Объяснение. Чтобы жить словом Божиим, надобно исполнять его: Рим.2:13 ; Иак.1:23 . А из уст Божиих изошло и слово необходимости питаться Плотию и Кровию Христовыми: Ин.6:53–54 . Человек должен заботиться не об одном только насыщении тела, но должен заботиться и о душе, доставлять и ей наслаждение, какое и может заключаться в таинстве Причащения и в чтении Слова Божия. Об учёности Лк.10:21 . «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твоё благоволение». Объяснение. Премудрыми и разумными Господь считает здесь тех, которые полагаются на свою мудрость так, как, например, богатые на своё богатство: Мк.10:24–25 , такими «мудрецами» могут быть и безумные и слепые люди: Мф.23:7 ; под младенцами разумеются те, которые (подобно апостолам) в простоте сердца ищут премудрости Божией и своим разумом не превозносятся: 2Кор.10:5 . Истинная мудрость и учёность Господом не отрицается: Мф.23:34 ; Деян.22:3 . О познаниях Флп.1:9–10 . «И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов». Объяснение. Здесь различаются знание и чувство, как теоретическая и практическая способность познания. Первую можно назвать познанием, – вторую – благоразумием: ср. Притч.1:2–4 . Хвалиться же этими способностями никто не должен: Сир.10:29–30 ; 1Кор.8:2 ; 2Тим.3:7 . О пытливости в делах веры Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное». Объяснение. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верой, он сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога». Притч.3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

е. постоянное первосвященническое облачение (см.: Исх 28. 2-39), и приносил всесожжения за себя и за народ (Лев 16. 23-24). После всесожжений жир жертвы за грех сжигался на жертвеннике (Лев 16. 25), а тело жертвенного животного выносилось за пределы стана и сжигалось (Лев 16. 27) на чистом месте (см.: Лев 4. 12). Согласно храмовому свитку, обряды, описанные в Лев 16. 25, 27, совершались до изгнания козла отпущения (11QTa 26. 6-10, см.: The Dead Sea Scrolls Study Edition/Ed. F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 19992. P. 1248-1249). В Числ 29. 8-11 указаны дополнительные жертвы, приносившиеся в этот день: «…приносите всесожжение Господу... одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части [ефы] на тельца, две десятых части [ефы] на овна, и по десятой части [ефы] на каждого из семи агнцев, и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, [приносимой в день] очищения, и [сверх] всесожжения постоянного и хлебного приношения его, и возлияния их...» Остается неясным, подразумевается ли в этом тексте овен, приносимый во всесожжение от народа Израиля (Лев 16. 5), или имеется в виду добавочное всесожжение (подобно тому, как предписано приносить дополнительную жертву за грех). В ВЗ описание богослужения на Й. К. в эпоху Второго храма предположительно содержится в Неемии книге (Неем 9. 1-3) и в неканонической Иисуса, сына Сирахова, книге (Сир 50. 5-21). В НЗ обряды праздника Й. К. подробно рассматриваются в Евреям Послании (Евр 6-9) в связи с учением об искупительной жертве и о вечном священстве Иисуса Христа (см.: St ö kl Ben Ezra. 2003. P. 180-197). В Деян 27. 9 Й. К. упоминается как «пост». Богословское содержание обряда Главная цель окроплений, совершавшихся первосвященником,- очищение храмового помещения от нечистоты: «...и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скинией собрания, находящейся у них, среди нечистот их» (Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

9) Разобрать главы, места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросах о почитании св. мощей: а) Мф. 23:29 ; Деян. 13:36–37 ; Иуд. 1:9 : Быт. 49:29; 50:26 ; Числ. 9:6; 19:11 ; Сир. 17:25 ; Иерем. 8:1–2; б) о нетлении св. мощей: Иоан. 11:11, 39 ; Деян. 8:2 ; Быт. 3:19 ; Втор. 34:6 ; в) о чудотворениях чрез св. мощи: Пс. 113:25–26 . Краткое объяснение этих мест Писания дано в книге «Меч духовный». Заключ. Многовековое сохранение нетленных св. мощей и вновь появление их в православной церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических и сектантских общинах нет св. мощей, а стало быть, нет благодати, нет и истины в их вероучении. XIII. О молитве и милостыне за умерших «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). 1) Эти Апостольск. слова Церковь Православная твердо соблюдает, вознося ежедневно и повсеместно в храмах Божиих свои молитвы как за живых так и за умерших. Любовь Церкви к своим чадам никогда не перестает, будь они живы, или отошли в вечность. 2) Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о благостоян. св. Божиих Церквей и соединении всех, но только один раз в году, в недел. Правосл., молится о вразумлении тех, которые сами себя отторгнули от Церкви, надругались над ее учением (в том числе и над самой молитвой об умерших). Не потому Церковь не молится постоянно (а только после возглашения «анафемы» – отлучения) за таких людей, чтоб у нее любви к ним недоставало, а потому, что она молится так же, как молился Сам Господь в Своей первосвященнической молитве: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их». Иоан. 17:9–11,20 . 3) И Церковь молится о всех православных христианах, которые к ней принадлежать и которые в вере и надежде жизни вечной скончались; также она учит и нас молиться как за живых, так и за умерших близких нам людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь сказал: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: «кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» ( Притч.17:5 ). «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. «Истинно говорю вам,  – Господь скажет таким на суде, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и «к подобному себе человеку не имеет милосердия» ( Сир.28:4 ). «Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой» ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, так судит он в сердце своем ( Пс.9:34 ), – не поступит так, как определил в Своем законе: «кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), «в надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет», и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны» злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако же не наугад же он сказал пред Господом: «рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную» ( Пс.20:9–10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал; «и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: «нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:24 ). Ибо «грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на сынов противления» ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его ( Пс.118:119 ). «Уразумейте это, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего» ( Пс.49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся чрез откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

У Евангелиста Матфея в ( Мф.5:32 ), как и в ( Мф.19:9 ), при общем отрицании развода имеется оговорка, определяющая условие возможности развода: parektos logou porneias, разве словесе любодейнаго, то есть «кроме причины блуда», когда развод может быть необходимым подтверждением отсутствия истинного брака, как такового. Смысл этого выражения, как и закона о разводе вообще, раскрывается в диспуте ( Мк. 10:2–9 пар. Мф.19:3–8 ). Заповедь Иисуса Христа о недопустимости развода призвана осудить то, что стоит за нарушаемым браком, и эсхатологически обновить брак, следуя его определению и предназначению при творении. Изначальная воля Божия – нерушимость брака: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк. 10:6–9 ). О Моисеевом же праве на развод говорится: «по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» ( Мк. 10:5 ). Итак, заповедь Иисуса Христа затрагивает то принципиальное условие, без которого брак между людьми всегда подвержен опасности расторжения. Его заповедь требует устранения «жестокосердия» (sklerokardia). Это слово, неизвестное в греческой письменности, кроме библейской, напоминает о ветхозаветных пророчествах (LXX: Втор. 10:16 ; Иер. 4:4 , евр. «крайняя плоть сердца»; Сир. 16:10 ; Иез. 3:7 ; синоним в Иез. 11:19; 36:26 , «сердце каменное»). Согласно этим пророчествам, жестокосердие будет упразднено только в эсхатологическое время спасения: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» ( Иез. 36:26 ). Поэтому заповедь Иисуса Христа о нерушимости брака была бы нереализуемой, всего лишь осуждающим приговором жестокосердному человечеству, если бы при этом Он не приносил того обновления, которое осуществляется в Царстве Божием, грядущем в Самой Личности и в спасительной миссии Иисуса Христа. (И даже в этом случае реализация заповеди, как учит ( 1Кор. 7:10–16 ), бывает затруднена не только в силу непослушания ей, но и в силу фактической общественной ситуации).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10. Кто мигает глазом, тот навлечет на себя беду, и человек с глупыми устами стремглав падет. 11. Уста праведника есть источник жизни, уста нечестивых покрывает ругательство. 12. Ненависть возбуждает раздоры, а любовь покрывает всякие проступки ( 1Пет.4:8 ;Кор.13:7). 13. В устах разумного обретается мудрость, а на спине глупого жезл. 14. Умные скрывают свое ведение, а уста глупого – готовое сокрушение (18:7). 15. Имение богатого есть крепкий его город ( Сир.40:26 ), а расстройство убогих нищета их. 16. Стяжание праведника служит к жизни, прибыток нечестивого обращается в грех ( Иак.5:1–3 ). 17. Кто принимает наставление, тот идет путем жизни, а кто не принимает наставления, тот заблудится ( Прит.3:7 ; Рим.12:16 ). 18. Кто скрывает ненависть, у того ложные уста, и кто говорит открыто поношение, тот глуп. 19. При многословии грех не минуем ( Еккл.10:14 ), а кто крепко держит уста свои, тот разумен ( Иак.3:2 ). 20. Язык праведника есть лучшее серебро, сердце беззаконных ничего не стоит. 21. Уста праведника питают многих, а безрассудные и сами умирают от скудости ума». 1. Умный сын составляет радость отцу, – не менее, если не более и матери, так же как и глупый сын составляет печаль не одной матери, но и отцу. Но в приточной речи часто встречается такая взаимность мысли, что в двух членах одна и та же мысль должна быть дополняема из одного члена в другом. Напр. Пс.1:6 : весть Господь путь праведных – устроением его во благо, потому, путь праведных не погибнет, а путь нечестивых не весть – Божественным устроением, посему путь нечестивых погибнет. Также Еккл.2:14 : У мудрого очи во главе его, посему он не ходит во тьме, а у глупого глаза не в голове, то он ходит во тьме. 2. Сокровища неправедно приобретаемые не приносят пользы ( Мих.6:9–10 ), потому что злоприобретенное, злым путем и расточается и обладающих ими в день гнева Прит.11:4 ), когда постигнут несчастья или смерть, оставляют без защиты; а справедливость, правота – правильный, законный, честный и благополезный образ действования избавит от смерти, не от смерти телесной, ни для кого неизбежной, но от тяжких, как смерть, бедствий и напастей ( Исх.10:17 ; Пс.32:19 ), в каковые впадают корыстолюбивые и всякие незаконные средства к умножению богатства употребляющие, так как, по слову Апостола, те, которые ищут обогащаться, впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, погружающие в бедствие и гибель ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Б. — «чающие движения воды»). Возле этой купальни Господь исцелил человека, «находившегося в болезни тридцать восемь лет». Человек без имени ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИМЕНИ: ИМЕНИТЫМ быть; ИМЯ Оборот указывает на принадлежность кого-либо к социальным низам; применим по отношению к человеку неприметному, мелкому или ничтожному; близок по значению выражению: «никто и звать никак». Иов — самый именитый гражданин в своей земле, перед авторитетом которого трепетали юноши и старцы, боялись произнести слово князья (см. Иов.29:1–25 ), — будучи испытуем Богом, теряет все, что составляло его именитость. Он оказывается ниже самых низов общества, о которых он говорит: «Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня, и не удерживаются плевать пред лицем моим» ( Иов.30:3–10 ). Чти отца своего ЧТИ ОТЦА СВОЕГО: ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ Чтить (почитать) — оказывать честь, уважать, быть послушным. В речи сохранился вариант слав. Б.: «Чти отца твоего и матерь твою» (в полном виде практически не употребляется). Афористичная форма этого выражения и его хорошо осознаваемая цитатность сообщают ему характер нравственного закона. В этом качестве оно и фигурирует в речи. Отец — глава рода, семьи, ее создатель и распорядитель, основа, обеспечивающая ее единство, — наделяется безусловным авторитетом («…Ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» — Сир.3:2 ). В Законе, полученном Моисеем от Господа на горе Синай, почтение к отцу и матери названо среди основных обязанностей человека, это одна из Десяти Заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ( Исх.20:12 ; Втор.5:16 ). Далее эта заповедь уточняется и конкретизируется: «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» и «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» ( Исх.21:15, 17 , ср . Лев.19:3, 20:9 ; Втор.27:16 ; Притч.20:20 ). Не только неуважение к отцу, но сам по себе дурной поступок детей бесчестит его: «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее» ( Лев.21:9 ). Не менее сурово наказание для «буйного сына»: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут к старейшинам города своего… и скажут… «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти…» ( Втор.21:18–21 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010