Апостол Павел уточняет, что опасность гордости заключена в том, что в форме превозношения она закрывает возможность познания Бога – в противоположность смирению, разрушающему гордость: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение (ψωμα) 23 , восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:4–5 ). В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения: В надмении 24 своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» ( Пс. 9:25 ). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности – говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла», «забыл Бог , закрыл лице Свое, не увидит никогда» ( Пс. 9:27, 32 ). Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание , противится гордым: Бог гордым (περηφνοις) 25 противится ( Иак. 4:6 , также: Притч. 3:34 , 1Петр. 5:5 ). Пребывающий в состоянии надменности сердца настолько отвратителен в нравственном отношении перед лицом Божественного милосердия, что Писание именует его мерзким: Мерзость (κθαρτος) 26 пред Господом всякий надменный (ψηλοκρδιος) сердцем 27 ( Притч. 16:5 ) – эти слова указывают на то, что гордость и надменность являются отступлением от Богом указанного человеку пути 28 . Священное Писание говорит, что гордость приводит к тому, что люди теряют Божью милость, отпадают от Него ( Рим. 11:18–20 ). По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием: Гордость (περηφαν) 29 ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих… ( Сир. 10:7 ). Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 30 и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он показывает различие (отвержения закона Моисеева и попрания крови Христовой), а им самим предоставляет судить о наказании за последнее, как о деле очевидном. «То сколь тягчайшему, думаете, – говорит, – наказанию повинен будет» ( Евр.10:29 )? Здесь, мне кажется, он разумеет таинства. Далее приводит и свидетельство: «Страшно, – говорит, – впасть в руки Бога живаго!». Писано »бо есть: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой» ( Евр.10:30–31 ). Мы впадём, говорит, в руки Господа, а не в руки людей. Если не покаетесь, то впадете в руки Божии. Это страшно; а то – впасть в руки людей – ничего не значит. Когда мы видим, говорит, что кто-либо здесь на­казывается, то не будем бояться настоящего, но будем страшиться будущего: «по милости бо Его и гнев Его, и на грешниках пребывает ярость Его» ( Сир.5:7 ). Словами: «у Меня отмщение, Я воздам» – указывает здесь и на нечто другое. Это сказано о врагах, делающих зло, а не о терпящих зло. Таким образом он здесь и утешает, как бы так говорит: Бог всегда пребывает и живёт; потому, если (враги) не получат возмездия ныне, то получат после; им должно стенать, а не нам; мы впадаем в их руки, а они – в руки Божии; не терпящий зло страдает, а делающий зло; равно и не благодетельствуемый получает благодеяние, а благодетельствующий. Зная это, будем твердыми в терпении зла и готовыми на благодеяния. А это будет тогда, когда мы станем презирать деньги и славу. Освободившийся от этих страстей свободнее всех людей и богаче самого облечённого в багряницу. Не видишь ли, сколько бывает зла из-за денег? Не говорю, сколько от любостяжания, а сколько – от пристрастия к деньгам? Так, например, кто-нибудь потерял деньги, – и вот он жи­вёт жизнью, которая несноснее самой смерти. О чём, человек, скорбишь ты? О чём плачешь? О том ли, что Бог освободил тебя от лишней обузы? О том ли, что ты не сидишь больше в страхе и трепете? Если кто-нибудь привяжет тебя к со­кровищу и прикажет сидеть там постоянно и бодрствовать над чужим (имуществом), то ты сетуешь и негодуешь; но когда ты сам привязал себя к нему несноснейшими узами, то почему скорбишь, будучи освобождён от такого рабства? Подлинно, эти горести и эти радости – следствие предрассудка. Мы должны хранить имущество так, как будто оно у нас чужое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Чтобы могли мы знать и самые пути Божией премудрости, возводящей к богопознанию, Писание говорит: начало премудрости есть страх Господень ( Пс.110:10 ). Значит, чтобы придти в познание Бога и получить от Него радость спасения, нужно сначала потрудиться, потужить о своей погибели, или что то же, исполниться страхом Божиим и потомиться им. Страх же муку имать ( 1Ин.4:18 ), как сказано; он служит человеку наказанием, которое в настоящее время не мнится радостию быти, но печалию ( Евр.12: 11 ). Потому-то Писание возвещает: Премудрость стропотно обходится с ним в первых, боязнь же и страх наведет нань, и помучит его в наказании своем ( Сир.4:18 ). И за то боящиеся Бога, как сказано, обрящут у Господа милость и великое у Него избавление (Ср. Пс.129:6 ). Не без причины же апостол Иаков заповедует всем нам: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, – как говорит он, – смех ваш в плач да обратится и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Смиритеся пред Господом, и вознесет вас. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Горе же, кто ныне не смиряется, не сокрушается и не плачет; горе тому, кто говорит или думает ныне, как упоминаемый Давидом нечестивец: в род и в род не приключится мне зла ( Пс.9:27 ). Писание о таких ясно говорит: скончаша во благих житие свое, в покои же адове успоша ( Иов.21:13 ). Горе потому, как и Господь сам говорит, горе богатым; горе насыщенным благами века сего; горе смеющимся ныне. Все таковые, имеющие сердце, приученное к любостяжанию и сласть мняще вседневное насыщение, не помышляющие же о страшных судьбах Всевышнего, идут к вечному мучению. Приидите же ныне богатии, как вещает апостол Иаков, – приидите те, которые обогащены дарами Божией благости и возлюбили их более, нежели Самого Дародателя, – приидите, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Ибо приближается то время, в которое, как Господь возвестил, восплачутся все племена земные, и люди будут вздыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Ср. Мф.24:30 ; Лк.21:26 ). Тогда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные подвигнутся ( Мф.24:29 ); а на земле будет уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится ( Лк.21:55 ). Приидите в чувство покаяния прежде, нежели прийти дню Господню, приидите, – взывает всем нам пророк Давид, – ...и восплачемся пред Господом, сотворшим нас ( Пс.94:6 ). Ибо такова есть воля Божия о нас, чтобы мы в этой жизни страшились судеб Господних, чтобы печалились и плакали. Потому и Писание говорит нам: повинитеся убо Богу, – пострадите, и слезите, и плачитеся ( Иак.4:7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Сир.17:13 Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его. Сир.17:14 Каждому народу поставил Он вождя, Сир.17:15 а Израиль есть удел Господа. Сир.17:16 Все дела их – как солнце пред Ним, и очи Его всегда на путях их. Сир.17:17 Не утаились от Него неправды их, и все грехи их – пред Господом. Сир.17:18 Милостыня человека – как печать у Него, и благодеяние человека сохранит Он, как зеницу ока. Сир.17:19 Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит. Сир.17:20 Но кающимся Он давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении. Сир.17:21 Обратись к Господу и оставь грехи; Сир.17:22 молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Сир.17:23 Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость. Сир.17:24 Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его? Сир.17:25 От мертвого, как от несуществующего, нет прославления: Сир.17:26 живый и здоровый восхвалит Господа. Сир.17:27 Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему! Сир.17:28 Не может быть всего в человеке, Сир.17:29 потому что не бессмертен сын человеческий. Сир.17:30 Что светлее солнца? но и оно затмевается. И о злом будет помышлять плоть и кровь. Сир.17:31 За силами высоких небес Он Сам наблюдает, а люди все – земля и пепел. 24–31 . Не бессмертен сын человеческий… а люди все (по плоти) – земля и пепел. Пока человек жив, он должен пользоваться дарованною ему жизнью для прославления своего Творца (ср. 7–8 ст.). С телесной смертью для человека прекращается время земных подвигов и прославления в них своего Создателя: от мертвого, как от несуществующего на земле, нет здесь прославления Творцу. Душа умершего нисходит в шеол, но там для нее уже не место богоугодных подвигов, а место мздовоздания за жизнь на земле. Правда, во время земной жизни, в единении с телом, душа человека испытывает со стороны тела немало препятствий к богопрославлению (о злом будет помышлять плоть и кровь), но зато она имеет здесь немало времени и возможности принести Богу искреннее раскаяние в своих грехах, которое угодно и приятно пред очами Господними. (Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему!).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.40:15 Потомки нечестивых не умножат ветвей, и нечистые корни – на утесистой скале: 15 . Потомство нечестивых недолговечно, как недолговечны нечистые корни на утесистой почве. Сир.40:16 осока при всякой воде и на берегу реки скашивается прежде всякой другой травы. 16 . Является образным подтверждением 15 стиха. Сир.40:17 Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек. Сир.40:18 Жизнь довольного своею участью и труженика сладостна; но превосходит обоих тот, кто находит сокровище. 18 . Поясняется 19–28 ст. Сир.40:19 Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. Сир.40:20 Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого – любовь к мудрости. Сир.40:21 Свирель и гусли делают приятным пение, но лучше их – приятный язык. Сир.40:22 Приятность и красота вожделенны для очей твоих, но более той и другой – зелень посева. Сир.40:23 Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем – всегда. Сир.40:24 Братья и покровители – во время скорби, но вернее тех и других спасает милостыня. Сир.40:25 Золото и серебро утверждают стопы, но надежнее того и другого признаётся добрый совет. Сир.40:26 Богатство и сила возвышают сердце, но выше того – страх Господень: Сир.40:27 в страхе Господнем нет недостатка, и нет надобности искать при нем помощи; Сир.40:28 страх Господень – как благословенный рай, и облекает его всякою славою. Сир.40:29 Сын мой! не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни. Сир.40:30 Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь: он унижает душу свою чужими яствами; Сир.40:31 но человек разумный и благовоспитанный предостережет себя от того. Сир.40:32 В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится. 32 . Но в утробе его огонь возгорится, – огонь оскорбляемого самолюбия и иных последствий легкомысленного тунеядства. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.16:17 Во множестве народа меня не заметят; ибо что душа моя в неизмеримом создании? Сир.16:18 Вот, небо и небо небес – Божие, бездна и земля колеблются от посещения Его. Сир.16:19 Равно сотрясаются от страха горы и основания земли, когда Он взирает. 19 . Ср. Ucx. XIX:16–19 . Смысл предыдущих и последующих (16–23) стихов тот, что только скудный умом может надеяться укрыться от взоров божественной правды, когда божественное ведение, слава и могущество наполняют собою весь мир. Сир.16:20 И этого не может понять сердце; Сир.16:21 а пути Его кто постигнет? Как ветер, которого человек не может видеть, так и большая часть дел Его сокрыты. Сир.16:22 Кто возвестит о делах правосудия Его? или кто будет ожидать их? ибо далеко это определение». Сир.16:23 Скудный умом думает так, и человек неразумный и заблуждающийся размышляет так глупо. Сир.16:24 Слушай меня, сын мой, и учись знанию, и внимай сердцем твоим словам моим. Сир.16:25 Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. Сир.16:26 По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Сир.16:27 Навек устроил Он дела Свои, и начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются и не прекращают своих действий. Сир.16:28 Ни одно не стесняет близкого ему, Сир.16:29 и до века не воспротивятся они слову Его. Сир.16:30 И потом воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами. Сир.16:31 Душа всего живущего покрыла лице ее, и в нее все возвратится. 26–31 . Мир, созданный Господом Богом по вечным идеям Его совершеннейшего разума, свидетельствует о мудрости, благости, могуществе своего Создателя. Установленные Им законы бытия физического и духовного святы и непреложны. И если исполнение этих законов ведет к благоденствию, то уклонение от них сопровождается страданием. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.50:21 и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердым, доколе совершалось славословие Господа, – и так оканчивали они службу Ему. Сир.50:22 Тогда он, сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; Сир.50:23 народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего. 1–23 . Имеется в виду Симон Первый, сын и преемник первосвященника Онии Первого, прозванный, за свое благочестие и благотворительность, Праведным. Сир.50:24 И ныне все благословляйте Бога, Который везде совершает великие дела, Который продлил дни наши от утробы и поступает с нами по милости Своей: 24 . Продлил дни наши от утробы, т.е. от времени нашего рождения. Сир.50:25 да даст Он нам веселие сердца, и да будет во дни наши мир в Израиле до дней века; Сир.50:26 да сохранит милость Свою к нам и в свое время да избавит нас! 26 . И в свое время да избавит нас от врагов наших. Сир.50:27 Двумя народами гнушается душа моя, а третий не есть народ: 27 . А третий не есть народ, т.е. не заслуживает названия народа. Сир.50:28 это сидящие на горе Сеир, Филистимляне и глупый народ, живущий в Сикимах. 28 . Сидящие на горе Сеир, т.е. идумеяне. – И глупый народ, живущий в Сикимах. Под Сикимами разумеется Сихем или Сихар, главный город Самарии. Жители Сиким, самаряне называются неразумными за их духовную слепоту. Сир.50:29 Учение мудрости и благоразумия начертал в книге сей я, Иисус, сын Сирахов, Иерусалимлянин, который излил мудрость от сердца своего. Сир.50:30 Блажен, кто будет упражняться в сих наставлениях, – и кто положит их на сердце, тот сделается мудрым; Сир.50:31 а если будет исполнять, то все возможет; ибо свет Господень – путь его. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подойдя к мон-рю, Умар стал свидетелем еще одного чуда: он увидел, как над обителью парили ангелы и прп. Шио. Познакомившись с жизнью монахов, Умар был восхищен и обещал им никогда не вредить Церкви и принять христианство. Через месяц Умар вместе с 2 единомышленниками вернулся в Шиомгвиме, принял крещение, затем постриг и поселился в мон-ре. Он получил имя Неофит (в переводе с греч. языка Новообращенный). Н. У. стяжал дары исцеления и изгнания нечистых духов, он совершил множество чудес. Его подвижничество привлекло внимание католикоса Самуила VII, к-рый хиротонисал его во епископа Урбнисского. Жившие в этом регионе арабы, бывш. соотечественники Н. У., не могли смириться с его христ. деятельностью. Однажды ночью, когда Н. У. молился, они напали на него, жестоко избили и, зная, как он почитает архидиак. первомч. Стефана и его мученический подвиг, насмерть забили камнями. Мощи Н. У. и частицы мощей первомч. Стефана хранятся в ц. св. Нины мон-ря Урбниси. Ист.: Василий III, католикос. Повествование о чудесах отца Шио, собранное католикосом Василием (1090-1110)// Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов/Тексты с исслед. и словарем издал И. Абуладзе. Тб., 1955. С. 206-207 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о заслугах и мученичестве святого мученика Неофита Урбнели, составленное архиепископом всей Грузии Антонием (Давитиан-Багратиони)//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 119-135, 500-502. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565030.html

ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_3.html

грива. В славянском переводе книг Ветхого Завета гривна встречается 12 раз; этим словом переведены Греческие: ορμσχο, ( Быт.38:18,25 ), χλοι (42Притч.1:9; Сир.6:25,30 ), ψλιον ( Чис.31:50 ), μανιχη ( Дан.5:7,16,29 ), χϑεμα ( Иез.16:11 ), μηνσχο ( Ис.3:18 ). Так как при большей части приведенных слов находится прибавление «на выи» или «окрест выи» (περ τν τρχηλον), то очевидно, что гривной называлось именно украшение, носимое на шее. Название μηνσχοι (Слав. луницы гривенные) означает вид гривны, обнимавшей шею и лунообразно спускавшейся на грудь. Это подтверждают и слова из харатейной рукописи 1263 г.: «аще се прилучить ему (смерду или нищему) и кнеза видети, седеща в сра(чи)це бисром покыдане, гривну цетаву 183 на выи носяща и обручи на руку, поясом влрмитом поясана, и меч злат при бедре висещ, и оба полы его болеры седеще в златых гривнах и поясах» 184 . – Из слов духовной грамоты Иоанна Даниловича Калиты: «дчери своей Фетиньи чело и гривну, то есмь дал при собе» 185 , видно, что гривна служила и женским украшением. В 1838 г., в курганах при с. Верхогрязье Звенигор. уезда на женских остовах найдены: жгут медный, витый из трех проволок, найден около шеи; жгут из медной же проволоки, найден около шеи; ожерелье из красных сердоликов четырехугольной продолговатой формы и белых круглых. Ожерелье находилось около шеи, под жгутом 186 . Подобные находки были в Волынской, Киевской, Орловской и Смоленской губерниях 187 . 160 Зап. Археолог. Общ. т. XI. СПб. 1865 г. стр. 597. – Гагать надобно отличать от агата: агат (agate) камень, слоистый халцедон, иногда содержит аметисты; бывает разных цветов – синеватый, темно-красный, белый; а гагать (gagate, jayet) отвердевшая горная смола, похожая на каменный уголь, с сильным блеском; у ювелиров известен под названием черного янтаря (schwarzer Bernstein). 177 Сведения об этих и других гривнах Тверского Музея, с рисунками их, сообщены А. К. Жизневским. 183 Цетаву или цатаву от цата. Этим словом в церковных описях называется полукруглая, в виде молодой луны привеска к венцу иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010