Воодушевленный подобными размышлениями, восклицает Мудрый: «Вся мерою и числом, и весом расположил еси» ( Прем.11:21 ). Такое воззрение Мудрого раскрывается в св. Писании в чертах частных и довольно подробных. Так, по свидетельству св. писателей, в Творческом плане мироздания определена была мера земли ( Иов.38:5, 18 ), мера гор и вес холмов (Ис.40:12), количество пылинок ( Притч.8:26 ), мера или количество воды на земле ( Иов.28:25 ). Творец предназначил – какое пространство на земле должны занимать моря, предначертал их пределы, затворы и врата. «Предел положил еси, – говорит Пророк, – егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю» ( Пс. 103:9 ). Невольно увлекаешься красотою библейских изображений. «Заградих море враты, – говорит Бог Иову, – егда изливашеся из чрева матере своея исходящее: положих же ему облак во одеяние, мглою же пових е: и положих ему пределы, обложив затворы и врата; рех же ему: до сего дойдеши, и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя» ( Иов.38:8–11 ). Море, столь изобильное водами, столь бурное и яростное, грозит поглотить всю землю: но, по слову Всемогущего, заключено в пределы и лежит, как слабый ребенок, повитый пеленами. Песок служит ему пределом ( Иер.5:22 ), туман и облака – связующими пеленами. Заключивший море в пределы предназначил пути для источников и среди моря определил места для островов. Бог есть, по слову Пророка, «посылаяй источники в дебрех» ( Пс.103:10 ). «Мыслию Его преста бездна, и насади в ней островы» ( Сир.43:25 ). Водная стихия является в различных видах, или формах – в виде дождя, росы, льда, инея и проч. Все сии формы предначертаны мыслью Творца ( Иов.38:28, 29 ). В таких явлениях, по слову Пророка, Вседержитель открывает Свои мысли человеку ( Ам.4:13 , по тексту подлинника). Зиждитель мира, как образно представляют св. писатели, устроил сокровищницы или хранилища, снега и града, хранилища ветров и облаков, в которых все сии вещества заготовлены в такой мере, в какой они нужны и достаточны на всё время бытия мира. «Пришел ли еси в сокровища снежная, – говорит Бог у Иова, – и сокровища градная видел ли еси?» ( Иов.38:22 ) Бог есть, по слову Пророка, «изводяй ветры от сокровищ Своих» ( Пс.134:7 ; Иер.10:13 ). «Отверзошася сокровища, – пишет сын Сирахов, – и парят облацы, яко птицы» ( Сир.43:15 ). Под сими образами скрывается та мысль, что Творец создал водную сущность в количестве, достаточном на всё время бытия мира, и предназначил ей формы, применительные, или соответственные, нуждам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

фразу: хакам лэнафшô «мудрый для души своей» или для себя (как в 25 стихе) и хакам ъам «мудрый народа» или «для народа своего», Гр. и Сл. передали неточно: «муж премудр» и «премудрый во своих людех». Вместо «благословения» в Евр. читается таъанг «удовольствия», как и в 23 стихе; он будет наслаждаться плодами своей мудрости, за которую все, видящие его благосостояние, будут прославлять его. Сл. «наследит веру» соответствует обычному Гр. чтению, а в Гр. гл. (70, 248, Cpl.) и Лат. правильно читается: «славу», как и в Евр. и Сир., ср. Прит. 3:35 : «славу премудрии наследят». Вместо «живо будет» Гр. гл. (70, 248, Cpl.) имеет: «пребудет», в Евр. и Сир.: «останется в жизнь вечную», – Гр. и Сл. «во веки» передает свободно. В виду того, что здесь выражение: «жизнь вечная» не означает исключительно будущей загробной жизни, в каком значении оно употребляется теперь, – удобнее перевести: «останется жить во веки». Лат. вместо «благословения» читает «благословениями», а после «в народе» в 29 стихе опускает местоимение «своем». ––––––––––––––––– Должно заботиться о телесном здоровье (Сир. 37:30–34, 38:1–23). 25.Сын мой, в течение жизни твоей испытывай душу твою,       и смотри, что вредно для нея, и не давай ей того: 26. ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. 27. Не пресыщайся всяким удовольствием и не набрасывайся на лакомства, 28. ибо в многоядении гнездится болезнь, и кто пресыщается, тот доходит до холеры. 29. От неумеренности многие умерли, а кто наблюдает за собой, тот живет дольше. Глава 38. 1. Относись дружелюбно к врачу, ибо он нужен, так как и его поставил Господь. 2. Врач от Бога получает мудрость и от царя принимает подарки; 3. знание врача возвышает голову его, и он предстоит перед князьями. 4. Бог производит целебные средства из земли, и разумный человек не будет ими гнушаться. 5. Не от дерева ли вода стала сладкою, для того, чтобы всем людям показать силу Его? 6. И Он дал разумение людям, чтобы они восхваляли Его за Его дивныя силы. 7. Чрез них врач утоляет болезни, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

(3) Автобиографические заметки указывают на то, что книга многократно завершалась, а затем вновь продолжалась (ср. 16:24 слл.; 24:30–34; 33:16–18; 39:12–14:32, а также два заключения/подписи 50:27–29 и 51:30). (4) Открытым остается вопрос об отдельных крупных стадиях роста. Открывала ли, к примеру, гл. 24 изначально вторую часть, была ли она продолжением 1:1–23:27 (+ 51:13–29), или же ею завершалась первая часть (1:1–24:29)? Трудно понять также и то, какова была история редакций концовки книги, начиная с больших фрагментов после 38:24 слл.: является ли 42:15–43:33 заключением или началом заключительной композиции? (5) Крупные части наставления Бен-Сиры возникли, очевидно, в «доме учения» (51:29), т.е. были предназначены для занятий («циклы поучений»), как показывает развитие отдельных фрагментов такого рода. (6) Происхождение от Бен-Сиры (аутентичность) ставится под сомнение или дискутируется лишь для очень малого числа текстов краткой версии ( Hebr I , Gr I): впрочем, представляется, что и страстная молитва о спасении Сиона 36:1–17, и заключительный акростих 51:13–30b хорошо связываются с литературным и богословским контекстом; иначе обстоит дело лишь с литанией 51:12a-o, дошедшей только в HsB. 2.2 Исторический контекст Иисус, сын Элеазара (Бен-Сира, греч. Сирах – «броня?», возможно, семейное имя), согласно различным указаниям, которые мы находим в книге, принадлежал к числу Иерусалимских граждан. Идеальный (авто)портрет книжника 38:24–39:11 говорит о досуге (38:24), путешествиях (39:4; ср. также 34:9–11) и общественной деятельности (39:4.10 слл.) и прославляет возвышающееся сословие книжников. В 51:23, 29 мудрец приглашает в свой «дом учения», т.е. в свою школу. Остается открытым вопрос, был ли сам приверженец или почитатель первосвященника из рода Ониадов, исполнявшего эти обязанности еще до начала споров о преемстве (ср. хвала Симону, гл. 50: очевидно, речь идет о Симоне II, ок. 220–195г. до н.э.), священником или храмовым писцом при священниках (ср. упоминание таковых в указе Антиоха III от 197г. до н.э.: Иосиф Флавий, Древности, XII, 142). Если книга и читалась в Кумране и содержит некоторые точки соприкосновения с мышлением Кумранской «общины» (45:25: связь священнического союза с Давидовым; упоминание Садока в сомнительном с точки зрения авторства псалме между 51:12 и 13), все же нельзя назвать автора предтечей кумранитов. То же самое следует сказать и о наименовании его «протосаддукеем» (несмотря на близость в эсхатологии и в том, что касается священства). Различие в темах, общих с эфиопским Енохом, таких как творение, суд и откровение (ср. Сир.3:21–24 ), могло бы указывать на современные споры; это может быть отнесено и к прославлению действующей династии первосвященников в Сир.50:1–24 в сравнении с критикой в эфиопском Енохе и Завещании Левия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Среди правил житейского благоразумия, изложенных в 7 и 8 главах книги Сираховой, имеется несколько таких советов, которые, по своей нравственной ценности, могут быть поставлены наравне с новозаветными евангельскими заповедями. В конце 7-й главы премудрый сын Сирахов как бы пересказывает своими словами две «большие заповеди» закона Божия – ο любви к Богу и ближнему, – указывает, как человек должен исполнять их в обыденной жизни, и заключает общим наставлением: «при всех делах твоих помни ο последних днях, и во век не будешь поступать дурно». Затем в 8 главе снова дается ряд советов, касающихся житейского благоповедения и трактующих ο том, как мудрый человек должен обращаться с людьми разных общественных положений и разного характера и достоинства.   О любви к Богу и ближнему ( Сир. 7:31–39 ).   31. Всею душею своею благоговей пред Господом и священников Его почитай; 32. всею силою своею люби Создателя своего и не оставляй служителей Его. 33. Чти Бога и почитай священников и отдавай им часть, как заповедано тебе: 34. хлеб при жертвах повинности, и добровольные подаяния жертвы правды и дары священные. 35. Также и к нищему простирай руку свою, чтобы благословение тебе было совершенно. 36. Подавай даяния всякому живущему, но и умершего не лишай милости. 37. He сторонись от плачущих и с сетующими сетуй. 38. He отвращай сердца своего от болящего, – за это он полюбит тебя. 39. При всех делах своих помни ο последних днях, и во век не будешь поступать дурно.   31–32 . Перечисляя то, что дорого и близко человеку, автор идет от менее важного к более важному: говорит об отношениях к детям (ст. 25–27), к жене (ст. 28), затем – к родителям (ст. 29–30) и наконец – к Богу. При этом также обнаружилась склонность его к одинаковому началу стихов: стих 29 начинался словами: «всем сердцем», a 31 начинается: «всею душею», 32 – «всею силою», – слова эти взяты из Вт. 6:5: «и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея». Премудрый призывает всею силою любить и чтить Господа и почитать Его служителей – священников. «И священников, Его почитай», Евр. гакдûш собственно «освящай» или «почитай, как святых», – так и в Лат.: sanctifica; Γρ.: ϑαμαζε, Сир.: «почитай». Сл.: «Всею душею твоею благоговей Господеви и иереи Его чти. Всею силою (твоею) возлюби сотворшего тя и служителей Его не остави». Вместо «всею душею» в 31 стихе в Евр. читается бэкол-либбэка «всем сердцем», – но это, как мы видели, есть начало 29 стиха, опущенного в Евр.; Сир. все три стиха начинает одинаково: «всем сердцем»; правильность Гр. чтения в этом отношении подтверждается параллельным местом Вт. 6:5.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

2. Уроки о покаянии. (Т. I, 36—38, 155—322, 530—548; II, 96, 213—262; III, 125—297). 1. Увы мне! В каком я стыде! Сокровенное мое не таково, как видимое! Подлинно у меня только образ благочестия, а не сила его. С каким лицем прииду к Господу Богу, Который знает сокровенности сердца моего? Подлежа ответственности за столько худых дел, когда и на молитве стою, боюсь, чтоб не сошел с неба огнь, и не потребил меня. — Но не отчаяваюсь, уповая на щедроты Божии. 2. Ожестело сердце мое, изменился разсудок мой, омрачился ум мой. Как пес возвращаюсь на свою блевотину (2 Петр. 2, 22). Нет у меня чистаго покаяния, нет слез во время молитвы, хотя и воздыхаю я, и бью в перси, — это жилище страстей. 3. Там обнаружится и что сделано во тьме, и что сделано явно. Какой стыд обымет душу мою, когда осужденным увидят меня говорящие теперь, что я неукоризнен! Оставив духовное, покорился я страстям. Учиться не хочу, а учить рад, подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охочь; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтоб уничижали меня, а уничижать люблю. — Мудр я на то, чтоб давать советы, а не на то, чтоб исполнять их самому; что делать должно, то говорю, а чего не должно говорить, то делаю. 4. Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся; ибо не знаем, доживем ли до завтра. 5. Согрешили мы? Покаемся, потому что Господь приемлет покаяние кающихся истинно. 6. Если брат согрешит, с удовольствием обличаем его; а если грешим сами, не с приятностию принимаем обличение. 7. Не пререкай противу истины, и о не наказании твоем срамляйся. Не стыдися исповедати грехи твои (Сир. 4, 29. 30). Не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив. Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне (Сир. 5, 4. 8). Помяни, яко гнев не замедлит (Сир. 7, 18). 8. Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез, да плачуся о грехах моих день и нощь (Иер. 9, 1)? Смеху рекох (Екклез.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В книге Исхода: «гора же Синайская дымяшеся вся, схождения ради Божия на ню во огни» ( Исх.19:18 ). Также в Деяниях Апостольских: «и бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще; и явишася им разделени языцы, яко огненни; седе же на единем коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята» ( Деян.2:2–4 ). При жертвоприношениях, которые были угодны Богу, тоже огонь сходил с неба и папалял принесенное в жертву 16 . Еще в книге Исхода: «явися же Ангел Господень в пламене огненне из купины» ( Исх.3:2 ). CII. Добрые должны охотно выслушивать обличение У Соломона в Притчах: «не обличай злых, да не возненавидят тебе; обличай премудра, и возлюбит тя» ( Притч.9:8 ). CIII. Надобно воздерживаться от многословия У Соломона же: «от многословия не избежиши греха; щадя же устне, разумен будеши» ( Притч.10:19 ). CVI. Полученную обиду должно переносить терпеливо и воздаяние предоставить Богу Не говори: отмщу врагу моему; но терпи Господа, чтобы Он помог тебе. «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Рим.12:19 ; сн. Втор.32:25 ). Также у Софонии: «потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего во свидетельство; зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой» ( Соф.3:8 ). CVIII. Не должно ставить сетей ближнему У Соломона в Притчах: «изрываяй яму искреннему, впадется в ню» ( Притч.26:27 ). CIX. Больных надобно посещать В книге Премудрости сына Сирахова: «не ленися посещати боляща; сими бо возлюблен будеши» ( Сир.7:38 ). Также в Евангелии: «болен бых, и посетисте Мене; в темнице бых, и приидосте ко Мне» ( Мф.25:36 ). CX. Наушники прокляты В книге Премудрости сына Сирахова: «шепотника и двоязычника подобает клясти; многих бо мирных погубиша» ( Сир.28:15 ). CXI. Жертвы злых людей не приемлются Богом В той же книге: «не благоволит Вышний о приношении нечестивых» ( Сир.34:19 ). CXII. Суд будет строже над теми, которые в этом мире имели больше власти У Соломона: «суд жесточайший преимущым бывает. Ибо малый достоин есть милости; сильнии же сильно истязани будут» ( Прем.6:5–6 ). Также в псалме втором: «и ныне, царие, разумейте, накажитеся, вси судящии земли» ( Пс.2:10 ). CXIII. Должно покровительствовать вдове и сиротам

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Проклятие же Хама за непочтительность и теперь тяжелым бременем лежит на потомстве его – народах Азии и Африки. Благословение отчее, говорит премудрый Сирах, утверждает домы чад ( Сир. 3, 9 ). «Бог, по премудрому и праведному Своему провидению, особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели, дарует бессмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном» (Кат. о 5-й зап.). В силу той же важности и значения исполнения пятой заповеди в Ветхом Завете законом Моисеевым за непочтительность к родителям положена была смертная казнь. Иже злословит отца своего, или матерь свою, смертью да умрет ( Исх. 21:16 ). Почтение к родителям не должно прекращаться даже в том случае, когда дети замечают в них действительные недостатки и слабости. Аще и разумом оскудевает (отец), прощение имей (к нему) ( Сир.2:13 ). Ни низость происхождения родителей, ни их бедность, ни необразованность их и грубость нравов и обхождений не должны служить основанием для непочтения к ним. премудрый учит: помяни отца твоего и матерь твою, посреди бо велмож седиши: Да не како забвен будеши пред ними, и обычаем своим обуяеши: и похощеши, дабы ты не родился и день рождения твоего прокленеши ( Сир.23:17–18 ). Общий долг почтения к родителям часто выражается повиновением и послушанием , признательностью и благодарностью , а также доброю памятью о них . О своем повиновении и послушании Отцу небесному Иисус Христос неоднократно так выражался: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин.6:38 ). Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже аз хощу, но якоже Ты... буди воля Твоя ( Мф.26:39, 42 ). О Нем же евангелист замечает, что Он бе повинуяся има ( Лк.2:51 ), т.е., земным Своим родителям – названному отцу и Матери Своей. Послушание и повиновение детей родителям, по апостолу, оправдывает, делает их угодными Богу. Чада, послушайте своих родителей, о Господе: сие бо есть праведно ( Еф. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

III. В естественных науках израильтяне, кажется, не далеко возвышались над простейшими наблюдениями и эмпирическими познаниями. О Соломоне упоминается, что он говорил о растениях и животных всех видов, следов. занимался естествознанием ( 3Цар.5:13 ). О наблюдении над природою различных, даже чужеземных животных свидетельствуют книга Иова и Притчи Соломона, но так, что из всего этого нельзя вывести какое-либо точное представление об объеме и свойстве этих познаний. – Уже древние израильтяне были знакомы и с наиболее выдающимися созвездиями и их именами ( Иов.9:9; 26:13; 38:31 д.; Ам.5:8 ), но из этого нельзя еще заключать к познаниям в собственном смысле астрономическим, против которых говорит уже несовершенство их календаря. И если упомянутым у Исаии 38:8; 4Цар.20:11 указателем тени должны быть солнечные часы, 1048 то Ахаз, по всей вероятности, получил их из Вавилонии, откуда и еллины заимствовали свой гномон (указатель у солнечных часов) (Герод. 11, 109). – В математике их познания едва ли восходили выше простых, достаточных для обыкновенных потребностей жизни, четырех арифметических способов счисления (сравн. Лев.25:27,50 ), которым они могли научиться в Египте вместе с потребными при разделе земли элементами землемерного искусства. 1049 IV. Судя по частому упоминанию о враче ( Исх.15:26 ; Ис.3:7 ; Иер.8:22 ; Сир.10:11; 38:1 ; Мф.9:12 ; Мк.5:26 ; Лк.4:23 и др.), медициною израильтяне должны были особенно заниматься с древнего времени, и врачи умели лечить ( Исх.21:19 ; 4Цар.8:29 ; Иез.30:21 ) раны и внешние вереда перевязкою, елеем ( Ис.1:6 ; Лк.10:34 ), бальзамом ( Иер.46:11; 51:8 ), пластырями ( 4Цар.20:7 ) и мазями, приготовленными из трав ( Сир.38:8 ). Постановления о проказе показывают, что законодатель был довольно знаком с различными видами сыпей (сравн, § 114). И не только Моисей, но и другие израильтяне были в состоянии усвоить себе различные практические медицинские познания египтян, у которых исстари медицина так была развита, что для различных болезней имела особенных врачей. 1050 Но насколько успевали израильские врачи в этом искусстве, точных сведений нет. Из точных указаний В. и Н. Завета ясно только то, что были попытки к лечению даже внутренних болезней ( 4Цар.16:12 ; Лк.8:43 ), 1051 и что больные часто посещали целительные источники, которыми владела Палестина. 1052 Впрочем, из того, что освидетельствование прокаженного и объявление его чистым предоставляется законом священникам, никоим образом не следует, что священники преимущественно занимались врачебною наукою. 1053 То, что закон предоставляет им, нисколько не касается лечения проказы. – И об употреблении магических средств нельзя представить из Писания никакого доказательства. 1054 Глава вторая – Изящные искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Слово в Неделю двадцать четвёртую 91 В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, о двух необыкновенных явлениях в жизни человеческой, Одно произошло с кровоточивою женою и состояло в чудесном исцелении её от неизлечимой болезни, другое – с умершею дщерию князя Иаира и заключалось в воскрешении её из мертвых. Рассмотрим сии сверхъестественные события подробнее для нашего назидания. Упоминаемая в Евангелии жена страдала течением крови двенадцать лет. Можете представить, как она была измучена болезнию и озабочена исцелением от оной. Всё, что имела она, истощила на лекарства и врачей, – и что же? – не возможе ни от единого исцелети ( Лк.8:43 ). Слово Божие не запрещает нам употреблять в болезнях естественные средства и прибегать ко врачам: ибо мудрый Сирах свидетельствует, что Господь созда от земли врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими ( Сир.38:4 ). Но тот же Сирах и преподаёт наставление всем болящим прибегать прежде к Богу с молением, потом не делать грехов, за сим принести жертву Богу, и наконец уже обратиться и ко врачу. Чадо, говорит он, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и той тя исцелит. Отступи от прегрешения, и направи руце, и от всякаго греха очисти сердце твое: даждь благоухание и память семидала, и умасти приношение. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть ( Сир.38:9–12 ). Наставление божественное! Какой больной не воспользуется им? и какой врач не одобрит его? – Но воспользовалась ли им жена кровоточивая? Молилась ли Богу? Уповала ли на Его всесильную помощь? Очищала ли сердце своё от грехов? – Нет. Она молилась врачам и уповала на их искусство и знание. И потому болезнь её становилась день ото дня неисцельнее, опаснее: паче в горшая пришедши ( Мк.5:26 ). Когда все надежды на помощь человеческую уже исчезли: тогда страдалица обращает мысленный взор свой на помощь небесную. Не поздно ли? – Нет, братия: можно опоздать только надеждою на врачей, но надежда на Бога никогда не поздня. Слух о чудесах Христовых производит в душе болящей жены веру; вера восстановляет надежду на исцеление; вера и надежда влекут и мысль её, и чувства к Спасителю, утешая, что, если только прикоснётся риз Его, спасена будет. Так и сделалось: и приступивши созади, коснуся края риз его: и абие ста ток крове ея ( Лк.8:44 ), и ощути телом, яко исцеле от раны ( Мк.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

б) Один Бог может воззвать нас от сей жизни, а не имеем никакого права на нашу жизнь, которая во всем зависит от Бога. Никто же нас себе живет, и никтоже себе умирает. Аще бо живет, Господеви живет; аще ли умирает, Господеви умирает: аще убо живем, аще ли умираем, Господни есмы ( Рим.14:7–8 ). То есть, как мы получили нашу жизнь от Бога и для Бога, так и обязаны сохранить её до тех пор, пока Ему угодно. 421. Как христианин должен поступать во время его болезни? Вопрос прихожанина. Как христианин должен поступать во время его болезни? Ответ священника. Как скоро постигает христианина болезнь, он прежде всего должен вооружиться терпением, смирением и упованием на Господа; ибо наши болезни попускаются на нас от Господа Бога, для возбуждения нас к покаянию. Премудрый говорит: «Чадо, в болезни твоей отступи от прегрешения и от всякого греха и исправи сердце твое» ( Сир.38:9–10 ). Потом, если есть надежда к выздоровлению, должен воспользоватся надлежащими средствами и к выздоровлению. Как скоро болезнь не уступает обыкновенным простым средствам, то заблаговременно надобно обратиться к помощи искусного врача, которому должно открыть все причины и обстоятельства нашей болезни и точно исполнять все его предписания. Почти врача противу потреб честию его: ибо Господь созда его. Господь созда от земли врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими ( Сир.38:1–5 ). В продолжение болезни встревоженные чувства надобно покорять рассудку, а рассудок Богу. Хотя жалобы и слезы не запрещаются, но больной должен умерять их, чтобы не воспитать в себе ропота на Бога и не сделаться в тягость окружающим его; он должен пользоваться временем, в которое чувствует облегчение от болезни, для внимательнейшего размышления о вечности и о своей прежней жизни и для принятия твердой решимости исправить оную. Когда усиливается болезнь и угрожает смерть, надобно привесть в порядок все свои дела; сюда особенно относятся: примирение с теми, которых мы оскорбили; посильное вознаграждение за вред и обиды, причинённые нами другим, законное распоряжение об оставшемся нашем имуществе. К особенным обязанностям христианина больного принадлежит, чтобы он поскорее очистил себя покаянием и причастился Св. Тайн. Крайне безумно отлагать принятие Святейших Тайн религии до тех пор, когда болезнь усилится до крайности, когда, кроме прочих затруднений и опасностей, теряется даже сознание: Соединившись чрез принятие Св. Тайн с Господом, больной должен совершенно предать себя Богу; приближаясь к смерти, он не должен отчаиваться, равно как далек должен быть от всякой гордости и тщеславия. Истинные христиане беспрестанно встречают смерть, но спокойствие они исчерпают не из самих себя, но из заслуг Христа Спасителя и божественных Его обетований, помня как свою немощь, так и милость Того, Который есть упование и спасение наше: аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа, праведника ( 1Ин.2:1 ). 422. Почему иногда Бог не дает детей родителям?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010