Выполнению этой задачи служит, в частности, и работа над Катехизисом, которая ныне осуществляется в рамках деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии. — В последнее время активно обсуждается вопрос подготовки и созыва Всеправославного Собора. Насколько активно идет процесс подготовки? Какой видится Вам роль Библейско-богословской комиссии в подготовке этого значимого для всех Поместных Церквей Собора, — ведь есть целый ряд вопросов, в частности, проблема первенства, которые неоднозначно решаются именно по причине расхождения «путей богословия»? — Мне уже приходилось не раз останавливаться на вопросах, связанных с подготовкой Всеправославного Собора. Такая подготовка ведется уже полвека, она то активизировалась, то замирала. Были согласованы позиции Поместных Православных Церквей по ряду вопросов повестки дня. Сегодня мы вновь вернулись к обсуждению того, каким должен быть Собор, в ходе межправославного диалога. И надо сказать, что это обсуждение является частью соборного процесса, который сам Собор сможет увенчать. Быть может, некоторые спорные вопросы, по которым еще не достигнут консенсус, стоит не выносить на Собор, а оставить на будущее. Это касается и вопроса о первенстве в Православной Церкви, а также связанных с ним вопросов о предоставлении автокефалии и о диптихах. Что касается вопроса о первенстве, то в рамках деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии ведется серьезная исследовательская работа на эту тему. На основании исторического, канонического и богословского анализа будет составлен документ, в котором, после его одобрения Высшей церковной властью, найдет свое выражение позиция нашей Церкви. — Библейско-богословская комиссия по отношению к российским богословским школам является, по сути, «заказчиком» кадров и проектов. На ваш взгляд, в каких областях богословских наук наиболее остро ощущается сегодня дефицит специалистов? — Членами Синодальной библейско-богословской комиссии являются авторитетные и компетентные богословы и церковные ученые, но по мере необходимости мы привлекаем экспертов в различных областях, в том числе представителей молодого поколения богословов.

http://patriarchia.ru/db/text/2013596.ht...

Священный Синод выслушал рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о праздновании в епархиях Русской Православной Церкви Дня православной книги и отметил важность состоявшегося события. Члены Синода выразили благодарность митрополиту Клименту и сотрудникам Издательского совета и поручили ему создать ежегодно обновляемую карту мероприятий, посвященных Дню православной книги, для публикации и представления Священному Синоду. Заслушав рапорт протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, о состоявшемся заседании Межрелигиозного совета России, Священный Синод принял к сведению итоговые документы заседания. Синодальные учреждения Священный Синод постановил одобрить отчеты за 2010 год Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Финансово-хозяйственного управления, Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи, Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Информационного отдела, Отдела по тюремному служению, Комитета по взаимодействию с казачеством, патриаршего совета по культуре, Библейско-богословской комиссии, Комиссии по канонизации святых, комиссии по делам монастырей. Также Синод принял к сведению отчет Синодальной богослужебной комиссии. Члены Синода постановили назначить заместителем председателя Синодального миссионерского отдела преподавателя Белгородской духовной семинарии священника Александра Короткого. Патриаршие комиссии Священный Синод постановил переименовать рабочую группу при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь в комиссию при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь и утвердил Положение об указанной выше комиссии. Также Священный Синод утвердил Положение о комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси.

http://e-vestnik.ru/news/zasedanie_svyas...

У представляемого сегодня " Катехизиса " очень короткая история и очень долгая предыстория. Все началось с того, что еще при приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии Синодальной библейско-богословской комиссии, которую тогда возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет , было поручено подготовить новый Катехизис Русской Православной Церкви. Задача была сформулирована таким образом: это должен быть не просто краткий сборник, посвященный основам вероучения, а фундаментальный труд, который отвечает на основные вопросы, касающиеся вероучения, литургической практики и нравственности. Работа над Катехизисом началась внутри Синодальной -библейско-богословской комиссии, мне было поручено возглавить работу соответствующей рабочей группы. Позже, когда Предстоятелем Русской Православной Церкви стал Святейший Патриарх Кирилл, а я возглавил Синодальную библейско-богословскую комиссию, эта работа была продолжена. Итогом ее стал очень большой по объему текст, который был разослан на отзывы в епархии. Когда мы стали получать отзывы, среди многих похвальных слов, сказанных в адрес этого текста, неоднократно звучала и такая мысль: это не тот катехизис, который можно дать людям, готовящимся к крещению, это не та простая и короткая книга, которую человек мог бы прочитать за пару дней и усвоить из нее хотя бы какие-то основные истины, касающиеся Православной Церкви. По мере чтения отзывов я понимал, что у нас есть нужда в некоем кратком пособии, в кратком Катехизисе, где по возможности в простых современных и доступных формах излагались бы основы православного вероучения, нравственности и основы церковной жизни.  Зная, как работает Библейско-богословская комиссия и каким трудом даются коллективные тексты, я понимал, что никакой комиссии подготовку такого труда поручить невозможно, и в конце концов взялся за это сам, имея в виду, что, конечно, это будет Катехизис авторский, не претендующий на какую-то общецерковную значимость, подобный уже достаточно многим существующим ныне авторским катехизисам.

http://patriarchia.ru/db/text/5137355.ht...

Важной темой обсуждения на прошедшем заседании назвал В.Р. Легойда случаи разглашения конфиденциальных сведений клириками или монашествующими, несущими послушание в общецерковных или епархиальных структурах. «Священный Синод постановил определить, что разглашение без благословения Святейшего Патриарха или епархиального архиерея клириком или монашествующим, несущим послушание в общецерковной или епархиальной структуре, третьим лицам, включая представителей средств массовой информации, канонических или церковно-административных сведений (Ап. 39) влечет за собой: для клирика: запрещение в служении на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния — до трех лет); для монашествующего: отлучение от причащения Святых Христовых Таин на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния — до трех лет). Теперь Межсоборному присутствию надлежит учесть настоящее определение при работе с проектом " Положения о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей " », — отметил В.Р. Легойда. «Также члены Священного Синода постановили учредить Комиссию Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества, утвердить Положение о Комиссии по развитию православного паломничества, а также Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви. Председателем Комиссии по развитию православного паломничества было решено назначить епископа Бронницкого Фому , поручив ему представить к следующему заседанию Священного Синода предложения по персональному составу Комиссии», — добавил представитель Церкви. В.Р. Легойда также рассказал о том, что на заседании было принято решение о включении в сферу пастырской ответственности Сингапурской епархии  государств Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея.  Изменения претерпел состав Синодальной библейско-богословской комиссии . «По итогам доклада председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона было постановлено включить в ее состав епископа Звенигородского Феодорита , ректора Московской духовной академии и епископа Петергофского Силуана , ректора Санкт-Петербургской духовной академии », — разъяснил В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/db/text/5682494.ht...

Заслушав рапорт протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, об участии делегации Русской Православной Церкви в работе III Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (Казахстан) 2–3 июля 2009 года, Священный Синод одобрил позицию делегации. Обсудив принятые Экспертным советом «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси заявлениях в связи с обсуждением стратегии долгосрочного развития России до 2020 года и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, Священный Синод выразил удовлетворение в связи с началом работы Экспертного совета и счел полезным публичное обсуждение упомянутых заявлений с представителями политических партий, объединений предпринимателей, профсоюзов и общественности стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Священный Синод обсудил также деятельность Патриаршей Синодальной библейской комиссии и Синодальной комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам. Констатировав отсутствие деятельности Патриаршей Синодальной библейской комиссии, Синод постановил упразднить ее и включить ставившиеся перед нею задачи в сферу деятельности Синодальной богословской комиссии, переименовав последнюю в Синодальную библейско-богословскую комиссию. В связи с возрождением Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии решено упразднить Синодальную комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам. Заслушав сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Священный Синод постановил: Аргентинская и Южноамериканская епархия: новообразованный приход во имя преподобного Серафима Саровского в г. Боготе, Колумбия, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и включить в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии. Пастырское окормление новообразованного прихода поручить протоиерею Александру Горбунову, настоятелю Покровского прихода в Панаме. Священника Михаила Чайку освободить от пастырского служения в Аргентинской и Южноамериканской епархии, согласно его прошению, и направить в распоряжение архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_za...

24. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви 25. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 26. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 27. митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 28. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк 29. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 30. архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий 31. архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 32. архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр 33. архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству 34. архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата 35. архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука 36. архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф 37. архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 38. архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт 39. архиепископ Горловский и Славянский Митрофан 40. епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению 41. епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых 42. епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи 43. епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 44. епископ Банченский Лонгин, викарий Черновицкой епархии 45. епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл 46. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3952097...

Важной темой обсуждения на прошедшем заседании назвал В.Р. Легойда случаи разглашения конфиденциальных сведений клириками или монашествующими, несущими послушание в общецерковных или епархиальных структурах. «Священный Синод постановил определить, что разглашение без благословения Святейшего Патриарха или епархиального архиерея клириком или монашествующим, несущим послушание в общецерковной или епархиальной структуре, третьим лицам, включая представителей средств массовой информации, канонических или церковно-административных сведений (Ап. 39) влечет за собой: для клирика: запрещение в служении на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния — до трех лет); для монашествующего: отлучение от причащения Святых Христовых Таин на срок до одного года (при повторном совершении того же деяния — до трех лет). Теперь  Межсоборному присутствию  надлежит учесть настоящее определение при работе с проектом " Положения о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей " », — отметил В.Р. Легойда. «Также члены Священного Синода постановили  учредить  Комиссию Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества, утвердить Положение о Комиссии по развитию православного паломничества, а также Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви. Председателем Комиссии по развитию православного паломничества было решено назначить  епископа Бронницкого Фому , поручив ему представить к следующему заседанию Священного Синода предложения по персональному составу Комиссии», — добавил представитель Церкви. В.Р. Легойда также рассказал о том, что на заседании было принято решение о включении в сферу пастырской ответственности  Сингапурской епархии  государств Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея.  Изменения претерпел состав  Синодальной библейско-богословской комиссии . «По итогам доклада председателя Синодальной библейско-богословской комиссии  митрополита Волоколамского Илариона  было постановлено включить в ее состав  епископа Звенигородского Феодорита , ректора  Московской духовной академии  и  епископа Петергофского Силуана , ректора  Санкт-Петербургской духовной академии », — разъяснил В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5682629...

Впервые на Соборе было столько белых клобуков, то есть количество митрополитов значительно возросло, и это было визуальным символом происходивших в последние годы процессов. Хочу упомянуть о дискуссиях на прошедшем Соборе, прошедших на столь высоком уровне и проникнутых таким единодушием. Я думаю, именно в этом главный итог состоявшегося Архиерейского Собора. Полагаю, что каждый из архиереев, уезжая в свою епархию, вынесет с этого Собора и очень добрые впечатления, и конструктивный настрой, и совершенно конкретные решения, рекомендации, которые он будет претворять в жизнь. Могу сказать о себе: те рекомендации Архиерейского Собора, которые даны касательно сферы моей ответственности в качестве председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , были весьма конкретными. В некоторых аспектах мне даже придется пересмотреть планы, которые я готовил до того. Например, речь на Соборе шла о работе над Катехизисом Русской Православной Церкви, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. В мои планы входило эту работу растянуть примерно еще на четыре года, учитывая скорость, с которой трудятся наши богословы. Но Архиерейский Собор высказал твердое мнение о том, что Катехизис должен быть закончен за два года. Это потребует экстренного созыва Богословской комиссии, дополнительных мер по стимулированию авторов и целого ряда других мер, в том числе организационных выводов, которые придется сделать. Думаю, что многие архиереи на Соборе получили импульс для осуществления своих трудов. Я уверен, что соборные решения будут стимулировать дальнейшее плодотворное развитие нашей церковной жизни. Благодарю вас за внимание. В.Р. Легойда: Большое спасибо, Ваше Высокопреосвященство. Мы надеемся, что наши богословы получат должный импульс и чаемая работа будет действительно закончена в сроки, обозначенные Архиерейским Собором. Дорогие друзья, я хотел бы попросить владыку митрополита Павла сказать несколько слов о том, как проходила работа Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2785915...

Данный процесс затрагивает, прежде всего, так называемую глубинку. Когда мы говорим о возрождении церковной жизни в последние 25 лет, то прежде всего обращаем внимание на то, что происходило в крупных городах. Церковное возрождение оказывается наиболее заметным именно в больших населенных пунктах и региональных центрах, где построены величественные кафедральные соборы, созданы духовные школы и происходит активная церковная жизнь. К сожалению, далеко не везде в глубинке возрождение ощущается, у нас очень много маленьких городов, поселков, деревень, где церковное присутствие пока ощущается слабо. Этим пользуются и враги Церкви, и сектанты, которые разворачивают свою миссию именно там, где Церковь недостаточно представлена. Идея создания новых епархий и новых епархиальных центров там, где их еще никогда не было, реализуется для того, чтобы архиереи приблизились к народу, чтобы у них было обозримое пространство для деятельности. Ведь до недавнего времени у нас были епархии, где насчитывалось по 500-600 приходов, а в некоторых из епархий расстояние от одного ее края до другого исчислялось несколькими часами перелета на авиационном транспорте. В создающихся сейчас епархиях архиерей имеет возможность знать в лицо каждого священника, может посещать приходы, оказывать реальное влияние на их жизнь. Все это было отражено в решениях Архиерейского Собора. Впервые на Соборе было столько белых клобуков, то есть количество митрополитов значительно возросло, и это было визуальным символом происходивших в последние годы процессов. Хочу упомянуть о дискуссиях на прошедшем Соборе, прошедших на столь высоком уровне и проникнутых таким единодушием. Я думаю, именно в этом главный итог состоявшегося Архиерейского Собора. Полагаю, что каждый из архиереев, уезжая в свою епархию, вынесет с этого Собора и очень добрые впечатления, и конструктивный настрой, и совершенно конкретные решения, рекомендации, которые он будет претворять в жизнь. Могу сказать о себе: те рекомендации Архиерейского Собора, которые даны касательно сферы моей ответственности в качестве председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, были весьма конкретными. В некоторых аспектах мне даже придется пересмотреть планы, которые я готовил до того. Например, речь на Соборе шла о работе над Катехизисом Русской Православной Церкви, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. В мои планы входило эту работу растянуть примерно еще на четыре года, учитывая скорость, с которой трудятся наши богословы. Но Архиерейский Собор высказал твердое мнение о том, что Катехизис должен быть закончен за два года. Это потребует экстренного созыва Богословской комиссии, дополнительных мер по стимулированию авторов и целого ряда других мер, в том числе организационных выводов, которые придется сделать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2780014...

Поэтому я, просматривая видео, в котором вначале сам А.И.Осипов сообщил о «Заключении» Синодальной Библейско-богословской комиссии, его лжеучения осуждающей, ожидал, что профессор проявит мудрость, точнее, смиренномудрие - смирится перед соборным разумом Церкви. Ведь подобная ситуация с ним уже была более чем полтора десятка лет назад, когда он очень энергично и деятельно выступал против канонизации Царя-мученика Николая. Однако когда все-таки такая канонизация совершилась, А.И.Осипов, как говорят, смиренно это соборное решение Церкви принял. Но в отношении «Заключения» Синодальной комиссии - не тут-то было! Профессор на видео начал рьяно оспаривать оное. Не буду в данной публикации подробно касаться его богословской апологии, замечу только, что вся она основана на нелепости; и по сути сводится к «абсолютно непробиваемому», но совершенно тривиальному «аргументу» типа: «Вы все дураки - один я умный». Зная, что на РНЛ хватает почитателей и поклонников Осипова, я могу специально для них уже более подробно, в рамках православного богословия разобрать сомнительные богословские аргументы профессора. Если, конечно, у них возникнет интерес к такой полемике, которая выразится на форуме или в иной форме. Но сейчас я хочу сказать не об этом. Вернусь к словам Господа: «...если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17), или, в нашем случае, - как еретик. Как видим, Церковь Осипов не послушал, так что теперь как он, так и его последователи - еретики. Ранее, учитывая, что такого соборного решения по поводу лжеучений проф. А.И.Осипова не было, я не называл его еретиком, а считал лишь только заблуждающимся (за что меня даже ругали другие православные ревнители). Однако, как говорят святые отцы, ересь это не заблуждение, а упорство в заблуждении, - что в полной мере и проявилось в оспаривании Осиповым «Заключения» Синодальной комиссии. Поэтому вплоть до покаяния в ереси он и его последователи на основании оного «Заключения» теперь являются в Русской Православной Церкви еретиками.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010