Аминь. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря нов. ст. – 21 ноября ст. ст.) 1 . Содержание тропаря праздника «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в кроме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы всегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Тропарь праздника Такой священной песнью Святая Церковь прославляет сегодняшний праздник и раскрывает его содержание. Праздник Введения древний. Упоминания о нём имеются уже в 4 в., а предсказания о событии праздника – и удивительно ясные – находим ещё у пророка Давида, жившего за тысячу с лишним лет до Рождества Христова. Стала Царица одесную Тебя, – возвещает Пророк. – Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое... И возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводится с веселием и ликованием, входят в чертог Царя... Сделаю имя Твое памятным в род и род (по-славянски: Помяну имя Твое во всяком роде и роде); посему народы будут славить Тебя во веки и веки ( Пс.44:10–16,18 ). Вы знаете, дорогие отцы, братья и сестры, что родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, дали обет посвятить своё Дитя Богу? И когда Марии исполнилось три года, помня свое обещание, надели на Отроковицу богатые украшения (В испещренной одежде ведется Она к Царю ( Пс.44:15 ) и в сопровождении множества девиц (за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее Введение во храм Пресвятой Богородицы 1950–60 гг. Монахиня Иулиания (Соколова) ( Пс.44:15 ) с пением псалмов направились к Соломонову храму. На лестнице храма торжественную процессию встретил первосвященник Захария со всеми священнослужителями. Захария взял Марию за руку и сам повел Её в храм, а затем ввёл и в самую главную часть храма – во Святая Святых – в чертог Царя ( Пс.44:16 ), куда разрешалось входить только одному первосвященнику, да и то один раз в год. Объятый Духом Святым, много раз удостоенный откровений Божиих и чудес, Захария уразумел, что вводимая им Отроковица и есть Та Жена, Божественный Сын Которой – предсказанный Потомок – сотрёт главу змия, соблазнителя людей ( Быт.3:15 ), победит зло и вернёт людям потерянный рай и блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Апостолам было известно, что Христос возвратится на землю «таким же образом», каким Он восходил на «небо» во время Своего вознесения (Деян 1. 11). Однако о сроке возвращения они ничего не знали. Незадолго до сошествия Св. Духа они спросили у своего Учителя: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1. 6),- что в их сознании означало эсхатологическое завершение дела Мессии. Христос ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...» (Деян 1. 7). Кроме Отца, эти «времена» и «сроки» не известны никому - ни ангелам, ни даже Сыну (Мк 13. 32). Но к их наступлению нужно быть готовым, потому что тогда произойдет встреча с грядущим Господом. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24. 42). «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк 12. 35-38). Не открывая времени В. п., Иисус Христос тем не менее указал признаки его приближения. Ими станут «войны» и «военные слухи», «глады, моры и землетрясения по местам»; по причине падения нравственности в людях «охладеет любовь» друг к другу; появятся лжепророки, выдающие себя за Христа, «и многих прельстят». Однако все это - лишь «начало болезней» и «еще не конец» мира (Мф 24. 3-12). К концу времен бедствия настолько усилятся, что «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф 24. 22). 22-й стих и предыдущие 16-21 имеют двоякое толкование: как относящиеся к «последним временам» и к падению Иерусалима (ср.: France R. T. Евангелие от Матфея//Нов. библейск. коммент. СПб., 2001. Ч. 3: Новый Завет. С. 63-64). Основания для 2-го варианта толкования находят в Лк 21. 20-24, где общий с Евангелием от Матфея текст заполняется историческими подробностями: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (ст. 20) и «отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками» (ст. 24). Но наряду с исторически ориентированными свидетельствами конец каждого текста содержит свидетельства эсхатологического характера (Мф 24. 27-31; Лк 21. 27; ср.: Мк 13. 24-27), поэтому и Мф 24. 22, и Лк 21. 24 допускают оба варианта толкования.

http://pravenc.ru/text/Второго ...

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1; 28, 30-31, 35). БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ - пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ( " Благословенно царство... " ; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ( " Слава Святей... " ) и обычный ( " Благословен Бог наш... " ; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом " Мир всем " . БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим " . БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312; " Блаженны нищие духом... " ). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников. БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый. БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Не удалось иудействующим лжебратьям повлиять и на первоверховных апостолов. Свое учение ап. Павел, как сказал выше, он предлагал на рассмотрение, знаменитейших столпов Церкви. Но и они не возложили на него ничего более, т. е. не нашли нужным в чем-либо изменить учение апостола Павла или что-либо к нему прибавить. «Что же касается до того, как учили другие Апостолы безразлично: для него важно то, что они не отличались в своем учении от него тогда, когда он беседовал с ними». (Уч. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Применительно к русскому переводу смысл будет несколько иной; как ни знамениты первоверховные апостолы, как ни высоко стоит их авторитет среди верующих в смысле раскрытия учения, по этот авторитет лично для меня чего либо особенного не представляет, и если они мира ради в Церкви и снисхождения к немощам человеческим допускали обрезание, то это их дело, и меня не касается. Тем более, что к моему, предложенному им на обсуждение, учению они не сочли нужным делать какие-либо прибавления или изменения, не потребовали, чтобы я обрезал Тита. Бог не взирает на лице человека. Чем бы я ни был прежде, но Божией благодатью есмь то, что есмь ( 1Кор. 15, 10 ), т. е. я такой же апостол, как и они. 7 ст. Напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – 8 ст. ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – 9 ст. и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным. В моем апостольском достоинстве не сомневались и сами первоверховные апостолы, они признали, что мне вверено благовестите необрезанным, т. е. язычникам, подобно тому, как ап. Петру обрезанным, т. е. иудеям. Что Бог , содействовавший знамениями и чудесами Петру в деле проповеди среди иудеев, содействовал теми же знамениями и чудесами и мне среди язычников и, узнавши о сопутствовавшей мне благодатной помощи Божией, столпы церкви: Иаков, Петр и Иоанн подали мне и Варнаве руку общения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты. умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим». — говорится также о превозношении сердца ( Ос. 13:6 ): На пажитех их, и насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя ( Ос. 13:6 ); «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» — о сердце каменном ( Иез. 11, 19; 36:26 ): И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и дух Мой дам в вас ( Иез. 36:26-27 ). «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой» — о необрезанном сердце ( Лев. 26:41 ; Иер.9:26 ). (См. Hesenius, стр. 424–425): И Аз пойду с ними в ярости страною и погублю их в земли врагов их: тогда усрамится сердце их необрезаное и тогда познают грехи своя ( Лев. 26:41 ). «И Я (в ярости) шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои». Се, дние грядут, глаголет Господь, и посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на Идумею, и на Едом и на сыны Аммони, и на сыны Моавли и на всякаго остризающаго власы по лицу своему, обитающия в пустыни, яко вси языцы необрезани плотию, весь же дом Израилев необрезани суть сердцы своими ( Иер.9:25-26 ). «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем». Таким образом, в Ветхом Завете сердце (leb [лев], lebab [лева ‘ в]) означает жизнь человека в ее средоточии – и по отдельным ее сторонам (физическую, духовную: чувство, волю, ум), и всю вместе; но вместе с тем сердце является источником нравственной жизни и жизни религиозной. Сердце в ветхозаветной письменности, как и в Новом Завете, является источником высших настроений и переживаний религиозно-настроенного и благоговейно преклоняющегося пред Богом человека ( Пс.26:8; 44:2; 56:8; 85:12; 107:2; 111:8; 118:10-11 ; Иер.17:5 ), но также источником безрелигиозности, отрицания Бога ( Пс.13:1; 52:2 ) и преступлений ( Пс.9:32; 57:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Будем же, брат. христ., помнить это, и не будем отвращаться от любящей и общей всем нам Матери – Церкви. Она, не умолкая, зовет всех в Царство Божие, на духовную вечерю Господню; ее зов есть глас Божий. Не идти на этот зов, значит – повторить страшную ошибку званных Евангельской притчи и, как они, остаться вне царства Божия. – Аминь. Свящ. Г. Прозоров VIII. Брояковский С., свящ. Спасительное значение молитвы и милостыни за умерших. 181 (Для внебогослужебного собеседования).//Миссионерское Обозрение, 1897, Декабрь, кн. 2. С. 775–787 Признавая великую пользу для душ усопших в поминовении их, св. Церковь предлагает и средства для достижения этой цели. Средства эти: молитва частная, молитва общественная и милостыня: «Вот какое дерзновение мы имеем к Нему (Сыну Божию), что, когда просим чего по воле Его, Он слушаешь нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получим просимое от Него ( 1Ин.5:14–15 ), говорит возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов. Вся, елика аще воспросим в молитве верующе, приимем ( Иак.5:16 ), свидетельствует другой апостол. На сем основании молитва всякого верующего об усопших и прошения наши ко Господу об облегчении их загробной участи могут быть услышаны Господом Богом. Вот почему у благочестивых христиан существует благочестивый обычай в молитвах утренних и вечерних творить молитву за усопших сродников, чтобы они, по неизреченному милосердие Божию, сподобились быть в лоне Авравма, Исаака, и Иакова, в вечном жилище прохлады, света, мира и повоя, в месте, отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Нов. Скр. ч. 4, гл. 23, § 1). А что молитве этой внемлет Бог, об этом мы находим многочисленные свидетельства в житиях св. угодников Божиих. Так, у св. мученицы Перпетуи умер брать, по имени Динократ. Когда во время гонений на христиан св. Перпетуя заключена была в темницу, там вспомнила она о своем умершем брате и стала молиться о нем Богу. В следующую ночь ей было такое видение. Брат ее вышел из темного места в сильном жару.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– В скорби призвал мя еси, и избавих тя, – находясь в Египте, в рабстве, сгиная спину под непосильной тяжестью, народ скорбел и в этой лютой скорби молитвенно взывал к Господу о помощи, и Господь слышал его скорбную молитву, избавил его от рабства и имеет от скорби. – Услышах тя в тайне бурю, – услышал Я тебя из таинственной бури, т. е. из грозового облака, которое скрывало присутствие Господа; разумеется – так являлся Он на горе Синае. – Искусих тя на воде пререкания, – Я испытал тебя на водах Меривы. Но выходе из Египта, по переходе чрез Красное морс и по вступлении в пустыню, вскоре Господь испытал народ – подверг его жажде. Придя в пустыню Син и расположившись станом в Рафидиме, где «не было воды пить народу», евреи роптали на Моисея и на Бога. Тогда Господь повелел Моисею, в присутствии старейшин, ударить в скалу чудодейственным жезлом. Моисей ударил, и вода потекла в изобилии. И нарек Моисей месту тому имя Мааса и Мерина, т. е. искушение и укорение, ибо здесь собственно народ искушал Господа, и тем показал, как он скоро забывает милости Божии, даже величайшие ( Исх.17:1–7 ). 9–11. Слышите, людие Мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене, не будет в тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, расшири уста твоя, и исполню я. Напомнив народу об изведении его из Египта – из страны рабства, Господь напоминает ему и о своем с ним завете при Синае. – «Слушайте, люди мои, и Я буду свидетельствовать вам: Израиль, послушаешь ли ты Меня»? или – о, если бы ты послушал Меня! – Разумеется, ты всегда пребывал бы в милости Моей и – в полной радости (ср. ст. 14–15). – «Да не будет у тебя бога нового», т. е. иного, которого прежде не было у Тебя и отцов твоих. – «И не поклоняйся богу чуждему» или – чужеземному, – «Я Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской». Это точные слова первой заповеди из тех десяти, которые Господь изрек Моисею и народу на Синае и потом начертал перстом Своим на скрижалях Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В таком случае непременная обязанность каждого христианина – восстановить в себе разоренный храм Божий и снова стяжать себе Духа Святого и Его благодатью обновлять и украшать в себе постоянное Ему жилище. Святая Церковь , празднуя обновление и освящение храма вещественного, обращает нашу мысль от сего храма, созданного руками человеческими, к нерукотворенному, духовному храму, которым мы должны быть навсегда. К себе восходи, выражает песнь церковная, человече! Буди нов, вместо ветхого, и души празднуй обновления, дóндеже время жития, да обновляется тебе всякого жития путь. (служба 13 сентября). Средства к этому с нашей стороны: 1) истинная, живая, твердая и непоколебимая вера в Спасителя нашего Иисуса Христа, потому что верою Христос, по Апостолу, вселяется в сердца наши; 2) любовь к Богу всецелая, от всего сердца и от всей души. Кто любит Бога и Христа более всего, к тому Сам Бог триединый приходит и вселяется в нем, по уверению вечной Истины: любяй Мя, говорит Господь, возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ), аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); 3) любовь к ближнему искренняя, нелицемерная, основанная на любви к Богу. Наперсник Христов говорит: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает и любы Его совершенна есть в нас ( 1Ин.4:12 ); 4) соблюдение заповедей Божиих и непорочное в них хождение. Ибо исполнение заповедей Господних есть самое верное, опытное доказательство любви нашей к Богу и блаженного общения нашего с Ним. Соблюдающий заповеди Его – Иисуса Христа, в Нем пребывает и Той в нем; 5) средство к возобновлению и благоукрашению внутреннего нашего храма в жилище Святому Духу есть соблюдение себя от всякой скверны плоти и духа. Всякая скверна духа, т.е. порочные мысли, нечистые пожелания и движения сердца, гнилые, срамные и отвратительные, ругательные слова, вносящие растление во все: в слух и в сердце, и в душу и тело, и в дом, и на улицу и, с ними соединенные, беззаконные плотские дела крайне оскорбляют Духа Святого, живущего в христианах: скверна плотская совершенно угашает в них Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В то же время нельзя исключать, что Саул, отдав своим приближенным приказ во что бы то ни стало найти Давида, отнюдь не спешил объявить любимца народа беглым заговорщиком. И все же то, что Давид пришел в Нов один и без всякого боевого снаряжения, вне сомнения, насторожило первосвященника, и тот напрямую спросил, с чем это связано. Но Давид, разумеется, и не подумал сказать правду — слишком уж велика была опасность, что Ахимелех выдаст его царю. Давид ответил, что он следует с особо секретной миссией, а без оружия оказался потому, что задание Саула следует выполнить как можно скорее, так что у него не было времени даже снарядиться как следует, а его воины ждут в условленном месте. Вслед за этим Давид обратился к первосвященнику с тремя просьбами. Во-первых, он попросил дать ему на дорогу несколько караваев хлеба — якобы не только для него, но и для ожидающих его воинов. На это Ахимелех ответил, что обычного хлеба у него нет, а есть только «хлебы предложения» — буханки особой формы, которые специально выпекались для установления на особых подносах «перед Богом» в Шатре Откровения. Право есть этот хлеб имели только коэны и члены их семей, однако в исключительных случаях они могли поделиться ими и с другими евреями — при условии, что те ритуально чисты, то есть после своего последнего омовения в микве не прикасались к мертвому, не вступали в интимную близость и т. д. Поэтому согласившись дать Давиду и его воинам, выполняющим особое задание царя, «хлебы предложения», Ахимелех спросил, не был ли кто-либо из них недавно с женщиной, то есть чисты ли они? И Давиду не оставалось ничего другого, как с горькой усмешкой констатировать, что «как вчера, так и третьего дня, со времени, как я вышел, не было среди нас женщин». Вторая просьба Давида к Ахимелеху заключалась в том, чтобы первосвященник помог раздобыть ему оружие. Но никакого оружия, кроме меча Голиафа, который, как уже было сказано, был помещен в Скинии, в Нове не было. «И сказал Давид: нет подобного ему, дай мне его!» — времена, когда боевые доспехи казались ему лишней обузой, а меч слишком тяжелым и неудобным оружием, остались в прошлом. Теперь мало кто среди израильтян мог сравниться с ним в искусстве боя. К тому же меч этот напоминал ему о его подвиге, принадлежал ему по праву, и для Давида и в самом деле не было «подобного ему».

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

В частности, требуется посвящать Богу седьмой день недели ( Исх. 20:11 ), требуется уважение и благоговение к имени Божию ( Исх. 20:7 ), принесение жертв Богу из животных ( Исх 20:24 ), посвящение Ему каждого первенца из животных и людей (Мсх. 13:2, 12–13), начатков гумна и точила ( Исх. 22:29; 23:15–19 ); а в каждый седьмой или субботний и в пятидесятый, юбилейный, год вся земля посвящалась Богу ( Лев. 25:2–11 ). Но все эти, большею частию вещественные, воздаяние должны были быть выражением внутреннего. сердечного расположения человека к Богу, выражением любви к Нему, a без этого они не были угодны Богу. Так, жертва Авеля была принята Богом, ибо была принесена с верою, следовательно от искреннего, любящего сердца; а жертвы Каина Бог не принял, потому что она не сопровождалась внутренним добрым расположением к Богу. Давид в покаянном псалме говорит Богу: жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ( Пс. 50:18–19 ). A в псалме 49-м Сам Бог обращается к народу: всесожжения Твои всегда предо Мною... ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои. И призови Меня в день скорби (8–15). Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие (23 ст.) A грешник в этом же псалме обличается за то, что хотя Он устами проповедует заповеди Божии, но в душе ненавидит их и преступает. – В Нов. Завете точно так же, как и в Ветхом, выражением любви к Богу почитается повиновение Его заповедям, исполнение их ( Ин. 14:15; 15:10, 14; 21:23 ); а исполнение заповедей есть воздаяние Богу того, что мы обязаны, должны воздать ему. Апостол Павел убеждает нас, чтобы мы прославляли Бога духом и телом ( 1Кор. 6:20 ); а это значит, что вся наша жизнь и деятельность должны быть посвящаемы Богу, как Его же собственный дар нам, потому что, говорит апостол, вы не свои (19 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010