Эта проблема вышла наружу в 1687 г., когда случился скандал в отношении Синайского подворья и синаиты указали Констанинопольскому патриарху, что тот не смеет влезать в него, поскольку они автокефальны. За эти годы, как видно, Анания приобрёл немало сторонников среди монахов, а также и в самом Константинополе. Эти его сторонники-синаиты обратились за помощью к мусульманским властям в борьбе с патриархами, - примечательно, что при этом они ссылались на документ, хранящийся в монастыре св. Екатерины и написанный от имени Мухаммеда, в котором обещается неприкоснновенность монастырю. По рассказу патриарха Иерусалимского Досифея, " синаиты набрались смелости, пошли в диван к визирю и снова заговорили: «Вот святое завещание пророка, где говорится, чтобы никто нас не ограничивал, а следовательно, и четыре патриарха» " . Кроме того, синаиты выдвигали ложные обвинения против патриарха Досифея. В 1691 году Анания был вторично извержен из сана собором, который возглавляли патриарх Константинопольский Каллиник и патриарх Иерусалимский Досифей. Также были извержены из сана его сподвижники иеромонахи Никифор и Косьма, и отлучены от Церкви монахи Анатолий, Симеон и Серапион. Их деятельность была квалифицирована как раскольническая. Также подлежали отлучению и все непоименованные их сообщники. Стоит отметить, что всё это время действующий архиепископ Синайский Иоанникий сохранял поминовение Иерусалимского патриарха, поэтому он не был подергнут соборному осуждению, хотя он со своей стороны также принимал некоторое участие в инициативах Анании, в частности, выдвинул обвинение против патриарха Досифея, которое привёз в Константинополь Анания, а затем, в 1694 г. сам приезжал в Город, чтобы улучшить дела, но не преуспел, наконец, посылал иеромонаха за поддержкой в Охридскую архиепископию, но также безуспешно. Возможно, с этим было связано то, что Иоанникий Досифеем лишён был права называться архиепископом, но лишь епископом. Синаиты старались искать помощи для своих целей отовсюду. В 1690 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

6) Растратил доходы с Бессарабии за 1863 и 1864 г. в количестве – 10.000 дукатов. 7) Удержал из присланных архимандритом Кириллом Рокидисом – 1.200 дукатов. 8) В 1866 г. принудил синаитов взять на счет монастыря долг свой в количестве – 16.000 дукатов. 9) По изгнании отцов из Джувании в 1866 г. взял, по свидетельству казначея, из джуванийского казнохранилища 5.250 дукатов. Итого 58.383 дуката 118 . Таким образом растрачено было Кириллом 175.000 рублей монастырских денег! Но это далеко вовсе. Кроме этих документально-известных растрат было множество других, точные цифры которых неизвестны по недостатку документов, но общая совокупность едва ли не превышает приведенную сумму. «Верно только то, говорили синаиты, что из многочисленных доходов монастыря лишь очень немногое значится поступившим в монастырь, а прочее растрачивал Кирилл. Так растрачены им: 1) доходы с Валахо-Молдавских имений Синая в количестве до 60.000 дукатов ежегодно. До отнятия этих имений князем Кузою в 1864 г. доходами с синайских имений в Дунайских княжествах распоряжался Кирилл, а по записям, говорят синаиты, значится, что из этих доходов только в 1860 г., в первый год игуменства Кирилла, прислано было им в монастырь от 4 до 5 тысяч дукатов; куда девалось остальное – Господь ведает; 2) имущество покойного игумена-архиепископа Синайского, патриарха Константия на сумму в 15.000 дукатов, из которых Кирилл, распоряжавшийся этими деньгами, дал монастырю только 3.000 дукатов, как это видно из записи казначея. Кроме того, жаловались синаиты, – «где вообще доходы с турецких и греческих метохов, где доходы метоха константинопольского, приносящего наименее 600 лир в год, где доходы Киева и Тифлиса, где столько других доходов, которыми он распоряжался без всякого ведома отцов? Растраты игумена, – заключают синаиты – кажутся поистине поразительными, приводящими в ужас всякого; не сосчитывая, а только воображая, мы изумляемся громадности злоупотреблений. Милостив буди Господи»! 119 Изумление справедливое: как видно все доходы синайских метохов в Европе шли на Синай чрез Константинополь, где постоянно жил Кирилл, да здесь и оставались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Джуванийском подворье в 1816 и в 1838 гг. подвизалось 50 чел., в 1845 г.- 30 (еще 30 чел. проживали на др. монастырских подворьях) ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 186; Burckhardt. 1992. P. 548-549). Несколько др. сведения о числе иноков в Джувании приводит А. А. Уманец: в 1843 г. он застал на подворье 22 монаха, в их числе неск. болгар, молдаван и украинца - 80-летнего старца Зосиму из Кременчуга, подвизавшегося там уже 40 лет ( Уманец. 1850. Ч. 1. С. 3). Среди насельников главного мон-ря было 2 болгарина, русский из Одессы (согласно еп. Порфирию, 2 рус. монаха), араб из Сирии и молдаванин; 2 грека также хорошо владели рус. языком, т. к. подолгу проживали в Одессе и Таганроге (Там же. С. 168, 260-261; Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 186). Известно, что еще в 1820 г. в Е. в. м. подвизались по 1 монаху из Малороссии и из Калужской губ. (Путешествие к святым местам. 1824. С. 123-124). В отсутствие архиепископа в Е. в. м. обителью управлял собор старцев во главе с дикеем, к-рый избирался всем братством и утверждался архиепископом. В собор старцев помимо дикея входили скевофилакс, эконом, письмоводитель (секретарь), иеромонахи и старшие иноки. В мон-ре сохранялся строгий общежительный устав, не допускалось мясоедение. «От воздержной жизни, при хорошем климате, синаиты все здоровы, крепки и доживают до глубокой старости,- именно, до 100 лет и более» ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 188). Джуванийское подворье представляло собой отдельную киновию, управляемую особым дикеем и избранными старцами. В 40-х гг. XIX в. из-за запрещения служить в собственной церкви синаиты посещали богослужение либо в патриаршей, либо в старой кладбищенской церкви в Каире (Там же. С. 188). В 1857 г. было достигнуто соглашение между Е. в. м. и Александрийским Патриархатом о том, что на Джуванийском подворье синаиты будут совершать службы при закрытых дверях, чтобы не отвлекать прихожан и жертвователей от храмов Александрийского Патриархата. В 1862 г. в связи с улучшением экономического положения Александрийской Церкви было получено разрешение Александрийского патриарха Иакова II свободно совершать богослужение на подворье ( Κοντογιννης . 1987. Σ. 175-176).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Корнилий приезжал меня благодарить (в Константипополь) за доставление неожиданного денежного вспомоществования (и не заслуженного), а также за наложение секвестра, спасшего (это действительно так) монастырские имения от конечного разорения и расхищения. Подобный результат непременно последовал бы вследствие стачки между кредитором и Кириллом и неопытным (незнанием русских законов, которым не одно греческое духовенство отличается) монастырским поверенным» 46 . Под влиянием изменившихся взглядов теперь, когда синаиты снова начали хлопотать о передаче им из Государственного банка вышеупомянутого билета в 30 тысяч, – граф Игнатьев, имея в виду и прежние запросы синаитов, писал уже арх. Антонину следующее: «Ваши синаиты хотят загрести в свои руки 30 тысяч рублей запасного капитала, хранившегося на черный день в нашем банке. Вперед знаю, что эти деньги исчезнут бесследно и бесполезно в карманах монашеских, но, во внимание к вашему участию, написал Министерству Иностранных Дел об этом ходатайстве, прося справиться в имеющемся в Азиатском Департаменте архиве, какое предназначение имела первоначально эта сумма и может ли ею монастырь распоряжаться по произволу. Жду ответа, и тогда увидим, что можно сделать для осуществления желания синаитов. Преосвященный Кирилл, во время своего управления, три раза пытался получить в свои руки этот капитал, и я воспротивился сему похищению. Первые две попытки были поддержаны князем Лобановым и Новиковым. Я дал отпор в качестве директора Азиатского Департамента. В третий раз я отказал наотрез, будучи уже в Константинополе, в силу предшествовавших отказов и не поддавшись ни на какое предстательство многочисленных приятелей Кирилла. Пусть синаиты спасибо мне скажут, что я сберег им их капиталец. Известный случай показывает, до какой степени бывает полезно противиться стремлению монастырскому захватить и истратить побольше денег. Не правда ли?» «Кстати о синаитах Вам, конечно, известно, что они принимают участие в управлении каирским Амбедским (Амбетьевским) православным училищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Настали крестовые походы. Сион был во власти христиан, а Синай состоял под владычеством египетских мусульман. Латинское духовенство хотя и приходило сюда для богомолья и имело свой придел в монастыре, но никогда не управляло им. Правда, епископы Синайской горы считались в ведомстве латинского митрополита города Карака как хранители церкви св.Екатерины; но они были православные. В 1116 году Балдуин, король иерусалимский, хотел было посетить Синайский монастырь из Акабы (Элы); но пустынные отцы, узнав об этом, отправили к нему посольство и убедили его отложить богомолье во избежание подозрений и гонения египетского правительства, которое жаловало их обители милостивые фирманы. В правление халифов из дома оммиадов, аббасидов и фатимитов, синаиты по силе ахтинаме Магомета приобрели многие имения в Сирии, именно, в Дамаске, Лаодикии, Триполи и Газе, по духовным завещаниям христиан. В Газе находилось их главное подворье, из которого доставляемо было все потребное для их монастыря. Но во время крестовых походов от частых войн, бунтов и беспорядков на дорогах Сирии не было безопасности; и при том монастырь начал терять там некоторые имения и доходы. Тогда синаиты принуждены были просить милости у европейских христиан. Их епископ Симеон ездил в Венецию, представлялся тамошнему сенату и исходатайствовал у него неприкосновенность имений Синайской обители на острове Крите, завоеванном венецианами в 1204 году. При сем епископе и преемниках его, Измаиле, Евфимии, Макарии, Германе и Феодосии (1203–1241 годы) римские Папы Онорий III и Григорий IX жаловали этой обители грамоты, коими крепили за нею принадлежавшие ей имения на Синае, в Палестине и Сирии, на островах Крите и Кипре и в Гаэтте. Из следующих слов Папы Григория IX в грамоте его 47 : «Достопочтенный брат во Христе (разумеется епископ Синайский) и возлюбленные о Господе чада! Мы милостиво внемлем справедливым требованиям вашим, и церковь святой Марии на горе Синайской принимаем под свое покровительство», – видно, что синаиты сами домогались покровительства сильного тогда двора римского. Но в этом же дееписании нет и намека на присоединение их к Римской церкви, как будто с той и с другой стороны предвидена была непродолжительность взаимного союза по делам житейским в век неудачи крестовых походов. Синайский монастырь оставался православным и принимал на свои жертвенники нескудные дары благочестивых царей Сербии: Стефана Драгутина, Стефана Уроша II и Уроша III 48 (1270–1336 годы)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Только в послания к синайским отцам патриарх делает замечание, что не совсем по праву обратились они к патриарху константинопольскому. Только один иерусалимский престол, – замечает патриарх, – имеет право суда над синайскими игуменами-архиепископами, и поэтому, прося отцов быть наиболее осторожными и благоразумными в деле защиты своих прав и предлагая им несколько советов, он говорит, что и ему нужно прибыть в Константинополь чтобы защитить права своего престола и самого монастыря 171 . Не так благодушно отнеслись к синодальному решению сами синаиты. Их как видно сильно поразило определение патриарха и его синода. Вместе с этим им сообщено было известие, что их уполномоченный епитроп в Константинополе архимандрит Константин по приговору патриархии арестован. Неприятное разочарование в надеждах на патриарха, которому воспевались столь красноречивые хваления, разразилось сильнейшим негодованием. Чрез несколько дней после того как послан был синаитами панегирик патриарху, они пишут ему другое послание, поражающее уже не умилительными цветами красноречия, а резкостию, почти грубостию, тона. Сильно возражая против ареста архимандрита Константина, который, будто бы, как полномочный епитроп свободного и автокефального монастыря не мог быть заключен в тюрьму без нарушения «всякого закона и права», синаиты касательно своего акта о низложении Кирилла заявляют, 1) что препровождая этот акт великой константинопольской церкви братство имело в виду только уведомить ее о том что определено и сделано им, уведомить просто из почтения в уважения к ней, а нисколько не просили ее суда между ним и игуменом-архиепископом Кириллом; 2) что по силе патриарших сигиллиодных грамот братство имеет право определять, судить и низлагать архиепископа; 3) что если архиепископ хочет судиться с ними, то законный судья между ними есть патриарх иерусалимский; 4) что архиепископ Кирилл нарушил все права и законы монастыря и не они, синаиты, а некоторые из сторонников Кирилла и сам Кирилл были виновниками скандалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основное время К. проводил в К-поле, растрачивая доходы Синайского мон-ря на установление связей с влиятельными лицами и сановниками. Синаиты быстро разочаровались в К. из-за произвола и экономических злоупотреблений архиепископа и стали добиваться его смещения. Неугодных ему монахов К. сажал в тюрьму, отправлял на отдаленные подворья и даже в ссылку. Архиепископ оформил на себя пожизненное право пользования доходами с имений мон-ря в Бессарабии. Одни только учтенные растраты К. оценивались в колоссальную сумму - 58 383 австр. дуката (по др. подсчетам, 62 683 австр. дуката), что составляло на то время приблизительно 180 тыс. р. серебром; к этому следует прибавить многочисленные ценные вещи, предметы церковного обихода и документы, взятые им из ризниц монастыря вмц. Екатерины и Каирского подворья. В 1866 г. синаиты низложили архиепископа (6 июля - братия мон-ря вмц. Екатерины, 17 июля - насельники Джуванийского подворья), что было подтверждено соборными определениями синайского братства от 10 и 24 авг. и насельников Джувании от 3 окт. Однако за К. вступился К-польский патриарх Григорий VI , и синаиты были вынуждены прибегнуть к суду Иерусалимского патриарха, к-рый подтвердил низложение архиепископа (23-24 авг. 1867). Но К. заявил о своей неподсудности Иерусалимскому патриарху и апеллировал к К-польскому патриарху и Высокой Порте. В связи с неясностью статуса К. и нового архиепископа Каллистрата рус. посланник в К-поле гр. Н. П. Игнатьев распорядился не передавать ни тому ни другому поступавшие из России через генеральное консульство в Египте деньги для монастыря. Эти средства были задержаны в консульстве с янв. 1867 по авг. 1868 г. Григорий VI и покровительствовавшие К. сановники склонялись к тому, чтобы «синайское дело» было пересмотрено, и только направленное по просьбе Кирилла II Иерусалимского ходатайство Антиохийского и Александрийского патриархов к Фуад-паше о правомерности действий Иерусалимских патриарха и Синода заставило Высокую Порту признать низложение К. К-польская Патриархия была вынуждена смириться с таким исходом «синайского дела», но не признала справедливости решения суда над К. в Иерусалиме, а приняла его только «ради церковного мира».

http://pravenc.ru/text/1840415.html

Κανονικν δκαιον представляет много новых документов из дальнейшей истории Синая, указывающих на столкновения между монастырем и патриархами с одной стороны и между братиею и игуменом-епископом с другой. Эти столкновения, показывавшие неудовлетворительность того порядка дел, какой установлен был при Иеремии II, вызывали восточных патриархов к изменению административных отношений Синая и в течение более ста лет, с конца XVI и до начала XVIII века мы встречаем немало новых определений относительно Синайского управления, – в духе значительно несогласном с определениями патриарха Иеремии, пока уже в конце XVII века не последовал крутой поворот к направлению указанному этим патриархом. Мы покажем в кратких чертах подобные столкновения и проследим за ними преемственный ряд постановлений, касавшихся синайского управления. Первое столкновение Синайский монастырь имел с александрийским патриархом по поводу действий синаитов в Египте, в Каире. С конца XVI века 32 синаиты имели в Каире небольшой дом (ικσκον τινα), в котором жило несколько синайских монахов (от трех до пяти), закупавших здесь съестные припасы и хозяйственные принадлежности для синайской братии и пересылавших оные на Синай. Долго они жили здесь мирно и пользовались покровительством александрийских патриархов. Когда в следствие наводнения Нила дом, в котором жили синаиты, был разрушен, то некто «брат архонта Сейнтелаха, как священник называемый хури (отец) при патриархе Мелетии Пиге, подарил Синаитам для жительства небольшой дом в Каире же, в Джувании. Некоторое время синаиты продолжали жить в ладах с патриархом александрийским, подчинялись ему, не иначе как с его позволения погребали своих покойников на каирском кладбище и совершали по них поминовение. Но скоро синаитам захотелось увеличить свои доходы в Каире, и для этого они вздумали воспользоваться вновь подаренным им домом. Они обратили этот дом в часовню, стали совершать в нем утреннее к вечернее богослужение, а потом без ведома и согласия александрийского патриарха стали совершать и литургию в этом доме, который был освящен самим епископом синайским Лаврентием 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [греч. Ιωαννκιος] († 15.09.1657), патриарх Александрийский (с 9 июня 1645). Род. на Кипре. Церковное служение начал в К-польском Патриархате. В сане митрополита Веррийского участвовал в работе К-польских Соборов 1638 и 1644 гг. На И. как на своего преемника указал перед смертью Александрийский патриарх Митрофан († 1639), однако против его кандидатуры выступил К-польский патриарх Кирилл II Контарис, и патриархом стал Никифор Кларонциан. В это время вновь обострился конфликт между Александрийской Церковью и Екатерины великомученицы монастырем на Синае , связанный со статусом Синайского подворья в каирском р-не Джувания (Джувайния). В этот конфликт были вовлечены др. Церкви правосл. Востока и власти Османской империи. На подворье, где проживала значительная часть синайской братии во главе с епископом, была построена церковь, велось богослужение. Привлекая в свой храм прихожан, синаиты лишали доходов Александрийского патриарха, имевшего в Каире собственную церковь. Патриархи с нач. XVII в. добивались прекращения богослужений в Джувании. Первая фаза конфликта тянулась до нач. 20-х гг. XVII в., когда Синайский еп. Иоасаф примирился с патриархом и отказался от совершения литургий на подворье. После отъезда в нач. 40-х гг. XVII в. патриарха Никифора в Грузию за милостыней синаиты возобновили службы в Джувании, получив на это соответствующие санкции от К-польского патриарха Парфения I (1643) и молдав. кн. Василия Лупу , влиятельного политика империи, оказывавшего щедрое покровительство правосл. Церквам Леванта. По позднейшим утверждениям синаитов, И. в бытность митрополитом Веррийским поддерживал их требования. Вернувшись из Грузии, патриарх Никифор добился отмены разрешений, данных синайским монахам (соответствующая грамота К-польского патриарха Парфения II датируется янв. 1645). Вскоре Никифор умер, и на его место был поставлен И. По прибытии в Египет И. столкнулся с неповиновением синаитов. Несмотря на грамоты в поддержку И., данные Василием Лупу (авг. 1645) и Антиохийским патриархом Евфимием III (июль 1646), и отлучение Синайского еп. Иоасафа К-польским патриархом Иоанникием II и его Синодом (кон. 1646), к к-рым присоединился Иерусалимский патриарх Паисий, синаиты игнорировали требования о подчинении Александрийскому патриарху на его канонической территории. Синайский мон-рь представлял собой самостоятельную республику с сотнями монахов и десятками подворий по всему христ. Востоку; его финансовые и властные возможности были намного больше, чем у Александрийского первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/577954.html

В янв. 1648 г. в К-поле прошел Собор с участием И., К-польского и Иерусалимского патриархов и мн. архиереев. Еп. Иоасаф и его сторонники вновь были преданы анафеме. В марте к этому решению присоединился Антиохийский патриарх Макарий III. В июне 1648 г. еп. Иоасаф дал письменное обязательство более не служить в Джувании. Однако в сент. 1649 г. сподвижник Иоасафа иером. Нектарий (впосл. Иерусалимский патриарх) предлагал И. отступное за разрешение богослужений на подворье. Не добившись успеха, Нектарий отправился за помощью к К-польскому патриарху Парфению II (2-е Патриаршество, 1648-1651). Др. посланец Иоасафа, Климент, был направлен к молдав. кн. Василию. Нектарию и Клименту удалось заручиться поддержкой Василия Лупу. Пользуясь своим непререкаемым авторитетом среди православных Османской империи, Василий принудил К-польских патриархов Парфения II и его преемника Иоанникия II (2-е Патриаршество, 1651-1652) предоставить грамоты мон-рю в поддержку требований синаитов. Одновременно он отправил ряд угрожающих посланий И. (от 1650 и 8 авг. 1651), в последнем требовал вернуть молдав. милостыню, дарованную Александрийскому престолу, и обещал употребить свое влияние на османские власти, с тем чтобы они заставили И. пойти на уступки синаитам. И. получил это послание в апр. 1652 г., и уже через неск. дней синаиты призвали его на суд у егип. паши, предъявив патриарху множество обвинений. Нек-рое время И. скрывался в мон-ре св. Саввы в Александрии. Османские власти по разным поводам взыскали с Патриархии свыше 1 тыс. пиастров. Синаиты возобновили богослужение на подворье. 19 авг. И. и нек-рые из его приближенных были брошены в тюрьму и избиты. Патриарх сумел освободиться через 6 дней, пообещав егип. паше 2 тыс. пиастров. После свержения Василия Лупу с молдавского престола (в 1-й раз - 13 апр., затем - 16 июня 1653) синаиты лишились главного покровителя. 3 июня 1653 г. кадиаскер (верховный судья) Египта постановил обратить церковь на подворье синаитов в мечеть под тем предлогом, что ранее на этом месте стояла мусульм. культовая постройка. В церковных кругах правосл. Востока высказывались подозрения, что решение мусульм. властей было инспирировано И., хотя патриарх неоднократно опровергал эти слухи. В нояб. 1653 г. он отлучил синайского иером. Нектария по обвинению в намерении ехать в К-поль и добиваться его низложения.

http://pravenc.ru/text/577954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010