Разделы портала «Азбука веры» Исход 20:12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Вопрос мой связан с пятой заповедью, которую Моисей получил от Бога. Как исполнить эту заповедь, когда родители блудники? Зачат я в блуде. Воспитывался матерью, отца никогда не видел и не знал. Уж не знаю, каким образом, но мать меня по рождении моем крестила (Мать – невоцерковленная, к церкви относится равнодушно. Спроси ее: “Что такое крещение?” вразумительного ответа не даст —  “Все крестили. И я тоже крестила”). Сейчас мне 30 лет. Лет 7 назад задумался о своем крещении, начал переосмысливать свою жизнь. Воцерковляясь, начал по-другому воспринимать мир и все что в нем есть. Раньше я был благодарен матери, за то, что дала мне образование, за то, что кормила меня и одевала, дала кров. У меня есть профессия, я могу самостоятельно, отдельно от нее, жить. Сейчас мир для меня перевернулся (а может быть я раньше жил в перевернутом мире, а сейчас он встал в нормальное положение), и если блуд для меня был нормой, то теперь блуд – это грех. И что мне взять из этого блуда, в котором я зачат, когда церковь учит детям брать благодать от семейного брака, которую муж и жена получают в таинстве? Что мне делать Отцы? Я сам грешен, замаран блудом и наркотиками, и в своем вопросе я в блуде осуждаю свою мать. Но что мне сделать, чтобы в душе у неё настал мир? Она требует от меня, чтобы я ее уважал и любил. Но как мне любить блудницу? Я не употребляю наркотики, я не общаюсь со старыми приятелями. Живу с матерью, но не люблю ее, и уж тем более не уважаю. И вот в этих строчках: « Сир. 41:8–14 Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми. Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие. Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Всё, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится».

http://azbyka.ru/vopros/kak-ispolnit-5-z...

Разделы портала «Азбука веры» Обязан ли чтить родителей, молиться о их здравии, если один из них после развода меня почти сразу забыл, а вторая грубо, нелюбя, попрекая вырастила кое-как до 18 лет, а дальше, когда я убежал из дома жить сам, лишила незаконно доли собственности в жилье в пользу дочери от второго мужа? И я не хочу за них молиться, потому что ненавижу и во многом виню. Похожие вопросы 4 Ответа В любом случае, молитесь за своих родителей и за сестру. Родители достойны благодарности за то, что дали саму жизнь, это уникальное личное чудо, которым Господь наградил каждого пришедшего в мир. Благодарите, что не убили в аборте, что заботились в детском безсилии, старались и думали о вас даже немного. Благодарите, что любят хотя бы родную сестру, и ей помогают. Молитвы смягчают сердца тех, кто молится и тех, о ком молятся. Делайте сердца мягкими, с Божией помощью.  А на жильё мужчина сам способен заработать. Улучшите своё умонастроение, и Господь поможет в жизни. Здравствуйте, Евгений! Стоит ли молиться о тех родителях, которых Вы описали? Да, стоит. Нам это говорит Священное Писание: “От всего сердца почитай отца своего и не забывай родильных мук своей матери. Помни, что ты родился от них, и чем воздашь им за то, что они сделали для тебя?”. ( Сир.7:29–30 ). Хоть и такие родители, которых Вы за их ошибки ненавидите, но они дали Вам бытие. Аборт в утробе не сделали. Растили Вас хоть какое-то время, но все же. А молитва — это одна из форм милости. Почему бы не оказать ее тем, кто Вас родил на свет? Касательно ненависти. Если мы не простим обидчика, то то и нас не простит на Страшном Суде Бог. “Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. ( Мф. 6,14–15 ). Желаю Вам от всей души простить Ваших родителей. Бог в помощь! Если Вы христианин, то обязаны молиться за таких родителей тем более. К этому нас обязывает и Пятая Заповедь, и слова Спасителя о необходимости любить врагов.

http://azbyka.ru/vopros/molitsja-li-za-p...

г)  Принимают таинство елеосвящения. “ Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ” (Иак.5:14) и проч. Если не последует выздоровления и наступит смерть, то Церковь не оставляет умершего своими молитвами и благословениями. Христианские спасительные средства против человеческих болезней “ В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших ” (ст. 3) В нынешнем евангелии говорится о целительной иерусалимской купальне, при которой находилось много больных, жаждавших чудесного исцеления. Болезни всякого рода составляют и ныне самое обыкновенное явление между людьми. Редко встретишь человека, который бы не болел; редко встретишь дом, который долгое время был пощажен болезнью. Как много жалоб? Как иной считал бы себя совершенно счастливым, если бы только был здоров? Неужели Иисус Христос и Его божественная вера не оказывает более в наше время никакой помощи больным? Поистине оказывает. I. Христианская вера предохраняет от болезней. а)  Она унимает вредные для здоровья страсти. Кто вырос в школе христианства, тот избегает всяких страстей, пагубных для здоровья: гнева, невоздержания, ленности, гнетущей скорби и проч. Истинный христианин любит самого себя. Владеет самим собой. Ищет своего счастья в самообладании и добродетели. “ От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни ” (Сир. 37:34). “ Сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою ” (Сир. 19:5). “ Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе ” (Сир. 31:26). “ Удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни ” (Сир. 30:24. 25. 26). Как что многие достигли глубокой старости? Посредством христианской жизни. б)  Она воспрещает скупость и чрезмерный труд. Тело для своего здоровья требует питания, попечения и отдыха. Против излишней бережливости и сребролюбия наша вера сильно восстает. “ Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу ” (Сир. 14:9).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Важное влияние на осмысление таинства В. последующей христ. богословской традицией оказал пролог Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1-18), где В. понимается как преодоление преграды, разделяющей божественный и тварный миры, обозначенные при помощи понятий «слово» и «плоть». Поэтому смысловым центром пролога является утверждение: «И Слово стало плотию» (ст. 14). Понятие «слово» в прологе связано также с идеей откровения: Иисус есть Слово Божие, существовавшее до сотворения мира и «высказанное» в актах творения и В. (ср.: 1 Ин 1. 1-3; Откр 19. 11-16). Поэтому «Слово» в Ин 1. 14 есть прежде всего слово сказанное, а не разум или общий принцип. В то же время «Слово» в Ин 1. 1-18 имеет не только функциональный, но и онтологический смысл: Оно пребывает с Богом и есть Бог (Ин 1. 1; ср.: 1. 18). Т. о., предикаты «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Субъекту как предсуществующему и сверхприродному, но явившемуся и действовавшему в земном мире. Главной особенностью учения о В. в Ин 1. 1-18 является сочетание трансцендентности Слова и действительности Его В. Подлинность В. в христологии Евангелия от Иоанна выражается при помощи понятия «плоть», указывающего на действительность, доступность для человеческого восприятия и смертность трансцендентного Логоса, ставшего человеком. Действительность и полнота человеческой природы воплотившегося Слова, передаваемые понятием «плоть» уже в прологе, подчеркиваются в дальнейшем ясными указаниями на различные проявления человечества во Христе (11. 33; 12. 27; 13. 27). Наиболее близкими к христологии Евангелия от Иоанна являются ветхозаветные представления об идентичности слова и действия Божия (Быт 1; Пс 106. 20; Прем 18. 14-16; Пс 32. 9) и о Премудрости Божией, включающие идеи предсуществования (Притч 8. 22; Сир 24; ср.: Ин 1. 1; Быт 1. 1), пребывания «у Бога» (Сир 24. 4; Притч 8. 23-25. 30), действия в мире, явления людям (Сир 24. 7-22 по LXX; Притч 8. 31; ср.: Ин 1. 14). Использование термина «Логос» в Ин 1. 14 объясняется полемической направленностью Евангелия от Иоанна. По свидетельству сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 5. 19 sqq.), одной из причин появления Евангелия была проповедь Керинфа, пришедшего из Александрии в Эфес и распространявшего гностическое учение, излагавшееся в значительной степени понятиями греч. философии. Т. о., христология Евангелия от Иоанна является свидетельством христ. полемики с эллинистической философией. При этом исключительно христ. характер учения о Логосе проявляется в Ин 1. 14.

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

Обращается же слово к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев, и учителей иудейского народа, или, в евангельском народе, епископов, пресвитеров и диаконов, или же, соответственно таинственному смыслу, ангелов каждой из церквей, к которым писал Иоанн в своем Апокалипсисе ( Откр. 1 ) и ангелы которых ежедневно видят лицо Божие ( Мф. 18:10 ). Прежде всего говорится: горе пастырям Израилевым, которые, будучи обязаны пасти стадо Господне и заботиться о спасении его, заботятся о том, чтобы самим жить в роскоши. Поэтому в особенности следует остерегаться и соблюдать оные правила: не ищи, да будеши судия, егда не возможеши отъяти неправды ( Сир. 7:6 ). И еще: елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящеши благодать (там же, Сир. 3:18 ). И снова: старейшину тя поставиша: не возносися, но буди в них, яко един от них (там же, Сир. 32:1 ). Посему и апостол говорит, что он среди учеников как младенец и сосущий молоко ( 1Кор. 3:1 ). Следующие же затем слова: вы ели молоко и волною одевались метафорически сказаны к князьям пастырей, о которых в другом месте написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба ( Пс. 52:5 ) Под молоком разумей всякого рода яства, а под волною многочисленные разного рода одежды. Слова же: и закалали то, что было тучным сказаны о богатых из народа, относительно которых говорится, что их убивают худые князья в церквах, восхваляя их и не решаясь обличать пороки их. О них и пророк говорит: людие Мои, блажащии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают ( Ис. 3:12 ). Также Иаков ( Иак. 2:2–3 ) говорит о них, что когда к ним войдут одетые в богатые одежды и с золотым перстнем, то они чествуются ими, а святым из бедных говорится: а ты сядь на подножной скамейке или на земле, или же постой. Они не укрепляют или не утверждают слабого. Посему и Павел говорит: заступайте немощные ( 1Фес. 5:14 ), и: изнемогающего в вере приемлите ( Рим. 14:1 ), и: в вас мнози немощни и недужливы ( 1Кор. 11:30 ). К ним посылается слово Божие, о котором написано в Псалмах: посла слово Свое, и исцели я, и избави я от растлений их ( Пс. 106:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сама идея обожествления императоров не исчезла с утверждением христианства в качестве гос. религии: напр., свт. Амвросий , еп. Медиоланский, в «Слове на смерть Феодосия Великого» говорит, что его душа была восхищена Богом от смерти ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 30). В рим. лит-ре встречаются также повествования о В. чудотворцев и простых людей. Герой романа Флавия Филострата (ок. 170 - до 249) Аполлоний Тианский исчезает, зайдя в храм Афины в Линде (по др. преданию, это происходит в храме Диктинны на Крите, перед его исчезновением слышится девичье пение, зовущее «вознестись от земли к небу» - см.: Philostrat. Vita Apoll. 8. 30). Среди «Моралий» Плутарха (ок. 46 - после 119) встречается рассказ об Арридее (Феспесии) из Сол, душа к-рого отделилась от тела, вознеслась на небо, где встретила своего родственника и узнала о том, какие наказания ждут грешников в загробном мире (De sera numinis vindicta. 22 ff.). Библейская традиция В Ветхом Завете Инициатива В. всегда исходит от Бога. Встречающееся в нек-рых текстах негативное отношение к В. на небо (напр., Ис 14. 13-15) можно объяснить полемикой с месопотамскими религ. представлениями: попытки «вторжения на небеса» однозначно осуждаются (Ис 14. 11-20; Иез 28. 11-19). Не следует даже стремиться познать то, что сокрыто, т. к. это знание принадлежит только Господу (Втор 30. 11-14; Сир 3. 21-22). Каждый человек после смерти нисходит в подземный мир ( шеол ), а на небесах пребывают только Бог и Его ангелы (Пс 113). Поэтому в ВЗ чаще говорится о В. на небеса ангела Божия (Суд 13. 20; Тов 12. 20-22), к-рое иногда описывается как «восхождение» Самого Бога (Быт 17. 22; 35. 13; ср.: Юб 32. 20). С темой В. связан образ лестницы, соединяющей небо и землю (Быт 28. 12; ср. Притч 30. 4). Тем не менее в ВЗ отражена вера в то, что Дух Божий может переносить нек-рых людей (пророков) в труднодостижимые места, на гору или в долину (3 Цар 18. 12; 4 Цар 2. 16). Видения пророков часто сопровождаются описанием физического ощущения на себе «руки Божией» (Ис 8. 11; Иез 3. 12-14; 8. 3; 11. 1, 24; 43. 5).

http://pravenc.ru/text/155106.html

Истинно-религиозные воззрения (по обеим сопоставляемым главам) Дарий-Астиаг действительно подтверждает своим исповеданием после того, как убедился в спасении пророка из «уст львовых» промыслительною десницею Божией, говоря: «велик еси, Господи Боже Даниилов» (14:41), «яко Той есть Бог живый, и пребываяй во веки» (6:26). Общность содержания XIV и VI глав уясняется из характера отношения Дария-Астиага к Даниилу. Царь возвышает пророка, отличает его пред другими вельможами. Вследствие этого последние начинают завидовать Даниилу, и зависть переходит в ненависть. Сановники вавилонские делают свое дело: им хочется, во что бы то ни стало погубить Даниила. Нужно было только изыскать для этого средства, которые и не замедлили представиться. Зная, что пророк три раза в день, при открытых окнах своего жилища, преклоняет колена пред Богом, обратясь лицом к Иерусалиму, «князи» приступили к царю Дарию-Астиагу, налегая на него зело (14:30), и принудили его издать «устав», чтобы тот, кто попросит прошения от всякого бога и человека... разве точию от самого царя, ввержен был в ров левский (6:7). Следствием злобы врагов Данииловых было то, то пророка ввергоша в ров левск (6:16; 14:31). Но боящегося Господа не срящет зло; аще и в напасть впадет, паки измет его (Прем. Сир. 38:1 ). Господь Бог чудесным образом спас Даниила, и добычею львов сделались обвинители его (6:24; 14:42). Подражательный характер XIV главы виден из самого содержания ее. Повествования о Виле и драконе растянуты и, можно сказать, привнесены отвне в историю истинного происшествия из жизни пророка. Действия, изображаемые в XIV главе, иногда принимают игривый тон: «и бысть, егда идоша они, и царь постави брашно Вилу; и повеле Даниил отроком своим, и принесоша пепел, и посыпаша весь храм пред царем единым» (14 ст.) Те места Св. Писания, в которых упоминается о ввержении пророка Даниила в ров львиный, не дают, по нашему мнению, права заключать о том, что пророк дважды был, бросаем в ров на растерзание львам. Об упомянутом событии из жизни Даниила свидетельствуют книги Маккавейския (1 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Другим важным критерием при оценке человеком своих поступков является совесть. Философы, богословы и многие писатели заявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни. Обычно совесть проявляется как психологическое явление, как сознательная оценка свободных нравственных поступков как добрых, так и злых, при соответствующем самочувствии – приятном или не приятном. 9 Феномен совести можно определить как способность души (способность врожденную, но зависящую от воспитания), с помощью которой в каждой отдельной личности требования естественного нравственного закона соотносятся с нравственным порядком в душе человека. 10 Другими словами, совесть является выразительницей нравственного закона в человеке. Само слово «совесть» в русском языке происходит от глагола «соведать» (от ведать – знать), и означает прежде всего сознание нравственное, 11 созвучное с неким внутренним знанием правды, с вестью не человеческой, а Божией. Универсальный характер совести лишь подтверждает одно из фундаментальных положений православной антропологии, которая говорит о человеке как о носителе образа Божьего ( Быт.1:26 ) и о совести как об одном из проявлений этого образа в структуре человеческой личности. В Священном Писании Ветхого Завета понятию совесть соответствует термин «сердце», и голос совести – это внушение сердца человеческого, в котором отражается повеления Закона Божьего, голос Самого Творца. «Весьма близко к тебе слово сие (закон – Д.П.): оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Вт.30:14). Закон совести иногда отождествляется с оком Божиим, которое положено на сердца людей (И. Сир.17:7 ). Поэтому премудрый Соломон призывает в своих притчах: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Прит.4:23 ). В Новом Завете наиболее ярко о характере совести мы можем узнать из посланий Апостольских. Апостол Петр призывает христиан иметь «добрую совесть» ( 1Пет.3:16 ) и испрашивать ее у Бога ( 1Пет.3:21 ). Наиболее полно высказывается об этом нравственном феномене Апостол Павел, когда говорит о язычниках, имеющих закон, написанный в их сердцах: «о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Совесть у Апостола являет сокровенную жизнь христианского сердца, возрожденного благодатью Святого Духа ( Рим.9:1 ; 2Кор.1:12 ; Евр.9:14 ), и грехи против совести, соответственно, являются грехами против Самого Христа ( 1Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

При этом утверждается его принципиальная неприкосновенность. Это имущество, согласно «Основам социальной концепции», «приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию , жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу, жертвователь подает Богу, а не священнику (см.: Лев. 27:30 ; Ездр. 8:28 ). Жертва – это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (см.: Неем. 10:32 ). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (см.: Флп. 4:14–18 ). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (см.: Лев. 5:16 ). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (см.: Сир. 7:30–34 ). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности государственное налогообложение» (7, 4). Какие бы идеи ни выдвигались в области теории права, юридический характер отношения Церкви к имуществу, которым она пользуется, зависит от статуса Церкви в государстве, определяется его правовым режимом. 54.2.Церковное имущество в Византии В первые три века в Римской империи ни Вселенская Церковь , ни отдельные церковные учреждения, будь то епископии или приходы, не имели права юридического лица, хотя фактически какой-то собственностью они распоряжались. Христианские общины были тогда отнесены к разряду запрещенных союзов «collegia illicita», и всякое очередное гонение на христиан начиналось, как правило, с разграбления церковного имущества, против которого не было защиты в государственных законах. Но после издания Миланского эдикта Церковь получила право приобретать в собственность имущество по завещанию, в дар, через покупку. Земельные владения епископских кафедр и в особенности монастырей приобрели значительные размеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010