Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа. Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Федоровиче. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет он оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать его. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит. Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. Начиная с 1670 года, когда по челобитной игумена Савватия царю Алексию Михайловичу монастырь получил пустошь над рекой Камой, Раифская обитель стала прирастать лесами, лугами и пашнями. Однако в 1689 году пожар истребил все монастырские строения вместе с утварью. Обитель пришла в крайнее запустение, и только заботой правящих архипастырей Казанских Адриана (будущего патриарха Московского и всея Руси), Маркелла и Тихона III монастырь вновь расцвел. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов, считая придельные. Почти все церкви получили вклады от митрополита Тихона и от именитых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П. Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя архистратига Божия Михаила и Троицкий собор.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Севир пресв., 27 июня. Севир , 30 дек. Секунд (вторый, благополучный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Селевкий , муч. палестинский, 16 февр. Селевк (колеблющий σαλυω, греч.), муч. гакатийский, 13 сент. Селиний (лунный, лунатик, греч.), муч. египетский, 5 июня. Сеннис , князь персидский, муч. римский, 30 июля. Серапион (от Сераписа, египетского Бога), муч. 13 июля. Серапион египтянин, 24 мая. Серапион или СераФ ион , муч. коринфский, 31 янв. и 10 мар. Серапион , муч. александрийский, 11 и 13 сент. Серапион , муч. римский, 18 авг. Серапион Синдонит, преп. египетский, 14 мая. Серапион , архиеп. новгородский, 16 мар. Серафима (пламенная или благородная, евр.), девица, муч. антиохийская, 29 июля. Сергий (древнее римское имя), муч. в Варвалиссе, 7 окт. Сергий отрок, в числе избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Сергий преп., из убиенных срацынами в обители св. Саввы, 20 марта. Сергий радонежский препод., 25 сент. и 5 июля. Сергий пр. вологодский, 7 окт. Сергий и Герман валаамские, 28 июня и 11 сент. Сивеиф , муч. персидский, 28 марта. Сивел (у греков Совел или Солев, егип.), муч. египетский, 5 авг. Сигиц , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Сикст (у римлян Ксист выглаженный, греч.), папа римский, муч. 10 авг. Сила ( σιλας молчание, покой, евр. и лат. или лесной – Силван лат.), ап. из 70, 30 июля. Сила ( σλας хищник, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Силан (Фонтанная труба, лат. от греч. ιλλω или насмешник от σιλλανω), муч. петрогорийский, 4 июня. Силван (лесной, леший, лат.), муч. римский, 25 янв. Силван еписк., муч. емисский, 29 янв. Силван , еписк. газский, 4 мая. Силван , пресвитер газский, 14 окт. Силвестр (лесной, лат.), папа римский, 2 янв. Силуан (тоже лесной, лат. Силван), ап. из 70, с Силою и др., 30 июля. Силуан , муч. писидийский, 10 июля. Симеон (услышание, евр.) Богоприимец, 3 февр. Симеон , сродник Господень, ап. из 70, 27 апр. и 18 сент. Симеон Нигер, 4 янв. Симеон священномуч., еписк. персидский, 17 апр. Симеон , муч. персидский, 18 мая. Симеон Ветхий, пустынник сирийский, 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе в 5 в. 14 янв. Прокл, патриарх Цареградский, ум. 447. 20 ноября. Прокопий, великомуч. Кесарийский (Палест.) в 303 году. 8 июля. Прокопий, муч. Кесарийский (в Палестине). 22 ноября. Прокопий Декаполит, инок и исповедник при Льве Армянине. 27 февр. Прокопий, юродивый Устюжский, ум. 1303. 8 июля. Прокул диакон, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Прокул,, муч. Италийский, с Валентином еп. 30 июля. Проскудия, или Просдока, мученица, из Иераполя, с Домниной и Виринеей. 4 окт. Протасий, муч. Медиоланский 1 в., с Назарием и др. 14 окт. Протерий священномуч., патриарх Александрийский, пострад. в 457 году. 28 февр. Протоген, еп. Каррийский, исповедник при Валенте, с проч. 25 авг. Протолеон воин, муч. Никомидийский 303, с Георгием великомуч. 23 апр. Прот, муч. Римский, ок. 253 г., с Евгенией. 24 дек. Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апп. из 70. 28 июля. Прохор, преп. Печерский, ум. 1163. 10 февр. Псой преп., ученик преп. Пахомия. 9 авг. Птоломей, муч. Римский при Антонине, с Иустином Философом. 1 июня. Пуд, ап. из 70, с Аристархом и Трофимом. 15 апр. Пулхерия, св. царица, дочь импер. Аркадия, ум. 453. 10 сент. Пуплий, муч. Палестинский 305 г., пострад. от Урбана, с Агапием и др. 15 марта. Пуплий, препод. египетский 4 в. 5 апр. Р Раава. ( Евр. 11:31 ). В нед. праотец. Равула, преп. Месопотамский, ученик Варипсавы, ум. ок. 530. 19 февр. Разумник, муч. Римский при Севере 12 дек. Раис мученица. 5 сент. Рахиль, жена праотца Иакова. В нед. праотец. Реас, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Ревекка, жена праотца Исаака. В нед. праот. Ревокат, муч. Африканский, и Перпетуей и проч. при Севере ок. 203 года. 1 февр. Рикс, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Римма, муч. первого века, с Инной и Пинной. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия и Гаиания, с дружиной, мученицы Армянские при Тиридате. 30 сент. Родион, ап. из 70, с Олимпом и др. 10 ноября. Родопиан диакон, муч. Афродисийский (в Карии) при Диоклетиане, с Диодором. 29 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Пр. Мартиниан († 1483 г.) в последнее время своей жизни не мог сам ходит в церковь , однако не хотел оставлять богослужения и потому просил братию носить его туда. 13.       М. Ермила, Стратоника и Петра; п. Иакова, еп. нисивийск., п. Иринарха ростовск., Елеазара (1656 г.). В житии пр. Иринарха († 1016 г.) в статье «О видении Московского царства и о разорении его» сказано: «прекрести святый лице свое крестом двема перстома с молитвою Исусовою». Эти слова приведены в «Поморских Ответах» в доказательство преимущественной древности и всеобщности двуперстия; но в действительности они показывают только то, что в первой четверти XVII ст., когда писано «Житие», были у нас на Руси лица, крестившиеся двуперстно, были ревнители и проповедники двуперстия, к числу которых принадлежал и писатель Жития, почему он и сказал, что Иринарх перекрестился двумя перстами. Если бы же обычай креститься двумя перстами был всеобщий, то достаточно было бы сказать, что перекрестился, и всем ясно было бы, что он перекрестился обычно, т. о. двуперстно. 14.       Преп. отец, в Синае и Раифе избиенных (373 г. и V в.): Исаии, Саввы, Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Макария, Илии и др.; п. Феодула, Стефана, Иосифа; равноап. Нины просветительницы Грузии (335 и). (Отдание праздн. Богоявления). Относительно пр. Иосифа († IV в.), раскольники говорят, что он никогда не причащался, но это – неправда (см. Прол. подл. 14 Января). 15.       Преп. Павла фивейского (341), Иоанна кущника, м. Пансофия п. Прохора и Гавриила. 16. Поклонение веригам ап. Петра; м.: Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, Неона, Туреона, Данакта чтеца, мц.: Леониллы, Иовиллы, блаж. Максима. Вериги ап. Петра – это железные цепи, которыми был связан св. ап. Петр, заключенный в темницу за проповедывание Христа. Ночью накануне того дня, в который назначено было судить апостола перед народом, ангел Божий чудесно снял с него оковы и вывел из темницы ( Деян. 12, 1–11 ). Некоторые из верующих, услышав о чуде, взяли вериги и хранили их, как драгоценность. Одержимые разными болезнями прибегали к ним с верою и получали исцеление. Поэтому и св. Церковь приглашает своих чад облобызать «верою», «честныя вериги» ап. Петра, которые он предложил верующим «недугов во врачевание», «скорбящим во утешение, в пристанище обуреваемых». Праздник поклонения веригам должен вразумлять тех суемудрствующих, которые не почитают священных предметов, через которые Господь являет Свою чудотворящую силу, каковы, напр., св. иконы, крест и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

    Макарий, преп. александрийский, 19 янв.     Макарий прен., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 января.     Макарий, игумен пеликитской обители, исповедник, 1 апр.     Макарий, игумен калязинский, 17 марта и 26 мая.     Макарий, преп. желтоводский, 25 июля.     Македоний (македонский, длинный, великий μακδνος, греч.), муч. смирнский, 11 марта.     Македоний, пустынник сирийский, 24 янв.     Македон (см. Македоний), муч. иллириский, 23 марта.     Макрина (сухая, лат.), преп., сестра Василия Великого, 19 июля.     Макровий (долгожизненный, греч.), муч. галатийский, 13 сент.     Максимилиан (см. Максим), из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт.     Максимиан (Максимов), муч. мелитинский, 7 ноября.     Максимиан, патриарх цареградский, 21 апр.     Максим (величайший, лат.), муч. римский, 22 ноября.     Максим персянин, муч. кордувский, 30 июля.     Максим, муч. африканский, 10 апр. и 28 окт.     Максим, муч. асийский, 14 мая.     Максим, муч. кизический, 6 февр.     Максим, комит, 11 авг.     Максим, муч. доростольский, 28 апр.     Максим воин с Иувентином, 5 сент. и 9 окт.     Максим муч, 19 февр.     Максим муч. адрианопольский 15 сент.     Максим муч., 30 апр.     Максим исповедник, преп. цареградский, 21 янв. и 13 авг.     Максим, юродивый московский, 11 нояб. и13 авг.     Максим пресв., муч. белгийский с Лукианом, 3 июня.     Малахия (посланник Божий, евр.), пророк, 3 янв.     Малх (царь, евр.), преп. сирийский, 26 марта.     Мамант (от μαμμα, греч. и лат. сосцы, кормилица, мать), муч. кесарийский, 2 сент.     Мамант, муч. мелитинский, 7 ноября.     Мамелхфа, муч. персидская, 5 окт.     Мамика мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Маммий (Маммин — грудной, материн, бабушкин, греч.), муч. керкирский, 28 апр.     Манефа (данная, часть, евр., греч. муч. палестинская, 13 ноября.     Мануил (определение Божие, евр.), персианин, муч., 17 июня.     Мануил и Феодосий мучч, 27 марта.     Мануил, еписк. адрианопольский, 22 янв.     Маргарита (перл, жемчуг, греч.), 17 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Раифа. Раифский Богородицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1904 и 1910. Архитектор: Ф.Н. Малиновский Адрес: Россия, Республики Татарстан, Зеленодольский район, пос. Раифа, Раифский монастырь, д. 2 Координаты: 55.902046, 48.729271 Проезд: Из Казани до монастыря можно добраться на автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа в 7.30. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала в 7.30. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани до монастыря можно добраться на автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа в 7.30. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала в 7.30. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с М-7 около 8,5 км до поворота направо на Раифу (обозначен соответствующим знаком). Далее около 4,5 км, пока не будет поворот налево к Раифскому монастырю, расположенному в 500 метрах от поворота и автостоянки, расположенной в 200 метрах. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор в честь Живоначальной Троицы был построен в 1910 году по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского. Храм славился замечательной акустикой - пение четырех иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. Монастырь был закрыт в 1928 году, на месте него еще около полутора лет существовала приходская община, возглавляемая иеромонахом Иосифом. На престольный праздник преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных - 27 января 1930 года все иноки Раифского монастыря вместе с собравшимися на праздник инокинями и мирянами были арестованы. Шестеро из насельников Раифского монастыря - иеромонахи Иосиф, Сергий, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Петр приняли мученическую кончину, остальные были сосланы в концлагеря. С начала 1991 года комплекс Раифского монастыря первым из всех прежних монастырей Казанской епархии был передан Русской Православной Церкви. По благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия (ныне архиепископа Казанского и Татарстанского), священноархимандрита Раифской пустыни начались реставрационные работы. Наместником монастыря был назначен игумен Всеволод (Захаров) (ныне - архимандрит). 14 августа 1991 года в обитель был перенесен чудотворный Грузинский образ Божиьей Матери, совершено первое богослужение и освящен Грузинский храм, а 2 июня 1996 года был освящен последний из трех восстановленных храмов обители - Троицкий. 6 апреля 1997 года в присутствии нескольких тысяч верующих состоялась канонизация новых преподобномучеников Раифских, убиенных в 1930 году.

http://sobory.ru/article/?object=05463

Митрополит Казанский Кирилл возглавил торжества по случаю престольного праздника Раифского монастыря 27 января 2021 г. 18:25 27 января 2021 года, в день памяти преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных (IV-V), и преподобномучеников Раифских (1930), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл возглавил Божественную литургию в Раифском Богородицком мужском монастыре в поселке Раифа Республики Татарстан. Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , епископ Макаровский Гедеон , секретарь  Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), наместник Раифского Богородицкого монастыря игумен Гавриил (Рожнов), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря города Казани игумен Марк (Виленский), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря в селе Свияжск РТ игумен Симеон (Кулагин), собор духовенства Казанской и Екатеринбургской епархий, братия Раифской обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил вокальный квартет Раифского монастыря «Притча» под управлением диакона Сергия Уренцева. За праздничной службой молились насельники и прихожане монастыря, паломники. Проповедь перед причастием произнес митрополит Евгений. По окончании Литургии архипастыри и духовенство пропели тропарь, кондак и величание праздника Крещения Господня. Митрополит Кирилл поздравил участников богослужения с отданием праздника Богоявления, днем памяти святых покровителей Раифской обители и обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка особо отметил важность почитания новомучеников: «Если мы будем почитать их, то и они от нас не отойдут. Они имеют огромную силу, чтобы защитить нас от видимых и невидимых врагов. Если мы не будем их почитать, то потеряем этот щит и останемся один на один с силами этого бушующего против христиан мира, — отметил архипастырь. — Благодарение Богу, что есть эти святые покровители и защитники. Их молитвами Господь Бог да поможет нам исправиться и жить по-христиански». Владыка Кирилл пожелал всем прибывшим на престольный праздник доброго здоровья и Божией помощи. После богослужения глава митрополии пообщался с прихожанами и преподал всем благословение. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

20 февр. 1930 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР к расстрелу. Казнен вместе с иеромонахами преподобномучениками Антонием (Чирковым) , Варлаамом (Похилюком) , Иовом (Протопоповым) , Сергием (Гуськовым), послушником Петром Тупицыным, а также мирянами Василием Гавриловым и Степаном Абрамовым. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен как местночтимый святой Казанской епархии определением Казанского и Татарстанского архиеп. Анастасия (Меткина) от 6 апр. 1997 г. с общим для Раифских новомучеников днем памяти (преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных).Имя Иосифа (Гаврилова) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года. Лит.: Новые преподобномученики Раифские. Каз., 1997. С. 3-10, 14, 17-18, 24; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 517-518. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/578439.html

Вещество, из к-рого состоит И. и с к-рым она соприкасается, имело особое значение и ценность для церковной традиции. Уже в IX-X вв. создавались драгоценные оклады для И. (о символике и формах иконного убора см.: Стерлигова. 2000. С. 27-90). Наиболее достойными считались драгоценные металлы, что привело к возникновению И. целиком из золота или серебра, с использованием эмалей для воспроизведения цветных элементов. Как правило, такие произведения характерны для столичной имп. культуры, напр. к-польские по происхождению 2 иконы архангелов из сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции (XI-XII вв.). В поздневизант. период известны И., составленные из специально подобранных разновременных перегородчатых эмалей и чеканных рельефов, напр. икона из собрания Г. С. Строганова с визант. эмалями XI-XII вв. и чеканными рельефами XIV в. (ГЭ: Искусство Византии. 1977. Т. 3. Кат. 538. С. 78-79). В поздний период визант. культуры и поствизант. время особым почитанием пользовались воскомастичные И. К числу таких святынь принадлежит Влахернская икона Божией Матери (2-я пол. XV в., XVII в., ГММК; VII-XVII вв., ГТГ; см.: Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. М., 2000. Кат. 38). По сведениям документов XVII в., Влахернская икона из Успенского собора Кремля была выполнена из материала со «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» («пепел святых мучеников, сожженных в Никомидии, и преподобных отцов, избиенных сарацинами в Синае и Раифе» - Казанский. 1847. С. 17). На правосл. Востоке почитался ряд И., выполненных в подобной технике: икона Божией Матери Сумелиотиссы в мон-ре Сумела близ Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) ( Кондаков. 1915. С. 221), а также ее список, некогда находившийся в Успенском мон-ре близ Бахчисарая (XV в.) и впосл. перенесенный в Мариуполь (наст. местонахождение неизвестно). Обе И., по оценке Кондакова их художественных особенностей, возникли не ранее XIV в. (Там же. С. 221-222). «Созданный из воска и других веществ» образ Божией Матери Спилеотиссы почитается в мон-ре Мега Спилео на Пелопоннесе и по иконографии близок к произведениям палеологовской эпохи. По наблюдению В. Г. Ченцовой, все И., «изображенные мастикой», в XVII в. отождествлялись с И. письма ап. Луки, созданными «воском и красками», напр. воскомастичная икона Божией Матери в мон-ре Дионисиат на Афоне, пожертвованная трапезундским царем Алексеем III Великим Комнином (1349-1390) ( Ченцова. 2007. С. 94). Малоизученными произведениями иконописцев остаются И., включающие мощи святых (см. статьи Мощи , Реликварий ).

http://pravenc.ru/text/389040.html

В обители появились новые храмы, ризница обогатилась драгоценной утварью, напр. митрой (к-рую как особую ценность отмечали уже исследователи кон. XIX в.; см.: Обозрение. 1898. С. 50). Потир с вкладной надписью митр. Тихона, «осыпанный жемчугом и дорогими камнями, с резным распятием на янтаре» имел чеканные изображения в 4 клеймах на чаше; в середине звездицы - изображение Новозаветной Троицы в технике финифти; на дискосе было 16 клейм с изображениями ( Малов. 1880. С. 80-85). Мон-рь считался летней резиденцией архиерея, митр. Тихон имел здесь домовую церковь во имя Пяточисленных мучеников (над зданием ц. во имя Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных) и завещал похоронить себя в обители. При нем создавали иконы-списки раифской святыни - иконы Божией Матери «Грузинской»: для деревянной Троицкой ц. свияжского Троице-Сергиева мон-ря в 1701 г. была написана икона с вкладной надписью на оборотной стороне, расположенной в центре и заключенной в круг, в к-рой упомянуты имена царя, иерархов и схим. Корнилия, его «рачительством» эта икона была создана ( Юдин. 1897. С. 17-18). Помимо чудотворных икон в К. и Т. е. почитались иконы, происхождение к-рых было связано с историческими лицами, напр. икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из домовой церкви казанского тюремного замка. Она была вложена губернским прокурором Г. И. Солнцевым (ранее была подарена имп. Петру I в Киеве (1706) и сопровождала его в Персидском походе - Шпилевский. 1873. С. 61; Спутник по Казани. 1895. С. 193). На иконе был изображен двуглавый орел, посередине - икона Божией Матери «Неопалимая Купина», по окружности - лики святых. Эти детали сближают несохранившуюся историческую реликвию с др. барочными изводами 1-й четв. XVIII в., в которых использовалась гос. символика (см., напр., Азовская икона Божией Матери ; см. также: Красилин М. М. Рус. икона XVIII - нач. XX вв.//История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. М., 2010 2. С. 215). Бравурный живописный стиль европ. барокко, усвоенный рус. живописью после создания АХ, нашел отражение в памятниках иконописи К.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010