«Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные». «Во гневе шествуешь Ты по земле, и в негодовании попираешь народы». «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха». «Я услышал и вострепетала вся внутренность моя… а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его…» «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи… но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». «Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведёт меня!» Пророк Аввакум умер в глубокой старости и погребён был на своей родине. Об обретении мощей его так говорит Созомен (кн. 7, гл. 29): «Тогда (при Феодосии Младшем) обретены были пророки – Аввакум и, спустя немного, Михей». «Тела обоих, как я слышал, указаны были Божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церкви Элевферопольской. Имя месту, где обретён Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея» 23 . Святого Исе или Иессея, епископа Цикланского Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цикланского 24 , он в плачевном состоянии нашёл свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство , насаждённое здесь св. Ниною и процветавшее около двухсот лет после неё, теперь почти совершенно упало и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе, он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к Осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И чтобы ободрить и подкрепить Пророка, Он снова обнадеживает его Своею помощью, обещает укрепить его неодолимым мужеством против царей Иудеи, против князей и против священников ее, и против народа земли, сделать его против них так же крепким, как медная стена, от которой отражаются все стрелы неприятеля. «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не страшись их, чтобы я не поверг тебя пред ними. И се, Я поставляю тебя сегодня крепким городом, и железною башнею, и медною стеною, на всей земле сей, против царей Иудеи, против князей ее, против священников ее, и против народа земли. Они сразятся с тобою, но не одолеют тебя: ибо Я с тобою, говорит Иегова, Я буду избавлять тебя». Так Пророку в самом начале его поприща было открыто, с какими и сильными и многочисленными врагами он должен будет вести борьбу, и с самого призвания дана была ему непреодолимая сила, несокрушимая твердость, которую он неизменно сохранит до самого конца своего поприща. Впрочем, печальное поприще Пророк начинает при благоприятных обстоятельствах. Тринадцатый год Иосии был вторым годом предпринятого юным царем восстановления истинного богослужения и истребления усилившегося в предшествующие царствования идолопоклонства. Вступивши на престол после смерти отца своего, Амона, 8-ми лет от роду, и с детства преданный вере; отцов своих, Иосия на 20-м году своей жизни, в 12-й год своего царствования, смело и решительно объявил войну против господствовавшего в его царстве нечестивого служения богам сирийским, финикийским и египетским. Располагающий для своих благих целей обстоятельствами и случаями Промысл не умедлил вдохнуть благочестивому царю новую ревность к продолжению и довершению сего дела. На 18-м году своего правления царь послал Шафана, писца, к первосвященнику Хелкии, чтобы скопившиеся в храме от сбора придверников деньги передать надзиравшим за работами для исправления и украшения храма. Тогда Хелкия вручил ему найденную в храме книгу закона 6 , чтобы он прочитал ее перед царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Мф.2:18 . Глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться; ибо их нет. (Иерем. 31, 15). Мф.2:19 . По смерти же Ирода, се Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. Мф.2:20 . И говорит: встань, возьми Младенца и матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца. Мф.2:21 . Он встал, взял младенца и матерь Его, и пришел в землю Израилеву. Мф.2:22 . Услышав же, что Архелай царствует в Иудеи вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти: но, получил во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. Мф.2:23 . И пришедши, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется ( Суд. 13, 5 ). Что поучительного в евангелии недели по Рождестве? Господь Сам удалялся от грозившей Ему опасности. Пример того, что человеку должно быть внимательным к своим обстоятельствам и не решаться без нужды и необходимости идти туда, где предусматривается опасность. 1 Примечание о преподавании объяснение Евангелии. Преподавание не должно составлять как бы особого предмета по Закону Божию. Оно должно идти между другими уроками по Закону Божию, по времени чтения того и другого Евангелия, – и в течении трехгодичного училищного курса. На основании опыта, советуем поступать так: в первый год заниматься чтением Евангелий по-русски, с рассказом; во втором чтением по-славянски, с приложением на русском; в третий объяснением и изучением поучительности. 2 Богатство здесь названо мамоною потому, что у сирийского народа был бог Мамона, считавшийся покровителем богатства. 3 В шестую неделю приходится иногда неделя Святых Отцов шести вселенских соборов. См. неделю перед Троиц. Днем. 4 Иисус Христос предлагал учение свое просто, прямо говоря, что должно делать и что не должно делать для получения вечного спасения; но нередко предлагал и в притчах, т.е. в подобиях и как бы загадках, – для того, чтобы нагляднее изложить оное пред народом. Таким образом притча, это – подобие, как бы загадка, требующая особенного разъяснения, как бы разгадки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Так, Св. Ипполит, Епископ Римский и мученик, в своём сочинении: Сказание о Христе и антихристе, изъясняя пророчество книги Даниила о единой седьмине, говорит: „Он означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира” 163 . А в течение этой одной седьмины, по пророчеству, и будет поставлена мерзость запустения на крыле святилища ( Дан. 9:27 ). Несколько ниже, приведя слова Апокалипсиса ( Откр. 12:14 ), что даны были жене 164 два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню от лица змея, и там питалась бы в продолжение времени, времён и полвремени, Св. Ипполит говорит, что „это суть тысяча двести и шестьдесят дней, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь , бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах” 165 ... И на такое бедственное положение Церкви при антихристе Ипполит находит указание в словах Иисуса Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте.., тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф. 24: 15–16 ), и в словах пророка Даниила: и дадут мерзость запустения на тысяча двести девяносто дней (12:11) 166 . „Когда одна седьмина разделится на две половины и явится мерзость запустения, и когда два пророка и предтечи Господни совершат своё течение, и весь мир будет уже приходить к концу: что останется, как не явление с небес Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – Бога?” 167 . Св. Ипполит находит также подобие между Антиохом Епифаном и антихристом, хотя и не называет первого образом последнего. „Он, – говорит Ипполит об антихристе, – коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесёт жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая даётся на правой руке, А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти 168 . Так умыслил сделать с Иудеями и Антиох Епифан, бывший Сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена, вознёсшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми, приносили жертвы, и, увенчавшись плющом, совершали торжество в честь Диониса, а тех, которые не захотят этому повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять” 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Ахаз ничему сему не хотел верить, но невзирая на его неверие, слово Господне исполнилось: оба Царя, после тщетных усилий, сняли осаду и возвратились в свои владения. Нечувствительный к сему благодеянию, недостойный сын Иоафамов не преставал раздражать своими преступлениям и Бога отцов своих. Он снова предан был ярости Факея, который в один день умертвил у него сто двадцать тысяч человек и пленил двести тысяч жен и детей с несметною добычею. Он увел было их в Самарию, но Пророк Одид явился победителям, и приказал им именем Господним отпустить сих пленных, которые были их братья. Израильтяне повиновались: они сделали более: одели нагих, снабдили лошадьми тех, кои не могли идти пешком, дали всем съестных припасов и проводили их ласково до Иерихона. Ахаз, всегда упрямый в нечестии своем, более и более погружался в идолопоклонство. Приписывая успехи врагов не гневу Бога справедливо раздраженного, но мнимому могуществу ложных кумиров, коим они покланялись, он заклал жертвы богам Сирским: Бози Царя Сирска, говорил он, тии укрепляют их; сим убо пожру, и будут ми в помощь ( 2Пар.28:23 ); но сие-то напротив и причинило как ему, так и всему народу его погибель. Неприятели со всех сторон напали на Царство Иудейское. Между тем как Сирияне и сыны Израиля опустошили оное с одной стороны, Идумеи, с другой, грабили и расхищали все; Филистимляне овладели самыми крепкими местами и в них утвердились. В сей крайности, Ахаз призвал к себе на помощь Теглаффелласара Царя Ассирийского, и чтоб преклонить его на свою сторону, послал ему все золото и серебро, находившееся во Храме Господнем, в собственном его дворце и в чертогах Князей его дома. Неверный Царь согласился на его просьбу, он опустошил Царство Израильское, и в конец разрушил Сирийское; но в то же время истощил и Царство Иудейское, которое требовало его заступления. Сим-то образом Цари Ассирийские узнали путь в Палестину; и тогда ж вознамерились завоевать оную. Ахаз, вместо того, чтоб войти в самого себя и признать десницу, каравшую его толикими несчастиями, похитил все священные сосуды и разбил их в куски; приказал поставить алтарь всесожжений подле другого алтаря, воздвигнутого идолам, которого образец видел он в Сирийской столице Дамаске, повелел запереть врата Храма, соорудить алтари на всех стогнах Иерусалима и в городах Иудейских, для воскурения на оных фимиама чужеземным божествам, и кто знает, сколь далеко он простер бы свое святотатство, если б Бог не прекратил наконец его злодеяний с его жизнью? Он царствовал столько ж, как и отец его, но с какою разностью! За то он не был погребен в гробнице Царей Иудейских.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Подошедши к нему, юноша припал к его ногам, лобызал их и говорил: — Моли Господа о мне, святой отче, так как я нахожусь в большом унынии и страдаю. Старец сказал ему: — Не скорби, чадо! Брат твой, о котором ты скорбишь, так же жив, как и ты. Все другие, бывшие с вами на корабле, хранимые Богом, спаслись от гибели и пошли в монастыри ради иноческой жизни. Брат твой Иоанн уже принял первое иноческое посвящение. Будет время, когда ты увидишь брата собственными глазами, ибо услышана твоя молитва. Аркадий, слыша эти слова великого старца, стоял изумленный и удивлялся прозорливости святого, а затем, опять припав к ногам его, стал говорить: — Так как Бог не скрыл от тебя ничего, что случилось со мною, то и ты не отвергни меня, — умоляю тебя. Каким способом знаешь, спаси мою убогую душу и введи меня в иноческую жизнь. Старец сказал ему: — Да будет благословен Бог! Ступай за мною, дитя мое. Старец повел его в лавру святого Харитона, которая на сирийском языке называлась Сукийскою [ 5 ]. Там он постриг юношу в иноки и дал ему келию, в которой раньше подвизался один из великих отцов в течение пятидесяти лет. С Аркадием провел один год и сам этот прозорливый старец, наставляя его в правилах иноческой жизни и научая его бороться и противодействовать невидимым врагам. По окончании года старец ушел в пустыню, оставив в келии одного Аркадия и обещая ему свидеться с ним по истечении трех лет. Аркадий, получив наставления от старца, ревностно исполнял их, работая Богу денно и нощно. Спустя два года после гибели корабля, Ксенофонт, не зная о том, что произошло с его детьми на море, послал одного из рабов своих в Берит, поручив ему разыскать Иоанна и Аркадия и узнать подробно о них все: здоровы ли они и скоро ли окончат свое учение. Отец и мать сильно удивлялись, что в течение столь продолжительного времени дети ни разу не известили их о себе и не прислали ни одного письма своим родителям. Раб, прибыв в Берит и узнав, что дети господина его Ксенофонта не являлись в этот город, подумал: не изменили ли они своего намерения и не пошли ли они в Афины? А потому пошел в Афины искать их.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Итак, когда Ургэй услышал весть о священстве его, что их [ургэйцев] пастырь – Раббула, тогда поспешили и с радостью вышли к нему навстречу и приняли его с миром. И тотчас же, как только он вошел и сел на престол священства и все собрание ургэйцев ликовало своими голосами с великою честью, он сперва показал великую заботливость о славных чинопоследованиях церковного богослужения. Ведь если священники Израиля во временной скинии служили со страхом и благоговением, то насколько больше нам подобает служить со страхом и любовию в Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20: 28 ). Перевел же он вернее, чем когда бы то ни было, с Премудростью Божиею, (бывшею) в нем, и Новый Завет с греческого на сирийский ради изменений, найденных в нем. А многочисленные серебряные сосуды, которые клирики вычеканили по усердию для богослужения для десяти трапез, он тотчас приказал продать, и цену их по справедливости распределил на помощь нуждающимся, и благостно умолял их, чтобы они пользовались глиняными сосудами. Потом опять убеждал церковь , чтобы богослужебные золотые и серебряные сосуды продать и цену их дать бедным, говоря, что для знающих ясно, что нет ничего особенно достойного чести от Бога в сосудах богослужебных, приготовленных из золота и серебра, но (411) в чистых сердцах почил Дух Божий и уничижением их уничижается Его повеление. Но просьбою многих он был остановлен в исполнении этого, ибо эти (сосуды) были приношениями почивших прежних отцов, которые принесли их Богу за спасение душ своих. И членов своего клира он увещевал, как отец своих сынов, и, как голова свои члены, он их убеждал и уговаривал с любовию, и говорил: «Вы знаете, братие, что, так как мы стоим вверху на почетной высоте священства и на нас взирает и нами руководится весь народ, который стоит внизу под нами, поэтому не будем ни одному человеку камнем претыкания и не положим пятна на наше служение и да будет совершена нами служба Господу нашему, и не сделаем ничего такого, за что мы были бы унижены или в сердцах наших, или людьми, особенно же Богом, но во всем да покажем мы себя, что мы служители Бога во всем, что подобает Богу как сказал апостол: «И будем украшены всякою красотою, подобающею истинной праведности» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

К этому можно присоединять и свидетельство св. Ефрема Сирина , древнейшего из сирийских отцов, который говорит, что в его время было также в обычае гадание над чашами, именно, когда, ударяя по ним, прикладывали к ним ухо, чтобы по звуку их узнавать будущее. Гадание посредством чаши совершалось или так, как описывает Ефрем Сирин , или в нее наливали воды и затем бросали кусочки золота, серебра и жемчугов, или других драгоценных материй, и затем по тому положению, какое занимали эти драгоценности, уже старались отгадывать будущее или сокровенные вещи. Что касается заявления управителя о том, что в мешке Вениамина найдена та чаша, над которой гадает его господин Иосиф, то, конечно, нет надобности полагать, чтобы Иосиф действительно занимался таким гаданием или вообще предавался египетской магии. Это заявление представляет собою лишь предположение самого управителя, предположение вполне естественное в его уме, в виду распространенности подобного обычая среди египетских сановников, и этим заявлением он хотел лишь усилить вину братьев, стараясь показать им, какую драгоценную чашу похитили они у Иосифа. Будучи поражены такою ужасною неожиданностью, братья разодрали одежды свои и, навьючив опять своих ослов, развьюченных по случаю обыска, возвратились в столицу. Им ничего не оставалось делать, как отправиться опять к Иосифу и умолять его о помиловании. Первым из них отправился к Иосифу Иуда, который дал торжественное обещание Иакову привести обратно своего брата Вениамина живым и здоровым. Когда вышел к ним Иосиф, они пали пред ним на землю. Иосиф сказал им: «Что это вы сделали? Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает»? Иуда отвечал: «что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих. Вот мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках находилась чаша». Чтобы не огорчать своего отца потерей Вениамина, они готовы были все остаться в рабстве у Иосифа. Но Иосиф не хотел такой несправедливости: «нет, сказал он, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Про Дионисия, епископа Коринфского (вторая половина II века), мы знаем, что он написал ряд посланий различным Поместным Церквам, увещая и одобряя их в связи с различными смущениями и опасностями, которые они переживали, особенно в связи с еретической опасностью. «Он свою ревность по Боге, – говорит Евсевий, – распространял не только на паству, но в обильной мере на верных и других Церквей». И так далее! Примеры радения о делах Церкви вообще или близкого участия в делах другой Поместной Церкви со стороны предстоятелей отдельных церковных общин могут быть умножены до бесконечности. Следует ли напоминать о том, как в эпоху великих догматических споров отдельные Поместные Церкви принимают живейшее участие в догматической жизни всей Церкви вообще и других частей Церкви – других Поместных Церквей – в частности, особенно в лице представителей своих, которые боролись с ересями, поддерживали, одобряли, увещали или обличали братьев по служению во исполнение слова апостольского: страждет ли один член, с ним страждут все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены 90 . Таким образом, роль вселенского учительства выпала на долю великих отцов – Афанасия, Василия, Григориев, Илария, Кирилла и других, учительская деятельность которых, распространяясь на всю Церковь , далеко за пределы собственных их Поместных Церквей, касалась непосредственнейшим образом всей Церкви. Это были светильники, поставленные высоко на подсвечнике и светящие всем в доме 91 . Но не только великие носители пастырского служения Церкви – и великие подвижники жизни христианской, не облеченные пастырским служением, являлись учителями жизни и веры для всей Церкви христианской – так, отцы египетские и сирийские, к которым стекались за словом поучения со всех концов христианского мира. Сознание ответственности за судьбы Церкви вообще, это сознание, которое горело в апостоле Павле (кроме посторонних обстоятельств, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 92 ), – оно жило и горело во всех этих великих светочах Церкви – борцах за чистоту и неповрежденность веры во всем теле церковном. Это не было привилегией Римских епископов (хотя в лучших из них это сознание было развито очень сильно), это было действием Духа Божия, живущего в Церкви и направляющего судьбы Церкви через избранные Свои сосуды путем соборности, в соборном единении всех частей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Знай, что и я так умру”. Спустя три года старец был съеден зверями, как сам предсказал» 553 . Пустыня Каламонская Пустыня Каламонская лежала в окрестностях Каламонской лавры и распростиралась от нее во все стороны и по эту сторону Иордана, и по ту. В ней в VI веке подвизался отшельник Павел Греческий. Преподобный Павел Греческий славился высокой степенью духовного совершенства и нравственной чистоты. В «Луге духовном» приведен рассказ о нем, показывающий высоту нравственного совершенства отшельника Павла; рассказ сообщен был составителю «Луга» Александром, иноком Каламонской лавры. «В один день, – рассказывал Иоанну Мосху Александр, – когда я был у аввы Павла Греческого в его пещере, вдруг кто-то пришел и постучал в дверь. Старец пошел, отворил ему, потом вынес хлеба с размоченными бобами, предложил ему, и тот ел. Я думал, что это странник, но, посмотрев в окно, увидел, что это лев, и спросил старца: “Почему ты, добрый старец, даешь ему есть? Скажи мне причину”. Он отвечал мне: “Я не велел ему обижать ни человека, ни скота, но каждый день приходить ко мне; я буду доставлять тебе пищу твою, сказал я ему, – и вот уже семь месяцев он приходит в день два раза, и я даю ему пищу”. Спустя несколько времени я опять пришел к старцу, чтобы купить у него сосуды для вина, и спросил у него: “Что, добрый старец, как твой лев?” Он отвечал: “Худо!” – “Что такое?” – спросил я его. Он отвечал мне: “Прошедший день он приходил сюда за пищею, и я увидел морду его всю в крови и сказал ему: «Что это? Ты ослушался меня и ел мясо? Благословен Господь! Я уже не дам тебе пищи отцов, плотоядец! Уйди отсюда». Лев не хотел уйти. Тогда я взял веревку и, свив ее втрое, дал ему три удара, и он ушел”» 554 . Пустыня у Мертвого моря Пустыня эта находилась в окрестностях Мертвого моря на западной его стороне. Из отшельников, подвизавшихся в ней, известны Софроний и Сергий. Преподобный Софроний был великим подвижником. Семьдесят лет он прожил нагим, питался только пустынными травами и ничего другого не вкушал. Дивный отшельник говорил еще о себе Мине, игумену киновии Севериана, посетившему его в одно время: «Просил я Господа, чтобы бесы не приближались к моей пещере, и Господь услышал мою молитву. Я видел, что бесы находились от меня на расстоянии трех поприщ и не смели приблизиться к моей пещере» 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010