Указанные отношения между Москвой и Синаем уже по самому своему характеру не могли быть прочны и продолжительны. С одной стороны, номинальное подчинение Синая России, имевшее некоторое значение в глазах Софьи, не могло нравиться ее преемнику, как соединенное с нерасчетливой, бесполезной тратой русских денег. С другой стороны, сами синаиты скоро увидели, что их расчеты путем фиктивного подчинения Синая России добыть себе полную независимость от Иерусалимского патриарха решительно не оправдались – Москва вовсе не хотела присваивать себе главенства над Синаем или поддерживать стремления синаитов к автокефальности, вследствие чего они принуждены были окончательно распроститься с мечтою о независимости и признать над собою власть Иерусалимского патриарха. Не оправдались наделе и мечты синаитов о приобретении во владение какого-либо русского монастыря с землями и крестьянами, о подворье в Москве, о ежегодной получке от русского правительства двух тысяч рублей, о постоянных дорогих подарках монастырю со стороны русских и пр. Все это, а вероятно, и давление со стороны Иерусалимского патриарха, зорко следившего за синаитами, настолько сильно охладило их влечение к России, к их новым ктиторам, сберегателям и владетелям, что они даже и не появлялись в Москве с 1697 года вплоть до 1723 года, ясно показывая тем самым, что ни они в русских, ни тем более русские в них решительно не нуждались, что подчинение Синая России было действительно пустой, бесцельной затеей некоторых лиц. Появившись снова в Москве в 1723 году, синаиты уже не ведут прежних речей о том, что их монастырь царский русский, что русские цари его ктиторы, сберегатели и владетели, а просто ссылаются на данную их монастырю жалованную грамоту и на свою бедность, т.е. становятся в ряд обыкновенных просителей. Архиепископ именно пишет: «Чрез сие рабское наше писание богохранимому вашему величеству всенадежно доносим имеющуюся у нас, смиренных, печаль и крайнюю нужду, а именно: в сей святой Синайской горе священнейшая и почитаемая обитель в древния времена царскою рукою строена была и царскими богатилась вспоможениями, вкладами и прочими разными доходами, а в нынешния времена при державе нечестивых, все таковых доходов вспоможение пресеклось, от чего и потребностей к пропитанию нашему лишаемся, как в самой глубокой пустыне живущие, премногие скорби и налоги повсядневно от здешних зверосердитых арабов, которые многочисленными толпами на нас нападают, претерпеваем; от чего в превеликие впали в долги, и не только от сего страждем, бедные, но еще видя, что одна часть нашего святейшаго монастыря от ветхости погнила и падением грозит, а к возобновлению нужных иждивений не имеем, то недоумеваем и печалимся даже до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Такое положение Синая, несогласное с историческим значением его и древнею практикою, не выгодное и в отношении экономическом, возбуждало недовольство не только синаитов, но и джуванийских отцов. По этому, по прибытии Кирилла в джуванийских старцев, синаиты вошли с последними в сношения в решили просить игумена-архиепископа о следующих безусловно необходимых реформах в монастыре 1) об упразднение Джувании в качестве равноправного Синаю монастыря, – о том, чтобы все братство синайское сосредоточено было на Синае, а в Джувании жило только несколько отцов для снабжения монастыря всем необходимым, чтобы упразднены были отдельный джуванийский собор и особая джуванийская ризница, так как существование двух ризниц излишне, особенно с того времени как ризница синайская очень оскудела как в следствие злоупотреблений, так и по случаю пожара; 2) чтобы были ограничены чрезмерные расходы архиепископа и чтобы он жил среди своей паствы более, чем вне ее, 3) чтобы древние правила, уставы и обычаи монастыря соблюдались с большею строгостью, чтобы расширены были права Собора и архиепископ действовал в согласии с ним и с сохранением его свободы, а не как неограниченный властитель, и 4) чтобы уволен быль от должности виновник злоупотреблений Иларион и этим увольнением сделан был первый необходимый шаг к монастырским преобразованиям 123 . Общее заявление об этих требованиях синаиты положили сделать игумену после праздника св. великомученицы Екатерины 24 ноября. Но еще прежде чем они приготовили это заявление или просьбу, открылся уже повод к неудовольствию между игуменом-архиепископом и представителями синайского братства. Игумен-архиепископ очень часто навещал келлию ризничего Григория, с целями попользоваться чем нибудь из синайской ризницы. Особенно понравилась ему одна старинная украшенная бриллиантами дорогая митра. Кириллу очень хотелось взять ее с собою в Константинополь, для того, чтобы, как говорил он, переделать ее на новый фасон, так как в старинном виде она теряет свою красоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пахотной земли вовсе нет на каменистом Синае. Жители сего полуострова и монахи покупают хлеб в Египте; и доставка его на верблюдах обходится им очень дорого. Посему тамошний монастырь не мог бы существовать, если бы не получал денежных доходов со своих имений в других местах. А этих имений у него много. В Египте В Каире ему принадлежат 27 домов с торговыми лавками, которые отдаются внаем. Они приобретены в разные времена покупкой и по духовным завещаниям христиан. В Александрии старанием Синайского архиепископа Константия в 1835 году построен большой каменный трехэтажный дом на главной площади сего города. Его нанимают разные семейства, а управляет им один синаит. В Индии Из торговых городов английской Индии, Калькутты и Дакки, где есть греческие церкви, синаиты, возвращаясь в свой монастырь, приносят денежные сборы, коих полный или неполный вклад зависит от их совести. Там они успели приобресть своей обители несколько домов, кои отдаются внаем. В Сирии В Дамаске и Триполе есть два подворья синайские с порядочными имениями. Один масличный сад около Триполя дает 180 пудов деревянного масла. Дамасское подворье существовало в 1226 году. Оно значится и в булле папы Григория IX с церковью во имя св.Георгия, с домами и тремя виноградниками вне города (In civitate Damasci ecclesiam sancti Georgii et domos, et extra civitatem tria virgulta) В Малой Азии Синаиты давно устроили подворья свои в Никее, Смирне и Бруссе. Оттуда поступают в монастырь их денежные подаяния тамошних христиан. Принадлежат ли сим подворьям какие-либо недвижимые собственности: это нам не известно. На островах Средиземного моря На острове Крит Синайский монастырь издавна имеет два подворья, одно в городе Иракле с церковью и доходным кладбищем при ней, а другое в ближнем местечке, называемом Ханя. Обоим им принадлежат имения, состоящие большей частью в масличных и виноградных садах. Во время восстания греков эти имения пришли в упадок и задолжали 150000 пиастров. Для уплаты сего долга часть их была продана.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А у «златоструйного Нила» Варсонофий встретил «лютого зверя» — крокодила, который произвел на него сильное впечатление. Если бы инок оставил зарисовки, вышла бы на бумаге «водяная тварь с головой лягушки, хвостом сома, о четырех ногах и с человечьими глазами». Но первый иллюстрированный рассказ о паломничестве в Египет был издан только через триста лет. «В августе 1724 года в возрасте двадцати трех лет киевлянин Василий Григорович-Барский пошел пешком в Рим, — рассказывает Виктор Комиссаров, директор московского Музея путешествий и паломничества по святым местам, — затем он отправился на Корфу, Кефалонию, Зант, Хиос, Солун и Афон, потом в Палестину, Сирию и оттуда весной 1727 года пришел в Аравию на Синай». Григорович-Барский путешествовал с попутчиком-эфиопом, и когда синаиты, боявшиеся иноплеменников, увидели их вместе, то приняли за бедуинских лазутчиков и не пустили внутрь монастыря-крепости. Только когда эфиоп ушел ночевать в горы, монахи открыли для европейца подземный ход. Греки показали гостю монастырские святыни, разрешили сделать обмеры древних икон и зарисовки местности. Как мы узнали из его «путника» — путевого дневника, Василий поднимался на гору Святой Екатерины. В тот год на вершине выпал снег, и Василий принес для монахов немного в своей котомке. На прощание синаиты подарили Григоровичу-Барскому осла и припасы для дальнейшего путешествия. «Василий вернулся в Киев только в возрасте сорока шести лет, — говорит Виктор Комиссаров. — Он странничал половину жизни и принес из своего хождения множество рисунков, планов и схем, чтобы издать в Киеве книгу о святых местах. В то время тексты Священного Писания были у всех на слуху, но мало кто мог представить, как выглядит пустыня, по которой Моисей водил евреев, и что за куст такой неопалимая купина? Поэтому иллюстрированный “путник” Григоровича-Барского пользовался большой популярностью, был семейной настольной книгой и несколько раз переиздавался. В наше время все наоборот: люди много путешествуют, видят христианские святыни своими глазами, но, увы, редкий паломник хотя бы раз читал Ветхий Завет с начала до конца». Невеста Христова

http://pravmir.ru/sinaj-vstrecha-s-chudo...

Екатерины. 71 После него епископ Иорий посещал православных в Италии, и там скончался в 1033 году. У гроба его, поставленного в Греческой церкви в городе Бетуне, совершались чудеса. В 1198 году некто Иоанн Дросин написал Греческую псалтирь на пергамине в Тосканской крепости, называемой Ормипевет. 72 Эта псалтирь принесена была оттуда в Синайский монастырь, вероятно, кем либо из монахов его, ходивших в Тоскану за сбором милостыни и служивших в Ормипеветской Греческой церкви. Из буллы Папы Григория IX видно, что Синаиты в его время имели виноградники в окрестности Гаэтании (кажется, Гаэтты). В одном деловом кодексе монастырском записано, что царь Португальский ежегодно посылал на Синай 150 реалов по ходатайству Римского Папы, и что из Мессины, где существовало Синайское подворье еще в 1677 году, ежегодно получаемы были 540 скуди (810 р. сер.), а из Палермы – 200 скуди, но не ежегодно, а когда хотел царь Испанский. Давно Синаиты лишились всех этих имений и доходов, потому что Греки, жившие в помянутых царствах и городах, приняли Римское вероисповедание и Синайские подворья и имения сделали достоянием своих общин. 73 В 1517 году Египет с прилежащим к нему Синайским полуостровом вошел в состав Турецкого царства. С сей поры Синайский монастырь начал посылать своих милостынесобирателей в разные области сего царства, где только исповедуемо было имя Христово; и они вместе с святогробскими и Афонскими старцами поддерживали там православие, исповедуя и причащая христиан в селах и деревнях, святя им воду, читая евангелие, повествуя жития святых, и возбуждая их к терпению в злостраданиях примером мучеников и угодников Божиих, которых мощи носили с собою всюду. Христиане за блага духовные жертвовали им блага вещественные и помогали устроять подворья в селениях своих. Множество этих подворьев в разных областях Турции доказывает обширность духовной деятельности Синаитов. Отмечаю, где эти отцы трудились ради душевного спасения христиан, угнетенных игом магометанским. Список подворьев Синайского монастыря, извлеченный из помянника, в котором записано: где и когда скончался подворный Синаит В Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

по полудни) померкла луна, потом побагровела, и пробыв в этом виде три часа, наконец воссияла.» 1732–1734 год. В 1732 годе Синаиты подавали прошение Императрице Анне Иоанновне о помощи по случаю пожара в их монастыре, когда сгорела крыша главной церкви. В 1734 годе января 16 дня Св. Правительствующий Синод отвечал Синайскому архиепископу Никифору, что в следствие прошения его, по имянному ее Императорского Величества Анны Иоанновны указу, пожалована Синайскому архимандриту Кириллу тысяча рублей на строение и починку монастыря неопалимой Купины. Это послание Всероссийского Синода подписано было смиренным Феофаном архиепископом Новгородским и Иларионом архимандритом Новоспаским. В том же 1734 годе архиепископ Никифор письмом благодарил Феофана за исходатайствование щедрой милостыни Императрицы на постройку крыши главной церкви Син. монастыря, и желал ему многих лет и спасения души. (В письме он восхваляет его за благоговение к Синаю и называет Богословом). 1734 год. Султан Махмуд 1 послал в Египет Дефтердара Али Ефенди ввести новую систему сбора податей, приказав взимать с Раиев, т, е с Христиан и Евреев, вместо одного флури (червонца), как водилось прежде, по 60, по 30 и по 15 пиастров Турецких. По сему случаю Копты взволновались, но не имея письменных прав, должны были покориться Султанскому приказанию. Дефтердар, распределив взыск хараджа с Греков, Коптов, Армян, и Евреев, потребовал сей поголовной подати и с Синаитов. Но они предъявили ему копию с Ахтинаме Магомета, и Бераты Султанские, коими повелено не брать с них хараджа. Однако этот сборщик податей потребовал списка всех монахов Синайских под предлогом выдачи им Тескере (свидетельства об уплате подати). Список был представлен ему. В нем значились 72 монаха на Синае и в Джувании. Тогда Дефтердар послал на Синай Хассана Агу для поверки списка. Посланный нашел точным обозначенное в нем число монахов. Но и после этой меры Дефтердар медлил выдачею Тескереев. Тогда Синаиты решились одарить его и поднесли ему 789 червонцов (φλωρι ζηντζλια) и получили от него Буюрди во свидетельство освобождения их от хараджа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1517 году Султан Селим 1 завоевал Египет. Еще в бытность его в Каире Синаиты поднесли ему известное ахтинаме Магомета, и в замен получили Фирман, подтверждающий все права христиан и монахов, изложенные в этом дееписании лжепророка. С сей поры Синайский монастырь постоянно пользовался покровительством турецких Султанов и получал от них милостивые Фирманы и бераты, а от их Пашей и судей – приказы, коими предоставлялись ему разные преимущества и льготы. Все эти Дееписания на турецком языке бережливо хранятся в Джуванийском подворье. Я видел их, 52 но по незнанию сего языка не понимал, за исключением тех, которых содержание на обороте хартий объяснено по Гречески. Эти последние акты суть следующие: Годы. 1., Приказ, воспрещающий Синайским Бедуинам входить в монастырь вместе с поклонниками 952/1536 1., Сулеймана II 938/1522 2., Его же 942/1526 3., Его же 954/1538 4., Его же 958/1542 5., Солимана II 967/1551 6., Копию с Султан. Берата, данного Синайск. архиепископу 984/1568 7., Амурата III 1000/1584 8., Мурата 1002/1586 9., Османа 1029/1613 10., Османа. II 1034/1618 11., Солимана III, разрисованный, великолепный 1106/1690 12., Ахмеда III 1115/1699 13., Абдул-Хамида 2., Приказ Кадия, освобождающий Синаитов от всех таможенных требований в городах Яффе, Сидоне и проч. 954/1538 3., Фирман Султана Сулеймана II о невзимании податей с Синайского монастыря 962/1546 4., Фирман, воспрещаюший Евреям ходить в Раифу и жить там 975/1560 5., Приказ Египетского Паши Махмуда, содержащий тоже самое воспрещение. На обороте его помечено по Гречески летосчисление от Адама и Христа 7074/1566 Июл.12 6., Фирман Султана Мурата о том, что Имам в мечети Синайского монастыря должен быть из Аравитян, а не из другого племени 991/1575 7., Приказ Хиадар Паши о том, что Синаиты свободны от податей в городах Дамиатте, Розетте, Александрии, и Каире 1007/1591 8., Фирман Султана Османа о невзимании с них таможенных пошлин в тех же городах за. доски, сахар и проч. 1029/1613 9., Фирман дозволяющий Синаитам безпрепятственно служить литургию в Джуванийском подворье

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вспомним некоторые из них. В дубровницких хозяйственных книгах, под датой – 6 июня 1354 года, упоминается синайский монах Никодим, который получал свой депозит во времена князя Николы Барбадина, согласно договору между Дубровчанами и царем Душаном, о монастыре в Стоне. (Сперанский, цит. соч. стр. 64). Ни один ли это из монахов, переселившихся в Палестину, после передачи Дубровчанам Стонского монастыря, по повелению Душана? Известно, что монахи синаитского характера, вели уединенный образ жизни, очень интенсивно занимаясь не только чтением, но написанием и переписыванием книг. Сохранилось несколько имен переписчиков синаитов славянского (сербского) происхождения. Так, например, на Синае, Иаков и Иоанникий синаиты, переписывают Постную и Цветную Триодь (около 1374), для монастыря Св. Архангелов в Иерусалиме. Игумен Иоаким «будучи игуменом Синайской горы», ставший позже игуменом монастыря Св. Архангелов, передал книгу в этот следующий монастырь. (Л. Стоянович, «Записи и надписи», кн. II, 4566, стр. 459). На одной синайской рукописи стоит надпись о том, что эту книгу пожертвовал «Богородице Синайской» некий старец Исайя ; не указано, однако, принадлежал ли этот Исайя синайскому братству или книга, что наиболее вероятно, прислана с Балкан (То же, 4433, стр.443) . Более известен, как личность и переписчик Иоанн Синаит . Во время своего путешествия на Синай, Порфирий Успенский нашел три рукописи руки Иоанна Синаита: Евангелие, Псалтирь и сборник «Словеса душеполезные». На сборнике, рукой некого «старца», по смирению называющего себя «лукавым» и «злым», написана благодарность Иоанну. Старец, благословляя его, называет его «сербским утешением, оградой нищих и надеждой (?), заблудших обращением, безумных учителем, а добрым – светильником благодати». Успенский считает, что Иоанн в 1481 году еще был жив, а В.Розов, восхищенный сборником «Словеса дущеполезные», считает, что он принадлежит Иоанну и причисляет его к сербским писателям XIV века. Доказано, однако, что здесь речь идет об обычных переводных сборниках духовных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

5. Святые сербы. Подготовил священник Иоанн Пламенац. Белград, 2011. 6. П.П. Негош. Горный венец. Белград, 1986. 7. Митрополит Амфилохий (Радович). Человек – носитель вечной жизни. Москва, 2005. 8. Епископ Николай (Велимирович). Охридский Пролог. Валево, 2013. 9. Преподобный Петр Коришский. Монастырь Црна Река, 2005. 10. Преподобный Рафаил Банатский, целитель. Вршац, 1989. 11. Иеромонах Афанасий (Евтич). Духовность Православия. Белград, 1990. 12. Димитрий З. Плечевич. Сербский Отечник. Белград, 2008. 13. Возложи упование на Господа. Духовная поэтика отца Лазаря. Подгорица, 2009. 14. Иеромонах Исаак (Симич). Житие и труды преподобного отца нашего Симеона Дайбабского. Монастырь Дайбабе, 2003. 15. Старец Фаддей. Духовные наставления сербскому народу. Белград, 2009. 16. Ранен христовой любовью. Заветы и поучения отца Давида Йовандольского. Подгорица, 2012. 17. М. Мурко. Geschichte Sudslavischen Litteraturen. Leipzig,1908. 18. Вл. Розов. Синаиты в Сербии в 14 веке. Byzantinoslavica I. Praha, 1929. 19. Л. Павлович. Культ святых у сербов и македонцев. Смедерево, 1965. 20. Д.Богданович. История древней сербской литературы. СКЗ, 1980. 21. В. Маркович. Православное монашество и монастыри в средневековой Сербии. С. Карловцы, 1920. 22. Вл. Розов. Сербы в Палестине и на Синае/Труды 4 съезда русск. акад. орг. I, 1928/29. 23. Архимандрит Леонид (Кавелин). Из истории юго-славянского монашества XIV столетия. «Душеполезное Чтение». 1871, 4, 5. 24. Второй международный симпозиум «Ученики и последователи Евфимия Тырновского». Вел. Трново, 1976. 25. Х. Воинович. Синаиты. «Браничевский Вестник». 26. М. Дж. Миличевич. Литературная Сербия. Кн. 2. С. 787. Миличевич, согласно народному преданию, упоминает следующих «семь синаитов» – Романа из монастыря Святого Романа, одного безымянного из монастыря Святой Петки, Ромила из Раваницы, Григория из Горняка, одного из Витовницы, одного из Тумане и одного за Дунаем из Базъяша. Он приводит и другое предание, которое говорит о том, что святой Роман имел брата Нестора, воздвигнувшего церковь на левом берегу Моравы, посвященную святому Нестору. В. Маркович перечисляет тех же семерых. См.: Православное монашество и монастыри... С. 126–128.

http://pravoslavie.ru/68383.html

В период 1-го и 2-го Патриаршеств К. А. оказался вовлечен в конфликт, связанный с церковным подчинением Синайской архиепископии. Опираясь в своих решениях на подложную грамоту Юстиниана, к-рая тем не менее была признана подлинной К-польским Собором 1575 г., Синайский архиеп. Анания объявил свою архиепископию автокефальной, отменил поминовение патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал именовать себя патриаршими титулами «блаженнейший» и «мерность наша», также носил митру и патриаршее облачение. В окт. 1670 и янв. 1671 г. К-польские Соборы, на к-рых присутствовал патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара, рассмотрев вопрос о церковном подчинении Синая, лишили Ананию сана и утвердили над Синаем юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Однако в последующие десятилетия синаиты во главе с архиеп. Ананией, не подчинившимся решению Собора, не оставляли попыток получить для Синая полную автокефалию. Так, в 1689 г. синаиты добились того, что Синай был взят под попечительство России ( Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 434-450). В окт. 1688 г. К. А. издал синодальный томос о юрисдикции Иерусалимского патриарха над мон-рем вмц. Екатерины на Синае. 13 сент. 1689 г. К. А. вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем и патриархом Антиохийским Афанасием в послании митрополиту Молдавии и Валахии подтвердили подчинение Синайского архиепископа Иерусалимскому патриарху. Летом 1690 г. в К-поле архиеп. Ананией при поддержке турецких властей был сорван Собор под председательством К. А. После этого К. А. с патриархом Иерусалимским Досифеем добились от великого везира решения о невмешательстве турецких властей во внутрицерковные противостояния. В янв. 1691 г. К. А. издал отлучение (καθαρεσις) на Ананию и его соратников, еще раз подтвердив зависимость Синая от Иерусалимского престола. Конфликт был исчерпан лишь со смертью Анании 30 июля 1692 г., а в 1695 и 1696 гг. произошло окончательное примирение патриарха Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием. С притязаниями Синайского архиепископа также связана синодальная грамота К. А. от апр. 1693 г. о числе восточных патриархов. В ней К. А. называет 5 патриархов (К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский), а также перечисляет автономных архиепископов (Охридский, Кипрский, Иверский и Ипекский (Печский)).

http://pravenc.ru/text/1320043.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010