Благослови вас, Господи!    О. архимандриту поклон. Ольга Ст. Бурачек больна очень, уже более месяца.    Спасайтесь!     Ваш богомолец Е. Феофан. 23 июля 86 г. Письмо 999. О своих делах и о разных предметах. Рецепт от нетерпения    Милость Божия буди с вами!    С праздником!    Прежде слово оправдания. Одну почту пропустил, ожидая посылку, другую — по получении посылки, потому что нечаянно собрались в город. Конечно, тут и леность имела свою часть. Но и то не без влияния было, что ваших писем неотвеченных нет. Видите, какой ряд аргументов. Потому не извольте укорять меня за неписание.    А вы же что молчите?! Уж не занемогли ли вы опять, и посильнее прежнего? Боже вас упаси!    Иконку получил. Благодарствую. Обе ваши иконки — умиленны. Очень утешают!    Беру ваше молчание, как основание уверенности, что у вас все добре, и снаружи и свнутри, и говорю с вами: слава Богу!    И у меня все добре обстоит. И здоровье исправно, и леность моя удовлетворяется, — и молчит. Потому что дело, которое на руках, делаю очень не быстро. Диадоха, однако ж, кончил. Кончаю главы Иоанна Карпафского. Пойдет и далее.    Вот и нечего более написать! А кто виновата?! — Не Выша, не Выша!    Что матушка говорила о сиротах елецких, то и мне показалось. Но это, кажется, уже прошло.    Теперь, кажется, они ощутили потерю и сердцем. Да хранит их Господь! Они не будут иметь недостатка.    Не знаю только, как там устроилась охрана?    Будьте здоровы, — покойны, и се, вам!    «Грех — гнев Божий. Избегает же сего гнева человек, непрестанно внимая сердцу в молитве, и усердно борясь быть внутрь, — во внутреннейшей своей, неприступной храмине. Ибо привлеки, говорит некто, премудрость во внутреннейщая твоя (сличи Прит.8:12; Сир.45:31, 51:18); потому что вся слава дщере царевы внутрь (Пс.44:14), говорит другой, — прилагая: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс.72:17), — в гору достояния, в готовое жилище, которое соделал Господь, — во святыню, которую уготовали руки Его». — Это из Иоанна Карпафского — гл.91, только что сейчас переведенная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

39. Кто, не видя Креста хвалится своим мужеством и бодростью ( Мф.26:35 ), тот Промыслом Божиим действительно несет иногда крест, чтобы надеялся не на свои силы, а на Божию помощь. Гл. 11. Ст. 3, 6. Чего требует (хочет) Господь, в том не откажет человек. 7–8. Кто любит и почитает господина, тот бережет и милует его животных. 8–9. Как скоро открывается в нас чувство радости от благоговения и почтения к достойному благоговения Лицу, то усердие наше не знает меры; мы готовы тогда служить всем, что только внушает нам случай и обстоятельство. 15, 17. Едва измется купец от погрешения, и (подобно как) не оправдится корчемник от греха· Сир.26:27 . Снисходите друг другу и прощайте один другого, если кто на кого имеет жалобу ( Кол.3:13 ), чтобы, когда стоите на молитве, Бог услышал ваше моление. Остави обиду искреннему твоему, и тогда, помольшутися, греси твои разрешатся. Сир.28:2 . Гл. 12. Ст. 1–8. Кто не любит отца, тот не любит ни сына, ни рабов его: кто не любит Бога, тот не любит ни Христа, ни Пророков, ни Апостолов Его ( Ин.15:20 ). 33. Ближнего не обижай и не обожай, а себя не боготвори: Бога же люби всею креностию души и духа, то есть, всем сердцем и всем умом. 43–44. Не дары наши любит Бог , но нас самих, и взирает не на великость даров, но на веру и любовь. Гл. 13. Ст. 13. Раб не больше господина своего: ежели гнали Господа; будут гнать и тех, которые соблюдают слово Его ( Ин.15:20 ). Грешники любят грешников; но кто избран Богом от мира, того ненавидит мир ( Ин.15:19 ). 26–27. И праведники и грешники – все от Бога, но Он благоволит быть более Богом праведников ( Мф.22:32 ), и в воскресение мертвых воскреснут прежде не грешники, но праведники ( 1Фес.4:16 ). Если Бог благоволит называться Богом праведников ( Лк.20:37 ), то Он не оставит души их во аде, и не даст святым Своим увидеть тления ( Деян.2:27 ). 28–29. Чем более признаков грядущего гнева Божия, тем более мы должны бодрствовать и молиться ( Мф.25:44 ). 32. Иисус Христос, по Божескому естеству, все знает также точно, как и Бог Отец; но по человеческому естеству, на некоторые тайны не простирает Своего духовного зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Учит ли кто ( 1Кор.3:6 сл.), учи по слову Божию ( 1Пет.4:11 ), и старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины ( 2Тим.2:15 ). 14. Лжеучители, как слепые вожди и сами обманываются, и других вводят в заблуждение ( 2Тим.3:13 ). Смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией, суетной и ложной (Слав. и тщетной лестью), по преданию человеков, по вещественным началам мира (по плотским человеческим понятиям), а не по Христе (по учению Христову). Кол.2:8 . 23. Если мы сами собою не можем помочь ближнему при его нужде, в таком случае обязаны просить за него других, которые в состоянии это сделать ( Лк.10:35 сл). Гл. 16. Ст. 16–17. Естественное Богопознание из рассматривания всего сотворенного не приводит к познанию Бога во Св. Троице, и познание о Иисусе Христе, как Сыне Божием, не от человека ( Ин.1:10 ), но от Бога Отца, и Святого Духа. Никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только по откровению Духа Святаго ( 1Кор.12:3 ). 18. Святая Церковь – имеющая пребыть до скончания века, основана Апостолами ( Еф.2:20 ) на вере во Иисуса Христа, как Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешников ( 1Тим.1:15 ); кто не верует во Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя ( Еф.5:23 ), тот антихрист ( 1Ин.2:22 ). 19. Пастыри церкви могут отпускать нам грехи именем Божиим ( Мф.9:6 ), если только мы искренне раскаиваемся в них ( Деян.10:43, 16:31 ). Прежде даже в недуг не впадеши смирися, и во время грехов покажи обращение (к Богу). Сир.18:21 . Не свяжи дважды греха: и в едином бо не неповинен будеши. Сир.7:8 . 23. Страдания и смерть Иисуса Христа предназначены Богом ( Лк.22:22 ), и необходимы для нашего спасения. Кто рассуждает о Боге по-человечески, тот не верует Ему ( Ин.7:3–5 сл.); а кто отклоняет другого от веры, тот есть орудие сатаны ( Деян.13:10 ). 25. Кто боится страданий за Христа, и по привязанности к себе ( Мф.16:24 ) бережет свою жизнь, тот погубит душу свою: а кто отвергается для Христа самого себя ( Мф.16:24 , Мф.5:44 сл.) и не боится за Него умереть, тот получит вечное спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В псалме 14: «иже сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият; творяй сия не подвижится во век» ( Пс.14:5 ). Также у Иезекииля: «человек же, иже есть праведен..., человеку не насилствует, залог должнику отдаст и хищением не восхитит, хлеб свой алчному даст и нагаго облечет в ризу, и сребра своего в лихву не даст» ( Иез.18:5, 7–8 ). И во Второзаконии: «да не даси брату твоему в лихву сребра и в лихву пищей» ( Втор.23:19 ). XLIX. Должно любить и врагов В Евангелии от Луки: «аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящыя их любят» ( Лк.6:32 ). Также в Евангелии от Матфея: «любите враги вашя... и молитеся за творящих вам напасть...; яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть ни небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя» ( Мф.5:44–45 ). L. Таинство веры не должно быть оскверняемо У Соломона в Притчах: «во ушию безумнаго ничтоже глаголи, да не до конца поругает разумная словеса твоя» ( Притч.23:9 ). Также в Евангелии от Матфея: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» ( Мф.7:6 ). LI. Никто не должен тщеславиться своим делом В книге Премудрости сына Сирахова: «не мудрися творити дела своего, и не слави себе» ( Сир.10:29 ). Также в Евангелии от Луки: «который же от вас раба имея орюща или пасуща, иже пришедшу ему с села речет: абие пришед возлязи? Но не речет ли ему: уготовай, что вечеряю, и препоясався служи ми, дóндеже ям и пию, и потом яси и пиеши ты? Еда благодарит рабу тому, яко сотвори повеленная? Не мню. Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко еже должни быхом сотворити, сотворихом» ( Лк.17:7–10 ). LII. От нашего произвола зависит веровать или не веровать Во Второзаконии: «живот и смерть дах пред лицем вашим, благословенье и клятву; и избери живот, да живеши» ( Втор.30:19 ). Также у Исаии: «аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте, аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» ( Ис.1:19–20 ). И в Евангелии от Луки: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). LIII. Невозможно постигнуть таин Божиих; и потому вера наша должна быть проста

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

24. Молясь с верой, не следует спрашивать у Бога: " Что Ты дашь мне? " 43 Ибо уверена свободнорожденная душа в том, что Бог не нуждается в этом. Но чего-то большего просит она у Него в молитве, а именно: " Сохрани для меня в сердце моем это великое сокровище веры,44 чтобы оно не было похищено у меня и чтобы> я не впал в бури помыслов " . Впрочем, даже в такой просьбе> не нуждается Бог. 25. Пока не разрушит человек веру сердца своего, то есть точное знание45 о божественном Промысле, не впадет он в помрачение разума, от которого происходят беспокойство и печаль, но наполнена душа его на всякий миг светом и радостью, и ликует душа его непрестанно. И словно на небе живет человек в озарении помыслов своих, которые вера сердца его дает ему; и с того времени> удостаивается он также откровения прозрений. 26. Когда же усомнится человек в Промысле Божием о нем, тогда тотчас же впадает он в множество46 беспокойств. 27. Ибо даже грешниками не пренебрегает Бог; тем более теми, кто заботится о должном, кто стремится приблизиться к познанию Его и любви к Нему. Тот, кто обрел помысел сей внутри себя, в мире и наслаждении пребывает постоянно. 1 Букв. " приходит к мысли своей " . 2 Ср. Лк.17:21. 3 Или " вкус " . 4 Букв. " на которую человек натыкается " , " о которую человек спотыкается " . 5 Букв. " в духовных движениях по отношению> к сокровенным вещам> " . 6 Вар. " духовным тайнам " . 7 Или " совершенство " . 8 Или " подвижничества " (сир. dubbara). 9 Т.е. существование, бытие. 10 Букв. " через откровения, которые получают они различными путями в этих движениях (возбуждениях) по отношению к божественному Естеству " . 11 Букв. " к славному естеству величия Божия> " . 12 Или " получать " . 13 Или " о Нем " . 14 Букв. " в движениях " . 15 Букв. " получает то неизреченное изменение " . 16 Вар. " символическое " , " мистическое " . 17 Букв. " к которому оно было прилеплено в своей деятельности " . 18 Букв. " в любви и радости, которые в Боге " . 19 Букв. " в том существовании (поведении, образе жизни) свободы, которое будет нашим " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

4. Впрочем, много есть этих изречений, которые для духовно незрячих лишают Сына собезначальности и равночестности Отцу и даже самого владычественного достоинства и бесконечного царства: «и... Сын, – говорят они, – покорится» ( 1Кор.15:28 ), и «подобает Ему царствовати дóндеже...» ( 1Кор.15:25 ), и «Отец... болий» ( Ин.14:28 ), и «создася Премудрость» ( Сир.1:4 ), и «не знает нечто из созданного Им» 191 , хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого-то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом., и «о Себе не может творити ничесоже» ( Ин.5:19, 30 ), и «сниде... не да творит волю Свою» ( Ин.6:38 ), и «бе об нощь в молитве Божии» ( Лк.6:12 ), и «навыче» ( Евр.5:8 ), и «преспеваше» ( Лк.2:52 ), и «вознесеся» (Ин.3и др.), и «прославися» ( Ин.7:39 ), и «скончася» ( Лк.13:32 ; Евр.5:9 ; Ин.19:28, 30 ), и все, что относится к смиренному состоянию нашего смешения, и к, – так сказать, – признательности Рожденного Родителю, и к доказательствам того, что Он не есть антибог, и к [подаваемым] нам посредством деяний примерам добродетели. Что же теперь, нужно отвергнуть ради этих [изречений] свидетельствуемую в других местах бесконечную высоту Сына, [как, например,] что Он «в начале бе» ( Ин.1:1 ) и к Богу бе, и Бог бе 192 , и «прежде всех холмов раждается» ( Притч.8:25 ), и «прежде солнца пребывает имя Его» ( Пс.71:17 ), и Сей Бог и «не приложится ин к Нему» ( Вар.3:36 ), ибо Он есть Тот, Кто «по сем на земли явися и с человеки поживе» ( Вар.3:38 ), что Он «и Отец едино суть» ( Ин.10:30 ), и что Он «во Отце и Отец в Нем» ( Ин.14:10 ), и что «видевый Его виде Отца» ( Ин. 14:9 ), и что с Ним «начало в день силы Его» ( Пс. 109:3 ), «и обладает» после того, как «отымется луна» ( Пс. 71:7–8 ), и что «всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» ( Флп.2:10 ), и что «царство Его – царство вечное» ( Пс.144:13 ) и «царю иному не останется» ( Дан.2:44 ). Итак, неужели мы вместе с ними сбросим [со счетов] это и все другое, – что подобно этому, что настолько чудесно, настолько возвышенно, так безмерно, – ради тех изречений, что представляют Его смиренным, а не исследуем и согласимся, что сокрытое в кажущихся пресмыкающимися по земле [речениях] – высоко, и, став [причастными] благочестивого смысла [этих речений], опровергнем противное [мнение]? Отнюдь: «писмя бо убивает» ( 2Кор.3:6 ), низвергая с высоты тех, кто не взирает горе к Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010