа его с ним ( Сир.31:22–23 ). Сидишь ли за большим столом: не расширяй слишком рта; перестань есть прежде других, как прилично человеку благовоспитанному. И ежели сидишь вместе с многими, не протягивай руки, и не проси лишь прежде других (13. 19. 20). Вставай из-за стола не после других; и благослови Творца твоего, упоявающего от благ Своих (32:13:15). Не страшись приговора смерти. Помысли о тех, кои жили прежде тебя, и о тех, которые придут после: сей суд изречен от Господа на всякую плоть. Можешь ли ты противостать благой воле Вышнего? Десять ли, сто ли, или тысячу лет жил человек, между мертвыми не считают лет жизни (41:5–7). Бойся Бога, и заповеди Его храни: ибо в этом вся сущность человека. Поскольку все сотворенное Бог приведет на суд, на котором откроется все сокровенное, как доброе, так и злое. ( Еккл.12:13–14 ). Во всех делах твоих помни о последнем конце твоем, и никогда не согрешишь» ( Сир.7:39 ). Таково было нравоучение сих Израильтян, о которых с таким презрением говорят высокомерные Философы нашего времени. Так мыслил народ сей, который один писатель, к несчастию весьма плодовитый и весьма прославившийся, изображает народом варварским, бесчеловечным, суеверным, всегда пресмыкающимся в несчастий, надменным в счастье, грубым, преданным самому скотскому разврату. О времена! О нравы! и читают жалкие произведения, где ложь является с таким бесстыдством и поставляют главою словесников семнадцатого столетия человека, осмеливающегося произносить подобные хулы на народ, избранный Богом, которому была вверена Его святая Религия! и, в самом недре Христианства не стараются обуздать сии нечестивые уста, около восьмидесяти лет не престающие изрыгать самые едкие насмешки против Вечного Бога и Его поклонников! Кроме сих наставлений, отцы и матери обязаны были рассказывать детям о великих делах, кои Бог совершил для них и для их предков; а закон повелевал объяснять им происхождение Праздников, кои они торжествовали, и обряды при оных наблюдаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Читатели оказались стойкими в вере, вопреки преследованиям (ср.: Тов. 1:20; 2:7,8 ). Об «узах» (несомненно, о находящихся в заточении христианах) см. в 13:3; ср.: 11:36. Об «имуществе лучшем» см. в коммент. к 11:10. 10:35,36 . И в иудаизме, и в христианстве (11:26) говорили о награде за проявление стойкости в вере в Бога. Об этом обетовании см., напр., в 6:13–20; 11:9,13,39,40. 10:37. Это цитата из Авв. 2:3 , слегка измененная и упрощенная в свете представлений автора о пришествии Христа (возможно, под влиянием и с использованием части текста из Ис. 26:20 , в контексте которого автор использует слова в Евр. 10:27 ). 10:38. Здесь автор приводит цитату из Авв. 2:4 , о чем см. в коммент. к Рим. 1:17 . Он следует тексту Септуагинты почти дословно, за исключением того, что изменяет порядок предложений, переставляя предложение со словом «праведный» на первое месте. (Как и Павел, он опускает ряд слов в начале предложения, напр., слово «своею» перед «верою». Хотя в большинстве греческих переводов слово «своя» перед верой присутствует, т. е. речь идет о верности Божьей, в Евр. речь идет, предположительно, о вере «праведного», как и у Павла.) 10:39. Автор разъясняет ст. 2(процитированный в предыдущем тексте) в обратном порядке, до конца (как это было принято в древней риторике), в выбранной им тональности: стойкость в вере, а не отступничество. В следующей главе он дает определение истинной стойкости в вере. 11:1–31 Герои веры После определения веры в 11и введения своего тезиса в 11:2, автор раскрывает его на примерах библейских персонажей. Вера в данной главе рассматривается как твердая убежденность в верности Бога Своим обетованиям, уверенность, которая позволяет устоять в вере (10:32–39). Эта глава – настоящий литературный шедевр. В ней используется особый литературный прием, ретроспективно прослеживается история, отдельные вехи иудейской истории – для иллюстрации мысли автора, как и в ряде других текстов, напр.: Дeяh. 7; I Мак. 2:49–69 и Сир. 44–50 . В этой ретроспективе приводятся панегирики, хвалебные биографии (жизнеописания героев веры). (Древние моралисты обычноиспользовали примеры людей, чью добродетельную жизнь они восхваляли, а иногда и сочиняли биографии с этой целью.) Автор использует в данной главе особый стилистический прием – анафору, «единоначатие», когда каждый самостоятельный отрывок (часто стих) начинается с одного и того же слова, в данном случае это слово «вера».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

прим. к Лк. ниже) Иисус (нек. оп.) хлеб (опреснок со стола, по одним ρτον – одну из пресных лепешек, лежавших на столе, на блюде, – по другим τν ρτον – опреснок с известным обрядовым значением, не простой, а пасхальный опреснок) и благословив (ελογσας BCD др. 33 др. мн. Лат Вг Саг Копт Эн Сир син пещ геракл на поле, др. εχαπιστσας А др. 1 др мн Сир геракл в тексте Ор Вас Злат: первое чтение может указывать более на иудейскую формулу благословения опресноков – ср. выше, – а второе – более на христианскую Евхаристию, причем дается возможность думать, что Господь сказал Свое благодарение, а не иудейскую формулу: у LXX второе не употребляется, – только в апокрифах) преломил (как того требовал иудейский обряд пасхальный) и дав (δος – одни, др. δδου – стал давать, давал: в первом случай Господь, преломив один опреснок, отдал ученикам, чтобы они сами, взяв хлеб, разделили между собою, – во втором – Господь Сам раздавал куски хлеба. – первое по-видимому более соответствует λβετε – возьмите сами, а не примите – δξασθε, хотя такое употребление глаголов не может быть строго разграничено) ученикам (др. приб. и) сказал: возьмите, ешьте, это есть тело Мое (σμα ср. Мф.5:29, 10:28 ; 1Kp 6:19, 7:34; 12:12 др., а не σρξ – мясо, плоть в отличие от στα – кости и αμα – кровь ср. Лк.24:39 , Мф.16:17 , Ин.6:54 др., – весь живой психофизиологической организм, коего нераздельную часть составляет и кровь, – как живое и одухотворенное богочеловеческое тело, в коем обитал нераздельно весь Богочеловек Христос, ср. „Слово плоть бысть“ Ин.1:14 , где σρξ=σμα, даже=νθρωπος, по его психофизиологической стороне, – в коем „обитала вся полнота божества телесно“ Кол.2:19 , – иначе=„это Я сам“: оборот этот отчасти мотивируется и объясняется влиянием еврейского языка, так как в нем, как и в араб. эфиоп. египет. Даже санскр., возвратные местоимения заменяются описаниями посредством разных существительных, напр. душа, тело, глаз, голова, рот, рука, кости, внутренности, ср. Иов.9:21 , Иер.37:9, Быт.18:12–7, 13 , Иис.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всех делах твоих, брат, поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым - огонь и червь. Приобрети страх Божий, чтоб и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно. Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным, или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26.29). Старейшину ли тя поставиша? Не возносися, но буди в них, яко един от них (Сир.32:1). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение. Написано: во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен (Притч.14:28.29). Будем молиться, чтоб сподобиться нам дарования, а сподобившись, не высоко будем думать о себе. Если кто имеет попечете о братиях своих, и преподает им вразумление и учение Господне; то душа его угодна будет Господу. Кто пренебрегает жизнью своею, тот грешит пред Богом. Не радуйся невежеству братий своих; потому что нет тебе славы в бесчестии. Не завидуй успеху братий своих; ибо Писание говорит: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяша (3Ин.4). Написано: Имже несть управления, падают, аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч.11:14). Если брат сведущ, не печаль духа его, как скоро живет он свято. Как Иаков к Сириянину Лавану, так и ты обрати к нему лицо свое. Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим. Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно. Признаки доброй жизни в молодом монахе - смиренномудренное воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца своей доброй жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

35 Куорат тойоно дьону чуумпурдан баран эппитэ: «Ефес олохтоохторо! Ефес куорат улуу Артемида таараа уонна кини халлаантан тспт ытык мсснгэр сгрйэрин ким билбэтий? 36 Бу туунан ханнык да мккр суох буоллаына, эиги уоскуйуохтааххыт, толкуйа суох быыыланыа суохтааххыт. 37 Бу дьонтон хайалара да Артемида храмын халаабатах, эиги таараытын холуннарбатах, ол рднэн кинилэри манна тутан аалбыккыт. 38 Димитрий биир идэлээхтэрин кытта кими эмэ сэрдээх буоллахтарына, суут да, салалта да баар: олорго тиийэн стннэр. 39 сс атын туох эмэ быаарсардаах буоллаххытына, ол барыта туааннаах мунньах кртгэр киириээ. 40 Оттон бу бг быыыбыт иин бииги р турбут аатын ылан буруйга тиксиэхпитин сп. Туохтан бу лгэр айманан мустубуппутун бииги хайдах да кыайан быаарыахпыт суоа». Маны этэн баран, кини мустубут дьону тараппыта. 20 Павел Македониянан уонна Ахайянан айана 1 Аймалан хаптайбытын кэннэ, Павел рэнээччилэри ыыран сбэлээн-амалаан баран, бырааайдаан, Македонияа аттаммыта. 2 Аара суолга сир-сир аайы сылдьан, рэнээччилэри бэрт элбэххэ рэтэн баран, Грецияа тиийбитэ. 3 Онно кини с ый буолбута. Сирияа субу устаары аай сылдьан, иудейдар кинини утары куомуннаспыттарын истэн тттр Македониянан айанныырга кэллибитэ. 4 Павелы кытта Асияа диэри Верия куораттан сылдьар Пирр уола Сопатр, Фессалоника олохтоохторо Аристарх, Секунд, Дервияттан кэлбит Гаий, Тимофей уонна Асия дьоно Тихиктээх Трофим барсыбыттара. 5 Кинилэр урут тиийэн, биигини Троадаа кппттэрэ. 6 Оттон бииги Ктхтртэ суох Килиэп бырааынньыгын кэнниттэн Филиппыттан хараабылынан айаннаан, биэс хонугунан кинилэргэ Троадаа тиийбиппит. Онно сэттэ кн буолбуппут. Павел Троадаа тиэх сырыыта 7 Нэдиэлэ манайгы кнгэр рэнээччилэр килиэп тоутуутугар тмсбттэрэ. Сарсыныгар барыахтаах буолан, Павел дьону кытта тн гэр диэри кэпсэппитэ. 8 э, бииги мустубут хоспутугар, элбэх сибэтиинньик умайан турара. 9 Евтих диэн биир эдэр кии тннк сыаатыгар олорбута. Павел р кэпсээбитигэр, кини дириник утуйан хаалан, утуйбутунан с мэндиэмэнтэн таырдьа сууллубута; срэн тспттэрэ, уол л сытара. 10 Павел аллара тэн, уолу ыга кууан баран: «Айманыма, уолгут тыыннаах», – диэбитэ. 11 Уонна э тахсан килиэп тоутан ылан сиэн баран, кн тахсыар диэри, сс да р кэпсэппитэ, дьэ онтон сарсыарда айаа туруммута. 12 Уолларын дьиэтигэр этээ атааран, бары сргэлэрэ улаханнык ктллбтэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Досада — чувство неудовольствия, обусловленного неудачей, обидой, неудовлетворенностью ожиданий и т.п. Досада является проявлением страсти гордости . Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми. Всегда ли грех ли досаждать своим ближним? На это вопрос нет однословного ответа: многое зависит от того, что именно вызывает досаду у ближнего и почему. Скажем, праведник или даже «обычный» человек может испытывать чувство досады, видя ближнего , грешника, упорно не желающего освобождаться от своих греховных страстей . В свою очередь грешнику могут досаждать дела праведника. Скажем, доставить досаду мужу может преданная пьянству жена ( Сир.26:10 ) или жена, стремящаяся «преобладать над своим мужем» ( Сир.25:24 ). Такого рода досаждение, по понятным причинам, может быть названо небогоугодным. А вот противоположный пример. Когда, по словам псалмопевца, «добрый человек милует и взаймы дает» ( Пс.111:5 ), когда он «расточил, роздал нищим» ( Пс.111:9 ), то «правда его пребывает во веки» ( Пс.111:9 ). Между тем, «нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает» (111:10). Эти библейские стихи показывают, что праведные дела, совершаемые добрым человеком, могут служить для грешника поводом для досады даже в случае, если тот, кто их совершает, не имеет целью доставить ему скорбь. Грешник может досадовать уже в силу того, что подобные дела не согласуются с греховным расположением его ума и  воли , то есть причина его досады — в нём самом. Аналогичную форму досады испытывали иудеи, имевшие неприязнь ко  Христу , но не имевшие сил и способностей Его уязвить ( Мк.12:12 ), то есть их досада была связана с тем, что у них не получалось Ему досадить. Характерным библейским примером осознанного, нарочитого, греховного досаждения ближнему служит пример с Иосифом и женой Потифара, которая, в ответ на решительные отказы Иосифа вступить с ней в интимную связь, оклеветала его перед своим мужем, и тот отправил невиновного Иосифа в темницу ( Быт.39:7-20 ). Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/dosada

Кто сердоболен к ближнему в день скорби, к тому и Господь всегда будет милосерд, потому что милостыня человека – как печать при нем. Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым; потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи. Во всех делах твоих, брат, «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» ( Сир.7:39 ); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым – огонь и червь. Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно. Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: «иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» ( Мф.20:26–29 ). «Старейшину ли тя поставиша, не возносися, но буди в них яко един от них» ( Сир.32:1 ). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение. Написано: «Во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен» ( Притч.14:28–29 ). Будем молиться, чтобы сподобиться нам дарования, а сподобившись, невысоко будем думать о себе. Если кто имеет попечение о братиях своих и преподает им вразумление и учение Господне, то душа его угодна будет Господу. Кто пренебрегает жизнью своей, тот грешит пред Богом. Не радуйся невежеству братии своих, потому что нет тебе славы в бесчестии. Не завидуй успеху братии своих, ибо Писание говорит: «Болши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща» ( 3Ин.1:4 ). Написано: «Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» ( Притч.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010