Вероятно, ее трудами вызваны некоторые статьи в официальном органе – «Церковные ведомости», например, А. Зверева 340 «Две возможные поправки в церковно-славянском переводе «похвал», поемых на утрени Великой Субботы» 341 и церковного публициста А. Папкова ‹Об исправлении перевода богослужебных книг и о преобразованиях в наших богослужебных чинопоследованиях» 342 . Пока Комиссия продолжала работать в тишине, не предавая гласности своих трудов, управляющий Московской Синодальной типографией Сергей Дмитриевич Войт, в 1907 г. высказывавшийся против книжной справы 343 из-за опасения нового раскола, в 1909 г. представил Синоду проект об учреждении «на старом Печатном Дворе при Московской Синодальной типографии особого Комитета для пересмотра книг богослужебных, библейских и других». «Цель этого пересмотра заключается в том, чтобы привести к единообразию тексты различных изданий книг богослужебных и библейских... и произвести в них необходимые улучшения на основании древних памятников, старопечатных книг и новейших трудов по изучению церковно-библейской истории и археологии, а также согласно научным требованиям логики и филологии (§ 2)». Этот проект 344 , по которому все дело справы богослужебных книг фактически было бы передано в ведение Управляющего Московской Синодальной типографией, не был одобрен Синодом, ввиду существования уже Комиссии по исправлению текста. Впрочем, через несколько лет Синод определением от 26 марта – 4 апреля 1913 г. за 2660 образовал при Синоде Издательский Совет 345 . § 6 «Положения» о нем, касающийся исправления богослужебных книг, почти дословно повторяет проект Войта. Плодами деятельности Комиссии по исправлению богослужебных книг явились исправленные издания «Триодиона сиесть Трипеснца», в 1912 г. и «Пентикостариона» 346 в 1913 г. Новый исправленный текст Триоди вошел и в «Службы на каждый день Страстной седмицы» (I –II, 1913). В следующем году Синод разрешил Комиссии начать печатание в исправленном виде 1 -й части «Октоиха» (гласы 1 –4) под редакцией архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

С 24 по 27 июня 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион посетил Рим и Ватикан, где принял участие в работе Редакционного комитета Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. В ходе поездки также состоялись встречи председателя Отдела внешних церковных связей с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином, председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом и Президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой. Обсуждалось современное состояние православно-католического диалога и другие вопросы, представляющие взаимный интерес. С 5 по 6 июля 2015 года митрополит Иларион посетил Стамбул, где состоялась его встреча со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. В беседе, в которой принял участие митрополит Галльский Эммануил, был обсужден широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия между Константинопольской и Русской Православными Церквами, в частности, в подготовке Всеправославного собора. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 52 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения проектов документов Всеправославного Собора «Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» и «Важность поста и его соблюдение сегодня», отредактированных Специальной межправославной комиссией на заседаниях, проходивших 15-20 февраля и 30 марта — 2 апреля 2015 года в Шамбези (Швейцария), и о предложениях Синодальной библейско-богословской комиссии по усовершенствованию данных документов. Справка: Священный Синод в заседании от 5 мая 2015 года (журнал 18) поручил Синодальной библейско-богословской комиссии изучить проекты документов, отредактированных Специальной межправославной комиссией, и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/4158601.ht...

Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова Скачать epub pdf Содержание 1. О вечности адских мучений. 2. О восприятии Христом первородного греха. 3. О догмате Искупления. 4. О таинстве Евхаристии. 5. О крещении младенцев и значении таинства Крещения для спасения.     В 2013 году на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо группы верующих (48 подписей), в котором ставился вопрос о спорных богословских воззрениях заслуженного профессора Московской духовной академии А.И. Осипова . Авторы письма обратились с просьбой дать разъяснения относительно того, соответствуют ли «точному изложению православной веры» мнения А.И. Осипова по пяти пунктам: – о вечности геенских мук, – о восприятии Христом первородного греха, – об Искуплении, – о Евхаристии, – о крещении младенцев. В приложении к письму по каждому пункту приведены цитаты из опубликованных текстов и публичных высказываний А.И. Осипова . По благословению Святейшего Патриарха обращение верующих было направлено для рассмотрения в Синодальную библейско-богословскую комиссию. Поступившие материалы были переданы для предварительного изучения экспертам из числа членов Комиссии. Затем обращение и полученные экспертные оценки были рассмотрены 20 января 2015 года на пленарном заседании СББК, в ходе которого была сформирована рабочая группа для дальнейшего изучения вопроса о реагировании на обращение верующих о богословских воззрениях профессора А.И. Осипова . Результаты работы были рассмотрены на пленуме СББК 22 декабря 2015 года. 1. О вечности адских мучений. Авторы обращения приводят, в частности, следующие высказывания профессора А.И. Осипова по данному вопросу: • «И в Откровении мы находим… учение о их (мучений) конечности и спасении всех человеков»; «Совершенно очевидно, все эти их (святых) слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Синодальная библейско-богословская комиссия Дата создания: 28 декабря 1993 г. Описание: Синодальная библейско-богословская комиссия является богословско-доктринальным органом Священного Синода. Образована решением Священного Синода от 28 декабря 1993 г. Является преемницей Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (создана в 1979 г.), которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям (создана 28 августа 1960 г.). В 2009 г. круг вопросов, относившихся к компетенции Патриаршей библейской комиссии , включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии, которая в связи с этим была переименована в Синодальную библейско-богословскую комиссию (решение Священного Синода от 27 августа 2009 г., журнал 73 ). Комиссия коллегиальный орган, избираемый Священным Синодом, состоящий из представителей епископата, общецерковных учреждений, духовных школ, ученых, экспертов. Первый председатель комиссии со дня основания —  митрополит Филарет (Вахромеев) . Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от занимаемой должности, председателем комиссии  назначен   митрополит Волоколамский Иларион . Состав комиссии был  утвержден на заседании Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 25 ). Решением Священного Синода от 24 августа 2023 г. ( журнал 78 ) состав комиссии был изменен . Комиссия ответственна за: Для решения задач, поставленных перед комиссией высшей церковной властью, созываются пленарные заседания Комиссии, а также заседания ее рабочего президиума. Комиссия один раз в два года проводит общецерковные богословские конференции, посвященные фундаментальным богословским темам, а также научные конференции и семинары, на которых рассматриваются актуальные проблемы богословской науки и церковной жизни. Темы общецерковных конференций утверждаются Священным Синодом Русской Православной Церкви. Комиссия осуществляет ряд исследовательских и издательских проектов. В 2013-2022 гг. при комиссии действовал Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви . Из Положения о Синодальной богословской комиссии Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22 Телефон: +7 (495) 230-2549 Факс: +7 (495) 230-2549 Web-caйm: www.theolcom.ru E-mail: theolcom@mospatr.ru Председатель: Иларион, митрополит Будапештский и Венгерский (Алфеев Григорий Валериевич) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/65975.html

3. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха (от 10 января 2008 г.) Комиссия также провела богословско-канонический анализ «Открытого письма», «Обращений» и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии. Результаты этого анализа доложены Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Данное заключение Комиссии также предлагается вашему вниманию. Важнейшим направлением деятельности Комиссии является консолидация научно-богословских сил нашей Церкви и активизация богословской работы. Основной формой в данном случае являются общецерковные богословские конференции. Они проводятся регулярно, один раз в два года, и в последнее время приобрели также статус международных. В отчетный период, в соответствии с решениями Священного Синода и при непосредственном участии Святейшего Патриарха, состоялись две такие конференции: Это были уже четвертая и пятая Международные богословские конференции Русской Православной Церкви, в работе которых принимали участие ведущие ученые и богословы нашей Церкви, представители почти всех Поместных Православных Церквей, а также ряд светских и инославных специалистов — отечественных и зарубежных. На конференции по эсхатологии состоялось всестороннее исследование этой — всегда актуальной — темы с библейской, патрологической, богословской, литургической, церковно-практической точек зрения. Материалы этой конференции составили солидный том объемом более 600 страниц. (Тем, кто не имеет ни этого сборника материалов, ни предыдущих, напоминаю, что тексты докладов доступны также и в Интернете на сайте Синодальной Богословской комиссии: http://theolcom.ru ). Готовясь к следующей конференции — о церковных Таинствах, мы ставили перед собой две задачи: вовлечь в работу максимальное число участников из духовно-образовательных учреждений нашей Церкви и в то же время повысить научно-академический уровень докладов и дискуссии. Выполняя первую задачу, мы провели в течение 2007 года в различных учебных заведениях семь тематических семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Этот подготовительный этап стал как бы «первой частью» самой конференции. В общей сложности в нем приняли участие три духовные академии, девять семинарий и два богословских института нашей Церкви. В работу семинаров были вовлечены преподаватели и студенты духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/427304.htm...

Работа эта продолжается. Ее конечной целью является разработка развернутой и всесторонне обоснованной концепции первенства с учетом разнообразия мнений, существующих по этому вопросу. Такая концепция необходима для того, чтобы представители нашей Церкви могли аргументированно отстаивать свою позицию в межправославном и межхристианском диалоге. 3. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха (от 10 января 2008 г.) Комиссия также провела богословско-канонический анализ " Открытого письма " , " Обращений " и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии. Результаты этого анализа доложены Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Данное заключение Комиссии также предлагается вашему вниманию. Важнейшим направлением деятельности Комиссии является консолидация научно-богословских сил нашей Церкви и активизация богословской работы. Основной формой в данном случае являются общецерковные богословские конференции. Они проводятся регулярно, один раз в два года, и в последнее время приобрели также статус международных. В отчетный период, в соответствии с решениями Священного Синода и при непосредственном участии Святейшего Патриарха, состоялись две такие конференции: - " Эсхатологическое учение Церкви " (14-17 ноября 2005 г.); - " Православное учение о церковных Таинствах " (13-16 ноября 2007 г.). Это были уже четвертая и пятая Международные богословские конференции Русской Православной Церкви, в работе которых принимали участие ведущие ученые и богословы нашей Церкви, представители почти всех Поместных Православных Церквей, а также ряд светских и инославных специалистов - отечественных и зарубежных. На конференции по эсхатологии состоялось всестороннее исследование этой - всегда актуальной - темы с библейской, патрологической, богословской, литургической, церковно-практической точек зрения. Материалы этой конференции составили солидный том объемом более 600 страниц. (Тем, кто не имеет ни этого сборника материалов, ни предыдущих, напоминаю, что тексты докладов доступны также и в Интернете на сайте Синодальной Богословской комиссии: http://theolcom.ru).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Я не знаю, как назовете такого человека вы, но я назову такого человека ересиархом – причем циничным ересиархом, который сознательно использует опровергнутые цитаты, ложные цитаты, обрезанные цитаты, вырванные из контекста цитаты для того, чтобы создать видимость церковной поддержки тем учениям профессора, которые ему прекрасно известны, что они не являются учением Православной Церкви. «И до чего доходит их коварство? К мутному и горькому потоку еретических [слов] они подмешивают сладкий и чистый источник истины подобно тому как издавна дурные торговцы портят вино, смешивая его с водою. Вырывая некоторые изречения отцов наших…. Из целого содержания их книг, они причисляют их к своему заблуждению… Или же на погибель свою и обманываемых ими произвольно приводя и толкуя их, они искажают и подделывают слово истины, приготовляют приманку для крючка и таким образом авторитетом лиц эти шарлатаны завлекают и обольщают простых слушателей своих, усыпленных скрытым коварством нечестия. Эти изречения отцов – ясные, бесспорные и доступные пониманию каждого, – они урезают, переиначивают и коварно замалчивают перед теми, кои вовлечены в их замысел» (свт. Никифор Константинопольский . Слово в защиту христианской веры,13). Я думаю, что из этих примеров, которые мы разобрали, должно стать понятным о решении комиссии. Ну а кому непонятно – вы послушайте профессора Осипова. В одной лекции он сказал очень дельные слова: А.И.О: «Не слушайте меня и не верьте, что я говорю». Александр Люлька об ответе проф. МДА А. И. Осипова на официальное Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии. Проф. А.И. Осипов : – А сейчас – уж очень вы меня просили прокомментировать заключение Синодальной Богословской Комиссии, Библейской Богословской Комиссии. В комиссию обратился – я не знаю этого человека,– ну, который себя называет богословом, и фамилия его Люлька... А. Люлька: – Здравствуйте, я и есть тот самый Люлька, о котором ничего не знает профессор Осипов. Кстати, обратите внимание – профессор еще ничего не успел сказать, хотя уже приврал. Вот он говорит, что Люлька называет себя богословом. Хотелось бы узнать, где это я себя назвал богословом – ни тексте письма я себя так не называю, ни в личном общении, даже в многочисленных моих статьях не пишу, что Люлька – богослов. Это обычные приемы, которые использует профессор, к сожалению, для того, чтобы так вот превентивно дискредитировать оппонента – дескать, есть такой гордый человек и какие-то еще подписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Комментарий секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии о недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины» Источник Содержание 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» 2. Границы применения принципа икономии 3. Отсутствие легитимности «Православной церкви Украины» 4. Искажение роли первого епископа в Православной Церкви 5. Приостановление евхаристического общения     Односторонние действия Константинопольского Патриархата на Украине, завершившиеся подписанием в январе 2019 года так называемого «томоса об автокефалии» вопреки воле епископата, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви, вызвали острую дискуссию в церковной среде. Анализ публикаций по теме показывает, что для многих участников дискуссии украинский вопрос напрямую связан с такими ключевыми для православной экклезиологии понятиями, как апостольское преемство, икономия и ее границы, устроение Православной Церкви на вселенском уровне, соборность и первенство. Обоснованная тревога за сохранение неповрежденного апостольского преемства в Церкви в связи с принятием Синодом Константинопольского Патриархата в евхаристическое общение лиц, не имеющих законной хиротонии, наблюдается в трудах целого ряда авторов, в том числе пишущих на греческом языке. Ключевые тезисы, которые приводятся Константинопольским Патриархатом в обоснование их действий на Украине, уже были подробно рассмотрены Синодальной библейско-богословской комиссией в комментарии к опубликованному Константинопольской Патриархией письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 20 февраля 2019 года. Имея в виду продолжающееся обсуждение украинского церковного вопроса в среде епископата, духовенства и мирян некоторых Поместных Православных Церквей, Секретариат Комиссии публикует свои комментарии к наиболее важным темам дискуссии. 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» Большая часть «хиротоний» епископата «Православной церкви Украины» ведет свое начало от бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета Денисенко, который 27 мая 1992 года был запрещен в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, а 11 июня 1992 года

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/komm...

Духовенство и политика: точки соприкосновения. Украинский взгляд Секретарь Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия и Синодальной Библейско-Богословской комиссии Московского Патриархата, протоиерей Андрей Новиков высказал свое мнение об участии духовных лиц в политической жизни. 17 января, 2011 Секретарь Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия и Синодальной Библейско-Богословской комиссии Московского Патриархата, протоиерей Андрей Новиков высказал свое мнение об участии духовных лиц в политической жизни. Секретарь Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия и Синодальной Библейско-Богословской комиссии Московского Патриархата, протоиерей Андрей Новиков высказал свое мнение об участии духовных лиц в политической жизни и по поводу проекта документа Межсоборного присутствия «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». Протоиерей Андрей Новиков Прежде всего, хотел бы сказать, что я полностью поддерживаю тот проект документа Межсоборного присутствия, который был принят соответствующей комиссией и одобрен в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом Кириллом. Документ необходимый, взвешенный. Замечание, в котором говорится об исключительных случаях участия духовенства в выборах по благословению священноначалия — очень важно. С одной стороны исключается возможность произвольного самовыдвижения священников от различных партий на местах. С другой — не исключается возможность таких критических ситуаций, когда для духовенства возникает необходимость принять участие в работе каких-то парламентских органов (общегосударственных или местных) с той целью, чтобы повлиять соответствующим образом на законодательство, на выправление положения в стране или в регионе. Но естественно, это должны быть какие-то исключительные случаи, когда действительно иного выхода нет.

http://pravmir.ru/duxovenstvo-i-politika...

Такой ответ со стороны христианской религиозной традиции предполагает различные измерения, но одним из важнейших, безусловно, является измерение этическое. Именно в сфере христианской этики, как индивидуальной, так и социальной, может быть наиболее плодотворным сотрудничество ученых и богословов, представляющих разные конфессиональные традиции. В глобальном мире перед лицом общих вызовов такое сотрудничество призвано обогащать мышление участников общей дискуссии и служить поиску наиболее убедительных и адекватных современной ситуации решений. В этом смысле интеллектуальное взаимодействие англо-американских философов религии и российских православных богословов и философов представляется чрезвычайно важным, так как позволяет наводить мосты между во многом очень непохожими мирами мысли и опыта, которые в то же время опираются на единый евангельский камень веры и живут общим упованием на непреходящую силу Истины Христовой. Как председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, недавно вступивший на этот пост, хотел бы подтвердить готовность Комиссии и в дальнейшем развивать сотрудничество с англо-американскими партнерами» (пер. с англ.). На открытии конференции выступили директор Центра этики и культуры профессор Дэвид Соломон, профессор философского факультета университета Нотр-Дам Роберт Ауди и менеджер конференции, профессор университета Кентукки Дэвид Брэдшоу. Последующие два дня работы конференции были наполнены плодотворными дискуссиями по актуальным вопросам христианской этики и ее присутствия в современном секулярном публичном пространстве. Доклад протоиерея Владимира Шмалия был посвящен этической дискуссии в российском обществе в постсекулярной перспективе. А.В. Шишков выступил с обзором основных аспектов десекуляризации в постсоветской России. Конференция «Этика и вызовы секуляризма: российская и западная перспективы» проводилась в развитие более чем десятилетнего научного сотрудничества Синодальной библейско-богословской комиссии и Англо-американского общества христианских философов, начавшегося в 2001 году конференцией «Пресвятая Троица».

http://patriarchia.ru/db/text/2249101.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010