1903. Bd. 25. S. 48-66; idem. Zum Šestodnev des Exarchen Johannes//Ibid. 1904. Bd. 26. S. 1-70; idem. Das aristotelische Abschnitt in Hexaemeron des Exarchen Johannes//Jagi-FS: Zb. u slavo V. Jagia. B., 1908. S. 97-111; Петухов Е. В. Мат-лы и заметки по истории древней рус. письменности. 4: К лит. деятельности Иоанна экзарха Болгарского//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 141-149; Панарет, архим. Животът на Йоана Екзарха Български: Ист.-крит. очерк. Станимака, 1914; Трифонов Ю. Сведения из старобълг. живот в Шестоднева на Иоана Екзарха//Списание на БАН. София, 1926. Кн. 35. С. 1-26; он же. Иоан Екзарх Български и неговото описание на човешкото тяло//Български преглед. София, 1929. Кн. 2. С. 165-202; он же. Кога са писани Учителното евангелие на еп. Константина и Беседата на Козма Презвитера//Списание на БАН. София, 1939. Кн. 58. С. 1-46; Генов М. Иван Екзарх//Бълг. ист. б-ка. София, 1931. Год. 4. Т. 1. С. 56-93; Кристанов Ц., Дуйчев И. Естествознанието в средновек. България. София, 1954. С. 92-157; Мавродинов Н. Описанието на Преслав в Шестоднева на Йоан Екзарх//ИП. 1955. Год. 11. Кн. 3. С. 66-76; Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 96-110; Aitzetm ü ller R. Über einige Šestodnev-Handschriften//Slavisticna revija. Ljubljana, 1957. Knj. 10. S. 268-278; idem. Kritisches und Antikritisches zur Šestodnev-Ausgabe//Anzeiger für slavische Philologie. Wiesbaden; Graz, 1966. Bd. 1. S. 136-155; idem. Der Exarch Johannes: (Fragen zur literarischen Situation seiner Zeit)//Преславска книжовна школа. 1995. Т. 1. С. 41-46; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 202-270; Лихачев Д. С. «Шестоднев» Иоанна Екзарха и «Поучение» Владимира Мономаха//Вопросы теории и истории языка: Сб. в честь проф. Б. А. Ларина. Л., 1963. С. 187-190; он же. «Слово о погибели Русской земли» и «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского//Русско-европ. лит. связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рожд. акад. М. П. Алексеева. М.; Л., 1966. С. 92-96; он же. Идея «саморегулирующейся» природы в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского//Българско средновековие: Българо-съветски сб.

http://pravenc.ru/text/471567.html

Житие Иоанна Безмолвника, стоящее под 3 декабря в КБ, 23/1262 (лл. 230- 247) и не обнаруживаемое ни в одном из томов триптиха, мы не включили в число добавок Гурия по той причине, что первоначально это житие в Троицк., 684 (первой трети комплекта) существовало, но было оттуда вырезано и перенесено в начало рукописи МДА, 207, о которой мы недавно упоминали (см. илл. 6). Там (лл. 2–17) оно выделяется и почерком — тем же, что в первой части Троицк., 684, и бумагой с водяным знаком «пасхальный агнец», и основаниями отрезанных по его краям листов. Если проделать обратную операцию и это житие вернуть на свое в хронологическом порядке место в Троицк., 684, то сойдутся не только половинки шести разрезанных двойных листов, но и вместе с ними половинки трех разрезанных «пасхальных агнцев» (на лл. 174 и б, 176 и 4, 15 и 181). Решили, видимо, что правильней праздновать Иоанна Безмолвни- ка не в декабре, а в марте, и потому, экономя силы, не переписали, а вырезали это житие из одной рукописи и перенесли на иное место в другую. Отметим теперь такое любопытное явление: в Гуриевой копии перед началом Жития Иоанна Безмолвника (КБ, 23/1262, л. 230) читается конец — шесть первых строк на странице — Жития Исаа- кия Далматского — того самого жития, которое Гурий, руководствуясь указанием в тексте дня смерти Исаакия, переставил с 21 марта на 30 мая. Причем у этого переставленного Жития письма Гурия Тушина (КБ, 141/1218, лл. 266–276 об.) не хватает как раз этих последних шести строчек. Таким образом ясно, что первоначально Гурий Тушин хотел поместить Житие Иоанна Безмолвника вслед за Житием Исаакия Далматского, т. е. в марте или в апреле (в Троицк., 685 и в МДА, 207, оно поставлено перед Житием Исаакия Далматского, в марте). Однако затем он решил перенести на 30 мая само Житие Исаакия Далматского. И, видимо, при этой перестановке Житие Иоанна Безмолвника вернулось на свое место, но — с окончанием Жития Исаакия Далматского. Там эти шесть строчек окончания перечеркнули. Обобщая, мы можем сказать, что первая часть РГБ, Троицк., 684, РГБ, Волок., 630, целиком и шесть листов РГАДА, Волок., 564, могут в совокупности являть собой остатки оригинала, который переписывал в 1508–1509 гг.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Святыни, архив и библиотека С общецерковной канонизацией в 1863 г. свт. Афанасия Пателлария М. м. стал центром паломничества. Кроме того, с сер. XIX в. известна местночтимая чудотворная Лубенская икона Божией Матери, к-рую пожертвовала в обитель Елена Павловна Кочубей (Белосельская-Белозерская), поместившая образ в серебряную с драгоценными камнями ризу. Икона, вывезенная большевиками в 1922 г., была возвращена в обитель в янв. 2014 г. К нач. XX в. достаточно богатыми были монастырский архив и б-ка, в которых хранились рукописные и старопечатные книги. Особую ценность представлял сборник заметок по истории мон-ря за разные годы (с рядом пробелов в освещении событий, а также с нек-рыми ошибками), известный под названием «Мгарская летопись» и составленный по образцу летописи Густынского мон-ря. Известны 2 редакции Мгарской летописи. Первую обнаружил в 80-х гг. XIX в. этнограф В. П. Горленко; ее фрагменты были опубликованы археологом А. М. Лазаревским в 1889 г. в «Киевской старине» и изданы отдельной книгой. Вторую редакцию обнаружил в 1901 г. свящ. Василий Романов в приходском храме с. Мгарь. К 2016 г. одна из редакций хранится в отделе рукописей Национальной б-ки Украины им. Вернадского (Киев), др. список 2-й редакции хранился в РНБ (ОР. ОСРК. F.XVII.141) (см. подробнее: Предисловие к изданию ПСРЛ. Т. 40. С. 3-6). В Национальной б-ке Украины хранится объемная рукописная книга - составленный игум. Георгием (Кувечинским) в дек. 1729 г. список всех монастырских актов и писем. Известно рукописное Мгарское Евангелие, описанное в 1901 г. местным краеведом, настоятелем с. Юсковцы (ныне Исковцы) Лубенского у. свящ. Василием Романовым. Евангелие было переписано при игум. Ипатии (Горбачевском) ок. 1687-1700 гг. Возможно, эта книга могла быть передана в с. Юсковцы после пожара в М. м. в 1736 г. Местонахождение памятника после 1917 г. неизвестно. Утраченным считается и архив писем настоятелей и запорожских гетманов 40-70-х гг. XVIII в., хранившийся вместе с копиями более старинных актов до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

был построен филиальный (приписной) костел в Каинске, в 1910 г. при нем учрежден самостоятельный приход. К 1912 г. при костеле действовали б-ка и воскресная школа. В 1907 г. прихожанами костела были поляки, немцы, белорусы, чехи, латыши и литовцы. В 1908-1909 гг. в городском 4-классном уч-ще и в жен. гимназии Каинска, а также в городской жен. гимназии, реальном уч-ще, мужской и женской железнодорожных школах на ст. Обь (с 1909 Новониколаевск) было введено преподавание Закона Божия римско-католич. исповедания. Католич. собор в честь Преображения Господня в Новосибирске. 1992–1997 гг. Архит. В. В. Бородкин. Фотография. 10-е гг. XXI в. Католич. собор в честь Преображения Господня в Новосибирске. 1992–1997 гг. Архит. В. В. Бородкин. Фотография. 10-е гг. XXI в. 1 дек. 1921 г. образован апостольский викариат Сибири (Vicariatus Apostolicus Siberianus), в к-рый вошел и Томский деканат. С 1932 г. территория Сибири была разделена на 2 администратуры: Siberia Cisbaikalica и Siberia Transbaikalica; администраторов не было, структуры подчинялись комиссии Pro Russia. Такое положение дел сохранялось до 1964 г. ( Билотас В. Католические священники в Сибири в период «хрущевской оттепели»//Религиозный ландшафт. 2014-2017. Т. 2. С. 141). Деятельность католических общин в регионе прекратилась в 30-х гг. XX в. В 1931 г. новосибирский костел во имя св. Казимира был закрыт, его здание в сер. 60-х гг. XX в. разрушено. В Каинске костел закрыт в 1932 г., в 1934 г. открылся, в 1937 г. упразднен окончательно. Впосл. члены католич. общин тайно собирались в частных домах. Численность католиков в Н. о. возросла в ходе депортации немцев Поволжья в 1941 г. В 60-80-х гг. XX в. общину Новосибирска окормляли священники, приезжавшие из Казахской и Литовской ССР. 25 сент. 1982 г. в Новосибирске зарегистрирована нем. католич. община, в 1983 г. она приобрела дом с участком для перестройки под храм. В 1985-1988 гг. строился храм Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии. В 1994 г. создана общеобразовательная «Католическая францисканская школа Рождества Христова», в которой обучаются дети не только католиков; с 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ (нач. IV в.), мученики Финикийские (пам. 26 или 27 янв.). Пострадали в Финикии в гонение имп. Диоклетиана . Несмотря на юные годы, Анания был поставлен пресвитером. После того как А. П. силой своей молитвы чудесным образом ниспроверг идолов и разрушил языческий храм, он был заключен в темницу, где на 7-й день удостоился явления Христа, а на 12-й узрел Св. Духа в виде голубя. Бывший свидетелем этих чудес темничный страж Петр уверовал во Христа и вместе с А. П. предстал перед судом, к-рый приговорил их к мучениям. Петра положили на горячие угли, а А. П.- на раскаленную сковороду и строгали его тело, посыпая солью. После этого их заперли в горячо натопленной бане и через 3 дня обнаружили невредимыми. Присутствовавшие при этом чуде 7 воинов обратились ко Христу, за что были побиты плетьми. Затем все 9 мучеников были брошены в огонь, но, сподобившись видения Св. Духа в виде голубя, остались невредимы. А. П. не тронули звери, к-рым он был отдан на растерзание. После пыток мученики были утоплены в море; на пути к месту казни А. П. крестил 7 воинов. Мироточивые тела мучеников, вынесенные на берег волнами, были с честью погребены христианами. Сохранилось житие А. П., написанное ранее X в. (BHG, N 2023). В большинстве визант. календарей память А. П. указывается 27 янв.: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 213-214), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 281-282), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 425-427), Петровом Прологе XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 26). В совр. церковном календаре память А. П. перенесена на 26 янв. из-за празднования 27 янв. памяти Иоанна Златоуста. В рус. и слав. календарях память А. П. упоминается довольно редко, впервые она встречается 27 янв. в старослав. Ассеманиевом Евангелии XI в. (Л. 141). В рус. месяцесловах память А. П. появляется только в XIV в.: в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.) и Луцком Евангелии (РГБ. Рум. 112. Л. 246об., 2-я пол. XIV в.). Краткое житие А. П. было переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог под 27 янв. (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 190). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и приводится 26 янв. В ВМЧ помещены житие А. П. из Стишного и нестишного Прологов под 26 и 27 янв. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420-421). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114760.html

В документах упоминается множество провинностей П. п. В ссорах и драках, широко бытовавших в средневек. обществе, нередко были замешаны певцы или члены их семей. В результате ссоры между подьяками в 1639 г. Борис Давыдов, что «переломил» руку Ивану Гаврилову, выплатил половину оклада (2 р.) «на лечбу» своему товарищу; в сент. 1698 г. патриарх указал вычесть из жалованья подьяка Ивана Иванова 10 р. в пользу подьяка Григория Андреева за то, что «Иван бил ево, Григория, и увечил» (Там же. Ф. 235. Оп. 2. 12. Л. 9 об., 11 об. и др.; 173. Л. 14). Т. о. жизнь П. п. мало чем отличалась от жизни городских служилых слоев населения России XVI-XVII вв. Эти материалы дают дополнительные сведения к социальному портрету рус. средневек. профессиональных музыкантов. Ист.: Опыты трудов Вольного российского собрания при имп. Моск. ун-те. М., 1775. Ч. 2; Строев П. М. Выходы государей царей и вел. князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев, с 1632 по 1682 г. М., 1844; Дубровский Н. Патриаршие выходы//ЧОИДР. 1869. Кн. 2. Ч. 5. С. 6-64; Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о жизни святейшего Никона патриарха Московского и всея России. М., 1871; Зерцалов А. Н. Московский Китай-город в XVII в.//ЧОИДР. 1893. Кн. 2. С. 1-30; Белокуров С. А. Юрий Крижанич в России. М., 1902; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского, Пахомиевской ред.: Тексты//Древнерусская книжность. Л., 1985. С. 127-141. Лит.: Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич. М., 1874; Разумовский Д. В., прот. Патриаршие певчие дияки и поддияки и государевы певчие дияки. СПб., 1895; Металлов В. М., свящ. Синодальные, бывшие патриаршие, певчие. М., 1898. Ч. 1; Сухотин Л. М. Первые месяцы царствования Михаила Федоровича//ЧОИДР. 1915. Кн. 4. С. 1-238; Амосов А. А. К вопросу о времени происхождения Лицевого свода Ивана Грозного//Мат-лы и сообщ. по фондам ОРиРК БАН СССР. Л., 1978. С. 6-36; Протопопов В. В. Нотная б-ка царя Федора Алексеевича//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Луппов С. П. Читатели изданий Моск. типографии в сер. XVII в. М., 1983; Бурилина Е. Л. Чин «За приливок о здравии государя»: История формирования и особенности бытования//Древнерусская лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 204-214; Серёгина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 338-355; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерус. певч. книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. 1986. С. 128-139; он же. Профессиональные музыканты Рос. гос-ва XVI-XVII вв. Челябинск, 1991; он же. «Певцы» и «халдеи» в Чине архиерейского поставления XV-XVII вв.//Культура и искусство в памятниках и исслед.: Сб. науч. тр. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 3-20; Шавохина Е. Е. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифонии: АКД. Л., 1987.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Христова 1994. 2.   Толкования на Псалтырь псевдоАфанасия Александрийского. Вместе с псалмами истолкованы библейские песни. Греческий оригинал, приписываемый также Оригену и Исихию Иерусалимскому (CPG 6553; PG, t. 27), плохо объясняет славянский текст. Рукописи многочисленны, древнейшие отрывки относятся к XI в., это Евгеньевская псалтырь (БАН 4.5.7; РНБ, Пог. 9). Рукопись русского происхождения, фототипическое издание см.: Колесов 1975. Другой русский список датируется рубежом XI-XII вв. Толстовская псалтырь (РНБ, F.n.1.23). Текст Двух среднеболгарских рукописей XIII в. Болонской (Universita di Bologna, 2499) и Погодинской (РНБ, Пог. 8) псалтырей опубликован, см. Jagi 1907. 3.  Толкования на Псалтырь Феодорита Кирского (ок. 393–466), греческий оригинал CPG 6202; PG, t. 80. Сохранилось около десяти рукописей, текст в них обрывается на 144-м псалме, далее до конца следуют толкования псевдо- Афанасия Александрийского . Древнейший список XI в., русский, далек от полноты (ГИМ, Чуд. 7). Исследование и издание см.: Погорелов 1910а, 19106. 4.  Толкования на Псалтырь св. Брунона, епископа Гиперболейского (1032–1101), в переводе новгородского переводчика Димитрия Герасимова, нач. XVI в. Оригиналом послужило латинское издание в Кельне, 1494 г. Исследование по рукописи XVII в. (ГИМ, Син. 305) см.: Описание, т. 2, с. 101 – 109; рукопись XVI в. РНБ, Соф. 1255 . Издание части текста в разночтениях см.: Амфилохий 1880б. 5.  Толкования на Псалтырь в переводе Максима Грека известно по многим рукописям XVI-XVIII вв. См. библиографию: Синицына 1977, с. 65. О составе толкований см.: Описание, т. 2, с. 91–99; Андреев 1918. Вопрос о том, был ли Максим переводчиком готовых катен или сам составлял их и, если составлял, какова доля его авторского участия, не изучен 3 . 6.  Толкования на книгу Иова Олимпиодора Александрийского (VI в.). Греческий оригинал CPG 7453; PG, t. 93. Рукописи: ГИМ, Чуд. 6, 1394 г.; РНБ, Пог. 79; РГБ, Рум. 28, РГБ, Акад. 141 и др. 7.  Толкования на книгу Иова, переведенные на Афоне монахом Гавриилом в начале XV в. Оригиналом послужили катены Никиты Ираклийского (ок. 1030–1100), в значительной степени опирающиеся на толкования Олимпиодора (издание: Junius 1637). Их структурной особенностью является деление текста на 33 главы, что отразилось в славянском переводе. Три болгарские рукописи: 1412 г. ГИМ, Син. 202 (Описание, т. 2, с. 53–59); 1503 г. – Б-ка Румынской АН, 96 (Ангелов 1978, с. 266); XV в. – Рыльский монастырь 1/4 (18) (НМРМ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Иваск Ю. П. Отец Алексей Мечев : [Рец. на кн.]//Новый журнал. 40. Сидоров С. А. Московское духовенство двадцатых годов//Московский журнал. 1997. 8–9. С. 61–66. 41. Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва /сост. С. Фомин. М.: Паломник, 1997. 784 с.: ил. (Русское православие XX века). 42. Поучения протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997.16 с. (Б-ка журнала «Держава»). 43. Флоренский П. А. Отец Алексей Мечёв //Памятники Отечества. М., 1997. 37 (1). С. 139–141. 44. Добровольский А. А. Даст Господь по сердцу твоему... [С. Посад]: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.128 с. 45. Житие московского старца протоиерея Алексия Мечёва //Московские епархиальные ведомости. 2000. 10–11. С. 34–43; Проповеди св. прав. Алексия «Слово в день Феодоровской иконы Божией Матери» и «О мощах угодников Божиих»//Там же. С. 44–48. 46. Миллер Т. А. Московский старец Алексий Мечёв /Т. М.//Альфа и Омега. 2000. 1 (23). С 147–165. 47. Пастырь добрый : Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва /сост. С. Фомин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Серда-Пресс, 2000, 767 с: ил. 48. Патерик новоканонизированных святых. [Св. прав. Алексий Мечёв : По тексту «Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении цовомучеников и исповедников российских XX века " ]//Альфа и Омега. 2000. 3 (25). С 237–278. 49. «Русь святая». Календарь на 2001 год с житиями подвижников благочестия XX столетия. М.: Благо, 2000. 381 с. – Жизнеописания св. прав. Алексия и сщмч. Сергия (Мечёвых). 50. Старец протоиерей Алексий Мечёв //Московский журнал. 8. С. 44–45. 51. Старец протоиерей Алексий Мечёв : Жизнеописание и свидетельства к церковному прославлению. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2000. 80 с. – Случаи прозорливости, примеры прижизненных и посмертных чудес, знамений, молитвенной помощи старца о. Алексия Мечёва . 52. Грубе А. А. «Помяни всех притекающих к раке твоей»//Московский журнал. 2001. 12. С. 14–19. – Об обретении и перенесении честных мощей св. прав. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Что касается до Ольги, то относительно её необходимо предполагать, что, став открытой христианкой только после смерти Игоря, она сделалась таковой внутренне ещё задолго до этой последней. Но, став сама христианкой, она естественно должна была склонять к христианству и мужа. А если должна была склонять, то нет ничего невероятного, что и действительно успела в своих стараниях. Став христианином внутренне, Игорь не сделался им наружно или открыто. Это необходимо объяснять причинами политическими. Игорь был на престоле Киевском и всего вторым государем 141 ; в глазах своих подданных Славян он все ещё оставался таким же чуждым пришельцем, какими были Олег и Рюрик. По всему этому он ещё не мог чувствовать себя на своём престоле слишком твёрдо. Но не чувствуя себя твёрдо на престоле, он не мог отважиться и на такое важное дело, как перемена веры. В привязанности к язычеству наши предки не составляли ни малейшего исключения из других народов, и чтобы заставить их принять новую веру, потребовалось бы употребить всю энергию власти, как это и было при Владимире. Нет ничего удивительного, что Игорь не нашёл возможным попытаться употребить эту энергию, рискуя престолом. Впоследствии положение Владимира было совсем не то, что положение Игоря. Он успел уже превратиться из Варяга в Славянина, так что Славяне смотрели на него, как уже на своего природного государя. Когда он вводил новую веру, то Славяне не могли сказать ему, что-де поди-ка ты со своей новой верой туда, откуда пришёл; но они весьма могли сказать это Игорю. Когда посягает на прадедовские обычаи свой человек, то это бывает не так обидно. Но когда посягательство идёт со стороны, от чужих, то оно вызывает против себя всё раздражение оскорблённой национальной гордости. Таким образом, не желая серьёзно рисковать престолом, Игорь и остался наружным язычником, хотя сделался внутренним христианином. Из внутреннего быта Варягов-христиан при Игоре мы знаем только то, что они имели в Киеве церковь пророка Илии. Церковь эта называется в летописи «сборною».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Лит.: Иноходцев П. [Корнилиево-Комельский мон-рь]//Собр. соч. выбранных из месяцеслова на разные годы. СПб., 1793. Ч. 10. С. 318-319; Корнильев мон-рь//Вологодские ГВ. 1839. 13. Ч. неофиц. С. 100-103; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Корнилиево-Комельский мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1883. 1. С. 1-9; 2. С. 21-30; 3. С. 51-59; 4. С. 71-79; 5. С. 87-96; 6. С. 105-112; 8. С. 129-137; 9. С. 155-162; 10. С. 163-170; Открытие церковно-приходской школы в Корнилиево-Комельском мон-ре//Там же. 1889. 21. С. 380-381; Степановский И. К. Корнилиево-Комельский мон-рь// Он же. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; 400-летие Корнилиево-Комельского монастыря//Вологодские ГВ. 1897. 26. С. 6; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря: (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897, 1900; Корнильево-Комельский Введенский мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 19045; Сойкин П. П. Корнилиев-Комельский мон-рь в Грязовецком у.//Православные русские обители. 1910. С. 81-82; Корнилиево-Комельский мон-рь//ИИАК. 1915. Вып. 59. С. 178-179; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 280-300; Кожевникова Н. А. Закрытие мон-рей в Грязовецком у.//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 85-88; Седов В. В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского мон-ря: Утраченные памятники архитектуры XVI в.//ИКРЗ, 1993/1994. С. 102-109; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 244-246; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 477-492; Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI-XIII вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 13-24; Шамина И. Н. Из истории вологодских монастырей: Состав насельников//Отеч. история. М., 2003. 1. С. 141-148; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; Кузьминых А. Л., Старостин С. И. Спецлагеря для бывш. военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника//Российская история. М., 2010. 3. С. 48-53; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей, XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010