Чайковского. Вскоре после свадьбы дочери, 1/13 июля 1889 года, Надежда Филаретовна сообщила Петру Ильичу о полном разрыве с зятем, который, «как показало дело, женился ради состояния и разлучил мать с дочерью». Чайковский отвечал: «Очень возмутительно и печально то, что Вы пишете о кн. Шир[инском-Шихматове]! Я живо сочувствую Вам и понимаю, как Вы должны страдать от столь наглого и оскорбительного поведения человека, связанного с Вами столь близкими узами» (Чайковский П.И. ПСС. Т. 15а. М., 1976. С. 155–156). На следующий год Надежда Филаретовна сообщила Чайковскому, что теряет свое состояние и вынуждена прекратить выплату стипендии композитору. Одной из причин тревоги о возможном разорении семьи явилась растрата Андреем Александровичем Ширинским-Шихматовым приданого жены. 303 Указом от 5 февраля 1902 года П.Н. Толстяков и А.Г. Чесноков были определены помощниками учителя пения в Капеллу на место уволенных В.И. Попкова и К.К. Варгина. М.Г. Климов поступил в Капеллу в качестве учителя пения в декабре 1902 года на место Е.С. Азеева (подробнее см. в Главе IX). 304 Яркий портрет Константина Ивановича Соловьева оставил в своих «Воспоминаниях» А.К. Смирнов (см. в первом томе). 305 Льгота по воинской повинности была утверждена в 1898 году. В 1893 году Смоленский попытался добиться от Победоносцева решения этого вопроса, но безрезультатно. В августе 1896 года Смоленский, стремясь защитить лучших своих учеников, обратился с письмом к Ширинскому-Шихматову: «Я не получил никакого ответа на секретную бумагу, в которой просил предпринять какую-либо меру для отвращения солдатчины, грозящей многим нашим ученикам в предстоящую осень, и той паники, которая смутно чувствуется уже в училище, если наши ученики, как не имеющие никаких прав, наравне с неграмотными, подпадут солдатчине в самой тяжкой ее степени. Училище и хор разом треснут по всем швам, если мальчики и их родители узнают о нашей бесправности и непринятии нами каких-либо мер к отвращению грозящей беды (…) Позволю себе вновь просить Вас об оставлении при Синодальном училище кончивших у нас курс немедленно, а не через два-три года практики, как Вы изволите предполагать. Я мотивирую свою мысль тем, что оставляю при училище самых даровитых молодых людей, имеющих в числе своих способностей еще и такую, в которой нуждается училище, которую можно специально развить по окончании курса и потому получить надобного работника. (…) Всех этих молодых людей как специалистов, как людей, отмеченных уже выдающимися к чему-либо способностями, следует учить еще после окончания курса в Синодальном училище. (…) Я имею в виду с помощью своих учеников создать в училище круг своих же учителей, которые бы служили Синодальному училищу именно так, как не могут служить чужие, то есть выученные по-немецки и с виртуозными идеалами ученики консерватории и ничего на понимающие ученики Капеллы» (Дневник 1, л. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия в Москве объявляет набор студентов 9 марта 2023 г. 17:15 Свято-Димитриевское училище сестер милосердия объявляет набор выпускников 9-х и 11-х классов на обучение по специальности «Сестринское дело». Уникальность училища состоит в том, что помимо стандартных дисциплин, изучение которых входит в курс по специальности, здесь также изучают духовные аспекты профессии. На очную бесплатную форму обучения приглашаются выпускники 9-х классов, на вечернее платное отделение — выпускники 11-х классов. По окончании курсов выпускники получают диплом государственного образца с присвоением квалификации «Медицинская сестра/медицинский брат». 11 марта, 1 апреля, 22 апреля, 27 мая и 17 июня 2023 года в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия пройдут Дни открытых дверей, начало в 12.00. Мероприятия пройдут по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, к. 12. С подробной информацией можно ознакомиться на сайте училища . Свято-Димитриевское училище сестер милосердия существует с 1992 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси является председателем Попечительского совета училища. Училище стало первым в России и по сей день остается единственным в своем роде государственным образовательным учреждением. Здесь получают среднее профессиональное образование, по окончании которого выдаются дипломы государственного образца. В училище стремятся сочетать передовые современные знания по уходу за больными и сестринскому делу с традицией служения сестер милосердия, которые не только оказывают больным квалифицированную медицинскую помощь, но и поддерживают их духовно. Выпускники Свято-Димитриевского училища работают во многих социальных проектах православной службы «Милосердие» — крупнейшей в России церковной службы помощи. Среди проектов службы «Милосердие» — Свято-Спиридоньевская богадельня, патронажная служба помощи, служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и др. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6008966.ht...

Написав эти строки летом 1917 года, Кастальский не мог предположить, что всего через несколько месяцев речь пойдет уже не о демократических реформах в училище, а о его спасении от полного уничтожения. Октябрьский переворот открыл последние трагические страницы в истории Синодального хора и училища церковного пения. Обессиленный и больной, Кастальский оказался в одиночестве, лишился средств к существованию и поддержки со стороны как церковных, так и светских властей. Начались мучительные поиски выхода из тупика. В начале 1918 года училищная корпорация педагогов и сотрудников обсуждала два пути. Первый вел в Комиссариат народного просвещения; второй – к новоизбранному патриарху Тихону: училище предполагалось реорганизовать в патриаршую школу церковного пения, и Синодальный хор в таком случае становился патриаршим хором. Был разработан устав этого хора, который в начале 1918 года участвовал в нескольких патриарших службах. (Последний раз, очевидно, на Пасху 5 мая в Успенском соборе Кремля.) Однако уже в начале апреля вопрос был исчерпан: московские власти объявили о национализации всех церковных владений, не служащих непосредственно для религиозных целей. Это обрекало на гибель не только Синодальное училище и хор, которые содержались на доходы от сдачи в аренду недвижимости в Москве, но и все тринадцать духовноучебных заведений Московской епархии, отчаянно боровшихся за выживание. От имени церковных властей протопресвитер Успенского собора Н. А. Любимов объявил руководству Синодального училища, что денег в казне нет и служащим надлежит искать себе другие места работы. Таким образом, училище переходило в Комиссариат народного просвещения, и его директор Кастальский отправился на переговоры к наркому просвещения А. В. Луначарскому, перед которым изложил свою идею «самоопределения» народного искусства и соображения о том, какую роль в этом процессе может сыграть Синодальное училище. Наспех отредактированная в соответствии с «духом времени» концепция, в которой вместо православного народа фигурировали пролетарий со своим самобытным художеством и западник-буржуй с операми и балетами, вызвала у Луначарского полное сочувствие. Результатом общения Кастальского с Луначарским стала организация на основе Синодального училища и Придворной певческой капеллы Народных хоровых академий Москвы и Петрограда, управляющим которых 22 июля 1918 года был назначен Кастальский. Он же становился ректором Московской народной хоровой академии. В июле же Луначарским и Артуром Лурье (заведующим музыкальным отделом Наркомпроса) была утверждена «Примерная таблица учебных предметов и занятий в Народной хоровой академии», составленная Кастальским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не суждено было видеть осуществление этих новых планов ни В. С. Орлову, ни его преемнику по директорству С. Н. Кругликову, они получили осуществление при последующем преемнике, нынешнем директоре училища надворном советнике А. Д. Кастальском, внесшем в них еще несколько собственных видоизменений с общего согласия корпорации и таким образом приведенных к желательному концу. Все эти новые планы и первые работы по обсуждению и выяснению программ научных и музыкальных предметов и начались, и совершались педагогической корпорацией с Наблюдательным советом, при самом сочувственном и благожелательном и энергичном содействии ныне здравствующего прокурора Синодальной конторы камергера двора его величества действительного статского советника Филиппа Петровича Степанова. После продолжительного и неоднократного обсуждения в Св. Синоде учебный план и программы по научно-музыкальным предметам получили 31 октября 1908 года Высочайшее одобрение, 6–8 октября 1910 года утверждены Св. Синодом и 13 октября того же 1910 года введены в курс Синодального училища. За 25 лет существования преобразованного Синодального училища в нем окончили полный курс с правами регента и учителя церковного пения 100 учеников, из коих 5 состоят на службе в Синодальном хоре и училище, 2 – в Придворной капелле, а остальные регентами и учителями пения по разным городам России, причем некоторые из питомцев училища заявили себя талантливыми дирижерами и композиторами. Синодальное училище в свой юбилейный праздник не без гордости и сознания честно выполненного призвания своего может оглянуться на свой немалый, трудный и тернистый путь своего развития и совершенствования из низшего элементарного училища в училище со средним общенаучным образованием и с высшим специальным церковно-музыкальным образованием по композиции, и не без уверенности в себя может смотреть на свое будущее...» 2 За сухими фразами официального отчета стоят жизнь и творчество целого ряда замечательных людей – героев этой книги. На самом деле каждый шаг реформ давался с большим трудом, и становление нового Синодального училища сопровождалось взлетами и кризисами, творческими радостями и личными драмами. Об этом читатель узнает из материалов сборника. И надо помнить, что все происходившее в стенах училища немедленно отражалось на деятельности Синодального хора, которым управляли музыканты, преподававшие в училище или окончившие его, в котором пели мальчики, проводившие в стенах училища длинный ряд лет. А слушала Синодальный хор вся Москва, и для представителей разных сословий – от извозчиков до великих князей – его пение было источником наслаждения и патриотического подъема. В конце 1900 года С. Н. Кругликов писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

447 До поступления в Синодальное училище Сергей окончил два класса в макарьевском 1-м приходском мужском училище. Приемные испытания в Синодальном училище в 1906 году проводились 12 и 13 августа. Оценки из приемного листа Жарова: чтение – 2, чтение на церковнославянском – 2, письмо – 2, Закон Божий – 4, арифметика – 3; голос (отметка помощника регента и преподавателя постановки голоса) – 3+, знание песнопений (отметка преподавателя церковного пения) – 3. 14 августа 1906 года Сергей был зачислен в первый класс. 449 В. И. Кедров начал преподавать в Синодальном училище с сентября 1908 года, ранее законоучителем был Ф. Никольский. 450 Действительно, Жаров учился не блестяще. По музыкальным предметам имел тройки, гораздо реже четверки. Интерес проявлял только к гражданской истории и имел по этому предмету пятерку. В седьмом классе (1913/14 учебный год) он получил три годовые двойки – по чтению хоровой партитуры, контрапункту строгого стиля и формам музыкальных сочинений, был оставлен на второй год и лишен казенного содержания. С этого времени Жаров был вынужден платить за свое содержание по 60 рублей в год. 451 Этот факт не отражен в личном деле Жарова, но, судя по описанию, в инциденте участвовал Голованов, который имел в ученической среде прозвище Жаба. Как рассказывал бывший «синодал» Д. Н. Шведов, Голованов становился зеленым, когда злился, а злился он очень часто, потому что был недоволен звучанием хора. По другой версии, прозвище было дано за круглое лицо, на котором не росла борода. По третьей версии, Голованов одно время носил зеленый костюм. 453 По сведениям Костромского областного архива, отец Жарова в 1918–1919 годах проживал в Самарской губернии и периодически получал от своего старшего сына денежную помощь. 454 По документам фонда Синодального училища в РГАЛИ (ф. 662) видно, что Жаров в 1915/16 и 1916/17 учебных годах являлся регентом хора при Обществе трудовой помощи инвалидам мировой войны, занимаясь с увечными воинами два раза в неделю и готовя их к самостоятельной певческой деятельности. Работал он и с хором Никольской общины сестер милосердия. Переписка нот была весьма распространенным среди воспитанников Синодального училища способом заработка. Нужно заметить, что двое младших братьев Сергея – Павел (с 1910 года) и Василий (с 1913 года) – тоже обучались в Синодальном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для первой цели были возвышены оклады певчих и совершенно прекращены (то есть на бумаге) заработки Синодального хора на стороне; для второй цели, как это ни странно, училище прежде всего было лишено прав (в этом бесправном состоянии оно, но вине санкт-петербургских канцелярий, пробыло 13 лет) и преобразовано без всяких программ, только на бумаге. Понятно, что порядки под шумок и потихоньку от начальства остались прежние, и по совершенной неопределенности дела, по бездарности г. Добровольского училище быстро покатилось вниз по наклонной плоскости. Нового ничего не было вложено в старое, безотрадное содержание. Бывшие заработки все же сократились, и к непорядкам прибавилось недовольство настоящим и полнейшее непонимание возможности лучшего будущего, даже и самих задач в этом будущем. В таком состоянии полного разложения я застал Синодальное училище в июле 1889 года. Состояние это я, не бывший до того времени начальником и мало видевший разные учебные заведения, невольно приравнял к привычным мне порядкам Казанской учительской семинарии, к которым я привык давно и твердо. Существенным улучшением Синодального училища по его преобразовании было только расширение его помещений, так как из дома училища была удалена квартира прокурора Московской Св. Синода конторы и в училище нашлись хоть комнаты для классов. Во всем остальном, внешнем, это состояние было просто невозможно. В училище были какие-то совершенно невиданной системы столы для учеников, шатавшиеся и легко опрокидывавшиеся, не было вообще в достаточном количестве ни мебели, ни белья, ни учебных пособий, ни хоровых нот, ни инструментов, ни библиотеки, ни даже сносной одежды… Вот рисунки этих столов в сложенном и обыкновенном их виде: Конечно, при такой возможности опрокидывания весь пол училища был залит чернилами; столы, как крайне легкие и подвижные, стояли всегда вместе со скамейками в самом недопустимом беспорядке. Нечистота была совершенно невероятная. Достаточно сказать, что училище не ремонтировалось даже побелкою потолков лет восемь-девять в спальнях, даже в больнице, а ремонт бывшей квартиры прокурора, не ремонтировавшейся и при нем много лет, так и не был произведен при переходе в нее училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6 .  В 1907 году А. В. Пороховников, в бытность свою белостокским железнодорожным комендантом, посетил батюшку. Разговаривая с ним, старец попросил: «Вы теперь хорошо знаете нашу монастырскую жизнь и потому, когда будете в Успенском соборе, поддерживайте нас, монахов». А. В. никак не мог понять, зачем отец Алексий сказал ему, чтобы он защищал монахов, и почему он будет в Успенском соборе. Через три года слова батюшки объяснились. В 1910 году была совершена попытка ограбления собора, намеревались украсть чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Решено было для усиления охраны учредить особую должность смотрителя собора, и на эту должность прокурор Московской синодальной конторы рекомендовал благочестивого подполковника – железнодорожного коменданта А. В. Пороховникова. Хотя А. В. и предстояло вскоре повышение по службе на железной дороге, но ради служения Царице Небесной он оставил все земные расчеты и дал согласие занять место смотрителя собора. (И когда ему потом приходилось слышать нападки на монахов, он вспоминал слова старца и старался защищать по мере сил русское монашество.) А. В. поехал снова к отцу Алексию, чтобы взять благословение на новую службу и новую жизнь. Тот благословил его и, давая разные советы относительно службы в соборе, где батюшка сам раньше служил, между прочим сказал, как продавать свечи и как при этом держать себя. А. В. возразил, что он не староста и продажа свечей не его дело. Батюшка на это промолчал. Через месяц после этого из-за болезни старосты собора А. В. должен был, по указу Синодальной конторы, взять на себя временно обязанности старосты Успенского собора, а через год, в августе 1911 года, он был утвержден в этой должности. Так что совет батюшки был дан кстати. 7 . Сын А. В. Пороховникова Сергей, закончив в 1914 году реальное училище в Москве, очень хотел поступить или в гардемаринские классы Морского корпуса, или, если это не удастся, в Московское инженерное училище. Отец для решения этого вопроса посоветовал ему съездить в Зосимову пустынь к отцу Алексию и взять благословение. Они поехали вместе. Сережа отличался нежной душой и был очень религиозен. На вопрос, куда батюшка благословит его поступать, он совершенно неожиданно и для себя и для своего отца получил ответ: «В Александровское военное училище». Сережа так расстроился (он совершенно не чувствовал влечения к военной службе), что даже расплакался. Однако батюшка решения своего не переменил и только повторял: «Сережа, милый, не плачь, ведь ты спросил моего благословения, а мне думается, что тебе всего лучше поступить сейчас туда». Однако Сережа подал прошение в Инженерное училище. И что же? Прошло лишь несколько недель, и началась война с Германией, и всем молодым людям, получившим среднее образование, было предложено поступить в Александровское военное училище. Патриотическое чувство захватило тогда Сергея. Он тут же записался в это училище, как и благословил батюшка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Таким образом, началом образования Синодального училища можно считать 1767 год. Новый проект штата Училища и план преподавания учебно-музыкальных предметов был утверждён 8 июня 1886 года, с этого момента Синодальное училище официально становится средним учебным заведением ; до этого времени оно имело статус духовного уездного училища , его выпускниками могли быть только исключительно бывшие малолетние певчие Синодального хора . Также при Училище были курсы для взрослых певчих, которые выпускали регентов из теноров и басов. За счёт курсов для взрослых Синодальное училище старалось восполнить катастрофический недостаток грамотных руководителей церковных хоров . Одной из важнейших задач образовательной системы будущих регентов, выпускников Синодального училища, было сохранение и передача московской богослужебной традиции, связанной с исполнением за богослужением древних церковных распевов, сохранение этой традиции было возможно в связи с географической удалённостью Синодального хора от Святейшего Синода и Придворной певческой капеллы. После закрытия в 1907 году Регентских классов Придворной певческой капеллы для экстернов роль Синодального училища в формировании регентских кадров значительно возросла. Осенью 1910 года Святейшим Синодом были утверждены «программы музыкальных предметов и истории искусств Московского Синодального училища» в объёме курса высшего музыкального учебного заведения . Распоряжение одновременно с указом обучать в Придворной певческой капелле только её воспитанников ещё больше уравняло эти два самых важных для регентского образования учебных заведения Российской империи. Регентские классы Придворной певческой капеллы и Синодальное училище при всём желании не могли удовлетворить потребности в профессиональных регентах всех церковных хоров России. И тогда по стране в начале XX века стало возникать огромное количество краткосрочных летних регентских курсов . Важной особенностью таких курсов была возможность поступления на них лиц не только мужского пола, но и женского. Они продолжались 6–8 недель, слушателями на них могли быть не только учителя и учительницы народных школ, но и «псаломщики и в большом числе любители крестьяне и заводские мастеровые, которые на местах или сами управляют, или участвуют обязательно в качестве певцов» .

http://bogoslov.ru/article/6175116

Голова Синодального відділу з церковної благодійності вручив дипломи випускникам Свято-Димитріївського училища сестер милосердя 29 червня 2019 р. 19:27 28 июня 2019 года в Москве состоялось вручение дипломов выпускникам Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Успешно завершили обучение по специальности «сестринское дело» 44 человека. Уникальность училища в том, что наравне с обязательными стандартными дисциплинами здесь также изучают духовные основы милосердия. Торжественное вручение дипломов о среднем профессиональном образовании состоялось после Божественной литургии в храме царевича Димитрия при Первой градской больнице. Дипломы и Евангелия вручил член Попечительского совета, духовник училища и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . «Наше училище отличается от всех других училищ, в которых готовят медицинских сестер. Здесь преподается особый предмет — духовные основы милосердия, училище расположено рядом с храмом, и мы стараемся помочь нашим студентам утвердиться в вере и любви, — сказал епископ Пантелеимон по окончании Литургии. — Мы с вами знаем, что для любви и милосердия должно быть основание. Этим основанием для всех нас является вера в Святую Троицу». Архипастырь отметил, что современный человек часто остается беззащитным перед злом, не может противостоять своему эгоизму и другим грехам: «Я очень рад, что вы вооружены знанием основ милосердия. Мы надеемся, что вы будете умножать любовь в своем сердце и вокруг себя». Свято-Димитриевское училище сестер милосердия  существует с 1992 года. Училище стало первым в России и по сей день остается единственным государственным образовательным учреждением в своем роде. Здесь получают среднее профессиональное образование, по окончании которого выдаются дипломы государственного образца. В училище стремятся сочетать передовые знания по уходу за больными и сестринскому делу с традицией служения сестер милосердия, которые не только оказывают больным квалифицированную медицинскую помощь, но и поддерживают их духовно. Выпускники Свято-Димитриевского училища задействованы во многих социальных проектах православной  службы «Милосердие»  — крупнейшей в России церковной службы помощи. Среди проектов службы «Милосердие»: Свято-Спиридоньевская богадельня для стариков и тяжелобольных людей, патронажная служба помощи на дому, уход в больницах, служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и другие . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5462094...

За 10–12 лет, какие провел Семен Николаевич около этого дела, чрез его руки прошла масса сочинений. Из них добрая половина, в виду явной и вопиющей безграмотности и музыкальной безвкусицы, была совсем забракована, а другая – была поправлена настолько, чтобы получить достаточно приличный вид прежде, чем выйти на свет Божий из-под типографского станка. Таким образом, Семен Николаевич внес свою лепту в дело оздоровления нашей бедной и скудной духовно-музыкальной литературы и тем самым заслужил признательность всех, кому ясна важность и необходимость такого оздоровления. Директорство Семена Николаевича в Синодальном училище совпало со значительным ухудшением в состоянии его собственного здоровья, благодаря чему он не мог проявить ни должной энергии в работе, ни заметной инициативы в таком живом деле, как училище и хор. Впрочем, при нем училище фактически приступило к частичному преобразованию своему в высшее церковно-певческое учреждение, согласно проекту, выработанному при В. С. Орлове. Результаты этого курса дадут себя чувствовать через несколько лет, и тогда можно будет судить о том, что значило наблюдаемое теперь «затишье» в жизни училища и действительно ли оно пробавляется лишь одними «прежними соками», не освежаемое ничем и никем. В последнее время Семен Николаевич целые полгода был прикован к постели, жестоко страдая от припадков грудной жабы, подагры и от склероза кровеносных сосудов, пока не умер в ночь с восьмого на девятое февраля. Мир его праху! Комментарии Настоящая статья является некрологом, написанным А. В. Никольским в память о своем первом учителе элементарной теории и гармонии на курсах для взрослых певчих Синодального хора. Некролог был опубликован в журнале «Хоровое и регентское дело» (1910, 3, с. 65–67), по тексту которого он и воспроизводится в данном издании. Александр Дмитриевич Кастальский Расцвет Синодального училища церковного пения в конце XIX – начале XX века во многом определялся деятельностью А. Д. Кастальского (1856–1926). Придя в училище в 1887 году учителем фортепиано, в последующие годы он стал одной из ключевых фигур училищной жизни, а с 1910 года – ее руководителем. Благодаря усилиям Кастальского и его сподвижников в 1910-е годы удалось осуществить мечту Смоленского о преобразовании Синодального училища в высшее хоровое учебное заведение. С именем Кастальского связана также борьба за сохранение училища после 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010