Вы, наверное, знаете, что для наших студентов-богословов, как и для наших верующих, этот вопрос очень важен. И я знаю, что через молитву, через взаимное изучение наших традиций, через диалог мы сможем достичь лучшего понимания. Я думаю, что со времени Халкидонского собора у нас были сотни лет, чтобы попытаться уяснить, что тогда произошло и как лучше понять друг друга. Для этого требуется знание языков, много книг, многочасовые дискуссии, но я знаю, что с помощью Бога и предстательством святых мы сможем достичь большего понимания и продолжить искать, какова воля нашего Бога на это. Благодарю вас». Как отметил модератор заседания иеромонах Стефан (Игумнов), «цель консультаций состоит в том, чтобы открыто, честно, в братской атмосфере поднять проблемные богословские вопросы и попытаться их решить совместными усилиями обеих сторон». Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям напомнил участникам диалога, что первый раунд богословских консультаций состоялся в период с 20 по 24 января 2020 года в Нидерландах, Ливельде. И тогда же был сформирован состав рабочей группы. «Встреча в Нидерландах оказалась весьма содержательной и конструктивной, и по итогам было принято совместное коммюнике, в котором подчеркивается, что богословские консультации носят характер совместных научных изысканий, они не имеют целью заключение соглашений о восстановлении евхаристического общения, поскольку подобные задачи могут ставиться только в формате общеправославно-дохалкидонского диалога. Вместе с тем консультации призваны оказать содействие возможному в будущем возобновлению работы смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами», — отметил он. Иеромонах Стефан (Игумнов) также подчеркнул: «Для Русской Православной Церкви ведение двусторонних консультаций с Коптской Церковью также является реализацией ряда соответствующих общецерковных решений, которые были приняты по итогам деятельности смешанной комиссии по богословскому диалогу на этапе, завершившемся в 1993 году: Архиерейских Соборов 1997 и 2000 годов, Священного Синода и результатов изысканий Синодальной библейской комиссии, посвященных данной теме.

http://patriarchia.ru/db/text/6068864.ht...

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики. 16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители. 28 декабря 1993 г. назначен председателем  Синодальной богословской комиссии , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим  Полоцкой епархией , с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим  Могилевской епархией . С 27 июля 2009 г. — член  Межсоборного присутствия  Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 100 ) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием». Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ( журнал 125 ) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

http://patriarchia.ru/db/text/5749520.ht...

В качестве примера диалога церковной и светской науки Патриарх привел русских библеистов XIX века: «Если вчитаться в то, о чем писали наши замечательные ученые, такие как Глубоковский, Болотов и некоторые другие исследователи церковной истории и Священного Писания, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что чаще всего они находились в некоем диалоге с представителями западной и в первую очередь протестантской библеистики. Постоянные ссылки на Гарнака, поддержка и опровержение взглядов Гарнака и многих других зарубежных исследователей находились в центре богословской мысли русских библеистов. Думаю, это хороший пример того, как нужно развивать международное сотрудничество и как нужно изучать опыт других». Представленные на конференции доклады (они выложены на сайте Синодальной библейско-богословской Комиссии, готовится издание материалов конференции) показали, что тот самый диалог с западной библеистикой, который был характерен для русской науки XIX века и о котором говорил Патриарх, продолжается и в XXI веке. Пожалуй, конференция стала своеобразным смотром тех сил сегодняшней Церкви, которые готовы и открыты для такого диалога. Среди докладчиков были руководители и преподаватели библейских кафедр ведущих церковных образовательных учреждений (МДА, СПбДА, КДА, МинДА, ПСТГУ, ОЦАД), сотрудники ЦНЦ «Православная энциклопедия», представители светских вузов, сотрудничающих с Церковью. Это была очень важная веха в развитии нашей библеистики: в пространство того, о чем в Церкви говорят и спорят (о чем можно говорить и спорить), были внесены многочисленные темы, которые до недавнего времени скорее избегались: тема значения библейской критики для христианского богословия, тема исторической достоверности библейских повествований, тема влияния древних литератур Ближнего Востока на Библию, тема богословской переинтерпретации ветхозаветного текста в Септуагинте, тема «поисков исторического Иисуса»... Прошедшая общецерковная конференция показала, что все эти вопросы действительно стоят на повестке дня российской церковной науки.

http://pravoslavie.ru/68413.html

Архив Пн О недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины» 8 октября 2019 г. 16:07 Комментарий Секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Односторонние действия Константинопольского Патриархата на Украине, завершившиеся подписанием в январе 2019 года так называемого «томоса об автокефалии» вопреки воле епископата, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви , вызвали острую дискуссию в церковной среде. Анализ публикаций по теме показывает, что для многих участников дискуссии украинский вопрос напрямую связан с такими ключевыми для православной экклезиологии понятиями, как апостольское преемство, икономия и ее границы, устроение Православной Церкви на вселенском уровне, соборность и первенство. Обоснованная тревога за сохранение неповрежденного апостольского преемства в Церкви в связи с принятием Синодом Константинопольского Патриархата в евхаристическое общение лиц, не имеющих законной хиротонии, наблюдается в трудах целого ряда авторов, в том числе пишущих на греческом языке. Ключевые тезисы, которые приводятся Константинопольским Патриархатом в обоснование их действий на Украине, уже были подробно рассмотрены Синодальной библейско-богословской комиссией в комментарии к опубликованному Константинопольской Патриархией письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 20 февраля 2019 года. Имея в виду продолжающееся обсуждение украинского церковного вопроса в среде епископата, духовенства и мирян некоторых Поместных Православных Церквей, Секретариат Комиссии публикует свои комментарии к наиболее важным темам дискуссии. 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» Большая часть «хиротоний» епископата «Православной церкви Украины» ведет свое начало от бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета Денисенко, который 27 мая 1992 года был запрещен в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, а 11 июня 1992 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был извергнут из сана. Ввиду отсутствия покаяния у монаха Филарета и продолжения им раскольнической деятельности, в том числе на территории других автокефальных Церквей, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви от 18-23 февраля 1997 года он был отлучен от Церкви через анафематствование. Невзирая на подачу им неоднократных апелляций Константинопольскому Патриарху, его осуждение было документально признано Константинопольской и другими Поместными Православными Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/5510101.ht...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар 14:48 26.03.2024 469 Время на чтение 8 минут В понедельник, 25 марта, сайт Московской Патриархии опубликовал Документ, подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией, «О православном отношении к новой практике благословения " пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар " в Римско-Католической Церкви». Напомним , в декабре 2023 года Ватикан устроил очередную мерзость: Дикастерия по учению веры Римско-католической церкви под председательством кардинала Виктора Фернандеса опубликовала документ, согласно которому католические священники отныне имеют права «благословлять» однополые пары. В разделе «Введение» документа Синодальной библейско-богословской комиссии подчёркивается, что выраженные в декларации «Fiducia supplicans» идеи представляют собой существенное отклонение от христианского нравственного учения и требуют богословского анализа.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/va...

Архиерейский Собор поручил Комиссии представить Святейшему Патриарху и Священному Синоду проект создания общецерковного научно-исследовательского института богословия и библеистики (совместно с Учебным комитетом), а также сформулировать предложения по развитию инфраструктуры научных исследований в Русской Православной Церкви и по совершенствованию диалога и взаимодействия Церкви и светской науки. На заседании Комиссии состоялась содержательная дискуссия по указанным вопросам. По результатам обсуждения было принято решение сформировать рабочую группу по разработке проекта общецерковного научно-исследовательского института богословия и библеистики (под руководством митрополита Волоколамского Илариона), а также рабочую группу по разработке предложений, касающихся развития инфраструктуры научных исследований и активизации диалога и взаимодействия Церкви и науки (под руководством епископа Гатчинского Амвросия). Результаты деятельности рабочих групп будут доложены Синодальной библейско-богословской комиссии, которая представит соответствующие проекты и предложения Священному Синоду. Патриархия.ru за темою «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне з ключовими словами синодальна   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1436555...

В Алма-Ате состоится вручение премии Казахстанского митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) 24 ноября 2022 г. 11:05 27 ноября 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в духовно-культурном и административном центре Православной Церкви Казахстана в Алма-Ате состоится церемония вручения премии Казахстанского митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова). Решением Синода Православной Церкви Казахстана 13 сентября 2016 года для поощрения деятелей науки, духовного просвещения, культуры и искусства была учреждена премия имени митрополита Иосифа (Чернова). Данная инициатива получила одобрение и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября 2016 года. С этого момента идет работа комиссии, которая рассматривает предложения и заявки на соискание премии. Главной целью вручения этой награды является поощрение людей, внесших особый вклад в развитие религиозного просвещения, православной педагогики и культуры, привлечение внимания церковной и светской общественности к насущным вопросам духовной и интеллектуальной жизни Казахстана, объединение неравнодушных людей вокруг различных благородных дел и проектов под эгидой Православной Церкви. С 2017 года решением наградной комиссии данная премия присуждалась иерархам, священнослужителям и мирянам, а также церковным и общественным организациям за достижения в области православной педагогики и молодежного служения, церковного искусства и культуры, благотворительности и организации волонтерской работы, за серьезные научные исследования и увековечивание памяти новомучеников и исповедников казахстанских. В числе лауреатов прошлых лет: управляющий делами Православной Церкви Казахстана, член Синодальной библейско-богословской комиссии   епископ Каскеленский Геннадий (за достижения в области духовно-нравственного просвещения и литературного творчества); секретарь Митрополичьего округа, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения  заслуженный деятель искусств Российской Федерации О.Н.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

подготовка русскоязычных лекционариев, с комментариями, раскрывающими содержание чтения, а также его связь с богослужением (в первую очередь, сборника паремий, где в двух столбцах помещается славянский и русский текст, с необходимыми комментариями). б) Перевод на русский язык Септуагинты (т.е. текста, имеющего многовековую церковную рецепцию и лежащего в основе славянской Библии): русский перевод византийского текста; русский перевод древнейших греческих рукописей (желательно, чтобы издание включало греческий текст). в) Новый перевод библейских книг на русский язык с языков оригинала, о котором говорилось выше. г) Создание подробного научного комментария к Библии, включающего несколько уровней: текстологический, историко-археологический, экзегетический, богословский. д) Создание новых и редактирование старых переводов на языки народов, окормляемых Русской Православной Церковью, и взаимодействие с организациями, создающими такие переводы. Для плодотворной работы в области библейских текстов и возрождения российской библеистики необходимы, во-первых, координация и консолидация усилий ныне работающих специалистов и, во-вторых, подготовка новых квалифицированных кадров, для последующего участия как в исследовательской, так и в преподавательской деятельности. Для удачной реализации намеченных задач представляется целесообразным институциализировать деятельность рабочей группы по библеистике при Синодальной библейско-богословской комиссии, преобразовав ее в постоянно действующий рабочий орган. Перевод Библии. Доклады А.С. Десницкий Современная теория библейского перевода и православная традиция В наши дни выходит много различных переводов Библии. Только на русском языке всего за пару последних десятилетий вышло пять полных переводов канонических библейских книг, и готовится шестой, кроме того, на языках народов России появилось четыре полных перевода: чувашский, тувинский, чеченский, удмуртский. В ближайшее время к ним, по-видимому, добавятся Библия на татарском, крымско-татарском и туркменском языках – это народы, представители которых входят в многонациональную паству Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

С чем мы столкнулись в ходе православно-католического диалога по предложенной теме? С тем, что католическая сторона очень медленно, очень вежливо пытается навязать нам свою точку зрения на первенство Римского епископа во Вселенской Церкви, апеллируя как к церковной истории, так и к различного рода документам первого и второго тысячелетия. С православной же стороны нет четко формулированного ответа на эти высказывания, на эти взгляды католиков. Если такой четкий ответ существовал в православной традиции, по крайней мере, с XI по XIX век включительно, и мы имеем огромное количество этому свидетельств и цитат, то сейчас его нет, потому что нет единства между Поместными Православными Церквами относительно того, какими прерогативами должен пользоваться первый епископ и является ли он вообще первым среди равных. Такое положение дел побудило Священный Синод Русской Православной Церкви поручить Синодальной богословской комиссии разработать документ, в котором была бы изложена позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. Задача, которая была поставлена Священным Синодом перед Синодальной библейско-богословской комиссией, заключалась в том, чтобы разработать нормативный документ, который служил бы основой позиции Московского Патриархата в диалоге с Римско-Католической Церковью, но, естественно, имел бы отношение и к проблематике межправославных отношений, потому что тема первенства во Вселенской Церкви не только касается взаимоотношений между православными и католиками, но стоит и на повестке дня межправославного диалога. Такой документ был подготовлен и одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви в декабре прошлого года. Ключевые положения этого документа основаны на двухтысячелетней богословской традиции Православной Церкви. Прежде всего, в документе зафиксирован сложившийся между Поместными Православными Церквами консенсус относительно важности первенства на вселенском уровне. Оно существует и никоим образом не отрицается Русской Церковью: в документе прямо говорится, что в семье Поместных Православных Церквей первенство принадлежит Патриарху Константинопольскому, однако сразу же оговаривается, что оно принадлежит ему как первому среди равных Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/3672907.ht...

Развитие научно-богословских исследований внесет важный вклад в решение стратегических задач в сферах духовного образования, церковного управления, пастырства, миссии, социального служения. Вместе с тем качественные прикладные исследования возможны лишь на твердом основании академического богословия, в связи с чем требуется совершенствование общецерковной системы научной коммуникации. Необходимо активизировать деятельность научных журналов и сетевых изданий, научных библиотек и баз данных, важно регулярно проводить общецерковные и региональные богословские конференции и семинары, организовывать научные командировки исследователей, а также участвовать в международных программах по обмену студентами. Учебному комитету совместно с Синодальной Библейско-богословской комиссией поручается разработать проект создания общецерковного научно-исследовательского института богословия и библеистики с последующим представлением Патриарху и Священному Синоду. Синодальной Библейско-богословской комиссии надлежит также внести на рассмотрение Патриарха и Священного Синода предложения по развитию инфраструктуры научных исследований в Русской Православной Церкви, а также по совершенствованию диалога и взаимодействия Церкви и светской науки. 31. Поместный Собор 27-28 января 2009 года отметил важность миссионерско-просветительской деятельности: «Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности... На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия» (пункт 5 Определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»). Не оставляя уже совершаемых трудов по просветительскому служению в отдаленных от церковных центров местностях, Синодальному миссионерскому отделу надлежит активизировать свою деятельность в области координации просветительской работы епархий и приходов среди тех, кто, будучи крещены, еще не в полной мере участвуют в церковной жизни. Собор считает полезным создание миссионерских служб благочиний и приходов, организуемых штатными сотрудниками - приходскими миссионерами под руководством благочинных и настоятелей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010