1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280).    В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф.).     Зигабен на Пс. 7:10.     Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6.    4 Цар. 15:1—5.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494.     Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21.     Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36.     Иосиф Флавий. Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23.    Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.).     Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10.     «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10.    Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»:     Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С. 78.    Там же. С. 166—167.    Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» (Лествица. 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    «Умилостиви Его молитвами» — не остывай в молитвенном горении твоем, ибо сказано: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6—7), и «все, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22; Мк. 11:24). Пусть будет молитва твоя денно-нощной службой Богу твоему — возьми в пример себе Анне-пророчицу, дочь Фануилову, от колена Асирова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36—37; разрядка наша. иг. Ф.). Пусть будет она радостью и благодарением (См.: Флп. 1:4, 4:6; Кол. 4:2). Будь благоразумна, бодра и постоянна в молитвенном делании (См.: 1 Пет.4:7; Рим. 12:12). Молись духом, а не словами только (См.: Еф. 6:18). Молись за всех и за вся, «ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:4—5). «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец наш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11:25—26).Только помни всегда, душа моя: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона (νο’μου, legem), того и молитва — мерзость» (по-русски, в синодальном переводе, — как по-латыни в Вульгате: oratio eius erit execrabilis; по-славянски: с а м молитву свою омерзил, — как по-гречески: ατ-ς τν προσευκν ατο βδε’λυχται, молитва, то есть, не изменила своего качества, слова остались прежними, это сам молитвенник, употребляя ее ненадлежащим образом, сделал ее недейственной, бездвижной, отвратительной и гнусной для слуха Божия, чем оскорбил и самоё сущность молитвы и сам отвратил от нее Бога, — как и в другом месте сказано: θυσι’αι σεβνΒβδε’λυγμα Κυρι’ω, victimae impiorum abominabiles Domino, «жертва нечестивых мерзость пред Господом», то есть — отвращает Господа от себя) (Притч. 28:9; разрядка наш — иг. Ф.; Притч. 15:8). А потому — пусть будет молитва твоя прерываться ради внимания закону, который даровал тебе Господь Бог твой в Писании: не оправдывай молитвенным усердием (иногда — мнимым!) небрежение к благоговейному чтению Слова Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Вся над-умность, логическая непостижимость и недомыслимость тайны Пресвятой Троицы и состоит в том, что три самостоятельных, совечных, всесовершенных Божественных Лица одновременно суть едины по существу и раздельны неделимо».    Однако, хотя тайна Пресвятой Троицы — над-умна, непостижима и непредставима, ум человека, вошедшего в Церковь верою в Триединого Бога, не может не попытаться составить хотя бы очень и очень отдаленное представление о Том, в Кого он верует. И для этого есть определенные основания — ведь Сам Господь устами апостола Своего Павла говорит нам: «вера есть ...обличение вещей невидимых» (Евр. 11:1), (то есть — придание им лица!) — не просто уверенность вневидимом, как говорит нам Синодальный перевод, но λεγκος (доказательство, исследование, расследование, испытание), argumentum — в определенном смысле, проникновение в сущность.    Поэтому учители наши учат нас и тому, как следует нам богоприлично думать о сей над-умной тайне, как ввести ее в свой ум таким образом, чтобы не было похулено по недомыслию нашему Естество, Превысшее всякого ума, ибо, как знаем, «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31—32).    «Святую Троицу, — говорит преподобный богослов, — следует представлять не как три части одного целого, а как неразлучное со-бытие трех бестелесных Совершенных», держа в уме при этом, что «Ипостасные свойства в Божестве вечны, неизменны, непереносимы с одной Ипостаси на другую» и что «никакое сравнение, никакой символ, никакое начертание, никакое слово, взятые из человеческой жизни в пространстве и времени, не могут достаточно и ясно выразить эту пресвятую тайну».    Однако необходимость осознания этой великой тайны, необходимость некоего к ней приобщения — это правило христианской жизни и веры, некоторое условие грядущего богосыновства праведников. Ведь стремиться возможно только к тому, что хоть отчасти знаешь или — хочешь достигнуть этого отчасти-знания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Совершенная Единица всесовершенного Троичного Божества Своей необоримой евангельской истинностью и неустранимой реальностью есть Святое святых, в которое ум человеческий никогда не будет способен проникнуть, ни в этом веке, ни в будущем. Вся над-умность, логическая непостижимость и недомыслимость тайны Пресвятой Троицы и состоит в том, что три самостоятельных, совечных, всесовершенных Божественных Лица одновременно суть едины по существу и раздельны неделимо» 1680 . Однако, хотя тайна Пресвятой Троицы – над-умна, непостижима и непредставима, ум человека, вошедшего в Церковь верою в Триединого Бога, не может не попытаться составить хотя бы очень и очень отдаленное представление о Том, в Кого он верует. И для этого есть определенные основания – ведь Сам Господь устами апостола Своего Павла говорит нам: «вера есть ...обличение вещей невидимых» ( Евр. 11, 1 ), (то есть – придание им лица!) – не просто уверенность вневидимом, как говорит нам Синодальный перевод, но λεγκος (доказательство, исследование, расследование, испытание), argumentum – в определенном смысле, проникновение в сущность. Поэтому учители наши учат нас и тому, как следует нам богоприлично думать о сей над-умной тайне, как ввести ее в свой ум таким образом, чтобы не было похулено по недомыслию нашему Естество, Превысшее всякого ума, ибо, как знаем, «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 31–32 ). «Святую Троицу, – говорит преподобный богослов, – следует представлять не как три части одного целого, а как неразлучное со-бытие трех бестелесных Совершенных», держа в уме при этом, что «Ипостасные свойства в Божестве вечны, неизменны, непереносимы с одной Ипостаси на другую» и что «никакое сравнение, никакой символ, никакое начертание, никакое слово, взятые из человеческой жизни в пространстве и времени, не могут достаточно и ясно выразить эту пресвятую тайну» 1681 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Позволю себе вновь просить вас об оставлении при Синодальном училище кончивших у нас курс немедленно, а не через два-три года практики, как вы изволите предполагать. Я мотивирую свою мысль тем, что оставляю при училище самых даровитых молодых людей, имеющих в числе своих способностей еще и такую, в которой нуждается училище, которую можно специально развить по окончании курса и потому получить надобного работника. Всех этих молодых людей как специалистов, как людей, отмеченных уже выдающимися к чему-либо способностями, следует учить еще после окончания курса в Синодальном училище. Я имею в виду с помощью своих учеников создать в училище круг своих же учителей, которые бы служили Синодальному училищу именно так, как не могут служить чужие, то есть выученные по-немецки и с виртуозными идеалами ученики консерватории и ничего не понимающие ученики Капеллы». (Дневник, том 1, л. 112.) Ни один из названных в этом письме учеников (П. и А. Чесноковы, Н. Толстяков, Н. Данилин и другие) не был оставлен в училище, кроме Павла Чеснокова, которого, однако, тоже пытались «выпроводить» в Томск. 47 «Оказывается, что князь подхватил его за обедней и, гуляя вдвоем, настоял на том, чтобы Орлов высказал особое мнение относительно надобности перемены в направлении обучения в Синодальном училище. Так как мысли В. С. Орлова, вследствие многочисленнейших за семь лет бесед, были мне известны, то я был несказанно удивлен, услышав нечто новое в их частностях, тут же подхваченное князем такими словами: «Вот это именно то, что я всегда думал и желал для Синодального училища, но не умел как не-музыкант ясно высказать. Я всегда настаивал, что нам не надо плохих виртуозов на фортепиано и скрипке, плохих композиторов, не умеющих, однако, ни проиграть на фортепиано «Тебе поем», ни продирижировать обедню; тяжкие, удручающие впечатления я вынес от ложного, по моему мнению, направления обучения в училище, стоящего дорого, обставленного богато и дающего не то, чего все ждут и что именно надо, то есть регентов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Число воспитанников московского Синодального училища, оканчивавших регентское отделение по новому уставу, было сравнительно небольшим, и, конечно, это число выпущенных Синодальным училищем по новой программе регентов было далеко не достаточно для удовлетворения потребности в церковно и музыкально (а не только музыкально, как это было в третьем периоде) образованных церковных регентах и преподавателях церковного (и вообще хорового) пения. Некоторые из таких окончивших Синодальное училище, желая усовершенствоваться и расширить свои теоретические знания в области хоровой композиции, заканчивали курс композиции со званием свободного художника в консерватории (большей частью – в Московской, а некоторые и в Петербургской). Среди получивших от Синодального училища регентские дипломы были (правда, как исключение) и державшие при училище выпускные экзамены экстерны. По окончании пяти первых (общеобразовательных) классов Синодального училища воспитанники могли или продолжить курс до полного окончания Синодального училища со званием регента и учителя пения, или же могли получить право перехода в духовную семинарию. Программы Синодального училища перерабатывались и изменялись в деталях несколько раз в зависимости от тех требований, которые выдвигала самая жизнь. Старания разрабатывавших эти программы лиц и кругов были направлены к тому, чтобы не в ущерб другим предметам настолько поднять программу музыкального образования, чтобы окончившие Синодальное училище не имели нужды пополнять свое музыкальное образование в консерватории, а получили бы диплом на звание свободного художника от Синодального училища, – тем более, что ни в консерватории, ни в филармоническом училище, ни вообще в имевшихся музыкальных школах не существовало специальности по церковному пению и по церковной композиции 848 . После Смоленского директором Синодального училища и хора был В.. Орлов, при котором хор был доведен до возможного совершенства. 10 ноября 1907 г. Орлов неожиданно скончался; на его место был назначен профессор Московского филармонического училища Семен Николаевич Кругликов. Но он скончался в начале 1910 г., и тогда директором училища и хора был утвержден Александр Дмитриевич Кастальский . Регентом же Синодального хора был назначен Николай Михайлович Данилин (1878–1945), пробывший на этом посту до самой революции 1917 г., бывший воспитанником Синодального училища и окончивший в 1907 г. Московское филармоническое училище 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Синодальное училище церковного пения, с конца XIX в. центральное духовно-музыкальное учебное заведение России, находившееся в управлении Святейшего Синода (непосредственно прокурора Синодальной конторы в Москве). В основном сформировалось в 1860-х гг., получив статус низшего четырехклассного учебного заведения. С 1886 г. началось реформирование Синодального училища: оно стало давать мальчикам, поступавшим в хор в 7–8-летнем возрасте, образование по общим предметам, близкое гимназическому, по некоторым музыкальным предметам – к консерваторскому курсу; специальный цикл составляло изучение церковного пения и регентского дела. Ученики жили в Синодальном училище на полном пансионе, пели в хоре до «спадения с голоса», а окончив училище, становились профессиональными музыкантами; наиболее способные оставались при училище и хоре в качестве педагогов и регентов, некоторые получали консерваторский диплом. Среди педагогов Синодального училища – крупные специалисты по истории и теории русского церковного пения. В Синодальном училище обучалось одновременно около 70 человек. Здание Синодального училища на Большой Никитской улице (д. 11) было значительно перестроено и расширено; его большой зал служил не только для выступлений Синодального хора, но считался одним из самых совершенных по акустике концертных залов Москвы. При Синодальном училище была создана Научная библиотека русских церковно-певческих рукописей, которые присылались сюда со всей страны (впоследствии библиотека носила имя ее основателя – Смоленского; после 1917 г. собрание в основном перешло в Исторический музей). В марте 1918 г. Синодальное училище было преобразовано в высшее учебное заведение с переименованием в Государственную народную хоровую академию (с измененным учебным курсом), ее директором оставался Кастальский. В 1923 г. академия влилась в Московскую консерваторию как хоровой отдел. Зал Синодального училища открыт вновь как концертный в 1979 г., с середины 1980-х гг. носит название Рахманиновского зала. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Чайковского. Вскоре после свадьбы дочери, 1/13 июля 1889 года, Надежда Филаретовна сообщила Петру Ильичу о полном разрыве с зятем, который, «как показало дело, женился ради состояния и разлучил мать с дочерью». Чайковский отвечал: «Очень возмутительно и печально то, что Вы пишете о кн. Шир[инском-Шихматове]! Я живо сочувствую Вам и понимаю, как Вы должны страдать от столь наглого и оскорбительного поведения человека, связанного с Вами столь близкими узами» (Чайковский П.И. ПСС. Т. 15а. М., 1976. С. 155–156). На следующий год Надежда Филаретовна сообщила Чайковскому, что теряет свое состояние и вынуждена прекратить выплату стипендии композитору. Одной из причин тревоги о возможном разорении семьи явилась растрата Андреем Александровичем Ширинским-Шихматовым приданого жены. 303 Указом от 5 февраля 1902 года П.Н. Толстяков и А.Г. Чесноков были определены помощниками учителя пения в Капеллу на место уволенных В.И. Попкова и К.К. Варгина. М.Г. Климов поступил в Капеллу в качестве учителя пения в декабре 1902 года на место Е.С. Азеева (подробнее см. в Главе IX). 304 Яркий портрет Константина Ивановича Соловьева оставил в своих «Воспоминаниях» А.К. Смирнов (см. в первом томе). 305 Льгота по воинской повинности была утверждена в 1898 году. В 1893 году Смоленский попытался добиться от Победоносцева решения этого вопроса, но безрезультатно. В августе 1896 года Смоленский, стремясь защитить лучших своих учеников, обратился с письмом к Ширинскому-Шихматову: «Я не получил никакого ответа на секретную бумагу, в которой просил предпринять какую-либо меру для отвращения солдатчины, грозящей многим нашим ученикам в предстоящую осень, и той паники, которая смутно чувствуется уже в училище, если наши ученики, как не имеющие никаких прав, наравне с неграмотными, подпадут солдатчине в самой тяжкой ее степени. Училище и хор разом треснут по всем швам, если мальчики и их родители узнают о нашей бесправности и непринятии нами каких-либо мер к отвращению грозящей беды (…) Позволю себе вновь просить Вас об оставлении при Синодальном училище кончивших у нас курс немедленно, а не через два-три года практики, как Вы изволите предполагать. Я мотивирую свою мысль тем, что оставляю при училище самых даровитых молодых людей, имеющих в числе своих способностей еще и такую, в которой нуждается училище, которую можно специально развить по окончании курса и потому получить надобного работника. (…) Всех этих молодых людей как специалистов, как людей, отмеченных уже выдающимися к чему-либо способностями, следует учить еще после окончания курса в Синодальном училище. (…) Я имею в виду с помощью своих учеников создать в училище круг своих же учителей, которые бы служили Синодальному училищу именно так, как не могут служить чужие, то есть выученные по-немецки и с виртуозными идеалами ученики консерватории и ничего на понимающие ученики Капеллы» (Дневник 1, л. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010