115 Кормонтань (Cormontaigne) Людвиг, род. 1696 г.; участвовал во всех осадах, предпринимавшихся Французами с 1713 по 1745 г. прославившись, как даровитый инженер, ум. ген. майором, в 1752 г. 122 Там же – Тут показан 1750 г. и Ганнибал назван управляющим инженерной частью. Но первое должно быть или описка автора, или опечатка. 123 Шувалов, граф Петр Иванович, род. 1711 г., служил кам. пажем при имп. Петре I и кам. юнк. при цесаревне Елизавете, за способствование воцарению которой, пожалован камергером и ген. майором в 1741 г.; лентами Анненской и Александровской в 1743 г.; ген. Лейтенантом в 1744 г.; наименован графом в 1746 г.; получил Андреевский орден в 1753 г.; пожалован фельдмаршалом 28 декабря 1761 г.; умер в С .-Петербурге, 4 января 1763 г.; был женат на Мавре Егоровне Шепелевой, подруг цесаревны Елизаветы. 126 Фермор, граф Вилим Вилимович, сын английского выходца, род. в России, в 1702 г.; служ. бомбардиром с 1720 г.; офицером с 1724 г.; ген. Квартирмейстером с 1738 г.; ген. Поручиком с 1746 г.; ген. аншеф с 1756 г.; разбил Фридриха II при Цорндорфе, получил Андреевскую ленту и сделан римским графом в 1758 г.; уволен в 1770 г.; ум. 8 февраля 1771 г. Имел сына бездетного, и дочь за графом Стенбохом. 129 Миних, граф, фельдмаршал: Известия о Ладожском канале (соч. 1765), Сын Отечества. 1818 г. IV с. 131. 130 Глебов, Иван Федорович, сын преображ. майора, род. около 1710 г.; служ. в артил. с 1730 г.; офицер с 1737 г.; ассес. с 1738 г.; советн. с 1743 г., бригадир с 1743 г.; ген.-майор с 1753 г.; ген.-лейт. с 1755 г.; александр. лента 1758 г.; ген.-аншеф и киевский губернатор с 1763 г.; андреевск. кавалер с 1767 г.; ум. 3 июня 1774 г., Внуки его, по фамилии своей матери, наименованы, в 1803 г., Глебовы-Стрешневы. 131 Какой именно орден имел Ганнибал до пожалования ему, в 1760 г., александр. ленты, в книге «Историческое собрание списков кавалерам четырех российских орденов до 1797 г.» (изд. 1814 г.) не означено – и мы не знаем. 138 Ганнибалу принадлежали деревни в губерниях. Псковской – Зуево, Бор, Петровское и другие: в С.-Петербургской – Кобрино, Суйда я Танцы; близ Ревеля – Рагола, подаренная ему, быть может еще, имп. Екатериной I, за преподавание математики вел. князю Петру Алексеевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Паломники из различных городов и весей, посещая Вырицу, поклоняясь прп. Серафиму, обязательно на обратном пути едут в Павловский собор города Гатчины, где покоятся мощи преподобномученицы Марии Гатчинской. Прпмц. Мария является покровительницей Гатчинского благочиния, к которому принадлежит и Вырица, потому и о ней мы рассказываем в этой книге. Подвиг ее был подобен подвигу старца Серафима – так же как он, сама страдая от обездвиженности, матушка служила утешением для сотен и сотен людей, приходивших к ней людей. Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье купца Александра Ивановича Лелянова. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте, в доме 101. Здесь прошло беззаботное детство и молодость Лидии. Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение – болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом. Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей. Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной. В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе, посвященной матушке Марии, отмечено:   ...Оказавшись полным физическим инвалидом, [она] не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.   В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир (он был владельцем Елизаветинской аптеки). По свидетельству профессора М. И. Андреевск ого, брат матушки Марии – слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

303  «Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)». Сост. Г. П. Чиняковой. М.: «Новая книга», 1996, стр. 134–135. В монастыре Тёмные Буки полагала начало праведница наших дней схимонахиня Сергия (Клименко, 1901–1904), похороненная в Пюхтицком монастыре. 306  Выборочные письма, содержание которых касается вопроса об имяславии, из книги: Свящ. П. А. Флоренский, Переписка с М. А. Новосёловым, Томск. 1998, стр. 69–192. 308  О разделении мнений на Афоне свидетельствует письмо, подписанное «Грешным братом Павлом Григоровичем, который помогал на Афоне о. Антонию (Булатовичу) в написании его сочинений против «имяборцев», в том числе и «Апологии». Письмо написано в 1912 г. и адресовано о. Василию (?): «В настоящее время я нахожусь на Св. горе. С первых дней моего здесь пребывания я заметил, что русские иноки здесь разделились на два лагеря в весьма важном вопросе об Имени Иисусове. Одну часть составляют некоторые учёные иноки: иеромонах о. Киреевский (из Москвы), иеромонах о. Феофан (Казанский), инок Хрисанф, а также все три архимандрита (Пантелеим., Андреевск. и Ильинск.), игумены со своими секретарями, и весьма незначительной группой меньшой братии. Своё учение они изложили в «Русском Иноке» за февраль и март текущего года в статье инока Хрисанфа: «Рецензия на книгу о. Илариона «На горах Кавказа " », склонив на свою сторону архиепископа Волынского Антония. Другая же, значительная, часть иноков, во главе с иеросхимонахом Антонием (Булатовичем), свою веру в имя Иисусово изложили в приложенной здесь Апологии. Придерживающиеся этого взгляда преследуются власть имущими – игуменами» (Архив свящ. Павла Флоренского). 309  2 ноября 1912 г. умер митр. С.-Петербургский Антоний. На «вдовствующую кафедру Царствующего града» был призван в звании первенствующего члена Св. Синода митр. Владимир, бывший до этого митр. Московским и Коломенским. Затем последовал Именной Высочайший указ Святейшему Правительствующему Синоду: «Именным Высочайшим указом, в 25 день ноября сего года, на имя Святейшего Синода данным, архиепископу Томскому и Алтайскому Макарию Всемилостивейше повелено быть митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры священно-архимандритом и членом Святейшего Синода» («Церковные Ведомости». 1912. 6 декабря. стр. 426).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Все нами сейчас сказанное относится к участку церковной земли, т. ск. «усадебному», без которого церковь не мыслится. Несколько иное мы должны будем сказать о землях, которыми сверх этих участков владели церкви: иначе к ним относились члены причта; другое поможение они занимали и в государстве. О сем далее. К всему сказанному – таблица извлеченного нами из Писцовых Книг материала. В ней указано количество церквей в погостах, селах, монастырях и городах; попы, дьяконы, дьяки, пономари, проскурницы и сторожа при цеквах, количество церковной земли (по коробьям засеваемой ржи, по копнам снимаемого сена). Церкви Дьяконы Сторожа Проскурницы В обжы не полож. В погост. В селах В монаст. В город. Коробьи 1) Григорьевский Кречневский 2) Никольский Пидебский 3) Заверяжье 4) Егорьевский Лусский пог. 5) Пог. Дмитриев. Гдитцкий 6) Пог. Климетцкой Тесовск. » Никол. с Клин. мон. » Успенский Тесовский 7) Спасский на Оредежи 8) Сабельский пог. 9) Успенский Хрепельский 10) Пог. Коситцкий 11) Ник. Передольский Село Мскорицы Село Творошковичи Покровский мон. Сельцо Строганец 13) Ник. Будковский п. Село Белое Село Хабалина Гора Село Передчицы Троицк. Верх. м. 14) Ильинский Тигодский м. 15) Солетцкий на Волхове 16) Андреевск. Грузинск. Никол. Полист. м. 17) Погост Коломенский 18) Онтоновский погост Онтон. мон. на Божене 19) Петровский пог. 20) Ивановский Г. Копорье Спасский монастырь Пречистые в посаде Рождественский м. 1) Каргальский погост Сельцо Удосол Елисеева пустынь 2) Ег. Радшинской 3) Ильин. Замозский Село Глазсковичи (Ласк.) Селцо Рыкулицы 4) Покровский Дятелинск. Сельцо Горка 5) Кипенский погост 6) Богород. Дягиленский 7) Никольск. Суйдовск. Игумен и черницы 8) Погост Озеретцкий 9) Спасский Заретцкий 10) Ястребинск. Никольск. 11) Григорьевский Льешский 12) Богород. Врудский 13) Егор. Вздылетцкий 14) Спасский Орлинский Описание утеряно. Предполагаем по названию п. 15) Никольский Грезневский 1) Пречистые 2) Спасский 1) Пог. Воздвиж. Опольск. 2) Пог. Никольск. Толдож. 3) Радчинский погост

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Киевский – Николаев. – Иорданский, II, 982. Киевский-Петропавл.-Подольск., I, 357. Киевский-Пустынно-Николаев., I, 399. Киевский-Софийский, I, 438. Киевский-Фроловский или Флоровский-Вознес., II, 1339. Кийостровский-Крестн., Арх. г., II, 891. Клабуков-Кашинский, II, 985. Климентовская-Казан., Олон. г., 846. Клименцы или Клименский, Олон. г., I, 249. Клинская-Зосим.-Сестринская, II, 820. Клинский-Успен., II, 1316. Клопский, Новг. г., II, 872. Княгинина-Капитоновская., Волог. г., II, 859. Княгининский-Архангельск., II, 626. Княгининский-Троиц., II, 1244. Княгинин-Ростовский, II, 1195. Княгинин-Усп.-Владимирск., II, 1317. Княжая или Княжева-Успен., Костр. г., II, 1294. Княжицкий-Никол., Пск. г., II, 873. Князь-Андреевск.-Переясл., II, 986. Кобылкин-Вологодский, II, 874. Ковалев-Спасск., Новг. г., II, 875. Когуева-Преображ. у Старцева угла, Симб. г., II, 1083. Кодемская-Троиц., Арх. г., II, 1228. Кодинский-Троиц., Тоболь. г., II, 1269. Кодлозерская-Богоявл., Олон. г., II, 663. Коже-Озерский-Богоявлен., Арх. г., I, 250. Кожирова-Никол., Костр. г., II, 876. Козелецкий-Богосл., I, 66. Козелецкий-Богоявл., I, 70. Козелецкий-Георг. или Юрьев., II, 759. Козелецкий-Троиц., II, 1256. Козельский-Вознесенский, II, 719. Козловский-Ильин., II, 826. Козловский-Троиц., II, 1268. Козмин-Успен.-Яхромский, Влад. г., II, 877. Козмодемьян.-Галичский, II, 878. Козмодемьян. на Гремячей горе-Псковский, I, 253. Козмодемьян. на поле-Новгородский, II, 880. Козмодемьян.-Старорусский, II, 879. Козорский-Спасский, Волог. г., II, 1172. Козьеручьевский, Арх. г., II, 1194. Койгужская-Пятн., Новг. г., II, 907. Кокуев, Арх. г., II, 858. Колесникова или Колясникова, Яросл. г., II, 1229. Колмовский-Новгородский, II, 1318. Коломенский-Брусенский-Успен., Моск. г., II, 681. Коломенский-Спасский или Спас-Ядринский, I, 473. Колоцкий, Колочевский или Кольчицкий-Успен., Смол. г., II, 881. Кольский-Троиц.-Печенегск., II, 1284. Колюбацкий, Псков. г., II, 1319. Комельский-Арсениев., Волог. г., II, 621. Комельский-Иннокентиев, Волог. г., II, 833.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Горично Кречневск. Лусск. Косицк. Передольск. 164. 175 » над оз. Килом Городенск. » на Луге » на р. Раковне 250. 263 Будковск. » над оз. Дорогани » на р. Тигоде Тигодск. » на Волхове Петровск. Переездовск. » Гусеницы Малые Городенск. » Жолытино Будковск. » Остров на Волхове Антоновск. Горностаево Горнец-Денисово Пидебск. Городенка Городенск. Городенск. Дмитр. пог. 183. 200 Городище над оз. Онтовым на Оредежи Будковск. Городно Коломенск. 463. 469 Городок Городенск. 204. 235. 243 Гороичицы Сабельск. Гороховцово Солетцк. Горыни, сельцо на Оредежи Тесовск. Гостивици Городенск. Гривекно Коситцк. Гривско Тесовск. Григорьева Лука Тигодск. Грузинск. Андреевск. пог. Грузинск. Лусск. Гумнище Тигодск. Гусинец Городенский 186. 262 Давыдково Будковск. Далекое на Оредежи Дедвино Заручье Тигодск. 370. 411 Дедерево на Тигоде Солетцк. Дедрец Переездовск. Денисово, поч. Кречневск. Деревик на Ещере Будковск. Дехово, сельцо Лусск. Дешевок Тигодск. Дешевок-Подтынье Доброва Доброе на Тигоде, сельцо Добрыжье поле 388. 413 Добынино Городенск. Долгое Лусск. Сабельск. Хрепельск. Передольск. » Заполье Кречневск. » на р. Ещере Будковск. Солетцк. Домашево Домашково Городенск. Домници Тигодск. 388. 396 Хрепельск. Будковск. Дорогинино Хрепельск. Дорогобуж Сабельск. Дорогочино Хрепельск. Дорошино Городенск. 234. 242 Дретовно Тигодск. Дрогли Городенск. Дроздово, пустошь Дрокино Сабельск. Дронево Солетцк. Дрябици Тигодск. Лусск. Гдитцк. Дубняг Переездовск. Дубовик Тигодск. 365. 371 Дуброва Спасск. Хрепельск. Городенск. » на Венке Будковск. Тигодск. » на рч. Сольце у Волх. Солетцк. » у Оломны 432. 441 Коломенск. Переездовск. Дубровици Грузинск. Дубровка (запустела) Сабельск. Городенск. 261. 270 Будковск. Коломенск. Дудорово над оз. Онтовым Будковск. Дуплево у Оломны Солетцк. 431. 441 Дымно на р. Дымно Коломенск. 457. 470 Дедвино Тигодск. Дедилово, поч. Городенск. Дедково над оз. Онтовым Будковск. Елгино на Тигоде Тигодск. Елизарово Замошье Городенск. 220. 230. 255 Елкино на Волхове Антоновск. Ескин Орлец

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

По древнейшему греч. Часослову VIII–IX b. Синайск. б. первый час имеет после обычного начала тропарь «Ночь прешед, благодарю Тя, Господи» трижды, 8 псалмов: 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100, 112, антифоны из псалма 142:1, 2, 8–12 с аллилуиа, тропарь «(Христе) Свете истинный», предваряемый своим окончанием «И исправи» (может быть, припев), Слава — тропарь по дню седмицы: в понедельник и вторник «Грешников просящих услыши, Господи», среду и пятницу «Яко имеяй множество щедрот на смирение наше», четверг «Пречистая Богородице, во отчаянии от лютых наших прегрешений», субботу «Победоноснии мученицы», «Стопы моя» 3, но для «Да исполнятся» не указано повторения (так и в других часах); час заканчивается Трисвятым, «Верую» и «Отче наш». Часословы с IX b. имеют 1-й час в нынешнем составе, разнясь только тропарями по Трисвятом и заключительными молитвами. Так, славянские Часословы Моск. Типогр. библ. и 48 XV–XVI b. имеют тропари «Свету быти повелевый по всей твари» и «Господи, мы есмы людие Твои»; ркп. Афоно-Андреевск. м. XI b. имеет только тропарь «Скоро предвари». Впрочем, две ркп., именно СПб. Публ. б. и Соф. при СПб. Ак. XIII b. указывают не такие, как ныне, тропари и по псалмах, именно, в субботу, «коли не будет тропаря» (дневного), «Свет праведный» и «Воистину суета всяческая». Что касается молитв на 1-м часе, то в песненном последовании он, как и другие часы, имел 3 молитвы антифонов, 1 отпуста и 1 главопреклонения, в нек. памятниках еще и заамвонную, а в нек. пред последнею еще «утреннюю» (всего 7). И в ркп. Часословов 1-й час имеет часто по несколько молитв; так, в ркп. Моск. Типогр. б. и 48 XV b. — 4 молитвы, все отличные от нынешней: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, и славлю Тя», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» «Иже на всякое время»), «Отче Святый, Иже солнце праведное» и «молитва всякое пение скончивающи: Милостивый Господи, приими воздыхания моя». Син. XIII b. и СПб. Публ. б. не имеют третьей молитвы. Соф. б. при СПб. Ак. XIII b. имеет из них только 1-ю. Синайск. XIII-XIV b. и Моск. Типогр. б. XV b. не имеют молитв. Синайск. XII b.: «Нескверная, неблазная» и «Иже на всякое время», позднейшею рукою: «Христе, Свете истинный»; Синайск. XIV b. — нынешнюю молитву 1-го часа с присоединением нынешних же молитв почасия, причем последняя («Посылаяй свет») читается с воздеянием рук [ 891 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Темною силою внутренних духовных раздоров греков и Магометова меча осквернена и поражена была в Константинополе Святая София, как хранительница Православия и усыновительница власти Им­ператорской от Бога; но тогда же со светлою славою и с еще большей силою возрождены ее священные идеалы на Святой Руси событиями, последовавшими за таинством брака последней греческой царевны Софии с Иоанном III, Великим Государем всея Руси. Это свидетельствует нам история и в этом наглядно убеждает даже внешний, выше здесь изображенный, величественный вид настоящего Российского герба! Слава ему на веки! Слава идеям его навсегда! Царям Русским, Православным Слава! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! Источниками и пособиями при написании настоящего очерка служили: Собрание Государственных Грамот и Договоров, хранящ. в Государств. Коллегии иностран. дел. Москв. изд. с 1813 г. части I–IV. Памятники Дипломатическ. сношений древн. России с державами иностран­ными. Изд. по Высочайшему повел. II отд. С. Е. И. В. К. в 1851 г. том 1-й. Первое и второе Полное Собрание Законов Российской Империи. Свод Законов Российской Империи. Изд. 1892 года, том I-й, часть 1-я. Свод Морск. Постановлен, кн. X, Морской Устав, изд. 1886 г. Полн. Собр. Руск. Летописей, изд. по Высоч. пов. Археогр. Ком. 1853 г. Том. VI, Софий. летоп. Уложение Е. В. Государя В. К. Алексея Михайловича, по которому суд и расправа во всяких делах в Росс. государстве производится. Изд. 1737 г. Им. Ак. Наук. Его И. В. Регламент генеральный или Уст. Госуд. Коллегиям. Изд. 1737 г. Андреевского: Государственное право. Изд. 1866 г. том 1-й. Загоскина: Истории права Московского Государства. Изд.1877 г. том 1-й. Романовича-Славятинского: Система Русского Государственного права в его историко-догматическом развитии. Изд. 1886 г. часть 1-я. Градовского: Начала Русск. Государствен, права. Изд. 1892 г. том 1-й. Алексеева, орд. профес.: Лекции Русск. Госуд. права. Изд. 1892 г. Владимирского-Буданова: Обозр. Истории Русск. права. Изд. 1888 г. Пирлинга: Россия и Восток. Иван III и София Палеолог. Изд. 1892 г. Исследование по иностранным документам. Успенского: Как возник в России Восточный вопрос. Изд. Спб. Слав. Благ. Общ. 1887 г. Лакиера: Русская геральдика. Изд. 1855 г. Снегирева: Еще несколько слов о Российск. гербе. В 69 Моск. Вед. 1853 г. Литер, отдел. Забелина: Домашний быт Русск. Царей. Изд. 1895 г. Винклера: Государственный орел и герб. В Энциклопедич. Словаре, проф. Андреевск. и Арсен. Изд. Брокгауза и Ефрона, 1892 – 1893 г. Языкова: О Русском Государствен, цвете. Изд. 1858 г. С. Е. И. В. Канц. Вельтмана: Моск. Оруж. Палата. Печат. по Высочайшему соизвол. 1860 г. Гербештейна: Записки о Московии. Изд. 1866 г. с лат. 1556 г. Соловьева: История России. Изд. 1882 г том V. Иловайского: История России. Издан. 1884 г., том II. Карамзина: История Государства Российского. Изд. 1892 г., том VI. Диаконова: Власть Московск. государей до конца XVI века. Изд. 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Одновременно отказ от паспорта трактовался как отрицание печати антихриста и объявление себя негражданином СССР. В 1932 г. был арестован и выслан, а в 1934 г. заключен в политизолятор архиеп. Андрей (Ухтомский). Его расстреляли 4 сентября 1937 г. 668 Второй удар по ИПХ пришелся на 1937–1938 гг., когда выявлялись скрывавшиеся в подполье священнослужители и уничтожались отбывавшие сроки заключения руководители антисергиан. Но несмотря на все гонения деятельность «истинно-православных» продолжалась. Освобожденный в 1935 г. из лагеря схиеп. Макарий (Васильев) вновь возглавил катакомбные общины северо-запада России. «По его собственным словам, в течение более 10 лет он не ночевал подряд двух ночей в одной и той же квартире. С большими предосторожностями и постоянной опаской и оглядкой он скитался из селения в селение, из одного города в другой, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха. Он имел многочисленных духовных чад – мирских, тайных монахов и тайных священников. Шутя говорил, что у него была своя духовная семинария и академия, он тайно готовил людей к принятию священнического сана» 669 . Действительно, почти до начала Великой Отечественной войны Макарий курировал своеобразную тайную семинарию, в которую приезжали слушать лекции и из очень отдаленных мест. Преподавали в ней, по данным архивов, периодически даже такие известные профессора, как И. Андреевск ий, философы С. Аскольдов и А. Мейер 670 . Одна из подобных подпольных семинарий была раскрыта и разгромлена НКВД в 1938 г. в Москве. Следует отметить, что в 1930-е гг. произошло очень сильное изменение состава катакомбников. Если в конце 1920-х гг. в подполье находились лишь ИПХ и часть иосифлян, то теперь они стали составлять меньшинство. Катакомбность не обязательно означает непримиримость. Этот термин охватывает всякую неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность. В 1930-е гг. из-за закрытия почти всех православных храмов самую многочисленную часть катакомбников составили верующие, никогда не порывавшие с митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005