Скачать epub pdf Глава 9. Изображения в зеркале и чудодейственная тень св. апостола Петра Употребление изображений находит себе доказательство в самых законах природы. Так на поверхности тихо стоящей воды, на гладко полированных металлах отчетливо отпечатлевается образ человека; потому от глубокой древности и у самих евреев были в употреблении зеркала из металлов (серебра, меди и разных смесей металлов. Исх.38:8 ; Иов.37:18 ; Сир.12:11 ), и св. апостол Иаков порицает не употребление зеркал, но тех, которые не умеют пользоваться ими: «кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» ( Иак.1:23,24 ). Опять иудеи и здесь впадали в противоречие. Портреты свои делать грешно, а смотреть на лица свои в зеркале не грешно. Что такое тень человека? Это образ его, делаемый солнцем или вообще светом. И были случаи еще во время апостолов, что сами иудеи прибегали с верою к этому образу. Дело было в Иерусалиме. Господь Бог совершал великие чудеса через апостолов после сошествия на них Св. Духа, так что жители этого города «выносили больных на улицы и полагали на постелях и на кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалиме многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» ( Деян.5:15–16 ). Если вера в чудодейственную силу образа Петрова, отпечатлеваемого лучами солнца, не есть идолопоклонство и если через этот образ подавалось исцеление больным, то неразумно называть идолопоклонством почитание изображений Господа Иисуса Христа и святых Божиих. Сам Бог совершил много знамений и чудес через эти изображения. Итак, и законы природы и Св. Писание говорят за святые изображения. Читать далее Источник: Православное учение о почитании святых икон/[Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - 138, V с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Священномученик Дионисий Ареопагит Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь! Святитель Иоанн Златоуст Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел. Святитель Филарет, митрополит Московский Живи в Боге На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!» Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?! «Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех – и мертвых и живых – объединяет Христос; и все мы – мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе! Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем. Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас? Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.

http://pravoslavie.ru/1631.html

Когда православная Церковь советует молиться за умерших, то советует делать это раньше дня судного и только за тех из них, которые перед смертью положили начало спасению своим покаянием. Правда, что на последнем страшном суде Бог воздаст каждому по делам его, но, кроме всеобщего суда, для каждого человека после его смерти бывает суд частный и мздовоздаяние неокончательное: Евр.9:27:11:39–40 ; не напрасно поэтому указаны в Писании примеры на молитвы и милостыни за умерших: 2Мак.12:43–45 . Рим.8:1–2 . «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объяснение. Никто не может сказать: «Я очистил моё сердце, я чист от греха моего»: Притч.20:9 ; 1Ин.1:8 , поэтому Слово Божие и заповедует молиться даже о всех святых: Еф.6:18 . И мы веруем, что молитвы Церкви, благотворения, совершённые живыми за умерших, и особенно приношения бескровной жертвы могут способствовать всем, скончавшимся в покаянии, ибо для этой веры есть основания и в Священном Писании: Сир.7:36 . Нельзя забывать и того, что надежда на Христа не ограничивается только земной жизнью: 1Кор.15:19 . Рим.14:12 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу». Объясн. Правда, что на последнем суде Страшном будет воздаяние каждому соответственно его делам в земной жизни. Но, по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти суд частный: Евр.9:27 . Люди сейчас же после смерти получают ещё не полное воздаяние, о чём свидетельствует тот же апостол. Евр.11:39–40 . Вот здесь-то Церковь и пользуется временем, пока ещё не пришёл день Господень, и молится, по слову апостола, за всех человеков: 1Тим.2:1 , за живых и умерших, так как у Бога все живы: Лк.20:38 ; члены Церкви за своих близких умерших творят милостыни: Тов.4:17 . 2Кор.5:10 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слышать можно, неразумные судят и о сем по-своему, говоря: с тех пор, как пророки возвещали об этом, прошла не одна тысяча лет, а кончины мира и доныне нет, потому будет ли еще?.. Что сказать на это? Одно должно быть известно нам, что небо и земля прейдут, а слова Господни не прейдут, чтобы не исполнились во всей силе. Если и не скоро они сбываются, хотя указывают на скорое исполнение, то причина одна, – что пред очами Господними и тысяча лет яко день един ( Пс.89:5 ). Пророки же предсказывали не от своего ума, но просвещаемые Божиим Духом, они возвещали то самое, чему учит и Господь наш. Те люди, которые верят откровениям Господним, всегда ожидают исполнения их, те не постыдятся, как и сказано, и мыслящие просветятся, аки светлость тверди, – и аки звезды вовек ( Дан.12:3 ). Потому Писание говорит нам: делайте дело ваше, и Господь мзду вашу во время свое ( Сир.51:38 ). Есть наследие служащим Господеви ( Ис.54:17 ), – сказал и пророк Исаия, – есть воздаяние праведным за скорби и злострадания их в веке сем. И иже приложищася ныне работати Господеви, и любити имя Его, введу их, – Господь сам говорит, – в гору святую Мою и возвеселю их в дому Моем. Се Аз творю веселие и радость людем Моим, и к сему не услышится в них глас плача, ни глас вопля; забудут бо печаль свою первую, и не внидет и на сердце. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдет на сердце их; но радость и веселие обрящут на ней ( Ис.56:6, 7; 65:16–19 ). Итак, никто пусть не говорит: суетен работаяй Богу ( Мал.3:15 ); что более, яко сохранихом повеления Его и идохом молитвенницы пред лицем Господа Вседержителя. Господь Сам о них возвещает: изберу их, им же образом избирает человек сына своего, добре работающа ему и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему. Елицы изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем места, и имя вечное дам им ( Вар.3:14, 17, 18 ; Ис.56:4, 5 ). Господь говорил ученикам своим: бодрствуйте, ибо не знаете, в которой час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына человеческого ( Мк.13:37 ; Лк.21:36 ). Вам известно, – говорил Он еще ученикам своим, – если бы знал хозяин дома, в какое время ночи придет к нему вор, то бодрствовал бы и не дал подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете придет Сын человеческий ( Мф.24:43, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Втор.10:20 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись». Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9 ; Евр.9:14 . А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23 ; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ; Откр.3:21 , как друзей Божиих: Ин.15:14 , которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14 ; Иак.5:16 . Ис.42:8 . «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17 , что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10 . Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41 ; Ин.15:14 . Основные места священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть Мф.10:40–41 . Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр.11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Кор.6 :2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 2Фес.1:10 . Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Сир.44:1 . Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Хочет ли кто рассмотреть еще и оценить высокое достоинство бедности, когда держится ее кто-либо ради Христа, ради Евангелия Его и будущих благ? Обрати внимание на то, что говорит Господь: аще хошеши совершен быти, – продаждь имение и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Слышишь, как нищета Христова обогащает своего избранного; как она наделяет его небесными дарами: и потому Сам Господь указал на нее как на совершенство в жизни духовной, богоподобной. Ничто так не угодно Богу, как жизнь по закону Христову, по Его Божественному учению; потому и говорит Он: иже аще сотворит волю Отца Моего, той есть брат Мой ( Мф.12:49 ). Кто уразумеет величие такого достоинства, как почитаться и быть братом Единородного Сына Божия равного со Отцем Богом?! Вот состояние, которого достигать должны все мы, именующиеся христианами, последователями Христовыми! И это последование или подражание Иисусу Христу состоит наиболее в том, чтобы быть отчужденным от всего здешнего, как бы не принадлежащим миру сему, быть в таком состоянии, на которое указывая, апостол говорит всем христианам: горняя мудруствуйте а не земная ( Кол.3:2 ). И вот, этот раб Христов, который умудряется достигнуть небесных благ, так дорог пред очами Божьими, что ничем земным не оценить его; ибо о таких людях говорит Писание, что и весь мир не достоин их ( Евр.11:38 ). Так много значит богоугодный человек, как тысяча пудов сена и соломы не могут сравниться в цене далее с одной жемчужиной, так лучше, как говорит Писание: един праведник, нежели тысяща грешников ( Сир.16:3 ). А кто праведник, как не тот, кто, поучаясь оправданиям Господним день и ночь ищет одного только Царствия Божия и правды Его! Праведник тот, кто с пророком Давидом взывает так: Господи! Избавь душу мою от людей мира сего, которых удел в здешней жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты, и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое, – буду насыщаться образом Твоим (Ср. Пс.16:13–15 ), утешаться тем, что я подобен Тебе. Также научает Господь и притчею богача и нищего Лазаря, где праведным пред Богом не тот оказался, кто почивал здесь наверху блаженства, наслаждаясь обилием благ земных, но тот, кто не имел и крошки хлеба. И Писание не без причины говорит, что Бог избрал бедных мира сего быть богатыми верою и наследниками Царствия Его ( Иак.2:5 ), а не тех, которые пользуются благами века сего и, благоденствуя здесь, живут, как враги Креста Христова, без всякого страха Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Если вавилоняне – народ варварский, по праву войны захватив Иерусалим, уважили добродетель Иеремии и великодушно оказывали ему всякую услугу, не только дав нужное для пропитания, но и снабдив сосудами, какие обыкновенно употребляются, то неужели не уважат добродетельной жизни соплеменники, с детства очистившие рассудок к принятию лучшего и стремящиеся к добродетели. Они, если не смогли по каким-либо причинам стать подвижниками сами, почитают подвижников, удивляясь их добродетели. Поэтому не заботься о многом, но по совету Петра и Павла бодрствуй и трезвись в молитвах: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас ( 1Пет. 5:7 ). Ибо сказано: Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом ( Флп. 4:5–6 ), и Он будет промышлять о вас. И еще в другом месте написано: Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу и был постыжен? ( Сир. 2:10 ). Всё это ты читал, однако напоминаю тебе. И Даниил в Вавилоне, будучи брошен в ров со львами, не пострадал от них, но умирал от голода, тогда пророк Аввакум, получив повеление от Бога, принёс Даниилу обед, будучи перенесён Ангелом из Иудеи в Вавилон, в тот самый львиный ров. И великий пророк Даниил, благодаря, говорит: вспомнил, Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя ( Дан. 14:38 ). Всё это и подобное этому держи в уме, непрестанно обращаясь мыслью к Богу. 60. Монаху Флориону Изнемогши телом, не падай духом, думая, что некому будет утешить тебя. Ибо: Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека ( Пс. 117:8 ). Без сомнения, Бог утешит тебя, и у Источника премудрости нет недостатка в Промысле нужного для спасения. 61. Монаху Афанасию Возвращайся скорее в монастырь, из которого ты вышел, чтобы оставшись надолго вне этой ограды, не сделаться тебе добычей мысленных зверей. Если ты скажешь, что оставил обитель в чаянии высшей добродетели, то припомни сказавшего: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти ( Притч. 14:12 ). Ибо сатана, не изведавших опытно его ухищрения, большей частью уловляет чем-либо благовидным. 62. Монаху Сириану

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Следовательно, принимая медицину и ее предписания, отмечает святитель Василий Великий , человек «свидетельствует о славе Божией» 485 . В действительности медик своим искусством и назначаемыми средствами лечения лишь способствует претворению Божественных сил, щедро ниспосылаемых Создателем на всех тварей и на человека. Таким образом, медицина и лечебные средства утрачивают свой мирской характер, выступая в качестве инструментов Промысла Божия, изливающего на все сущее свет Своей славы (см.: Мф.5:45 ). Не оспаривая и не заменяя церковные ритуалы, они являются как бы их опосредованным проявлением, и в конечном счете все сводится к единому выводу, что нет иного врача, кроме Господа, поскольку именно Его славой, Его властью, Его милостью и Его силой медики, будь они верующие или нет, отдавая себе в том отчет или нет, могут оказать больным действенную помощь. Господь исцеляет через лекарство: в этом случае Он действует «через посредство вещей видимых», отмечает святитель Василий Великий 486 . И также Господь действует через врача, осуществляющего надлежащее лечение (logikos) 487 , о чем пишет преподобный Варсануфий: «Во имя Господа вверяем мы себя в руки врачей, уповая на то, что через них Он даст нам исцеление» 488 . Исцеление приходит от Бога Как мы видим, исцеление как таковое исходит от Бога, хотя и осуществляется через естественные процессы. Святитель Феофил Антиохийский напоминает Автолику: «Может случиться тебе заболеть, спасть с лица, утратить силу и бодрость; но в Боге ты обретешь спасение и исцеление, здоровье, бодрость и силу: тебе не ведомо, куда подевались тогда твои силы, здоровье и крепость, из чего они сделались и откуда появились снова. Но ты скажешь мне: “Они образовались из пищи и питья, проходящих через кровь”. Очень хорошо! Но и все это тоже есть творение Господне, устроенное таким образом Им и никем иным» 489 . Эти вопросы затрагиваются еще в Книге Сираха: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание [в еврейском тексте: мудрость врача], и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли ( Сир.38:1–2,4,6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

8. Свт. Григорий Нисский : Подобно тому как при наступлении выздоровления уходит болезнь, а при появлении света не остается тьмы, так и при наступлении мира исчезают все страсти, устраиваемые супостатом. 9. Демосфен: Тем, кто хочет правильно вести войну, следует не идти за обстоятельствами, но быть впереди обстоятельств. 10. Славная война предпочтительнее постыдного мира. 11. Геродот: Никто так не безумен, как тот, кто предпочитает войну миру. 12. Менандр: Мир земледельца даже в горах питает хорошо. Война же даже на равнине есть зло. 13. Аристофан: О мир, умножающий богатства, и упряжка быков! О, если бы мне войну прекратить, Воскликнуть, вскопав землю, и, умывшись, пить Молодое вино, принеся свежий хлеб и капусту! 14. Еврипид: Мудра рассудительность, ведь побеждает она Множество рук; но невежество вместе с толпой – великое зло. Слово 38-е. О надежде 1. Мф. 6, 26 : Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. 2. Рим. 8, 24 : Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. 3. Прем. 16, 29 : Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода. 4. Прем. 5, 15 : Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. 5. Сир. 2, 10 : Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? 6. Свт. Василий Великий : Кто надеется на человеков или от чего-то другого в жизни преисполняется гордостью, не может сказать: На Тя, Господи, уповах ( Пс. 30, 2; 145, 2 ). Ибо заповедано не надеяться на князей. 7. Хвалю сказавшего, что надежда есть сновидение бодрствующих. 8. Свт. Григорий Богослов : Когда, надеясь на великое, вдруг получаем ожидаемое, тогда явленное выглядит ниже чаемого. 9. Не следует быть слишком самонадеянным, чтобы не впасть в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

38. Платон: Он был благ, у благого же никогда ни к кому не появляется зависть. 39. Аристоним: Зависть, словно дурной демагог, всегда против добрых дел. 40. Фукидид: У живых зависть [есть] к сопернику, а то, что не стоит на пути, почитается с бесспорным благоволением. 41. Анаксимен: Ибо те, которые хорошо сказанное или сделанное не хвалят из зависти, как такие могут быть полезны в делах? 42. Катон: Говорил, что хуже всего, когда завидуют пользующимся удачей прилично и умеренно. Ибо [тогда] завидуют не нам, но нашему окружению. 43. Аноним: Никому не завидуй: благие – достойны, дурные же, если и процветают, все равно дурно живут. 44. Фемистокл: Будучи ребенком, он говорил, чтобы никто не блистал, чтобы не сделаться предметом зависти. Ибо как жучки заводятся особенно в созревшем хлебе и распустившихся розах, так и зависть затрагивает особенно честных и преуспевающих в добродетелях и тех, кто обладает славным нравом и лицом. Слово 55-е. О добровольном и вынужденном 1. Лк. 12, 47–48 : Раб же тот, который знал волю господина своего, [и не был готов,] и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. 2. 1Кор. 9, 16–17 : Горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. 3. Еккл. 10, 5 : Невольно[е] изыде от лица владеющего. 4. Притч. 30, 33 : Как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь. 5. Сир. 18, 30–31 : Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих. 6. Свт. Василий Великий : Несчастьям в аду причина не Бог, а мы сами. Ибо начало и корень греха – то, что от нас, и наше своеволие. 7. Славим добродетельных, которые таковы по своему произволению, а не тех, которые стали такими по чьему-то принуждению. Ибо там, где готово произволение, ничто не препятствует. 8. Насилие или страх никогда не становятся творцами добродетели. Прекрасно же то, что добровольно и не по принуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010