Мудрый человек должен быть всегда внимателен к себе, к своим словам и поступкам; он не должен давать окружающим повода презрительно относиться к той мудрости, носителем которой он является в их глазах. С этой точки зрения понятны советы бен-Сира, касающиеся, по-видимому, мелочных вещей, не заслуживающих его внимания: как держать себя за столом среди общества или за дружеской пирушкой. Премудрый проповедует здесь вежливость и умеренность, как свойства, которые необходимо иметь человеку, стремящемуся к мудрости; конечно, кто не имеет этих элементарных признаков умного человека, тому далеко до высших степеней мудрости. В частности, бен-Сира предостерегает от проявлений жадности, когда человек спешит утолить свой аппетит, не обращая внимания на соседей по столу; от пресыщения, расстраивающего сон и вредного для здоровья; от злоупотребления вином, ведущего к ссоре и часто доводящего человека до погибели. Как держать себя за столом и на пиру ( Сир. 31:13–37 ) 13. Когда ты садишься за стол богатого, не раскрывай на него рта своего, 14. не говори: «какое изобилие на нем!» помни, что жадный глаз – злая вещь. 15. Бог не создал ничего более жадного, чем глаз, и потому он плачет обо всем. 16. В тο место, куда он смотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с соседом в блюде; 17. суди ο ближнем по себе самом, и подумай ο том, чего сам не любишь. 18. Ешь, как человек, что положено пред тобою, и не будь жадным, чтобы не стали презирать тебя. 19. Перестань есть первый, ради умеренности, и не будь ненасытен, чтобы не опротиветь; 20. а если ты сидишь среди многих,– не протягивай руки раньше соседа. 21. Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не задыхается на ложе своем. 23. Страдание, и бессонница, болезнь, и одышка, и боль в желудке – у человека глупого, 22. здоровый сон – при желудке не обремененном: встаешь утром и чувствуешь себя прекрасно. 24. Α если ты принужден будешь пресытиться лакомствами, – встань с постели, сделай рвоту, и будешь спокоен. 25. Слушай, сын мой, и не пренебрегай мною,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Неоднократно в своей книге Иисус сын Сирахов восхваляет Господа за Его премудрость и благость к людям и всем тварям. В главе 39-й содержится горячий, воодушевленный призыв учителя к своим ученикам, читателям его книги, – прославить Господа за все дела Его, которые «все прекрасны» (39:21). Но здесь автор предвидит возражение: как же смотреть на грозные явления природы, вредящие людям, истребляющие иногда целые страны? Как примирить их с премудростью и благостью Божиею? Ответом служит заявление премудрого: «доб­рое Он от начала определил для добрых, для злых же – как доброе, так и злое» (39:31); грозные явления природы, как вредные ветры, истребляющий огонь, град, голод, мор, хищные животные и ядовитые пресмыкающиеся, неприятельские нашествия (39:34–37), – все это предназначено Богом для наказания злых, грешных людей, и потому нет оснований сомневаться в целесообразности и этих, кажущихся вред­ными, явлений. Все эти мысли сына Сирахова составляют плод его внимательного наблюдения над жизнью, все это взвешено и проверено им ранее, чем занесено в книгу, и потому он убежденно заявляет, что «дела Господни все прекрасны» (39:40), и призывает хвалить имя Господне. Призыв к прославлению Господа ( Сир. 39:15–42 ) 15. Я и еще возвещу, обдумав внимательно, ибо я полон, как луна в полнолуние. 16. Послушайте меня, праведные, и вы произрастете, как кедр, растущий при водном потоке; 17. вы издадите благоуханье, как ливан, 18. и расцветете, как лилия. Возвысьте голос свой и восхвалите согласно, 19. благословите Господа за все дела Его; воздайте славу имени Его и исповедуйте Его с похвалами, 20. с песнями на арфе и струнных орудиях, и так скажите с ликованием: 21. Дела Господни все – прекрасны и всякую нужду удовлетворяют они в свое время; 22. нельзя сказать: «это хуже того», ибо все превосходно в свое время. 23. По слову Его вода стала, как плотина, и по изречению уст Его вошла во вместилища. 24. По велению Его совершается благоволение Его, и никто не может воспрепятствовать спасению Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Предисловие (Этьен Жильсон, член Французской Академии) Глава первая. Nomen innominabile [Имя неименуемое] 1. Поиск Неизреченного 2. Источник nomine innominabile [имени неименуемого] 3. Безымянность и многоименность 4. Esse innominabile [Бытие неименуемое] 5. Экхарт и св. Фома 6. Два глубинных присутствия 7. Вино Каны 8. Мистик или диалектик? 9. Неведение Бога и себя самого Глава вторая. Nomen omninominabile [Имя всеименуемое] 1. Nomen super omne nomen [Имя превыше всякаго имени] 2. Дарование бытия 3. Воды над твердью и воды под твердью 4. Слово без слова 5. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это 6. Единый – имя превыше всякого имени 7. Первое определение Бытия 8. Чистота и полнота бытийствования 9. Unum et Omnia [Единое и всяческая] 10. Oppositio nihil mediatione entis (Противопоставление небытию посредством тварного бытия) 11. Единство вселенной 12. Путь всепревосходящего единения Глава третья. Ego sum qui sum [Я есмь Сущий] 1. Откровение единственного Бытия 2. Quidditas et anitas (Чтойность и естьливость ) 3. Божественная самодостаточность и тварная немощь 4. Reduplicatio [удвоение] 5. «Я жив, потому что я жив» 6. Предмет метафизики 7. Познание чтойностей 8. Чтойность и «esse secundum» 9. Уровень субстанциальности 10. Essentia et Esse (Сущность и Бытие). 11. Два уровня эссенциальности 12. Intelligere et esse (Мышление и бытие) Глава четвертая. Regio dissimilitudinis infinitae [Область бесконечного неподобия] 1. Тварное неподобие, ум и благодать 2. Благодать, слава и божественное неподобие 3. Ascensio intellectus (Восхождение ума.) 4. Апофаза противопоставления 5. Противопоставление между «intelligere» и «esse» 6. Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее») 7. Умопостигаемые species и причины-образцы 8. Семенные логосы и божественное Слово 9. Интеллектуальный «нигилизм» и «нетварность» умного постижения Глава пятая. Splendor in medio [Сияние посредине] 1. От уподобления к единству 2. Противопоставление и не-противопоставление 3. Indistinctio-distinctio [Неразличие-различие] 4. Dissimilitudo-similitudo [Неподобие-подобие] 5. Rota in medio rotae (Колесо в колесе (лат.)) 6. Аналогическая причинность 7. Бог как esse omnium (Бытие всяческих) и принцип аналогии 8. Аналогическая предикация и учение о бытии 9. Аналогия атрибуции 10. «Qui edunt me, adhuc esurienm»[«Ядyщue меня еще будут алкать» (Сир 24:23)] 11. A Deo et in Deo [От Бога и в Боге] Глава шестая. Imago in speculo [Образ в зеркале] 1. Божественность как форма и божественное «Quo est» 2. Формальная причинность и божественная образцовая причинность 3. Бытие, Жизнь, Ум 4. Богословие Образа и обоживающие трансформации 5. Аналогия в «преображении в тот же Образ» Сокращения : Несколько замечаний по поводу книги В. Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта» М. Ю. Реутин  

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Прежде всего возникает вопрос, как смотреть на это повествование: как на действительную историю и понимать буквально или воспринимать как миф, аллегорию, иносказание? Сам бытописатель, несомненно, смотрел на это сказание как на подлинную историю, поместив его в начале своей исторической книги. За подлинную историю принимали повествование о грехопадении прародителей и священные писатели других книг, как канонических, так и неканонических. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: «Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир» ( Прем.2:23–24 ). «От жены начало греха, и тою умираем вси, – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.26–27 ). Пророк Иезекииль пользуется общими чертами библейского повествования о райской жизни и падении прародителей, чтобы изобразить величие и падение царя Тира: одно историческое событие освещается другим ( Иез. 28 ). Пророк Осия говорит о евреях: «Они... подобно Адаму, нарушили завет и... изменили Богу Израилеву» ( Ос.6, 7 ). В Новом Завете библейскому повествованию о падении также придается значение исторической достоверности. Апостол Павел говорит, что змий хитростью своею прельстил Еву ( 2Кор. 11, 3 ); или еще: «прежде создан Адам, потом Ева , и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим. 2:13–14 ). Кроме библейского, существует внебиблейское, весьма древнее, предание языческих народов в пользу историчности Моисеева сказания о грехопадении. Особенно интересен в этом отношении весьма древний памятник, так называемый «халдейский цилиндр». Посредине этого цилиндра изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят две фигуры с протянутыми руками, судя по головным уборам, – мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змий. Нетрудно понять, что это наглядное изображение библейского сказания о грехопадении. Если прибавить еще, что и у многих других языческих народов имеются сходные с библейским сказания о начале зла в мире, то ясно, что в основе их лежит воспоминание о действительных событиях, совершившихся на заре человеческой истории и описанных в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Часто случается, что люди почитают человека не за его умственные и нравственные достоинства, а за его высокое положение и богатство; часто люди гордые презирают труд и решаются лучше голодать, чем, отложив гордость, приняться за низкую работу. Иисус сын Сирахов твердо заявляет, что «не должно презирать разумного бедняка, и не должно восхвалять всякого нечестивца», хотя бы он был и богат и знатен (10:26); и в жизни бывает, что «разумному рабу служат и свободные» (ст. 28); вообще, человек разумный и благочестивый выше и князя, и господина, и судьи (ст. 27). Если же, поэтому, нечестивый богач стоит ниже благочестивого и разумного бедняка, то тем выше человек, соединяющий в себе и внутренние и внешние достоинства, т.е., и благочестивый, и богатый (ст. 33–34). И труд, ведущий к богатству, вовсе не заслуживает презрения: «лучше тот, кто трудится и имеет избыток в средствах, чем тот, кто гордится, но нуждается в пропитании» (ст. 30). Таковы мысли, изложенные сыном Сираховым в конце 10-й главы. В начале 11-й он предостерегает против суждения ο человеке по его наружности и состоянию и советует быть вообще осторожным в словах. Все эти советы бен-Сира, имевшие, может быть, специальное отношение к евреям, приниженным тогда среди других народов, не потеряли и доселе своего значения. Особенно важен взгляд премудрого на труд и на богатство, как результат труда: каждый человек должен трудиться, не мудрствуя лукаво, должен честно исполнять то дело, которое ему назначено Богом; если же в результате труда явится благосостояние, даже излишек в средствах, богатство, то следует пользоваться им разумно, не только на собственную пользу и удовольствие, но и для помощи ближним (ср. 3:17–4:11).   Смиренный мудрец выше знатного и богатого ( Сир. 10:22–11:9 ).   22. Какое семя почтенно? – семя человеческое; какое семя почтенно? – боящиеся Господа. 23. Какое семя презираемое? – семя человеческое; какое семя презираемое? – преступающие заповеди. 24. Между братьями почитается глава их, а боящийся Бога – выше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

составитель К.В. Гриценко Смерть Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время. Ек.7,17 Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 1Кор.15,54 О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живёт в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. Сир.41,1 Итак, для чего ты отвращаешься от того( ред.смерти), что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, -в аде нет исследования о времени жизни. Сир.41,6–7 О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах,для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение. Сир.41,3–4 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Пс.48,16 Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Сир.41,5 ..во власти Господа Вседержителя врата смерти. Пс.67,21 Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них( ред. Людях) размышления и страх сердца. Сир.40,2 Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Сир.11,26 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрём. Сир.8,8 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Екк.7,1–2 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Откр.2,11 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его. Прем.2–23,24 Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Иов.14,14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Рим.5,14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Клятва Клятва в важных случаях дозволительна и не греховна. Примеры клятвы ветхозаветные: Авраам: Авраам сказал царю содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего ( Быт.14:22–23 ). Сам Бог: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты [Авраам] не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря ( Быт.22:16–17 ). Раб Авраама: И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему ( Быт.24:9 ). Исав и Иаков: Иаков сказал [Исаву]: Поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову ( Быт.25:33 ). Исаак и Авимелех, царь Иерарский: И вставши рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром ( Быт.26:31 ). в Новом завете: Иисус Христос примером Своим утвердил клятву: Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым: скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел клялся: Свидетель мне Бог, Которому служу, что непрестанно воспоминаю о вас ( Рим.1:9 ; ср. Рим.9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ). Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых, пишет он к Тимофею ( 2Тим.4:1 ). Господь запрещает клясться именем Его ложно: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. ( Лев.19:12 ). Наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи: Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит. И если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастиями. ( Сир.23:11–12 ). И опять поднял я глаза [говорит пророк Захария] мои, и увидел: вот летит свиток. И сказал Он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его ( Зах.5:1–4 ). Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. ( Пс.5:7 ). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. ( Откр.21:8 ). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. ( Исх.20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иоаш (Иоас) Иоаш (Иоас) Два евр. имени, которые одинаково передаются средствами рус. языка, но их значения в евр. языке различны: I. «Яхве даровал»: 1) еврей из колена Иуды, потомок Силома ( 1Пар. 4:22 ); 2) потомок Авиезера из колена Манассии, отец Гедеона. Когда Гедеон разрушил жертвенник Ваала и находившееся рядом с ним изображение Ашеры (в Синод. пер. – «священное дерево»), установленные его отцом, И. заступился за сына перед жителями Офры, требовавшими смерти Гедеона: «Если он [Ваал] Бог, то пусть сам вступится за себя» ( Суд. 6:11–32 ); 3) вениамитянин из Гивы, сын Шемаи, пришедший к ⇒ Давиду в Секелаг ( 1Пар. 12:3 ); 4) сын израил. царя Ахава ( 3Цар. 22:26 ; 2Пар. 18:25 ); 5) сын иуд. царя Охозии, царствовал в 840–801 гг. до Р.Х. Своему спасению от Гофолии и восхождению на трон был обязан своей тете Иосавеф и ее мужу, первосвященнику Иодаю, которые укрывали его в храме в течение шести лет ( 4Цар. 11:1 ; 2Пар. 22:10 – 2Пар. 23:21 ). И. стал царем в семилетнем возрасте. Наставляемый Иодаем, И. совершал богоугодные поступки. Только жертвоприношения на высотах не были им упразднены ( 4Цар. 12:3 ; 2Пар. 24:1–3 ). Еще при жизни Иодая И. повелел священникам и левитам ( 4Цар. 12:5.6 ; 2Пар. 24:4.5 ) позаботиться о восстановлении храма, пришедшего в упадок, в первую очередь, по вине Гофолии и ее сыновей. Но в 23-й год своего правления И. убедился, что священники и левиты не выполнили порученного им дела ( 4Цар. 12:6 ). Царь призвал к себе Иодая, освободил священников от ответственности за обновление храма и повелел установить специальный ящик для сбора серебра, которое предназначалось для оплаты труда ремесленников и для закупки строит. материалов ( 2Пар. 24:8–14 ). После смерти Иодая царь подпал под влияние иуд. князей, совративших его к идолопоклонству. Слова пророков не были услышаны. Захария, сын Иодая, по приказу царя был побит камнями во дворе храма, за то что обличал народ в нечестивых делах ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ). Перед смертью Захария сказал: «Да видит Господь и да взыщет!» Наказание пришло в лице арамейского (сир.) царя Азаила, который двинул войска на Иерусалим и отступил только после того, как получил золото из сокровищниц храма и цар. дома. Еще раньше арамеи, несмотря на свою малочисленность, разбили большое иуд. войско и взяли богатую добычу ( 4Цар. 12:18.19 ; 2Пар. 24:23.24 ). Спустя время И. был убит в ⇒ Милло заговорщиками: сыном Шимеафы – Завадом и сыном Шимрифы – Иегозавадом. Причиной заговора явилось убийство Захарии ( 4Цар. 12:20.21 ). Согл. 4Цар. 12:21 , И. был погребен в городе Давида, но, как подчеркнуто в 2Пар. 24:25 , не в цар. гробницах. Преемником И. стал его сын Амасия;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Всё тайное становится явным 4 мин., 16.09.2023 «Мудра и бессмертна пословица: все тайное — явным становится!» Так поэт Владилен Машковцев начинает и заканчивает стихотворение «Подлец». Главный герой сетует, что стал жертвой интриг некого негодяя: он оклеветан, а самодовольный подлец — на высокой должности. Но стихотворение заканчивается на радостной ноте: главный герой верит, что правда окажется сильнее, а все козни будут разоблачены, потому что тайное становится явным. «Тайное всегда становится явным!» — так восклицают, когда ловят кого-либо на лжи. Смысл выражения понятен: как ни скрывай некий неприглядный факт, очень вероятно, что он будет раскрыт, а значит, лучше говорить правду. В наше время это изречение звучит несколько наивно, но мы будем смотреть на нее по-иному, если узнаем первоначальный смысл этого изречения. Взято оно из Священного Писания. Происхождение выражения «Тайное становится явным» Господь Иисус Христос не раз говорил Своим ученикам, что тайное всегда становится явным. Однажды Он употребил это выражение, беседуя с учениками о значении притч: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу (Мк 4:22) — так передаёт слова Иисуса Христа апостол Марк. У апостола Луки та же фраза звучит так: Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк 8:17). В другой раз Иисус произнес эту фразу, наставляя апостолов перед тем, как послать их на проповедь. По апостолу Матфею: нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф 10:26). Апостол Лука повторно приводит это изречение так: Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы (Лк 12:2). О том, что тайное становится явным, говорит не только Иисус Христос. В Священном Писании есть и другие места, в которых обыгрывается смысл этого выражения. Так, святой царь Давид внушает праведнику, падающему духом от того, что грешники более успешны: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень (Пс 36:5–6). Как бы превратно люди ни судили, Бог всё равно покажет, на чьей стороне правда. А в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится о безрассудстве грешника: Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих». Страх его — только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир 23:24–28).

http://foma.ru/vsjo-tajnoe-stanovitsja-j...

Разделы портала «Азбука веры» Общаюсь с девушкой, по общению меня понимает и верующая в Христа истинно, но на внешность не очень нравится, скажите пожалуйста с точки зрения христианства, стоит ли мне с ней в будущем вступать в брак? Похожие вопросы 5 Ответов Христианское учение не запрещает человеку выбирать себе пару, независимо от ее внешности. Но дело ведь в том, что все не сводится к разрешению или запрету. Есть еще и психология отношений, которая работает независимо от веры. Поэтому правильнее спросить самого себя, хочу ли я (смогу ли я) соединить свою жизнь с человеком, который мне не нравится внешне? Трудно не согласиться, что в приоритете украшение души, однако делать вид, что внимание к внешности — это что-то неправильное вовсе неразумно. В Библии неоднократно подчеркивается красота тела, служащая дополнением добродетельной души. Иаков полюбил Рахиль за ее красоту ( Быт.29:17 ), отмечается привлекательная внешность и внутренние достоинства Ревекки ( Быт.24:16 ) и Иосифа ( Быт.39:6 ). Закон Моисея упоминает о женитьбе на девушке, которая понравилась мужчине, как о чем-то обычном ( Втор.21:11 ). Сам Господь через пророка описывает Израиль в образе девушки, украшенной одеждой и драгоценностями ( Иез.16:10–13 ). Автор Песни Песней описывает подробно части тела своей возлюбленной (4:1–5). Премудрый Иисус, сын Сирахов призывает не засматриваться на чужую красоту ( Сир.9:8 ), чем, по мнению св. Иоанна Златоуста , одобряет наслаждение собственной. Для него «одна девица лучше другой» и «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа» ( Сир.36:23–24 ). Все эти примеры показывают, что хотя красивая внешность без добродетелей — скорее безобразие, все же она немаловажна. Св. Иоанн Златоуст так выражается о значении физической привлекательности: И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010