Из числа обязанностей, которые обличаемые пастыри исполняли не так как следовало, названы следующие: 1) «и крепкое оскорбисте трудом», т.е. людей нравственно сильных, способных к подвигам, обременяли неумеренными требованиями и обязанностями (ср. «связуют бо бремена тяжка и бедне носима», Мф.23:4 ), тогда как следовало и в этом, как и во всём, соблюдать меру и возлагать на каждого не более того, сколько он может понести; 2) когда была нужда в наставлении, то вразумляли со властью и насилием: «и властию наказасте я (=их) и наруганием» (в рус.Б,: «а правили ими с насилием и жестокостью»), т.е. с явным обнаружением своего господства над ними, тогда как следовало делать это в духе кротости («исправляйте духом кротости»); 1Петр.5:3 ; Мк.3:44 ; ср. Сир.3:17–20; 32:1–2 ). 5–8 стт. Пророк изображает последствия неисполнения нерадивыми пастырями своих обязанностей: потомки Иакова, оставшиеся без пастырского руководства, подобно овцам, не имеющим пастуха, рассеялись, блуждают по всем горам и высоким холмам и «сделались пищею (т.е. добычей) всякому зверю полевому». Мысль та, что оставленные без руководства со стороны пастырей, израильтяне уклонились в идолослужение (совершавшееся обычно на высотах – холмах), следствием чего было их ассиро-вавилонское пленение. Хищные полевые звери – это ассиро-вавилоняне. В стихах 7–8 резюмируются преступления нерадивых пастырей, за которые им далее возвещается суд Божий. 9–10 стт. Суд Божий над нерадивыми пастырями будет состоять в том, что Господь привлечёт их к ответственности: взыщет с них за рассеяние и гибель вверенных им овец и отстранит их от пастырства: они уже не будут больше пасти овец, а вместе с тем не будут иметь возможности и пасти себя вместо овец, обогащаться за их счёт и притеснять их. «И исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их». Согласно стиху 10-му, нерадивые пастыри для овец – то же, что и хищные звери: не пасут их, а губят, истребляют. Стихи 11–16а=вторая половина речи пророка, в которой содержатся утешительные обетования рассеянным в плену овцам стада.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

12). К семейству, по древнеизраильскому воззрению принадлежали, как несомненно следует из многих указаний, и рабы. 23 Если муж умирал без наследников, то раб его мог стать наследником Быт.15:2 сл. 1Пар.2:34 24 . Давид, по 2Цар.16:4 , дарит рабу Мериваала имущество Саула. По священническому закону, рабы должны быть обрезываемы и принимать участие в пасхальной вечере, Быт. гл. 17, Исх.12:44 , благодаря чему они составляют противоположность не допускаемым к пасхальной вечери герим. Рабами были или военнопленные, захваченные в качестве добычи, или купленные у работорговцев, или Израильтяне, продавшиеся по причине бедности или проданные своими отцами Исх.21:1 сл. 4Цар.4:1 , Иер.34:8 сл., Неем.5:2 сл., ср. Исх.22:2 , по какому месту, вор, не могущий заплатить за украденное им, продается в рабы. 25 Судьба рабов вообще не была сурова, как и всюду на Востоке; восстания рабов, в роде, напр., бывших на Сицилии, в Израиле совершенно неизвестны. 26 Умерщвлять раба, что у римлян было дозволено, запрещает уже книга Завета, Исх.21:20 . Рабыни, кроме того, большей частью были наложницами господина, чем положение их, естественно, очень облегчалось. Независимо от того, что рабы были не свободны, жизнь их от жизни детей хозяина дома не слишком отличалась. Очень характерно в этом отношении повествование 1Цар.9:3 сл.: Саул в сопровождении раба ищет ослов отца своего; раб предлагает спросить совета у Самуила, и когда Саул отвечает, что у него нет никакого подарка для провидца, раб говорит: у меня есть четверть сикля, которую ты можешь дать ему. Ср. и места, как Притч.17:2 : разумный раб будет господином над беспутным сыном и разделит наследство между братьями. Впрочем, бывали, естественно, исключения между господами, как были дурные элементы и среди рабов (Ср. Притч.29:19 сл. Сир.30:33 сл.). Но замечательно, что книга Завета и Второзаконие содержат определения на тот случай, когда раб еврей не желает воспользоваться предоставленным ему освобождением, но предпочитает оставаться рабом у своего господина, Исх.21:15 , Втор.15:10 . Относительно выдачи беглых рабов израильтян законы не дают каких либо постановлений, что, впрочем, вероятно, стоит в связи с тем, что такие рабы большей частью искали убежище в другой стране 3Цар.2:39 сл.. 27 Напротив, во Втор.23:26 бежавший к израильтянам из чужой земли раб принимается под защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В третьем веке пред Р. Хр. сделан был перевод еврейских книг на греческий язык для знаменитой александрийской библиотеки и в этом переводе помещены все и притом те самые книги, какие находились в каноне еврейском, вполне составившемся к тому времени. В третьих, свидетельства церкви иудейской и ее писателей касательно подлинности ветхозаветных книг имеют также весьма важное значение по своему обилию и непрерывному преданию, переходящему из рода в род от временн Моисея до Хр. Спасителя. Свидетельства эти прежде всего имеют свои основания в самих св. книгах, где позднейшие из них ссылаются на предшествовавшие. Книга I. Навина упоминает, напр., о законе Моисеевом, книга Судей говорит о том, что содержит книга И. Навина; события изложенные в книге Судей упоминаются в кн. Царств и т.д. В кн. I. сына Сирахова ( Сир.49:12 ) поименно перечисляются большие пророки и затем упоминается о дванадесяти меньших. Устное предание о времени происхождения и писателям всех книг ветхозаветных сохранилось преимущественно в Талмуде. Предание церкви иудейской передало св. книги церкви христианской, которая после Христа Спасителя (ср. Мф.21:42, 22:29 ; Ин.10:34 ; Лк.24:44 ; Мф.23:25 ; Лк.11:51 ; Ин.10:35 ; Лк.16:17 ) и апостолов (ср. Рим.1:2 ; 2Тим.3:15,16 ; 2Пет.1:19–21 ) является непрерывною свидетельницею подлинности св. книг В. Завета до настоящего времени. К доказательствам подлинности св. книг Ветхого Завета относятся также свидетельства, заимствованные из самых же св. книг. К таким свидетельствам принадлежат: 1) свидетельства самих писателей св. книг о себе, как о писателях той или другой книги. Так пр. Моисей весьма часто говорит о том, что он вписал в книгу данные ему повеления господни ( Исх.17:14, 24:4–7 ; Числ.33:1,2 ; Втор.39:9–11 ). I. Навин упоминает о себе, как о писателе ( Нав.24:26 ); пророки весьма часто присоединяют свое имя там, где получают повеление записать свои прооч. Речи ( Ос.1:2 ; Ис.2:1 ). Эти свидетельства в связи с другими характерными признаками и историч. показаниями могут указывать на подлинное время происхождения той или другой св. книги. 2) Язык св. книг, при всем своем одноообразии, сохранил в себе на столько разности, что в нем легко можно видеть отпечаток различных степеней развития его сообразно с историческими периодами жизни богоизбранного народа. Так язык книг Моисеевых и И. Навина значительно разнится от языка книг писанных при царях. Язык и изложение первых отличается простотою и безыскусственностью; книги написанные во время царей отличаются литературною искусственностью, изяществом выражений и красотою. В книгах позднейших, писанных во время плена, язык древний еврейский теряет прежнюю свою чистоту и смешивается с эелементами других языков. Такая разность свидетельствует, что ветхозав. книги подлинно произошли в разные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

– Но таковые обетования сделаны по соображению с разумением народа, который находясь в нравственном младенчестве жил большею частью в чувственной сфере, и не совсем способен был к высшим духовным понятиям. Впрочем мысль о вечном воздаянии не могла остаться неизвестною для Израильтян. Между прочими указаниями на будущую жизнь, Екклесиаст определенно говорит, «яко все творение приведет Бог на суд о всяком тайном деле, аще благо и аще лукаво» ( Еккл.12:14 ; ср. Еккл.11:9 ). А сего суда надлежит ожидать по ту сторону гроба. Даниил еще определеннее говорит о «востании из земной персти, или в жизнь вечную, или в укоризну и стыдение вечное» ( Дан.12:2 ). Точно также мы находим у Иудеев понятия о воздаянии в день смерти ( Сир.11:26 ), о создании человека в неистление, о мире праведных по отшествии от нас, о их уповании бессмертия исполненном ( Прем.2:23, 3:3–4 ), и даже о воскресении ( 2Мак.12:43–44 ), наконец во время земной жизни Иисуса Христа мысль о вечной жизни была всем известна. Впрочем для нас в настоящем случае не то нужно знать, как Иудеи разумели оные обещания наград, а как мы сами должны понимать их. Но мы не можем сомневаться, что оные временные награды не только не исключают вечных, но даже их предполагают. Ибо кто угодил Богу, и награждается от Бога временными благами: тот и в будущей жизни не лишится награды и вообще милости Божией, если к тому не будет с его же стороны особенной причины. Иисус Христос показывает, что оные обетования относились не только к сей жизни, но и к вечности. Именно живот за соблюдение заповедей ( Лев.18:5 ; ср. Гал.3:12 ) есть живот вечный ( Мф.19:17, 18:19 ; Лк.10:25 и сл.). И так должно заключить, что награды или казни возвещаемые за исполнение или нарушение заповедей Божиих означают в Ветхом Завете не только временные блага или казни, но и вечную жизнь или вечную погибель. Но вечная погибель, вечные казни возвещаемые за нарушение завета тогда только неизбежны и непреложны, когда кто упорно остается и умирает в нечестии. Между тем и для грешников указано средство ко спасению в их обращении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

4. Виды молитвы по ее существенным свойствам Различны роды и виды молитвы. Молитва по различным отношениям бывает различна. Так, бывает молитва внутренняя, умная, сердечная и внешняя, выражаемая в словах и различных действиях внешних; бывает также молитва частная, домашняя, уединенная и молитва общественная, приносимая в общем собрании верующих, в храме, по известному чину и порядку. По содержанию и предмету своему особенно различаются молитвы: славословия, прошения и благодарения; есть еще молитва ходатайственная. Молитва славословия есть выражение благоговейного удивления, хвалы и прославления, рождающихся в нас при представлении бесконечных совершенств Божиих и при размышлении о величественных делах Его творения и промышления. К этой молитве призывают нас прямые и ясные внушения слова Божия ( Пс.28:1–2, 66:1–6, 106:1–35, 144 и др.). «Господь для того и сотворил нас, – пишет премудрый сын Сирахов, – да имя святыни Его восхвалим и да ис поведуем величество дел Его» ( Сир.17:8 ). В Новом Завете сему научает нас Сам Господь. Он многократно воссылал хвалу и славословие Небесному Отцу Своему ( Ин.6:11 ; Лк.10:21 ; Мф.26:27, 30 ), всю жизнь Свою обращая к славе Его ( Ин.5:41–44, 7:18, 8:50, 17:4 ). Подобным образом учили апостолы ( 1Пет.4:11 ; 1Кор.10:31 ; Рим.16:6 ). Глубочайшее основание сего молитвословия составляют бесконечные совершенства Божии и величественные дела Его творения и промышления. Будучи преисполнен величием и славою Сам в Себе, Он явил нам Свое величие в делах Своих. Вся природа и все твари прославляют Его ( Пс.18:2, 103:24, 112:3–4 ). Открыв нам бесконечные совершенства Свои в делах творения и промышления, Он особенно явил нам их в нашем искуплении ( Ин.3:16 ; Рим.11:33 ). Отсюда молитва славословия всегда была одним из главных предметов благоговейного служения Богу, и Священное Писание представляет нам многочисленные примеры ее. Так прославляли Бога израильтяне по переходу через Чермное море; так прославлял Бога царь и пророк Давид, Даниил и благочестивые вавилонские отроки, Захария – отец Предтечи, Мария Богоматерь, вифлеемские пастыри, апостолы и все святые; славословие неумолкно воссылают Богу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тольдот допотопных патриархов содержит учение, сформулированное позднее ап. Павлом: « От одной крови Он произвел весь род человеческий » (Деян 17,26). Вполне естественно было выразить это учение с помощью таблицы десяти поколений, которые прошли от создания человека до потопа. Правда, в месопотамской легенде цифра 10 была священной (ср. 10 заповедей), а древнейшее месопотамское предание утверждало, что именно десять царей правили на земле до потопа. Правда, в месопотамской легенде время этих десяти поколений растянуто на огромный срок, более 240 000 лет (что намного превышает срок существования человека; см. таблицу в приложении к §18), а Библия приводит значительно более скромную цифру, около 1600 лет. Но следует учитывать, что в обоих случаях перед нами не обычная хронология, а символическая (см. §17,5, примечание). Помимо цифровой символики (Адам прожил 1000 лет минус 70, Енох — 365 лет — число дней солнечного года и т. д.), долголетие первых людей содержит и иной смысл. Оно означает, что, утратив возможность бессмертия, человек, как бы взамен его, получил долгие годы жизни. Но впоследствии, с увеличением зла на земле, предельный возраст укорачивается до 120 лет (ср. Быт 6,3). Отметим, что если к моменту рождения детей Ною, согласно Быт 5,32, было 500 лет, то в эпоху Авраама рождение ребенка у престарелых родителей представляется уже чудом (Быт 18,11–12). Две традиции — Священническая и Ягвистическая — по-разному распределяют имена допотопных патриархов. Каин, Сиф Енох, Енос Каинан Мехиаель Малелеил Мафусал Мафусал Согласно обеим традициям, хотя зло и увеличивается среди людей, оно не полностью захватило их. В каждом родословии отмечено по одному праведнику: Енос (евр. Энош — человек) и Енох (евр. Ханох). Этим утверждается, что вера в истинного Бога никогда не исчезала среди людей. При Еносе утвердилось истинное богопочитание: «тогда начали призывать имя Господа» (4,26). Бытописатель употребляет св. Имя, ЯГВЕ, хотя, согласно священнической традиции, оно было открыто лишь при Моисее (Исх 6,2). О Енохе же сказано, что он «ходил перед Богом», то есть был праведен, и «Бог взял его» (ср. Евр 11,5). Древнее предание толкует слова «взял его» в том смысле, что Енох был изъят из общей участи смертных и вознесен на небо (см. Сир 44,15). Апокрифическая Книга Еноха, ранние разделы которой написаны около 160 года до Р.Х., изображает его провидцем, которому были открыты тайны мироздания и истории. Начало этого предания, вероятно, восходит к истории одного из допотопных шумерских царей Энмендуранне, которого Солнце вознесло в свои чертоги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Э н χ (евр. hanok, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч. (νχ), в религиозных представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4:17–18, — по генеалогии, считающей Каина старшим сыном Адама); 2) потомок Адама в седьмом поколении (по другой генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя, отец Мафусаила. Ветхозаветный рассказ о Е. (Быт. 5:21–24) отличается краткостью и загадочностью. Время жизни Е. — 365 лет (число, вызывающее ассоциации с числом дней солнечного года: срв. роль этого числа в символике Митры, в гностицизме — см. ст. «Абраксас»). Далее сказано: «и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Эти скупые данные породили обширную традицию позднеиудейских легенд, получившую отголоски в раннем христианстве, в исламе, в каббалистической литературе. В легендах о Е. выделяются следующие основные мотивы. Е. — культурный герой, основатель письменности (и прообраз благочестивого писца, исполняющий «канцелярские» обязанности даже в потустороннем мире), иногда основатель астрологии (переосмысление солярно–космических мотивов?). Е. — образец мистического общения с Богом и аскетического уединения для этого общения (срв. мотив встречи царя–законодателя с божеством, напр., в греческом мифе о Миносе и Зевсе); согласно поздним версиям в еврейских «Книге праведного» и «Мидраше Абот», он уходил в затвор для молитвы и лишь по велению Бога выходил оттуда к людям — сначала через каждые три дня, затем раз в неделю, в месяц, в год. Е. — религиозный наставник человечества, учивший словом и примером, «образ покаяния для поколений» (Сир. 44:15), прототип пророка, мудреца. Е. — праведный царь, законодатель и миротворец, первоверховный «правитель правителей» человечества, правление которого, явившее подобие универсального и справедливого царства солнца (мотив, живущий не только в мифологическом оформлении древних монархий и политических утопий, но и в одном из эпитетов Иисуса Христа — «Солнце справедливости», восходящем к Мал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Ис. 55:3 . 1Кор. 2:14,15 . Евр. 3:7–8 . Апок. 3:20 ) 509 ; то равно справедливым должно признавать и то, что создать его усовершенно-мудрым по уму и усовершенно-святым по воле, с ответственностью за его познания и действия, было бы противоестественно; ибо состояние это необходимо предполагает в находящемся в нем навык в добре, а след. и собственное его участие во вступление в оное. С другой стороны, если первый человек по самому созданию своему был усовершенно-мудр по уму и усовершенно-свят по воле; то вовсе не нужно было поставлять его в состояние испытания, давать ему заповедь: от всякого еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снисте от него, смертию умрете ( Быт. 2:16,17 ). В означенном случае предполагается, что он уже испытан, искушен, утвержден в добре. А если так, то что значил бы тогда человек ( Сир. 34:10 )? 510 Наконец, если человек вышел из рук Творца усовершенно-мудрым по уму и усовершенно-святым по воле, так что с своей стороны нисколько не участвовал в усвоении этих качеств себе собственною деятельностью, то как объяснить в таком случае его свободное падение? Не останется ли на этот раз единственное средство предполагать, что падение человека состоялось по воле Божией и что следовательно виновник нравственного зла в человечестве есть не диавол, даже не человек, но Бог? 511 Пусть все люди суть чада гнева естеством ( Еф. 2:3 ), и, не имея писанного закона, творят законное естеством же ( Рим. 2:14 ) 512 : в первом из этих состояний находятся они потому, что вступили в него чрез собственную деятельность первого человека, а в последнем потому, что падший человек – не то, что падший ангел 513 . Член II. О падении человека I. Несогласно с свящ. Писанием. Здесь находим, что – а) наши прародители, возмнив возвыситься, пали, во пали не первые. Еще прежде них согрешила часть существ духовных ( Ин. 8:44 . 1Ин. 3:8 ), не соблюдших своего начальства, но оставльших свое жилище ( Иуд. 1:6 ). Между тем этих существ Бог не пощадил своим милосердием, как пощадил Он человека ( Быт. 3:15 ), но, пленицами мрака связав, предал их на суд великаго дне мучимых блюсти ( 2Пет. 2:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

42. Для принятия заповедей Божиих имей простоту, а для отражения козней противника - хитрость. 43. Умно отдаляйся от вредных встреч, чтоб прекрасно покоился внутренний человек. 44. Не будь хитр и тяжел для других своим произволением, чтоб не запнули тебя, когда думаешь стоять твердо. 45. Упражняйся в негневливости, чтоб не упиться тебе без вина, отягчив себя пороком и гневом. 46. Не будь властолюбивым и небрежным, да не похулится Господь ради тебя. 47. Не проводи времени с лицедеями, чтоб не растлились мысли твои; потому что речи их весьма вредны. Стариков заставляют они поступать по-юношески; а молодых вовлекают в беззаконные дела. 48. Не слушай советов у людей худых; потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей. 49. Блудник не может любить гнушающегося страстию, и вор - удаляющегося от неправды; но подобному себе прилепится муж (Сир.13:20). 50. Да не кажется тебе сладким удовольствие, чтоб не сделалось для тебя горьким мучение его. 51. Каждый день ожидай исшествия своего, и готовься к сему пути; ибо в который час не ожидаешь, придет страшное повеление; и горе не готовому! Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души. 52. Когда кто плачет, тогда ни как не согрешит; и никто в сердечном сокрушении не замышляет зла. При сердечном сокрушении приходят слезы, а за слезами следуют умаление зла, удержание себя от худых дел. 53. Доискивайся, чем бы преодолеть сластолюбие; потому что предоставляется сие твоему деланию. 54. Убежищем от сластолюбия служит, - во первых, часто и трезвенно молиться, а потом предоставлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинного слова, не сообразного с приличною потребностью, в той уверенности, что Господь есть непогрешимый Судия. Внимательность ума и ожидание суда уничтожат внутреннее щекотание и иссушат усиливающуюся похоть; и в таковой душе произойдет тишина. 55. Держись того места, на котором живешь, сопротивляясь лености. Ибо не переменою и не расстоянием места, но внимательностию ума можешь укротить страсти. Нам нужно терпение, чтоб, волю Божию сотворше, сподобиться обетований (Евр.10:86). Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здоровья. Посему добродетель познается не в унынии, но в терпении. Терпение же обновляется и укрепляется, когда ум занят созерцанием и помышлением о том. Ибо сим утучняемый ум приобретает силы, как тело от питания и чувственных снедей. Если же ум отступит от сей благодати и от сего достоинства; то действительно сделается бедным и немощным. Поэтому, свергнув с себя пристрастие к вещественному, упражняй ум в оном Божественном делании. И не будет потребности переносить тело с места на место, и изнурять оное странствованиями, без основательной причины и без дозволения начальников. Ибо царствие небесное внутрь вас есть (Лк.17:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/883/...

Кроме того, у Сираха перечисляются пророческие книги согласно с нынешним расположением их в еврейском каноне: Исайя ( Сир.48:25–28 ), Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков, соединенных в одну книгу (49:8–12). Такое расположение пророческих книг, с пропуском Даниила и с соединением 12 малых пророков в одну книгу, находится и ныне в еврейском каноне. – Затем, из более внимательного анализа книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, видно, что автор ее имел в руках и знал все Священные ветхозаветные книги, как древние, так и позднейшие. Достаточно прочесть гимн Сираха великим древним мужам, основанный на всех ветхозаветных – законоположительных, исторических, учительных и пророческих – книгах (44–49 гл.), чтобы непререкаемо убедиться в этом. Цитат из более древних книг не будем в частности и приводить, так как в знакомстве с ними Сираха и сомнения не может быть. Из позднейших же, послепленных книг, достаточно указать на следующие места: о Давиде Сирах говорит словами книги Паралипоменон ( Сир.47:9–12 ­­ 1Пар.24–26 глл.), об Ездре и Неемии словами книг их имени ( Сир.49:13–15 ), Зоровавель называется, согласно словам пророка Аггея, «перстнем на руке Господней» ( Сир.49 ­­ Агг.2:23 ); согласно пророку Малахии, Сирах ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцев к детям ( Сир.48 ­­ Мал.4:5–6 ). Таким образом, ко времени Сираха несомненно и послепленные писания существовали уже в Священном кодексе. – На книги, заключающиеся в этом кодексе, Сирах смотрел, как на завет Вышнего (28:8), источник мудрости (24:18) и даже жизни человеческой (17, 12; 24, 23), как на мудрость, исходящую от Бога (44:2–5). От исполнения заключающихся в них правил жизни зависело, по взгляду его, благополучие еврейского народа (44–49 глл.). Очевидно, древний, не раз подтвержденный нами, взгляд на ветхозаветные книги, как на Священные писания, и при Сирахе оставался, неизменным. Таковы свидетельства о ветхозаветном каноне из начала III-ro в. до Р.Х. – времени происхождения книги Премудрости Сираха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010