Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Способность души человеческой созерцать сновидения Всякий знает, что такое сновидение и всякий имел их. Но нельзя думать, что эта способность души незначительна. Правда, есть сны пустые, являющиеся только повторением или отголоском того, что проходило во время дня. Но есть и вещие сновидения. Под именем вещих снов, в тесном смысле этого слова, разумеются сны с предвещанием или предсказанием будущего, а в широком смысле – все необыкновенные правдивые или имеющие смысл и значение сны в отличие от обыкновенных, как пустой игры воображения. Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: «каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Другой языческий мудрец (Ксенофан) утверждал, что все сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устраивает по ним свои дела. Истины нужно искать в середине, т. е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание и, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми. Во-первых, – говорим, – не на все сны надобно обращать внимание, Сам Бог увещевает людей через Моисея «не гадать по снам» ( Лев.19:26 ). «Безрассудные люди, – говорит Сирах, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами; кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гонящемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале» ( Сир.34:1–3 ). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает – это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам, и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел, и вскоре умер и, таким образом, не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Молитвы от пьянства и наркомании: как исцелиться? Едва ли не за каждым богослужением возносятся в наших православных храмах молитвы за одержимых страстию винопития, служатся молебны и акафисты. И — по немалому числу верных свидетельств — не тщетны в своем уповании остаются матери, жены, дети, взывающие ко Господу об исцелении дорогих им людей. 3 сентября, 2008 Едва ли не за каждым богослужением возносятся в наших православных храмах молитвы за одержимых страстию винопития, служатся молебны и акафисты. И — по немалому числу верных свидетельств — не тщетны в своем уповании остаются матери, жены, дети, взывающие ко Господу об исцелении дорогих им людей. Как помочь от недуга алкоголизма и наркотиков? Какие есть молитвы от пьянства и наркомании? Что нужно делать, чтобы исцелиться? Ответы в нашей статье! Молитвы от пьянства и наркомании Едва ли не за каждым богослужением возносятся в наших православных храмах молитвы за одержимых страстию винопития, служатся молебны и акафисты. И — по немалому числу верных свидетельств — не тщетны в своем уповании остаются матери, жены, дети, взывающие ко Господу об исцелении дорогих им людей. Но глубокая нравственная оценка свидетельствует, что страшная волна безудержного, беспробудного пьянства в нашей стране вздымается все выше. Страсть к вину, охватившая добрую половину православного населения России, стала без преувеличения национальным бедствием. Это беда как отдельных людей, так и всего общества. Вот как пишет святитель Тихон Задонский о всепагубном действии пьянства: «Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Пьянство приводит к убожеству и нищете. Работник, склонный к пьянству, не обогатится, — говорит Сирах (Сир. 19,1). Оно отнимает славу и доброе имя, напротив, приводит к бесславию, презрению и омерзению, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку».

http://pravmir.ru/molitvy-ot-pyanstva-i-...

Пьянство не только душевных, но и телесных зол бывает причиной Пьянство не токмо душевных, но и телесных временных зол причиною бывает. Тело разслабляет, и в немощь приводит. Откуду пишется: «в вине не мужайся, многих бо погуби вино» ( Сир. 31, 29 ). В убожество и нищету приводит. «Делатель пьянивый не будет богат», глаголет Сирах ( Сир. 19, 1 ). Славу и имя доброе отъемлет; напротив того, в безславие, презрение и омерзение приводит: никем бо так люди не гнушаются, как пьяницею. Домашним, сродникам, друзьям скорбь и печаль, врагам посмеяние делает. Ни к какому званию неспособным рачителя своего устрояет. И хотя в каком звании будет пьяница, более бед и напастей строит, нежели пользы обществу (2:190). Пьяница приносит вред другим Часто бывает, что упившийся вином много вреда людям делает. Ибо тогда ум у него помрачен, и потому не имеет здравого разсуждения: и действует только горячесть, от вина ему прибывшая: и так подобен есть бесноватому, который сам не знает, что делает (4:117). И пьющий и угощающий одинаковый грех совершают (1:51, см. ПЬЯНСТВО, 781). Пьяница увязнул в сети диавола (4:115, см. ИСКУШЕНИЯ, 411). Никто так не бывает диаволу любим, как в пьянстве пребывающий (1:50, см. ПЬЯНСТВО, 782). Христианин, проводящий жизнь в пьянстве, навлекает на себя гнев Божий (4:19, см. ХРИСТИАНИН , 1108). Пьянство вредно, а не употребление вина (1:11, см. ВИНО , 165). Средства для избежания пьянства Чтобы от пьянства остерещися, пользует примечать следующая. Юным не дозволять пьяного пития пить, понеже юныя удобно привыкают, и чего в юности научаются, того и чрез все житие держаться будут. Не дозволять им с пьяницами и развращенными водиться. Взрослым и мужескаго века достигшим без нужды не пить вина. От злых компаний и пиршеств удаляться. Помнить им, что от сея страсти весьма трудно отстать. И многие от той и в той самой страсти погибают душею и телом. Привыкшим к сей страсти крепко противу мучительства ея вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. На память приводить случающияся в пьянстве беды, и сравнить трезваго жития состояние с состоянием пьяного. Помышлять имже, что многие пьяными во сне умирают, и от сего света на оный переходят без всякого чувства, и потому без покаяния, проч. (2:191).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сепфора – образ Церкви 7, 24. 160. —436— Серафимы выше ангелов, – слово «серафим» означает «зажигатели» или «пламенеющие» 12, 41. Сердце: божественное Слово легко внедряется в нежных сердцах, посему жестокосердый называется злым 2, 21–21. Серп жнеца – слово апостолов 4, 35. б. Силоам – образ крещения, брение – евхаристии 9, 6–7. Силуан 8, 39. 305. Символ – исповедание – веры 1, 9–10. § 5. 122, –11, 25–27, – включал и воскресение плоти 1, 9–10. 122. Символы см. прообразы. Симеон праведный 8, 25. б. 270. Сирах цитуется как писание – «по написанному» 14, 24. а. Сирофиникиянка 4. 4–5. Скиния – прообраз тела Христова как дома вселившегося в нём Бога 6, 68. 86. 88–96, –7, 8, – устройство скинии в пустыне и её принадлежности служат прообразом Христа 3, 35. 385–387, 6, 68. 84–97, – указует на многие обители в доме Отца Небесного 7, 24. а. 151, – скиния первая и вторая ( Евр.9:2 сл.) служат символами жизни под законом и по Евангелию 19, 30. б. 223–224. Слава: кто ищет славы человеческой, тот лишается славы Божией 5, 44, – вместо почестей сей жизни должно искать славы в унижении 6, 15, –6, 42, – истинная слава, а отнюдь не тщеславие бывает тогда, когда кто раскрывает свою истинную природу и говорит о том, что присуще ему по существу (так Сын Божий говорит о Своём единстве с Отцом) 8, 14. Славится – прославляется Отец в Сыне и от Сына и Сын в Отце и от Отца 13, 31–32. 148, –17, 1, –17, 2, –17, 4–5, –17, 6–8, – если мы славим Бога, то и будем прославлены Им, – живя добродетельно, должны прославлять не себя, а Бога 13, 31–32, –17, 45. Славолюбие не должно быть у желающих следовать Христу и подвижникам не подобает гоняться за похвалами, но они должны желать быть видимыми пред очами Бога 6, 22–23. Слезы: «прослезился Иисус» Ин.11:35 см. плач. Слово – Бог Слово θες Λγος 1, 1. а. 16–17, – 1, 1. б. 34, –8, 42. 344, –17, 6–8. 57, – 20, 30–31. 384 др., Единородное – μονογενς 1, 12, –1, 2. 53, –7, 15. 125, –14, 20. 265, –15, 1. 316, –17, 22–23, –20, 17. б. 248, – Единородный Бог Слово 8, 53. 281, – сущее в Боге Отце Бог Слово ( ν Θε Πατρ Θες –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассмотри, что Пророк Иеремия пишет: Сия рече Господь Бог: се Аз даю пред вами путь животный и смертный. ( Иер. 21:8 ). Подобно сему говорит и Сирах: Пред человеком живот и смерть. ( Сир. 15:17 ). А Исайя глаголет к хотящему исполнити закон: ( Ис. 1:20 ). Аще хощете п послушаете мене, благая земли снесите; аще же нехощете, ниже послу- шаете, мечъ вы поясть: уста бо Господня глаголаша сия. ( Ис. 1:19,20 ). Иоанн пишет: Иже естъ от Бога, глаголов Божиих послушает ( Ин. 8:47 ), а иже несть от Бога, не послушает их. И Господь утешая скорбных глаголет: восплачетеся и возрыдаете, печальни будете но печаль ваша в радость вам будет. ( Ин. 16:20 ). И паки глаголет Господь: Аминь глаголю вам, аще слово Мое соблюдаете, смерти не имате видети во веки. ( Ин. 8:51 ). И паки глаголет: Ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный (8:12). И на ином месте: аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет. (12:26). И аще сия весте, блажени есте, аще творите я. ( Ин. 13:17 ). Но что должны мы ведать, да блаженны будем? То чему Христос учит, а Его учение не иное что есть, как Его жизнь, о которой у Матфея поучает глаголя; внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его.( Мф. 7:13, 14 ). И паки пишет: Возьмите иго Мое на себе, иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. (11:29, З0). И еще поучает: Всяк иже оставит дом, братию, сестры, отца, матерь, жену, чадо и села имени Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследствует (19:29). И инде глаголет: Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, жену и чад, братию и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И еже не носит креста своего, и в след Мене грядет, не может мой быти ученик. ( Лук. 14:26, 27 ). И в соборном послании Иоанн советует: не любити мира, ни яже в нем. Аще кто любит мир, несть любви Отчей в нем, яко все еже есть в мире, похоть плотская, и похоть очес и гордость житейская. Мир переходит и похоть его. (1 Иоанн. 2:15, 16, 17). И паки той же глаголет Апостол: мир весь во зле лежит. (5:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосиф, 16 царь иудейский. Сын царя Аммона, внук Манассии, правнук Езекии, вступил на престол 8 лет. Едва он достиг 16 лет, как начал заботиться о распространении истинного Богопочитания, которое при предшественниках его, и особенно при отце его Аммоне, было прекращено и самый храм иерусалимский закрыт. Убит на войне с египетским царем Нехао, будучи 40 лет от роду, и погребен в Иерусалиме за 22,5 года до плена вавилонского. Иуда, из 12 патриархов. Иудиф праведная (7 Сентября). Левий, из 12 патриархов. Лот, племянник Авраама (9 Октября). Малахия пророк (3 Января). Мариам. Сестра Моисея и Аарона, была виновницей того счастливого события, что Моисей был воспитан своей матерью и был спасителем и вождем народа Божьего. Скончалась 130 лет от роду. Мельхиседек, священник Бога вышнего (22 Мая). Мисаил, из трех отроков вавилонских (17 Декабря). Михей второй, пророк (14 Августа). Моисей Боговидец (4 Сентября). Наум пророк (1 Декабря). Нафан пророк (29 Декабря). Неффалим, из 12 патриархов. Ной праотец. Сирах. 44, 16. Родился по прошествии 1662 года от сотворения мира. Жил 950 лет, 599 лет до потопа, один год - во время потопа и 350 лет после него. (Быт. 9, 28-29). Олда или Олдама пророчица (10 Апреля). Ор. Исх. 24, 14. Сын Халева. Был одним из приближенных Моисея и сродник Аарона, взявшего жену себе из племени Иудина, к которому принадлежал Ор. Он вместе с Аароном в Рафидине на горе целый день поддерживал руки Моисея во время битвы с Амаликом (Исх. 17, 9-13. 1 Пар. 2, 19), и пользовался у Моисея таким доверием и почтением, что последний, уходя на гору Синай, поручил управление народом еврейским Ору вместе с Аароном. Осия пророк (17 Октября). Рахил, вторая жена Иакова. Ревекка, жена Исаака. Рувим, из 12 патриархов. Руфь Моавитянка. Жена Вооза, мать Овида, от которого произошел Иессей, отец царя Давида. Сампсон, судья израильский (26 Марта). Самуил пророк (20 Августа). Симеон, из 12 патриархов. Сарра, жена Авраама (19 Августа). Сим, сын Ноя. Родился за 99 лет до потопа, когда Ною было 500 лт от роду.

http://pravicon.com/info-3240

11 Кто не подвизается, тот ослабевает, приходит в нерадение и забвение должного. «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям», — говорит слово Божие. «Горе сердцу расслабленному, ибо оно не верует (малодушничает, мало надеется на Бога) и за то не будет защищено. Горе потерявшим терпение! Что будете вы делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его» (Сирах. 2:12—15). 12 Чин пострига. Изречение, равнозначащее Исаии (49, 15). 13 Святой апостол Павел истинным христианам желал быть беспечальными (1 Кор. 7:32). 14 Власяница — рубашка козлиного, верблюжьего волоса или овечьей шерсти (мухояра), одеваемая на голое тело. 15 Малый четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, носимый монахами на спине. У схимников великий параман, многокрестник или полиставрион. 16 Чин пострига. 17 Она заменила милоть, или козью кожу, носимую древними иноками (См. Древ. иноч. уст. 1892 г. С. 107). 18 Как шлем или каска — головной убор воина, так камилавка — головной убор духовно-воинствующего монаха. 19 Наметка, или монашество, одеваемое на камилавку и покрывающее шею и плечи. Покрывалу усваивают название клобука. Клобуком также называют камилавку с надетым покрывалом. 20 В чине пострига сказано: «Брат наш обувается в сандалии благовествования мира, во еже скору быти ему и тщательным на всякое послушание». Под благовествованием мира следует разуметь радость и спокойствие от сознания исполненного долга: когда совесть мирна и монах, совершенно покоривший волю свою воле Божией, во всякое время ради Бога и своего спасения с радостью готов на всякое послушание, на всякое доброе дело. Присутствие такого человека и на других изливает мир. Спокойное расположение духа по Богу принято называть «благодушием», хотя оно и не всегда понимается правильно. Благодушием иногда (неправильно. — Примеч. издат. книги «До и после пострига… " ) называют благотелие, т. е. такую спокойную жизнь человека, когда он ест, пьет, спит и безразлично относится к исполнению высшего своего призвания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

Теперь посмотрим, братие, и на наши семьи, что делается в них. Горько сказать, но нельзя не сказать, что иная жена, сварливая и не миролюбивая, ничем не довольная и не благодарная, словно горящая кострика, то и дело пылает гневом на своего мужа, кричит и злится на него, ругает его скверными словами, словно враг какой. Нет у ней ни рассудка, ни благочестия, ни страха Божия; почти никакое дело не делается у ней без брани и ссоры. Может ли здесь пребывать Господня благодать, счастье и радости семейные? Горько доброму мужу жить с такою женою. И сама жена, позорная и не добрая, как гниль в костях мужа, погубляет душу свою, и мужа своего вводит во грех и погибель. И верно в Божием писании сказано: Лучше жити со львом и змием, неже жити с женою лукавою ( Сирах. 25:18 ). А если в семье и муж и жена гневливые и запальчивые, ни в чем друг другу не уступают, то между ними поселяется настоящий ад и адское мучение для всей семьи. Сварливая жена раздражает мужа; запальчивый муж выходит из себя, кричит на жену и даже осыпает ее побоями; он теряет рассудок, бесчинствует и бьет что попало. Как жалка эта семья! От этой семьи удаляется Господня благодать и святой Ангел Хранитель. Здесь вселяется враг – диавол и делает с христианскими душами, что хочет. Но не так бывает в той семье, где жена благонравная, кроткая и смиренная, молчаливая и уступчивая. Добрая и разумная жена всегда молит Бога о здравии и спасении своего мужа, не огорчает его ни словом, ни взглядом; с ним она делит и радости и горести, повинуется ему, как Сарра повиновалась Аврааму господином называя его ( 1Петр. 3:6 ). Такая жена от Господа (Притч. Сол. 19:14); она устроит дом свой (Притч. Сол. 14:1), приобретает славу мужу (Притч. Сол. 11:16). Такая жена своим благоразумием может смягчить даже и строптивого мужа и предовратить семейные неприятности и беспорядки. И мудрости особой на это не требуется. Выслушайте об этом следующий пример. Отец блаженного Августина был человек буйный, запальчивый и проводил жизнь беспорядочную; но его супруга Моника умела побеждать и такого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Тогда можем мы о чадах своих, яко же Сарра, веселиться и радоваться. Ежели же дети наши останутся по рождении без всякого благочестного воспитания, будут говорить разными языками, но из закона Божия не скажут ни слова, будут хорошо шаркать ногами, но к сотворению ближнему добра ниже единого шага не сделают, будут искусные купцы, но не христиане; ежели дети наши, не имея ни малейшего познания о святейшем христианстве и наслушавшись модных учителей, станут все отвергать по невежеству своему, и тем дерзновеннее будут стремиться ко всем порокам, ко всем грехам, ко всем беззакониям, тем своевольнее будут заниматься всеми нечистотами плоти, мира и сатаны: то о таковых детях родители не только не имеют причины радоваться и веселиться, но имеют даже довольно побудительную причину об них плакать и печалиться, имеют причину тужить и сокрушаться о том, что они послужили орудиями к произведению в мир таковых противников Богу и врагов человечеству, все бо нечестивые суть злодеи и враги человечеству; имеют причину сокрушаться о сем не только тогда, когда они по нерадению своему не дали им должного воспитания и не употребили надлежащего присмотра, но и тогда, когда дети презрели оное, хотя оно и было им сообщаемо, имеют причину сокрушаться. Ибо они дали им бытие, дали возможность быть таковыми. Добрые дети могут веселить отца и мать: а злые дети должны причинять печаль родителями своим. Сын премудр, говорит Соломон, веселит отца: сын же безумен печаль матери ( Притч.10:1 ). Сын премудр веселит отца: сын же безумен раздражает матерь свою ( Притч.15:20 ). Гнев отцу сын безумен, и болезнь рождшей его ( Притч.17:25 ). Студ есть отцу сын безумен ( Притч.19:13 ). И для сего-то Сирах таковой дает совет: не желай чад множества неключимых, злых: ниже веселися о сынех нечестивых: егда умножатся, не радуйся о них, аще несть страха Господня с ними. Не веруй животу их, не утешайся существованием их, и не належи на множество их. Лучше бо един праведник, нежели тысяща грешных, и приятнее умрети бесчадному, нежели имети чада нечестива.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010