4 Или " наполовину " . 5 Букв. " наполнен видением, которое наполнено изумлением " . 6 Ср. Пс.103:15. 7 Вар. " но пусть он будет осторожен " . 8 Преп. Исаак полемизирует с мессалианами. 9 Букв. " возбуждается " . 10 Букв. " отличия " , " различные " . 11 В восточно-сирийской традиции вся Псалтирь была разделена на двадцать " аллилуий " , или " хуллале " (hullale), которые, в свою очередь, подразделялись на " мармиты " (marmyata), содержавшие от одного до четырех псалмов. 12 Вар. " мелодические гимны " . 13 Т.е. молитва. 14 Букв. " устыжается " . 15 Букв. " иногда в виде того, что справа, иногда же в виде того, что слева " . 16 Букв. " от многих " . 17 Сир. dummara означает также " изумление " . 18 Букв. " видению знания " . 19 Букв. " не ощутил ощущение " . 20 Вар. " великого отсутствия " , " великой наготы " , т.е. обнажения (отречения) от всего земного. 21 Букв. " на опыте собственной души " . 22 Григорию Нисскому. 23 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 24 Василий Великий. Письмо 2. 25 Букв. " чистый душой " . 26 Аммон. Письмо 2. 27 Аммон. Там же (о " божественной силе " , ведущей человека к покою). 28 Букв. " мест " . 29 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. 30 Там же 4,40. 31 Или " получить " . 32 Или " величия наслаждения им " . 33 Букв. " телесный " , " плотский " . Беседа 36 Его же. На другие темы, знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей уразумению .1 1. Поскольку не всегда одной и той же темы придерживаемся мы,2 дабы не рассеиваться,3 а также по причине того, что4 по необходимости естество ищет разнообразия5 в занятиях,6 дабы упражняться в чем-либо другом, не можем мы все время придерживаться одной темы,7 когда пишем слова свои: иногда всецело возвышаются слова наши к небесным по содержанию своему; иногда же только тему будущего века развивают; или, может быть, они полностью на душевном , или же полностью из наставлений относительно тела. Но писать на различные темы заставляет нас естество, ибо иногда пребывает8 оно на небе, иногда же на земле, в страдании;9 иногда, опять же, возносится оно к Творцу, а иногда остается с тварью в изумлении; иногда также о грядущих думает оно,10 размышляя о сокровенных созерцаниях; иногда же к тому, что относится к домостроительству времен.11 Поэтому пусть читатель12 не смущается, воображая, что эти изложены беспорядочно, но пусть он вникнет в это13 с пониманием14 и великой сознательностью,15 естество изменчивостью своей научило нас посвящать слова наши не только созерцанию, но и тем обстоятельствам, которые связаны с движениями разума.16 Ибо в одно мгновение промыслительным образом происходят17 изменения, и тогда необходимо также изменение слов с целью понимания их: зависит же это от состояния человека18 и от просветленности мыслей19 его, или же от грубости его, или от страстей, или от обстоятельств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Объяснение. Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдёт он утешения в горе. Причиной отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа: ст.10–21, а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах Слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов.4:17 ; Сир.7:36 . О молитве и благотворении за умерших и о вознаграждении за требы 2Мак.12:39–45 . «На другой день бывшие с Иудою пошли... перенести тела падших... и нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые... идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». Объяснение. Это свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви в возможность облегчать загробную участь умерших делами благотворения и молитвами не единственное: Втор.26:14 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 . То обстоятельство, что свидетельство находится в книге неканонической, ничуть не ослабляет исторического значения этого свидетельства об этом веровании ветхозаветной Церкви, и верование это не только не отменено в новозаветной Церкви Христом и апостолами, но подтверждено и усилено свидетельствами о пользе молитв и благотворении за умерших: Мф.12:31–32 ; Откр.1:18:3:7 . Из этих мест видно, что власть Спасителя не ограничивается одной областью живущих на земле: Мф.16:19:12:19 ; Рим.14:9 . Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования: 1Пет.3:19–20:4:6 ; Лк.23:42–43 . Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». Объяснение. Здесь говорится о том, что человек не может «искупить» брата своего от греха первородного («чтобы не увидел могилы»): ст.9–10, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Втор.10:20 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись». Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9 ; Евр.9:14 . А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23 ; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ; Откр.3:21 , как друзей Божиих: Ин.15:14 , которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14 ; Иак.5:16 . Ис.42:8 . «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17 , что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10 . Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41 ; Ин.15:14 . Основные места священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть Мф.10:40–41 . Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр.11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Кор.6 :2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 2Фес.1:10 . Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Сир.44:1 . Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

    П. Ты сказал правильно.     К. Итак, каковыми должны быть избранные на священнодействие, и что они должны стараться делать правильно, и от чего прилично им быть свободными, о том изречено ясно; но кроме того благоразумно было ясно сказать и о том, каким образом они должны священнодействовать, и исчислить в законах виды жертв и все священнодействуемое, чтобы чрез это непорочным было у них дело и чтобы таким образом они совершили наиприятнейшее служение Богу. Посему и прежде всего другого «и не всходи, — сказано, — по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх.20:26). Но каким образом может случиться это, тотчас же скажет кто-либо, когда Он дал священникам «платье льняное для прикрытия телесной наготы» его? (Исх.28:42.) И так если бы нужно было и высоко восходить, ничего не было бы в том оскорбительного, когда их срамота была скрыта. Какая же поэтому, говорим, была цель закона? Поклонникам идолов казалось достохвальным и необходимым высоко в дубравах водружать жертвенники; и при этом немного было бы им заботы о том, чтобы быть в честном одеянии. Итак, закон благоразумно направляет Божиих священнодействователей к лучшему от того, что обыкновенно с ними случается, и как бы от образа телесного возводит к созерцанию духовному; ибо «и не всходи, — сказано, — по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя». То есть Божий священнодействователь, посвященный на служение Мне, должен стремиться к смирению и не восходить на высоту; должен остерегаться надменности, чтобы не оказаться бесстыдным и безобразным: ибо надменная мысль безобразь и совершенно бесстыдна и есть весьма тяжкий недуг ума. «Сколько ты велик, — сказано, — столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (Сир. 3:18). Пишет также и ученик Спасителя: «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим» (Иак.1:9-10); ибо прейдет как трава и никаким образом не будет отличаться от цветов полевых (ср. Пс.102:15).     П. Соглашаюсь.     К. Итак, сказано, что от надменности и гордости должен быть свободен священнодействующий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Совершенно иначе должно наставлять тех, кому препятствует принимать на себя звание проповедника или недостаток совершенств, требуемых для этого, или несоответствующий, тому, возраст, но, несмотря на это, они домогаются того и дерзают вступать в это звание по своему легкомыслию. Таких надлежит предостерегать, чтобы они, опрометчиво принимая на себя, столь важную и многотрудную обязанность, не уклонились бы от пути к дальнейшему самосовершенствованию, предвосхищая, преждевременно, то, что для них непосильно, чтобы не потеряли и того, что, впоследствии, были бы в состоянии исполнить; и, стараясь блеснуть своею мудростью, не обнаружили бы на деле, что и не имели ее. Пусть они посмотрят на птенцов, еще не оперившихся, которые, откуда бы ни попытались подняться вверх, тотчас падают вниз. Пусть рассудят, что, если кто-либо начинает строить дом, не утвердив под ним прочное основание, и станет возводить стены, тяжести которых оно не в состоянии выдержать, то что из этого выйдет? Развалины, но, отнюдь, не дом! Или, кто не знает, что преждевременно рождающие, наполняют своими порождениями не дома, а могилы? Потому, Сама Премудрость Божия, хотя могла бы вдруг облечь силою всякого, кого бы ни восхотела, повелевает, однако же, ученикам Своим, будущим проповедникам Слова Божия, и нам в научение, ждать определенного на то времени: Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк. 24:49 ; Ин. 15:26 ; Деян. 1:4:8 ). Так, желающий посвятить себя проповедническому служению Слову Божию, должен сперва сосредоточиться в себе самом, приготовившись к сему служению надлежащим образом, а потом уже, при благодатном содействии свыше, должен, так сказать, выступать из внутренней храмины своей для возвещения другим того, что уразумел сам. Писание говорит: Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен ( Сир. 32:9 ). Вот почему Сам Небесный Учитель и Спаситель наш, явившись на земле через сверхъестественное вочеловечение, нас ради, человеков, и нашего ради спасения, вступил в служение роду человеческому и стал учить всенародно не прежде, чем по достижении совершенного (30-летнего) возраста ( Лк. 3:23 ), Своим примером внушая поспешным и опрометчивым учителям, силу и могущество спасительного страха: ведь Сам Он, не будучи подвержен погрешностям и падению, начал проповедовать людям благодать совершенной жизни лишь по достижении совершенного возраста. Так, евангелист Лука повествует, что, когда Он был двенадцати лет... остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и, когда родители искали Его и не находили, то через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их ( Лк. 2:42–43:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Такое чувство любви к твари имеет несомненную связь с любовью к Богу, как истинному Хозяину живых тварей. Жизнь есть таинственное дело Божие, дыхание Его могущества. «Земная жизнь представляет одну органически полную и целостную систему. В этой системе есть и самые низшие формы жизни, которые едва заметны для исследователей, есть и самые высшие. Длинный промежуток между теми и другими наполнен бесконечно разнообразными формами бытия и жизни, поднимающимися и возвышающимися со ступени на ступень, не отрывочно и одиноко стоящими, но тесно связанными одна с другой и с целым родом существ, – наполнен так, что нигде нет скачка или пустоты... Исполненный любви, Бог желал, чтобы Его совершенства, составляющие предмет Его любви, оставили свои следы во внебожественном бытии, то есть, в мире, чтобы они, хотя отчасти, хотя в малой мере сделались уделом живых существ, насколько это совместимо с их тварной природой. Слава Божия есть всевозможное проявление божественных совершенств в существах конечных, она неразрывно соединена с блаженством тварей. Слава Божия в природе есть ее красота и благосостояние. Неразумная тварь в своих красотах и совершенствах носит на себе отражение совершенств Божиих, хотя и бессознательно» 645 . Не одни поэты, но и боговдохновенные писатели Библии любили природу, одушевляли ее и обращались к ней с такими словами: хвалите Господа с небес... Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки – да хвалите имя Господне. Все дышащие да хвалите Господа! Аллилуйя. ( Пс.148:1,3;7–13;150:6 ). Как вожделенны все дела Его! Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему. Ничего не сотворил Он несовершенным: одно поддерживает благо другого, – и кто насытится зрением славы Его? ( Сир.42:23–26 ). Вселенная и все твари не суть дело Божие, оставленное забытое своим Творцом, не суть только воспоминание о Нём, но теперь и всегда невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:20 ). В православных молитвах нет места фигуральным оборотам речи, но и там раскрывается, что Господа воспевают «солнце, славит луна», Ему «присутствуют звёзды», Его «слушает свет и трепещут бездны», что и водное естество ведает своего Творца, знает своего Владыку и, видя Его гневающимся на людей, служит орудием наказания, а, видя Его смиловавшимся, уготовляет милости людям 646 . § 151. Охранительный характер господства человека над скотом

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Любовь есть царство; о ней Господь таинственно обетовал апостолам, что вкусят её в Царстве Его (Лк. 22, 30). Ключ сердцу к божественным дарованиям даётся любовью к ближнему (Исаак Сир.). Авва Агафон сказал: «Если бы я нашёл прокажённого и мог отдать ему своё тело, а его взять себе, охотно бы сделал это» (Отеч. 32, 26). Рассуждение есть светильник во тьме, возвращение заблудших на правый путь, просвещение слепотствующих. Рассудительный муж есть истребитель болезни и восстановитель здравия (Леств. Сл. 26, 136). Прозорливость – от послушания рождается смирение; от смирения – дар рассуждения; от рассуждения – рассмотрение, а от сего – прозрение (Леств. Сл. 4, 105). Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль о божественном. Начало безмолвия состоит в том, чтобы отражать всякий шум врагов, возмущающий глубину сердца; а конец безмолвия в том, чтобы и не бояться их тревог, но пребывать в них без смущения, и даже не ощущать их. Безмолвник тот, кто существо бестелесное – душу свою – усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный (Леств. Сл. 27, 2. 5–6). Избери себе делание усладительное, непрестанное бдение по ночам, во время которого все отцы совлекались ветхого человека и сподобились обновления ума. В сии часы душа ощущает оную бессмертную жизнь, и ощущением её совлекается одеяния тьмы и приемлет в себя Духа Святого (Исаак Сир. Сл. 42). Появление монашества имело самое благотворное влияние на людей, живущих в мире. Основатель отшельнического жития был Антоний Великий , а учредитель иноческого общежития был Пахомий Великий . Святость монашеской жизни, часто сопровождаемая даром чудес, побуждала многих иначе понимать назначение человека, видя, как человек, посредством добродетелей, совершенствуется до уподобления ангелам. Отсюда начинается общее стремление к необщественной жизни, к пустынному водворению, к устройству монастырей. На Востоке в последующее время сильно возросло в обществе расположение к монашеству и к постройке монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Иисус Христос говорит о прегрешениях разного рода и всех людей, а Сирах только об обиде и притом причиняемой искренним и близким человеком. Очевидно, близкого сходства нет между обоими изречениями. Еще: изречение Иисуса Христа: писано есть: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем изо уст Божиих ( Мф.4:4 ), будто указывает на Прем. Сол.: да научатся сынове Твои, яко не рождения плодов питают человека, но слово Твое Тебе верующих соблюдает ( Прем.16:26 ). На это нужно заметить, что во Второзаконии есть более близкое изречение: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком словеси исходящем изо уст Божиих ( Втор.8:3 ). Есть, следовательно, полное основание думать, что Иисус Христос назвал «Писанием» каноническую книгу Второзаконие. Еще: заповедь Иисуса Христа: Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ) будто есть повторение слов Сираха: не взирай на доброту всякого человека и посреде жен не седи ( Сир.42:12 ). На это нужно заметить, что, во-первых, сходства нет в этих выражениях, а во-вторых, Иисус Христос прямо отличает Свое учение от ветхозаветного учения. Стало быть о заимствовании не может быть речи. Еще в той же Нагорной беседе Спасителя слова Его: молящеся не лишше глаголите, якоже язычницы ( Мф.6:7 ) будто воспроизводят совет Сираха: не буди велеречив во множестве старцев, и не повтори слова в молитве твоей ( Сир.7:14 ). Как видно, близкого сходства между цитатой и цитуемым мало, тем более нет основания думать, что Иисус Христос подтверждал Свое учение, излагаемое Им как «новое» и впервые возвещаемое, учением Сираха. Еще изречение Христа: вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде, се бо есть закон и пророцы ( Мф.7:12 ), приурочивают богословы к одному выражению Товии: еже ненавидиши, никому же твориши ( Тов.4:15 ), как будто закон и пророки заключены в одном предложении... Ап. Павел мысль Иисуса Христа выражает так: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе: в сем бо едином словеси весь закон исполняется и совершается ( Рим.13:9 ; Гал.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Поэтому, постепенно приближаясь к этому идеалу, наше я как бы оставляет данную ступень своего нравственного совершенства, как бы отвергается себя и восходит все на высшую ступень богоподобна, возрастая в нового и совершенного человека по Богу и по Христу. Так и самоотвержение Спасителя нашего (κνωσεν) состояло не в том, чтобы Он, по Своей божественной стороне, отвергся Своего сыновства Богу, а по человеческой – снисходить бы до того, чтобы жертвовать из-за любви к людям нравственно-религиозными началами Своего спасительного служения (напр., в искушении от диавола, ср. также Мф.12:39 ; сл. 16:1; 26:52–54; 27:42 др.), – но в том, что Он, не почитая хищением Свое равенство Богу и не преставая быть Сыном Божиим, Себя уничижил, приял образ раба и стал человеком, смирив Себя и быв послушным даже до смерти ( Флп.2:6–8 ). Таким образом, напротив, осуществил в Себе и явил людям полное Свое богочеловечество, т.е. полное божество и полное человечество, – и тем самым действительно и действенно осуществил тот первообразный идеал, по коему создан и к коему стремится богоподобный дух человека, – почему и есть Он истинный и единственный Спаситель человечества. 1057 Опущение слов: благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас – в авторитетных кодексах (Син. Ваг.), Вульг. Конт. Сир. Кур. нек. Др. пис. для смысла заповеди значения не имеет. Эти слова вполне соответствуют духу и смыслу заповеди Христовой. 1058 Отсюда с очевидностью следует, что как при изложении заповеди о любви ко врагам, так и в данном заключительном повелении Господь имеет в виде именно это место Пятокнижия. 1059 Будущее в значении повелительного конечно можно объяснять, как влиянием LXX, так и неупотребительностью повел. 2 л. множ. от εα. Но, во-1-х, у самого евангелиста Матфея будущее изъяв. от εα в значении повелительного сравнительно редко употребляется, и притом только в (16:22) без авторитетного варианта, в остальных, же пяти случаях с авторит. вариантами (6:5; 20:26 дважды; 20:27; 23:110; – а во 2 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

41 Глава XXVII. Каким образом должно наставлять тех, которые могли бы хорошими быть проповедниками, но, по излишнему смирению, боятся и уклоняются; как – тех, коих должна бы удержать от принятия на себя этого служения мысль о их несовершенстве или молодости, но которые по своей опрометчивости домогаются этого Иначе должно наставлять тех, которые способны и с честью могли бы проходить звание проповедника, но по чрезмерному смирению боятся принять на себя это служение, и потому уклоняются от него, а иначе – тех, коим не дозволяет вступать в это звание или недостаток способности или не соответствующий возраст, но которые·, несмотря на то, домогаются его. Обратимся к первым, заставив их размыслить беспристрастно, сколько они могли бы доставить пользы в проповедническом служении и какие делают они непростительные опущения в столь важном деле. Если кто не уделяет от своих достатков ближним-неимущим, скрывая у себя принадлежащее им и необходимое для них, то он становится виновником, конечно, их бедственного положения, и заслуживает справедливого наказания. Но не гораздо ли более бывают виновны и не большему ли наказанию подвергаются те, которые, обладая сокровищем слова, допускают душу согрешающего брата умирать от глада слова? И премудрый Сирах говорит: премудрость сокровена и сокровище не явлено – кая польза есть во обоих ( Сир.20:30 )? Если кто, при общественном голоде, скрывает у себя хлеб, продовольствием коего мог бы спасти многих от голодной смерти, то он конечно становится виновником их смерти. Какая же вина падает на тех и какого наказания заслуживают те, которые не доставляют духовного хлеба воспринятой ими благодати умирающим душам от глада и жажды слова Божия? И Соломон говорит: удержаваяй пшеницу (frumentum – всякой хлеб в зерне),.. проклят от народа ( Притч.11:26 ), а получившие дар слова и способность к пастырскому учительству и скрывающие у себя таковой талант без употребления уподобляются удерживающим у себя пшеницу. Если кто, будучи искусен в врачебной науке, видит опасную рану в больном, которого не иначе можно излечить, как только рассечением самой раны, а между тем отказывается принять на себя этот труд; то таковой врач, без сомнения, погрешает против собрата своего, обрекая его на смерть по нерадению своему. Какой же принимают на себя грех те, которые, видя духовные язвы несчастных грешников, коих могли бы они исцелить от этих язв, не рассекают их мечем слова Божия? И к ним можно отнести слова Пророка: проклят возбраняяй мечу своему от крове ( Иер.48:10 ), а меч от крове возбранять есть тоже, что не действовать словом проповеди на умерщвление плотской жизни, что мечем слова Божия не рассекать духовных язв. О каковом мече говорится еще и в другом месте: и меч мой снест мяса от крове язвеных ( Втор.32:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010