(13-14) Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет; благодушствует ли кто? да поет. Болит ли кто в вас? да призовет пресвитеры Церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. - Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу (Пс. 29, 5), молитва того долго бывает пустословием. (15-16) И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да изцелеете; много бо может молитва праведного поспешествуема. - Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем (Мк. 6, 13). (17-18) Илиа человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь, и не одожди по земли лета три и месяц шесть; и паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой. - Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевной скорбью, ибо если тогда, когда за нас молятся другие, сами мы проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас, и сбывается на нас слово блаженного Петра. Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления (Сир. 34, 23). (19-20) Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов. - То же говорит и Иеремия: аще изведеши честное от недостойного, яко уста моя будеши (Иер. 15, 19), ибо всякий, возвещающий слова Божий, бывает устами Божиими. Ибо что говорит? Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 20). Поэтому-то через Давида и воспрещает Он грешнику поведать оправдания Его (Пс. 49,16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/280/...

13. Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет царствие Твое. Ибо кто слышал Павла говорящего: да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем (Рим. 6, 12), и кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое. 14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии, творят волю Божию, как Давид воспевая сказал: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Пс. 102, 20). Посему ты, моляся, говоришь сие в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко! 15. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб наш обший не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того чтобы сказать, на существо души устрояемый. Сей хлеб не во чрево входит, а афедроном исходит (Мф. 15, 17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь говорится вместо на всяк день, как и Павел сказал: дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 13). 16. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрещаем словом и мыслею, и делаем очень многое, достойное осуждения. И аще речем, яко греха не имамы, лжем (1 Ин. 1, 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим, и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы суть, легки и удобопростительны: а от нас бывающие Богу велики суть, и Его токмо человеколюбия трсбующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких противу тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений. 17. И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: муж не искушен, не искусен есть (Сир. 34, 10; Рим. 1, 28)? и в другом: всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна (Иак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1:52,53. Незыблемое правило, по которому Бог возвышает смиренных и низлагает гордых, часто повторяется в Ветхом Завете (напр.: Прит. 3:34 ; Ис. 2:11,12,17 ; ср.: Сир. 10:14 ). Выражение «алчущих исполнил благ» восходит к Пс. 106:9 , где сказано, что Бог помогает тем, кто находится в бедственном положении, потому что Он милосерд. 1:54,55. Согласно завету, заключенному с праотцем Авраамом, Бог обещал вечно хранить верность народу Израиля (напр.: Втор. 7:7,8 ). Израиль – «раб» Господень, о чем говорится в Ис. 42–49 (ср. коммент. к Мф. 12:15–18 ). 1:56. Хотя в древних текстах иногда говорится, что беременность продолжается десять месяцев, было известно, что обычно она продолжается девять месяцев; упоминаемые здесь три месяца плюс шесть из ст. 26 позволяют думать, что Мария пробыла у Елисаветы достаточно долго, чтобы увидеть рождение Иоанна. 1:57–66 Рождение Иоанна. В этом рассказе отсутствуют агиографические (т. е. характерные для жизнеописания святых) подробности, встречающиеся в тот период в еврейских рассказах о чудесных рождениях. Так, например, считалось, что в момент рождения младенца Моисея все помещение наполнилось светом, а новорожденный Ной сразу заговорил. 1:57,58. Соседи всегда участвовали в праздновании важных событий (ср.: 15:6), а рождение – особенно столь необычное – и обрезание новорожденного (как правило, совершавшееся в тот период отцом) былиименно такими событиями. Судя по иудейским преданиям, гости собирались в доме каждый вечер со дня рождения и до обрезания младенца. Об особой причине празднования см. в коммент. к 1:7. Евреи придавалирождению сыновей первостепенное значение, поскольку это были продолжатели рода, хотя практика показывает, что они любили своих дочерей не меньше. 1:59. По закону обрезание должно было совершаться на восьмой день, это было особое событие, и иудейский обычай предписывал воспитывать ребенка по библейским канонам. Евреи обычно давали имя младенцу при рождении; свидетельства о том, что ребенка называли при обрезании, обычно более поздние. Но римляне давали своим детям имена на восьмой или девятый день (девочкам и мальчикам, соответственно), и Лука в данном случае либо переносит в свое повествование греко-римский обычай, либо, что более вероятно, подчеркивает его влияние на палестинских евреев. Возможно, наречение младенца было отложено из-занемоты Захарии, но см.: 2:21.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Вот напр. изданное в первый раз еще по повелению Петра Великого учебное руководство под заглавием « Юности честное зерцало », экземпляр которого, бывший у нас под руками, второго издания 1740 г. в Спб. Между находящимися здесь «Нравоучениями от священного писания по алфавиту избранными» мы находим между прочим столь обычные и издавна употребительные: бойся Бога и Царя, и ни единому же их, противися (стр. 12); иереи почитай, старших благоговей (стр. 14); не оправдай себе пред Богом, и паче Царя не умудрися (стр. 15); Царь премудр, утверждение есть людем (стр. 17); Царю слава во мнозе языце: во оскудении же людей, падение сильному (там же) и т.д. (См. напр. стр. 16, 34–35, 44 и др.). Затем в «Начальном учении человеком, хотящим учитися книг Божественного писания» при изъяснении того, «что повелевает Бог в пятой заповеди», в сокращенном катехизисе дается такой ответ: «повелевает родителей своих, и под именем их, во-первых Государя, яко помазанника Божия и отца народа: пастырей духовных и правителей гражданских: учителей, благодетелей и старших почитать, и им повиноваться, да и всякого человека любить как себя» (стр. 56). В пространном катехизисе на все это, как известно, приведены подтверждения и из слова Божия. Затем в числе «Изречений из Св. Писания» в «Начальном учении» мы находим между прочим следующие: начало премудрости страх Господень ( Псал. 110:1  стр. 62); Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15  там же); Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Петр. 2:17  там же); Всею душею твоею благоговей Господеви, и иереи Его чти ( Сир. 7:31  там же); Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется ( Рим. 13:1–2 там же) и т.д. В «кратком нравоучении»: «Будь благочестив. Уповай на Бога, и люби Его всем сердцем... Усерден будь ко святой церкви Божией и все ее установления свято почитай и храни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ст. 15. ...единственными – букв. «каждое поодиночке». Ст. 16–17. Историческими параллелями к этим стихам могут служить: Сеннахирим, не сумевший завоевать Иерусалима (см.: 4Цар. 19 ), Голиаф, убитый Давидом (см.: 1Цар. 17 ), конница египетского фараона, погибшая при преследовании древних евреев (см.: Исх. 14:23–28 ).   Псалом 33 Ст. 1. Это надписание несколько расходится с известным библейским рассказом о том, как Давид притворился безумным, когда, убежав от Саула, пришел в филистимский город Гефу к царю Анхусу и был там опознан слугами царя (см.: 1Цар. 21:10–15 ). Возможно, что Анхус – личное имя, тогда как Авимелех (букв. «отец царя») – имя царского рода или достоинства. Ст. 6. ...просветитесь – будьте озарены светом. Ср. рассказ о Моисее, лицо которого сияло после общения с Богом (см.: Исх. 34:29–35 ). Ст. 9. Вкусите – примите в себя Бога. Этот стих поется в Церкви в качестве причастна на Литургии Преждеосвященных Даров. Ст. 10. Страх Божий – одна из главных норм библейской морали, заповедь Божия, (см.: Лев. 19:14 , Втор. 6:13 ). В Притчах Соломона читаем: «Начало мудрости – страх Господень» ( Притч. 1:7 ) (ср.: Быт. 42:18 ; Исх. 18:21 ; Иов 28:28 ; Притч. 8:13 ; Сир. 15:19 ).   Псалом 34 Этот псалом, полный горьких чувств человека, неправедно гонимого, заставляет нас вспомнить о лютой ненависти Саула к юному Давиду (см.: 1Цар. 18 и след.). Встающий в псалме образ кроткого, безвинно страдающего человека, окруженного злобой, коварством, насмешками, переносит наш взор на Голгофу, и в словах Псалмопевца мы слышим пророчество о тех глумлениях, которые сопровождали Христа Спасителя на Его пути от синедриона до лобного места. Ст. 6. ...Ангел Господень посылается от Бога для наказания злых: таков был тот, который погубил первородных египетских, и тот, который убил 185000 ассирийцев (блж. Феодорит Киррский ). Ст. 12. Воздали... злом за добро – Давид был благодетелем Саула, когда своей игрой отгонял мучащего его злого духа (см.: 1Цар. 16:23 ), и благодетелем всего народа, когда в единоборстве с Голиафом обеспечил израильтянам победу над филистимлянами (см.: 1Цар. 17 ). Этот стих содержит пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, ложными свидетелями оговариваемом на суде архиерейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1856 г. 5 февр. Из Куряжа я коротенько пишу тебе, чадо мое Евпр. Еф. О болезни моей не беспокойся: она, слава Богу, прошла. Пожелай, чтобы и проказа души моей многогрешной, оставив меня, свалилась. Пленяет меня описанными тобою нравственными чертами Досифея. Пусть же она более и более возмогает в любви Господней. Очи Господа на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, охранение от преткновения и защита от падения. Он возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение ( Сир.34:16–17 ). Да благословит же ее Господь, трудницу! Небрежность послушниц по больнице давно тебе следовало вывести на свежую воду: что им за милость, когда отзываются не милостию для хворых, вопиющих на небо, по поводу их небрежности?.. Так вон их из больницы, если голос любви твоей к ним не доходит до сердца их и не вразумляет. Бог с ними! Феок. Ал-ну до смерти мне жаль: слава Богу, что теперь хотя приходит в себя. О, мудрование, мудрование! Как ты не вспомнишь изречение пророка Иеремии ( Иер.10:14 ): «Буй человек сотворися от ума»... Передай ей опасение мое: не оскорбилась ли ее деликатность присылкою денег?.. Пусть бы видела, что это дань той же любви, которая и ее сердце движет; пусть не гневается на дело любви. По самолюбию, пожалуй, она может смутиться и не понять меня. Так я настращен вами проказницами, что того и смотри, как в беду попадешь. Но прости: иду к литургии, а там нужно в Харьков. Христос с тобою. 1856 г. 22 марта. Вполне сочувствую нелегкой скорби вашей об утрате брата доброго; но скорблю не без надежды, что вы помните, что гости здесь мы и странники, что отечество наше на небе ( Флп.3:20 ), там, где Отец наш, где наш Глава – Христос ( Еф.1:10–11 ), где Дух Святый с восторгами блаженства нескончаемого. По милости Божией всем нам отверста дверь к нетленной жизни. Могила есть хранилище того зерна, которое хоть сеется не в честь, но процветет славою ( 1Кор.15:43 ) в свое время. Жив ли, умер ли брат ваш добрый, все мы видеть должны, что он, по мысли Апостола, «Божий, Господень», Его создание, Его образ, предмет любви Его вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

1) Когда о грехах твоих помышляешь, помышляй и о милосердии Божием. Сколько твоих грехов ни есть, и как они ни велики, но у Бога более милости. Слышишь, что апостол Духом Святым говорит нам, грешным, в утешение: Бог, богатый милостью (Еф. 2:4). Не только сказал: милостив Бог, но и богатый милостью. Это богатство милости проповедует нам и Моисей Боговидец: Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен (Исх. 34:6). Проповедует святой Давид, узнав на себе то богатство милости: Возвеличилась до небес милость Твоя, Господи (Пс. 56:11). И еще: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), – и в прочих местах. Словом, милость Его такова, каково величество Его. Каково величие Его, такова и милость Его, – говорит премудрый Сирах (Сир. 2:18). Величество же Его бесконечно, потому и милость Его бесконечна. От этого источника проистекает, что Он не по беззакониям нашим творит нам, и не по грехам нашим воздает нам (Пс. 102:10), но по бесконечному Своему милосердию и згладит беззакония наши, и ввергнет в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7:19). Источник этот не исчерпается, не иссыхает, но всегда исполненным пребывает, и все к нему через пророка призываются жаждущие: Жаждущие, идите все к водам (Ис. 55:1). Одно требуется – да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его (Ис. 55:7). Открывает его нам Единородный Сын Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:16-17). Хвалят, поют и прославляют Ангелы: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14), – и желают проникнуть (1 Петр. 1:12). Славят и превозносят во всех своих писаниях апостолы, черпают и предлагают всем пастыри и учителя, вкушает и прохлаждается вся Святая Церковь, прибегают нищие, убогие и жаждущие грешники и получают прохлаждение. К этому благости и милосердия Божия источнику и нам должно прибегать во время зноя, и жаждущим душам почерпать воду веселия. Для того и представляет нам его святое Божие слово, дабы во время зноя искушений прибегали к нему и оттуда почерпали живую воду прохлаждения. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2. «Поместил он меня на пне только что срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках». Посадить своего «служку» на пень, а самому стать перед ним в самом неудобном положении — показывает величайшее смирение, отличавшее в особенности преп[одобного] Серафима Саровского . 3. «Господь открыл мне»… Образ выражения истинно и действительно великих древних отцов Египта, Палестины и проч. (ср., например, ответы Варсануфия Великого). Посему Мотовилов назвал преп[одобного] Серафима «Великим». 4… ..высших себя не ищи ( Сир. 3:21 ). 5. Всяк иже не собирает со Мною, той расточает ( Мф. 12:30 ). 6. Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть ( Деян. 10:35 ). 7. Пошли в Иоппию к Симону усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой ( Деян. 10:5-6 ). 8… ..пришедшего в мир грешныя спасти ( 1Тим. 1:15 ). 9. Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете — видим, и грех ваш пребывает на вас ( Ин. 9:41 ). 10. Не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его ( Ин. 3:34-35 ). 11. Купуйте, дондеже прииду ( Лк. 19:13 ) искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф. 5:16 ). 12. Шедше, купите на торжище ( Мф. 25:9 ). 13. «Такое разумение неправильно»… Уже всем предыдущим подсказывалась мысль, что необходимо наличие благодати для спасения и совершения подвигов и что последние ценны только постольку, поскольку им сопутствует благодать. Если ее нет, труд подвизающегося напрасен, — ведь и евангельские девы несли подвиг девства, подвиг величайший, и однако услыхали: не вем вас ( Мф. 25:12 ). Действительно, что им недоставало? «Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельное, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей, — говорит преподобный Серафим Саровский и продолжает: — Я, убогий, думаю, что у тех именно благодати Всесвятаго Духа Божия не доставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-то и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божияго, и говорится в отеческих книгах: Ин есть путь, мняйся быти благим вначале, но концы его — во дно адово» (Ср. Прит. 14:12,16:25 ). [Этот отрывок епископ Варнава приводит в § Принятие на себя подвигов.]

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

34:29), то сколь более служение Духа будет в славе, когда оно гораздо выше первого? (Ст. 9). Ибо если служение осуждения, — разумей в славе было, то сколь более процветет служение правды в славе, то есть служение благодати? [вопросительное предложение и в сир. (Вальт.): «сколь более?»] (Ст. 10). Ибо не оказывается славным даже то прославленное в этом отношении по причине превосходнейшей славы, то есть славы, которую приняли апостолы, за ничто почитается та слава, которая дана при сообщении закона. (Ст. 11). Если ведь (ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, (хотя) чрез славу (в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться после воскресения вечного, будет преизбыточествовать в славе вечной. (Ст. 12). Итак, имея такую надежду на всегдашнюю славу, великим поэтому дерзновением пользуемся мы, то есть открыто действуем. (Ст. 13). И не имеем нужды являться как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться. (Ст. 14). Поскольку омрачились мысли их, и они не могли узреть таинств, бывших в законе, ибо до сегодняшнего дня, когда читают Ветхий Завет, то же самое покрывало простерто между лицом Моисея и глазами их, то же покрывало простерто между буквой Моисея и умами их. Потому и не видят они того, что должно упраздниться чрез Христа, то есть быть совершено. (Ст. 15). Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие писания названы именем пророков, пророчественные речи которых они содержат. Итак, поскольку писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его, пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына превыше обетовании пророков, и Евангелие Господа — превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала. (Ст. 16). А снимется оно с глаз их, когда они обратятся к Господу. Как Моисей, когда устремлял взор свой к Богу, то снимал покрывало с лица своего, так и с ума их снимется оно, когда обратятся к вере в Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

7) Миряне, чтобы не истолковать слово Божие к собственной, погибели, не должны сами браться толковать его по–своему: Иак. 3:1 ; 2Петр. 3:15–16 ; 1Кор. 7:20 ; и Сир. 38:24–39; 39:1–10 . О Святой Церкви Христовой «Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь » Хранительницей богооткровенного и спасительного учения, то есть Св. Предания и Св. Писания, является святая Церковь Христова. Что же такое Церковь ? Этим словом часто называют храм, или дом молитвы. Но называют его так только в разговорном языке. Ведь говорят, например, указывая на здание, «это школа», однако говорят и так: «школа занимается», «школа идет» и т. п. Очевидно, что само здание названо школой потому, что в нем собирается школа живая, –школьники. Или, указывая на здание, говорят: «это суд», но говорят и так: «суд идет», «суд постановил», то есть, – само здание называется судом потому именно, что в нем собирается для дела живой суд, – судьи. Так и храм Божий называется в разговорном языке, церковью потому, что в нем собирается для молитвы живая церковь , – верующие люди. Да и в самом Св. Писании иногда одно слово обозначает два понятия; например, слово «чаша» означает и сосуд (Мф. 10:42; 26:27) и страдания (Мф. 20:22; 26:39); слово «крест» означает и страдания (Мф. 16:24) и крест вещественный, на котором распят был Христос (Мф. 27:32). Неудивительно, что и слово « церковь » в Писании обозначает и общество верующих (Мф. 18:17 и др.) и место их собрания. «Целый год собирались они (Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей» ( Деян. 11:26 ). «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор. 11:18–22 и 14:34–35). Итак, в Св. Писании и храм Божий, место собрания верующих для молитвы, называется церковью. Но у нас будет речь о церкви живой, – об обществе верующих. Что же должно разуметь под словом « Церковь »? Под словом « Церковь » разумеется основанное Господом Иисусом Христом, искупленное Его крестными страданиями общество верующих людей, соединенных между собой, под главенством Христа, единой истинной верой, законным, преемственно от Апостолов рукоположенным, священством, участвующее в принятии св. таинств, в которых подается благодать Св. Духа для получения вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010