μν, т.е. «помяни, Господи, раба Твоего смиренного Гавриила Орипсая, архиепископа святой горы Синайской в святой Купине, аминь». Сей архиепископ святительствовал в 1297 году. Очевидно, что он устроил мраморный престол над купиной. В приделе, о котором идет речь, нет иконостаса, а во время литургии, когда надобно, употребляется завеса. Стены его одеты разноцветными изразцами (1770г.) Пол покрыт узорчатыми коврами. По уверению синаитов, в день весеннего равноденствия первый луч восходящего солнца проникает сквозь естественное отверстие в гребне горы св.Епистимии и, падая прямо на место купины, озаряет его 57 . В соборном храме помещены девять приделов, а во всем монастыре, по углам его, в середине и между келлиями, находится пятнадцать церквиц без куполов, кои устроены в разные времена, разными лицами и по особым случаям. Самая древняя из них во имя св.Стефана первомученика, близ юго-западного угла у гостиницы, создана, как гласит предание, тем зодчим, который строил весь монастырь. Его звали Стефаном. В ней на стене висит древняя икона святого великомученика Георгия с предстоящим перед ним царем грузинским пагкрати N. Близ этой церкви находятся отдельные приделы во имя св.Антония, Иоанна Предтечи и святых апостолов Петра и Павла. Предтеченский придел, смежный с книгохранилищем, построен иждивением валахского господаря Александра в 1576 году, а Петропавловский помещен под ним Синайским архиепископом Кириллом в 1751 году; прежде же он находился у дувары экономской 58 , как это видно из надписи на храмовой иконе. В келлиях архиепископа, стоящих на месте той башни, которую, как говорят синаиты, создала святая царица Елена, устроены две церкви, одна вверху, другая внизу. Первая именуется «Успение Пресвятой Богородицы», а вторая «Живоносный источник». В той нет ничего замечательного, а в этой показывают каменистое место, из которого будто бы пореяло масло по молитве Георгия Арселаита. Но это показание несправедливо. Ибо сей угодник Божий не из земли и не из камней извел елей, а чудесно умножил его в кувшинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Старинные из них сооружены из больших гранитных плит багряного цвета и в правильных расстояниях укреплены четвероугольными башнями, кои очень мало выступают из наружной линии стен и поддерживаются низменными устоями; новые же складены смешанно, частью – из прежних плит, а большей частью из малых камней другого рода, и обезображены полукруглыми выступами без всякой соразмерности со старыми башнями 53 . В старинных стенах и башнях, назнаменованных крестами, видны длинные и весьма узкие прозоры, где в два, где в три ряда, придуманные для стреляния из лука; а на гребне северной стены стоят пушечки, из которых синаиты стреляют при встрече и проводах почетных гостей и в большие праздники, и грохотом выстрелов держат в страхе местных бедуинов. В западной стене находятся главные ворота монастыря; но они уже давно закладены по причине отсутствия игуменов-архиепископов; посему монахи и поклонники входят и выходят через потаенную калитку, ведущую в сад, или поднимаются и спускаются на веревке воротом, устроенным на верху северной стены. Соборный храм Преображения Господня в Синайском монастыре есть тот самый, который построен был при царе Иустиниане I. Он образует собой диагональ в отношении к четверосторонней ограде обители, однако не совсем правильно, ибо поставлен гораздо ближе к северо-восточному углу ее и от прочих углов и сторон отстоит далеко. Основание и пол его положены на ровной площадке довольно глубоко, так что монастырские стены господствуют над ним, несмотря на значительную высоту его. Весь он складен из гранитных камней, вытесанных в виде квадратов и параллелепипедов. Длина его измеряется восемнадцатью саженями от внутренней стены алтаря до выхода, ширина – десятью саженями, высота так же десятью саженями до срединного потолка. Зодчество его снаружи имеет свой особенный характер. Представьте себе две боковые, низменные стены храма с малыми окнами; проведите в параллель им другие стены внутренние, но гораздо выше первых, с шестью огивными окнами, разделенными пополам колонночкой; в середине же святилища поставьте четырнадцать трехсаженных колонн из камня, по семи в ряд, и над ними семь арок, а над арками шесть окон; потом выведите высокую, остроконечную с длинным гребнем кровлю над колоннадной серединой храма, а двойные стены, параллельные колоннам, покройте наклонно двумя крышами, одну другой ниже; присовокупите с запада остроконечный фронтон и по обеим сторонам его две четырехугольные, плосковерхие башни мало чем выше карниза фронтонного: и вы составите понятие о наружном виде Синайского храма, как о длинной пирамиде с неравными уступами 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В нашем отечестве синаиты имеют два подворья, одно в Тифлисе с торговой лавкой, а другое в Киеве с несколькими домами, мельницей, с жалованием из казны наравне с нашими второклассными монастырями. В продолжении восстания греков (с 1821 по 1830г.) Синайский монастырь не получал никаких доходов со своих имений в Турции и потому принужден был продать часть церковной утвари своей. X. Епитропы, экзархи, таксидиары Так как иноки, по силе обета своего, обязаны пребывать в келлиях своих безвыходно, то хлопоты по разным делам монастырским, издревле, на Востоке, начали добровольно принимать на себя благочестивые миряне для спасения душ своих. Сей достохвальный обычай соблюдается там и в наше время. Все восточные монастыри, и с ними Синайский, имеют в разных городах и больших селениях так называемых епитропов, т.е. попечителей своих. Эти христолюбцы собирают и отправляют доброхотные подаяния в свои монастыри, закупают для них все нужное, ходатайствуют по делам их в гражданских судах и принимают к себе в домы покровительствуемых иноков, когда крайняя надобность понудит их выйти в мир. А монастыри молятся о них во время каждой службы Божией. Так же издревле на Востоке существует обычай прилагать знаменитым обителям разные монастыри с их имениями; и эти обители высылают туда своих экзархов-игуменов для управления хозяйством. Кроме экзархов, восточные монастыри отправляют в православный мир так называемых таксидиаров 93 иеромонахов. Таксидиар есть милостынесобиратель. Он обыкновенно снабжается поручительной грамотой, например, Синайского архиепископа и святыми мощами и предъявляет ее архиерею той епархии, в которую послан, и потом, с благословения его, с мощами обходит города и деревни, подведомые духовной власти его, везде святит воду, исповедует и поучает народ, вносит имена живых и умерших в помянник, собирает доброхотные подаяния хлебом, вещами и деньгами, покупает земли и домы на имя своего монастыря и таким образом основывает подворье, а во время таксида проживает у епитропов. Такое священное путешествие его продолжается от десяти до семнадцати лет, иногда и менее; потом он возвращается в свой монастырь, где принимают его с честью, и вносит в ковчежец его все подаяния христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Что случилось на Синае в наше время? Всего не ведаю, а что знаю, то сообщаю. В марте месяце 1806 года пустынные отцы изъявили своему игумену архиепископу Константию письменное согласие (συμφωναν) на то, чтобы он жил в Константинополе и управлял имениями, принадлежащими Синайской обители в Валахии и Молдавии. В 1811 году пожар истребил Киевский Петропавловский монастырь, приписанный к этой обители по Высочайшему указу 1787 года. Синаиты не смогли возобновить его; посему место под ним оценено было в 5610 рублей ассигнациями и передано в ведение нашего училищного начальства, для устройства зданий Киевской семинарии (1826г.), а эта сумма из духовно-учебных капиталов внесена была в Государственный заемный банк для хранения на имя Екатерининского греческого монастыря в Киеве. В 1814 году было землетрясение на Синае, от которого обвалились некоторые утесы в долине Леджа. Во время восстания греков (1821 по 1830г.), тамошняя обитель не получала никаких доходов с имений своих в Европе и потому принуждена была продать часть церковной утвари. В 1826 году синайский дикей о.Каллистрат крестил несколько местных бедуинов. Но когда об этом узнал Мегмет Али паша египетский, воспретил дальнейшее обращение их в христианство, сказав, что «не время крестить их и что от таких животных, каковы бедуины, не будет прибыли Христу, и потому лучше не смущать жителей Синайского полуострова и не затруднять правительство». В 1831 году главный шех синайский по имени Салех, из племени Каррашиев, вздумал подчинить своей власти рабов монастырских и свои требования начал подкреплять угрозами. Рабы испугались и все убежали в гору Эт-Тих. Тогда дикей с одним старцем пришел к ним и стал уговаривать их, чтобы они возвратились в свои кочевья; но они согласились с тем условием, чтобы египетское начальство поручилось за их безопасность, не подчиняло никакой другой власти, кроме монастырской. После сего дикей отправился в Суэс и начальнику сего города предъявил фирманы, в которых ясно упомянуто о рабах монастырских. Шех Салех был позван к суду; и как ему нечем было оправдаться, то по кратком заключении в тюрьме он принужден был заплатить денежную пеню за свою неправду. До 1838 года защитники Синайского монастыря, так называемые кафиры, по прежнему договору получали от него за доставку каждого ардеба 51 25 пиастров (5 рублей ассигнациями) и хлеб с похлебкой после привоза вещей. А в этом году монастырь, при посредстве египетского начальства, сделал новое условие с ними, по которому он платит за каждый ардеб 40 пиастров, а пищи уже не дает им. В 1844 году смежный с монастырем сад пострадал от наводнения после проливного дождя так, что ограда его, складенная из живых камней, по местам обрушилась, но скоро была восстановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Последнее восточное посольство, успевшее прибыть ко двору Годунова, было отправлено из Синайского монастыря с грамотами александрийского и иерусалимского патриархов и синайского епископа Лаврентия, повествовавшими о «великом убожестве» обители по причине «дани агарянской» и «пленения от арабов», что вынудило монастырь заложить свои св. сосуды и ризы за 4 тыс. золотых. 1495 Вряд ли синаиты успели получить милостыню от царя Бориса. Вскоре в Москву вступил Лжедмитрий, и катаклизмы Смутного времени надолго оборвали политические связи России и Ближнего Востока. За этот период только один раз, в 1605 году, иерусалимский патриарх Софроний попытался установить контакт с Москвой, обратившись за денежной помощью к Лжедмитрию, которого он горячо поздравлял с чудесным спасением и обретением праотеческого престола. Церковные историки оправдывают Софрония тем, что он не знал, с кем имеет дело. 1496 Не все посланцы ближневосточных церквей успели благополучно выбраться из Москвы до начала Смуты. В архиве Посольского приказа сохранилась челобитная от апреля 1619 г. старца Софрония из лавры св. Саввы, который приехал на Русь за милостыней при царе Борисе, «в каком году – не упомнит». 1497 Так и застряв в России в Смутное время, старец получал «поденного корма» при Борисе – гривну в день и ведро меда, при «Растриге» (Лжедмитрии) и царе Василие – только по алтыну в день и ведру пива. Чувствуется, как агонизирующее государство урезало внешнеполитические расходы, но не решалось еще совсем отказаться от связей с Православным Востоком. После занятия Москвы поляками выдача «поденного корма» прекратилась, а когда в 1611 г. поляки сожгли Москву (не тогда ли пропали архивные документы 1590-х гг.?), Софроний ушел «в таборы» ополчения Прокопия Ляпунова. 1498 Оттуда старец перебрался в Ярославль, потом в Казань, кормился при тамошних монастырях, а когда почувствовал стабилизацию обстановки, появился в Москве и бил челом о выдаче ему «поденного корма», «чтоб ему... голодною смертью не умереть». 1499 Эпоха Феофана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

NB. Избиение христиан в Дамаске началось 27 июня текущего года и продолжалось восемь дней. Убиты 3000. Сожжены их дома и церкви. Православная патриархия и Никольская церковь в ней разрушены. Вид патриаршего училища в Крестном монастыре (с востока) Восточная сторона храма Воскресения Марта 13 дня 1860 г. Своя рубашка ближе к телу. Итак, пишу о себе. Сегодня я был у прусского консула Розена и видел у него список самаритянского Пятокнижия с арабским переводом, написанным самарянскими буквами. Список этот он относил к IX столетию эры магометанской (к XVI веку нашей эры) и поведал мне, что нынешняя синагога самарян в городе Набулузе не старше 350 лет, а прежде находилась в том же городе, но на месте плача Иакова по сыне его Иосифе. Говорили мы о надписях на синайских утесах. Я между прочим сказал ему, что напечатал свое рассуждение об этих письменах, усвояя изобретение их синайскому жителю Кинею Манафе, и что не знаю, какое божество разумели синаиты-кинеи под именем Козаг 106 . Розен, выслушав меня, достал арабо-латинский лексикон Фрейтага, изданный в 1835 107 году, и в нем отыскал значение реченного имени: Coza, Satanas, Coza, angelus, qui nubibus praeest, Coza, arcus coelestis. Я усвоил себе наипаче третье значение, видев в синайских и идумейских пустынях радугу, движущуюся даже по песчаному полю в день туманный. В один из пасхальных дней я обедал у начальника нашей духовной миссии в Иерусалиме епископа Кирилла. К обеду приглашены были граф Адлерберг с женой-красавицей, которая, в Великую Субботу смотря на раздачу христианам благодатного огня и на пляску арабов с этим огнем вокруг пупа земли, сказала мне: «C " est sauvage, mais c " est beau» 108 , наш вице-консул Марабути с женой красавицей, выкрест Левисон, бывший преподаватель еврейской словесности в Петербургской Духовной Академии, стоявший задом к св. трапезе с закинутыми на задницу руками во время литургии в Воскресенском храме и прочие и прочие. Пили шампанское вино. Разговоры слышались пустые. Хозяин – легкомыслен! Не легкомысленно ли держать курятник на балконе своего дома, который видят все мимоходящие? Не легкомысленно ли гулять у святой реки Иордана с княгиней Шаховской в белых балахонах и с венками из цветов на голове? Не легкомысленно ли обнимать шею молодой попадьи, привезенной в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

 Житие. С. 337.  Там же. С. 340.  Об этом см. в частности  Василик В.В.  Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца//Ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 84.  Житие... С. 349  Там же. С. 351.  Там же. С. 362.  Достаточно упомянуть " нудизм " Франциска, чтобы понять разницу между ним и преп. Сергием, его духовное нездоровье и полноту духовного здравия преп. Сергия. Параллель между ними проводил еще Борис Зайцев. См.  Зайцев Б.  Преп. Сергий Радонежский//Жизнь и житие преп. Сергия Радонежского. М., 1992. С. 180-240.  Некоторые исследователи сомневаются в факте посещения князем Димитрием преп. Сергия, указывая на то, что путь на Юг, к Дону, пролегал в стороне от обители преп. Сергия, находившейся на северо-востоке от Москвы. Но этот довод можно опровергнуть тем, что решение о выступлении против Мамая принималось заранее и князь Димитрий имел время для того, чтобы съездить к преп. Сергию. Некоторые исследователи связывают благословение преп. Сергия с Вожской битвой 1378 года. См. в частности  Кучкин В.А.  Антиклоссицизм//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. 1 (11). С. 114—115.  Житие. С. 400.   Случевский К.К.  Государственное значение Святого Сергия и Троице-Сергиевой Лавры. М.: Унив. тип., 1892.  См. в частности  Прохоров Г.М . Византия и Русь в эпоху Куликовской битвы. СПб., 2000. О балканском исихазме см.  Амфилохий (Радович) , митр. Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века//Основы православного воспитания. Пермь, 2000.  Петр (Пиголь) , игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.   Яблонский В.  Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.   Ключевский В.О.  Значение преп. Сергия для русского народа и государства//Житие и жизнь преп. Сергия. М., 1992. С. 273. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 8 октября 2019, 13:09 Преподобный Сергий,помолись и заступись за нас пред Господом!!!!!! Фаина 29 ноября 2016, 08:55 Святой преподобный Сергий Радонежский! Вымоли сыну моему Андрею посещение свыше для того, чтобы преобразилось внимание его и открылись внутренние родники его души и разума, чтобы сам он твоими молитвами потянудся к Богу, получил исцеление души и тела, отче Сергие! Аминь!

http://pravoslavie.ru/72332.html

Есть еще две приписки, которые выписываем, как современные прежним и сделанные на Синае же. Первая такова: τ μακαριωττ κα θεοσεβεττ καχετου καρτελου κα πσις νω βηρας καθολικ κυρ νικολ γαπητ δελφ κα συλλειτουργ σωτηριως. Это запись титула грузинского католикоса, к которому вероятно не раз хаживали синаиты с грамотами от своего архиепископа; по-русски она значит: блаженнейшему и богочестивейшему католикосу Кахетии, Карталинии и всей верхней Иверии, господину Николаю, возлюбленному брату и сослужителю, спасения. – Николай католикос есть без сомнения тот самый, который в 1678 году прислал русскому царю Федору Алексеевичу от своего имени и от имени своего духовенства грамоту с просьбою о помощи грузинской стране. См. Селезнева Руководство к познанию Кавказа (Спб. 1847), стр. 179. Последняя полуграмотная запись, писанная неумелою рукою, заключает тоже титул, но уже некоего монаха, одного из начальствовавших в монастыре. Она гласит: το πανιεροτατο και λογιοτατο αγιοτατο και ισαγγελο παπα κυρ μελχισεδεκ εν σινα ορι αι οικονομο. Из всех приписок следует заключать, что рукопись перед нами – в том виде, какой имела к концу XVII века, когда уже и в Синае находилась, может быть доставшись туда по завещанию самого Афанасия Каравеллы. О принадлежности ее синайской библиотеке свидетельствуютг и две записи, одна на первой же странице: τς γου σιν ρους βιβλιοθκης, и другая в конце, вслед за окончанием последней статьи: κα τδε τς βιβλιοθκης σιν ρους. Сперва сделаем перечень статей, входящих в состав сборника, а потом скажем подробнее о замечательнейших по чему-нибудь и в печати неизвестных. 1) Максима Маргуния, критянина, смиреннаго епископа кипрского, другия две книги, сверх трех, об исхождении всесвятого Духа. Μαξινου μαργουνου το κριτς, ταπεινο πισκπου κυθρων, τερα βιβλα δο πρς τος τρισ, περ τς το παναγου πνεματος κποεσεως. 2) Письмо его же к архиепископу филадельфийскому, Гавриилу Северу, в Венеции, 11 дня месяца елафиволиона, 1586 года. Прилагает сделанный им с латинского на греческий язык перевод сочинения Даврентия капуцина. Пишет, что сделал этот перевод по двум побуждениям: и ради высоких в том сочинении созерцаний об имени Божьем (т. е. Иегова), и чтобы сделать нечто приятное для твоего преосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1304 Из них по именам известны монастырь св. Георгия 1305 и св. Симеона Дивногорца. 1306 Другой видный монашеский пункт антиохийского патриархата – город Эдесса в 1110 г. был разрушен Танкредом, князем Антиохийским, в соперничестве с турками. Разрушение коснулось и монастырей, находившихся как внутри города, так и вне его. После этого погрома монашество совершенно заглохло в Эдессе. 1307 В Аравии на горе Ор, месте погребения Аарона, в 1100 г. существовал греческий монастырь св. Аарона. 1308 В александрийском патриархате в XII в. существовали монастырь аввы Макария, где в 1147 г. был погребен Александрийский патриарх Михаил V, 1309 и монастырь Арсения, называвшийся Алказир, или Козаир. 1310 Таким образом, положение восточного монашества в конце XI и начале XII в. было бедственное. Большая часть монастырей или лежала в развалинах, или была в руках латинских монахов, или же, наконец, находилась в самом печальном положении. Только немногие монастыри сравнительно благоденствовали. К числу их нужно отнести и Синайский монастырь, состоявший в эпоху первого крестового похода под владычеством египетских мусульман. Впрочем, и здесь латиняне имели свой придел в монастырском храме и не раз пытались взять обитель под свое управление. Но им удалось только присоединить Синайскую обитель к ведомству латинского митрополита города Карака, во главе же обители по-прежнему остались православные епископы. Синайский монастырь, издревле бывший главным в глубине Востока приютом для лиц, искавших высшей, подвижнической жизни, служивший местом духовного воспитания и укрепления в Православии, светочем духовного просвещения среди мрака, его окружавшего, привлекал к себе благочестивое внимание и латинян, из которых многие приходили сюда на поклонение святыням. В 1116 г. монастырь хотел было посетить сам Балдуин, Иерусалимский король, но синаиты, боясь подозрений и преследований египетского правительства, убедили его отложить посещение. Кроме того, малочисленность отряда Балдуина, с которым он совершал тогда поход на юг, заставляла многих из окружавших его опасаться нечаянного нападения диких племен в горных проходах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

лета 1668 г. Н. отправился в Палестину. Доходы с молдовалашских имений, средства, поступавшие от сборщиков милостыни и паломников, позволили ему стабилизировать финансовое положение Церкви, уменьшить долги и провести ряд неотложных строительных работ. Были отремонтированы кельи патриархии, зап. стена лавры св. Саввы, Архангельский мон-рь, построены помещения для паломников в Рамле, украшены интерьеры церквей, началась подготовка к перестройке базилики Рождества Христова в Вифлееме. В конце года Н. вернулся в столицу для обсуждения с иерархами К-польской Церкви конфликта, связанного с Синайским архиепископом. 19 янв. 1669 г. патриарх отрекся от престола, ссылаясь на старость и болезни. На Иерусалимскую кафедру был возведен Досифей Нотара (1669-1707). Возможно, истинной причиной оставления Н. престола были его разногласия с пелопоннесскими кланами, доминировавшими в Святогробском братстве. После отречения Н. не отошел от дел и занял пост патриаршего наместника (эпитропа) в Палестине (Досифей, как и прежние патриархи, бóльшую часть времени проводил в К-поле и Дунайских княжествах). Резиденцией Н. стал монастырь арх. Михаила в Иерусалиме. В 1-й пол. 1670 г. Иерусалим посетил Фессалоникийский митр. Дионисий (бывш. К-польский патриарх Дионисий III Вардалис ), вместе с которым Н. совершил чин мироварения в Великую пятницу. В 1671 г., когда Синайский архиеп. Анания под давлением вост. патриархов оставил кафедру, синаиты направили грамоты с просьбой о хиротонии его преемника Иоанникия одновременно Досифею и Н. В период наместничества Н. Досифей организовал радикальную внутреннюю перестройку Вифлеемского храма, а также провел в Вифлееме поместный церковный Собор (март 1672), утвердивший систематическое изложение правосл. вероучения и окончательно осудивший протестант. воззрения. Н. владел греч., араб., тур. и лат. языками и оставил после себя обширное лит. наследие на греч. языке. Наиболее известным его произведением является антилат. трактат «Возражения против главенства папы» (1671), написанный при содействии Илариона Кигаласа в опровержение слабо аргументированной апологии папства францисканского аббата Петра в Иерусалиме (отождествляется с Пьетро Маттео де Лара, 1637-1671).

http://pravenc.ru/text/2564876.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010