В Москве состоялась международная конференция «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского» Москва, 15 сентября 2009 г. II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына, сообщает Благовест-инфо . В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами - фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» - была выбрана более определенная тема «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского» Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: «Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и «Бог верит в человека». Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому «сонму свидетелей», которые убеждают, что «уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку» От себя проректор МДА добавил, что наследие митрополита Антония, его «живой опыт свидетельства о Христе» исключительно актуален сейчас, особенно в подготовке будущих священнослужителей. О.Владимир заверил участников конференции, что преподаватели МДА «будут делать все возможное, чтобы наши выпускники хорошо знали наследие митрополита Антония и были в состоянии свидетельствовать миру об этом подлинном опыте восприятия Христа». Собравшихся также приветствовал директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, который активно содействовал не только проведению обеих конференций, но и двухлетнему семинару по изучению наследия митрополита Антония, регулярно собиравшемуся в Доме русского зарубежья.

http://pravoslavie.ru/31927.html

4. Специальность «теология» по-прежнему не введена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации. 5. Недостаточным и не соответствующим потребностям общества остается количество выделяемых бюджетных мест по направлению «теология» в высших учебных заведениях. В качестве путей решения проблем участники Совещания рекомендовали предпринять следующие шаги: 1. Предложить Учебному комитету, Отделу религиозного образования и катехизации, Синодальной библейско-богословской комиссии, Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия развивать координацию действий по расширению опыта преподавания теологии в вузах. 2. Обратиться к органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с предложением нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования. 3. Просить органы государственной власти Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке и принятии перспективного плана организационного и финансового обеспечения теологического вузовского образования. 4. Просить Министерство образования и науки РФ во взаимодействии с религиозными и общественными организациями скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации. 5. Просить епархиальных архиереев уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях. 6. Предложить Синодальной библейско-богословской комиссии во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами провести широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве. Совещание прошло при поддержке Благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова и Фонда просвещения «МЕТА» при участии ОАО РусГидро и группы компаний «Доступное жилье».

http://patriarchia.ru/db/text/2622170.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СИНОДАЛЬНАЯ БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Образована 28 декабря 1993 года решением Священного Синода. Является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (создана в 1979 г.), которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям (создана 28 августа 1960 г.). В 2009 году круг вопросов, относившихся к компетенции Патриаршей библейской комиссии, включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии , которая в связи с этим 27 августа 2009 года была переименована в Синодальную библейско-богословскую комиссию. Комиссия - коллегиальный орган, избираемый Священным Синодом, состоящий из представителей епископата, общецерковных учреждений, духовных школ, ученых, экспертов. Действующий состав Комиссии утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 года. Комиссия ответственна за: Для решения задач, поставленных перед Комиссией высшей церковной властью, созываются пленарные заседания Комиссии, а также заседания ее рабочего президиума. Комиссия один раз в два года проводит общецерковные богословские конференции, посвященные фундаментальным богословским темам, а также научные конференции и семинары, на которых рассматриваются актуальные проблемы богословской науки и церковной жизни. Темы общецерковных конференций утверждаются Священным Синодом Русской Православной Церкви. Комиссия осуществляет ряд исследовательских и издательских проектов. 26 декабря 2013 года при комиссии учрежден Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви . Председатели Использованные материалы Редакция текста от: 23.09.2021 21:19:10 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680333.h...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании Синодальной библейско-богословской комиссии 23 марта 2012 г. 20:00 23 марта 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион  выступил с докладом на пленарном заседании Комиссии. Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы и братья! Рад приветствовать всех членов Синодальной библейско-богословской комиссии на очередном пленарном заседании. Как вы знаете, в октябре минувшего года Священный Синод назначил меня председателем Синодальной библейско-богословской комиссии после того как Высокопреосвященный митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси , долгое время возглавлявший Комиссию, принял решение оставить этот пост. Священный Синод выразил митрополиту Филарету глубокую благодарность за многолетнее и бессменное председательство в Комиссии, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Действительно, вклад владыки Филарета в плодотворную работу Комиссии и ее творческое развитие весьма значителен. Все мы помним, какие трудные вопросы приходилось решать — вопросы, с одной стороны, вероучительные и богословские, а с другой стороны, касающиеся актуальных проблем церковной жизни. И Комиссия под руководством митрополита Филарета всегда находила взвешенные и мудрые решения, продиктованные верностью православному преданию и пастырской заботой о мире церковном. Сегодня мы собрались на пленарное заседание, чтобы обсудить задачи и перспективы работы нашей Комиссии на новом этапе. С момента своего создания в 1993 году Синодальная богословская комиссия в своей деятельности прошла несколько этапов. Первоначально основным направлением работы было богословское обеспечение участия Русской Православной Церкви в работе международных христианских организаций и в двусторонних богословских диалогах. Доктринальным обобщение этой работы стал разработанный Комиссией документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятый Архиерейским Собором 2000 года.

http://patriarchia.ru/db/text/2100564.ht...

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители. 28 декабря 1993 г. назначен председателем  Синодальной богословской комиссии , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим  Полоцкой епархией , с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим  Могилевской епархией . С 27 июля 2009 г. — член  Межсоборного присутствия  Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ( журнал 125 ) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://patriarchia.ru/db/text/5749520.ht...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Институте философии РАН 27 января 2012 г. 12:30 24 января 2012 года в Институте философии РАН в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Богословие и гуманитарные науки». В начале заседания конференции было оглашено вступительное слово председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона . Глубокоуважаемый Абдусалам Абдулкеримович!  Уважаемые участники настоящей конференции! Рад приветствовать всех вас, собравшихся на конференцию «Богословие и гуманитарные науки», которая проводится совместно Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви и Институтом философии Российской Академии наук в рамках Рождественских чтений. Научно-дискуссионные встречи с участием богословов и философов проходят в Институте философии регулярно на протяжении уже многих лет. Первая конференция-семинар Богословской комиссии и Института философии в рамках Рождественских чтений состоялась в январе 2001 г. и с тех пор проведение совместных научных мероприятий стало доброй традицией. Помимо Рождественских семинаров Синодальная библейско-богословская комиссия организовывала вместе с Институтом философии различные мероприятия, в том числе международные конференции по философии религии и тематические круглые столы. Сложилась традиция взаимоуважительного и заинтересованного диалога по самым разным проблемам: соотношения философии и богословия, антропологии, этики, а также по актуальным вопросам присутствия Церкви в жизни современного общества. Сотрудники Института философии являются постоянными участниками общецерковных богословских конференций, которые Синодальная библейско-богословская комиссия регулярно проводит вот уже более десяти лет. Такое плодотворное взаимодействие стало возможным во многом благодаря инициативам и личному общению митрополита Минского и Слуцкого Филарета , долгие годы возглавлявшего Синодальную богословскую комиссию, и Вячеслава Семеновича Степина, ранее директора, а ныне научного руководителя Института философии. Сотрудничество продолжалось и развивалось при активном участии нынешнего директора Института Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова.

http://patriarchia.ru/db/text/1981784.ht...

п. 2 Устава Духовных Академий, учреждается комиссия для научного издания славянского текста Библии; 2) в состав Комиссии входят, кроме соответствующих по своим занятиям профессоров и доцентов Петроградской и других духовных академий, ученые специалисты из членов Академии Наук, профессоров русских университетов и вообще лиц, заявивших себя известностью в области изучения славянского библейского текста; 3) первый состав Комиссии избирается Советом Петроградской Духовной Академии из лиц, ближайшим образом изъявивших готовность принять на себя труд по разработке той или иной части предположенного издания, а впоследствии Комиссия определяет и пополняет свой состав путем собственного избрания желательных участников, с уведомлением о сем Совета Академии; 4) потребные для издания средства, ввиду исключительно высокого научного, духовно-просветительного и национального характера предприятия, испрашиваются, по ходатайству Совета Академии, Святейшим Синодом от высших государственных учреждений, и 5) непосредственное наблюдение за деятельностью Комиссии принадлежит Совету Петроградской Духовной Академии, и ему Комиссия ежегодно представляет отчет о своей деятельности. – Совет Петроградской Духовной Академии вполне согласился с основными положениями докладной записки профессора Евсеева относительно важности и необходимости научного издания Славянской Библии при Петроградской Духовной Академии на изложенных в докладе и вышеприведенных условиях, и Преосвященный Митрополит Петроградский Антоний, согласно ходатайству того же Совета, представил, от 18 октября 1911 года за 1454–9133, означенную записку на благоусмотрение Святейшего Синода. – С своей стороны признав насущную потребность научного издания славянских переводов книг Св. Писания и принимая во внимание, что, по расчетам, на расходы по означенному изданию потребуется свыше 80.000 руб., и что дело это имеет общекультурное и национальное значение, Святейший Синод, по определению, от 4 мая–5 июня 1912 года за 4310, предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить, в установленном порядке, ассигнование потребных средств на предпринимаемое научное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в. Тексты, целиком взятые из Св(ященного) Писания, как-то псалмы, паремии, прокимны. Дело в том, что текст Св(ященного) Писания, употребляемый в наших богослужебных книгах, значительно разнится от текста обычной нашей славянской Библии[, приближаясь более к Лукиановской редакции 540 ]. В некоторых местах богослужебный текст распространеннее, в других сокращеннее издаваемого Святейшим Синодом. Ввиду этого, прежде чем приступить к какому-либо исправлению библейского текста в богослужебных книгах, необходимо решить принципиальный вопрос, которая из двух редакций: синодальная или богослужебная заслуживает наибольшего уважения и должна быть положена в основу всяких исправлений. Притом, исправления эти должны уже тогда простираться не одни богослужебные книги, но и на славянскую Библию , так как существование на практике двух славянских текстов, несомненно, очень неудобно во многих отношениях. Конечно, решение этого принципиального вопроса требует многолетней и весьма сложной работы, но нового издания богослужебных книг задерживать оно не должно. Все библейские тексты могут быть вынесены в особые книги (паримийники, псалтири и пр(очие)); богослужебные же тексты в собственном смысле могут издаваться независимо от них. Наконец, Комиссия [по инициативе] ввиду частного мнения профессора А.А. Дмитриевского представляет на благоусмотрение Высшей церковной власти вопрос, не благовременно ли, вместе с изданием нового перевода Постной Триоди, восстановить и древнее деление двух Триодей. Постная Триодь прежде кончалась пятком шестой седмицы, когда, действительно, и поется: «Душеполезную совершивше четыредесятницу», Цветная же начиналась с субботы Лазаревой и недели Цветоносной.] г) Приложение в конце Триоди (песни Троичны, седальны из Октоиха, повесть о неседальном, главы Марковы и пр(очее)) как не принадлежащее к составу Триоди. Исправить эти части необходимо одновременно с Октоихом и Типиконом. Представляя при сем правленый экземпляр Триоди Постной, Комиссия покорнейше просит Святейший Синод указать ей, признаются ли правильными начала, на которых Комиссия вела свой труд, и должна ли она продолжать свои работы в том же духе, приступив теперь же к исправлению Пентикостариона? 541

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве пройдет Международная богословская конференция «Православное учение о церковных таинствах» 02.10.2007 По решению Священного Синода, V Богословская конференция Русской Православной Церкви, подготовку и организацию которой осуществляет Синодальная Богословская комиссия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, будет посвящена православному учению о Таинствах ( сакраментологии ). Предыдущие конференции были посвящены: богословским итогам XX в. (2000), учению о человеке (2001), учению о Церкви (2003), эсхатологическому учению (2005). На конференции 2007 года, которую по традиции откроет Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, планируется выступление около ста докладчиков. Формы работы: пленарное заседание, секционные заседания, «круглый стол». Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств и иных священнодействий. В ходе подготовки к конференции состоится серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары организуются на базе духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Смоленск, Тюмень). По итогам работы семинаров будут подготовлены отчеты, которые будут представлены для обсуждения на конференции. Проведенная таким образом научно-исследовательская и богословская работа в области православной сакраментологии в перспективе может быть обобщена в документе доктринального характера. В качестве докладчиков для участия в работе конференции приглашаются как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие). Синодальная Богословская Комиссия/Седмица.Ru Редакция текста от: 02.10.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3702.html

В коротком слове профессор Ричард Суинберн поздравил участников альманаха с выходом этой книги, преуменьшая собственные заслуги в работе над сборником: «Может быть, я и играл некоторую роль в избрании англо-американской части докладов, которые есть в этом томе, но у меня было очень небольшое влияние. Вся работа – это ваша работа и работа редактора – очень долгая, скучная, а иногда и нервная. Я уважаю открытость этого тома, благодарен, что вы публикуете интересные классические произведения, доклады об истории континентальной и русской философии, рецензии на современные книги – и это все в одном томе. Тому, кто хочет понять, что изучается под названием «философия религии», стоит прочесть весь этот том». Кандидат философских наук, старший сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Алексей Русланович Фокин в своем выступлении отметил другой аспект сотрудничества Института философии РАН с англо-американским Обществом христианских философов – совместные конференции и летние школы: «Может быть, не всем известно, что в июле в США, в Calvin College (штат Мичиган) состоялась летняя школа, где участвовали Ричард Суинберн, Элеонора Стамп, Алвин Плантинга, Дэвид Брэдшоу и другие известные профессора, дававшие мастер-классы по философии религии для российских, украинских и белорусских молодых ученых, в том числе из нашего института, из СПбГУ, РГГУ, Синодальной библейско-богословской комиссии. Результаты в этой летней школы будут представлены в 2012 году у нас в Институте философии с 27 по 29 июня на международной конференции по современным проблемам философии религии, регулярно обсуждаемым в нашем Альманахе – таким, как согласование Божественное всеведения и человеческой свободы, проблема зла и теодицеи, современный взгляд на традиционные доказательства бытия Божия, новые перспективы патристического и средневекового тринитаризма, применение доктрины универсалий в богословском дискурсе и др.».   Научный консультант Синодальной богословской комиссии, историк Церкви Александр Иванович Кырлежев в своем выступлении посетовал на то, что во время презентации всем участникам не была предоставлена возможность увидеть или купить альманах – книги были лишь у его авторов. Кроме того, он высказал пожелание увидеть представленные в Альманахе тексты в интернете. Также он высказал свои опасения, что расширение в сторону восточной философии и религии приведет к размытию «определенной дисциплинарной строгости», присущей предыдущим книгам альманаха: «Надо понять, как это будет дальше – будет ли альманах более всеядным, более религиоведческим или появится новая строгость, новая ясность».

http://bogoslov.ru/article/2315048

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010