13. Пятница. Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (с 14 января) . Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского. С субботы (14 января) на пятницу (13 января) переносится служба преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Служба мучеников и преподобных отцов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Иринарха Ростовского в соединении со службой попразднства Богоявления (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобных, глас тот же: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Равноангельное житие...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобных на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобных). По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобных, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи освятил еси...» (см. в службе мучеников). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Света незаходимаго...» (см. в службе мучеников).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-26/

14. Суббота. Отдание праздника Богоявления. Св. равноап. Нины, просветительницы Грузии. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (службу зри 13 января) . Совершается славословная служба отдания праздника Богоявления (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Богоявления в соединении с полиелейной службой св. равноап. Нины, просветительницы Грузии (по Марковой главе Типикона под 25 мая о соединении службы отдания Вознесения со службой Обретения главы Иоанна Предтечи) (Б) . А. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны : праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...» . По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

87. Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых? Однажды преп. Нил Постник, бывший сподвижником св. отцам, в Синае и Раифе избиенным, память которых совершается 14-го января, видя избиение и страдание их от варваров, спрашивал: «За что они страдают? где, – говорил он, – блаженные отцы, труды воздержания вашего? где награда за терпение скорбей? где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночествованию? Или всуе вы текли на подлежавший вам подвиг? Или есть справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь, и что убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот, возымела силу скверна на ваши тела святые, и злоба хвалится, что одолела» («Чет.-Мин.», 14 янв.). Так, в глубокой скорби, задавал себе такие вопросы Нил преподобный; но он, к своему утешению, вскоре получил на них разрешение. «Чего ради, – сказал ему и бывшим с ним, спасшимся от меча злодеев инокам, израненный и едва дышавший старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на вас напасть? Ужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников своих сопротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как сугубо воздал Иову то, что он погубил? Но, там, конечно, несравненно больше воздает, ибо «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ) и терпящим до конца. Лучшего ответа на вопрос о причине неповинных страданий, кажется не может быть 67 .   67 Примеч. Здесь весьма полезно будет ознакомить читателя с мыслями по вопросу о распределении страданий между людьми мудрого святителя Филарета, митроп. московского. «Относительно распределения страданий между людьми испытующий разум, говорит святитель Филарет, предлагает два особенные вопроса: во 1-х, зачем бедствуют и невинные, во 2-х – зачем и те, которые и не безвинны, страждут не в соразмерности с виною своей, а нередко наименее виновные страждут наитягчее? Если никто из людей не свободен от греха, то первый вопрос „не только разрешается, но и уничтожается; потому что, по строгому суждению, нет на земле невинных и, следственно, все бедствующие бедствуют как более или менее виновные».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     В народе Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на территории Волжско-Камского государственного биосферного природного заповедника, попросту называют Раифой. Но далеко не все знают, что это название дано ему в память о подвиге веры «преподобных Синайских и Раифских отцев, в Синае и Раифе избиенных». Далекий-далекий IV век… На монахов-подвижников нападают варвары-язычники, и братия принимает мученическую смерть. Через тринадцать столетий после зарождения Раифского монастыря на берегу Красного моря появляется Раифскаяпустынь под Казанью. А в XX кровопролитном веке и в ней происходит избиение верных сынов Церкви – уже современными варварами. Случилось это в 1930 году, день в день с тем трагическим событием в Египте – 27 января, в престольный праздник обители. И пополнился сонм наших небесных заступников: шесть насельников монастыря были прославлены в лике новомучеников и исповедников Раифских. Такая перекличка времен… Сегодняшний день знаменитого монастыря Казанской епархии вмещает в себя и живую память о его истории с пристальным взглядом в прошлое, и труды по благоукрашению храмов, территории, приведению в порядок построек монастырского комплекса. Но главное – укрепляется в нем монашеский дух. Это стало стержнем нашей беседы с наместником обители игуменом Гавриилом (Рожновым). Я решил положиться на волю Божию Отец Гавриил, хотя у Вас за плечами опыт Оптиной пустыни, ставшей Вашим отчим домом в духовном плане, наверное, было непросто в довольно молодом возрасте возглавить монастырь, который прежний наместник на протяжении многих лет поднимал из руин, притягивая, как магнит, к себе людей?      Первые полтора года было действительно трудно. Но я читал во многих интервью, опубликованных и на портале «Монастырский вестник», что практически все вновь назначенные игумены год-полтора переживают трудности становления. Происходит смена обстановки, привыкание к братии, «притирки»… У меня получилось так: в Оптиной пустыни я десять лет нес послушание помощника эконома.

http://pravoslavie.ru/125923.html

Раифский Богородицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Раифский Богородицкий монастырь  — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Раифский Богородицкий монастырь был основан в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов). Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным. Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

http://azbyka.ru/palomnik/Раифский_Богор...

Кондак и 1-й икос переведены из Anal, sacra; 2 и 3-й икосы из афон. кондакария (см. конд. арх. Амфилохия, стр. 175); пот. что оных в кондакаре Питры не помещено. Творец песнопении неизвестен, хотя, между прочим, Питра говорить о сем песнопении, cuius poeta non solum btudita, sed vix non erit Theodorus. Из начальных букв икосов, акростиха никакого не образуется. Разночтения в 1-мъ икосе с греч. текстом афон. кондакария никакого нетъ. – Гора Синайская, где подвизались преподобные отцы, находится в Палестине, в пустыне Фаран в 18-ти днях пути от Иерусалима. Раифа, это – название другой пустыни, расположенной во внутренней части Фарана (по сказанию славянской Ч–Минеи), находящейся на восточном берегу Красного моря, расстоянием от Синая на два дня пути. Божиим попущением, было два случая избиения свв. отец в Синае и Раифе. Первый случай был в конце ΙΙΙ в. по Р. Хр., в царствование Диоклитиана, от варваров, названных в славян. Минее Влеммианами (по переводу с греч. глазатые – βλμμοι). Это Сарацынския арабские племена, которые напали на Раифских отцев в тот же самый день, как и на синайских (Полн. месяц. Вост. Ч. II, стр. 17). Второе избиение, по славянской Минее, было во дни преподобного Нила постника, от варваров Сарацынских, которые, по случаю междоусобиц, происходивших между их различными племенами, грабили и опустошали все попадавшееся им на пути. Варвары эти, по описанию славян. Ч–Минеи, не имели себе определенного жительства, кочевали в то время близ горы Синайской, и промышляли единственно только разбоем. Там св. Нил подвизался с юным сыном, Феодулом. Он был очевидцем всех варварских истязаний над св. отцами в горе Синайской; сам едва спасся от сих варваров; а сын его, Феодул, взятый в плен, был выкуплен у них епископом Елузкйским, который поставил его у себя клириком, о чем сам Нил пространно повествует в своем слове, как замечает св. Димитрий Ростовский . Кончина препод. Нила постника в учении об отцаъ (§ 208 Ф. А. Ч ) полагается около 450 г. Но Феслер доказывает, что она последовала еще не много ранее, около 430 г. (Полн. мес. Вост. ч. II, стр. 357).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Раифа. Раифский Богородицкий монастырь. Церковь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных. Церковь. Действует.   Престолы: Святых Отцев, в Синае и Раифе избиенных , Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год постройки:1708. Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пос. Раифа, Раифский монастырь, д. 4 Координаты: 55.901675, 48.729274 Проезд: Из Казани до монастыря можно добраться на автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с М-7 около 8,5 ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани до монастыря можно добраться на автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с М-7 около 8,5 км до поворота направо на Раифу (обозначен соответствующим знаком). Далее около 4,5 км, пока не будет поворот налево к Раифскому монастырю, расположенному в 500 м от поворота и автостоянки, расположенной в 200 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных была построена на месте первого деревянного храма и освящена в 1708 году. Позднее храм был перестроен по проектам А.Г. Невинского (1892) и Ф.Н. Малиновского (1897). После передачи Раифского монастыря Православной церкви вновь освящён 4 сентября 1992 года. За храмом над южной стеной монастыря у берега озера возвышается единственная из сохранившихся часовен, ее реставрация была закончена в 1998 году. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.

http://sobory.ru/article/?object=05465

Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых а также терпеть и другие беды? 8 (21) ноября Читая жития святых, мы видим, что некоторые из них терпели озлобления и гонения, а другие принимали раны и самую смерть от людей нечестивых. К большей части их без преувеличения можно отнести слова св. апостола Павла: инии избиени быша, не приемше избавления... Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша ( Евр. 11, 35–37 ). Что же это значит? Чья жизнь была неукоризненнее, как не этих гонимых святых? Кто лучше их знал Бога и усерднее служил Ему? Кто бескорыстнее их помогал ближнему, был сострадательнее, миролюбивее, благонравнее? Для чего же Господь попускал нечестивым озлоблять их? Или Он был не силен избавить их от руки злых? Или у Него нет любви и сострадания? Однажды преподобный Нил постник, бывший сподвижником св. отцов, в Синае и Раифе избиенных, память которых совершается 14 января, видя избиение и страдания их от варваров, тоже спрашивал: за что они страдают? «Где, – говорил он, – блаженные отцы, труды воздержания вашего? Где награда за терпение скорбей? Где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночествованию? Или всуе вы текли на предлежавший вам подвиг? Или есть справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь, и что убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот возымела силу скверна на ваши телеса святая, и злоба хвалится, что одолела» (Чет. Мин. изд. 1864 г. 14 янв. стр. 139). Так, в глубокой скорби, задавал себе подобные нашим вопросы Нил преподобный; но он, к своему утешению, вскоре получил на них разрешение. «Чего ради, – сказал ему и бывшим с ним спасшимся от меча злодеев инокам израненный и едва дышавший старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на нас напасть? Ужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников Своих сопротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как и сугубо воздал Иову то, что он погубил? Но нам, конечно, несравненно больше воздаст, ибо ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ) и терпящим до конца» (там же, л. 140). Лучшего ответа и на наши, братие, вопросы о причине неповинных страданий не может быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович) (1870, с. Парпуровцы Винницкого у. Подольской губ.- 7.04.1930, Казань), сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи, окончил церковноприходскую школу. В нояб. 1900 г. зачислен в число послушников кишинёвского архиерейского дома, 19 нояб. того же года Кишинёвским и Хотинским еп. Иаковом (Пятницким) пострижен в монашество с именем в честь Варлаама, мч. Антиохийского. 16 авг. 1904 г. рукоположен во иеродиакона. 23 сент. того же года переведен в ярославский архиерейский дом, 26 апр. 1907 г. зачислен в братию симбирского архиерейского дома, со 2 июня исполнял должность казначея. 18 мая 1907 г. рукоположен во иеромонаха. 16 дек. 1910 г. причислен к братии казанского архиерейского дома, 31 янв. 1911 г. назначен экономом. В 1912 г. по собственной просьбе зачислен в братию Раифского в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. мон-ря , служил в приписанном к мон-рю храме в с. Васильеве, с янв. по окт. 1917 г.- в с. Помары, затем вернулся в Раифский мон-рь. В 1922 г. в числе 25 монашествующих и 18 послушников В. подписал постановление братии о непризнании живоцерковников (см. Обновленчество ). После закрытия Раифского мон-ря В. в 1928 г. был арестован, через 4 дня освобожден, по решению крестьянского схода вошел в клир приходской церкви, действовавшей в упраздненной обители. В янв. 1930 г. ГПУ спланировало акцию по аресту иноков, живших близ упраздненного Раифского мон-ря и влиявших на настроения крестьян, к-рые протестовали против закрытия мон-ря и коллективизации . Иноки, в их числе В., были арестованы после богослужения 27 янв. 1930 г., в день престольного праздника - преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, и препровождены в казанскую тюрьму ОГПУ. Монахам было предъявлено обвинение в «зверском умерщвлении красноармейцев в 1918 г.» (имела место расправа местных крестьян над напавшими на Раифский мон-рь красноармейцами, в к-рой насельники мон-ря не принимали участия), в «антисоветской агитации против проводимых мероприятий правительства... в области переустройства сельского хозяйства», а также в том, что «с корыстной целью удержали монастырское имущество». В. виновным себя не признал. Расстрелян вместе с 4 иеромонахами, 1 послушником и 2 мирянами по приговору тройки ГПУ ТАССР от 20 февр. 1930 г.

http://pravenc.ru/text/154153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Протопопов Иван Андреевич; 1880, Одесса - 7.04.1930, Казань), прмч. (пам. пам. 14 янв. ,в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. С 22 мая 1907 г. послушник Феодосиевского мужского мон-ря в г. Балта Подольской губ. 27 нояб. 1910 г. пострижен в монашество с именем Иов Балтским еп. сщмч. Амвросием (Гудко) . Стал келейником еп. Амвросия, оставаясь в штате мон-ря. После назначения еп. Амвросия на Сарапульскую кафедру перемещен 16 июня 1914 г. в штат Сарапульского архиерейского дома. После того как 18 марта 1917 г. еп. Амвросий был уволен на покой и назначен управляющим свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем Казанской епархии, 28 марта И. также перешел в Успенский мон-рь, неотлучно оставаясь в качестве келейника при архиерее. 19 марта 1918 г. рукоположен еп. Амвросием во диакона. После ареста еп. Амвросия добился разрешения сопровождать архиерея. Находился с еп. Амвросием в тюрьме Казани. После освобождения они вместе вернулись в Свияжский монастырь, но вскоре были вновь арестованы. 9 авг. 1918 г. еп. Амвросий был без суда расстрелян красноармейцами около ст. Свияжск. Отпущенный на свободу И. нашел и похоронил тело еп. Амвросия, в дальнейшем заботился о могиле. Вскоре перешел в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь . Был рукоположен во иерея. После закрытия в 1928 г. Раифского мон-ря жил в с. Тоганашеве, а с дек. 1929 г.- в дер. Бело-Безводное. 23 янв. 1930 г. арестован и помещен в тюрьму в Казани. Проходил по общему делу монахов Раифского мон-ря, обвинявшихся в «антисоветской агитации». Отказался признать себя виновным. 20 февр. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР к расстрелу вместе с иеромонахами преподобномучениками Антонием (Чирковым) , Варлаамом (Похилюком) , Иосифом (Гавриловым) , послушником Петром Тупицыным, а также мирянами Василием Гавриловым и Степаном Абрамовым. Казнен вместе с ними, похоронен в общей безвестной могиле. Прославлен как местночтимый святой Казанской епархии определением Казанского и Татарстанского архиеп. Анастасия (Меткина) от 6 апр. 1997 г. с общим для Раифских новомучеников днем памяти (преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных).

http://pravenc.ru/text/578162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010